Научная статья на тему 'Электронное правительство в политико-административном управлении США'

Электронное правительство в политико-административном управлении США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2358
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / "ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО" / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / "OPEN GOVERNMENT" / E-GOVERNMENT / INFORMATIONAL SOCIETY / POLICY AND PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чигасова Полина Аркадьевна

Автор представляет электронное правительство как комплексную концепцию политико-администртивного управления в условиях информационного общества и в данной статье приводит анализ ее практической реализации в США на современном этапе. В статье рассмотрены традиционные портфели электронного правительства, новый концепт «открытого правительства» Б. Обамы, сложившиеся условия и тенденции применения информационно-коммуникационных технологий в американском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-GOVERNMENT IN POLICY AND PUBLIC ADMINISTRATION IN THE USA

The author produces e-government as a complex concept of policy and public administration under the informational society. The author gives the analysis of it's realization in the USA nowadays. The article covers a traditional e-government's portfolio, a new Obama's "open government", current conditions and tendencies of informational and communicative technologies in the USA society.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство в политико-административном управлении США»

ний энергоресурсов, для чего требуется переоборудование нефте- и газодобывающих, перерабатывающих станций. Для подобного рода операций необходимы инвестиции. Республике требуется осуществить модернизацию и усовершенствование объектов нефтегазового сектора в сфере добычи, переработки и реализации продукта. Параллельно с этим приоритетным направлением должна проводиться политика, направленная на развитие энергетической сферы. Здесь стоит отметить, что доработка необходима как для сферы разведывания, добычи, переработки и транспортировки ресурсов и сырья, так и для сферы предпринимательства.

Таким образом, первоочередной задачей устойчивого развития хозяйственного комплекса Чеченской Республики является формирование отраслей реального сектора экономики, основанных на имеющихся значительных энергетических ресурсах. Нефтяная промышленность, как и в прошлые годы, способна исполнять роль флагмана в республиканской экономике, обеспечивая сохранение баланса социально-экономического развития и процветания республики.

Список литературы

Барзаева, М.А. Состояние рынка труда Чеченской Республики в настоящее время // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука, образование, производство». - М., 2008.

Симонова, И.Ф., Дудаева, Л.М. Трудовой потенциал и его воспроизводство как основа стратегического развития нефтегазового предприятия: Учебное пособие. - М., 2007.

Деловая Чечня. - 2006. - Вып. 2. - (Грозный).

© Хизриев Х.Х., 2010

П.А. Чигасова

электронное правительство

В ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ США

ЧИГАСОВА Полина Аркадьевна - аспирантка кафедры политологии и политического управления РАГС (e-mail: [email protected])

Аннотация. Автор представляет электронное правительство как комплексную концепцию политико-администртивного управления в условиях

информационного общества и в данной статье приводит анализ ее практической реализации в США на современном этапе. В статье рассмотрены традиционные портфели электронного правительства, новый концепт «открытого правительства» Б. Обамы, сложившиеся условия и тенденции применения информационно-коммуникационных технологий в американском обществе.

Ключевые слова: электронное правительство, «открытое правительство», информационное общество, политико-административное управление.

С середины XX века, в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), общество подверглось множеству масштабных и разноплановых трансформаций, что позволило говорить о переходе в новое качественное состояние - информационное общество. Глобальность и сложность задач, стоящих перед государством в условиях формирования информационного общества, начальная стадия формирования электронного правительства в России обусловливает необходимость исследования опыта зарубежных стран, ранее приступивших к электронным реформам и с успехом их реализующих. Изучение США в данной связи обусловлено тем, что эта страна одна из первых приступила к созданию электронного правительства и ежегодно (по данным ООН) занимала лидирующие позиции по уровню готовности к электронному правительству. В США обеспечен беспрецедентный уровень открытости государственных структур, позволяющий использовать весь объем официальной информации. При исследовании современных технологий электронного правительства в политико-административном управлении США будем исходить из традиционных «портфелей» электронного правительства США1 и их реализации административной, сервисной, демократической, идеологической составляющей электронного правительства.

В отчете Административно-бюджетного управления Администрации Президента США (далее - АБУ) конгрессу 2009 г. представлены все показатели деятельности ведомств, описаны созданные технические условия, достигнутые результаты2. Так, результаты инициатив электронного правительства в секторе «Правительство для граждан» представлены работой инициативы «GovBenefits.gov». Созданный в 2002 г. одноименный портал «GovBenefits.gov» представляет собой единую точку доступа к ин-

1 «Правительство для бизнеса» («Government to Business», G2B), «Правительство для граждан» («Government to Citizens», G2C), «Правительство для правительства» (Government to Government, G2G), «Эффективность и результативность государственной деятельности» (Internal Efficiency and Effectiveness)

2 FY 09 Report to Congress on the Benefits of the E-Government Initiatives. [Электронный ресурс]. http://www.whitehouse.gov/omb/assets/egov_docs/FY09_Benefits_ Report.pdf (дата обращения: 15.12.2009).

формационным ресурсам и государственным услугам в сфере государственных программ поддержки граждан. По результатам 2008 г. ресурс предоставляет доступ к более чем 1000 финансируемых государством программ поддержки и пособиям, а востребованность подобного вида электронных услуг может быть оценена, исходя из среднего числа посещений в месяц в 383 333 человека1.

В портфель «Правительство для граждан» также вошла инициатива для решения вопросов налогообложения «iRS Free File». Данная инициатива интересна с точки зрения взаимодействия государства и бизнеса: подача налоговых деклараций в электронном виде через сайт «iRS.gov» во многом стала возможной благодаря сотрудничеству государства с консорциумом фирм по разработке программного обеспечения «Free File Alliance».

Сервисную составляющую электронного правительства представляет инициатива «USA Services». Инициатива имеет глобальное значение для всей системы электронного правительства США. Можно отметить, что современный подход к предоставлению государственных услуг в США основывается на следующих положениях. Во-первых, ввиду того, что использование государственных услуг не должно обусловливаться знаниями потребителя о государственных органах, их предоставляющих, единым национальным ресурсом, обеспечивающим взаимодействие государства, бизнеса, некоммерческих организаций и граждан, является портал «USA.gov». Государственный портал «USA.gov» - эта метасистема, построенная по принципу снизу-вверх, так как на момент его запуска региональный и местный уровень власти мели собственные системы предоставления электронных услуг. В США сохранена возможность непосредственного обращения пользователя к данным субпорталам, которые находятся в юрисдикции соответствующих государственных органов, штатов и т. д. На современном этапе определяющими тенденциями развития портала могут считаться стремление к наиболее полному удовлетворению потребностей пользователей, точности, актуальности информации, расширение доступа для всех категорий граждан, обеспечение конфиденциальности, безопасности, удобства использования ресурса. Во-вторых, «USA.gov» реализует горизонтальную и вертикальную интеграцию государственного управления, предоставляет информацию и услуги гражданам на различных уровнях управления страной. В-третьих, среди особенностей сервисной составляющей США можно отметить превалирующее основание для систематизации государственных услуг - «категории граждан» (молодежь, афроамериканцы и т. д.). Такая организация процесса предоставления электронных государственных услуг ориентирована на потребности и интересы граждан и межведомственное взаимодействие, партнерство госу-

1 Ibid. - P. 4.

дарства и частного сектора. Примером данной характеристики сервисной составляющей электронного правительства может служить работа «виртуальных агентств» - межведомственных веб-порталов, к разработке которых наиболее крупные государственные агентства США приступили еще в середине 1990-х гг. (Access America for Seniors (http://www.seniors.gov/)*, FirstGov For Consumers (http://www.consumer.gov)1, US Business Advisor (http://www.business.gov/), Students.gov (http://www.students.gov). Однако работа данных веб-ресурсов, может также служить примером горизонтальной интеграции государственного управлении. Совместное использования «виртуальными агентствами» информационных баз данных в различных функциональных областях государственного управления, координация деятельности государственного аппарата, административное разделение полномочий, с необходимостью обеспечивающие снижение расходов, делают очевидными институциональные изменения: интернет-ресурсы на практике заменяют реально существующие государственные органы. Четвертой отличительной чертой политико-административного управления США в части предоставления услуг является широкое использование консультативных органов, с целью обмена идеями, передовым опытом, анализа полученных результатов (The Web ManagersAdvisory Group, The Government Contact Center Council, The Government Customer Service). В-пятых, электронное правительство США использует все виды сервиса: через Интернет, мобильную связь, цифровое телевидение, центры обслуживания вызовов, при этом сохранена возможность получения услуги при личном контакте. Поддержание подобного разнообразия существенно сказывается на стоимости и сложности реформ электронного правительства. Однако необходимо отметить, что на современном этапе развитие портала США идет все же по пути сочетания количества и комплексности услуг, нежели создание новых способов их предоставления.

Кроме того, хотелось бы отметить, что в рамках «USA Services» проводятся исследования о предпочтениях граждан в доступе к информации, к необходимых услугам, создается сетевое взаимодействие, позволяющее внедрять наилучшие практики предоставления услуг, проводится обучение веб-менеджеров, разрабатываются стандарты обслуживания как для электронных услуг, так и для услуг, предоставляемых контактными центрами2.

* Впоследствии был инкорпорирован в структуру сайта http://www.Usa.gov.

1 Функционал данного веб-ресурса сегодня поделен между ресурсом по защите прав потребителей (http://www.ftc.gov) и http://www.Usa.gov.

2 FY 09 Report to Congress on the Benefits of the E-Government Initiatives. -P. 7-8. [Электронный ресурс]. http://www.whitehouse.gov/omb/assets/egov_docs/ FY09_Benefits_Report.pdf (дата обращения: 15.12.2009).

Совокупность инициатив «Правительство для бизнеса» призвана способствовать эффективному и результативному взаимодействию бизнеса и государства. Снижению нагрузки на бизнес способствует инициатива «Business Gateway» (изначально «Business Compliance One-Stop»). Инициатива состоит из двух ключевых компонентов: портала Business.gov., в полной мере адаптировавшего механизмы межведомственного взаимодействия, и ресурса Forms.gov., предоставляющего он-лайн каталог форм, бланков документов и т. д. В рамках портфеля инициатив «Правительство для бизнеса» осуществляется работа проекта «Э-нормотворчество» (E-Rulemaking), обеспеченная Федеральной регистрирующей системой управления (Federal Docket Management System) и порталом (www. regulations.gov), который действует с 2003 г. Ресурс предлагает доступ к полнотекстовым версиям документов 75 агентств и ведомств, что способствует экономии средств бизнеса за счет своевременного информирования относительно тонкостей законодательных актов, а также позволяет систематизировать, комментировать информацию о происходящих изменениях, расширить участие общественности в нормотворчестве, сделать граждан реальными участниками процесса принятия решения, выработки политики в отдельных сферах1.

Инициатива «Expanding Electronic Tax Products for Businesses» призвана снизить нагрузку на бизнес, вызванную необходимостью заполнять налоговую отчетность, одновременно повышая результативность деятельности государственных организаций. Инициативы электронного правительства США также поддерживают международную торговлю, это, в первую очередь, инициатива «Информационная система международной торговли» (international Trade Data System) и инициатива «Рационализация международной торговли» (international Trade Process Streamlining).

Примером повышения эффективности государственного управления и совершенствования взаимодействия с бизнесом может служить проект «Federal Asset Sales», FAS) Управления служб общего назначения (General Services Administration, GSA), запустивший портал www.govsales.gov - единый онлайновый ресурс для обеспечения безопасности, результативности и эффективности электронных торговых площадок, расширяющий возможности для поиска и покупки государственных активов. Таким образом, электронное правительство выступает эффективным средством программ по снижению расходов в материально-технической сфере государственного сектора.

1 Skrzycki, C. U.S. Opens Online Portal to Rulemaking; Web Site Invites Wider Participation in the Regulatory Process // The Washington Post. - 2003, January 23. -P. E01.

«Правительство для правительства» представляет собой ряд инициатив, совершенствующих работу государственного управления путем объединения усилий его различных уровней и сфер: «Управление чрезвычайными ситуациями» (Disaster Management) и ее сайт DisasterHelp.gov, проект «Электронная демографическая информация» (E-Vital), «Геоинформационные системы в режиме «одного окна» (Geospatial One-Stop). В рамках данного «портфеля» реализуется инициатива «Электронные гранты» (Grants.gov), имеющая федеральное значение, предоставляет возможность получения государственных грантов на конкурсной основе. Другой проект портфеля «Правительство для правительства» - «Система беспроводной связи для обеспечения общественной безопасности» (SAFECOM) - функционирует как ключевой межведомственный координатор существующих систем и создаваемых сетей, обеспечивает безопасность и надежность коммуникаций, совместимость ИКТ и беспроводных взаимодействий.

Портфель инициатив «Эффективность и результативность государственной деятельности» (Internal Efficiency and Effectiveness) совершенствует осуществление и организацию государственного управления путем его рационализации и укрепления межведомственного взаимодействия. Например, межведомственные инициативы «Допуск государственных служащих к конфиденциальной информации» (E-Clearance), «Электронная оплата труда государственных служащих» (E-payroll), «Управление электронной документацией» (E-records management); «Объединение кадровых ресурсов» (Enterprise Human Resource Integration, (EHRI), «Набор на государственную службу в режиме «одного окна» (Recruitment one-stop) определяют изменения в управлении кадрами на государственной службе.

В Отчете 2GG9 г. отдельно выделен портфель «Cross-Cutting Portfolio», представленный единственной инициативой «Электронная аутентификация» (E-Authentication), призванной создать единую архитектуру аутентификации для поддержки всех государственных инициатив.

В рамках демократической составляющей электронное правительство в США может быть рассмотрено с точки зрения его потенциала для открытости, прозрачности и подотчетности государственной власти. Современные технологии обеспечения данных принципов представлены в Отчете об успехах Открытого правительства1.

Ввиду осуществления курса на большую открытость государственной власти администрация Б. Обамы в 2GG9 г. начала публикацию списков посетителей Белого дома, реализуется раскрытие информации о заработной плате и финансовых расходах сотрудников администрации, разработана новая политика в сфере обеспечения государственной тайны, отме-

1 Open government a progress report to the American people, December 2GG9. [Электронный ресурс]. http://www.whitehouse.gov/sites/default/flles/microsites/ogi-progress-report-american-people.pdf (дата обращения: 29.G1.2G1G).

нен порядок, ранее ограничивающий доступ к используемым администрацией базам данным, информации о встречах, конференциях, совещаниях, проводимых в Белом доме. Также открыт портал для прямого общения граждан с администрацией под названием «Открыты для вопросов» (Open for Questions).

В мае 2009 г. был запущен новый сайт Data.gov. на основе открытых форматов, расширяющий доступ общественности ко всему многообразию правительственной информации. С помощью следующих ресурсов производится также распространение значимой для общественности информации, ее оперативная доставка: Recovery.gov - о расходовании и отдаче денежных средств, выделяемых по антикризисному плану Б. Обамы, «usaspending.gov» - об общих расходах государственного управления, it.usaspending.gov - об ИТ-бюджетах проводимых программ. Приоритетное место уделено информации, обеспечивающей качество жизни рядовых граждан: социальное обеспечение, вопросы занятости и т. д. В условиях мирового финансового кризиса администрация Б. Обамы стремится использовать ИКТ, а именно: порталы Entrepreneurship.gov и Business.gov. с целью развития предпринимательского духа граждан, поддержки малого и среднего бизнеса.

В этой связи также важно отметить взаимосвязанный характер происходящих в политико-административной сфере изменений. Например, инициатива «E-Rulemaking», сайт которой regulations.gov. предлагает поиск нормативно-правовых актов и возможность отправить комментарии и замечания, снижает необходимость делового сообщества в привлечении профессиональных лоббистов для участия в нормотворческом процессе. Ввиду ужесточения правил раскрытия информация, в рамках обеспечения прозрачности государственного управлении, обнародованию на официальных ресурсах подлежат и лоббистские контакты с официальными лицами.

Итак, анализ практической реализации технологий электронного правительства США в их политической перспективе показал, что ИКТ становятся ключевым фактором совершенствования деятельности государственных органов, государственных организаций и трансформации политико-административного управления страны. Технологии электронного правительства служат повышению эффективности государственного управления, его интеграции и элиминированию границ государственных структур, обеспечивают открытость, прозрачность и подотчетность системы государственного управления. С точки зрения государственного управления, роль проектов электронного правительства в США сводится к поддержанию существующей институциональной структуры. Однако электронное правительство США функционирует в политико-административной системе с учетом административных задач и политических целей.

Список литературы

Developments in e-Government: A Critical Analysis. Vol. 13. Innovation and the Public Sector/ D. Griffin., P. Trevorrow, E. Halpin. - Amsterdam, 2GG7.

E-Government Research: Policy and Management / ed. D. Norris. — N.Y. -2GG8.

Hagen, M. Electronic government in the United States / National electronic government comparing governance structures in multi-layer administrations (routledge research in information technology and society) / eds. M. Eiferet, J.O. Puschel. - London, 2GG4.

Skrzycki, C. U.S. Opens Online Portal to Rulemaking; Web Site Invites Wider Participation in the Regulatory Process // The Washington Post. - 2GG3. -January 23.

© Чигасова П.А., 2G1G

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.