Научная статья на тему 'Электронное обучение на занятиях по английскому языку'

Электронное обучение на занятиях по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / МУЛЬТИРОМ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / РЕЖИМ ОНЛАЙН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демина Ольга Александровна, Золотова Марина Вианоровна, Кадыкова Ирина Евгеньевна, Каминская Наталья Викторовна, Киреева Галина Геннадьевна

Авторы статьи, преподаватели английского языка в вузе, делятся опытом работы с использованием электронных инновационных средств обучения, таких как интерактивная языковая лаборатория и мультиромы к учебникам английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демина Ольга Александровна, Золотова Марина Вианоровна, Кадыкова Ирина Евгеньевна, Каминская Наталья Викторовна, Киреева Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное обучение на занятиях по английскому языку»

24 "Культурная жизнь Юга России" № 3 (46), 2012

Культура и образование

О. А. ДЕМИНА, М. В. ЗОЛОТОВА, И. Е. КАДЫКОВА, Н. В. КАМИНСКАЯ, Г. Г. КИРЕЕВА

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Авторы статьи, преподаватели английского языка в вузе, делятся опытом работы с использованием электронных инновационных средств обучения, таких как интерактивная языковая лаборатория и муль-тиромы (система, представляющая собой интеграцию одного или нескольких источников аудио- и видеосигналов, в том числе и в цифровом виде) к учебникам английского языка.

Ключевые слова: интерактивная языковая лаборатория, мультиром, индивидуализация обучения, режим онлайн.

Согласно ФГОС третьего поколения, более 50% учебного времени отводится на самостоятельную подготовку студентов и перед преподавателями встает задача правильной организации работы во внеучебное время. По этой причине становятся все более актуальными формы электронного обучения, которое представляет собой интеграцию дистанционных и традиционных форм организации учебного процесса на основе информационно-коммуникативных технологий. Приобретают популярность технологии E-learn-ing: студенты получают возможность самостоятельно регулировать временные затраты на обучение. Технологии с использованием Интернет повышают активность самостоятельной работы, обеспечивая условия для оптимизации учебного процесса.

Электронное обучение должно способствовать решению одной из главных задач любого преподавателя - передать знания. Считая полезным в этом плане использование интерактивной языковой лаборатории MyEnglishLab, мы хотим в данной статье обратиться к опыту нашей работы и обратить внимание коллег на несомненные достоинства и некоторые недостатки этого электронного ресурса.

MyEnglishLab представляет собой интерактивную языковую лабораторию, или электронную рабочую тетрадь, по содержанию - аналог рабочих тетрадей последних инновационных УМК, выпущенных издательством Longman (Language Leader, New Cutting Edge, North Star).

Что заставило нас обратиться к использованию электронной рабочей тетради MyEnglishLab? Во время занятий с достаточно большими группами (15-16 чел. и более) для преподавателя становится проблемой регулярный контроль за выполнением домашних заданий, направленных на закрепление и отработку навыков и умений, приобретенных в ходе изучения лексико-грамматического материала. Так как проверка обычных рабочих тетрадей - процесс трудоемкий, отнимающий немалое количество времени, было решено использовать MyLanguageLeaderLab наряду с одноименным УМК (Language Leader).

В пилотном проекте принимают участие студенты экономического и финансового факультетов Нижегородского государственного университета,

обучающиеся по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (1-й год обучения).

В ходе учебного эксперимента выявлены следующие преимущества работы с электронной тетрадью:

- выполнение заданий и тестов в режиме online помогает повысить мотивацию студентов и увлечь их учебным процессом;

- студенты могут работать в удобное для них время и в любом месте при условии доступа к Интернету;

- задания снабжены подробными рекомендациями и подсказками (Hintboxes), что помогает понять и проанализировать материал, а также избежать «слепого угадывания» правильных ответов;

- проверка осуществляется непосредственно после выполнения заданий, студент получает подробный отчет о своих результатах и достигнутом прогрессе;

- автоматическая проверка выполнения домашних заданий разгружает преподавателя (не занимает аудиторное время), позволяя более продуктивно и эффективно использовать часы, отведенные на групповые занятия;

- преподаватель может просматривать классный журнал, в котором регистрируются все результаты (отражена работа всей группы и каждого студента индивидуально);

- развернуто фиксируется работа каждого из студентов («история» выполнения домашних заданий);

- специальный раздел The common error report позволяет выявить типичные ошибки, сконцентрировать на них внимание студентов и, если необходимо, предоставить дополнительный материал для исправления недочетов и закрепления приобретенных навыков;

- функция To add tasks for a selected date стимулирует студентов дисциплинированно выполнять задания к назначенному сроку;

- дополнительные функции дают возможность изменять или создавать «собственные задания» в зависимости от потребностей группы;

- имеется возможность общаться со студентами вне университетской аудитории (помещать объявления, посылать сообщения с рекомендациями и комментариями и т. д.).

№ 3 (46), 2012

жизнь Юга России"

Применение электронного ресурса MyEnglish-Lab связано с тремя основными направлениями исследований лингводидактики:

- разработка теоретических аспектов использования компьютеров в обучении языку;

- экспериментальная работа по созданию и использованию в учебном процессе компьютерных материалов для различных целей, этапов и профилей обучения языку;

- пути интеграции компьютерного обучения в общий процесс обучения языку.

Языковая лаборатория позволяет преподавателю английского языка проводить экспериментальную работу по созданию и использованию в учебном процессе компьютерных материалов, необходимых для конкретной группы. В этом несомненное достоинство данного вида электронных пособий. Однако электронная рабочая тетрадь MyLanguageLeaderLab имеет и недостатки технического характера, о которых следует упомянуть.

Во-первых, единственный веб-обозреватель, который позволяет войти в MyLanguageLeaderLab, -Internet Explorer (для некоторых регионов это не очень удобно, а зачастую - просто невозможно). Во-вторых, студенты отмечают, что не все задания открываются в режиме on-line, система не всегда корректно их проверяет (порой возникающие сбои приводят в замешательство занимающихся по «Тетради»).

Данная работа - учебный эксперимент ННГУ -проводится по заданию издательства «Longman» (представительство в Нижнем Новгороде), и можно надеяться, что перечисленные технические недостатки будут устранены.

Использование в учебном процессе интерактивной языковой лаборатории позволяет реализовать основные принципы дидактики: наглядность, доступность, посильность, индивидуализацию, сознательность, активность. Бесспорно, что «преимущественное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс, - это интерактивность, позволяющая надеяться на результат, реально полезное расширение спектра самостоятельной работы» [1].

Специально остановимся на работе с дисками для интерактивной практики (мультиромами) к УМК International Express и New Inside Out. В плане развития компьютерной лингводидактики нас интересуют теоретические и практические аспекты использования данных мультиромов, психолого-педагогические проблемы их применения в обучении английскому языку, возможности развития коммуникативных навыков в процессе обучения иностранному языку с использованием компьютеров.

Анализируя пути интеграции компьютерного обучения, мы ставили задачу выяснить, насколько эффективно использование компьютерных технологий в процессе преподавания английского языка. Нами выявлены следующие положительные / отрицательные моменты работы с мультиромами.

Мультиром к курсу NewInsideOut каждый сту-

дент получает вместе с учебником. Диск содержит дополнительные материалы и, как предполагается, позволит увеличить, по сравнению с обычной рабочей тетрадью, эффективность самостоятельной работы студентов.

Сам учебник, с нашей точки зрения, достаточно хорош, но не безупречен (отрывочная подача материала, однотипные виды работы, не всегда задания по развитию устной речи совпадают с лексической темой раздела и т. д.). Диск же является почти безупречным. Каковы его положительные стороны? Это, прежде всего, удобный интерфейс. Содержащиеся на электронном носителе разнообразные упражнения позволяют работать над всеми четырьмя речевыми навыками, на каждую структуру дается несколько заданий, прослеживается преемственность между ними. Последовательное выполнение упражнений максимально подводит обучающихся к продуктивным навыкам -говорению и письму. В массиве заданий на аудирование языковой и речевой материал каждого урока отрабатывается в разнообразных ситуациях. На диске много видеосюжетов с интересными диалогами. Привлекательна, на наш взгляд, возможность создать свой тест.

Диск можно использовать на различных стадиях работы с материалом:

- как домашнее задание, непосредственно после введения материала;

- для повторения и закрепления ранее изученных тем (например, при перерыве в аудиторных занятиях во время прохождения студентами производственной практики);

- для подготовки к промежуточному зачету, тесту, творческому заданию.

Проблематика ряда текстов стимулирует студентов к дискуссиям в аудитории. Диалоги служат моделью или заготовками для говорения на занятиях.

Наши наблюдения и практический опыт показали, что работа с диском сопряжена с рядом проблем. В первом семестре I курса некоторые студенты проявляют чрезмерный энтузиазм, выполняя в произвольном порядке все размещенные на диске задания (не только те, которые рекомендует преподаватель). После этого активность резко снижается; к сожалению, если пять лет назад использование компьютера для изучения иностранного языка было мотивирующим средством, то на сегодняшний день этим никого не удивишь. Ко II курсу интерес к работе с мультиромом сохраняет одна треть студентов, еще одна треть добросовестно «делает уроки». Остальные «забывают» выполнить упражнения на диске, успешно справляясь при этом с зачастую более сложной работой непосредственно по учебнику.

Как мы можем объяснить этот факт? Во-первых, некоторые студенты воспринимают записанное на диске как дополнительные и необязательные упражнения. Отсюда и бессистемность подхода: при ощущении свободы срабатывает «эффект од-норазовости», подобный «прохождению уровней»

"Культурная жизнь Юга России"

№ 3 (46), 2012

в компьютерных играх. Во-вторых, возникают затруднения технического характера. Многие иногородние студенты не имеют доступа к компьютеру вне университета, а правила пользования компьютерной техникой учебного заведения запрещают студентам установку собственного программного обеспечения. В-третьих, поскольку при работе с диском функцию контроля осуществляет машина, совершенно очевидно, что эта оценка представляет для студента меньшую значимость, чем оценка преподавателя. Притом если тщательно контролировать выполнение электронных заданий в аудитории, смысл самостоятельной работы с диском пропадает; в таком случае использование рабочей тетради значительно удобнее.

При использовании мультирома полезна комбинация различных средств и методов обучения. Надо помнить, что «именно в студенческом возрасте достигают своего максимального развития не только физические, но и психологические свойства и высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства» [2]. Преподаватель всеми доступными средствами должен суметь пробудить интерес студентов к своему предмету, чтобы умственная работа протекала с полной отдачей.

Относительно мультирома к курсу International Express, к сожалению, было обнаружено гораздо больше минусов, чем плюсов.

Интерфейс программы очень неудобен. Материалы на диске оставляют желать лучшего: к каждому разделу предлагается по три однотипных упражнения, преимущественно на множественный выбор. Единственное достоинство этого ресурса - наличие аудиозаписи всех текстов учебника. Нам пришлось отказаться от работы с этим мультиромом.

Рассмотрев заявленную проблему в целом, мы пришли к определенным выводам.

Чтобы у студентов сохранялся устойчивый интерес к работе с мультиромом, электронный ресурс должен быть привлекательнее и полезнее, чем учебник.

Приобретая УМК с диском, пользователи не всегда имеют возможность с ним ознакомиться; преподавателю необходимо знать заранее, как пакет электронных материалов соотносится с содержанием учебника: дополняет или полностью дублирует его.

Далеко не все студенты положительно относятся к внедрению компьютерных технологий в практику обучения языку. Одни из-за того, что не имеют доступа к соответствующему оборудованию, другие из-за того, что взаимодействие с пре-

подавателем и группой для них гораздо важнее, чем с «машиной».

Компьютерные технологии в большинстве своем подходят только для сознательных, зрелых, мотивированных обучающихся, уже владеющих навыками самостоятельной работы. В противном случае преподавателю приходится постоянно контролировать, требовать жестче, чем при работе с обычным учебником (использование диска теряет смысл, экономии времени не происходит).

Современная методика обучения иностранным языкам прежде всего ориентируется на социальный заказ. Мир насыщен информационно-коммуникативными технологиями, и общество нуждается в компьютеризированном образовании. Отсюда становится очевидной потребность использования компьютеров в образовании на всех этапах.

Это обусловлено многими факторами:

- резкое сокращение аудиторных часов позволяет увеличить время на самостоятельную работу (преподаватель, в свою очередь, получает часы на индивидуальную работу со студентами);

- большой объем материала нужно ввести за короткий срок обучения (в неязыковых вузах количество часов, отводимое на изучение иностранного языка, очень мало: один-два года). Преподаватель вынужден отбирать материал по степени значимости, из-за чего оказывается упущен ряд необходимых аспектов обучения;

- современные (довольно высокие) требования к языковой подготовке кадров обусловлены активизацией международных контактов. Преподавателю необходимо учитывать предпочтения работодателей, чтобы материал соответствовал требованиям и уровню развития социальных институтов.

Хотя в учебном процессе педагог сегодня не может обойтись без компьютерных технологий, применение разнообразных электронных средств не должно становиться самоцелью. В преподавании всех дисциплин, и английского языка в частности, новейшие образовательные технологии могут выступать в тандеме с традиционными методиками. Именно такой подход к обучению представляется нам наиболее успешным и перспективным.

Литература

1. Балыхина Т. М., Гарцов А. Д. Информатизация обучения языкам: становление компьютерной лингводидактики // Высшее образование сегодня. 2006. № 4. С. 33.

2. Цатурова И. А., Петухова А. А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. М., 2004. С. 8.

o. A. DYoMINA, M. v. zolotovA, I.YE. KADYKovA, N. v. KAMINSKAYA, G. G. KIREEvA.

the use of electronic components in the English lessons

The authors of the article, who teach English at university, describe their working experience with some electronic innovative computer means such as MyEnglishLab (interactive language laboratory) and MultiROMs (a system integrating one or more sources of sound and video signals (including digital ones) to several English textbooks. Key words: interactive language laboratory, MultiROM, personification of studying, online.

№ 3 (46), 2012

жизнь Юга России" ^

Л. В. ЗЕЛЕНСКАЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА О ДУХОВНОЙ МУЗЫКЕ

Автор статьи ставит вопрос о формировании у педагогов целостного представления о духовной музыке, раскрывает содержание функций соответствующего комплекса представлений в профессиональной деятельности педагога-музыканта.

Ключевые слова: духовная музыка, музыкальная педагогика.

В последнее десятилетие духовная музыка стала объектом профессиональной деятельности для педагога-музыканта. Как показывает практика проведения курсов повышения квалификации, на базе представлений о духовной музыке, почерпнутых из различных музыковедческих, богословских, музыкально-педагогических источников, непросто сформировать целостное представление в профессиональном сознании педагога-музыканта.

Опираясь на христианско-антропологическое понимание целостности как «единосущности» и «нераздельности» духовно-душевно-телесной организации человека (К. С. Ушинский, В. В. Зеньковский, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, Л. Ф. Шеховцова и др.), мы рассматриваем подход к сфере духовно-музыкального содержания в единстве внутренних духовно-душевных качеств педагога-музыканта и внешних требований к его профессиональной деятельности. Целостное представление о духовной музыке понимается нами как личностно-профессиональное качество педагога-музыканта, которое связано с биодинамической, чувственной, когнитивной и духовной (А. В. Торопова) составляющими профессионального сознания.

Это проявляется в «живом знании» опыта музыкальных переживаний (чувственная сфера), в его теоретическом осознании (когнитивная сфера), в ценностно-смысловом самосознании (духовная сфера) и трансформации его во внешние условия профессиональной деятельности.

Обозначенное понимание феномена требует наполнения его конкретным содержанием. С позиции гуманитарного подхода представляется целесообразным определить специфику целостного представления о духовной музыке через рассмотрение его функций. Анализ теоретических исследований, определивших наше понимание проблемы, позволил в качестве основных функций целостного представления о духовной музыке выделить смыслотворческую, выразительно-познавательную, коммуникативно-практическую, которые по отношению к профессиональной деятельности педагога-музыканта определяются ее целостностью - не только внешними действиями, но и внутренними изменениями в профессиональном сознании педагога.

Смыслотворческая функция реализует потребность педагога-музыканта в осмыслении ценностей православной духовно-певческой культуры, в поиске личных смыслов всего существу-

ющего. Возможные выходы за пределы наличной данности определяют духовную направленность. По В. И. Слободчикову, духовное в человеке проявляется как вопрошание - появление главных вопросов, которые задает себе педагог: не «почему я обращаюсь к ценностям православной певческой культуры?», а «во имя чего, ради чего, какие ценности я отстаиваю и каков для меня в этом смысл?!.» Иными словами, поле разворота данной функции обеспечивает практику «выращивания собственно человеческого в человеке» [1].

Ключ к назначению этой функции - в раскрытии словообразующих понятий «смысл» и «творчество». В словарных источниках смысл определяется как «внутренняя, глубинная основа любой вещи или явления, его суть, ядро. Смысл укоренен в жизни благодаря тому, что он понимается и принимается людьми как живое знание. Это знание не может быть усвоено. Оно может быть только построено самим человеком» [2]. В музыкальной психологии «смысл - это жизненнозначимое переживание» (А. В. Торопова). Известно изречение Б. Асафьева о музыке как искусстве интонируемого смысла. И о музыке религиозного содержания можно сказать, что личностные смыслы открываются в процессе переживания (проживания) интонируемых текстов. Или, как считает Л. И. Рувинский, знания, преломляясь через эмоциональную сферу, приобретают личностный смысл, становятся внутренним требованием человека к самому себе [3]. Смыслы духовной музыки, как замечает З. Гусейнова, имеют сакральные (божественные) и профанные (земные) уровни [4]. Соединяясь в профессиональном сознании педагога-музыканта, эти уровни дают ценностное ядро формируемого новообразования - целостное представление о духовной музыке. Особенностью интонирования сакральных и профанных смыслов является обеспечение выраженности опыта переживаний не только для себя, но и для других. Для педагога-музыканта в условиях встречи с новым духовным песнопением важно открыть и перевести в образовательное пространство профессиональной деятельности «свой смысл о высоком и вечном», реализовать его во взаимодействии с учениками. Именно это программирует отбор и распределение музыкально-языковых, учебно-дидактических единиц в освоении того или иного духовного музыкального произведения.

Особенности смысла (недоступность для прямого наблюдения, подвижность, изменчивость,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.