Научная статья на тему 'Электронное обучение: опыт использования внешнего электронного ресурса для введения в дисциплину "философия"'

Электронное обучение: опыт использования внешнего электронного ресурса для введения в дисциплину "философия" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пирогов Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное обучение: опыт использования внешнего электронного ресурса для введения в дисциплину "философия"»

Электронное обучение: опыт использования внешнего электронного ресурса для введения в дисциплину «Философия»

А. И. Пирогов

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия

aipirogov2013@gmail.com

Современные образовательные практики показывают, что информационные и телекоммуникационные технологии позволяют организовать учебный и в целом образовательный процесс с более высоким обучающим эффектом. Одним из эффективных и перспективных направлений такого обучения выступает электронное обучение, ориентированное на самостоятельную работу обучающихся по усвоению знаний и их дальнейшему практическому использованию. Наличие многочисленных площадок онлайн-обучения дает возможность широко использовать массовые открытые онлайн-курсы по техническим, естественно-научным и гуманитарным дисциплинам для расширенного их освоения с получением соответствующих сертификатов (свидетельств). Опыт разработки и использования электронного обучения в его различных вариантах (аудио- и видеоконференции, компьютерные телеконференции, интернет-конференции, e-Learning, видеолекции и др.) показывает его несомненные преимущества как дополнительной (или основной — дистанционной) формы обучения, комплексно сочетающей в себе гибкий индивидуальный и интерактивный характер обучения, неограниченный контингент обучающихся и учет их потребностей и возможностей, расширенный свободный доступ к ресурсам и сервисам в сети Интернет, возможность дробления содержания на отдельные взаимосвязанные блоки (модули), относительная дешевизна (не нужно тратить средства на закупку учебно-методической литературы), возможность многократного повторения материала, связь

с преподавателем с помощью чата и одновременная независимость результата обучения от его субъективной оценки и др.

Поскольку онлайн-курсов сегодня много, в качестве примера остановимся на одном из них. На платформе Stepik по дисциплине «Философия» студентам рекомендован для самостоятельного (внеаудиторного) изучения курс «Философия» ф^:// stepik.org/course), подготовленный коллективом преподавателей кафедры философии Балтийского федерального университета и используемый для формирования универсальных компетенций, в частности, для УК-1, связанной с осуществлением студентами поиска, критического анализа информации и применения системного подхода для решения поставленных задач (подком-петенция — способность к систематизации информации, выявлению и критической оценке системных противоречий, различных позиций и точек зрения, нахождению альтернативных вариантов решения поставленных задач).

Курс представляет собой онлайн-введе-ние в философию. Его основная цель — обсуждение в краткой и доступной форме основных вопросов по всем главным областям философского знания: онтологии, теории познания, социальной философии, философской антропологии, этике, развитие философской составляющей творческого потенциала личности, придание интеллектуальной деятельности упорядоченности, критическое осмысление личного и общественного бытия. Безусловно, курс не претендует на освещение всего богатства накопленной человечеством философской

мысли, но в нем без наукообразной назидательности и одновременно без научного упрощенчества представлена философия как форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место человека в нем, дающая возможность схватить мысленным взором насущные проблемы человеческого бытия от момента зарождения философского знания до современных интерпретаций мыслителями судеб человеческой цивилизации.

Рекомендуемый курс включает два уровня: базовый и продвинутый (в форме диалога двух преподавателей по рассматриваемой теме), отличающиеся по сложности и, соответственно, количеству баллов, набранных при контрольном тестировании по каждой теме. В базовом уровне количество возможных попыток ответа является неограниченным, в развернутой версии дается только две попытки. Основной формой обучения являются видеолекции и тесты. Развернутая версия дополнительно включает в себя презентации, которые дают представление о теме в схематическом и конспективном виде. Благодаря этим презентациям-конспектам представляется возможность повторить изученный материал, не пересматривая видеолекции. Также в развернутой версии представлен список основной и дополнительной литературы.

Преимущества курса заключаются в том, что приступить к нему можно в любое время (не ограничено началом учебного года и конкретными рамками освоения). Сертификат о прохождении курса выдается при освоении как минимум краткой версии, сертификат с отличием требует освоения развернутой версии.

Изучение представленного материала студентами должно быть четко (еженедельно) спланировано. Начать изучение целесообразно с краткой версии (базового уровня), который дает возможность получить обычный сертификат. Целесообразно также делать конспективные записи во время видеолекции. Особо следует обратить внимание на материалы презентаций. Затем

необходимо выполнить тестовое задание (по каждой теме отдельно), переходя от раздела (темы) к разделу (теме).

Курс предполагает написание студентами эссе по их собственному выбору, объемом в два-три печатных листа. Наиболее интересными представляются следующие темы:

— Зачем нужна философия?

— Соотношение философии с наукой и религией.

— Протагор: «Человек — мера всех вещей».

— Сократ: «Самое страшное, что может случиться с человеком, — это если боги лишат его наказания».

— Платон: «Человеку свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии».

— Аристотель: «Человек вне общества — или бог, или зверь».

— Научная методология Ф. Бэкона и Р. Декарта.

— Идеи И. Канта сегодня.

— Г. В. Ф. Гегель: «Все разумное действительно и все действительное — разумно».

— Философия повседневной жизни: примеры, которые мы не видим.

— Мое понимание свободы.

— Классическая концепция истины в философии ХХ века.

— Зависит ли счастье человека от его мировоззрения?

— В чем смысл жизни и смерти?

— Фридрих Ницше: «Казус Вагнера».

— Книга Мартина Хайдеггера «Ницше и пустота».

— Мое мировоззрение.

— Сущность категории «счастье».

— Одиночество: противоречия морального сознания.

— Любовь к ближнему как этический идеал.

— Что такое свобода и как ею распорядиться?

— По ту сторону добра и зла.

Выполнение заданий по тесту оценивается автоматически программой и выводится на экран после прохождения каждой

темы. Суммарное количество баллов предопределяет возможность выдачи сертификата (в том числе с отличием). Сертификат оценивается соответственно в 4 и 6 баллов. Оценка за эссе — до 4 баллов. Итоговые баллы включаются в график контрольных мероприятий на 15-й и 16-й неделях (графа «Индивидуальное задание, эссе», графа «активность / посещаемость»).

Возвращаясь к значимости электронного обучения, следует подчеркнуть, что такой его вариант, как онлайн-курсы,

способствует формированию теоретического мировоззрения — специализированного знания, имя которому — «философия как система».

Разработчик:

Пирогов Александр Иванович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и политологии Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, д. 1), aipirogov2013@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.