Научная статья на тему 'Электронные библиотеки для детей на современном этапе: контент-анализ интернет-сайтов'

Электронные библиотеки для детей на современном этапе: контент-анализ интернет-сайтов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1341
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / ИНТЕРНЕТ-САЙТ / КОНТЕНТ / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пронькина Виктория Александровна

В статье описано современное состояние электронных библиотек в сети Интернет. Приводится контент-анализ интернет-сайтов детских электронных библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the current state of e-libraries on the Internet. The study presents a content analysis of websites dealing with children e-libraries.

Текст научной работы на тему «Электронные библиотеки для детей на современном этапе: контент-анализ интернет-сайтов»

ПРОНЬКИНА В. А.

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ Аннотация. В статье описано современное состояние электронных библиотек в сети Интернет. Приводится контент-анализ интернет-сайтов детских электронных библиотек.

Ключевые слова: электронная библиотека, детская электронная библиотека, интернет-сайт, контент.

PRONKINA V. A.

E-LIBRARY FOR CHILDREN TODAY: A CONTENT ANALYSIS OF WEBSITES Abstract. The article considers the current state of e-libraries on the Internet. The study presents a content analysis of websites dealing with children e-libraries.

Keywords: e-library, children e-library, website, content.

Бурное развитие сети Интернет и информационных технологий способствовало переходу литературы в Сеть. Журналы и газеты создали свои электронные аналоги. Книги были оцифрованы, и некоторые из них перешли в формат чисто сетевых изданий. Появились блоги как вид сетевой литературы, не имеющий аналогов на бумаге. Большое количество цифровой литературы способствовало появлению электронных библиотек (ЭБ). Таковых на данный момент создано огромное количество. Самые популярные из них в русскоязычном Интернете (Рунете) это: «Библиотека Максима Мошкова» (lib.ru), «Библиотека Ихтика» (ihtik.lib.ru), «Научная электронная библиотека» (elibrary.ru), «Либрусек» (lib.rus.ec), «Альдебаран» (aldebaran.ru) и др. Различаются они лишь тематикой комплектования фонда. Появляются специализированные библиотеки художественной литературы, произведений отдельных авторов, технической, научной, медицинской литературы и др. Среди них можно выделить детские электронные библиотеки (ДЭБ).

Состояние медиасреды во многом меняет поведение людей и определяет развитие у них новых привычек, в том числе и у подрастающего поколения. В XXI веке дети читают другую литературу и в ином формате, нежели предыдущие поколения. Общепризнано, что процесс приобщения ребенка к чтению имеет огромный социальный смысл. Базовые социально значимые образцы, установки личности аккумулируются в письменной культуре и передаются посредством чтения, которое является в современном обществе одним из механизмов социализации [1]. В связи с тем, что использование компьютерной техники и Интернета постепенно становится повседневным и обыденным занятием, активно создаются

электронные библиотеки, направленные на детскую читательскую аудиторию, что в значительной степени способствует развитию детского чтения.

Детские электронные библиотеки, как правило, делятся на:

1) Библиотеки, направленные конкретно на читателя младшего и среднего школьного возраста;

2) Ресурсы для руководителей детского чтения (родителей, воспитателей, учителей), с контентом преимущественно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Стоит отметить, что в большинстве крупнейших электронных библиотек существуют

разделы детской литературы, которые в свою очередь разделены на подразделы: сказки, стихи, рассказы и т. п. Рассмотрим некоторые ДЭБ.

Национальная электронная детская библиотека (НЭДБ) - архив оцифрованных материалов (arch.rgdb.ru). НЭДБ создана Российской государственной библиотекой в 2012 году. В коллекции данной библиотеки представлены наиболее значимые произведения для детей и книги, вошедшие в круг детского чтения, оформленные лучшими отечественными художниками-иллюстраторами, а также книги, являющиеся ярким отражением исторических, политических, культурологических, художественных и педагогических процессов, происходивших в нашей стране в различные исторические периоды. Представлены оцифрованные копии книг, журналов, диафильмов и газет (рис. 1). Для удобства пользователей НЭДБ оснащена самыми современными техническими средствами. Понятный интерфейс позволяет реализовать широкие возможности просмотра электронных документов с их максимальным разрешением. Доступ к базе данных НЭДБ для пользователей сети Интернет осуществляется в соответствии с действующим законодательством об авторском праве [3].

Рис. 1. Скриншот главной страницы сайта Национальной электронной детской библиотеки.

Международная электронная детская библиотека (ru.childrenslibrary.org). Миссия Фонда Международной электронной детской библиотеки (Фонда МЭДБ) состоит в поддержке детей всего мира стать полезными членами глобального сообщества -проявляющими толерантность и уважение к различным культурам, языкам и идеям - через возможность бесплатно читать онлайн лучшую детскую литературу. Фонд реализует свое видение путем создания электронной библиотеки выдающихся детских книг со всего мира и поддержки сообществ детей и взрослых, направленных на исследование и использование этой литературы посредством инновационных технологий, созданных в тесном содружестве с детьми для детей [2]. На сайте библиотеки представлены оцифрованные копии книг разных стран на языке оригинала (рис. 2).

Рис. 2. Скриншот главной страницы сайта Международной электронной детской библиотеки.

Детская библиотека «Лукошко сказок» (lukoshko.net). Данный ресурс существует с 2001 года. На сайте библиотеки представлены материалы по следующим блокам: электронные книги, народные сказки, писатели-сказочники, стихи для детей, книжки о детишках, детские песенки, словарь и др. В разделе «Электронные книги» можно скачать книгу в медиаформате (в выше описанных библиотеках их можно только посмотреть). Книга скачивается как небольшая программа, рассчитанная на чтение ребенка, с удобным интерфейсом, позволяющим производить поиск по тексту документа, оснащенная музыкальным и графическим оформлением (рис. 3).

Рис. 3. Интерфейс электронной книги, скачанной в детской библиотеке «Лукошко сказок».

Виртуальная библиотека «Пескарь» (peskarlib.ru) - проект Детской библиотеки им. А. П. Гайдара В данной виртуальной библиотеке собраны рассказы и сказки для детей русских и зарубежных писателей, а также сказки народов мира. У библиотеки простой интерфейс и хорошее графическое оформление (рис. 4). Произведения можно читать прямо на сайте, либо распечатать или скопировать текст на компьютер.

Рис. 4. Скриншот главной страницы сайта детской электронной библиотеки «Пескарь».

Сказочная библиотека «Хобобо» (hobobo.ru). Сказочная библиотека «Хобобо» - это крупнейший в русскоязычном Интернете проект. В библиотеке представлена богатая коллекция детских сказок (более 6 тыс. сказок 154 стран мира, сказки классиков, диафильмы и богатейшая коллекция аудиосказок и мультфильмов). Сказки можно прочесть как на сайте, так и при необходимости скачать в формате txt и в формате FB2. Сайт библиотеки Хобобо был создан в 2010 году В 2011 году сайт стал лауреатом всероссийского конкурса сайтов для детей и подростков «Позитивный контент-2011» и получил премию в номинации «Лучший детский сайт» (рис. 5). Посетители данной библиотеки - это преимущественно молодые семьи и мамы с детьми (70%), педагоги (20%), дети и все любители сказочной тематики (10%). Контент сайта используют родители для образования детей, для обучения в детских садах и дошкольных центрах. Сайт сказочной библиотеки «Хобобо» включен в рекомендательные списки педагогических центров и даже в системы дистанционного образования для детей [4].

Рис. 5. Скриншот главной страницы сайта сказочной библиотеки «Хобобо».

Детская аудитория пользователей сети Интернет увеличивается с каждым годом в несколько раз, что способствует активному созданию и развитию различных ресурсов для данной аудитории. Детские электронные библиотеки только начинают свое развитие. Для привлечения детей на сайт подобной библиотеки необходимо сформировать богатый и качественный фонд, сделать максимально простой для пользователя интерфейс и уделить большое внимание графическому оформлению ресурса. Важно, чтобы детям, которые только начинают формировать свои читательские предпочтения, предоставлялся качественный и безопасный контент. Описанные выше детские электронные библиотеки могут послужить

хорошим примером для создания аналогичных ресурсов в сети Интернет.

5

ЛИТЕРАТУРА

1. Колосова Е. А. Детское чтение в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2011. - 23 с.

2. Международная электронная детская библиотека [Электронный ресурс]. - [Б. м.], [20--]. - Режим доступа: http://en.childrenslibrary.org (дата обращения: 17.11.2014).

3. Национальная электронная детская библиотека [Электронный ресурс]. - М., 20122014. - Режим доступа: http://arch.rgdb.ru (дата обращения: 17.11.2014).

4. Сказочная библиотека Хобобо [Электронный ресурс]. - М., 2011-2014. - Режим доступа: http://www.hobobo.ru (дата обращения: 17.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.