Электронное портфолио для программы "Русский язык
2016-2020"
Матухин Павел Гранитович старший преподаватель, федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего образования "Российский университет дружбы народов"
(915) 017-23-35 [email protected]
Галкина Александра Ивановна старший научный сотрудник, федеральное государственное бюджетное научное
учреждение
"Институт управления образованием Российской академии образования" (495) 625-20-24, (915) 285-74-64 ааМпаЗ @уаМех. ги
Грачева Ольга Алексеевна к.филологич.н., доцент, федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего образования "Российский университет дружбы народов"
(916) 588-63-07 оаага@оШа11. ги
Комиссарова Наталья Валерьевна к. филологич. н., доцент, федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего образования, "Московский государственный университет управления" (915)086-96-55 па!аКе [email protected]
Запорожец Валентина Васильевна ст.преподаватель, федеральное государственное бюджетное учреждение высшего
образования "Российский университет дружбы народов" (915) 177-61-76 [email protected]
Салтыкова Ольга Владимировна руководитель проекта, общество с ограниченной ответственностью, «ВЕРКОНТ-сервис» [email protected]
Аннотация
Приведен обзор ряда основных результатов статистической обработки объемного комплекта информационных продуктов (ИП) образовательного назначения, созданных в ходе выполнения ФЦП «Русский язык 2016-2020». Комплект включает 190 ИП, представленных на интернет-ресурсах ОФЭРНИО, АПКиПРО, Российский образовательный портал «Совершенствование условий образования на русском языке в иностранных государствах», Youtube и др. В состав комплекта входят конспекты лекций,
презентации, видеозаписи, тезисы, доклады, статьи и т.п. Методика статистической обработки основана на технологии анализа рефлексивного портфолио разработчиков, в данном случае коллектива авторов. Приведены интегральные и структурные показатели, характеризующие состав авторского коллектива и языков публикации. Предложено пополнение набора исходных данных ИП публикациями, не входящими в БД РТО ОФЭРНИО, но размещаемыми фондом на своем портале, а также сторонними при помощи дополнительной утилиты. Показана возможность дополнения базовой методики рядом показателей. Сделаны выводы об универсальности и высокой эффективности программы collector_stat как основы для анализа массивов разнообразных электронных ИП, публикаций и документов разных типов. The paper presents the review of a number of the main results of statistical processing of a large set of information products (IP) for educational purposes created in the course of implementation of the FP "Russian 2016-2020". The kit includes 190 IP, presented on the Internet resources of OFERNIO, APKPRO, Russian educational portal "Improving the conditions of education in Russian in foreign countries", Youtube, etc. The kit includes lecture notes, presentations, videos, abstracts, reports, articles, etc. The technique is based on the analysis of the developer's reflective portfolio. Given are the integral and structural parameters characterizing the group of authors and languages of publication. It is proposed to replenish the IP source data set with publications not included in the OFERNIO database, but placed by the Fund on its portal, as well as third parties with the help of an additional utility. The possibility of adding a number of indicators to the basic algorithm is shown. The results given confirm suggestions about the universality and high efficiency of the collector_stat program as a tool for analyzing a variety of electronic IP arrays, publications and documents of different types.
Ключевые слова
электронные образовательные ресурсы, портфолио, результативность, рефлексия, анализ, структура, авторы, языки, публикации, РКИ electronic educational resources, portfolio, performance, reflection, analysis, structure, authors, languages, publications, RFL
Введение
В качестве исходных данных для исследования взята выборка публикаций набора информационных продуктов (ИП) образовательного назначения. по ряду подпрограмм ФЦП «Русский язык 2016-2020» этапа 2017 года. Это направления
• «Повышение квалификации региональных тьюторов по вопросам обеспечения качества преподавания русского языка как родного, неродного, иностранного»
• «Создание и организация деятельности центров приема ЕГЭ и подготовки к тестированию по русскому языку»
• «Организационно-методическое обеспечение обучения иностранных граждан русскому языку как иностранному (на получение сертификата уровня А1-В2)».
Анализируемые материалы включают выборку из базы данных ОФЭРНИО, дополненную при помощи специальной утилиты полным комплектом, размещенным на портале ОФЭРНИО и сторонними публикациями. Объем составляет 190 единиц результатов интеллектуальной деятельности. Для анализа использована система coИector_stat v 1.0. Проведен анализ блока выходных данных АВТОРЫ по структуре коллектива и языкам публикации. Анализ выполнен с применением опций системы и
дополнительных модулей обработки. Построены таблицы, диаграммы, сделаны выводы.
Объект, предмет, методы и цель научного исследования
Объектом данного исследования являются преподаватели университетов и другие авторы - разработчики произведений науки в форме электронных образовательных ресурсов.
Предметом исследования являются электронные образовательные ресурсы, разработанные в 2017 г. в рамках ФЦП «Русский язык 2016-2020».
Методы исследования - поиск, группировка, совокупность базовых методов статистического анализа.
Цель исследования - формирование и совершенствование комплекса показателей, характеризующих структуру авторского коллектива и языков ИП, совершенствование инструментария анализа результатов интеллектуальной деятельности в сфере образования посредством построения и изучения рефлексивного портфолио научно-педагогических работников университета.
Выборка публикаций для анализа рефлексивного портфолио группы авторов-разработчиков сформирована средствами базы данных ОФЭРНИО. Информационные продукты, созданные в процессе реализации мероприятий по указанным направлениям, отличаются четко очерченной согласованной тематикой, структурированностью, единством целей и задач, а также и целевой аудитории. Одновременно, было определено, что содержание и формы представления материала могут выбираться авторами без ограничений. Существенно, что основным рабочим форматом ИП была определена видеолекция, допускающая размещение на портале СДО и просмотр в удаленном режиме. Такое решение обусловлено требованием обеспечить доступность записей участникам дистанционных форм обучения. Разработки включали в себя электронный конспект лекции, презентацию и список контрольных вопросов. Всего было подготовлено и размещено на сайте СДО более 15 комплектов ИП.
Все разработки представляют собой авторские материалы преподавателей. Они воплощают в себе результаты многолетней практики и абсолютно оригинальны. Поэтому по согласованию с заказчиком параллельно с подготовкой комплектов была проведена их регистрация в ОФЭРНИО. Часть регистрировалась от имени авторов, основное число - от имени компаний, организовывавших подготовку и проведение обучения. Именно такая схема, основой которой является высокая оперативность аппарата ОФЭРНИО в части выполнения всего комплекса операций по регистрации и гибкость в отношении спектра правообладателей, позволила проводить оформление авторских прав по факту подготовки ИП, фактически в режиме реального времени в масштабе реализации программ повышения квалификации тьюторов, преподавателей русского языка как неродного/иностранного, сотрудников РЦНК за рубежом. А архивация в БД фонда дала возможность в последствии использовать их для подготовки тезисов и докладов на конференциях а также статей в научные журналы. Накопление РИД группы авторов по данной тематике позволяет провести их анализ, пользуясь возможностями разработанной сотрудниками ОФЭРНИО системы coИector_stat [1].
Отличительной чертой данного исследования, по сравнению с работой [2], является применение системы для анализа расширенного набора данных. Проведено дополнение списка публикаций, полученных по запросу БД. В него включены практически все ИП, созданные коллективом авторов-разработчиков в ходе выполнения проекта, и размещенные в открытом доступе на различных интернет-ресурсах [3]. Для формирования полного списка всех форм публикаций по результатам
зарегистрированных разработок, которые ОФЭРНИО размещает на различных страницах своего портала, была разработана специальная утилита, позволяющая формировать библиографические ссылки в соответствии с ГОСТ Р 7.05 2008. Исходными данными для данной утилиты служит строка базы данных ОФЭРНИО, автоматически генерируемая в составе пакета документов, подаваемых на регистрацию, при помощи программы Reg_OFERNIO. Настройки рабочего листа EXCEL утилиты позволяют сформировать библиографические ссылки на все восемь публикаций. Применение утилиты позволило получить наиболее полный список работ, значительно расширенный по сравнению с базовым контентом, включающим в себя только по 1 ссылке на разработку. Примером являются сгенерированные утилитой ссылки по одной из разработок, приведенные в списке литературы [6 - 11]. Важно, что таким образом было пополнено рефлексивное портфолио коллектива авторов ИП публикациями ОФЭРНИО не только на русском, но и на английском языке. Информация об англоязычных публикациях никак не отражалась в исходной версии выборки, что значительно сужало сектор обзора рефлексивного портфолио разработчиков.
В дополнение к расширенному списку публикаций фонда, был включен в список анализируемых и ряд сторонних публикаций - материалы сайта СДО rus.study, тезисы и доклады на семинарах и конференциях, журнальные статьи по теме проекта ФЦП «Русский язык 2016-2020».
Кроме более полного представления контента портфолио проекта, ставилась задача определить, насколько система стыкуется по входным данным с внешними источниками. Т.е. возможно ли в принципе использовать ее для работы с расширенным списком, а также - насколько трудоемким окажется процесс пополнения.
Следует уточнить, что далее в данной работе приводится лишь часть показателей, рассчитанных программой, а также вычисленных дополнительно по результатам анализа расширенной выдачи. Это относится к первой части выходных данных, размещаемых программой в блоке АВТОРЫ. Целью анализа является исследование распределения авторского коллектива по функциональным характеристикам и языковых характеристик пакета ИП. Далее приводится обзор полученных результатов обработки массива АВТОРЫ рефлексивного портфолио коллектива авторов-разработчиков ИП ряда подпрограмм ФЦП «Русский язык 20162020».
Результаты
Первой характеристикой расширенного при помощи разработанной утилиты базового портфолио является конфигурация коллектива преподавателей, выступивших в качестве участников проекта. Кроме состава авторов, система автоматически формирует и таблицу с указанием количества работ, выполненных с участием каждого из них (см. Таблица 1)
Исходный Список авторов и число публикаций
Таблица 1.
Авторы Кол. Авторы Кол.
1. Грачева О.А. 133 31. Popova N.A. 4
2. Матухин П.Г. 131 32. Popova V.A. 4
3. Салтыкова О.В. 126 33. Ryzhova T.A. 4
4. Запорожец В.В. 38 34. Matukhin P.G. 3
5. Исаева И.Э. 29 35. Запорожец В.В. 3
6. Попова В.А. 29 36. Isaeva E.I. 2
7. Попова Н.А. 29 37. Isayeva I.E. 2
8. Рыжова Т.А. 29 38. Koncheva A.V. 2
9. Тугой И.А. 21 39. Koncheva V.A. 2
10. Матухин П.Г. 19 40. Panova A.V. 2
11. Комиссарова Н.В. 16 41. Tugoy B.A. 2
12. Matukhin P.G. 15 42. Грачёва О.А. 2
13. Saltykova O.V. 15 43. Ismailova Kh.E. 2
14. Кончева В.А. 15 44. Tugoy A.I. 2
15. Лагуткина М.Д. 15 45. Vilka Ch-M.B. 2
16. Малаховская В.В. 15 46. Матухин П.Г 2
17. Вилка Ч-М.Б. 14 47. Провоторова Е.А. 2
18. Исмаилова Х.Э. 14 48. Saltykova O.V. 1
19. Кончева В.А. 14 49. Грачева О.А. 1
20. Лагуткина М.Д. 14 50. Грачёва О.А. 1
21. Малаховская В.В. 14 51. Запорожец В.В. 1
22. Панова А.В. 14 52. Исмаилова Х.Э. 1
23. Тугой А.И. 14 53. Матухин П.Г. 1
24. Грачёва О.А. 13 54. Чарторийский В.М. 1
25. Gracheva O.A. 9 55. Чарторийский В.М. 1
26. Gracheva O.A. 7 56. Komissarova N.V. 1
27. Матухин П.Г. 6 57. Tugoy I.A. 1
28. Zaporozhets V.V. 5 58. Грачёва О.А. 1
29. Lagutkina M.D. 4 59. Исмаилова Х.Э 1
30. Malakhovskaya V.V. 4 60. Копылова А.А. 1
Анализируя результат автоматической выдачи листа программы соИесЮ^Ш АВТОРЫ можно видеть, что все участники проекта перечислены в таблице. Одновременно наблюдаются повторные включения, обусловленные не только тем, что мы анализируем и русско- и англоязычные работы. Часть повторов связана с тем, что система считает разными одни и те же фамилии, написанные через е и ё. Также обнаруживаются ошибки в написании фамилий, инициалов разработчиков, которые были допущены при подготовке регистраций и должны быть исправлены. Более существенно, что разными система считает и строки, имеющие разное число пробелов. Таким образом, таблица АВТОРЫ содержит 60 позиций и явно требует некоторой дополнительной обработки. Важным ее достоинством можно считать то, что она является полной, никто из команды при извлечении информации из БД не оказался потерянным.
Необработанный вариант Табл.1 не дает возможности адекватно оценить количество участников проекта, но позволяет вычислить интересный интегральный показатель, характеризующий валовый объем ИП. Суммируя данные столбцов с указанием подсчитанного числа работ, можно получить величину Т=876, которую предлагается условно назвать «Общее число авторских позиций». Эта величина важна и сама по себе, и как исходная для вычисления более информативного показателя.
Таблица 2.
Авторы и информационные продукты
№ Авторы Группа Все Рус. Англ.
1 Вилка Ч-М.Б. Преподаватель 16 14 2
2 Грачева О.А. Преподаватель РКИ 167 151 16
3 Запорожец В.В. Преподаватель 47 42 5
4 Исаева И.Э. Преподаватель 33 29 4
5 Исмаилова Х.Э. Преподаватель РКИ 18 16 2
6 Комиссарова Н.В. Преподаватель ИЯ 17 16 1
7 Кончева В.А. Преподаватель 33 29 4
8 Копылова А.А. Преподаватель РКИ 1 0 1
9 Лагуткина М.Д. Преподаватель ИЯ 33 29 4
10 Малаховская В.В. Преподаватель 33 29 4
11 Матухин П.Г. Преподаватель 177 159 18
12 Панова А.В. Администратор 16 14 2
13 Попова В.А. Преподаватель 33 29 4
14 Попова Н.А. Преподаватель 33 29 4
15 Провоторова Е.А. Преподаватель ИЯ 2 2 0
16 Рыжова Т.А. Преподаватель 33 29 4
17 Салтыкова О.В. Администратор 142 126 16
18 Тугой И.А. Администратор 40 35 5
19 Чарторийский В.М. Преподаватель РКИ 2 2 0
ВСЕГО 876 780 96
Таким показателем является среднее число публикаций на 1 автора списка. Для его вычисления список приведен в уникализированную форму, т.е. устранены вариации фамилий. Это позволило установить, что всего в подготовке ИП проекта приняли участие N=19 человек. Для дальнейшего анализа уточнены специализации каждого участника. А также было подсчитано количество ИП, в разработке которых каждый автор принял участие по трем категриям - Всего, Публикации на русском языке, Публикации на английском языке (см. Таблица 2 .).
Распределение ИП по авторам и языкам
0 20 40 60 80 100 120 140 160 180
рус./англ.
Матухин П.Г. Салтыкова О.В. Тугой И.А. Кончева В.А. Малаховская В.В. Попова Н.А. Исмаилова Х.Э. Вилка Ч-М.Б. Провоторова Е.А. Копылова А.А.
Все Рус. Англ.
Рис. 1. Диаграмма Авторы-ИП (Всего, Рус.яз, Англ.яз)
Наглядно данные таблицы показаны на Рис.1. Для удобства восприятия проведена сортировка списка авторов по количеству ИП, в разработке которых они участвовали.
Описанный выше подход к расчету интегральных и удельных показателей применялся для анализа отдельных секторов совокупности ИП. Так, исследуя структуру пакета ИП по языку исполнения, было определенено, что из общего количества, равного 876 работ, на русском языке выполнено 781 работа, авторами которых стали все 19 участников, на английском - 16 участников выполнили 95 работ. Отношение числа ИП Т и авторов N показывает, сколько публикаций в среднем приходится на каждого участника. В рассматриваемом случае оно равно 46,1 для общего числа работ, 41,1 для работ на русском и 5,6 на английском языках (Таблица 3).
Таблица 3.
Языковая структура комплекта ИП
Язык ИП Авторы Ср. ч-ло ИП
Русский 781 19 41,1
Английский 95 16 5,9
ВСЕГО 876 19 46,1
После определения интегральных показателей, были исследованы частные характеристики пакета. В первую очередь интерес представляло распределение ИП по категориям авторов и языкам. Данные, полученные при помощи соПеСо^Ш V. 1.0, позволяют, в дополнение к расчету интегральных показателей комплекта, вычислить и ряд частных коэффициентов, характеризующих структуру набора ИП по отношению к составу авторской группы и языкам работ. Функционально участники проекта подразделяются на администраторов и преподавателей. В число администраторов
входят участники, осуществляющие целеполагание, постановку задач, общее управление проектом и его финансирование. Всего чистым администрированием занималось 3 человека. Группа преподавателей, включающая 16 участников проекта, разделена нами на 3 подгруппы. Это собственно преподаватели РКИ - 4 чел, преподаватели языковых дисциплин - 3 чел. и преподаватели других предметов, длительное время работающие с иностранными студентами - 9 чел. Численный состав подгрупп и доля каждой подгруппы в общем числе содержит Таблица 4 (блок Авторы).
Таблица 4.
Функционально-языковая структура пакета ИП._
Авторы Все публ. Публ.на рус.яз. Публ.на англ.яз.
« « «
Н § Н § ч <ц Н § ч <Ц Н § ч <и
О О « О
Администратор 3 16% 198 23% 66,0 175 22% 58,3 23 24% 7,7
Препод. РКИ 4 21% 188 21% 47,0 169 22% 42,3 19 20% 4,8
Препод. ИЯ 3 16% 52 6% 17,3 47 6% 15,7 5 5% 1,7
Преподаватель 9 47% 438 50% 48,7 389 50% 43,2 49 51% 5,4
Все преподав. 16 84% 678 77% 42,4 605 78% 37,8 73 76% 4,6
ВСЕГО 19 100% 876 100% 46,1 780 100% 41,1 96 100% 5,1
Структура группы авторов
3_^ 9
■ Администратор
■ Преподаватель РКИ
■ Преподаватель ИЯ
Рис. 2. Структура группы авторов Рис. 3. Структура пакета ИП по языкам
Структура комплекта ИП
по подгруппам авторов
198
■ Администратор
■ Преподаватель РКИ
■ Преподаватель ИЯ
700 600 500 400 300 200 100 0
Структура комплекта ИП
по языкам и полнениАдминис
— тратор
дгруппам
Препода
участников
РЯТРПк
и
43
РКИ
Препода вател ь ИЯ
70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
Среднее число ИП на 1 автора
66 0поя3ыдмми СГратор
)д| рурппрааматель РКИ
>,1 ■ Преподаватель ИЯ ,1
Рис. 4. Структура комплекта ИП по языкам и подгруппам авторов
Рис. 5. Среднее число ИП на одного автора
Рис. 2 и Рис. 3 позволяют сравнить структуру авторского коллектива и структуру комплекта ИП относительно групп участников. Сравнение показывает, что эти структуры близки по пропорциям. Это свидетельствует о том, что при публикации ИП все участники проекта пользовались равными правами авторства на разработки.
Данные листа АВТОРЫ, обработку которых содержит Таблица 4, позволяют провести детальное исследование структуры всего массива ИП. На диаграмме ниже (см. Рис. 4 ) видно, что основное количество авторских позиций приходится на группу преподавателей общих дисциплин. Это объясняется как тем, что они принимали участие в проекте как самая многочисленная категория, так и их активной работой по подготовке широкого спектра ИП. На втором месте находятся преподаватели РКИ и администраторы. Данные категории активно участвовали в подготовке ИП, но общее число этих групп исполнителей намного меньше общего численности первой группы, что и привело к отражению количественного веса группы в общем числе работ.
Более информативным показателем публикационной активности участников является среднее число работ на одного автора. Соответствующую картину демонстрирует Рис. 5. Заметим, что соотношение среднего числа публикаций на русском и английском языках, составляющее величину в диапазоне от 7 до 8, отражает принятую нами систему учета публикаций. В отличие от использованной в качестве основы методики работы [371], представляемая здесь техника учитывает все типы публикаций, которые ОФЭРНИО размещает в разных разделах на своем портале. Общее число типов публикаций ОФЭРНИО составляет 8, из которых одна - аннотация или полное РТО разработки, - на английском языке, размещается в англоязычной версии сетевого журнала. Важно, что этой публикации придается особое значение, поскольку она дает авторам возможность адекватно сослаться на разработку в статьях, которые после регистрации публикуются в англоязычных изданиях.
Структура пакета ИП (в долях) по подгруппам участников и ■ в групвыакатад) овубликацийв рус.-яз.публ.
Рис. 6. Долевая структура пакета ИП по группам авторов и языкам
Как показывает Рис. 6, долевая структура пакета ИП по всем трем группам языкового анализа (все публикации, публикации на русском и английском языках) демонстрирует практически полную синхронность долей каждой группы с ее удельным весом в общем числе авторов. Такая картина соответствует тому, что основная масса публикаций в анализируемом массиве приходится на материалы регистраций, представленные на портале ОФЭРНИО. Это также отвечает принятому в ОФЭРНИО принципу репликации состава авторского коллектива разработки на все виды публикаций фонда. Отклонения от точной пропорции объясняются наличием работ, представленных на других ресурсах. Там составы авторов варьировались.
Как показывает Рис. 7, выводы, сделанные выше относительно связи долевых показателей со структурой авторского коллектива, подтверждаются и анализом отношений долей русско- и англоязычных публикаций. Для наглядности здесь показаны прямые и обратные отношения. Заметно, что их величины могут отклоняться от 1 в обе стороны. Отклонения не превышают 20%. Это следствие превалирования в общем объеме публикаций ОФЭРНИО. Можно утверждать, что по прошествии определенного времени, необходимого для подготовки и выхода в свет сторонних работ, картина будет размываться.
Отношения долей русско- и англоязычных ИП
■ Администратор
в грушатаадюв
Преподаватель ИЯ
0,50
1,00
1,50
" Все преподав.
Преподаватель Преподаватель ИЯ Преподаватель РКИ Администратор
0,00
Р/А А/Р
Рис. 7. Отношение языковых долей ИП в подгруппах авторов
Заключение
Ввиду регламентированности объема настоящей статьи авторы вынуждены ограничиться здесь только уже приведенными примерами анализа лишь небольшой части данных обработки массива информационных продуктов, подготовленных коллективом авторов в ходе выполнения подпрограмм ФЦП «Русский язык 20162020» в период марта-декабря 2017 г., средствами системы collector_stat V. 1.0.
Подводя итоги рассмотрения, можно уверенно сказать, что система collector_stat является мощным инструментом формирования и предварительного анализа массивов списков информационных продуктов базы ОФЭРНИО. Несомненным преимуществом системы является возможность ее пополнения данными о сторонних публикациях, что позволят проводить расширенный анализ наборов ИП как отдельных авторов, так и коллективов разработчиков с целью построения наиболее полной картины рефлексивной картины портфолио информационных продуктов самых разных направлений. Выбранный создателями программы формат размещения данных позволяет расширить инструментарий исследования за счет применения операторов и функций, встроенных в стандартную конфигурацию электронного табличного процессора EXCEL, а также, при необходимости более мощного аппарата макросов или языка VBA.
В настоящей работе описаны результаты анализа лишь одного набора выдачи системы collector_stat v. 1.0, относящегося к данным коллектива авторов-разработчиков ИП. Результаты обработки содержат как интегральные показатели, так и детальную картину частных характеристик, представляющих несомненный интерес для аналитики публикационной активности авторов различных категорий. Очевидно, что система позволяет не только включать и рассматривать такие, казалось бы разнородные группы участников проектов, как администраторы и преподаватели, но и выделять подгруппы этих групп, дифференцируя данные по их специализации.
Выявленная в ходе исследования эффективность предложенного развития базовой методики в направлении формирования и развития самой широкой технологии изучения авторских разработок на основе системы collector_stat v. 1.0 предполагает продолжение работ в этом направлении. В первую очередь проведение
Выводы
аналогичных исследований по всем категориям выходных данных системы, оставшихся за рамками настоящей работы.
Благодарности
Авторы работы выражают признательность руководству и сотрудникам компаний ООО «ВЕРКОНТ-Сервис» (Ген. директор Рубан И.А) и ООО СП «СОДРУЖЕСТВО» (Директор Ермошкина Е.М) за предоставленную возможность участвовать в выполнении работ по программам ФЦП «Русский язык 2016-2020», четкое и достаточное финансирование, высокий уровень обеспечения руководства и организации сотрудничества на всех этапах, содействие в подготовке информационных продуктов, съемках видео, оформлении и размещении материалов на портале СДО. Отдельная благодарность руководству и персоналу институтов повышения квалификации работников образования г.г. Ростов-на Дону, Тамбов, Воронеж, Российского центра науки и культуры г. Ереван (Республика Армения) и слушателям курсов программ повышения квалификации тьюторов и преподавателей русского языка как неродного/иностранного за теплый прием, внимание к нашим разработкам и конструктивные замечания, способствовавшие их существенному улучшению.
Без постоянной информационно-методической поддержки со стороны руководства и сотрудников ОФЭРНИО, оперативного проведения регистраций, также и возможности использовать в проекте любезно предоставленную ими нам рабочую версию программы соИеСо^Ш V. 1.0, данная работа была бы невозможна.
Авторы также чрезвычайно признательны коллегам-преподавателям Факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин, ИППК и других факультетов РУДН за активное участие в разработке и создании комплекта ИП, записях видео, в регистрациях и других публикациях.
Литература
1. Галкина А.И., Гришан И.А. Программа collector_stat v. 1.0 / М.: ЦИТИС -№АААА-А17-117041810029-2 от 23.10.2017.
2. Галкина А.И., Бурнашева Е.А., Гришан И.А., Кадырова Э.А. Электронное рефлексивное порфолио преподавателя в диаграммах, таблицах, графиках. //
3. Матухин П.Г., Грачева О.А., Комиссарова Н.В., Запорожец В.В., Салтыкова О.В. Разработка комплекта информационных продуктов для преподавателей и персонала РЦНК за рубежом по подготовке и проведению тестирования иностранных граждан различных категорий по системе ТРКИ // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан» 6-7 сент.2017 г.. - М.: ГИРЯ им. А.С.Пушкина.
4. Тугой И.А., Грачева О.А., Матухин П.Г., Салтыкова О.В. Особенности обучения русскому языку как неродному/ иностранному на довузовском этапе. РТО. [Текст] : Комплект средств информационно-методической поддержки обучения: Видеолекция, конспект, презентация / ООО "Верконт"/ - Код ЕСПД .89472424.00003-01 . - М.: Изд-во ОФЭРНИО ФГБНУ ИУО РАО, 2017. - 16 стр. URL http://www.ofernio.ru/rto files ofernio/22743.doc . - 10.08.17 г.
5. Свидетельство о регистрации электронного ресурса 22743 ОФЭРНИО ФГБНУ ИУО РАО. Особенности обучения русскому языку как неродному/ иностранному на довузовском этапе/Тугой И.А., Грачева О.А., Матухин П.Г., Салтыкова О.В.; [Документ]: Комплект средств информационно-методической поддержки обучения: заявитель и правообладатель ООО "Верконт". - Инв.№ (ID) 22743; заявл. 08.05.2017 г.; опубл. 15.05.2017 г. ,Хроники НиО. № 5 (96) май 2017 г. - 16 с. URL http://www.ofernio.ru/rto files ofemio/22743.doc .
6. Тугой И.А., Грачева О.А., Матухин П.Г., Салтыкова О.В. Особенности обучения русскому языку как неродному/ иностранному на довузовском этапе [Электронный ресурс] : Комплект средств информационно-методической поддержки обучения// Хроники НиО. № 5 (96) май 2017 г. - C.13. - М.: Изд-во ОФЭРНИО ИУО РАН./ URL http://ofernio.ru/portal/newspaper.php . - 10.08.17 г.
7. Информационная карта электронного ресурса 22743 ОФЭРНИО ФГБНУ ИУО РАО. Особенности обучения русскому языку как неродному/ иностранному на довузовском этапе/Тугой И.А., Грачева О.А., Матухин П.Г., Салтыкова О.В.; [Документ]: Комплект средств информационно-методической поддержки обучения: заявитель и правообладатель ООО "Верконт". - Инв.№ (ID) 22743; заявл. 08.05.2017 г.; опубл. 15.05.2017 г. ,Хроники НиО. № 5 (96) май 2017 г. - 16 с.: URL http://www.ofernio.ru/rto files ofernio/22743.doc .
8. Тугой И.А., Грачева О.А., Матухин П.Г., Салтыкова О.В. Особенности обучения русскому языку как неродному/ иностранному на довузовском этапе [Электронный ресурс] [Рекламно-техническое описание] : Комплект средств информационно-методической поддержки обучения : Видеолекция, конспект, презентация.// БД РТО ОФЭРНИО ФГБНУ ИУО РАО. Инв.№ 20767. - 16 с. Режим доступа: URL http://www.ofernio.ru/rto files ofernio/22743.doc .
9. Тугой И.А., Грачева О.А., Матухин П.Г., Салтыкова О.В.Особенности обучения русскому языку как неродному/ иностранному на довузовском этапе [Электронный ресурс] [Аннотация РТО]:// Библиотека РТО ОФЭРНИО ФГБНУ ИУО РАО. Инв.№ 20767. - 0,5 с. Режим доступа: URL http://www.ofernio.ru/rto files ofernio/22743.doc . - 10.08.17 г.
10. Тугой И.А., Грачева О.А., Матухин П.Г., Салтыкова О.В.Особенности обучения русскому языку как неродному/ иностранному на довузовском этапе // Навигатор в мире науки и образования - М.: Изд-во ОФЭРНИО ИУО РАН./ URL http://ofernio.ru/portal/navigator/navigator.php . - 10.08.17 г.
11. Tugoy I.A., Gracheva O.A., Matukhin P.G., Saltykova O.V.Peculiarities of the Russian as a second/ foreign language teaching in pre-University йаМ^[Электронный ресурс] : Комплект средств информационно-методической поддержки обучения : Видеолекция, конспект, презентация. - Электрон. данные (3 файла: 4Гб, 250 Кб, 100 Мб), // The navigator in the world of science and education. - Москва : Изд-во ОФЭРНИО ИУО РАН./ http://ofernio.ru/portal/navigator/navigator.php . - 10.08.17 г.