Научная статья на тему 'Электронное участие граждан в системе GR-деятельности'

Электронное участие граждан в системе GR-деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
102
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GOVERNMENT RELATIONS / GR / GR-ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ УЧАСТИЕ ГРАЖДАН / GR-TECHNOLOGY / E-PARTICIPATION OF CITIZENS IN PUBLIC POLICY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Казаков Н.В.

В статье рассмотрено электронное участие граждан как инструмент GR-коммуникации между гражданами, некоммерческими и коммерческими организациями с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Приведены результаты исследований, которые проведены Федеральной службой государственной статистики и Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, а также социологического опроса населения Свердловской области в рамках гранта РГНФ «Информационная культура населения Свердловской области: поселенческий и социально-демографический аспекты» в период 2014-2015 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-PARTICIPATION OF CITIZENS IN THE SYSTEM OF GR-PERFORMANCE

The article deals with e-participation of citizens as a tool for GR-communication between citizens, non-profit and commercial organizations with government authorities and local authorities. The results of investigations that are carried out by the Federal Service of State Statistics and the Ministry of Communications and Mass Communications of the Russian Federation, as well as a sociological survey of the population of the Sverdlovsk region in the framework of the grant RGNF "Information Culture of Sverdlovsk region: settlement and socio-demographic aspects" in the period 2014-2015 year.

Текст научной работы на тему «Электронное участие граждан в системе GR-деятельности»

5. Kravchenko S. A. Social Games and Game-izationof Modern Societies: Theoretical Approaches. // Actial Issues in History and Tgeory of Sociology. Materials of Internatiol Sociological Symposium. Towards the 36 World Congress of the International Institute of Sociology. - Nauchnaya Kniga Publishing. - 2004.

6. Shils E., Parsons T. Working Papers in the Theory of Action. - N. Y.: Free Press. - 1953. - p. 9 - 12.

7. Parsons T., Shils E. Towords Gentrel Theory of Actions. - Cambrige, mass; Harvard Univtrsaty Press, 1951.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Dobrenkov V.I., Nechaev V.J. Obshhestvo i obrazovanie [Society and Education] - M.: INFRA - M. 2003. P. 46-64. [in Russian]

2. Gostenina V.I. Socialno - jekonomicheskie faktory reformirovanija rossijskogo universitetskogo obrazovanija [Socio - economic factors of reforming of the Russian university education] / V.I. Gostenina // Mezhdunarodnaja nauchno -prakticheskaja konferencija «Sociokul'turnye problemy podgotovki sovremennogo pedagoga» [International scientific -practical conference "Social and cultural problems of modern teacher training"] - Bijansk. 2008. P. 166-172. [in Russian]

3. Melnikov S.L. Socialnye riski sovremennogo obshhestva: dissonansy informacii v molodezhnoj srede [Social risks of modern society: the dissonances of information among young people] / S.L. Melnikov // Kollektivnaja monografija «Dinamika socialnoj realnosti: rossijskie i zarubezhnye trendy» [The collective monograph «The dynamics of social reality: Russian and international trends»] -Bijansk: RIO FGBOU VPO «Bijanskij gosudarstvennyj universitet im. akademika I.G. Petrovskogo», 2015. - P. 63 - 77. [in Russian]

4. Shafranov-kucev G. F. Professionalnoe obrazovanie v uslovijah informacionnogo vzryva [Professional education in the information explosion] / G. F. Shafranov-kucev //Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-jekonomicheskie i pravovye issledovanija[Tyumen State University Herald. Socio-economic and legal studies]. 2011.- №9. -P. 6-13. [in Russian]

5. Kravchenko S. A. Social Games and Game-izationof Modern Societies: Theoretical Approaches. // Actial Issues in History and Tgeory of Sociology. Materials of Internatiol Sociological Symposium. Towards the 36 World Congress of the International Institute of Sociology. - Nauchnaya Kniga Publishing. - 2004.

6. Shils E., Parsons T. Working Papers in the Theory of Action. - N. Y.: Free Press. - 1953. - P. 9 - 12.

7. Parsons T., Shils E. Towords Gentrel Theory of Actions. - Cambrige, mass; Harvard Univtrsaty Press, 1951.

DOI: 10.23670/IRJ.2017.55.048 Казаков Н.В.

Магистрант, Уральский федеральный университет ЭЛЕКТРОННОЕ УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ GR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрено электронное участие граждан как инструмент GR-коммуникации между гражданами, некоммерческими и коммерческими организациями с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Приведены результаты исследований, которые проведены Федеральной службой государственной статистики и Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, а также социологического опроса населения Свердловской области в рамках гранта РГНФ «Информационная культура населения Свердловской области: поселенческий и социально-демографический аспекты» в период 2014-2015 год.

Ключевые слова: Government Relations, GR, GR-технологии, электронное участие граждан.

Kazakov N.V.

Master student, Ural Federal University E-PARTICIPATION OF CITIZENS IN THE SYSTEM OF GR-PERFORMANCE

Abstract

The article deals with e-participation of citizens as a tool for GR-communication between citizens, non-profit and commercial organizations with government authorities and local authorities. The results of investigations that are carried out by the Federal Service of State Statistics and the Ministry of Communications and Mass Communications of the Russian Federation, as well as a sociological survey of the population of the Sverdlovsk region in the framework of the grant RGNF "Information Culture of Sverdlovsk region: settlement and socio-demographic aspects" in the period 2014-2015 year.

Keywords: Government Relations, GR, GR-technology, e-participation of citizens in public policy.

Government Relations (GR) - это политическая коммуникация, которая представляет собой взаимодействие, инициируемое коммерческими и некоммерческими организациями, а также индивидами, направленное к органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Электронное правительство в данном контексте служит инструментом данного взаимодействия посредством электронных средств коммуникации. ИКТ предоставляют гражданам следующие возможности: пассивное наблюдение и потребление государственных и муниципальных услуг; активное участие в формировании государственной политики. В настоящее время происходит переход из пассивной роли граждан в активную.

В широком понимании электронное участие граждан - это использование гражданами информационно -коммуникационных технологий для непосредственного и опосредованного участия в политическом процессе. В узком же понимании (с точки зрения GR) — это совокупность конкретных методов, посредством которых происходит GR-коммуникация граждан с ОГВ и ОМСУ для выработки определенных политических решений. Оно дает возможность оказывать влияние на формирование государственной политики посредством: участия граждан в обсуждениях; электронных голосованиях; обратной связи [2].

Существуют GR-технологии, которые могут быть применимы при электронном участии граждан: прямое взаимодействие с представителями органов власти; grassroots; корпоративная социальная ответственность; медиарилейшнз; воздействие через экспертное сообщество.

GR-технологии, дополняя традиционные инструменты участия граждан в государственной политике, которые основываются на принципе «снизу вверх», позволяют гражданам быть не столько потребителями государственной политики, сколько ее производителями. Электронное участие граждан меняет однонаправленный формат социального взаимодействия. Таким образом, можно сказать, что внедряя GR-технологии в гражданские практики, общество влияет на формирование государственной политики.

Приведем некоторые исследования, чтобы оценить современное состояние и выявить проблемы электронного участия граждан в государственной политике как инструмента GR-коммуникации в Свердловской области.

Указом Президента РФ от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» установлен показатель: «Доля граждан, использующих механизм получения услуг в электронной форме, к 2018 году - не менее 70 процентов». Также указано, что показатель на 2014 год по плану- 35%, а на 2015 год -40%. Результаты Выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, которое проводит Росстат, показали, что в 2014 году в РФ был достигнут плановый показатель, а по итогам 2015 года - нет. Доля граждан, которые используют электронные государственные услуги, в 2013 году - 30,8% , в 2014 году - 35,2%, в 2015 году - 39,6% [1].

В 2015 году в Свердловской области доля граждан, использующих механизм получения услуг в электронной форме, составила 33,6%. Можно сказать, что плановый показатель, а также показатель по РФ не достигнуты.

Также Минкомсвязи составило рейтинг по уровню развития информационного общества среди субъектов РФ. Свердловская область заняла 8 место в этом рейтинге.

Для детальной оценки электронного участия граждан и GR-коммуникации был проведен анализ результатов социологического опроса населения Свердловской области в рамках гранта РГНФ «Информационная культура населения Свердловской области: поселенческий и социально-демографический аспекты» в период 2014-2015 год. Исходя из некоторых результатов данного исследования, можно сделать выводы, которые касаются электронного участия граждан в государственной политике.

В Свердловской области 58,7% жителей используют интернет несколько раз в неделю, 18,2% - один раз в день, остальные меньше одного раза в неделю. Жители Свердловской области чаще всего пользуются из Интернет-ресурсов социальными сетями (22,6%), а блогами всего - 3,1%.

В целом жителям Свердловской области достаточно получаемой информации (68%). Считают, что избыточно (16,5%). Недостаточно получаемой информации (8,3%).

Жители Свердловской области отмечают, что в большинстве поселений есть интернет для получения информации (68,7%), есть возможность покупать газеты и журналы в книжных магазинах, киосках (76,1%), просмотр нескольких телевизионных аналоговых каналов (70,7%), посещение библиотеки в месте проживания (64,8%), просмотра нескольких телевизионных цифровых каналов (54,4%) и т.д.

У большинства (29%) с получением информации никаких трудностей не возникает, не хватает времени для поиска и изучения интересующей информации (20,3%), жалуются на плохое качество передаваемого сигнала в поселении (11,5%), проблемы из-за нехватки средств на приобретение технических устройств (8,9%) и т.д.

Жители Свердловской области в интернете представлены через: электронную почту (83,3%), через социальные сети (74,2%), в специализированных приложениях для общения (45,2), зарегистрированы на портале госуслуг (32%), зарегистрированы на специализированных порталах покупок (24%).

О реализации программы «Электронное правительство» в нашей области не знакомы (49,4%), что-то слышали об этом (34,6%), хорошо знакомы с программой (16%).

Официальные сайты органов власти время от времени посещают (45,7%), не посещают (45,6%), регулярно посещают (8,8%).

Государственные и муниципальные услуги через Интернет не получали (51,1%), получали несколько раз (26,8%), получали один раз (11,8%), пытались получить, но не смогли (10,2%).

Письма, обращения, комментарии на официальный сайт органа власти, адресованные должностным лицам государственной власти, не отправляли (80,3%), один раз (12,2%), несколько раз (7,4%).

Опыт обращения к официальным Интернет-ресурсам (сайтам органов власти т.д.) оценивают как положительный (23,8%), как нейтральный (23,4%), не имеют такого опыта (32,2%), затрудняются ответить (14,5%), имеют отрицательный опыт (6,0%).

Половина опрошенных жителей Свердловской области не знают о существовании такой программы как «Электронное правительство», а значит, что информация распространена на низком уровне. Можно сказать, что ОГВ и ОМСУ недостаточно информируют граждан через СМИ, что является самым продуктивным, так как в нашей стране большое количество человек использует масс-медиа, а не новые медиа. Так как жители не знают, что такое Единый портал государственных и муниципальных услуг, электронное правительство, официальные сайты ОГВ и ОМСУ, и не имеют возможности узнать этого, они не имеют возможность пользоваться государственными и муниципальными услугами в электронном виде, а также проявлять активное электронное участие и формировать государственную политику.

Исходя из этого всего, можно сказать, что основными причинами малого электронного участия граждан являются: отсутствие информации о существовании электронного правительства, ЕПГУ, электронного участия граждан, GR-технологиях, которые реализуются посредством ИКТ; слабый уровень знаний и навыков в области информационных технологий.

Список литературы / References

1. Выборочное федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей [Электронный ресурс] // URL:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html_(дата обращения 25.11.2016).

2. Шевцова И.В., Днепровская Н.В. Социальные медиа в коммуникации между гражданами и органами государственного управления // Государственное управление. Электронный вестник Выпуск. 2015. № 51. С. 138-151.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Vyborochnoe federal'noe statisticheskoe nabljudenie po voprosam ispol'zovanija naseleniem informacionnyh tehnologij i informacionno-telekommunikacionnyh setej [Selectively federal statistical supervision on the use of information technology and a population of information and telecommunication networks] [Electronic resource] // URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html (Reference date of 25.11.2016). [in Russian].

2. Shevcova I.V., Dneprovskaja N.V. Social'nye media v kommunikacii mezhdu grazhdanami i organami gosudarstvennogo upravlenija [Social media in the communication between citizens and public authorities] // Gosudarstvennoe upravlenie. Jelektronnyj vestnik Vypusk. 2015. № 51. P. 138-151. [in Russian].

DOI: 10.23670/IRJ.2017.55.098 Пашков А.А.1, Фарахутдинов Ш.Ф.2

1ORCID: 0000-0002-7501-9115, Аспирант, 2ORCID: 0000-0002-0849-7248, Кандидат социологических наук,

Тюменский индустриальный университет АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Аннотация

Приведены результаты социологического исследования, осуществляемого при участии авторов в Тюменской области. Выделено пять групп проблем с точки зрения их актуальности для молодёжи. Показано, что социально-экономические проблемы стоят перед молодыми селянами очень остро. Выявлено, что условия для решения этих проблем у молодых людей оставляют желать лучшего. Делается вывод о необходимости проведения грамотной политики по всем вопросам, затрагивающим интересы сельской молодёжи.

Ключевые слова: сельская молодежь, социология села, социальное самочувствие, социально-экономические проблемы.

Pashkov A.A.1, Farakhutdinov Sh.F.2

1ORCID: 0000-0002-7501-9115, Postgraduate, Tyumen Industrial University,

2ORCID: 0000-0002-0849-7248, PhD in Sociology, Tyumen Industrial University ACTUAL PROBLEMS OF MODERN RURAL YOUTH

Abstract

The article discusses the results of sociological research, carried out with the participation of the authors in the Tyumen region. It identified five groups of problems in terms of their relevance to young people. It is shown that socio-economic problems faced by young villagers very serious. It was revealed that the conditions for the solution of these problems in young people could be better. The conclusion about the need for a competent policy on all matters affecting the interests of rural youth.

Keywords: rural youth, sociology of the village, social well-being, social and economic problems.

Сегодня в России почти треть населения страны - это молодые люди. От их социального самочувствия зависит будущее всей страны. Понимание процессов и явлений, происходящих в молодёжной среде, способствует совершенствованию социальной политики государства по отношению к молодых людей. В этой связи, исследования, направленные на изучение проблем молодёжи, в особенности, наиболее уязвимой её когорты - сельской молодёжи представляются крайне актуальными.

Летом 2016 года в рамках деятельности Совета муниципальных образований Тюменской области, при участии авторов было проведено исследование, направленное на изучение адаптационных возможностей молодёжи в социально-экономической сфере. Опрошены жители 6-ти районов, 14 сельских поселений. Объём выборочной совокупности составил 892 человека. Возраст респондентов 23-35 лет (экономически активная группа). Исследование предполагало решение ряда задач, одна из которых заключалась в изучении значимости социально-экономических и политических проблем для сельской молодежи.

Изучение проблем, актуальных для современной сельской молодёжи является важным аспектом, т.к. именно эти проблемы будут определять вектор их адаптационных стратегий, усилия, которые молодые люди будут предпринимать, чтобы снизить их воздействие. Исходя из этого, в анкете одни из ключевых вопросов был направлен на выявление рейтинга значимости различных проблем. Респондентам была дана возможность выбора не более 5 вариантов (табл.1). Обзор приведённых данных показывает, что исходя из степени актуальности, можно выделить 5 групп проблем, схожих по содержанию.

К первой группе можно отнести самые актуальные для молодёжи проблемы, связанные с экономическим аспектом их жизнедеятельности. Это «Рост цен» (71,2%), «Низкие зарплаты, пенсии» (69,2%) и «Безработица, недостаток рабочих мест» (42,7%).

Вторую группу составляют проблемы связанные с обеспечением комфортной и удобной жизненной среды: «Жилищная проблема» (33,1%), «Состояние дорог» (25,2%), «Проблемы медицинского обслуживания» (21,4%). Сюда же можно отнести беспокоящую молодых людей проблему пьянства и алкоголизма - 28,8%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.