Научная статья на тему 'Электронное правительство и гражданин: особенности взаимодействия'

Электронное правительство и гражданин: особенности взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
879
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГРАЖДАНИН / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плято Станислав Станиславович

В статье рассматриваются особенности развития в РФ "электронного правительства", проанализировано взаимодействие граждан и власти посредством применения информационных технологий. Приведены результаты авторского исследования интернет-ресурсов органов власти, а также рассмотрен ряд проблем, препятствующих реализации "электронного правительства".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство и гражданин: особенности взаимодействия»

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 4

незавершаемый в принципе. Модернизация может пониматься либо как быстрое и качественное изменение институтов, ценностей, либо как длительная последовательность различных исторических этапов, необходимых для преобразования всего социального организма.

Политическая модернизация современного российского общества представляет собой совокупность важнейших процессов качественного преобразования политической системы, в результате которого эта система переходит на новый, качественно более сложный этап развития, определенную роль в котором играют информационно-коммуникационные технологии.

Примечания

1 [Электронный ресурс]. URL: http: //www.kremlin.ru/ (дата обращения: 09.09.10).

2 См.: Политические коммуникации / Под ред. проф. А.И. Соловьёва. М., 2004.

удк 316.75:32

электронное правительство и г1 особенности взаимодействия

С.С. Плято

Саратовский государственный социально-экономический университет E-mail: Codessp@rambler.ru

в статье рассматриваются особенности развития в рф «электронного правительства», проанализировано взаимодействие граждан и власти посредством применения информационных технологий. Приведены результаты авторского исследования интернет-ресурсов органов власти, а также рассмотрен ряд проблем, препятствующих реализации «электронного правительства». Ключевые слова: электронное правительство, гражданин, информационные ресурсы.

Electronic Government and Citizen: Features of Interaction s.s. Pliato

The article discusses the features of development in the Russian Federation «electronic government», analyzed the interaction of citizens and government through the application of information technology. The results of original research Internet resources authorities, and also reviewed a number of problems impeding the implementation of «electronic government».

Key words: electronic government, citizen, information resources.

Идея создания «электронного правительства» не нова. Так, страны - лидеры по развитию демократических институтов власти имеют богатый опыт его реализации. В силу наметившейся тенденции совершенствования институтов власти в нашей стране на основе внедрения концепции

3 См.: Грачёв Г. В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях // Полис. 2000. № 3. С. 15.

4 См.: Стратегия развития информационного общества: Указ Президента Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212 // Рос. газ. 2008. № 34; План реализации Стратегии развития информационного общества до 2011 года: решение заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 13.02.2010 № Пр-357. [Электронный ресурс]. URL: http://www.infosovet. ru/actioplan (дата обращения: 09.09.10).

5 См.: Теория и политика инновационного развития и инновации в политике. Круглый стол журнала «Полис» и ИС РАН // Полис. 2010. № 2. С. 128-145; Семенен-ко И.С. Повестка дня российской модернизации: об акторах, уровнях и механизмах модернизационного проекта // Модернизация, авторитаризм и демократия: Сб. материалов конф. ИМЭМО РАН. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.imemo.ru/ (дата обращения: 29.03.10).

«электронного правительства» следует отметить, что она затрагивает интересы всего общества.

Для граждан интернет-порталы и сайты органов государственной власти в первую очередь являются единым источником актуальной, полной, непротиворечивой и точной информации о государственных услугах, а также возможностью получения государственных услуг по принципу «одного окна».

Для бизнес-структур это - прозрачная система государственных закупок, широкий доступ к необходимым нормативным актам, а также механизм взаимодействия бизнеса и государства, который, как и для простых граждан, влечет за собою уменьшение затрачиваемого времени для получения необходимых государственных услуг.

Для органов власти это - фактор совершенствования системы управления в области результативности и эффективности предоставления государственных услуг, а также механизм организации межведомственного взаимодействия и наиболее эффективного использования информационного ресурса.

Таким образом, целью проекта создания системы порталов государственных услуг являются повышение информационной открытости и прозрачности деятельности органов государ-

© С.С. Плято, 2010

С.С. Плято. Электронное правительство и гражданин: особенности взаимодействия

ственной и муниципальной власти; большая осведомленность граждан и организаций об оказываемых услугах и исполняемых функциях органов власти; удобство и комфорт; повышение эффективности межведомственного информационного обмена и взаимодействия при обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти и предоставлении государственных и муниципальных услуг; снижение финансовых и временных затрат при получении государственных и муниципальных услуг.

Следует отметить тот факт, что интернет-порталы органов власти рассматриваются только на федеральном и региональном уровне, тем самым исключая из поля зрения первичный для граждан муниципальный уровень. Однако не согласимся с мнением авторов концепции1. Региональные порталы, являясь лишь промежуточным звеном, отражающим информацию и оказывающим государственные услуги на уровне региона или области, должны содержать ссылки на следующее звено цепочки. На этом, самом низшем уровне системы, который затрагивает муниципальные и районные органы власти, размещается основной массив информации, напрямую касающейся жизнедеятельности гражданина, начиная от районной администрации и заканчивая информационными ресурсами размещенных в районе медицинских и общеобразовательных учреждений.

Главным препятствием на пути развития проекта «Электронное правительство» в России на сегодняшний день является неподготовленность соответствующей законодательной базы. Существующие бюрократические процедуры не могут быть перенесены в качестве основы для «электронной бюрократии». Даже если предположить возможность полностью внедрить существующую бюрократическую логику в электронный вид, то это мало повысило бы эффективность государственного управления. Это наглядно продемонстрировал опыт Великобритании, где основные бюрократические процедуры были перенесены в электронный вид, что не привело к повышению эффективности. Поэтому одна из важных задач сегодня - пересмотр логики внутригосударственных транзакций для реального упрощения и оптимизации бюрократических процедур.

Для анализа эффективности работы интернет-ресурсов органов муниципальной власти региона Нижнего Поволжья, а также информационной наполненности автором было проведено их исследование.

В большинстве случаев получение данных о доступности информации на сайтах органов власти основывается на интернет-серфинге, то есть непосредственном изучении состава открытых информационных ресурсов, за поддержку которых отвечают соответствующие органы власти.

К настоящему времени оценка информационной наполненности интернет-сайтов российских органов власти проводилась неоднократно. Был реализован комплекс исследований, направленных как на изучение отдельных интернет-ресурсов органов власти, так и на выяснение целостного положения дел в данном направлении.

Однако из поля зрения исследователей выпадает целый пласт информационных ресурсов, созданных на муниципальном уровне. Следует отметить, что интернет-сайты муниципальных органов власти существуют и довольно активно развиваются. Размещаемые же на них данные также нуждаются в оценке и активном стимулировании дальнейшей разработки интернет-сайтов. С целью их изучения автором было проведено исследование.

В качестве административно-территориальной базы для оценки информационной наполненности муниципальных сайтов органов власти нами изучен регион Нижнего Поволжья, включающий Саратовскую, Волгоградскую, Астраханскую области и Республику Калмыкия.

Выборка составила 15% от генеральной совокупности по каждой области региона Нижнего Поволжья.

Основные направления оценки - определение полноты размещаемой информации, работа с обращениями граждан, наличие базовых электронных услуг.

Рассматривая современную тенденцию предоставления информации о деятельности государственных органов власти, а также услуг в электронном виде с возможностью удаленного их получения для граждан посредством создания для этих целей интернет-порталов, следует выделить ряд проблем по отмеченным ранее оцениваемым направлениям, без решения которых невозможно функционирование развивающегося «электронного правительства» в России.

Значительной проблемой, по мнению автора, является отсутствие должного внимания к наполняемости информационных ресурсов, созданных в рамках реализации концепции «электронного правительства».

Данный вывод был получен в ходе проведенного исследования наполненности интернет-ресурсов муниципальных образований региона Нижнего Поволжья. Информация, представленная на них, не соответствует в полной мере требованиям по раскрытию информации, обозначенным в постановлении правительства «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»2.

Не менее значимая проблема официальных сайтов во всем регионе Нижнего Поволжья была выявлена в сфере работы с обращениями граждан. Можно констатировать, что работа с обращениями граждан в орган власти с по-

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 4

следующим размещением результатов их рассмотрения на официальных сайтах не ведется, что, в свою очередь, наглядно показывает закрытость существующей структуры власти, несмотря на все усилия сделать ее максимально прозрачной. Обратная связь со стороны «гражданин->власть->гражданин» не работает. Это подтверждается еще и тем, что на сайтах не размещается информация о подразделениях по работе с обращениями граждан, не обозначены ни телефоны, ни электронная почта для работы с гражданами, а также не прописан порядок работы с обращениями.

Концепция «электронного правительства» тесно связана с предоставлением услуг гражданам в электронном виде. Однако в реальности фиксируется факт отсутствия на сайтах простых форм заявлений, с которыми гражданин мог бы обратиться в орган власти, а также перечня исполняемых им функций, информационных ресурсов и услуг, предоставляемых гражданам и организациям. Такое положение дел вызывает сомнение в проработанности механизмов концепции и ее направленности на совершенствование государственного аппарата и облегчение получения предоставляемых гражданам услуг.

Следует отметить, что наличие образцов форм заявлений на сайте позволило бы оптимизировать процесс приема граждан, снизить время ожидания в очереди, поскольку граждане имели бы возможность заполнить все необходимые формы дома, а также принести полный комплект документов согласно перечню, размещенному на сайте, который необходим для решения возникших у граждан затруднений.

Наиболее заполняемым разделом официальных сайтов муниципальных образований стал информационный блок о тендерах и конкурсах, проводимых органом власти. Так, в подавляющем большинстве случаев на сайтах размещается информация об условиях проведения тендеров и конкурсов, а также порядок участия в них физических и юридических лиц. Данное положение дел не удивительно, поскольку, согласно принятому закону о порядке проведения тендеров и конкурсов в организациях, информация о них должна размещаться на информационных ресурсах для всеобщего обозрения, в том числе и на официальных сайтах.

Возможность получения базовых электронных услуг полностью не реализована на официальных сайтах муниципальных образований региона Нижнего Поволжья. Фиксируется отсутствие даже обычной процедуры персонализации на официальном сайте посредством прохождения регистрации.

Отсутствие развития данного направление можно лишь отчасти отнести к «минусам», поскольку оно является непосредственным продолжением развития и использования гражданами электронной цифровой подписи и применения

104

интерактивных форм документов в государственных и муниципальных органах власти.

В силу отсутствия реализации использования электронной цифровой подписи становится невозможным заполнять и отправлять интерактивные формы документов. Правда, данный факт вряд ли сильно скажется на заполнении и отправлении интерактивных форм документов, поскольку они также не реализованы на официальных сайтах муниципальных образований.

Отсутствие перечня электронных услуг также является подтверждением существенного пробела в данном направлении.

Возможность оплатить государственную пошлину или налог посредством использования электронных платежей также не реализована.

Таким образом, можно констатировать, что для граждан внедрение «электронного правительства» является мифической химерой, как отметил президент РФ Д.А. Медведев в своем выступлении на заседании Совета по информационным технологиям3.

Подобный вывод был сделан из-за отсутствия значительных прорывов в области создания «электронного правительства» и облегчения для граждан взаимодействия с властью при получении услуг в электронном виде. Информация, размещаемая на сайтах органов государственной и муниципальной власти, зачастую противоречива при использовании ее в реальности в силу ее устаревания. Более того, работа по информированию граждан об опасностях в результате возможных чрезвычайных ситуаций, информация

0 которых должна присутствовать на сайтах, полностью отсутствует.

Активный перенос государственных услуг в сеть Интернет, предоставление доступа к различной государственной информации порождают ряд организационно-технических вопросов, связанных с тем, какую информацию необходимо выкладывать на информационных ресурсах сети, чтобы не нанести вреда государству, коммерческим структурам и гражданину.

С учетом повышенной актуальности внедрения технологий электронного государственного управления, о чем неоднократно говорилось в выступлениях президента РФ Д.А. Медведева, ныне особое внимание необходимо уделить сохранности критически важной информации4, сопряженной с массовым внедрением механизма электронной цифровой подписи (ЭЦП). Без широкого распространения ЭЦП идея электронных государственных услуг не только теряет свой смысл, но и потенциально опасна с точки зрения сохранности, достоверности передаваемых данных и адресности оказания услуг гражданам.

Примечания

1 См.: Постановление Правительства РФ «Концепция единой системы информационно-справочной поддерж-

Научный отдел

С.С. Плято. Электронное правительство и гражданин: особенности взаимодействия

ки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» от 15.06.2009 № 478. [Электронный ресурс]. URL: www.base.consul-tant.ru (дата обращения: 10.10.10).

2 Постановления Правительства «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов ис-

полнительной власти» № 98 от 12 февраля 2003 г. [Электронный ресурс]. URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 10.10.10).

3 Интернет-сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL: www.kremlin.ru (дата обращения: 10.10.10).

4 Плято С. С. Сохранность критически важной информации и обеспечение открытости власти // Вестн. ПАГС. Саратов, 2010. № 1(22).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.