Научная статья на тему 'Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества подготовки будущих специалистов правоохранительных органов'

Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества подготовки будущих специалистов правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / СПЕЦИАЛИСТ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ / TRAINING QUALITY / SPECIALIST / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / STUDY AIDS / MANUALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быхтина Н. В.

Статья посвящена анализу современных электронных образовательных технологий. Рассматриваются вопросы оптимальной организации образовательного процесса на занятиях по изучению иностранного языка с помощью электронных образовательных ресурсов. Акцентируется внимание на качестве подготовки будущих специалистов правоохранительных органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быхтина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic educational resources as a means of rising of training quality of future law enforcement specialists

The article is devoted to the analysis of modern electronic educational technology. The author touches upon the optimization of training of foreign languages with the help of electronic educational resources. The attention is focused on training quality of future law enforcement specialists

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества подготовки будущих специалистов правоохранительных органов»

2013'2

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS A MEANS OF RISING OF TRAINING QUALITY OF FUTURE LAW ENFORCEMENT SPECIALISTS

УДК 371.68:34.07

Н.В. БЫХТИНА,

кандидат педагогических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: статья посвящена анализу современных электронных образовательных технологий. Рассматриваются вопросы оптимальной организации образовательного процесса на занятиях по изучению иностранного языка с помощью электронных образовательных ресурсов. Акцентируется внимание на качестве подготовки будущих специалистов правоохранительных органов.

Ключевые слова: качество подготовки, специалист, правоохранительные органы, электронные образовательные ресурсы, учебное пособие, электронное издание.

N.V. Bykhtina, candidate of pedagogical sciences, associate professor, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia.

Abstract: The article is devoted to the analysis of modern electronic educational technology. The author touches upon the optimization of training of foreign languages with the help of electronic educational resources. The attention is focused on training quality of future law enforcement specialists.

Keywords: training quality, specialist, law enforcement agencies, electronic educational resources, study aids, manuals.

Необходимость модернизации средств обучения иностранным языкам обусловила активное применение в образовательном процессе новых интерактивных ресурсов: электронных учебников, учебных пособий, справочников, практикумов.

Как известно, электронные образовательные ресурсы оказывают непосредственное влияние на рост профессиональной компетентности преподавателя вуза. Это, в свою очередь, способствует повышению качества подготовки будущих специалистов правоохранительных органов.

Качество подготовки будущего специалиста зависит от соблюдения следующих условий: обеспечение обучающихся актуальным дидактическим раздаточным материалом, использование мультимедийных средств (телевизор, видео, музыкальный центр, ком-

пьютер), применение разнообразных форм ведения занятий, осуществление дифференцированного подхода к обучающимся, а также проведение автоматизированного мониторинга уровней освоения учебного материала с помощью электронных образовательных технологий.

Как известно, основной целью изучения иностранного языка в неязыковом вузе является достижение практического владения этим языком, позволяющего использовать его во всех видах речевой коммуникации. Практическое владение иностранным языком предполагает наличие таких умений в различных видах речевой деятельности, которые дают возможность:

свободно читать и адекватно понимать оригинальную литературу на иностранном языке в соответствующей отрасли знаний;

оформлять извлечённую из информационных источников информацию в виде перевода или резюме;

делать сообщения и доклады на иностранном языке на темы, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающегося;

вести беседу по специальности и общественно-политическим вопросам.

Естественно, в решении поставленных задач оказывают помощь современные электронные образовательные ресурсы, которые становятся неотъемлемой частью процесса обучения дисциплине «Иностранный язык».

Как показывает опыт преподавания в Белгородском юридическом институте МВД России, электронные учебные издания являются более гибкими и доступными образовательными средствами, способствующими интенсификации процесса обучения иностранным языкам и повышению объема выполняемой работы. Подобные издания позволяют: рационально организовать образовательный процесс, повысить эффективность процесса обучения иностранным языкам, создать положительную мотивационную базу обучения, обеспечить доступ к справочным материалам, повысить уровень самообразовательной компетентности.

Естественно, оптимальное применение в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов помогает более эффективно организовать самостоятельную работу обучающихся на занятиях иностранного языка и во время внеаудиторной работы, а, следовательно, сформировать готовность обучающихся к самоуправляемому обучению.

В сфере преподавания иностранных языков электронные учебные издания применяются все чаще и чаще, что способствует повышению мотивационного уровня обучающихся, стимулированию познавательной и творческой деятельности, а также формированию прочных лексико-грамматических и произносительных навыков и умений.

Электронные образовательные ресурсы имеют ряд преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают сформировать лингвистическую культуру, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия.

В электронных учебных изданиях по инос-

транному языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль.

В настоящее время преподавателями кафедры иностранных языков Белгородского юридического института используются на занятиях английского языка различные виды электронных дидактических материалов: учебник, учебное пособие, наглядные пособия, интерактивные обучающие программы, которые позволяют:

- активизировать учебную деятельность обучающихся;

- создать оптимальные условия для организации как аудиторной, так и самостоятельной работы;

- обеспечить доступ к аутентичным аудио-и видеоматериалам.

Одним из наиболее доступных электронных учебных изданий, разработанным авторским коллективом кафедры иностранных языков, можно считать электронное учебное пособие ««English Readings. Хрестоматия для чтения по английскому языку».

К достоинствам данного пособия, на наш взгляд, следует отнести:

- наглядность учебного материала (использование иллюстраций, аудио- и видеоматериалов и т.д.);

- быстрая обратная связь «преподаватель

- обучающийся» (лексические тесты, включенные в пособие, а также тесты к видео) обеспечивают мгновенный контроль за усвоением программного материала);

- интерактивный режим, который позволяет обучающимся осуществлять самоконтроль при усвоении учебного материала;

- возможность регулярной корректировки любой части учебного пособия.

Электронное учебное пособие составлено на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) 031001 Правоохранительная деятельность и 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности с учетом требований, соответствующих примерной программе и рабочим учебным программам по дисциплине «Иностранный язык».

Данное учебное пособие размещено в оболочке Stellus, содержит разнообразный аутентичный лингвострановедческий материал, способствующий совершенствованию навыков и умений аудирования, говорения и чтения на английском языке. Материалы электронного учебного посо-

2013'2

бия позволяют расширить представление о политических системах Великобритании и США, международных правоохранительных организациях, правоохранительных органах стран изучаемого языка, судебной системе Великобритании и США, о международной преступности.

Пособие «English Readings. Хрестоматия для чтения по английскому языку» построено на основе аутентичного лексического материала, отобранного с учетом специфики обучения в юридических вузах МВД. Оно рассчитано на 120 часов внеаудиторных занятий и состоит из пяти тематических блоков:

1. Governmental Systems in the UK and the USA ( 30 часов)

2. International Law Enforcement Organizations (14 часов)

3. British and American Law Enforcement Organizations (26 часов)

4. Criminal Justice Administration in the UK and the USA (30 часов)

5. Fight Against International Crime (20 часов)

Композиционно все блоки построены единообразно. Каждый блок содержит предтекс-товые глоссарии с подробными комментариями, аутентичные тексты по специальности для внеаудиторного чтения; задания рабочей тетради (Activator), видеоматериалы с заданиями, дополнительный иллюстративный материал, лексические тесты.

Тексты пособия подобраны в соответствии с тематическими блоками, имеют юридическую направленность и аутентичны.

Аутентичность учебных материалов, содержащихся в пособии, на наш взгляд, вызывает наибольший интерес у обучающихся. Тексты электронного учебного пособия иллюстрируют функционирование языка в естественной форме и в профессиональном контексте, способствуют созданию положительной мотивации к изучению профессионально-значимой информации на иностранном языке. Тексты пособия озвучены носителями языка (британский вариант), что способствует погружению в иноязычную языковую среду как необходимое условие эффективного формирования навыков произношения лексических единиц.

Глоссарий с комментариями содержит перевод ключевых терминов, подробные описания реалий, расшифровку аббревиатур.

Тесты с ключами охватывают лексический материал каждого блока. Выполнение тестовых заданий позволяет осуществить самоконтроль изученного материала.

Иллюстративный тематический раздел

содержит схемы, карты, видео- и фотоматериалы.

В раздел «Рабочая тетрадь» включены различные виды творческих заданий по изученным темам:

- выполнение подстановочных упражнений;

- подтверждение или опровержение соответствующих высказываний;

- выделение из цепочки слов лексической единицы, не относящейся к данной группе;

- соотнесение хронологических дат с соответствующими событиями;

- выполнение перевода с русского языка на английский язык на основе представленного в пособии материала.

Работа с данным электронным пособием позволит эффективнее и разнообразнее организовать самостоятельную работу обучающихся, а также осуществить проверку лексических и коммуникативных знаний, навыков и умений курсантов, слушателей, адъюнктов, аспирантов и соискателей.

Новым средством электронной образовательной технологии, актуализирующим концепцию личностно-ориентированного подхода к организации обучения в неязыковом вузе, можно считать интерактивный электронный словарь.

В настоящий момент преподавателями кафедры ведется работа над созданием электронного англо-русского словаря юридических терминов. Термины, которые будет содержать словарь, помогут обучающимся преодолеть трудности перевода текстов юридического характера, а также развить у них ориентационные, прогностические и коммуникативные компетенции, необходимые, на наш взгляд, для осуществления коммуникации в профессиональной среде.

В обострившихся условиях конкуренции преимущества получат учебные заведения с наиболее качественным обучением, что создаёт предпосылки для внедрения в учебный процесс вузов МВД России современных образовательных технологий, в частности, электронных образовательных ресурсов, способствующих формированию профессиональной компетентности преподавателя вуза и повышению качества подготовки будущих специалистов правоохранительных органов.

В этой связи создание на кафедрах электронных образовательных ресурсов (электронных учебных изданий) по учебным дисциплинам рабочего учебного плана определённой специальности приобретает особое значение.

Литература

1. Быхтина Н.В., Селина ИА. Электронное учебное пособие «Хрестоматия для чтения по английскому языку» - интерактивная модель взаимодействия с учебной информацией // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы восьмой международной научно-практической конференции. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2010.

References

1.Bykhtina N.V. Selina IA. Electronic study aid «English Readings» - an interactive model of exchange of educational information // Actual problems of fighting crimes and other offences: releases of the 8-th international scientific and practical conference. - Barnaul: Barnaul Law Institute of the MIA, 2010.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДОВУЗОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ

physical preparation as the factor of vocational guidance to high school youth

УДК 796:37.048.45

Н.А. АЛЕКСЕЕВ,

профессор;

Н.Б. КУТЕРГИН,

кандидат педагогических наук, доцент;

А.И. ТКАЧЕНКО,

кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: в статье рассматриваются основные направления физической подготовки учащихся лицеев полиции.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, прикладные умения и навыки, психофизические качества.

N.A. Alekseev, professor, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia;

N.B. Kutergin, the candidate of jurisprudence, assistant professor the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia;

A.I. Tkachenko, the candidate of jurisprudence, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia.

Abstract: In article the main directions of physical preparation of lyceum students of police are considered.

Keywords: professional and applied physical preparation, applied skills, psychophysical qualities.

Актуальность исследования заключается физической и функциональной подготовлен-

в современных тенденциях педагогики ности современной молодежи. Г ипотеза ис-

довузовской подготовки, пониженном уровне следования заключается в том, что на основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.