Научная статья на тему 'Электронные каналы и средства научной и просрессиональнои коммуникации в библиотечной деятельности'

Электронные каналы и средства научной и просрессиональнои коммуникации в библиотечной деятельности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
940
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кулева О. В.

В статье рассматриваются каналы и средства научных и профессиональных библиотечных коммуникаций в традиционной и электронной среде и их основные характеристики. Особое внимание уделяется месту сайтов и порталов в системе электронных коммуникативных средств и каналов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic channels and means of scientific and professional communication in library business

This work considers channels and means of scientific and professional library communication in traditional and electronic ways and their main features. The major attention is paid to site and portal allocation into the system of electronic communication means and channels.

Текст научной работы на тему «Электронные каналы и средства научной и просрессиональнои коммуникации в библиотечной деятельности»

Sharkey // Know. Eng. Rev., 1997.-12,3.-P.231-247.'

8. Потапов В.И., Математические модели, методы и алгоритмы оптимизации надежности и технической диагностики искусственных нейронных сетей. / В.И. Потапов, И.В. Потапов. - Омск: Изд-во ОГУП, 2004.-220с.

9. FujitaV., Kobayashi V. Development and fabrication of digital neural network WSJs / V. Fujita , V. Kobayashi // JEJCE Trans Electron., 1993v. E76. -№ 7. - P. 1182-1189.

10. Campbell M., Nyberg S. 3-D Wafer scale Architectures for Neural network computing / M. Campbell, S. Nyberg // JEEE Trans.-1993. v. CHMT-16. - №7. - P.646-655.

11. Boubekenr A., Party J. A real experience of configuring a wafer scale 2-D array of monolit processors / A.Boubekenr, .1 Party //JEEETrans.-1993. v. CHMT-16. -№ 7. - P.637-644.

12. Uchimura K., Saito O., Amemiya Y. A high-speed digital neural network chip with low-power chain-reaction architecture / K. Uchimura, O. Saito, Y. Amemiya //JEEE Journal.-1993. v. SC-27.-№12.-P.1862-1866.

13. Стемпковский А.Л., Осипов Л.Б., Селезнев С.З. Исследование вопросов реализации неГфосиги по СИП-технологии для построения отказоустойчивых однородных архитектур /

А,Л. Стемпковский. Л.Б. Осипов, С.З. Селезнев // Информационные технологии и вычислительные системы. - 1995. - №9. - С.53-64.

14. Стемпковский А.Л., Осипов Л.Б., Селезнев С.З. Проблемы реализации отказоустойчивых архитектур нейрочипов по технологии систем и интеграцией на пластине / А.Л. Стемпковский, Л.Б. Осипов, С.З. Селезнев // Информационные технологии.-1997- №5.-С.15-20.

15. Алюшин М.В. Аппаратная реализация быстродействующих нейросетей на основе программируемой логики фирм AMD, FLTERA, X1L1NX / М.В. Алюшин // Ыейроинформатика -99. - М.: Изд-во МИФИ. - 4.2. - С.25-33

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект №06-07-89013-а

ПОТАПОВ Виктор Ильич, д.т.н., профессор, зав.кафедрой ивт.

Дата поступления статьи в редакцию: 01.06.2006 г. © Потапов В.И.

УДК 02+002 5 о. В. КУЛЕВА

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук

ЭЛЕКТРОННЫЕ КАНАЛЫ И СРЕДСТВА НАУЧНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_

В статье рассматриваются каналы и средства научных и профессиональных библиотечных коммуникаций в традиционной и электронной среде и их основные характеристики. Особое внимание уделяется месту сайтов и порталов в системе электронных коммуникативных средств и каналов.

Система научных коммуникаций претерпела существенные изменения с появлением сети Интернет. В результате этого изменилась коммуникативная среда взаимодействия научных и профессиональных сообществ, расширились ее границы, способствуя появлению различных каналов и средств коммуникации, То есть, как отмечают исследователи, складывается новая «коммуникативная» парадигма [1], не отменяющая старых каналов и средств научной коммуникации.

Важное место в структуре научных коммуникаций занимает библиотека, так как является каналом, обеспечивающим передачу и трансформацию информации в процессе научно-информационной деятельности. Месту библиотеки в научных коммуникациях особое внимание уделяют как зарубежные, так и российские исследовятечи (Э Л. Шапиро. Н. Ю. Столяров, Дж. Блэджен и другие) [6, 10, 12, 14, 15,17].

С середины 90-х г. XX в. разрабатываются возможные модели развития современных научных коммуникаций, и рассматривается проблема места библиотеки в системе электронных научных коммуникаций [9]. Появляется видение библиотеки как «агентства научных коммуникаций» [18], а также особой профессиональной коммуникативной средой являющейся частью интернет-среды [16]. Важными и широко используемыми инструментами в коммуникативной научной и профессиональной библиотечной веб-среде стали средства электронной коммуникации. Данные средства имеют определенные особенности сформулированные еще в 70-е годы XX в. Р. С. Гиляревским, который утверждал, что методы, каналы и средства коммуникации обладают большой стабильностью и консервативностью, а вновь появляющиеся процессы, методы и средства научной и массовой коммуникации будут лишь дополнять и обогащать систему коммуникации, не при-

водя к отмиранию уже существующих ее форм [2]. Эту основополагающую закономерность впоследствии развил А. В. Соколов, утверждая, что «новые каналы, например письменность или кино, возникали не на пустом месте, а на основе предшествовавших каналов, то есть наблюдается преемственность коммуникационных каналов» [11].

В данной статье мы проанализируем и сопоставим каналы и средства коммуникации в традиционной и электронной среде.

В традиционной системе научной и профессиональной библиотечной коммуникации особое место занимает книга и научные периодические издания, являющиеся основными формальными коммуникативными средствами. Однако печатные издания являются лишь одним из данных средств. В качестве жизненно важных средств общения в конце XIX - начале XX века Ч. Кули называет газеты, почту, телеграф, железные дороги, образование [7]. Значительное место в общении занимают также научные конференции, семинары, переписка и личные контакты. С активным развитием новых технологий компьютер, в структуре коммуникационных каналов, становится «нетрадиционным каналом» документной коммуникации, считает А. В. Соколов [11].

В электронной среде, как видно из таблицы, существуют средства синхронной и асинхронной коммуникации. К синхронным — относятся так называемые чаты, которые предоставляют возможность обмена текстовыми сообщениями в режиме реального времени многим пользователям. Спектр асинхронных электронных средств значительно шире, чем традицирнных, к ним относятся:

электронная почта — сетевая служба, позволяющая пользователям обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей;

гостевая книга - программа, запущенная на стороне клиента, позволяет посетителям высказать свое мнение и послать его авторам;

электронные дискуссии или форумы, использующиеся для консультирования по определенной теме, где вопросы дополняются ответом эксперта, ссылкой на справочные материалы и т.д.;

списки рассылки — сервис размножения сообщений, основанный на почтовом сервисе;

электронная доска объявлений — специальная база данных, в которой различными пользователями размещаются объявления и сообщения.

Но все-таки наиболее популярным средством общения в Интернете является электронная почта.

В электронной коммуникативной среде, посредством электронных изданий представлена экспертная информация о состоянии той или иной предметной области. Электронные издания - электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения [5).

Интернет-конференции являются аналогом традиционных конференций с соответствующими этапами: 1) объявление о проведении конференции через списки рассылки, приглашение на веб-сайте конференции, 2) сбор тезисов или статей, оформленных по определенным правилам в каком-либо электронном формате (текстовый, HTML, pdf), 3) размещение материалов на сайте для свободного доступа через Интернет, с возможностью обсуждения статей (оценка статьи размещение отзыва), обратной связью через электронные адреса авторов. Материа-

лы интернет-конференции могут публиковаться в бумажном и электронном форматах.

Развитие средств научной коммуникации в Интернете проецируется на различные сферы профессиональной деятельности, что приводит к росту научных электронных издательств, как коммерческих, так и принадлежащих профессиональным сообществам1. Активно формируются электронные архивы свободного доступа (или репозитории научных организаций), представляющие собой хранилища для быстрой публикации научных результатов в отдельных дисциплинах2 ; электронные библиотеки, как сочетание коммуникации специалистов, организаций и технологий, представляющие собой управляемую коллекцию информации в совокупности с соответствующими сервисами. В данном контексте речь идет об электронных библиотеках (ЭБ), доступных через Интернет, с определенной процедурой поиска, выбора, архивирования, структуризации информации3 .

Не так давно появилась новая технология, позволяющая использовать Интернет или другую IP-сеть в качестве средства организации и ведения международных и междугородных телефонных разговоров и передачи факсов в режиме реального времени — IP-телефония.

Гипертекст как новая текстуальная парадигма, по мнению И. Р. Купера, может рассматриваться как средство коммуникации в обществе, ориентированном на множественные, одновременные потоки информации, которые не могут быть восприняты и усвоены субъектом... Знание организуется в гипертекст, в сеть относительно свободных сообщений, которые могут объединяться и распадаться в процессе производства и потребления знания... Гипертекст переходит в Интернет в качестве общедоступного средства создания, хранения и передачи данных [8]. Общая трактовка гипертекста опирается на World Wide Web4.

Но особое внимание следует обратить на сайты и порталы, так как все вышеперечисленные средства коммуникации в интернет-пространстве реализуются посредством их. Портал и сайт рассматривают в нескольких аспектах, в качестве:

- канала коммуникации, если рассматривать их с точки зрения социологов как «виртуальные/электронные институты», которые являются новым перспективным типом организационно-производственной структуры;

- электронного ресурса, являющегося, с точки зрения специалистов в области библиотековедения и книговедения, совокупностью электронных документов;

- программного продукта, с точки зрения программистов и специалистов области информатики являющегося программой или логически связанной совокупностью программ предназначенных для широкого распространения;

- основной платформы, точки доступа к интернет-ресурсам или главного интерфейса для представления информации и взаимодействия научного и профессионального библиотечного сообщества.

Подобное многообразие рассмотрения сайта и портала определяется общими характеристиками Интернета, который рассматривается как:

- глобальный коммуникационный канал, обеспечивающий во всемирном масштабе передачу мультимедийных сообщений;

- общедоступное хранилище информации, всемирная библиотека, архив, информационное агентство;

- вспомогательное средство социализации и самореализации личности и социальной группы путем общения.

Разнообразие рассмотрения сайта и портала обуславливается еще и тем, что методология исследований Интернета в целом, как профессионального коммуникативного пространства, и библиотечной веб — среды в частности, пока не сложилось, терминология еще не устоялась, поскольку остается невыясненным главное: какова же специфика человеческой деятельности в так называемой виртуальной реальности.

В дефинициях сайта и портала существует значительное расхождение. Толкование термина «сайт» в основном сводится к общему пониманию его как совокупности веб-страниц или структурированному набору гипертекстовой информации, навигационно и физически находящейся на одном веб —сервере, имеющей 1Р-адрес и дополнительное доменное имя. Толкование жетермина «портал» включает достаточно широкий спектр значений, и трактуется иногда просто как исходная точка или главный вход (от лат. ворота) к ресурсам, как программный продукт, многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов. Наиболее приемлемая дефиниция портала, по нашему мнению, дана в «Концепции создания системы интернет—порталов сферы образования» [13], утвержденной Коллегией Минобразования России от 04.04.2002. Портал — это сетевой узел (или комплекс узлов) подключенный к Интернет по высокоскоростным каналам, обладающий развитым пользовательским интерфейсом и предоставляющий единый, с концептуальной и содержательной точки зрения доступ к широкому спектру ресурсов и услуг, ориентированных на профессиональное сообщество. С организационной точки зрения портал является объединением группы организаций или сайтов одной или нескольких сфер деятельности. Портал можно охарактеризовать как некую систему, поскольку он соединяет ряд подсистем — программную (совокуп-

ность программ для поддержки сервисов и служб портала); ресурсную (совокупность предоставляемых информационных ресурсов, т.е. продуктов и услуг) и пользовательскую (внутренние и внешние пользователи).

Необходимо подчеркнуть, что в научной и профессиональной деятельности библиотечных специалистов посредством электронных каналов и средств коммуникации протекают формальные и неформальные процессы. Неформальные процессы осуществляются через синхронные и асинхронные средства коммуникации (чаты, электронную почту, гостевые книги, форумы, 1Р-телефонию и т.д.). Формальные — посредством электронных научных изданий, конференций и таких каналов как сайты и порталы информационно библиотечных учреждений, библиотек, издательств, архивов.

В результате исследования традиционных и электронных средств коммуникации было определено, что в электронной среде средства коммуникации значительно разнообразнее, чем в традиционной и максимально содействуют ускорению, упрощению профессиональных и научных контактов, виртуального перемещения и присутствия в нужных точках профессионального пространства, повышает их информационную емкость. Интернет позволяет использовать их как одну общую систему, во всей их взаимосвязи, значительно улучшить традиционные средства профессиональной коммуникации и ускорить «обращение информации» и/или «распределение информационных ресурсов» в мировом профессиональном сообществе.

Таким образом, необходимо развитие и использование электронных средств коммуникации библиотечного профессионального сообщества на платформе глобальных сетевых технологий, в частности сайтов и порталов. Поскольку это является необходимым условием развития качества информационно-библиотечной среды соответствующего уровню формирования единой информационно-коммуникативной веб-среды.

Сопоставление традиционных и электронных каналов и средств профессиональной и научной коммуникации.

Каналы и средства профессиональной и научной коммуникации

в традиционной среде в электронной среде

Непосредственный диалог между учеными Параллельная беседа или средства синхронной коммуникации (IRC (чат), ICO, Mirk)

Телефон, факс IP-телефония, Голосовая почта

Переписка, обмен препринтами, оттисками публикаций Средства асинхронной коммуникации: Электронная почта Гостевая книга - Форум - Списки рассылки - Электронная доска объявлений

Текст (создание/ чтение) Гипертекст (WWW)

Научные издания (сборники, журналы, монографии, публикации и другие) Электронные научные издания: журналы - публикации - энциклопедии монографии

Конференции, семинаоы Электронные телеконференции, семинары

Архивы, библиотеки, информационно-библиотечные учреждения Электронные: - архивы - репозитории сайты и порталы информационно-библиотечных учреждений - библиотеки

Именно эта перспектива позволит обеспечить консолидацию и интеграцию профессионального библиотечного сообщества России в мировое сообщество.

Библиографический список

1. Борщев В. Г. Научная коммуникация в век Интернета /

B. Г. Борщев, Р. С. Гиляревский // Науч. и техн. информ. Сер. 2, Информ. процессыи системы. — 1999. — № 10. - С. 2 — 6.

2. Гиляревский Р. С. Информатика и библиотековедение. Общие тенденции в развитии и преподавании. — М., 1974. —

C. 93-94.

3. Гиляревский Р. С. Научная библиотека в эпоху электрон-ныхкоммуникаций//Науч. итехн.б-ки. — 1998. -№ 7. — С, 3-12.

4. ГОСТ 7.0-99 СИБИТ Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения // Сборник основных стандартов по библиотечно-информационной деятельности. - СПб., 2005. - С. 11 -38.

5. ГОСТ 7.83 — 2001. Электронные издания. Основные виды. Выходные сведения. — Минск, 2001 — 16 с.

6. Кожевникова Л, А. Библиотека и научное сообщество : проблемы коммуникаций // Библиотека в системе коммуникативных каналов территорий: сб. науч. тр. / Л. А Кожевникова. - Новосибирск, 1999. - С. 5-10.

7. Кули Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок: [Пер. с англ.)/Ч.Х. Кули. - М. : Идея-Пресс, 2000. - 309с.

8. Купер И. Р. Гипертекст как способ коммуникации (Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://knowledge.isras.ru/ ¿¡/5}/эз 1 -2-00kuper.html

9. Лаврик О. Л. Академическая библиотека в системе современных научных коммуникаций // Материалы VI научной сессии ГПНТБ СО РАН (г. Новосибирск, 9 - 10 нояб. 2000 г.). - Новосибирск, 2001. - С. 129- 134.

10. Михайлов А. И. Проблемы информатики в современной науке / А. И. Михайлов, А. И. Черный, Р. С. Гиляревский // Науч. и техн. информ. Сер, 2, Информ. процессы и системы. -1976. - №7. - С. 3-11.

11. Соколов А. В. Социальные коммуникации : учеб -метод, пособие. - М„ 2001. - Ч. 1- С. 207-219.

12. Столяров Ю.Н. Итоги развития отечественных библиотек к концу второго тысячелетия / Ю. Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки . - 1998. - № 10. - С. 35-49.

13. Тихонов А. Н. Основные положения концепции создания системы образовательных порталов / А. Н. Тихонов, А. Д. Иванников [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// ns.informilca.ru/text/exhibit/infserv/06-09-03/tezl.doc

14. Шапиро Э. Л. Коммуникативные функции научно-информационной деятельности // Науч. и техн. информ. Сер. 1 ,-Орг. и методика информ. работы. - 1975. — №3. - С. 3 — 8.

15. Шапиро Э. Л. Научные и технические библиотеки в системе научных коммуникаций // Сов. библиотековедение. - 1978. - №6. - С. 33-42.

16. Шрайберг Я. Л. Российский онлайновый библиотечно-информационный центр : новые технологии и новые возможности для библиотек// Науч. и техн. б-ки . - №9. - С. 77-81.

17. Bladgen, J. Communication: a key to library management problems // Aslib proceedings. - 1975. - Vol. 27, N8. - P. 319-326.

18. Chen, Ching-chih. How TULIP is implemented at MIT: additional comments from the journal editor / Ching-chih Chen / / Microcomputers for Information Management. — 1994. — Vol. 12, N1-2. - P. 113-120.

Примечания

1 Например, электронный портал Springer Verlag (http:// www.springer.com/sgw/cda/frontpage/O,11855,1-102-0-0-0.00.html ?referer=www. springer. de%2F).

- Например, Каталог открытых электронных архивов (Directory of Open Access Repositories; OpenDOAR) (http:// www.opendoar.org); Каталог журналов открытого доступа (Directoryof Open Access Journals) (http://www.doaj.org).

3 Например, Научная электронная библиотека (http:// www.elibrary.ru/defaultx.asp).

* Часть Интернета, в основу которой положен гипертекстовый протокол http.

КУЛЕВА Олеся Викторовна, научный сотрудник Государственной научно-технической бибилиотеки Сибирского отделения Российской академиии наук.

Дата поступления статьи в редакцию: 16.06.2006 г. © Кулева О.В.

Информация

На сайте издательства "Научная книга" http://www.sbook.ru размещено информационное сообщение о проведении XII международной открытой научной конференции "Современные проблемы информатизации".

Сборники трудов предыдущих конференций доступны на сайте http://www.sbook.ru/spi в разделе "Архивы".

Обратите внимание на проекты издательства "Научная книга":*Международный научно-технический журнал "Информационные технологии моделирования и управления" -http://www.sbook.ru/itmu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.