Научная статья на тему 'Электронное правительство и социальная эффективность'

Электронное правительство и социальная эффективность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
142
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Федоренко Наталья Владимировна

Modern information and communication technologies raise the scientific level and quality of management systems, they ensure operative processing of the vast body of social information, a more effective interaction of the governmental bodies and population, institutes of civil society, and a permanent feedback. This enables creation of a modern and highly effective system of the state management a kind of "electronic government", which would be able to improve substantially the activities of the governmental bodies in all spheres of the national economy at the federal and regional levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Electronic government» and its social efficiency

Modern information and communication technologies raise the scientific level and quality of management systems, they ensure operative processing of the vast body of social information, a more effective interaction of the governmental bodies and population, institutes of civil society, and a permanent feedback. This enables creation of a modern and highly effective system of the state management a kind of "electronic government", which would be able to improve substantially the activities of the governmental bodies in all spheres of the national economy at the federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство и социальная эффективность»

НВ.федоренко

Электронное проВительстВо

и социальная эффективность

Современные информационные и телекоммуникационные технологии оказывают решающее воздействие на изменения, происходящие в социальной структуре общества, экономике, развитии институтов демократии. В связи с этим исследователи отмечают сегодня новый вектор трансформации общества — его «виртуализацию» (от фр. «virtual» — «возможный», «искусственно воссозданный», «потенциальный»), понимая под таковой переход основных видов деятельности в виртуальное пространство сети Интернет. Управление, по самой своей природе, имеет информационный характер, поскольку основывается на получении и качественной переработке информации. Повысить базовый научный уровень и качество самой управленческой системы можно с помощью освоения современных информационно-коммуникационных технологий (они предоставляют возможность обрабатывать огромные массивы социальной информации за непродолжительное количество времени) и создания на их основе единой общероссийской информационной инфраструктуры.

Интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодей-

ствие органов власти с населением и институтами гражданского общества, получили в современной литературе устойчивое наименование «электронного правительства» (е^оуегпшеП;). Оно рассматривается как единое социально ответственное и информационно открытое учреждение (институт) с постоянной обратной связью. С этой точки зрения вся система органов исполнительной власти выступает как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Деятельность правительства представляется достаточно открытой, информационно прозрачной и доступной для граждан. Особое внимание уделяется принципу обратной связи, скорости и качеству предоставления услуг, посредством широкого использования централизованных систем Интернета. В целом «электронное правительство» можно определить как специализированную комплексную структуру взаимодействия исполнительной власти с гражданами, обществом и бизнес-структурами посредством Интернета [1].

Вместе с тем, прямой перевод словосочетания «е^оуешшеП» не вполне раскрывает сущность данного явления. Точнее было бы говорить об электрон-

Н.ВФедоренко

ной инфраструктуре государственного и муниципального управления, включающей в себя технологии интернет-взаимодействия между органами власти, с одной стороны, и гражданами, институтами гражданского общества, бизнес-структурами и общественными объединениями, с другой [1].

Согласно определению российских официальных структур, под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов [2].

Процесс становления системы «электронного правительства» условно разделяется на три основные стадии -направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции». Публичность означает использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к интересующей их информации, исходящей от органов государственной власти и местного самоуправления. Участие подразумевает расширение возможностей граждан участвовать в управлении государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении цикла подготовки и принятия политических решений. Оно предполагает публикацию на соответствующих сайтах государственных и муниципальных структур контактных адресов электронной почты, а также расширение форм для обратной связи. Онлайн-тран-закции обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципаль-

ных учреждений через Интернет. Среди них оплата коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций и сбор налогов, регистрация общественных объединений, а в перспективе — предпринимателей без образования юридического лица, предприятий малого бизнеса и др. На этой стадии в результате постоянного интерактивного функционирования государственных порталов формируется «информационная экономика». Преимущества движения в данном направлении очевидны. Они обеспечивают, в частности, легко верифицируемую, строгую налоговую подотчетность путем введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и соответственно рост доверия граждан к институтам власти [3].

Электронное государственное управление охватывает сегодня все более широкий диапазон видов деятельности и действующих лиц. Одновременно выявляются три базовых, четко различающихся субъекта: госуправление-госуправление, госуправление-бизнес и госуправление-граждане [4]. При этом процессы управления или менеджмента высшего уровня будут находиться во взаимосвязи с управляющими информационными технологиями и экспертными системами по направлениям деятельности правительственных структур, а также общественными базами данных.

Электронный субъект управления — лицо, группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые функционально воздействуют на управляющую систему при посредстве информационно-коммуникационных средств в целях обеспечения ее действенности и движения к заданной искомой цели.

Электронный субъект управления в этом случае:

■ осуществляет управленческую и организационную работу;

■ принимает управленческое решение;

■ обеспечивает достижение поставленных целей.

Итак, электронное правительство — это:

■ система постоянного взаимодействия государства с гражданским обществом посредством передовых телекоммуникационных сетей;

■ система обмена электронными документами между населением и правительством;

■ система обеспечения гласности, управляемости и прозрачности деятельности местных и региональных властей;

■ система эффективного и современного государственного управления на основе инновационных моделей и методов электронных технологий;

■ электронная система мониторинга и поддержки принятия социальных решений;

■ сумма технологий, обеспечивающая эффективное функционирование всех ветвей и уровней власти на благо общества;

■ новая индустрия (софтономика), способная вывести страну на рубеж высокотехнологичных стран мира.

Для реорганизации системы государственного управления по типу «электронного правительства» необхо-

дим ряд условий и предпосылок. Это — наличие соответствующей политической воли властей; достаточный уровень «интернетизации» общества (не менее 30% самодеятельного населения страны и большинства государственных институтов); разработка рациональной, реализуемой концепции новых управленческих структур и создание соответствующих информационно-технологических форм (документы, подписи, банки данных и др.), финансового обеспечения, подготовки новых кадров для данного правительства. Не менее важен учет сложнейших социальных и административно-правовых проблем, возникающих при внедрении новых электронно-организационных управленческих моделей, социокультурных традиций, особенностей национальной бюрократии и т.д., а, следовательно, и преодоление узкотехнологических подходов к их формированию и деятельности. Не исключена, безусловно, опасность их использования в корпоративных и антиобщественных целях [1]. Однако главное, что возрастающая адаптивность структуры управления оптимизируется за счет использования инновационных приемов управленческой деятельности в области микроэргономики.

Электронное правительство позволяет существенно повысить эффективность правительственной деятельности и всех отраслей народного хозяйства на федеральном и региональном уровнях.

Литература

1. Ирхин Ю.В. Электронное правительство» и общество: мировые реалии и Россия (сравнительный анализ) // Социс. 2006. № 1.

2. Ы1р://ги^ШреШа.о^

3. Демпси Дж. Электронное правитель-

ство и его выгоды для широких масс // Государственное управление в переходных экономиках. 2003. № 1.

4. Федеральная целевая программа «Электронная Россия». http://www.it-gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.