Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РФ И КНР В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА'

ЭЛЕКТРОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РФ И КНР В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Трансграничная электронная торговля / пандемия / сотрудничество РФ и КНР / ЭКСПО 2020 / экспорт / импорт / международное право / Cross-border e-commerce / pandemic / Russian-Chinese cooperation / EXPO 2020 / export / import / international law

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варфаловская Р.А., Варфаловский А.В.

Электронная коммерция в Китае улучшилась и стала движущей силой экономического развития страны. Объем транзакций электронной торговли в 2019 году достиг 34,81 триллиона юаней (4,93 триллиона долларов), что на 6,7 процента больше, чем годом ранее, согласно последнему отчету Министерства торговли в среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC COOPERATION BETWEEN RF AND PRC DURING PANDEMIC PERIOD WITHIN THE FRAMEWORK OF INTERNATIONAL LAW

E-commerce in China has improved and has become the driving force behind the country’s economic development. E-commerce transaction volume in 2019 reached 34.81 trillion yuan ($ 4.93 trillion), up 6.7 percent from a year earlier, according to the latest Commerce Department report on Wednesday.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РФ И КНР В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11156 ВАРФАЛОВСКАЯ Р.А.,

ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока (ИДВ РАН), доцент Государственного Университета Управления (ГУУ),

e-mail: mail@law-books.ru

ВАРФАЛОВСКИЙ А.В.,

заместитель директора Центра системных экономических исследований (ЦСЭИ) ,

e-mail: mail@law-books.ru

ЭЛЕКТРОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РФ И КНР В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Аннотация. Электронная коммерция в Китае улучшилась и стала движущей силой экономического развития страны. Объем транзакций электронной торговли в 2019 году достиг 34,81 триллиона юаней (4,93 триллиона долларов), что на 6,7 процента больше, чем годом ранее, согласно последнему отчету Министерства торговли в среду.

Ключевые слова: Трансграничная электронная торговля, пандемия, сотрудничество РФ и КНР, ЭКСПО 2020, экспорт, импорт, международное право.

VARFALOVSKAYA R. A,

Leading Researcher, Institute of the Far East (IFES RAS), Associate Professor of the Stat University of Management (SUM)

VARFALOVSKIY A.V.,

Director of the Center for Systemic Economic Research (CECI)

ELECTRONIC COOPERATION BETWEEN RF AND PRC DURING PANDEMIC PERIOD WITHIN THE FRAMEWORK OF INTERNATIONAL LAW

Annotation. E-commerce in China has improved and has become the driving force behind the country's economic development. E-commerce transaction volume in 2019 reached 34.81 trillion yuan ($ 4.93 trillion), up 6.7 percent from a year earlier, according to the latest Commerce Department report on Wednesday.

Key words: Cross-border e-commerce, pandemic, Russian-Chinese cooperation, EXPO 2020, export, import, international law.

Розничные продажи в Интернет-пространстве КНР составили 10,63 трлн юаней в прошлом году, что на 16,5% больше, чем в предыдущем году. По сути, объем продаж товаров в реальном выражении составил 8,52 трлн юаней, и это на 19,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что составляет 20,7% от общего объема розничных продаж потребительских товаров и обеспечивает 45,6% роста розничных продаж товаров широкого потребления. Большинство клиентов в провинции Гуандун тратили онлайн: на розничные продажи онлайн приходилось 23,8 процента от общего объема продаж страны в 2019 году, затем в провинции Чжэцзян — 16,5 процента, а в Шанхае — 11,6 процента. В сельской местности, между тем, электронная коммерция вступила в фазу ста-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

бильного роста. Розничные продажи в Интернете в этих областях в 2019 году достигли 1,7 трлн юаней, увеличившись на 19,1 процента по сравнению с годом ранее, при росте на 2,6 процентных пункта выше, чем национальные розничные продажи в Интернете. Весь объем продаж сельскохозяйственной продукции через Интернет достиг 397,5 млрд юаней в прошлом году, увеличившись на 27 процентов в годовом исчислении. В общей сложности 832 страны, находящиеся в бедственном положении на национальном уровне, осуществили электронную торговлю, чтобы продать более 2,8 млрд. Юаней сельскохозяйственной продукции. Объем розничной торговли онлайн в 2019 году с использованием импорта и экспорта, обработанной через таможенную платформу для трансграничной электронной торговли, достиг 186,21 млрд юаней, увеличившись на 38,3 про-

цента в годовом исчислении, а объем розничной торговли через Интернет составил 91,81 млрд юаней, увеличившись на 16,8 процента. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем розничной торговли через Интернет составил 94,4 млрд. юаней, увеличившись на 68,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.[1]

Основными источниками импорта для розничной торговли через Интернет являются Япония, США и Южная Корея, на эти страны приходится 20,8 процента, 16 процентов и 10,7 процента от общего объема, соответственно. Доход от сферы услуг электронной коммерции в предыдущем году достиг 4,47 млрд. Юаней, увеличившись на 27,2 процента по сравнению с годом ранее, тогда как число сотрудников в электронной торговле составило 51,26 млн., Увеличившись на 8,29 процента в годовом исчислении. Фактически сильнейшую помощь электронной коммерции оказала индустрия экспресс-доставки, в прошлом году фирмы этой отрасли обработали 63,52 млрд. посылок, что на 25,3 процента больше, чем годом ранее.Прямая трансляция способствует стимулированию энтузиазма клиентов к расходам. В 2019 году объем продаж электронной торговли через прямую трансляцию составил 433,8 млрд юаней, что на 226 процентов больше, чем годом ранее.[1] Синонимом китайско-российской торговли с 1988-го года до начала нашего века служила улица Ябаолу в Пекине. Точкой притяжения россиян в Пекине был оптово-розничный рынок, и он привлекал больше внимания, чем другие достопримечательности. Долгое время товары из Китая, обращающиеся на российском рынке, проходили серую растаможку, но такая модель торговли постепенно изживает себя. Рост и популярность интернет-технологий в настоящее время вывели трансграничную торговлю между Китаем и Россией на новый уровень. В апреле 2010 года был официально запущен AliExpress, внёсший свой вклад в измерение структуры китайско-российской торговли и оказав огромное влияние на российский потребительский рынок. Интернет-гигант разработал собственное программное обеспечение, обеспечивая перевод с 80 языков мира, помогая общаться покупателям и продавцам. Оплата стала производиться через эскроу-счета, что обеспечило безопасность покупателей и продавцов. Сервис можно назвать международной версией оплаты товаров — АПрау. В отношении логистики AliExpress также шагнул далеко вперёд — он объединил свои усилия с компанией Са^ао и достиг стратегического партнёрства с местными логистическими компаниями, такими как «Почта России», что значительно сократило время доставки посылок.

Количество российских интернет-покупок в 2013 году на китайских ресурсах составило 40% от общего объема зарубежных онлайн-заказов, а через три года число заказов увеличилось примерно до 245 млн, из которых 90% приходилось на Китай. Ежедневно каждый день из Китая в Россию в среднем отправлялось более 500 тыс. посылок. В 2017 году российский рынок электронной коммерции оценивался в 1 трлн рублей, из которых 374,3 млрд рублей приходилось на заказы с зарубежных торговых площадок, где доля Китая составила почти 90%.С помощью международной инициативы Китая «Один пояс — один путь», направленной на совершенствование торговых и транспортных путей, а также экономических коридоров, связывающих более чем 60 стран мира, можно прогнозировать, что к 2020 году размер электронной коммерции в России достигнет $4050 млрд (2,6-3,3 трлн рублей при курсе 66,04 рубля за доллар).Содружество между Китаем и Россией в области электронной коммерции изменилось с одностороннего на двустороннее: российские товары постепенно выходят на китайский рынок, всё больше и больше российских товаров попадает в дома китайских потребителей.[2]

Взрывной рост трансграничной электронной торговли также позволил российским финансовым учреждениям увидеть новые возможности для бизнеса. КНР стал лидером в области электронной коммерции, и российские финансовые институты надеются укрепить сотрудничество с электронными торговыми платформами Китая, — сказал генеральный директор Тинькофф Банка России Оливер Хьюз.

Правительство Калужской области подписало соглашение о сотрудничестве с Harbin Electric Group. А Банк Харбина, китайские члены альянса и Банк России сотрудничают по ряду соглашений. По мере совместного построения «Одного пояса — одного пути», приводя в движение китайско-российское деловое сотрудничество, мы вступаем в новый этап модернизации. Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество сохраняет огромный потенциал для развития.

В такой важный момент, как 70-летний юбилей установления дипломатических отношений между Китаем и Россией, отмечаемое в этом году, — люди из всех слоев общества должны приложить максимальные усилия для осуществления новой цели, поставленной двумя странами: сделать так, чтобы объем двусторонней торговли превысил $200 млрд.

3-я Китайская Международная импортная выставка ЭКСПО, прошедшая 5-10 ноября 2020 года в период пандемии в Шанхае (КНР) в рамках международного права, обеспечила и в дальнейшем может обеспечить миллионами российских и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

китайских поставщиков, что подтверждают тренды развития электронной внешней торговли между РФ и КНР и результаты опросов российских и китайских участников выставки. Фактом развития этого вида сотрудничества между РФ и КНР было подписание представителями республики Саха (Якутия) протокола о намерениях по поставкам ювелирной продукции, что сейчас для Китая актуально (общество среднего, а в перспективе высокого достатка). С производителями российского мороженного «Марка» заключены контракты на поставки мороженного в КНР (100 млн. юаней в 2021 году). Практически все складские российские запасы мороженного разошлись за несколько секунд, а складские запасы российских конфет -за секунду. Отдельным протоколом группа фирм компании «Мираторг» перенесла головной офис российских поставок в КНР из Москвы в Шанхай. Под новое представительство в КНР направлено 70 контейнеров говядины. Большой популярностью пользуется российская мука, мюсли, пихтовое масло. Китайцев удовлетворяет экологически чистая, качественная российская пищевая продукция, что даёт убеждение о росте этих поставок в перспективе. В последствии будет повышаться доля российской продукции с высокой степенью обработки. 27.10.2020г. состоялась открытая дискуссия «Трансграничная электронная торговля как драйвер развития торговых отношений ЕАЭС и Китая», которая состоялась в рамках видео форума «Сопряжение Евразийского экономического союза и китайской инициативы « Один пояс, один путь». Минэкономразвития РФ прорабатывает вопросы по продвижению на китайский рынок посредством трансграничной электронной торговли российских высококачественных товаров, в первую очередь продуктов питания и продукции сельскохозяйственной переработки. Темпы роста электронной торговли растут: 89% заказов (58% стоимостного объёма) электронной торговли России дает Китай. необходимо выравнивать баланс, заявил российский посол на выставке ЭКСПО 2020, так как российская продукция на китайском электронном рынке представлена 2%. Здесь может также помочь российским производителям внедрением продвинутых маркетинговых программ, например стриминга с элементами видео рекламы отечественной продукции, применение одинаковых механизмов налогообложения, уплаты таможенных пошлин, сертификации, развитием электронной кооперации (совместное предприятие «Али-Экспресс Россия»:»Алибаба Групп», «Мэйл.Ру», российский оператор мобильной связи «Мегафон»).[2]

Исходя из данных ФТС РФ в 2019 году внешнеторговый оборот России с Китаем составил около 111 млрд. долл. США, разрабатывается дорожная карта на достижение этого показателя

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

до 200 млрд. долл. США, экспорт - 56,8 млрд. долл. США, импорт - 54,1 млрд. долл. США, сальдо положительное - 2,7 млрд. долл. США. Доля Китая в российском товарообороте в 2019 году составила 16,7% (1 место), экспорте - 13,4% (1 место), импорте - 22,2% (1 место). По всем показателям внешняя торговля имела положительную тенденцию. По структуре обмена между этими странами можно заключить, что происходит внедрение промышленной безопасности, которая имеет положительную тенденцию. В структуре экспорта в 2019 году наибольшая доля поставок приходилось на минеральные продукты, в том числе нефть -73,1%, древесину и целлюлозно- бумажные изделия - 7,7%, продовольственные товары и сельскохозяйственной сырье - 5,6%, машины, оборудование и транспортные средства - 4,8%, химическую продукцию - 3,4%, металлы и изделия из них -2,9% (сырьевые, продовольственные, химические товары; оборудование). Здесь происходит постепенная замена сырьевых товаров на оборудование, продовольствие и удобрения, т. е. на те товары, по которым Россия преуспевает на мировых рынках. В 2020 году добавилась поставка природного газа в Китай по трубопроводу «Сила Сибири», мощностью 38 млрд. кубометров в год. Рассматривая экспортные поставки других стран в Китай, наши являются по качеству и избранности исключением и вне конкуренции. По данным ФТС РФ в структуре импорта России из Китая в 2019 году основная доля поставок пришлась на следующие товары: машины, оборудование и транспортные средства - 57,4%,текстиль и обувь - 10,8%, химическая продукция - 10,1%,металлы и изделия из них - 8,2%,продовольственные товары и сельскохозяйственной сырье - 3,2% (оборудование; товары лёгкой, химической, пищевой промышленности и чёрной металлургии), где по этим товарам зафиксирован наибольший прирост российского импорта из КНР. В связи с этим, опираясь также и на электронную трансграничную торговлю, внешняя торговля между РФ и КНР будет на основе взаимопонимания и стратегического партнёрства развиваться, несмотря на спад за 9 месяцев 2020 года, кроме импорта из Китая.

Безусловно, активизация международной китайской электронной торговли в рамках международного права свидетельствует о быстром постэпидемическом восстановлении экономики Китая, который не сократил, а увеличил за 9 месяцев 2020 года свой экспорт в РФ на 0,1%.(данные китайской таможенной статистики).Российский посол отметил, что «нынешняя ЭКСПО стала одним из важнейших событий для международной торговли, вселила уверенность в то, что глобальные рынки восстанавливаются, несмотря на удар пандемии вируса». На ЭКСПО 2020 года Председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, что

«курс Китая на расширении открытости — это оптимизм, обращенный в будущее». На 5 Пленуме ЦК КПК 19 созыва был взят курс на создание стабильной внешней среды и содействие построению нового типа международных отношений и сообщества с общим будущем для человечества. [3]

Одно из основных предложений Минэкономразвития РФ Китаю, это перейти к обсуждению вопросов продвижения на китайский рынок посредством электронной торговли высококачественных товаров из РФ. Об этом заявила во вторник, 27 октября, директор департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности МЭР Лилия Щур-Труханович, выступая в ходе открытой дискуссии «Трансграничная электронная торговля как драйвер развития торговых отношений ЕАЭС и Китая», которая состоялась в рамках видеофорума «Сопряжение Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь».

«Хотели бы предложить китайской стороне совместно проработать вопросы сотрудничества по продвижению на китайский рынок посредством трансграничной электронной торговли российских высококачественных товаров, в первую очередь продуктов питания и продукции сельскохозяйственной переработки», - сказала директор департамента МЭР. По ее словам, «важным моментом в регулировании взаимной электронной торговли является выравнивание условий доступа товаров на китайский и российские рынки через применение одинаковых механизмов, в том числе, в части налогообложения, уплаты таможенных пошлин, доказательству соответствия товаров требованиям страны и так далее (фискальные и нефискальные меры)».

Представитель Минэкономразвития считает необходимым усилить кооперацию между российскими и китайскими компаниями на данном треке, а также взаимодействие государственных органов по регуляторному обеспечению вопросов электронной торговли. Она обратила внимание, что уже есть примеры такой кооперации. Чуть более года назад было создано совместное предприятие «АлиЭкспресс Россия», в которое вошли «Алибаба Групп», «Мэйл.ру» и российский оператор мобильной связи «Мегафон».

Директор департамента также отметила, что создаются витрины российских производителей и ритейлеров на глобальных китайских электронных площадках, что также будет способствовать дальнейшему росту экспорта качественных российских товаров китайским покупателям.

«Полагаем, что электронная торговля может стать новой опорой для взаимной торговли наших стран и поможет Китаю и России противостоять нестабильной внешней обстановке в период

новых вызовов и угроз, в том числе - в условиях эпидемии нового коронавируса COVID-19, когда в условиях изоляции многие покупатели предпочли заменить традиционные каналы оффлайн торговли на приобретение товаров онлайн», - заключила она.

Министр экономического развития России Максим Решетников в сентябре заявил на встрече министров торговли G20, что пандемия ускорила цифровую трансформацию как повседневных, так и деловых связей, существенно увеличив объемы электронной торговли. Глава ведомства предложил «в срочном порядке разработать актуальную, сбалансированную и признаваемую всеми систему правил в этой сфере».[4]

Список литературы:

[1] Китай сегодня: Электронная коммерция Китая стала основой экономического роста, 02.07.2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://prc.today/elektronnaya-kommerczi-ya-kitaya-stala-osnovoj-ekonomicheskogo-razvitiya/

[2] Известия: Трансграничная электронная коммерция, 13.09.2019 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://iz.ru/920768/van-zhui/trans-granichnaia-elektronnaia-kommertciia

[3] РИА-Новости: ЭКСПО в Шанхае показала новые возможности для бизнеса в условиях пандемии, 15.11.2020 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ria.ru/20201115/ shankhay-1584702107.html

[4] Альта-софт: В МЭР предложили Китаю обсудить развитие электронной торговли высококачественными товарами из РФ, 28.10.2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.alta .ru/external_news/77341/

Spisok literatury:

[1] Kitaj segodnya: Elektronnaya kommerciya Kitaya stala osnovoj ekonomicheskogo rosta, 02.07.2020 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://prc.today/elektronnaya-kommerczi-ya-kitaya-stala-osnovoj-ekonomicheskogo-razvitiya/

[2] Izvestiya: Transgranichnaya elektronnaya kommerciya, 13.09.2019 g. [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://iz.ru/920768/van-zhui/trans-granichnaia-elektronnaia-kommertciia

[3] RIA-Novosti: EKSPO v SHanhae pokazala novye vozmozhnosti dlya biznesa v usloviyah pan-demii, 15.11.2020 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ria.ru/20201115/ shankhay-1584702107.html

[4] Al'ta-soft: V MER predlozhili Kitayu obsudit' razvitie elektronnoj torgovli vysokokachestvennymi tovarami iz RF, 28.10.2020 g. [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.alta.ru/external_ news/77341/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.