Научная статья на тему 'Электронное рефлексивное портфолио российского классического университета'

Электронное рефлексивное портфолио российского классического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КАЧЕСТВО / КОЛИЧЕСТВО / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАУКИ / ПОРТФОЛИО / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / CLASSIC UNIVERSITY / QUALITY / QUANTITY / LECTURER / WORK OF SCIENCE / PORTFOLIO / PERFORMANCE / REFLECTION / E-LEARNING RESOURCES / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Александра Ивановна, Бурнашева Екатерина Александровна, Гришан Игорь Александрович

Статья посвящена вопросам формирования электронного рефлексивного портфолио классического университета на основании материалов Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» с отображением в диаграммах, и графиках. Изложена методология формирования электронного рефлексивного портфолио классического университета на примере анализа электронных ресурсов науки и образования, разработанных преподавателями и студентами Калмыцкого государственного университета имени В.В. Городовикова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галкина Александра Ивановна, Бурнашева Екатерина Александровна, Гришан Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the formation of the electronic reflective portfolio of the classical University on the basis of the materials of the joint Fund of electronic resources "Science and education" with the display in charts and graphs. The methodology of the formation of the electronic reflective portfolio of the classical University on the example of the analysis of electronic resources of science and education, developed by teachers and students of the University of Kalmyk state University named after V. Gorodovikov.

Текст научной работы на тему «Электронное рефлексивное портфолио российского классического университета»

Электронное рефлексивное портфолио российского классического университета

Галкина Александра Ивановна старший научный сотрудник федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт управления образованием Российской академии образования" (495) 625-20-24, (915) 285-74-64 galkina3 @yandex. га

Бурнашева Екатерина Александровна научный сотрудник федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт управления образованием Российской академии образования" (495) 625-20-24, (909) 659-57-76 eso shnikova 1 @yandex. ru

Гришан Игорь Александрович программист, админ федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт управления образованием Российской академии образования" (495) 625-20-24, (903) 829-27-49 gria@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена вопросам формирования электронного рефлексивного портфолио классического университета на основании материалов Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» с отображением в диаграммах, и графиках. Изложена методология формирования электронного рефлексивного портфолио классического университета на примере анализа электронных ресурсов науки и образования, разработанных преподавателями и студентами Калмыцкого государственного университета имени В.В. Городовикова.

The article is devoted to the formation of the electronic reflective portfolio of the classical University on the basis of the materials of the joint Fund of electronic resources "Science and education" with the display in charts and graphs. The methodology of the formation of the electronic reflective portfolio of the classical University on the example of the analysis of electronic resources of science and education, developed by teachers and students of the University of Kalmyk state University named after V. Gorodovikov.

Ключевые слова

Классический университет, качество, количество, преподаватель, произведение науки, портфолио, результативность, рефлексия, электронные образовательные ресурсы, эффективность

Classic University, the quality, quantity, lecturer, a work of science, portfolio, performance, reflection, e-learning resources, efficiency

Введение

В соответствии с Приказом Минобрнауки России №1399 от 09.11.2016 «О внесении изменений в показатели мониторинга системы образования» образовательных организаций внесен показатель «Наличие собственных электронных образовательных и информационных ресурсов» [1]. База данных Объединенного фонда электронных ресурсов «Науки и образования» (ОФЭРНиО) содержит информацию об электронных и информационных ресурсах, разработанных 745 учреждениями и организациями, среди которых 672 университета страны. В соответствии с проектом №27.9383.2017/БЧ разрабатывается автоматизированная информационно-аналитическая система электронных ресурсов (ЭР) образовательных организаций (ОО), разработанных пользователями ОФЭРНиО - университетами, колледжами, школами страны, что позволит органам управления образованием использовать данные ОФЭРНиО для мониторинга образовательных организаций в указанном направлении, а образовательным организациям формировать собственное электронное портфолио в целях формирования репутации.

Объектом данного исследования, выполненного в рамках проекта №27.9383.2017/БЧ, является научно-педагогическая деятельность классических университетов.

Предметом исследования являются электронные ресурсы, разработанные классическим университетом.

Цель исследования: совершенствование инструментария управленческой деятельности в сфере образования посредством формирования и оценки электронного рефлексивного портфолио научно-педагогической деятельности классического университета.

В ходе исследования применяется комплекс методов: статистический, контент-анализ, метод экспертных оценок.

Калмыцкий государственный университет - партнер Объединенного фонда электронных ресурсов "Наука и образование" (Отраслевого фонда алгоритмов и программ) с 2007 года.

С 2007 года по настоящее время университет зарегистрировал 204 разработки:

Рис. 1 Диаграмма распределения электронных ресурсов по годам

тренд, которых демонстрирует хоть и незначительное, но стабильное от года к году увеличение числа регистрируемых электронных ресурсов.

В течение 10 лет университет несколько раз менял организационную форму. Ниже на диаграмме представлено, как менялось количество регистрируемых разработок в соответствии с организационно-правовой формой образовательной организации:

Распределение электронных ресурсов в соответствии с организационной формой университета

■ 1. ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет имени Б.Б.

Городовикова"

■ 2. ГОУ ВПО "Калмыцкий государственный университет"

■ 3. Калмыцкий государственный университет

3%

Рис. 2 Диаграмма распределения электронных ресурсов в соответствии с организационной формой университета

что наглядно демонстрирует увеличение количества регистрируемых электронных ресурсов в зависимости от повышения статусности образовательной организации.

За 10 лет в разработках и регистрации электронных ресурсов участвовали 233 преподавателя университета:

Рис. 3 Диаграмма персонализации электронных ресурсов

среди которых первое место по количеству зарегистрированных ресурсов, занимает преподаватель, кандидат педагогических наук. Балдашинов И.Т.

Общие характеристики

Современные образовательные технологии базируются на электронных образовательных ресурсах, разработка которых является комплексом научных фундаментальных и прикладных исследований, подкрепленных практическим опытом обучения и преподавания и реализуемых посредством творчества в электронных ресурсах.

Об авторах электронных ресурсов уже нельзя сказать "составитель". Это -разработчик, творчески реализующий накопленный педагогический опыт, методические находки в форме современных, новаторских, образовательных технологий, реализуемых в электронных ресурсах.

Ниже приведен анализ электронных ресурсов Калмыцкого государственного университета имени В.В. Городовикова. по общим характеристикам, к которым относятся:

• тип и версия ЭВМ,

• тип и версия ОС,

• инструментальные средства,

• функциональный признак,

• ГРНТИ.

Анализ электронных ресурсов университета с позиций используемой техники, констатирует наличие современного вычислительного парка университета:

Распределение электронных ресурсов по типам и версиям ЭВМ

■ 1. Intel Pentium 12. Intel ■ 3. Intel Celeron 14. AmD

0%

Рис. 4 Диаграмма распределения электронных ресурсов по типам и версиям

ЭВМ

Анализ операционных систем, используемых при разработке электронных ресурсов, выявляет 100% применение операционной системы Windows, что в значительной степени характерно для всей системы образования, в целом.

Анализируя инструментальные средства, с помощью которых были разработаны электронные ресурсы Калмыцкого государственного университета имени В.В. Городовикова, выявляем многообразие используемых для их разработки инструментальных средств:

Рис. 5 Диаграмма распределения электронных ресурсов по разновидностям

инструментальных средств

что подтверждает высокий уровень профессионального владения преподавателями университета современными информационно-коммуникационными технологиями.

Памятуя о том, что электронные ресурсы - одна из форм произведений науки, которые по функциональному признаку подразделяются на три следующих пула:

• электронные ресурсы науки;

• электронные ресурсы образования;

• прочие электронные ресурсы.

Анализируя электронные ресурсы университета по функциональному признаку, констатируем деление электронных ресурсов на два пула: электронные ресурсы науки и электронных ресурсов образования, с преимущественным представлением последних (95%).

Распределение электронных ресурсов по функциональному признаку (по пулам)

11. Электронные ресурсы образования ■ 2. Электронные ресурсы науки

Рис. 6 Диаграмма распределения электронных ресурсов по функциональному

признаку

Так как все электронные ресурсы являются произведениями науки фундаментальных и прикладных научных исследований, проведем анализ их распределения по научным направлениям, в соответствии с Государственным рубрикатором научно-технической информации (ГРНТИ):

Распределение электронных ресурсов по научным

■ 1. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

■ 2. ЯЗЫКОЗНАНИЕ

■ 3. ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

■ 4. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

■ 5. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис. 7 Диаграмма распределения электронных ресурсов по научным

направлениям

Диаграмма демонстрирует преимущество фундаментальных и прикладных научных исследований в области педагогики. Здесь уместно напомнить, что Российская Федерация (Россия) - одна из 9-ти государств из более, чем 200 государств мира, в котором развитие педагогических наук и образовательных технологий является приоритетным.

Преимущество научных исследований по гуманитарным направлениям является естественным для классического университета, коим является Калмыцкий государственный университет имени В.В. Городовикова.

Преимущество среди общей совокупности зарегистрированных электронных ресурсов электронных ресурсов образования - электронных образовательных ресурсов (95% от общего объема электронных ресурсов университета) позволяет продемонстрировать методологический подход к анализу электронных образовательных ресурсов университета, как его электронного рефлексивного портфолио.

Аналитический обзор электронных образовательных ресурсов

Электронные образовательные ресурсы анализируются по:

• формо-функциональному признаку,

• специальности, специализации,

• учебным предметам/дисциплинам,

• форме средств обучения,

• разновидности средств обучения,

• уровню образования,

• подуровню высшего образования,

• формам обучения.

Анализ по формо-функциональному признаку выявляет преимущество электронных ресурсов учебного назначения (89% всех ЭОР или 94% от всей совокупности электронных ресурсов), которые непосредственно предназначены для передачи знаний студентам:

Распределение электронных образовательных ресурсов

по формо-функциональному признаку

■ 1. Электронные ресурсы учебного назначения

■ 2. Электронные ресурсы поддержки образовательного процесса

■ 3. Электронные ресурсы для решения организационных задач в системе

образования

■ 4. Информационные ресурсы

1% 1%

^9% 1 и ^^^

89% А

Рис. 8 Диаграмма распределения электронных образовательных ресурсов по формо-функциональному признаку

Далее проведем многоаспектный анализ электронных ресурсов учебного назначения.

Аналитический обзор электронных ресурсов учебного назначения

Анализ электронных ресурсов учебного назначения по специальностям и специализациям выявляет 122 специализации, по которым университетом производится обучение и подготовка специалистов:

Рис. 9 Диаграмма распределения электронных образовательных ресурсов по

специальностям

Осуществляя подготовку специалистов по 122 специализациям путем разработки и внедрения электронных образовательных ресурсов в форме электронных ресурсов учебного назначения задаемся вопросом: в каких же видах средств обучения реализованы данные электронные ресурсы?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дальнейший анализ электронных ресурсов учебного назначения по видам средств обучения демонстрирует следующее распределение:

0006000600060110010900030006010601019002000200020002000200020082

Рис. 10 Диаграмма распределения электронных образовательных ресурсов по

видам средств обучения

Преимущество учебных средств обучения характерно для образовательного учреждения, главным функционалом которого является подготовка работников и специалистов, востребованных хозяйством страны.

Анализ электронных ресурсов учебного назначения по учебным предметам и дисциплинам, поддерживаемых электронными ресурсами учебного назначения демонстрирует распределение по 183 дисциплинам, преподаваемым в университете:

Рис. 11 Диаграмма распределения электронных образовательных ресурсов по

учебным дисциплинам

Как показывает анализ дисциплин и предметов, преимущество имеют языковые дисциплины, что характерно для классического университета: Английский язык; Введение в языкознание; Калмыцкий язык; Китайский язык; Латинский язык;

Методика преподавания английского языка и литературы; Методика преподавания калмыцкого языка и литературы; Методика преподавания китайского языка и литературы; Методика преподавания русского языка и литературы Немецкий язык; Родной язык и литература; Русский язык и культура речи; Русский язык как иностранный и т.д.

Задаемся вопросом: в какой форме реализованы электронные ресурсы учебного назначения университета?

Анализируя разновидности электронных ресурсов учебного назначения, выявляем значительное преимущество такой формы электронных ресурсов как учебное пособие:

'$+$"! !&!&*" "!$%!"! " ""!"!> $) "!)!$"# '(! ! """

Рис. 12 Диаграмма распределения электронных образовательных ресурсов по

разновидностям

Анализ электронных ресурсов учебного назначения по уровням образования демонстрирует преимущество высшего образования, поддерживаемого данными ресурсами:

Рис. 13 Диаграмма распределения электронных образовательных ресурсов по

уровням образования

что констатирует перспективы для университета, как научно-образовательного центра Республики Калмыкия, в части разработки электронных образовательных ресурсов для других уровней образования.

Анализ электронных ресурсов учебного назначения по подуровням высшего образования демонстрирует преимущество высшего образования - бакалавриат:

Рис. 14 Диаграмма распределения электронных образовательных ресурсов по подуровням высшего образования

что также определяет перспективы университета - локомотива научно-образовательного развития Республики Калмыкия, в области разработки электронных образовательных ресурсов для других подуровней высшего образования.

Выводы

Подводя итоги вышеприведенной аналитики, констатируем, что разработчиков электронных образовательных ресурсов уже нельзя назвать "составитель". Разработка электронных образовательных ресурсов - это творческий процесс, ориентирующийся на последние достижения педагогических наук, уровень современных образовательных технологий, новейшее программно-аппаратное обеспечение, реализация конкретного педагогического успешного опыта.

Анализ электронных ресурсов Калмыцкого государственного университета имени В.В. Городовикова позволяет не только оценить достижения университета в части разработки электронных образовательных ресурсов, но главное - выявить вектор перспективного направления развития информационного научно-образовательного пространства вуза.

В частности, можно порекомендовать вузу разработку электронных образовательных ресурсов, реализующих эмергентное обучение, программно-аппаратно независимых, предназначенных для дистанционной формы обучения.

Заключение

Дабы не перегружать наше исследование цифрами, графиками и диаграммами, скажем только, что электронное рефлексивное портфолио классического университета, формируемого по материалам Объединенного фонда электронных ресурсов "Наука и образование" представляет из себя совокупность 47 показателей, отслеживаемых в режиме реального времени на временном интервале с 1998 года по настоящее время для 672 вузов страны [3], реализуемых разрабатываемой системой автоматизированной аналитики электронных образовательных ресурсов образовательных организаций.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2016 г. № 1399 "О внесении изменений в показатели мониторинга системы образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 14"

2. Галкина А.И., Гришан И.А. Программа collector_stat V. 1.0 /М.: ФГАНУ ЦИТИС -№ АААА-А17-117041810029-2 от 23.10.2017

3. Галкина А.И. К вопросу о статусе публикации по итогам регистрации в ОФЭРНиО // Нижневартовск: Бюллетень науки и практики Т. 4. № 3. С. 325-332

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.