НАЛОГООБЛОЖЕНиЕ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ: ВИДЫ, ТРЕБОВАНИЯ, РЕГИСТРАЦИЯ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
М. А. КЛИМОВА,
кандидат экономических наук, доцент, независимый консультант по налогообложению
В настоящее время все более широкое распространение приобретают электронные издания: как электронные версии печатных изданий, так и самостоятельные.
По способу изготовления и использования ГОСТ 7.60-2003 «СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения» разделяет издания на печатные (полученные печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные) и электронные (издания, для использования которых необходимы средства вычислительной техники). То есть электронное издание не является разновидностью печатного.
Вопросы о квалификации электронных изданий, их регистрации, организации подписки на них, налогообложения реализации в комплекте с печатным вариантом или на магнитном носителе, в сети Интернет, по электронным каналам связи для издателя часто остаются не вполне разрешенными.
Электронное издание согласно п. 3.2. ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» — это электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.
Электронные издания различают: — по наличию печатного эквивалента: а) электронный аналог печатного издания: электронное издание, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т. п.);
б) самостоятельное электронное издание, не имеющее печатных аналогов;
— по природе основной информации:
а) текстовое (символьное) электронное издание;
б) изобразительное электронное издание;
в) звуковое электронное издание;
г) программный продукт;
д) мультимедийное электронное издание (электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами);
— по целевому назначению различают официальное, научное, научно-популярное, производственно-практическое, нормативное производственно-практическое, учебное, массово-политическое, справочное, рекламное, художественное электронное издание, электронное издание для досуга;
— по технологии распространения:
а) локальное электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
б) сетевое электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
в) электронное издание комбинированного распространения, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого;
— по периодичности электронные издания делят на непериодические, сериальные, периодические, продолжающиеся, обновляемые.
Состав и расположение выходных сведений регламентируются п. 4 ГОСТ 7.83-2001.
Регистрацией различных видов электронных изданий (кроме электронных изданий для слепых и слабовидящих, программ для ЭВМ и баз данных, аудиовизуальных изданий не в цифровой форме, патентных документов, официальных документов, стандартов на электронных носителях) занимается Федеральное государственное унитарное предприятие Научно-технический центр «Информрегистр» (сайт ФГУП — http://www. inforeg. га).
Вся информация о порядке подготовки и подачи документов в «Информрегистр» для регистрации электронных изданий, а также электронных научных изданий, публикации в которых приравниваются к опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, приведена на сайте.
Регистрация подтверждает факт сдачи электронного издания в Депозитарий электронных изданий (т. е. продукта, физического экземпляра). В ходе регистрации проверяется работоспособность продукта, фиксируются сведения, указанные непосредственно на упаковке или физическом носителе представленного экземпляра (название, принадлежность прав, издателя, год издания, тираж ит. д.).
Если электронное издание задумано как СМИ, его регистрация (с выдачей свидетельства о регистрации) в обязательном порядке производится Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (см. постановление Правительства РФ от 16.03.2009 № 228).
Под средством массовой информации согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 09.02.2009) «О средствах массовой информации» понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. То есть электронное издание также может стать СМИ.
Статья 8 этого же закона определяет, что редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.
Статья 12 Закона РФ № 2124-1 содержит следующую норму: не требуется регистрация периодических печатных изданий тиражом менее 1 000 экз. Однако в данном случае рассматриваются электронные издания, которые, как было сказано ранее, не относятся к печатным. Следовательно, даже если речь идет о локальном электронном
СМИ тиражом менее 1 000 экз., его регистрация в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обязательна.
Заявление о регистрации средства массовой информации подается учредителем.
Издатели электронных СМИ имеют статус информационного агентства (на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации — ст. 23 Закона РФ № 2124-1).
Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации.
Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.
Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об обязательном экземпляре документов» (п. 2ст. 13, ст. 14.1) предусматривает доставку обязательного экземпляра электронных изданий, а также обязательного экземпляра документов, выполненных на различных носителях.
Производители документов в целях последующего распределения электронных изданий между библиотечно-информационными организациями доставляют в Научно-технический центр «Информрегистр» пять обязательных экземпляров электронных изданий, за исключением электронных изданий для слепых и слабовидящих, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, аудиовизуальных и патентных документов, официальных документов, стандартов на электронных носителях.
Обязательный экземпляр может включать комбинированные документы и документы, содержащие аналогичную, зафиксированную на различных носителях информацию. Обязательный экземпляр, состоящий из комбинированных документов, должен рассылаться единым комплектом получателям обязательного экземпляра. Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 № 860 определяет правила распределения обязательного бесплатного экземпляра, состоящего из комбинированных документов, а также обязательного экземпляра, содержащего аналогичную, зафиксированную на различных носителях информацию.
Издателю электронного аналога печатного издания необходимо позаботиться об урегулировании вопроса о пользовании правом на произведение. Автор, публикующийся в печатном варианте из-
дания, должен знать о воспроизведении его произведения в электронном виде и должен дать на это согласие в той или иной форме. Так, условия использования авторских материалов могут быть изложены на сайте издательства в виде оферты или прописаны в договоре об использовании права на произведение. Ведь согласно ст. 1235 Гражданского кодекса РФ лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.
Изготовление электронного аналога печатного издания не требует больших расходов. Минимальные затраты на носители (диски) или содержание и обеспечение доступа к сайту, на котором размещена электронная версия, зачастую несопоставимы с доходами от его реализации, и рентабельность печатной версии значительно ниже. Тем не менее издатель сам должен решить, распределять ли ему расходы на производство в части авторских гонораров, оплаты услуг корректора, редактора и т. п. на обе версии издания или списать эти издержки на основной — печатный вариант. Выбранный вариант закрепляется в учетной политике во избежание конфликтов с налоговым органом.
При реализации электронного издания по подписке или в розничных точках — самостоятельно на магнитном носителе или в комплекте (например, в качестве приложения к печатной версии) встает вопрос о применении ставки НДС 10 или 18 %.
Начнем с того, что перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10%, утвержден постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 №41 (в ред. постановления Правительства РФ от 05.07.2007 № 430) в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ.
Соответствие видов продукции, производимой и реализуемой редакциями средств массовой информации, издательствами, издающими организациями и информационными агентствами, продукции, указанной в перечне, подтверждается документами (справками), выдаваемыми Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (п. 2 Перечня).
Получение справки для подтверждения ставки НДС 10% обязательно.
При рассмотрении Перечня становится очевидно, что большинство включенных в него позиций представляет собой печатные, а не электронные издания: газета печатная; периодические и продолжающиеся печатные издания (журналы,
сборники, бюллетени); книжная печатная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой; комплектные печатные издания, сформированные из газетных и/или периодических (продолжающихся) изданий.
Лишь одна позиция Перечня касается электронных изданий: периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники, бюллетени) (кроме изданий рекламного характера) информационных агентств в электронном виде, распространяемые (за исключением услуг связи) ими, в частности, на магнитных носителях, по сети Интернет, по каналам спутниковой связи (код ОКП 95 8100).
Получив справку, подтверждающую код ОКП, информагентство вправе распространять электронное СМИ по подписке и иным образом, применяя налоговую ставку по НДС 10 %.
Другой вариант пользования льготной ставкой возможен в случае, когда электронное приложение на диске является неотъемлемой частью печатного издания, на которое распространяется льгота и получена соответствующая справка.
Пример. Общество необоснованно применило ставку НДС 10 % при реализации журнала, который продается вместе с приложением в виде компакт-диска. Инспекция ФНС России по результатам выездной налоговой проверки сочла применение льготной ставки неправомерным на том основании, что диск нельзя считать печатным изданием в соответствии с Законом РФ «О средствахмассовой информации», в связи с чем оборот по реализации журнала с диском должен облагаться по ставке 18 %. Обществу были доначислены налог, пени и штраф.
Общество оспорило решение налогового органа в суде, аргументируя свою позицию тем, что приложение к журналу в виде компакт-диска (который является неотъемлемой частью журнала) не лишает журнал признаков периодического печатного издания, реализация которого в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 164 НКРФ облагается НДС по ставке 10 %.
Суд исходил из того, что согласно подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 % при реализации периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера.
В целях этого подпункта под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одногораза в год.
При рассмотрении спора судом установлено, что компакт-диск является неотъемлемой частью журнала, поименован в содержании журнала, реа-
лизуется в единой индивидуальной упаковке вместе с журналом и отдельно не продается, его содержание неразрывно связано с содержанием журнала, его стоимость отдельно от журнала не установлена.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что закон не регулирует порядок применения налоговой ставки в случае реализации журнала, содержащего в качестве приложения компакт-диск, а также положения п. 7ст. 3 НКРФ о трактовке всех неустранимых сомнений в пользу налогоплательщика, суд сделал вывод о том, что приложение к журналу в виде компакт-диска нелишает журнал признаков периодического издания, реализация которого облагается НДС по ставке 10% (по материалам постановления ФАС Московского округа от 12.08.2003 № КА-А40/4614-03).
В то же время, если электронный носитель информации не является неотъемлемой частью льготного печатного издания, а поставляется с ним в комплекте, формируя новый товар со своим номенклатурным номером, то применение ставки НДС 10 % неправомерно, даже если именно такая ставка соответствует (и даже подтверждена справкой) печатному изданию. В этом случае продается уже новый товар — комплект, облагаемый налогом на добавленную стоимость в размере 18 % (см. письмо МинфинаРоссии от 13.04.2005 № 03-04-05/11).
Минфин России также высказал мнение, что операции по реализации периодических печатных изданий с вложенными в них компьютерными дисками, распространяемыми в рекламных целях, не льготируются, и следует применять ставку налога
на добавленную стоимость в размере 18 % (письмо от 11.11.2009 № 03-07-11/297).
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЭ. (12251551).
2. ГОСТ 7.60-2003 «СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения».
3. Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ (ред. от 23.07.2008).
4. О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 41 «О перечне видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов»: постановление Правительства РФ от 05.07.2007 № 430.
5. О средствах массовой информации: Закон РФ от27.12.1991 №2124-1 (ред. от09.02.2009).
6. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: постановление Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.
7. Правила распределения обязательного бесплатного экземпляра, состоящего из комбинированных документов, а также обязательного экземпляра, содержащего аналогичную, зафиксированную на различных носителях информацию: постановление Правительства РФ от 03.12.2002 № 860.
* * *