В.М. Гусев*
ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ, ИХ РАЗВИТИЕ И ВЛИЯНИЕ НА СЕГМЕНТ ТРАДИЦИОННЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ
Проблема развития электронных библиотек (ЭБ) рассматривается в контексте важного для ИНИОН РАН вопроса о том, как развитие электронных изданий влияет на распространение традиционных печатных изданий. Анализируются история, архитектура, основные элементы функциональности ЭБ, а также преимущества и недостатки, связанные с электронной формой представления информации. Среди последних - проблемы сохранения электронных ресурсов, негативного воздействия электронных форматов на молодое поколение и потенциальная угроза исчезновения библиотек как общественных институтов.
Ключевые слова: Интернет; электронные библиотеки (ЭБ); информационные ресурсы; мобильный Интернет; библиотеки; печатные издания.
Развитие Интернета и других современных информационных технологий стимулировало быстрый рост публичных полнотекстовых электронных коллекций документов различных видов. С конца 1990-х годов они стали называться электронными библиотеками (ЭБ). Развитие ЭБ в настоящее время является одним из перспективных путей формирования системы инновационного образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Рынок электронных изданий быстро растет. Учитывая поддержку
* Гусев Виктор Михайлович- руководитель Издательского центра Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук. E-mail: [email protected]
141
этого направления на государственном уровне, следует ожидать широкого внедрения технологий, обеспечивающих прямой доступ через Интернет к текстам изданий в электронном виде.
Для ИНИОН РАН как одного из издателей научной литературы важен вопрос: как влияет развитие электронных изданий на распространение традиционных печатных изданий? Этот аспект развития электронных изданий сегодня весьма актуален. Он активно обсуждается в среде издателей и распространителей не только научной литературы, но и вообще широкого спектра журналов, книг, справочно-информационных и других изданий.
За 20 лет существования Интернета в России число его пользователей выросло в разы. Исследование, проведенное фондом «Общественное мнение», определило динамику роста российских пользователей Интернета за шестилетний период - с 2002 по 2008 г. Число пользователей глобальной сети за этот период выросло в 4,4 раза. По данным Минкомсвязи РФ, на начало 2012 г. количество пользователей Интернета в России составило уже 70 млн человек - примерно половину населения страны.
На популярном литературном интернет-портале tululu.ru был задан ряд вопросов пользователям Интернета. Все вопросы сводились к одной главной мысли - нужны ли онлайн-библиотеки?
Примерно 15% ответивших людей выразили сомнения по поводу необходимости такого сервиса.
«Мне цветные иллюстрации нравятся, а их в карманных электронных книгах, как правило, нет. И потом книжку можно открыть наугад и читать, а наугад электронную версию как откроешь?.. К тому же для меня важны тактильные ощущения настоящей книги...»
«Если читать только электронные книги, можно ослепнуть. Я против электронных библиотек!!!»
В основном такие мнения появляются из-за недостатка информации об онлайн-библиотеках.
Приблизительно 35% ответили, что относятся к сервису он-лайн-чтения абсолютно спокойно.
«Почему нет? Кстати, думаю, что они не отменяют обычных библиотек. Я вот плохо читаю с компьютера и с ноутбука тоже. Люблю бумажные книги».
«Раньше же как-то обходились без электронных версий. Конечно, они имеют право на существование, так как не всегда все можно найти в библиотеке или до нее далеко добираться, а вам очень нужно. Но я все-таки за обычные книги».
142
Чуть большее число людей, примерно 50%, выразили явное удовольствие от того, что у них есть возможность пользоваться онлайн-библиотеками. И прежде всего это относится к пользователям, которые удалены от источников печатных изданий и ранее были вынуждены заказывать интересующую литературу наложенным платежом через Почту России. Кстати, немаловажным является и тот факт, что в ЭБ издание поступает практически одновременно с отправкой гранок в типографию и подписью сигнала, а сроки выпуска в свет тиража в типографии могут колебаться в зависимости от загрузки типографии.
Наличие у издателя сайта и электронной версии журнала или газеты как одного из форматов представления содержания периодического издания становится обязательным элементом, уже не требующим обсуждений. Тенденции очевидны: читатель мигрирует в Интернет и уже сегодня готов потреблять и использовать электронные версии печатных изданий в Сети.
Каковы перспективы развития сегмента электронных изданий? Что сегодня наиболее востребовано у потребителей этой информации, да и вообще - кто они, эти потребители? И наконец, вытесняет ли электронная книга печатное издание? Анализ информации по этим вопросам должен помочь в определении направления развития новых форматов представления изданий ИНИОН РАН. Соответственно, речь идет и о перспективном планировании тиражей традиционной печатной продукции.
Информационный ресурс, как известно, складывается из двух составляющих: традиционной (рукописные и печатные материалы, живопись, скульптура, архитектура, аудиозаписи, фотографии, кино- и видеофильмы и т.п.) и электронной (любые информационные объекты в цифровой форме). Различие между этими двумя составляющими состоит не только в способе представления информации, но и в стратегиях ее хранения, распространения и модификации.
Важной особенностью ЭБ является то, что они создаются буквально во всех отраслях и при этом во всех трех секторах экономики: государственном, частном и общественном.
В настоящее время идет активный процесс создания и развития национальных ЭБ. Преимуществом при оцифровывании пользуются редкие книги и рукописи. В качестве примера успешной реализации проекта можно привести проект Национальной библиотеки Франции «ваШса».
143
Многие проекты в данной области приобрели международный характер. Мировой опыт подсказывает нам необходимость активного участия государства в создании ЭБ и полезность государственно-общественного партнерства. Федеральные российские агентства, академии и государственные научные фонды ежегодно финансируют до 200 проектов, предполагающих создание электронных коллекций, но этого явно недостаточно.
ИНИОН РАН не имеет современной программно-технической платформы для предоставления удаленного доступа к своим электронным ресурсам (изданиям ИНИОН РАН, электронным библиографическим базам данных). В настоящее время институт размещает свои издания в электронном виде в режиме платного доступа в нескольких электронных библиотечных системах (ЭБС) - «Научной электронной библиотеке eLibrary.ru», «Университетской библиотеке онлайн», «ЛАНЬ-трейд» и «¡РЭДоокБ». Основным партнером по представлению изданий ИНИОН РАН в электронном виде является «Научная электронная библиотека eLibrary.ru» - крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования. Сегодня он содержит рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций. На платформе eLibrary.ru доступны электронные версии более 2500 российских научно-технических журналов, в том числе более 1300 журналов в открытом доступе. Коллекции электронных изданий ИНИОН РАН пользуются все возрастающим спросом (прирост количества платных доступов к электронным изданиям ИНИОН РАН, включая статьи и архивные комплекты, за 2011 г. составлял 10%, а за 2012 г. - уже 25%).
Задача предоставления пользователям возможности доступа к изданиям ИНИОН РАН в электронном виде в основном решена. В настоящее время ведется работа по улучшению качества электронных документов и самих ЭБС. Но в перспективе перед институтом стоит действительно грандиозная задача - создать электронный каталог всей Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН (в настоящее время ее объем превышает 14,4 млн единиц хранения) и постепенно перевести в электронную форму все первоисточники, на которые, соответственно, не распространяются ограничения по авторскому праву, связанные с электронным копированием первоисточников. Решению такой задачи, требующей значительного финансирования и дорогостоящих программно-технических технологий, может помочь международное сотрудничество.
144
Если говорить о субъектах (секторах) деятельности в сфере ЭБ в России, то их приблизительная оценка может выглядеть следующим образом:
• частные лица и неформальные сообщества - 36%;
• научные и образовательные учреждения - 35%;
• информагентства, издательства и СМИ - 8%;
• религиозные организации - 7%;
• коммерческие информационные фирмы и интернет-магазины - 7%;
• библиотеки - 5%;
• другие - 2%.
Архитектура электронной библиотеки
ЭБ строится как распределенная информационная система с узлами, объединяющими ресурсы ведомств, и выделенным центральным узлом. Узлы системы, с одной стороны, являются точками входа в электронные библиотеки организаций - участников проекта, с другой - поставщиками информации для всей распределенной системы.
Таким образом, ключевой принцип архитектуры - независимое развитие электронных библиотек организаций-участников с одновременной интеграцией данных в единое информационное пространство. Это достигается стандартизацией предоставления метаданных, форматов предоставления данных, интерфейсов поиска и словарей. Каждая из электронных библиотек организаций-участников может хранить данные в собственных форматах и предоставлять собственные сервисы, но в то же время должна обеспечить единые для всех интерфейсы.
Центральный узел системы должен обеспечить навигацию, поиск и предоставление данных по всем цифровым библиотекам в соответствии с унифицированными форматами и сервисами. Общие (обязательные для всех звеньев) метаданные должны создаваться на базе международных стандартов.
Основные элементы функциональности ЭБ
Основными элементами функциональности ЭБ являются:
• доступ к ресурсам - запрос, определение местоположения, извлечение, трансформация ресурса. Поиск может осуществляться как по атрибутам ресурса, так и по полным текстам;
145
• управление ресурсами - создание новых информационных объектов и коллекций, внесение их в ЭБ, удаление ненужных и изменение существующих;
• управление метаданными и словарями - их создание, поддержка в актуальном состоянии и развитие. Состав метаданных и словарей определяется соглашениями;
• управление пользователями - их регистрация, учет прав, персональная информация;
• системное администрирование - установка, конфигурирование, необходимые периодические мероприятия, восстановление после сбоев, обеспечение сохранности данных;
• мониторинг ЭБ - учет и анализ посещаемости и цитируемости ЭБ и ее отдельных частей различными категориями пользователей.
Наиболее распространенные виды электронных ресурсов:
• электронные журналы;
• электронные книги;
• реферативно-библиографические базы данных;
• справочные базы данных (биографии, словари, энциклопедии и т.п.);
• базы данных статистической и числовой информации;
• электронные изображения;
• электронные аудиовизуальные ресурсы.
Мобильный Интернет
Быстро растет мобильный Интернет. Его месячная аудитория, по данным Фонда «Общественное мнение», составила в августе 2011 г. 21,8 млн человек. Также быстро растет продажа смартфонов. Все это, безусловно, замечательно. Можно порадоваться за тех, кто в состоянии купить дорогое устройство и время от времени пользоваться им - в пробках, в аэропорту, да и где угодно. А вот окажут ли они существенное влияние на рынок - большой вопрос. Для того чтобы это произошло, предстоит еще немало поработать. В этом направлении перспективным является проект «Комплексные облачные решения для цифровых публикаций периодических изданий и книг на мобильные платформы», который сейчас внедряется в России «Apple Store» при помощи технологии «YouPublish».
«YouPublish» - первый в России облачный сервис по созданию цифровых изданий. Он разработан организацией ОАО «ГУП ЭКОНОМИКА», имеющей богатый опыт ведения проектов прави-
146
тельства Москвы в области создания мобильных приложений и обработки больших объемов данных. В рамках развития работ, предшествовавших этому проекту, уже реализованы инициативы по переводу издательских домов и редакций журналов в цифровой формат на базе «Apple iPad». Издатели, работая по технологии «YouPublish» с «Apple Store», получат возможность быстрого размещения электронных изданий и учебного контента на мобильные платформы, а это в настоящее время уже достаточно большая и быстрорастущая группа пользователей сети Интернета. Новая технология позволит охватить заметно больший круг потенциальных потребителей информационных ресурсов ЭБ.
В профессиональной периодике ведутся дискуссии о перспективах трансформации материально-технической базы библиотеки, вплоть до отказа от библиотечного здания ввиду возможности переноса полного цикла обслуживания пользователей в виртуальную среду.
Современные тенденции свидетельствуют о том, что «волна технологических изменений» размывает привычные границы между профессиями, научными дисциплинами, библиотеками, издателями и посредниками между ними. Последние активно включаются в создание электронных ресурсов и строительство цифровых библиотек, в то время как традиционные библиотеки осваивают новые информационные и электронные издательские технологии. В этих условиях еще большее значение приобретают кооперация между библиотеками и другими участниками информационной индустрии, обмен информацией и совместное развитие электронных коллекций. Западные библиотекари активно участвуют в разработке стандартов для электронных ресурсов, требований к дисплеям информационных систем, пропаганде ценностей классической библиотечной «науки и искусства» среди читателей и информационных специалистов в смежных областях.
Рассматривая указанные изменения и тенденции в целом, можно отметить, что они создают принципиально новые условия для образования и научной работы, а также затрагивают саму суть существования и предназначения библиотек. Признавая ряд преимуществ электронных форм представления перед бумажными, их привлекательность и удобство использования читателями, западные библиотекари поднимают ряд серьезных вопросов, легких ответов на которые сегодня еще не найдено. Рассмотрим эти вопросы далее.
147
Проблема сохранения электронных ресурсов для потомков
Известно, что сохранение информации в электронном виде является технически более сложной и дорогостоящей операцией по сравнению с сохранением документов на бумаге и микрофильмах. Обеспокоенность этой ситуацией возрастает по мере увеличения доли электронных ресурсов в коллекциях библиотек и количества лицензионных баз данных. Последние обычно размещаются на серверах издателей и коммерческих организаций, а не на библиотечных полках и в специальных хранилищах. Практика показывает, что коммерческие организации, как правило, менее долговечны, нежели библиотеки.
Негативное воздействие электронных форматов на школьников и студентов
Исследователи отмечают ряд изменений, которые негативно сказываются на образовании молодого «электронного» поколения студентов и их умении работать с источниками информации. Современные студенты, обращаясь в информационно-справочные службы библиотек, часто просят помочь найти не просто информацию, а информацию именно в электронном виде. В связи с этим отмечается, что определение формата, который в наилучшей степени передает необходимую информацию, было в свое время профессиональной прерогативой библиотекарей. «Теперь многие студенты считают, что намного быстрее и проще использовать компьютер, чем работать с бумажными источниками, и настаивают на том, что им нужна информация в удобном виде. Качество информации в этом случае отодвигается на второй план. Многие новые студенты теперь просят, чтобы квалифицированный библиотекарь нашел им нужную информацию, а не показал, как ее можно найти самостоятельно». Если студент «не может мгновенно найти книгу по названию или автора в базе данных или электронном каталоге библиотеки или библиографической базе данных, он предполагает, что этой книги или автора не существует (и переубедить его в этом бывает довольно сложно). Прошли те дни, когда нужно было тратить часы на кропотливый и иногда безрезультатный просмотр библиографий и библиографий библиографий в поисках одной крупицы знаний».
В связи с этим педагоги также отмечают, что молодое поколение, переключающееся с чтения книг на бумаге на преимущест-
148
венное использование ресурсов Интернета, теряет словарный запас и испытывает некоторые сложности с ясным формулированием мыслей по сравнению с их сверстниками 10-15 лет назад. Качество исследовательских работ студентов высших учебных заведений в течение последних 10 лет неуклонно понижается. Исследователи отмечают «тревожащий упадок как в умении студентов излагать свои мысли в письменном виде, так и в способности высказывать оригинальные идеи в курсовых работах».
Анализ цитирования в курсовых работах студентов начальных курсов вузов указывает на тот факт, что количество книг в ссылках начиная с 2000 г. снижается. Вместе с тем другое исследование показало, что использование студентами печатных источников увеличивается во время подготовки к экзаменам на втором или третьем курсах вуза. Этот интересный эффект, демонстрирующий, что студенты стремятся в большей степени полагаться на печатные источники, когда им нужно продемонстрировать работу более высокого качества, подтверждается также результатами других исследований. Например, более 80% студентов начальных курсов Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (University of California - Los Angeles) используют Интернет для исследований или при подготовке к занятиям. С другой стороны, исследование среди студентов старших курсов гуманитарных факультетов Гарварда (Harvard University) показало, что 75% используемой ими литературы в курсовых работах - это печатные (бумажные) материалы. Эти студенты дали печатным источникам более высокую оценку по сравнению с электронными в четырех из пяти категорий, которые «являются важными для качества образования и исследований: 1) содержание в источнике необходимой информации; 2) полезность найденной информации; 3) ее надежность; 4) доступность помощи по использованию данного источника». Ресурсы в сети Интернет получили более высокую оценку только в категории «легкости использования». Отмечают в связи с этим, что «высшее учебное заведение производит определенный отрезвляющий эффект на студентов, открывая им реальную цену современных информационных ресурсов Интернета».
Говоря о популярности легких в использовании электронных ресурсов, Томас Мэн, библиотекарь Библиотеки Конгресса США (Thomas Mann, Library of Congress), обращал в своих статьях внимание на эффект под названием «Правило наименьшего усилия» (the Principle of Least Effort): «Большинство исследователей (даже "серьезные" ученые) проявят склонность к использованию легко доступного источника, даже если этот источник относительно низ-
149
кого качества, и далее, скорее всего, останутся удовлетворены тем, что им было легко найти по сравнению с использованием источников более высокого качества, работа с которыми требует от них больше усилий... следуя общему правилу, люди предпочитают кажущуюся легкость доступа качеству содержания, когда они выбирают себе источник или канал информации».
Потенциальная угроза исчезновения библиотек как общественных институтов
Западные студенты и ученые, все более полагаясь на электронные ресурсы, уделяют все меньше внимания традиционным коллекциям и реже посещают «кирпичные библиотеки». В профессиональной литературе время от времени появляются пророчества о скором конце библиотек, книжных коллекций и подвергается сомнению необходимость профессии библиотекаря как таковой в будущем. Придерживающиеся такого взгляда утверждают, что бумажные носители информации стремительно устаревают и все необходимые информационные ресурсы скоро будут доступны в электронном виде, а доступ к ним будет возможен из любого помещения с компьютером, подключенным к Интернету. Соответственно, делается вывод о том, что необходимость в бумажных книжных коллекциях и физических библиотеках отпадает. А те немногие библиотеки, которым удастся выжить, при этом сценарии будут скорее служить в качестве «музеев книг». И хотя подавляющее большинство специалистов относятся к реальности такой перспективы скептически (по крайней мере, в обозримом будущем), такие тенденции, как снижение посещаемости библиотек и растущая дискриминация бумажных носителей, содержащих качественную информацию, в пользу электронных только в силу легкости их использования, беспокоит издателей, библиотекарей и педагогов.
Испытывая определенное социально-экономическое давление в пользу принятия электронных ресурсов и технологий и признавая некоторые их преимущества перед бумажными источниками, библиотеки вынуждены адаптироваться к новым условиям и искать пути сохранения своей важной общественной роли в качестве центров культуры и общения, гарантов свободного доступа граждан к информации и хранителей знаний для потомков.
150