Научная статья на тему 'Электронное правительство как политико-коммуникативная инфраструктура муниципалитетов'

Электронное правительство как политико-коммуникативная инфраструктура муниципалитетов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3731
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / САЙТЫ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ / ЗАВИСИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВ / E-GOVERNMENT / MUNICIPALITIES' WEBSITES / DEPENDENCE OF EFFICIENCY OF FUNCTIONING OF THE GOVERNMENT AND SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коврикова Ольга Ивановна, Стефановская Наталия Александровна

Раскрываются процессы эволюции политической коммуникации в Сети. Обосновывается роль Политического Интернета, определяемая через становление интерактивной модели коммуникации, делается вывод об объективности установления новой системы взаимодействия власти и общества - интерактивного политико-коммуникативного взаимодействия. Подведены некоторые итоги новой формы организации деятельности органов государственной власти - электронного правительства на региональном и муниципальном уровнях. Прослежено становление интернет-среды как коммуникационного и информационного агента в муниципальных образованиях. В качестве исследовательской задачи определена попытка оценить сайты муниципальных образований Тамбовской области, выяснить, насколько они являются современным и эффективным средством связи между органами власти и населением. На основании анализа функционирования Программы электронного правительства в Тамбовской области, а также привлечения результатов эмпирических контент-аналитических наблюдений устанавливается, что сайты государственных и муниципальных органов вполне справляются с возложенными на них функциями, а информационные технологии становятся той базисной единицей, которая способствует расширению спектра форм и возможности непосредственного осуществления самоуправления населением. Тем не менее, выделяются проблемы, сдерживающие внедрение информационно-коммуникативных технологий, - проблемы кадрового, правового, технологического, финансового характера, проблемы бюрократического управления, а также называется проблема отсутствия заинтересованности самого общества в активизации процесса электронизации. В связи с этим сделан вывод о малоизученности того, как продвигается внедрение электронного правительства в российских регионах, что требует дальнейших мониторинговых исследований составляющих этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-GOVERNMENT AS POLITICAL-COMMUNICATIVE INFRASTRUCTURE OF MUNICIPALITY

The evolution of political communication in the Web is described. The role of the Political Internet, defined through the establishment of an interactive model of communication is justified, the conclusion is made about the objectivity of establishing the new system of interaction between government and society interactive political-communicative interaction. Some results of a new form of organization of activity of bodies of state government E-Government at the regional and municipal levels are summarized. The emergence of the Internet as a communication and information agent in municipalities is traced. As a research task is made an attempt to estimate the sites of municipal formations of Tambov region, figure out how modern and efficient means of communication between the authorities and the population they are. Based on the analysis of the functioning of the Program E-Government in the Tambov region, as well as bringing the results of empirical content analysis of the observations is determined that the websites of state and municipal authorities are able to cope well with their functions, and information technology will be the base unit, which helps to expand the range of forms and the possibility of direct self-government by the population. Nevertheless, the problems hindering the adoption of information and communication technologies are revealed problems of personnel, legal, technological, financial, problems of bureaucratic management and is also called the problem of lack of society’s interest in the revitalization process of electronification. In this regard, the conclusion is made that this question is not studied enough and how is the implementation of E-Government in the Russian regions is working, which requires further monitoring studies components of this process.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство как политико-коммуникативная инфраструктура муниципалитетов»

УДК 321

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ПОЛИТИКО-КОММУНИКАТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА МУНИЦИПАЛИТЕТОВ

© Ольга Ивановна КОВРИКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры международных отношений и политологии, e-mail: steflib@tsutmb.ru © Наталия Александровна СТЕФАНОВСКАЯ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор социологических наук, доцент, зав. кафедрой библиотечно-информационных ресурсов, e-mail: steflib@tsutmb.ru

Раскрываются процессы эволюции политической коммуникации в Сети. Обосновывается роль Политического Интернета, определяемая через становление интерактивной модели коммуникации, делается вывод об объективности установления новой системы взаимодействия власти и общества -интерактивного политико-коммуникативного взаимодействия. Подведены некоторые итоги новой формы организации деятельности органов государственной власти - электронного правительства на региональном и муниципальном уровнях. Прослежено становление интернет-среды как коммуникационного и информационного агента в муниципальных образованиях. В качестве исследовательской задачи определена попытка оценить сайты муниципальных образований Тамбовской области, выяснить, насколько они являются современным и эффективным средством связи между органами власти и населением. На основании анализа функционирования Программы электронного правительства в Тамбовской области, а также привлечения результатов эмпирических контент-аналитических наблюдений устанавливается, что сайты государственных и муниципальных органов вполне справляются с возложенными на них функциями, а информационные технологии становятся той базисной единицей, которая способствует расширению спектра форм и возможности непосредственного осуществления самоуправления населением. Тем не менее, выделяются проблемы, сдерживающие внедрение информационно-коммуникативных технологий, - проблемы кадрового, правового, технологического, финансового характера, проблемы бюрократического управления, а также называется проблема отсутствия заинтересованности самого общества в активизации процесса электронизации. В связи с этим сделан вывод о малоизученности того, как продвигается внедрение электронного правительства в российских регионах, что требует дальнейших мониторинговых исследований составляющих этого процесса.

Ключевые слова: электронное правительство; сайты муниципалитетов; зависимость эффективности функционирования государства и общества от состояния информационной среды.

Происходящие в конце ХХ - начале XXI в. фундаментальные изменения в политической, социально-экономической и других сферах жизнедеятельности постиндустриального общества привели к тому, что информация стала играть ключевую роль. Развитие общественных отношений, обусловленное процессами глобализации и обновлением социально-политических и экономических институтов, эффективность беспрерывного функционирования всех сфер жизни общества невозможно представить без использования новейших информационных технологий. Современное общество ставит на первые позиции развития информацию и информационные технологии, способствую-

щие созданию условий для творческой самореализации человека.

Последнее десятилетие ознаменовалось бурным развитием сети Интернет, которая в начале своего пути зарождалась как средство и технология коммуникации. На сегодняшний день возможности этой Сети поистине безграничны. Интернет представляется основным каналом для передачи информации, способствует развитию современных процессов глобализации. Обеспечивая быстрый обмен информации, Интернет позволяет следить любому человеку за происходящим во всем мире. В довершение всего, Всемирная сеть предоставляет возможность малым группам присутствовать в виртуальном про-

странстве, объединяя своих представителей вне зависимости от государственных границ и географических расстояний [1].

Всемирная сеть возникла не так давно, однако уже сегодня можно смело утверждать, что она проникла во все сферы общественной жизни. Стоит отметить, что многие ученые видят некую зависимость между появлением новых видов коммуникации и политико-социальной организацией общества, отмечая, что появление письма, колеса, автомобилей, самолетов каждый раз меняло политическую организацию общества. В этом случае появление Интернета рассматривается как технологическое чудо, наравне с телефоном и радио [1]. Еще с середины 1970-х гг. многие ученые отмечали, что западное общество начинает вступать в качественно иную стадию социального развития.

Политика в данном случае не исключение. С появлением Интернета развитые страны переходят к новым способам осуществления политической коммуникации между государством и гражданином. Всемирная сеть теперь один из основных каналов для реализации политических, экономических и иных преобразований. А политическая система рассматривается не только как состоящая из традиционных подсистем: институциональной, нормативной, функциональной, коммуникативной и культурно-идеологической -но и как неотделимая часть информационной среды.

Вместе с тем рост информационных ресурсов и развитие коммуникационных сетей позволяют создать новые механизмы политических, социальных, культурных изменений, которые предоставляют уникальные возможности для политической сферы. Политический Интернет позволяет оказывать воздействие на участников политического процесса, формировать те или иные политические установки, ценности, осуществлять беспрерывную связь между различными институтами и участниками политического процесса. Кроме того, Всемирная сеть несет в себе мощный управленческий потенциал, который может стать серьезным катализатором дальнейших изменений политического процесса и оказать влияние на трансформацию традиционных институтов государственной власти.

Информационные технологии и Интернет приобретают все больший политический вес. Они становятся востребованной формой коммуникации, в итоге способствуя появлению новой политической действительности, в которой информационные технологии представляют собой особый канал коммуникативной связи между государственной властью и обществом [2]. Сегодня интернет-технологии выступают в политическом процессе уже как специфический комплекс информационных сред. Такие среды имеют своей целью способствовать действенному управлению властными структурами, политическими институтами, гражданами, образующими целостную систему, связанную с помощью информационных потоков с внешними по отношению к политике общественными процессами [3]. В настоящее время в политической сфере сложилась ситуация, согласно которой внедрение информационных технологий в деятельность государственных и муниципальных органов власти, их развитие и создание новых форм общения с гражданами и организациями, а также возросшая роль информации и информационных ресурсов, их востребованность со стороны общества стали основой для формирования и появления принципиально новых направлений информационной деятельности [4].

Интенсивное развитие информационной инфраструктуры, в т. ч. средств связи и телекоммуникационных сетей, и небывалая интеграция в мировое информационное пространство существенно усилили зависимость эффективности функционирования общества и государства от состояния информационной сферы. Использование Интернета в качестве специфического инструмента для осуществления взаимодействия между государством и общественными институтами, а также реализации обратной связи играет немаловажную роль в повышении авторитета органов государственной власти как субъектов управления для населения, как партнеров в политическом взаимодействии с другими субъектами государственного управления и мирового сообщества [5]. Обязательной составляющей для органов власти всех уровней становится внедрение новых технологий, создание единых систем межведомственного взаимодействия и формирование условий для постепенного перехода к информационному обще-

ству, отличающемуся высоким уровнем политической культуры и сознательности. Осознавая роль информационно-коммуникационных технологий и их способность значительно повышать функциональные способности государства, нельзя закрывать глаза на то, что с их помощью также возможно демонстрировать лишь видимость модернизации, имитирующую взаимодействие власти и общества.

Российская Федерация также включается в глобальное информационное сообщество. В России, равно как и во всем мире, произошла институционализация Политического Интернета. Власть поняла, что это один из оперативных и, самое главное, эффективных каналов для осуществления беспрерывного общения с населением, формирования общественного мнения. Примерами этого могут служить сайты государственных органов власти, региональных парламентов, администраций городов, партий, различных общественных организаций, отдельных политических деятелей и т. д. Успешная реализация возможностей информационных технологий имеет своим результатом прозрачную вертикаль (и горизонталь) власти, потребляющую значительно меньше бюджетных средств и открытую для взаимодействия с гражданами. Особую роль приобретает Интернет на региональном и муниципальном уровнях.

Наибольшее значение в процессе проникновения Интернета в политическую сферу занимает создание системы электронного правительства, которое позволяет создать совершенно новые модели коммуникации между властью и обществом, а также стать мощным двигателем инновационного развития. В западных странах информатизация органов власти способствовала ужесточению требований населения к состоянию политической, экономической, культурной и интеллектуальной среды, оказала влияние на рост трудовой мобильности населения и развитие территории. В результате произошел переход к принципиально иным стандартам жизни, а в обществе возник спрос на инновации [6].

В России создание электронного правительства связано с повышением запросов населения на практическое использование всех возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, прежде всего в интересах рядовых граждан, а также

малого и среднего бизнеса. В России создание электронного правительства началось еще в 2008 г. после принятия концепции электронизации. В последующие годы процесс внедрения инфокоммуникаций продолжался, был принят еще ряд различных концепций как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В связи с этим стоит отметить, что система электронного правительства является наиболее эффективным средством коммуникации между органами власти и населением. Она позволяет повысить уровень доверия и взаимопонимания между основными группами политических отношений - государством, обществом и бизнесом.

Основная работа по созданию электронного правительства в России была инициирована после принятия в 2010 г. государственной программы «Информационное общество». Среди целей Программы можно выделить такие, как повышение качества взаимоотношений государства и общества, повышение оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения, повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти.

Для их реализации предусмотрено создание и расширение возможностей доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, обеспечение контроля за деятельностью органов власти и осуществление беспрепятственного межведомственного взаимодействия и обмена информацией. В связи с этим Программа прописывает необходимым создание сайтов ведомственных органов в сети Интернет, чтобы обеспечить оперативное размещение информации и эффективный доступ к ней населению и другим организациям, публикацию сведений о предоставляемых государственных услугах и условиях их получения, а также обеспечение обратной связи и обработку обращений граждан [7].

Несмотря на то, что сегодня в России создаются условия для создания современной системы электронного правительства, существуют и серьезные проблем в реализации этой задачи. Стоит отметить, что во многом это связано с недостатком финансирова-

ния и отсутствием кадров как на общегосударственном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Развитие электронного правительства в Тамбовской области происходило в несколько этапов. На первом этапе в 2006-2008 гг. на территории области была создана многоуровневая информационно-коммуникационная сеть в структуре органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Тогда же была принята областная целевая программа «Информатизация органов государственной власти и местного самоуправления Тамбовской области на 2006-2010 гг.».

Итогами первого этапа стало создание единого портала государственных и муниципальных услуг, внедрение системы межведомственного взаимодействия на уровне области, создание условий для организации взаимодействия органов власти и населения с помощью современных информационных технологий, подготовка основы для формирования электронного правительства.

Второй этап информатизации происходил в 2009-2012 гг. Принята новая долгосрочная целевая программа «Формирование электронного правительства Тамбовской области на 2009-2012 гг.». Главным результатом этого периода стала организация электронного правительства и его развитие, были решены вопросы обеспечения информационной безопасности и перехода к предоставлению услуг в электронном виде [8].

В 2012 г. в Тамбовской области была принята долгосрочная целевая программа «Формирование электронного правительства на 2013-2016 гг.», стремящаяся обеспечить развитие современных механизмов получения гражданами преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий. Главные ее цели состоят в том, чтобы повысить эффективность государственного управления и снизить «цифровое неравенство» на территории области, а также увеличить эффективность функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры администрации области, органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления [9].

При этом для информационно-телекоммуникационной инфраструктуры характерно неравномерное развитие по территории Тамбовской области: электронное правительство

развито лучше в областном центре и иных городских округах, в отличие от административных центров муниципальных районов и сельских населенных пунктов [9].

Помимо этого, среди проблем, затрудняющих внедрение современных информационно-коммуникативных технологий, выделяют: недостижимые сроки для выполнения программ и нереальные цели, недостаточное развитие нормативно-правовой базы, отсутствие квалифицированных сотрудников на уровне муниципалитетов для управления электронным правительством, отсутствие мотивации сотрудников муниципальных органов к переходу на технологии электронизации, невозможность исключить человека из процесса удостоверения документа.

Однако трудности возникают не только со стороны органов власти. Препятствием для внедрения кибер-технологий на местном уровне играет низкая компьютерная грамотность населения, невозможность обеспечить достоверность информации, выкладываемой в Сеть, недоверие граждан к электронным видам услуг, а также отсутствие у самих граждан потребности получения государственных и муниципальных услуг через электронные средства [6]. Отсюда следует, что внедрение электронного правительства не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для начала необходимо решить проблемы кадрового, правового, технологического и финансового характера. В процессе внедрения электронного правительства всплывают все возможные подводные камни бюрократического управления. Это еще раз подчеркивает, что основные трудности, связанные с отсутствием явного успеха в реализации программ и планов электронного правительства в России, лежат больше в законодательной и управленческой сферах, нежели чем в технологической плоскости. Одной из основных причин низкой работоспособности системы электронного правительства в России является отсутствие заинтересованности самого общества в этом процессе.

Внедрение системы электронного правительства в России вызывает бурные дискуссии среди политологов: некоторые отрицательно отзываются о процессе электронизации, видя одну из главных причин этого в неэффективном расходовании ресурсов, другие указывают на множество положительных

моментов от использования интернет-технологий в органах власти. В подобной ситуации особое значение приобретают проблемы определения методов исследования развития инфраструктуры электронного правительства и создания системы мониторинга с целью оперативного отслеживания достижений и выявления проблем в этой области [10]. В мировой практике имеется довольно много методик, позволяющих осуществить комплексное исследование системы электронного правительства и определить уровень информационного развития страны. Однако развитие электронных технологий в России носит несколько специфический характер, определяющийся, в первую очередь, особенностями системы управления государством, принципами «ручного управления» и широким разбросом задач между курирующими этот процесс министерствами и ведомствами. Ввиду этого для анализа информационно-телекоммуникационных систем в нашей стране необходимо применять различные методы, аккумулирующие лучшие международные исследовательские практики, но учитывающие российскую и региональную специфику [10].

Нами было предпринято исследование, основной задачей которого является изучение особенностей информатизации политики муниципалитетов Тамбовской области, выявление специфики использования информационных ресурсов власти и применения системы электронного правительства на местном уровне. В качестве объекта прикладного анализа были определены сайты муниципалитетов Тамбовской области как основные инструменты осуществления деятельности электронного правительства. Для реализации поставленных целей были использованы качественно-количественные техники контент-аналитической методологии. Генеральная совокупность включает информацию, представленную на всех сайтах районов Тамбовской области с марта 2012 г. по декабрь 2013 г.

Исследованием предполагалось, что сайты призваны обеспечить коммуникацию между властью и населением, поэтому они должны быть как можно более удобными и простыми в использовании, и поэтому эффективность внедрения электронного правительства на местном уровне зависит от того, как часто граждане пользуются сайтами для

реализации своих потребностей. Кроме того, на уровень посещаемости сайтов муниципалитетов влияет то, какой информацией они наполнены, отвечает ли это потребностям граждан и насколько легко и просто человеку найти информацию.

Прежде всего были рассмотрены структура и оформление сайтов муниципалитетов. В ходе исследования было выявлено, что большое значение для пользователей имеют такие параметры, как цветовое оформление, читаемость шрифта, композиция сайтов и наличие необходимой информации для облегчения ее поиска гражданами. Большинство сайтов выполнены в едином стиле и цветовом оформлении. Это объясняется тем, что все сайты должны быть унифицированы и соответствовать основным критериям концепции электронного правительства. В данном случае все сайты разработаны с учетом единых норм: белый и голубой цвета, использование государственной символики. Выбивается из этого ряда только сайт Мичуринского района, выполненный в зеленых тонах. Это можно объяснить исторической ролью самого района как аграрного центра Тамбовской области и задачей разработчиков создать некую ассоциацию, закрепив в сознании населения этот территориальный бренд.

На большинстве сайтов можно легко прочитать необходимую информацию благодаря хорошо читаемому, разборчивому и крупному шрифту. Это важно, т. к. многие посетители сайтов - это люди пожилого и предпенсионного возраста, часто имеющие проблемы со зрением. Если рассматривать структуру сайтов в целом, то стоит отметить, что многие сайты муниципальных образований довольно просты и не претендуют на требовательного пользователя.

В ходе исследования была проанализирована одна из главных составляющих сайтов - информационная наполненность. Чаще всего для информирования пользователей используется формат новостной ленты с размещением на ней текущих событий, происходящих в районах. Кроме того, на некоторых сайтах разработана бегущая строка, при помощи которой происходит оперативное информирование населения о тех или иных встречах, мероприятиях, происшествиях, событиях. Но стоит упомянуть, что для обеспе-

чения полноты размещаемой информации также сформированы единые требования, определяющие общий детализированный перечень публикуемых сведений, порядок, сроки и регулярность их размещения и обновления, условия доступа к ним пользователей сети Интернет, именно этим объясняется схожесть рубрик и информации на главной странице на всех сайтах муниципалитетов.

Взаимосвязь между различными органами государственной власти поддерживается ссылками на федеральные и региональные органы власти Российской Федерации. Например, на сайте Жердевского района есть ссылки на администрацию Тамбовской области, Управление МВД по Тамбовской области и федеральный портал малого и среднего бизнеса. Обязательными являются ссылки на официальный сайт президента и правительства России, единый портал государственных услуг и государственных услуг Тамбовской области. На всех сайтах довольно активно используется вкладка «обратная связь», где граждане могут задать вопрос главе и сотрудникам администрации. Указание адреса электронной почты, номера телефонов администрации и других контактов также позитивно работает на идею «прозрачности» местного самоуправления. Таким образом, можно говорить о том, что сайты всех 23 районов Тамбовской области соответствуют требованиям федеральной и региональной концепций как в оформлении и структуре, так и в информационном наполнении.

Тем не менее, считаем, что даже в довольно узких рамках стандарта возможно вносить особенную для каждого из муници-палитетских сайтов «изюминку», делая их более яркими, современными, более затейливыми по структуре и одновременно легкими в пользовании так, чтобы кроме всего вышеназванного они продолжали развивать образ малой родины и формировали имидж территории. Важной проблемой половины сайтов полит-муниципальных образований является неудобное расположение меню, сложная конфигурация рубрик и нерациональное использование ресурсов главной страницы. Все это негативно сказывается на процессе внедрения электронного правительства на местах. Так, например, весьма сложно ориентироваться на главных страницах сайтов Мичуринского, Токаревского и Моршанского

районов: новостная лента расположена внизу страницы, что может сбить с толку пользователя и затруднить поиск нужной ему информации. Важные ссылки и «горячие клавиши» расположены в правой части сайтов, что в свою очередь усложняет их нахождение. Это отталкивает пользователей от сайтов, гражданам проще узнавать о происходящем в районе или получать какую-либо другую информацию при помощи сторонних ресурсов. Подтверждением этому является то, что на сайты районов «заходят» в несколько раз меньше людей, чем на любой другой новостной портал.

Проведенное нами эмпирическое исследование позволило глубже понять специфику интернет-среды как коммуникационного и информационного агента в муниципальных образованиях. Мы можем смело говорить о том, что сайты муниципальных образований являются современным и эффективным средством связи между органами власти и населением. На основе исследования можно сделать вывод, что сайты муниципалитетов Тамбовской области еще недостаточно удобны для пользователей, только треть сайтов удобны и просты в использовании, располагают всей необходимой информацией, которую легко найти.

Помимо этих проблем, определенную роль играют проблемы финансового, правового, кадрового, технического плана, характерные не только для Тамбовской области, но и для России в целом. Недостаточное правовое регулирование, отсутствие единой системы контроля над процессом электронизации, финансовые проблемы, различный уровень в доходе регионов и, следовательно, районов, отсутствие квалифицированных кадров на местах не позволяют создавать современную, работающую систему электронного правительства. Только разрешив все эти вопросы, мы сможем увидеть качественные изменения в процессе отношений власти и общества, осуществляемых с помощью современных информационных средств - увеличатся возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, будет обеспечен контроль за деятельностью органов власти, будут упрощены процедуры получения государственных и муниципальных услуг без лишней бюрократической проволочки.

1. Песков Д.Н. Интернет как политический институт в России // Проблемы политической трансформации и модернизации России. М., 2001.

2. Бурковский И.В. Информационные ресурсы политической власти: содержание и современные технологии применения: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2011.

3. Юдаев В.В. Информационные технологии в политическом процессе: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2005.

4. Устинович Е.С. Государственная политика в сфере информационных технологий. М., 2012.

5. Соустин Ю.В. Современные информационные технологии в российском политическом процессе как инструмент взаимодействия государства и общества: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2005.

6. Чугунов А.В. Внедрение технологий «электронного правительства» в России: организационно-правовые проблемы и барьеры развития // Информационные ресурсы России. 2012. № 5.

7. Информационное общество (2011-2020 гг.): государственная программа РФ от 20.10.2010 г. № 1815-р. Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70435638 (дата обращения: 5.04.2015).

8. Формирование электронного правительства Тамбовской области на 2009-2012 гг.: долгосрочная целевая программа от 25.12.2009 г. № 1558. Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70435638 (дата обращения: 5.04.2015).

9. Формирование электронного правительства на 2013-2016 гг.: долгосрочная целевая программа от 23.11.2012 г. № 1454. Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http:// base.garant.ru/70435638 (дата обращения: 5.04.2015).

10. Бершадская Л.А., Чугунов А.В. Опыт и методы исследования развития инфраструктуры электронного правительства в России // Информационные ресурсы России. 2012. № 5.

1. Peskov D.N. Internet kak politicheskiy institut v Rossii // Problemy politicheskoy transformatsii i modernizatsii Rossii. M., 2001.

2. Burkovskiy I.V. Informatsionnye resursy politicheskoy vlasti: soderzhanie i sovremennye tekhnologii primeneniya: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. M., 2011.

3. Yudaev V.V. Informatsionnye tekhnologii v politicheskom protsesse: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. M., 2005.

4. Ustinovich E.S. Gosudarstvennaya politika v sfere informatsionnykh tekhnologiy. M., 2012.

5. Soustin Yu.V. Sovremennye informatsionnye tekhnologii v rossiyskom politicheskom protsesse kak instrument vzaimodeystviya gosudarstva i obshchestva: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. M., 2005.

6. Chugunov A.V. Vnedrenie tekhnologiy "elektronnogo pravitel'stva" v Rossii: organizatsionno-pravovye problemy i bar'ery razvitiya // Informatsionnye resursy Rossii. 2012. № 5.

7. Informatsionnoe obshchestvo (2011-2020 gg.): gosudarstvennaya programma RF ot 20.10.2010 g. № 1815-r. Informatsionno-pravovoy portal "Garant". URL: http://base.garant.ru/70435638 (data obrashcheniya: 5.04.2015).

8. Formirovanie elektronnogo pravitel'stva Tambovskoy oblasti na 2009-2012 gg.: dolgosrochnaya tselevaya programma ot 25.12.2009 g. № 1558. Informatsionno-pravovoy portal "Garant". URL: http://base.garant.ru/ 70435638 (data obrashcheniya: 5.04.2015).

9. Formirovanie elektronnogo pravitel'stva na 2013-2016 gg.: dolgosrochnaya tselevaya programma ot 23.11.2012 g. № 1454. Informatsionno-pravovoy portal "Garant". URL: http://base.garant.ru/70435638 (data obrashcheniya: 5.04.2015).

10. Bershadskaya L.A., Chugunov A.V. Opyt i metody issledovaniya razvitiya infrastruktury elektronnogo pravitel'stva v Rossii // Informatsionnye resursy Rossii. 2012. № 5.

Поступила в редакцию 23.04.2015 г.

ISSN 1810-0201. BecTHHK Try, BtmycK 8 (148), 2015

UDC 321

E-GOVERNMENT AS POLITICAL-COMMUNICATIVE INFRASTRUCTURE OF MUNICIPALITY

Olga Ivanovna KOVRIKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of International Relations and Political Science Department, e-mail: steflib@tsutmb.ru

Nataliya Aleksandrovna STEFANOVSKAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Sociology, Associate Professor, Head of Library and Information Resources Department, e-mail: steflib@tsutmb.ru

The evolution of political communication in the Web is described. The role of the Political Internet, defined through the establishment of an interactive model of communication is justified, the conclusion is made about the objectivity of establishing the new system of interaction between government and society - interactive political-communicative interaction. Some results of a new form of organization of activity of bodies of state government - E-Government at the regional and municipal levels are summarized. The emergence of the Internet as a communication and information agent in municipalities is traced. As a research task is made an attempt to estimate the sites of municipal formations of Tambov region, figure out how modern and efficient means of communication between the authorities and the population they are. Based on the analysis of the functioning of the Program E-Government in the Tambov region, as well as bringing the results of empirical content analysis of the observations is determined that the websites of state and municipal authorities are able to cope well with their functions, and information technology will be the base unit, which helps to expand the range of forms and the possibility of direct self-government by the population. Nevertheless, the problems hindering the adoption of information and communication technologies are revealed - problems of personnel, legal, technological, financial, problems of bureaucratic management and is also called the problem of lack of society's interest in the revitalization process of electronification. In this regard, the conclusion is made that this question is not studied enough and how is the implementation of E-Government in the Russian regions is working, which requires further monitoring studies components of this process.

Key words: E-Government; municipalities' websites; dependence of efficiency of functioning of the government and society of the State of information environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.