Научная статья на тему 'Электронное правительство как институт управления региональной экономикой'

Электронное правительство как институт управления региональной экономикой Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУЧРЕЖДЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калинина А. Э., Петрова Е. А.

Современные представления о реформировании государственного управления наряду с другими элементами включают концепцию электронного правительства (э-правительства, eGovernment), которая охватывает операционную (или исполнительную) составляющую деятельности правительства и нацелена на обеспечение доступа граждан к достоверной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство как институт управления региональной экономикой»

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

КАЛИНИНА А.Э., ПЕТРОВА Е.А.

Волгоградский государственный университет, кафедра экономической информатики и управления,

д.э.н., профессор, 400062, г Волгоград, пр-т Университетский, 100; Волгоградский государственный университет, кафедра экономической информатики и управления, к.э.н., доцент,

400062, г. Волгоград, пр-т Университетский, 100

Современные представления о реформировании государственного управления наряду с другими элементами включают концепцию электронного правительства (э-правительства, eGovemment), которая охватывает операционную (или исполнительную) составляющую деятельности правительства и нацелена на обеспечение доступа граждан к достоверной информации.

Ключевые слова: электронное правительство; госучреждения; интеграция; государственные услуги Коды классификатора JEL: О 14, О 18

Одно из важнейших стратегических направлений развития региона - это формирование и развитие единого информационного пространства области и интеграция его в мировое информационное пространство. Составной частью данного процесса является создание и развитие электронного правительства. Современные представления о реформировании государственного управления наряду с другими элементами включают _о концепцию электронного правительства (э-правительства, eGovemment), которая охватывает операционную [] (или исполнительную) составляющую деятельности правительства и нацелена на обеспечение доступа граж- (0 дан к достоверной информации, на создание условий для взаимодействия власти с населением, институтами гражданского общества и бизнесом и на повышение эффективности государственного управления. ^

Уже сейчас мировой опыт показывает, что внедрение концепции электронного правительства даст граж- 21 данам доступ к высококачественным услугам госорганов и одновременно уменьшит стоимость этих услуг. В Ш целом стандартизация создания, сопровождения, а также унификация государственных автоматизированных ]> систем, упрощение, сокращение числа бизнес-процессов госорганов: обеспечивают обслуживание граждан безотносительно тому, как они вступают в контакт с госучреждениями - по телефону, лично, через web-сайт ^ или другим способом; снижают расходы и упрощают взаимодействие бизнеса и правительством; сокращают □ правительственные трансакционные расходы; открывают доступ к госучреждениям людям с ограниченными □ физическими возможностями; повышают прозрачность и ответственность правительства.

В исследовании Ле^у Szeremeta и Seema Hafeez, сделанном в 2002 году по заказу ООН, определены пять последовательных основных стадий развития электронного правительства [3]: 1) начальное появление - развернутое онлайновое присутствие правительственных учреждений в сети Интернет; 2) расширенное присутствие - число правительственных сайтов постоянно увеличивается, а информация на них делается о все более динамичной; 3) интерактивное взаимодействие - пользователям представляются возможности за- ф грузки типовых форм различных официальных документов, получения официальной электронной почты и § организация взаимодействия через web-сайт; 4) проведение транзакций - пользователи могут реально осу- > ществлять различные сделки (транзакции) с госучреждениями в онлайновом режиме; 5) бесшовное взаимо- 2 действие - полная интеграция электронных услуг в пределах административных границ. °

I

ф

со

I—

О

Ш

О о

I—

ф

Мировой опыт создания успешного электронного правительства показал, что для организации этого процесса необходимы следующие предпосылки. Во-первых, важно создать единую точку доступа - единый Интернет портал, через который будут предоставляться все услуги [2, с. 18]. Подобный портал должен строить- а ся таким образом, чтобы быть в состоянии удовлетворить все потребности граждан: в информации, в услугах, ^ во взаимодействии. Более того, в процессе взаимодействия с правительством граждане не обязаны понимать ¿j его структуру, у них не должно быть необходимости переходить от одного окна к другому, от органа к органу, с одного уровня на другой. При организации такого обслуживания нельзя ограничиваться концепцией о «электронной приемной». Инфраструктура власти должна быть перестроена таким образом, чтобы обслужи- 9 вание граждан происходило быстрее и эффективнее, через единое представительство и упрощало работу с ^ гражданами. Например, в случае с налоговой декларацией это означает, что вся информация уже известная ¡2 государственным органам, должна быть заранее внесена в документ. о Для этого необходимо соблюдение другого ключевого условия - высокой степени интеграции и взаимо- ^ заменяемости. Это значит, что государственные органы должны быть интегрированы таким образом, чтобы ^ их информационные системы могли обмениваться информацией между собой, а вся информация была доступ- £ на из единой точки. Поэтому создание системы электронного правительства должно находиться в ведении $ единой организации. Этот принцип доказал свою эффективность в Канаде, Сингапуре и Австралии, именно он >s положен в основу концепции «электронного представителя» (eEnvoy) [2, с. 19] в Великобритании. g Успех электронного правительства невозможен без доверия граждан. Поэтому необходима надежная за- ф щита сетей, так как информация, циркулирующая между гражданами и правительством, носит личный или s конфиденциальный характер. Важной характеристикой электронного правительства является его абсолют- о ная доступность, что способствует и ликвидации «информационного неравенства». Таким образом, успешное q электронное правительство должно постепенно войти в повседневную жизнь граждан. ^

п

л ь о ш х

ч

а

г ш

о I-

00 □

ш

о

о

1—

ф

1—

^

0 а ф

со ^

1

>

0

1 I Ф со I—

О

а о

о

0

1_

0

1_

о <3

со О 1— О О о.

о ф

о ф

т

0

1

о о

Таким образом, анализируя мировой опыт создания электронного правительства, применительно к региону можно определить структуру электронного правительства, которая должна представлять собой комплекс интегрированных между собой 3-х базовых информационных подсистем: единый информационно-справочный портал органов государственной власти региона - единая точка доступа; единая информационно-аналитическая подсистема органов региональной государственной власти; подсистема межведомственного электронного документооборота органов государственной власти региона.

Архитектура электронного правительства приведена на рисунке 1.

Информационно-справочный портал должен формировать открытую и прозрачную информационную среду, которая состоит из информационных ресурсов, приложений и информационных систем органов исполнительной власти региона. В рамках реализации принципа «единого окна», портал концентрирует в себе все открытые информационные потоки органов исполнительной власти и предоставляет возможность населению и хозяйствующим субъектам получать государственные услуги в электронной форме. Одним из основных требований предъявляемых к данной информационной системе является возможность в реальном времени получить доступ посредством одного приложения к информационному пространству множества ведомств и организаций, при этом информация должна быть четко структурирована и организована должным образом. На рис. 2 представлена структура такого портала.

Создание электронного правительства в первую очередь обусловлено целями и задачами реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002-2010 годы» (далее - ФЦП Электронная Россия), проведения административной реформы, реализацией общей государственной политики в сфере информационных технологий и телекоммуникаций, а так же объективной необходимостью продиктованной современным уровнем развития общества в целом.

В России над проектом «Электронное правительство» работает несколько федеральных ведомств. В число разработчиков входят Аппарат Правительства РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство РФ по связи и информатизации, ФАПСИ. От Аппарата Правительства в работе над проектом принимают участие Департамент правительственной информации и Департамент культуры, образования и науки.

кты 6» с плитного коп пектин но го доступе

Муницилальниа овраэАплния

Органы гас ударсли ппй исполнительной власти

Рис. 1. Архитектура электронного правительства региона

Приоритететными задачами в отношении технологий «электронное правительства» в программе «Электронная Россия» являются повышение эффективности работы государственных органов и развитие демократии. Для решения этих задач предполагается: создание единой системы управления и передачи данных между государственными органами (10 млрд. руб.); обеспечение открытости власти (9 млрд. руб.); внедрение системы единого документооборота (6 млрд. руб.); разработка соответствующих законов (1 млрд. руб.).

Обработка запросов граж

Портал Инф°рмаци°нные ресурсы

Управление документами, делами, операциями

Хранилище данных, атлетический модулх

— 1 1 Интеграционный модуль *

Унаследованная система Унаследованная система

Рис. 2. Структурные элементы информационно-справочного портала электронного правительства

Указанные суммы, составляющие около трети бюджета всей программы, должны инвестироваться в течение девяти лет, что обеспечивает ежегодное финансирование в 6-8 раз ниже, чем в других странах. Так, в США ежегодно в развитие электронного правительства вкладывается более 10 млрд. долл., в Японии - 8 млрд. долл., а в Великобритании - 4 млрд. Долларов [1].

В настоящее время в рамках реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002 - 2010 годы» уделяется большое внимание вопросам «электронного правительства». В 2005 году в рамках ФАИП Минэкономразвития России было реализовано 21 региональный инвестиционный проект. Проекты касались закупки оборудования для создания системы персонального учета населения, тиражирования региональной информационно-аналитической системы, создание центров общественного доступа.

В августе 2007 года Правительство РФ одобрило разработанную Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации Концепцию формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года. В которой определяет основные приоритеты, направления и этапы формирования в Российской Федерации электронного правительства на период до 2010 года. В соответствии с Концепцией разработан и план мероприятий по ее реализации.

Основными приоритетными направлениями формирования электронного правительства названы: развитие Интернет-сайтов государственных органов; создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде; развитие ведомственных центров обработки телефонных обращений населения и организаций; создание единой системы информационно-справочной поддержки взаимодействия граждан с органами государственной власти; предоставление государственных услуг на основе многофункциональных центров; предоставление государственных услуг с использованием сети Интернет; создание единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия; развитие защищенной межведомственной системы электронного документооборота; внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности органов государственной власти; формирование необходимой нормативной правовой базы формирования электронного правительства.

Вместе с тем, результаты внедрения ИКТ в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам.

П

л ь о (О

X *

а

г

ш

^

о ь

00 □

ш

о

о

I—

ф

I—

^

0 а ф

со ^

1

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1 I Ф со I—

О

а о

о

0

1_

0

1_

о о

со

О

I—

О

о о.

о ф

о ф

т

0

1

о 0)

Практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены гражданином или организацией без непосредственного посещения государственного органа.

До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронном виде.

Действующие государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативной технической базы. Содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит к противоречивости данных, содержащихся в государственных информационных системах.

Использование недокументированных форматов данных, протоколов обмена, иных закрытых информационных технологий, отсутствие единых классификаторов, справочников и схем данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах и затрудняют доступ граждан и организаций к государственным информационным системам. Это снижает оперативность подготовки управленческих решений, совместимость информационных систем, что отрицательно сказывается на качестве государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.

Использование в деятельности органов государственной власти закрытых технологий, отсутствие единой государственной политики, опоры на идеологию открытых информационных систем (открытых стандартов) ведет к росту технологической зависимости ведомств от поставщиков средств ИКТ, снижает экономичес-^ кую эффективность создания и развития информационных систем, нарушает права граждан и организаций Ь на равный доступ к государственным информационным системам.

^ Регламенты работы органов государственной власти практически не поддерживают оперативное ин-X формационное обновление Интернет-сайтов. Сайты нередко не содержат сведения о порядке и условиях оказания услуг гражданам и организациям. Отсутствует доступный единый реестр государственных услуг с информацией об условиях их получения, а также общая информационно-справочная система по взаимодействию населения с органами власти. Гражданам и организациям не доступна открытая информация, содержащаяся в ведомственных базах данных. ^ Ведомственные Интернет-сайты практически не используются для поддержки предоставления гражданам I- государственных услуг. Не определены приоритеты перевода государственных услуг в электронный вид. Недо-00 статочными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа граждан к созданным О ими Интернет-сайтам и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания граждан. ¡=у В процессе формирования находится инфраструктура, обеспечивающая юридическую значимость, до-«а, стоверность и информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной

0 власти между собой, а также с гражданами и организациями в рамках предоставления государственных усей луг. Не обеспечено полномасштабное развертывание системы защищенного межведомственного электрон-ё ного документооборота между Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительс-о. тва Российской Федерации, федеральными и региональными органами государственной власти.

ЕЕ Ведется работа по внедрению технологий электронного правительства и в регионах ЮФО. В феврале 2007

1 года состоялось совещание Ассоциации экономического взаимодействия субъектов ЮФО «Северный Кавказ», ф Некоммерческого партнёрства "Электронный Юг России", Филиала Академии проблем безопасности, оборо-о ны и правопорядка по юФо, Совета по информационной безопасности и информатизации при полномочном

представителе Президента РФ в ЮФО по вопросам организации и методам обеспечения взаимодействия при реализации постановления Правительства РФ № 502 от 15 августа 2006 г. и построения регионального сего мента «Электронное Правительство» ЮФО.

з Главные обсуждаемые вопросы были связаны с введением системы «электронное правительство», как ^ эффективный инструмент поддержки принятия управленческих решений. В связи с этим, были приняты ре-

0 шения:

^ • продолжить взаимодействие межрегиональных ассоциаций с органами государственной власти, ^ • создать целостный тиражируемый проект, описывающий модель, этапы, механизмы построения ^ "электронного правительства"

§ • выработать политику привлечения внебюджетных источников и возвратных инвестиций £ • сформировать целевой частный капитал(«эндаумента»), направляемый на финансирование приори-£ тетных социальных задач по созданию равных информационных возможностей граждан в ЮФО. ^ В настоящее время проекты электронного правительства реализуются в рамках целевых программ в ре-

1 гионах ЮФО:

о Кабардино-Балкарская республика «Республиканская целевая программа "Создание автоматизиро-ш ванной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недви-'! жимости (2002 - 2007 годы)»;

о Республика Адыгея «Республиканская программа информатизации в Республике Адыгея на 2001-2011 ■т годы»;

Ц Республика северная Осетия (Алания) Республиканская программа «Развитие инфокоммуникацион-§ ных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания на 2002-2010 годы» («Электронная Осетия»); 9 ставропольский край Краевая целевая программа «Совершенствование управления финансово - бюд-О жетным комплексом на основе автоматизации казначейской системы исполнения бюджета Ставропольско-

г ш

го края на 2003-2005 годы. Краевая целевая программа «Информатизация органов исполнительной власти Ставропольского края на 2002-2005 годы» Краевая целевая программа «Основные направления информатизации системы здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования Ставропольского края на 2001-2003 годы»;

Волгоградская область - завершен первый этап создания комплексной информационной системы "Электронное правительство Волгоградской области" (КИС ЭПВО), создан макет, разработана проектная и нормативная документация проекта, рассчитанного до 2010 года;

Астраханская область отраслевая целевая программа «Информатизация Астраханской области в 2007 году».

В Волгоградской области выполняются областные целевые программы по реализации основных принципов электронного правительства. В сфере социальной защиты разработаны и внедрены программные комплексы "АРМ Льготы" и "АРМ Социальная помощь", обеспечивающие создание единой системы персонифицированного учета. На основе этих баз данных в управлении социальной защиты населения формируется областная база данных, что позволяет на основании сводных данных проводить анализ нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки и учет граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, учет льгот и льготных категорий граждан, учет потребности граждан в социальной поддержке.

За 2005-2006 гг. осуществлен переход предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг путем зачисления на персонифицированные социальные счета граждан в муниципальных образованиях области.

В целях обеспечения единого порядка регулирования отношений на территории Волгоградской области при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, совершенствования деятельности органов местного самоуправления в сфере размещения заказов и реализации Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с 01.01.2006 года введен в эксплуатацию официальный сайт "Государственный заказ Волгоградской области" (АИСГЗ ВО) http://www. gz-volga.ru/.

Работы по развитию функционала АИСГЗ ВО ведутся по следующим направлениям: внедрение полнофункционального юридически значимого документооборота между участниками АИСГЗ ВО с использованием электронной цифровой подписи; организация обмена данными между АИСГЗ ВО и другими информационными системами; внедрение системы на муниципальном уровне; внедрение дополнительных модулей в АИСГЗ ВО.

В феврале 2007 года Главой Администрации Волгоградской области утверждена Концепция информатизации (2007 - 2010 гг.), одним из этапов реализации которой является создание в регионе электронного правительства. К 2010 году планируется полностью завершить внедрение основных подсистем. Структура осуществляемого проекта приведена на рис. 3.

В соответствии с Концепцией информатизации разработана проектная документация для создание КИС «электронное правительство Волгоградской области». Проведено обследование всех структурных подразделений Администрации Волгоградской области и определены этапы и пилотные зоны внедрения подсистем «электронного правительства Волгоградской области»:

Электронное правительство

г

Составные элементы

Нормативно-правовое обеспечение функционирования

X

Информационно-

Информационно-справочный портал, региональная информационно-аналитическая система

Сеть управления и передачи данных

Электронные административные регламенты

Электронная цифровая подпись

И содержательная часть 1

1 Внутренний контур

Г

Внешний контур

Центр обработки данных

Рис. 3. Структура проекта «Электронное правительство», реализуемого в Волгоградской области

• Отдел писем и приема граждан аппарата Главы администрации Волгоградской области

• Отдел записи актов гражданского состояния аппарата Главы администрации Волгоградской области

П

л ь о (О

X *

а

г

ш

^

о ь

00 □

ш

о

о

I—

ф

I—

^

0 а ф

со ^

1

>

0

1 I Ф со I—

О

а о

о

0

1_

0

1_

о о

со

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I—

О

о о.

о ф

о ф

т

0

1

о 0)

• Управление службы занятости населения Администрации Волгоградской области

• Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области

Единый информационно-справочный портал органов исполнительной власти Волгоградской области, создание которого планируется начать в 2008 году, будет состоять из тематических разделов, основывающихся на основных направлениях деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области, сгруппированных по отраслевому признаку и ведомственной принадлежности.

Единая информационно-аналитическая система органов государственной власти Волгоградской области, создание которой так же планируется в рамках реализации проекта электронное правительство, будет обеспечивать возможность мониторинга, анализа и прогнозирования всех уровней социально-экономического развития Волгоградской области, моделирование путей повышения эффективности государственного управления. Кроме того, подсистема обеспечит доступ населения, хозяйствующих субъектов и органов государственной власти к информации о текущем состоянии социально-экономического развития Волгоградской области.

Несмотря на положительные результаты, достигнутые регионами ЮФО, дальнейшее развитие данного направления сдерживается рядом проблем, среди которых необходимо отметить следующие:

- отсутствие нормативной базы, регламентирующий электронный документооборот и транзакции в Интернете. Созданию интерактивных площадок для обращений граждан в государственные органы препятствуют на сегодняшний день непроработанность вопроса о статусе электронного письма, поскольку в Интернете оно, как правило, анонимно. Принятие закона об электронной цифровой подписи позволило снять ряд проблем в этой области, однако недоработанность этого правового акта не позволяет широко организовать такое взаимодействие;

^ - неравный доступ и получение информации, прежде всего из-за неразвитости инфраструктуры и вы-Ь сокой стоимости ИКТ-услуг в муниципальных образованиях, недостаточный уровень конкуренции

^ по предоставлению услуг по доступу к Интернет и использованию ИКТ. Решением в этом направле-

X нии могло бы стать создание большого количества пунктов общественного доступа к информаци-

онным ресурсам региона, которые могли бы быть созданы на базе библиотек, общественных приемных органов, общеобразовательных школ, пунктов связи, почты и телеграфа, особенно для сельских районов;

- неготовность граждан, отсутствие соответствующей компетенции, необеспеченность ИКТ-специа-листами на муниципальном уровне; отсутствие мероприятий по обучению населения базовым на-

Ь выкам использования ИКТ. Электронное правительство сегодня может стать важным фактором для

00 обеспечения свободного и равного доступа граждан к информационным ресурсам региона. В разви-

О тых странах вопрос информационного неравенства - это уже не только материальная проблема, но

¡=у и социальная. В настоящий момент реальной становится ситуация, когда человек имеет физическую

«а, и материальную возможность пользоваться Интернетом, но не делает этого из-за того, что не умеет

0 или не понимает, что это ему даст. Многим для того, чтобы начать пользоваться компьютером и Иней тернетом, необходимо преодолевать себя, приобретать новые знания и навыки, по-новому выстраи-ё вать логику общения, получения и обработки информации. Поэтому необходима пропаганда концеп-о. ции «электронного правительства», и презентация новейших технологий в области государственных ЕЕ Интернет-услуг;

1 - недостаточное количество интерактивных услуг (деятельность по предоставлению электронных ин-ф формационных ресурсов пользователям по их запросам или по соглашению сторон, требующая вза-о имный обмен информацией), отсутствие транзакционных услуг (полное осуществление услуги через

Интернет, требующее взаимный обмен информацией, проведения платежей или иных действий с при-ЕЕ менением электронной цифровой подписи), оказываемых государственными организациями населе-

о нию и предприятиям.

з Таким образом, успешное электронное правительство позволяет трансформировать внутренние и вне-^ шние отношения госорганизаций на основе использования возможностей Интернета, информационно-теле-о. коммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов.

Z

ш

о

0

1_

о о

со О

О

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбунов-Посадов М.М. Электронные государственные закупки / М.М. Горбунов-Посадов М., 2004 £ 2. Смит Б. Общество, основанное на знании: политика Европейского Союза. //Информационное общество. №4. 2002.

I 3. Benchmarking E-govemment: A Global Perspective - Assessing the Progress of the UN Member States. United о Nations Division for public Economics and Public Administration, American Society for Public Admistration, May 2002. Р 74.

s о

Ф

T

s

0

1

О О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.