Sharkey // Know. Eng. Rev., 1997.-12,3.-P.231-247.'
8. Потапов В.И., Математические модели, методы и алгоритмы оптимизации надежности и технической диагностики искусственных нейронных сетей. / В.И. Потапов, И.В. Потапов. - Омск: Изд-во ОГУП, 2004.-220с.
9. FujitaV., Kobayashi V. Development and fabrication of digital neural network WSJs / V. Fujita , V. Kobayashi // JEJCE Trans Electron., 1993v. E76. -№ 7. - P. 1182-1189.
10. Campbell M., Nyberg S. 3-D Wafer scale Architectures for Neural network computing / M. Campbell, S. Nyberg // JEEE Trans.-1993. v. CHMT-16. - №7. - P.646-655.
11. Boubekenr A., Party J. A real experience of configuring a wafer scale 2-D array of monolit processors / A.Boubekenr, .1 Party //JEEETrans.-1993. v. CHMT-16. -№ 7. - P.637-644.
12. Uchimura K., Saito O., Amemiya Y. A high-speed digital neural network chip with low-power chain-reaction architecture / K. Uchimura, O. Saito, Y. Amemiya //JEEE Journal.-1993. v. SC-27.-№12.-P.1862-1866.
13. Стемпковский А.Л., Осипов Л.Б., Селезнев С.З. Исследование вопросов реализации неГфосиги по СИП-технологии для построения отказоустойчивых однородных архитектур /
А,Л. Стемпковский. Л.Б. Осипов, С.З. Селезнев // Информационные технологии и вычислительные системы. - 1995. - №9. - С.53-64.
14. Стемпковский А.Л., Осипов Л.Б., Селезнев С.З. Проблемы реализации отказоустойчивых архитектур нейрочипов по технологии систем и интеграцией на пластине / А.Л. Стемпковский, Л.Б. Осипов, С.З. Селезнев // Информационные технологии.-1997- №5.-С.15-20.
15. Алюшин М.В. Аппаратная реализация быстродействующих нейросетей на основе программируемой логики фирм AMD, FLTERA, X1L1NX / М.В. Алюшин // Ыейроинформатика -99. - М.: Изд-во МИФИ. - 4.2. - С.25-33
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект №06-07-89013-а
ПОТАПОВ Виктор Ильич, д.т.н., профессор, зав.кафедрой ивт.
Дата поступления статьи в редакцию: 01.06.2006 г. © Потапов В.И.
УДК 02+002 5 о. В. КУЛЕВА
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук
ЭЛЕКТРОННЫЕ КАНАЛЫ И СРЕДСТВА НАУЧНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_
В статье рассматриваются каналы и средства научных и профессиональных библиотечных коммуникаций в традиционной и электронной среде и их основные характеристики. Особое внимание уделяется месту сайтов и порталов в системе электронных коммуникативных средств и каналов.
Система научных коммуникаций претерпела существенные изменения с появлением сети Интернет. В результате этого изменилась коммуникативная среда взаимодействия научных и профессиональных сообществ, расширились ее границы, способствуя появлению различных каналов и средств коммуникации, То есть, как отмечают исследователи, складывается новая «коммуникативная» парадигма [1], не отменяющая старых каналов и средств научной коммуникации.
Важное место в структуре научных коммуникаций занимает библиотека, так как является каналом, обеспечивающим передачу и трансформацию информации в процессе научно-информационной деятельности. Месту библиотеки в научных коммуникациях особое внимание уделяют как зарубежные, так и российские исследовятечи (Э Л. Шапиро. Н. Ю. Столяров, Дж. Блэджен и другие) [6, 10, 12, 14, 15,17].
С середины 90-х г. XX в. разрабатываются возможные модели развития современных научных коммуникаций, и рассматривается проблема места библиотеки в системе электронных научных коммуникаций [9]. Появляется видение библиотеки как «агентства научных коммуникаций» [18], а также особой профессиональной коммуникативной средой являющейся частью интернет-среды [16]. Важными и широко используемыми инструментами в коммуникативной научной и профессиональной библиотечной веб-среде стали средства электронной коммуникации. Данные средства имеют определенные особенности сформулированные еще в 70-е годы XX в. Р. С. Гиляревским, который утверждал, что методы, каналы и средства коммуникации обладают большой стабильностью и консервативностью, а вновь появляющиеся процессы, методы и средства научной и массовой коммуникации будут лишь дополнять и обогащать систему коммуникации, не при-
водя к отмиранию уже существующих ее форм [2]. Эту основополагающую закономерность впоследствии развил А. В. Соколов, утверждая, что «новые каналы, например письменность или кино, возникали не на пустом месте, а на основе предшествовавших каналов, то есть наблюдается преемственность коммуникационных каналов» [11].
В данной статье мы проанализируем и сопоставим каналы и средства коммуникации в традиционной и электронной среде.
В традиционной системе научной и профессиональной библиотечной коммуникации особое место занимает книга и научные периодические издания, являющиеся основными формальными коммуникативными средствами. Однако печатные издания являются лишь одним из данных средств. В качестве жизненно важных средств общения в конце XIX - начале XX века Ч. Кули называет газеты, почту, телеграф, железные дороги, образование [7]. Значительное место в общении занимают также научные конференции, семинары, переписка и личные контакты. С активным развитием новых технологий компьютер, в структуре коммуникационных каналов, становится «нетрадиционным каналом» документной коммуникации, считает А. В. Соколов [11].
В электронной среде, как видно из таблицы, существуют средства синхронной и асинхронной коммуникации. К синхронным — относятся так называемые чаты, которые предоставляют возможность обмена текстовыми сообщениями в режиме реального времени многим пользователям. Спектр асинхронных электронных средств значительно шире, чем традицирнных, к ним относятся:
электронная почта — сетевая служба, позволяющая пользователям обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей;
гостевая книга - программа, запущенная на стороне клиента, позволяет посетителям высказать свое мнение и послать его авторам;
электронные дискуссии или форумы, использующиеся для консультирования по определенной теме, где вопросы дополняются ответом эксперта, ссылкой на справочные материалы и т.д.;
списки рассылки — сервис размножения сообщений, основанный на почтовом сервисе;
электронная доска объявлений — специальная база данных, в которой различными пользователями размещаются объявления и сообщения.
Но все-таки наиболее популярным средством общения в Интернете является электронная почта.
В электронной коммуникативной среде, посредством электронных изданий представлена экспертная информация о состоянии той или иной предметной области. Электронные издания - электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения [5).
Интернет-конференции являются аналогом традиционных конференций с соответствующими этапами: 1) объявление о проведении конференции через списки рассылки, приглашение на веб-сайте конференции, 2) сбор тезисов или статей, оформленных по определенным правилам в каком-либо электронном формате (текстовый, HTML, pdf), 3) размещение материалов на сайте для свободного доступа через Интернет, с возможностью обсуждения статей (оценка статьи размещение отзыва), обратной связью через электронные адреса авторов. Материа-
лы интернет-конференции могут публиковаться в бумажном и электронном форматах.
Развитие средств научной коммуникации в Интернете проецируется на различные сферы профессиональной деятельности, что приводит к росту научных электронных издательств, как коммерческих, так и принадлежащих профессиональным сообществам1. Активно формируются электронные архивы свободного доступа (или репозитории научных организаций), представляющие собой хранилища для быстрой публикации научных результатов в отдельных дисциплинах2 ; электронные библиотеки, как сочетание коммуникации специалистов, организаций и технологий, представляющие собой управляемую коллекцию информации в совокупности с соответствующими сервисами. В данном контексте речь идет об электронных библиотеках (ЭБ), доступных через Интернет, с определенной процедурой поиска, выбора, архивирования, структуризации информации3 .
Не так давно появилась новая технология, позволяющая использовать Интернет или другую IP-сеть в качестве средства организации и ведения международных и междугородных телефонных разговоров и передачи факсов в режиме реального времени — IP-телефония.
Гипертекст как новая текстуальная парадигма, по мнению И. Р. Купера, может рассматриваться как средство коммуникации в обществе, ориентированном на множественные, одновременные потоки информации, которые не могут быть восприняты и усвоены субъектом... Знание организуется в гипертекст, в сеть относительно свободных сообщений, которые могут объединяться и распадаться в процессе производства и потребления знания... Гипертекст переходит в Интернет в качестве общедоступного средства создания, хранения и передачи данных [8]. Общая трактовка гипертекста опирается на World Wide Web4.
Но особое внимание следует обратить на сайты и порталы, так как все вышеперечисленные средства коммуникации в интернет-пространстве реализуются посредством их. Портал и сайт рассматривают в нескольких аспектах, в качестве:
- канала коммуникации, если рассматривать их с точки зрения социологов как «виртуальные/электронные институты», которые являются новым перспективным типом организационно-производственной структуры;
- электронного ресурса, являющегося, с точки зрения специалистов в области библиотековедения и книговедения, совокупностью электронных документов;
- программного продукта, с точки зрения программистов и специалистов области информатики являющегося программой или логически связанной совокупностью программ предназначенных для широкого распространения;
- основной платформы, точки доступа к интернет-ресурсам или главного интерфейса для представления информации и взаимодействия научного и профессионального библиотечного сообщества.
Подобное многообразие рассмотрения сайта и портала определяется общими характеристиками Интернета, который рассматривается как:
- глобальный коммуникационный канал, обеспечивающий во всемирном масштабе передачу мультимедийных сообщений;
- общедоступное хранилище информации, всемирная библиотека, архив, информационное агентство;
- вспомогательное средство социализации и самореализации личности и социальной группы путем общения.
Разнообразие рассмотрения сайта и портала обуславливается еще и тем, что методология исследований Интернета в целом, как профессионального коммуникативного пространства, и библиотечной веб — среды в частности, пока не сложилось, терминология еще не устоялась, поскольку остается невыясненным главное: какова же специфика человеческой деятельности в так называемой виртуальной реальности.
В дефинициях сайта и портала существует значительное расхождение. Толкование термина «сайт» в основном сводится к общему пониманию его как совокупности веб-страниц или структурированному набору гипертекстовой информации, навигационно и физически находящейся на одном веб —сервере, имеющей 1Р-адрес и дополнительное доменное имя. Толкование жетермина «портал» включает достаточно широкий спектр значений, и трактуется иногда просто как исходная точка или главный вход (от лат. ворота) к ресурсам, как программный продукт, многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов. Наиболее приемлемая дефиниция портала, по нашему мнению, дана в «Концепции создания системы интернет—порталов сферы образования» [13], утвержденной Коллегией Минобразования России от 04.04.2002. Портал — это сетевой узел (или комплекс узлов) подключенный к Интернет по высокоскоростным каналам, обладающий развитым пользовательским интерфейсом и предоставляющий единый, с концептуальной и содержательной точки зрения доступ к широкому спектру ресурсов и услуг, ориентированных на профессиональное сообщество. С организационной точки зрения портал является объединением группы организаций или сайтов одной или нескольких сфер деятельности. Портал можно охарактеризовать как некую систему, поскольку он соединяет ряд подсистем — программную (совокуп-
ность программ для поддержки сервисов и служб портала); ресурсную (совокупность предоставляемых информационных ресурсов, т.е. продуктов и услуг) и пользовательскую (внутренние и внешние пользователи).
Необходимо подчеркнуть, что в научной и профессиональной деятельности библиотечных специалистов посредством электронных каналов и средств коммуникации протекают формальные и неформальные процессы. Неформальные процессы осуществляются через синхронные и асинхронные средства коммуникации (чаты, электронную почту, гостевые книги, форумы, 1Р-телефонию и т.д.). Формальные — посредством электронных научных изданий, конференций и таких каналов как сайты и порталы информационно библиотечных учреждений, библиотек, издательств, архивов.
В результате исследования традиционных и электронных средств коммуникации было определено, что в электронной среде средства коммуникации значительно разнообразнее, чем в традиционной и максимально содействуют ускорению, упрощению профессиональных и научных контактов, виртуального перемещения и присутствия в нужных точках профессионального пространства, повышает их информационную емкость. Интернет позволяет использовать их как одну общую систему, во всей их взаимосвязи, значительно улучшить традиционные средства профессиональной коммуникации и ускорить «обращение информации» и/или «распределение информационных ресурсов» в мировом профессиональном сообществе.
Таким образом, необходимо развитие и использование электронных средств коммуникации библиотечного профессионального сообщества на платформе глобальных сетевых технологий, в частности сайтов и порталов. Поскольку это является необходимым условием развития качества информационно-библиотечной среды соответствующего уровню формирования единой информационно-коммуникативной веб-среды.
Сопоставление традиционных и электронных каналов и средств профессиональной и научной коммуникации.
Каналы и средства профессиональной и научной коммуникации
в традиционной среде в электронной среде
Непосредственный диалог между учеными Параллельная беседа или средства синхронной коммуникации (IRC (чат), ICO, Mirk)
Телефон, факс IP-телефония, Голосовая почта
Переписка, обмен препринтами, оттисками публикаций Средства асинхронной коммуникации: Электронная почта Гостевая книга - Форум - Списки рассылки - Электронная доска объявлений
Текст (создание/ чтение) Гипертекст (WWW)
Научные издания (сборники, журналы, монографии, публикации и другие) Электронные научные издания: журналы - публикации - энциклопедии монографии
Конференции, семинаоы Электронные телеконференции, семинары
Архивы, библиотеки, информационно-библиотечные учреждения Электронные: - архивы - репозитории сайты и порталы информационно-библиотечных учреждений - библиотеки
Именно эта перспектива позволит обеспечить консолидацию и интеграцию профессионального библиотечного сообщества России в мировое сообщество.
Библиографический список
1. Борщев В. Г. Научная коммуникация в век Интернета /
B. Г. Борщев, Р. С. Гиляревский // Науч. и техн. информ. Сер. 2, Информ. процессыи системы. — 1999. — № 10. - С. 2 — 6.
2. Гиляревский Р. С. Информатика и библиотековедение. Общие тенденции в развитии и преподавании. — М., 1974. —
C. 93-94.
3. Гиляревский Р. С. Научная библиотека в эпоху электрон-ныхкоммуникаций//Науч. итехн.б-ки. — 1998. -№ 7. — С, 3-12.
4. ГОСТ 7.0-99 СИБИТ Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения // Сборник основных стандартов по библиотечно-информационной деятельности. - СПб., 2005. - С. 11 -38.
5. ГОСТ 7.83 — 2001. Электронные издания. Основные виды. Выходные сведения. — Минск, 2001 — 16 с.
6. Кожевникова Л, А. Библиотека и научное сообщество : проблемы коммуникаций // Библиотека в системе коммуникативных каналов территорий: сб. науч. тр. / Л. А Кожевникова. - Новосибирск, 1999. - С. 5-10.
7. Кули Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок: [Пер. с англ.)/Ч.Х. Кули. - М. : Идея-Пресс, 2000. - 309с.
8. Купер И. Р. Гипертекст как способ коммуникации (Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://knowledge.isras.ru/ ¿¡/5}/эз 1 -2-00kuper.html
9. Лаврик О. Л. Академическая библиотека в системе современных научных коммуникаций // Материалы VI научной сессии ГПНТБ СО РАН (г. Новосибирск, 9 - 10 нояб. 2000 г.). - Новосибирск, 2001. - С. 129- 134.
10. Михайлов А. И. Проблемы информатики в современной науке / А. И. Михайлов, А. И. Черный, Р. С. Гиляревский // Науч. и техн. информ. Сер, 2, Информ. процессы и системы. -1976. - №7. - С. 3-11.
11. Соколов А. В. Социальные коммуникации : учеб -метод, пособие. - М„ 2001. - Ч. 1- С. 207-219.
12. Столяров Ю.Н. Итоги развития отечественных библиотек к концу второго тысячелетия / Ю. Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки . - 1998. - № 10. - С. 35-49.
13. Тихонов А. Н. Основные положения концепции создания системы образовательных порталов / А. Н. Тихонов, А. Д. Иванников [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// ns.informilca.ru/text/exhibit/infserv/06-09-03/tezl.doc
14. Шапиро Э. Л. Коммуникативные функции научно-информационной деятельности // Науч. и техн. информ. Сер. 1 ,-Орг. и методика информ. работы. - 1975. — №3. - С. 3 — 8.
15. Шапиро Э. Л. Научные и технические библиотеки в системе научных коммуникаций // Сов. библиотековедение. - 1978. - №6. - С. 33-42.
16. Шрайберг Я. Л. Российский онлайновый библиотечно-информационный центр : новые технологии и новые возможности для библиотек// Науч. и техн. б-ки . - №9. - С. 77-81.
17. Bladgen, J. Communication: a key to library management problems // Aslib proceedings. - 1975. - Vol. 27, N8. - P. 319-326.
18. Chen, Ching-chih. How TULIP is implemented at MIT: additional comments from the journal editor / Ching-chih Chen / / Microcomputers for Information Management. — 1994. — Vol. 12, N1-2. - P. 113-120.
Примечания
1 Например, электронный портал Springer Verlag (http:// www.springer.com/sgw/cda/frontpage/O,11855,1-102-0-0-0.00.html ?referer=www. springer. de%2F).
- Например, Каталог открытых электронных архивов (Directory of Open Access Repositories; OpenDOAR) (http:// www.opendoar.org); Каталог журналов открытого доступа (Directoryof Open Access Journals) (http://www.doaj.org).
3 Например, Научная электронная библиотека (http:// www.elibrary.ru/defaultx.asp).
* Часть Интернета, в основу которой положен гипертекстовый протокол http.
КУЛЕВА Олеся Викторовна, научный сотрудник Государственной научно-технической бибилиотеки Сибирского отделения Российской академиии наук.
Дата поступления статьи в редакцию: 16.06.2006 г. © Кулева О.В.
Информация
На сайте издательства "Научная книга" http://www.sbook.ru размещено информационное сообщение о проведении XII международной открытой научной конференции "Современные проблемы информатизации".
Сборники трудов предыдущих конференций доступны на сайте http://www.sbook.ru/spi в разделе "Архивы".
Обратите внимание на проекты издательства "Научная книга":*Международный научно-технический журнал "Информационные технологии моделирования и управления" -http://www.sbook.ru/itmu