Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии
ленные сезонные составляющие, периодики и случайные вариации. Это, в свою очередь, позволяет прогнозировать как сам временной ряд, так и тенденции развития различных его составляющих.
Библиографические ссылки
1. Голяндина Н. Э. Метод «Гусеница»-SSA: анализ временных рядов : учеб. пособие. СПб., 2004.
2. Главные компоненты временных рядов: метод «Гусеница» /под ред. Д. Л. Данилова, А. А. Жиг-лявского. СПб. : Пресском, 1997.
3. Cangelosi R., Goriely A. Component retention in principal component analysis with application to cDNA microarray data, Biology Direct 2007. 2:2.
© Вохмянин С. В., Сенашов С. И., 2010
УДК 004
Н. И. Груздева Научный руководитель - Е. Л. Вайтекунене Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Современный бизнес все более активно использует возможности сети Интернет. Из статьи вы узнаете, что такое «виртуальные деньги». Их положительные и отрицательные стороны использование. Так же их роль в нашей повседневной жизни.
Явление, уже ставшее повседневным для пользователей Интернета. Деньги ХХ1 века, это деньги электронные. Бумажные деньги исчерпали себя полностью, как исчерпал себя и век бумажных денег - ХХ век. Сегодняшний мировой кризис - есть кризис перехода с одних денег на другие. Электронные деньги - ветка эволюции денег.
Термин «электронные деньги» является относительно новым и часто применяется к широкому спектру платежных инструментов, которые основаны на инновационных технических решениях. Следствием этого, является отсутствие единого, признанного в мире определения электронных денег, которое бы однозначно определяло их экономическую и правовую сущность.
Электронные деньги, являясь неперсонифициро-ванным платежным продуктом, могут иметь отдельное обращение, отличное от банковского обращения денег, однако могут и обращаться в том числе и в государственных или банковских платежных системах.
Как правило, обращение электронных денег происходит при помощи компьютерных сетей, Интернета, платежных карт, электронных кошельков и устройств, работающих с платежными картами.
Электронные деньги разделяют на два типа: на базе смарт-карт (card-based) и на базе сетей (network-based). И первая, и вторая группа подразделяются на анонимные системы, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя и не анонимные системы, требующие обязательной идентификации.
Для защиты электронных денег используется -Криптографическая защита. Использование криптографии в электронной наличности было предложено Дэвидом Чаумом. Им также была предложена оффлайн система электронных денег. Он использовал алгоритм конфиденциальной связи для достижения сокрытия связей между транзакциями изъятия и внесения денег. Суть идеи Чаума состояла в, так
называемой, системе «слепой» цифровой подписи (blind signature). Когда подписывающий, информацию видит ее лишь в части ему необходимой, но своей цифровой подписью заверяет подлинность всей информации: эмитент видит достоинство купюр, но не знает их серийных номеров, которые знает только их владелец.
При этом математически точно доказывается, что такой «слепой» подписью гарантируется подлинность всего содержимого купюры с той же надежностью, что и обычной цифровой подписью, которая стала за последние годы одним из самых популярных средств подтверждения подлинности электронных документов. Как и первая онлайн система она использовала слепую цифровую подпись на RSA-шифровании.
Основные целями развития электронных денег являются:
- расширение областей использования и сфер применимости;
- связь с банковскими счетами для упрощения транзакций через Интернет.
Теоретически, развитие области децентрализованных денег может конкурировать с традиционными деньгами. Появляются системы бухгалтерского учета, которые исключительно электронные, например, Altruistic Economics. Эти системы более эффективны и реалистичны, так как они действительно не используют в своей модели транзакции с результирующим нулевым балансом.
Всякая технология привносит в нашу жизнь не только плюсы, но и минусы. И виртуальные платежи не стали исключением
Электронная наличность может обеспечить массы преимуществ, таких как удобство использования и конфиденциальность, повышение эффективности транзакций, меньшие транзакционные сборы, новые возможности для бизнеса с переносом экономической активности в Интернет, существует много спорных вопросов касательно внедрения электрон-
Секция «Информационно-экономические системы»
ных денег. Введение электронных валют вызывает ряд вопросов, таких как сбор налогов и упрощение процедуры отмывания денег. Особняком стоит проблема конфиденциальности.
Существует макроэкономические эффекты как нестабильность обменного курса и нехватка реальных денег (не исключена возможность, что количество виртуальных денег превосходит количество реальных денег). Также проблемы с использованием электронных денег могут возникать из-за их ликвидностью, выраженной в стоимости реальных деньгах и с обязательствами, накладываемыми на эмитента - аналогично проблемам с использованием ценных бумаг.
Сегодня основные перспективы развития систем электронных денег в основном связаны с мобильной коммерцией, локальными микроплатежами, а также интеграцией в универсальные персональные финансовые сервисы.
Продукты в области электронных денег предназначены для использования в качестве общего многоцелевого платежного средства и предназначены для выполнения малых встречных розничных платежей, предлагая замену монетам и банкнотам. Они должны дополняют традиционные инструменты розничных платежей как чеки, кредитные и расчет-
ные карты. Большинство программ работает с пополняемыми картами, позволяющими периодически пополнять балансы с банковских счетов через банкоматы, по телефону или через Интернет. Практически во всех программах отсутствует возможность перевода стоимости из одного кошелька в другой без участия эмитента. В тоже время в некоторых странах электронные деньги объединены с другими функциональными возможностями: кредитной или расчетной картой, удостоверением личности держателя, в нескольких странах карточные программы адаптированы к сетевым платежам.
По мнению некоторых аналитиков, в скором времени электронные средства расчетов полностью вытеснят с рынка наличные деньги и чеки, поскольку они представляют более удобный способ оплаты за товары и услуги.
Что касается российского рынка электронных денег, то он только формируется. Несмотря на все плюсы, которые дают электронные деньги, люди не стремятся перевести всю наличность в электронный вид. Прежде всего, мы не делаем этого из соображений безопасности, однако, боимся того, чего не знаем.
© Груздева Н. И., Вайтекунене Е. Л., 2010
УДК 004:378
Е. Ф. Демко Научный руководитель - Т. Г. Долгова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Рассматриваются вопросы, связанные с внедрением ИТ в образование и появлением новых форм обучения, таких как дистанционное обучение и обучение он-лайн. Рассматриваются задачи такого образования, его плюсы и минусы. Также в работе представлены крупнейшие университеты России, которые обеспечивают дистанционное образование.
В настоящее время все более возрастает роль информационно-социальных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и преподавателей на уровне, позволяющем решать, как минимум, три основные задачи:
- обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания;
- развитие единого информационного пространства образовательных индустрий и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного и творческого процесса;
- создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных, знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.
Дистанционные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с комму-
никацией, позволяют студентам быть более искренними. Плюс появляется чувство близости всех стран и континентов - ведь дистанционно можно получить диплом хоть Английского, хоть Германского университета.
Однако, из-за отсутствия реального взаимодействия обучаемого и преподавателя, такое обучение все-таки относят к некой прогрессивной форме самообразования.
В настоящие время многие вузы России используют дистанционное обучение:
- МЭСИ предоставляет возможность получить образование по самому широкому кругу специализаций, процесс обучения серьезно ускоряется и сжимается с привычных 5-6 лет до 3,5 лет;
- МГТУ им. Н. Э. Баумана только анонсировал виртуальный университет;
- МГИУ с помощью дистанционного образования помимо уже привычных юристов, бухгалтеров, экономистов, менеджеров, готовит информатиков-экономистов и инженеров по специальности «Обо-