Научная статья на тему 'Электронное правительство как материальная основа информатизации и информационной безопасности государственного управления'

Электронное правительство как материальная основа информатизации и информационной безопасности государственного управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
3
Поделиться
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косовец А.А.

Proceeding from essence of a category «the electronic government» as «the organizations of activity of bodies of the government, providing due to wide application of information communication technologies the organizations and citizens of the state services and information on results of activity of the state bodies», its infrastructure it is possible to consider qualitatively new level of efficiency and convenience of reception as a material basis of information of the government.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Косовец А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство как материальная основа информатизации и информационной безопасности государственного управления»

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Электронное правительство

как материальная основа информатизации и информационной безопасности государственного управления

Косовец А.А. *

Proceeding from essence of a category «the electronic government» as «the organizations of activity of bodies of the government, providing due to wide application of information — communication technologies the organizations and citizens of the state services and information on results of activity of the state bodies», its infrastructure it is possible to consider qualitatively new level of efficiency and convenience of reception as a material basis of information of the government.

Исходя из сущности категории «электронное правительство» как «организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающей за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов», его инфраструктуру можно рассматривать как материальную основу информатизации государственного управления.

Общие требования и облик инфраструктуры электронного правительства определены сначала в федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002—2010 годы)»1, затем получили развитие в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г.2 и государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)» 3.

Ключевым элементом инфраструктуры электронного правительства является Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ). Он обеспечивает организацию информационного взаимодействия ведомственных систем между собой в автоматизированном режиме (например, в случае изменения данных в одной системе-источнике эти данные автоматически меняются в других системах, их использующих).

В настоящее время продолжается формирование единой инфраструктуры выдачи сертификатов ключей электронной цифровой подписи (ЭЦП)4, на практике отработаны технологии и условия взаимодействия отдельных удостоверяющих центров в области электронных центров между собой с использованием федерального удостоверяющего центра. Вместе с тем в настоящее время отсутствуют законодательно закрепленные нормы, обеспечивающие необходимые условия для организации взаимодействия удостоверяющих центров между собой.

Одновременно ОГИЦ является инфраструктурой, обеспечивающей функционирование портала государственных услуг, призванного стать единой точкой доступа к реестру государственных услуг, содержащему перечень услуг и описание порядка их получения, в том числе бланки необходимых документов.

Система межведомственного электронного документооборота (МЭДО)5 представляет собой систему передачи файлов конфиденциальных документов по защищенной электронной почте через специальные абонентские пункты, устанавливаемые в категорированных помещениях. В действующей системе МЭДО не предусматривается интеграция с ведомственными системами электронного документооборота, использование электронной цифровой подписи. Это приводит к дополнительным трудозатратам по руч-

Кандидат физико-математических наук.

Ю

OI

О CJ

О О О Q.

С[ со

S

н

о

0

1

о я с о т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Ю

Ol

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ш

У S

2

0

1

о *

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

ному переносу из ведомственной системы и вводу документов в МЭДО через абонентский пункт. В результате на практике отсутствует возможность регламентированного доступа к единому архиву официальной переписки ведомств между собой и отслеживания пути прохождения конкретного документа в другом ведомстве, не говоря уже о невозможности проверки подлинности полученного через МЭДО документа из-за отсутствия ЭЦП и, как следствие, его неформального статуса.

Оценка ^'еЬ-сайтов федеральных органов исполнительной власти проводилась в ноябре—декабре 2009 г. Институтом развития свободы информации. Для обследования и анализа уровня развития отдельных ^'еЬ-сайтов федеральных министерств и ведомств использовался подход, основанный на методологии Департамента экономического и социального развития ООН6, используемой для составления индекса развития государственных ^'еЬ-сайтов. В соответствии с подходом ООН оценка ^'еЬ-сайтов государственных органов осуществляется с точки зрения наличия отдельных функциональных возможностей.

В общем случае критерии оценки эффективности функционирования ^'еЬ-сайтов могут быть объединены в пять групп, соответствующих основным стадиям их развития.

1. Начальное присутствие. Начальное присутствие характеризуется наличием ^'еЬ-сайта, содержащего базовую справочную информацию о государственном органе, ссылки на другие органы власти, подразделения самого органа государственной власти и неправительственные организации.

2. Текущее присутствие. Эта стадия характеризуется расширенным содержанием ^'еЬ-сайта: наличием архивов документов (законов, постановлений и т.п.), текущей информации, баз данных (статистической и другой информации), новостного раздела, раздела часто задаваемых вопросов, наличием сервисов поиска, помощи, скачивания файлов и карты сайта. Это стадия одностороннего взаимодействия, предусматривающая получение информации населением.

3. Интерактивное присутствие. Эта стадия характеризуется возможностью загружать формы, необходимые для получения оказываемых ведомством

услуг, наличием образцов этих форм, контактной информации и возможности связаться с представителями государственного органа через сайт, использования аудио- и видеофайлов для информирования населения.

4. Транзакционное присутствие. Это стадия двустороннего взаимодействия органов власти с населением и организациями, предусматривающая использование ^'еЬ-сайта для получения государственных услуг без необходимости последующего очного обращения в органы власти — оплаты налогов и штрафов, запроса и получения документов, оплаты услуг с использованием различных платежных систем и др.

5. Сетевое присутствие. Эта стадия характеризуется наличием специальных инструментов и возможностей для вовлечения граждан в обсуждение и принятие решений — ^'еЬ-форм для комментариев, инструментов онлайновых консультаций с населением, дискуссионных форумов по вопросам реализуемой ведомством государственной политики, онлайновых опросов, а также возможностью подписаться на получение информации по электронной почте.

Для целей проведения анализа ^'еЬ-сайтов федеральных органов исполнительной власти в методологию ООН был внесен ряд изменений — в основном добавлены уточняющие вопросы и дополнительные параметры (возможность доступа к учетным системам, онлайновой записи на прием, наличие образцов заполнения форм и др.).

Для каждой стадии сформулирован набор требований к наличию функциональных возможностей. Всего каждый ^'еЬ-сайт оценивался по 48 критериям. Каждой функциональной возможности присвоен соответствующий балл в зависимости от сложности ее реализации. Максимальный интегральный балл составляет 64 единицы. Интегральный балл свидетельствует о количестве реализованных функций.

В настоящее время поиск ^'еЬ-сайтов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации затруднен отсутствием выверенного и регулярно обновляемого перечня. На сервере органов государственной власти Российской Федерации (www.gov.ru) отсутствуют ссылки на web-сайты многих федеральных ми-

нистерств и ведомств, часть информации носит устаревший характер.

На официальном web-сайте Правительства Российской Федерации (www.government.ru) ситуация значительно лучше, однако часть ссылок на сайты федеральных министерств и ведомств также отсутствует.

Результаты проведенного Институтом развития свободы информации обследования показывают следующее7:

> информация о порядке и условиях получения населением и организациями государственных услуг размещается на web-сайтах 50 федеральных органов исполнительной власти (59,5 % от общего количества);

> в большинстве случаев отсутствуют в простом и понятном виде сведения о порядке получения услуг, последовательности необходимых действий и порядке обжалования действий ведомства, составе предоставляемых в органы государственной власти сведений;

> контактная информация и адреса мест приема граждан для предоставления государственных услуг присутствуют на web-сайтах 44 федеральных органов исполнительной власти (52,4 %), при этом графики работы подразделений, осуществляющих прием граждан, представлены только для 21 ведомства (25 %);

> утвержденные в виде нормативных правовых актов регламенты выполнения возложенных на них функций (в том числе по оказанию услуг) размещаются на web-сайтах 46 ведомств (54,8 %);

> только организации 43 ведомств (51,2%) предоставляют возможность загрузки бланков документов (форм), представляемых населением при обращении в соответствующий федеральный орган власти за конкретной услугой. Помимо публикации бланков форм документов и регламентов государственных услуг одним из показателей удобства web-сайта для пользователей является публикация образцов заполненных форм. Такие услуги оказывают только шесть ведомств: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство связи, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба по ветеринарно-

му и фитосанитарному надзору, Федеральная служба финансово-бюджет -ного надзора, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба по оборонному заказу;

> возможность получения конечным пользователем информации из учетных систем, используемых в федеральном органе исполнительной власти, или оказываемых на их основе услуг (например, проверка действительности паспорта, определение величины налога на земельный участок по кадастровому номеру, доступ к реестрам) также служит важным индикатором развития функциональных возможностей web-сайтов, их удобства для пользователей и открытости органов власти. Такая возможность предоставляется на сайтах лишь 16 органов власти (19 %);

> наличие инструментов поиска и навигации сайтов относится к числу показателей их удобства для пользователей. Поисковые системы имеются на web-сайтах 66 органов власти (78,6 %). Примерно такая же часть федеральных ведомств органов власти обеспечивает удобную навигацию по структуре web-сайта;

> карту сайта публикуют 62 ведомства (73,8 %). Функции помощи, подсказок или разделы часто задаваемых вопросов существенно облегчают работу с web-сайтом и быстрый поиск необходимой информации по типовым вопросам. Однако они представлены на web-сайтах в меньшей степени, чем перечисленные выше инструменты поиска и навигации. Они встречаются только на web-сайтах 30 органов власти (35,7 %). Возможность участия граждан в деятельности правительства — важный элемент взаимодействия граждан и государства. Развитие принципов электронной демократии пока не получило должно отражения на web-сайтах федеральных органов власти, и так называемое сетевое присутствие нуждается в существенном совершенствовании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди показателей сетевого присутствия федеральных органов исполнительной власти наибольшее распространение получили публикации проектов нормативных правовых актов, концепций, программ, решений.

ю

О!

О СЧ

О О

о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ю

Ol

О СЧ

О О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

Возможности приема обращений граждан в электронной форме (например, наличие разделов типа «интернет-приемная», «обращения граждан» с возможностью заполнить онлайн-форму для обращений или отправить письмо по электронной почте) обеспечивают сайты больше половины федеральных органов исполнительной власти.

Значительно меньшее распространение получила публикация планов предстоящих мероприятий федеральных органов исполнительной власти, а также обеспечение возможности подписки на получение информации по электронной почте (будь то официальный список рассылки или просто новости).

Важной формой взаимодействия органов власти с населением является так называемые онлайновые консультации с населением. Однако лишь шесть органов власти: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная регистрационная служба, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, Федеральная антимонопольная служба (7,1 %) — предоставляют на своих ^'еЬ-сайтах инструменты для всеобщего обсуждения принимаемых решений.

Изложенные результаты анализа подтверждают вывод, полученный на основе данных ООН, о том, что отставание в использовании технологий электронного правительства в основном происходит по показателям интерактивного, сетевого и особенно транзакционного уровней присутствия федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет.

Основными факторами, определяющими эффективность информационных систем органов государственного и регионального управления и, как следствие, качество принимаемых управленческих решений, являются:

1) единство концепции построения и функционирования информационных систем и служб как по вертикали — на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, так и по горизонтали — на каждом уровне иерархии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) полнота и комплексность информационной поддержки всех контуров управления в соответствии со структурой объектов государственного регулирования, а также всех этапов разрешения проблем управления — от

анализа проблемных ситуаций до реализации, контроля исполнения и оценки эффективности принимаемых решений;

3) согласованность процессов создания, внедрения, эксплуатации и развития информационных систем. Процесс создания информационных систем для органов государственного управления должен осуществляться согласованно на всех уровнях органов власти, на единой методологической основе разработки и внедрения, на широком применении новых аппаратных платформ с использованием соответствующих системных и прикладных программных продуктов, а также внедрения современных методов и средств организации и функционирования баз данных.

Основная роль в информационном обслуживании структур органов государственной власти должна отводиться информационным и информационно-аналитическим центрам, образующим ядро информационной системы организационного управления. В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации создаются или созданы, функционируют и развиваются информационные, информационно-аналитические, ситуационные центры, которые призваны решать широкий спектр задач социально-экономического, аналитического и организационно-управленческого характера. В некоторых случаях они являются интегрированными или самостоятельными системами — от федерального до регионального уровня.

Ведущее место в информационном обслуживании органов государственного управления по-прежнему занимает информационная телекоммуникационная система Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (ФСГС России). Она решает задачи комплексной автоматизации статистических работ, включающие сбор, обработку, хранение, накопление, актуализацию, анализ и представление статистической информации на федеральном, региональном и местном уровнях. Федеральный уровень включает вычислительный центр и локальные вычислительные сети ФСГС России, которые обеспечивают разработку статистической информации, ведение баз данных и регистров предприятий и организаций на федеральном уровне. Локальные вычислительные сети подведомственных организаций обеспечивают разработку и поддержку методических и

программно-технологических решений, электронная почта статистики осуществляет объединение информационно-вычислительных систем статистики федерального, регионального и местного уровней. Этим же средством обеспечивается также подключение различных категорий пользователей.

Вместе с тем в настоящее время осуществляются активное расширение и развитие применения систем автоматизированных банков экономической информации и электронных форм документов, современной информационно-телекоммуникационной системы взаимодействия органов статистики с соответствующими федеральными и региональными информационными службами, министерствами, ведомствами и другими пользователями.

Одним из наиболее компьютеризированных органов исполнительной власти является Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации (МЧС России), в котором на основе современных информационных технологий реализована концепция ситуационных центров, позволяющая оперативно решать задачи прогнозирования и оценки последствий возможных чрезвычайных ситуаций. В рамках указанной концепции в качестве ситуационного центра рассматривается пункт сосредоточения видеоинформационной технологии, коммуникационных средств, необходимых условий применения математических методов и моделей в режиме реального времени для обработки информации и выработки коллективом специалистов научно обоснованных решений, направленных на предотвращение рисков, повышение эффективности работы аналитических органов государственной власти различного уровня (федеральной, региональной, местной). В отличие от обычных информационных и информационно-вычислительных центров такие ситуационные центры оснащаются современными мультимедийными средствами, комплексами, системами и технологиями для проведения телеконференций, совещаний, залами и лабораториями со специализированными автоматизированными рабочими местами для формирования групповых, кооперативных и коллегиальных решений.

В настоящее время на федеральном уровне управления действуют ситуационные центры при Президенте Российской Федерации, Совете безопасности, цент-

ральных органах федеральной исполнительной власти.

Ситуационный центр МЧС России является составной частью информационно-управляющей подсистемы российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Основными задачами РСЧС являются сбор, обработка и анализ данных о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов, фактах возникновения чрезвычайных ситуаций; данных о развитии обстановки в районе чрезвычайных ситуаций; прогнозирование и оценка изменения состояния природной среды и потенциально-опасных объектов, масштабов чрезвычайных ситуаций; выработка предложений по предупреждению чрезвычайных ситуаций, их локализация и ликвидация и т.п. Основными функциями ситуационного центра МЧС России являются8:

> подготовка и представление руководству МЧС России соответствующих докладов об обстановке и предложений по защите населения и природной среды, о требуемых для этого материальных, технических, продовольственных, медицинских и финансовых ресурсах;

> обеспечение необходимой информацией и расчетными сведениями органов управления, которые являются абонентами информационно-управляющей системы РСЧС;

> передача с использованием телекоммуникационных и мультимедийных средств ситуационного центра распоряжений МЧС России и вышестоящих органов государственного управления, а также проведение оперативного контроля за исполнением распоряжений.

В зависимости от складывающейся обстановки ситуационный центр МЧС России может вести работу в трех режимах:

1) режиме повседневной деятельности;

2) режиме повышенной готовности;

3) чрезвычайном режиме.

Для реализации работы в чрезвычайном режиме в составе автоматизированной информационно-управляющей системы МЧС России включаются в работу мобильные ситуационные центры, которые могут базироваться на различных транспортных средствах (автомобиле, вертолете, самолете), оснащенных вычислительной техникой, средствами мобильной

ю

О!

О СЧ

О О

о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ю

Ol

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

У S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

связи и способных оперативно получать, обрабатывать и передавать информацию о сложившейся в регионе чрезвычайной ситуации, осуществлять поддержку решений, принимаемых соответствующими органами управления.

Опыт функционирования информационных систем, вычислительных центров и ситуационных центров федерального уровня может являться основой для создания и применения информационных технологий на региональном уровне управления. При этом следует также отметить, что в настоящее время продолжают создаваться информационные системы и многофункциональные ситуационные центры в различных субъектах Российской Федерации — в частности, в Кемеровской, Ленинградской, Ульяновской областях. Интенсивно внедряют информатизацию в таких регионах, как Томская, Свердловская, Новосибирская, Омская, Волгоградская, Тульская и другие области. Пользователями многофункциональных ситуационных центров являются главы администраций городов и районов, наиболее важные объекты производственного и сельскохозяйственного назначения, коммерческие структуры, силы и средства гражданской обороны, органы исполнительной власти федерального и территориального управления.

Укомплектованные высококвалифицированными кадрами специалистов, вычислительные и ситуационные центры регионов представляют собой комплексы вычислительных и телекоммуникационных сетевых средств, общего и специального программного обеспечения, объединенных в единый комплекс для автоматизации сбора и хранения информации от внешних абонентов вне зависимости от их удаленности от вычислительного или ситуационного центра. Наличие необходимых справочных, нормативных, правовых информационных фондов, баз и хранилищ данных позволяет администрациям и всем другим пользователям региональных информационных систем обеспечивать информационную поддержку повседневного управления и координации социально-экономических процессов в регионах, а также поддержку принятия коллективных решений при рассмотрении сложных проблем и чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с функциональной структурой административного регионального управления вычислительные

центры призваны обеспечивать автоматизированное взаимоувязанное решение широкого круга задач, которые целесообразно классифицировать или объединять по следующим основаниям:

> административно-правовые;

> организационные;

> аграрно-промышленные;

> торгово-бытовые;

> строительные;

> социально-культурные и др.

Многофункциональные ситуационные центры могут осуществлять государственно-правовую информационную и интеллектуальную поддержку при принятии коллективных решений по комплексным проблемам, прежде всего по таким основным направлениям деятельности администрации субъектов Федерации, как экономика, чрезвычайные ситуации, внешние связи, управление финансовой политикой и т.п.

В рамках действующих государственных программ информатизации России на муниципальном уровне стали создаваться городские информационные центры, реализующие функции по дальнейшей разработке, расширению и сопровождению муниципальных информационных систем, а также по решению задач информатизации города.

В основе создания муниципальных информационных систем лежит методологический подход, сущность которого заключается в поэтапной разработке и вводе в эксплуатацию автоматизированных рабочих мест, размещенных в городских службах. Муниципальными информационными системами решаются задачи мониторинга (сбора, накопления и первичной обработки информации) состояния обстановки в городе, интеграции соответствующей информации в базах и хранилищах данных. А также организационно-технологические вопросы поэтапного подключения отдельных локально -вычислительных сетей предприятий и организаций к вычислительному центру для создания корпоративной, разветвленной, многоуровневой информационно-вычислительной сети, обеспечивающей информационное обслуживание управленческих процессов администрации муниципалитета.

Результаты анализа практики функционирования муниципальных информационных систем показывают, что узкими местами на пути широкого внедрения информатизации в деятельности муници-

пальных органов власти является отсутствие должного финансирования консалтинговых проектных работ. Поэтому одним из важнейших вопросов проектирования информационных систем управления городом является поиск в каждом конкретном случае путей сокращения затрат.

Информатизация управления каждым городом (тем более субъектом Федерации) представляет собой сложную не только технологическую, но и социально-хозяйственную, финансово-экономическую проблему. Учитывая, что города (субъекты Федерации) имеют свои специфические особенности и различаются прежде всего по количеству населения (от 100—500 тыс. до нескольких миллионов жителей), климатическим условиям, производственно -хозяйственной ориентации (промышленные, сельскохозяйственные, научные центры и т.п.), организационным структурам управления (муниципальные образования, административные округа, префектуры, районы города и т.п.), то одной из важнейших задач начального этапа проектирования является выделение базового элемента информатизации. В качестве такого базового элемента для исследования города как субъекта информатизации, а затем и разработки проектных решений, как правило, выбирают городской административный район, который достаточно полно отражает все стороны информатизации деятельности администрации города.

Особенно это актуально для городов со сложной административной и организационной структурой. Удачный выбор района в качестве базового элемента проектируемой информационной системы позволяет при минимальных затратах в сжатые сроки провести экспериментальную проверку идей информатизации на одном (двух) районе с последующим тиражированием результатов на все районы города. В опытном районе создается первичная (базовая) распределенная информационно-вычислительная система, представляющая собой корпоративную сетевую структуру, важнейшим звеном которой является информационный или ситуационный центр. К центру подключаются локальные сети и системы, персональные компьютеры, являющиеся рабочими станциями организаций и отдельных абонентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Созданная таким образом информационная система реализует все технологические функции мониторинга обста-

новки в городе, передачу информации, формирование отчетности, оказание всевозможных видов коммуникационных, информационных и вычислительных услуг населению. При наличии ситуационного центра администрации города могут предоставляться все необходимые данные для выработки и принятия не только индивидуальных, но и групповых, кооперативных и коллегиальных решений, а использование программно-технологических средств электронной администрации открывает неограниченные возможности специалистам и управленческому персоналу пользоваться информацией в формах печатных изданий, графических материалов, баз данных и баз знаний в режиме реального времени, а также проводить консультации, совещания, конференции и т.п.

Информатизация управления городской административной деятельностью, городскими хозяйствами, экономикой, социальной сферой на районном и городском уровнях отличается многообразием решений и форм реализации. Поэтому необходимы унификация технических, технологических решений и стандартизация проектирования информационных технологий. Универсальность средств обработки информации, распределенность рабочих мест, переменность структуры позволяют при проектировании создавать, по существу, единое распределенное информационное пространство района (города, региона). Составляющие его основу автоматизированные рабочие места (рабочие станции) соединяются каналами связи между собой и с вычислительным центром и могут находиться на значительном расстоянии друг от друга. Важной стороной такого подхода в проектировании является возможность при необходимости изменять ранее созданную структуру путем изменения связей между рабочими местами. Такая необходимость часто возникает в связи с изменениями в организационной структуре управления городским хозяйством, появлением новых, нуждающихся в подключении к информационной системе города структурных элементов.

В быстроразвивающейся информатизации городов опорными пунктами и поставщиками необходимой для нужд городской администрации информации являются создаваемые в городах и уже функционирующие информационные системы комитетов по чрезвычайным ситуаци-

ю

О!

О СЧ

О

о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

н о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

о я с о т ф vo >s

о *

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

ям, налоговых служб, Казначейства, Пенсионного фонда, банков, крупных промышленных корпораций, фирм, предприятий.

Таким образом, можно заключить, что электронное правительство представляет собой иерархическую организацию деятельности органов государственной власти всех уровней: федерального, регионального (субъекта Федерации) и муниципального (местного), — обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень актуальности, достоверности и полноты подготовки данных, необходимых для выработки и принятия не только индивидуальных, но и

групповых, кооперативных и коллегиальных решений. Использование программно-технологических средств электронной администрации открывает неограниченные возможности специалистам и управленческому персоналу органов власти пользоваться информацией в формах печатных изданий, графических материалов, баз данных и баз знаний в режиме реального времени. А также проводить консультации, совещания, конференции и т.п., на этой основе обеспечивать оперативность и удобство предоставления организациям и гражданам государственных услуг и информации о результатах деятельности соответствующих государственных органов власти.

ю

Ol

О CJ

О

о о

Q.

со 2

Литература и примечания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 (ред. от 9 июня 2010 г.) «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002—2010 годы)» / Собрание законодательства РФ. 4 февраля 2002 г. № 5. Ст. 531; Российская бизнес-газета. 12 февраля 2002 г. № 6 (Программа-начало); Российская бизнес-газета. 19 февраля 2002 г. № 7 (Программа-продолжение); Российская бизнес-газета. 27 февраля 2002 г. № 8 (Программа-окончание).

2. Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р (ред. от 10 марта 2009 г.) «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» / Собрание законодательства РФ. 19 мая 2008 г. № 20. Ст. 2372.

3. Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)» (начало действия документа — 20 октября 2010 г.) / Собрание законодательства РФ. 15 ноября 2010 г. № 46. Ст. 6026.

4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Российская газета. 12 января 2002 г. № 6; Парламентская газета. 12 января 2002 г. № 9; Собрание законодательства РФ. 14 января 2002 г. № 2. Ст. 127.

5. Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2009 г. № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота». Российская газета. 30 сентября 2009 г. № 183; Собрание законодательства РФ. 28 сентября 2009 г. № 39. Ст. 4614; Официальный сайт Института развития свободы информации: http://www.svobodainfo.org/.

6. Официальный сайт Организации Объединенных Наций: http://www.un.org/ru/.

7. Официальный сайт Института развития свободы информации: http://www.svobodainfo.org/

8. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 (ред. от 2 января 2011 г.) «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» / Собрание законодательства РФ. 12 июля 2004 г. № 28. Ст. 2882.