Научная статья на тему 'Электронное обучение культуре речи и деловым коммуникациям в техническом вузе: возможности Интернета '

Электронное обучение культуре речи и деловым коммуникациям в техническом вузе: возможности Интернета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
культура речи / деловые коммуникации / электронное обучение / обучающий потенциал Интернета / электронная лингводидактика / culture of speech / business communications / e-learning / Internet learning potentials / electronic linguistic didactics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фесенко Ольга Петровна

Актуальность исследования обусловлена постоянно увеличивающимся объемом учебных часов, которые студенты вынуждены в условиях пандемии проводить за компьютером, обучаясь дистанционно. Кроме того, развитие компьютерных технологий, неуклонно идущее вперед, привело к их активному использованию в рамках учебного процесса в вузовском обучении. И педагог, двигаясь в ногу со временем, обязан отслеживать эти изменения и овладевать новыми дидактическими средствами и формами обучения. Всё это определило цель нашей работы описать возможности электронной дидактики с использованием ресурсов Интернета для оптимизации и систематизации обучения по языковым дисциплинам (культуре речи и деловым коммуникациям) студентов технических специальностей. В процессе исследования был проведен обзор ресурсов Интернета, позволяющих оптимизировать и разнообразить процесс освоения родного языка в вузе. При обзоре использовалась система общенаучных методов (анализ, синтез, обобщение, сопоставление и т. д.), а также метод статистического подсчета. При описании теоретических положений статьи авторы опирались на общедидактические принципы (научности, доступности, целесообразности, сознательности и т. д.), определяющие выбор формы и средства обучения студентов. Также был проведен опрос студентов на предмет знакомства в рамках изучаемых языковых курсов с ресурсами Интернета (метод анкетирования). В результате были классифицированы различные бесплатные учебные материалы, размещенные в Интернете и расширяющие возможности вузовского обучения при преподавании культуры речи и деловых коммуникаций; выявлены наиболее удачные ресурсы, описаны их дидактические возможности (от учебников и практикумов до специальных сайтов и обучающих курсов). Практическая значимость исследования заключается в выявлении и описании обучающих интернет-ресурсов с указанием их дидактического потенциала и особенностей использования: языковых игр, онлайн-тестов различного содержания, упражнений, учебников, лингвистических кроссвордов и т. д. К теоретической значимости можно отнести расширение представлений о формах организации учебного занятия по культуре речи и деловым коммуникациям с учетом использования ресурсов Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фесенко Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-learning of «Culture of speech» and «Business communications» at a technical university: the possibilities of the Internet

The relevance of the study is due to the ever-increasing volume of study hours that students are forced to spend at the computer during the pandemic, studying remotely. In addition, the development of computer technologies, steadily moving forward, has led to their active use as a part of the educational process in university education. So, the teacher, moving in step with the times, is obliged to monitor these changes and master new didactic means and forms of teaching. All this determined the purpose of our work to describe the possibilities of electronic didactics using Internet resources to optimize and systematize teaching language disciplines (speech culture and business communications) to students of technical specialties. In the course of the study, a review of the Internet resources was carried out, allowing to optimize and diversify the process of learning the native language at the university. This reviewing used a system of general scientific methods (analysis, synthesis, generalization, comparison, etc.), as well as a method of statistical calculation. When describing the theoretical provisions of the article, the authors relied on general didactic principles (scientific character, availability, expediency, deliberateness, etc.) that determine the choice of the form and means of teaching students. A survey of students was also conducted to find their awareness of Internet resources within the framework of the studied language courses (questionnaire method). As a result, various free educational materials posted on the Internet and expanding the possibilities of university education in teaching the culture of speech and business communications are classified; the most successful resources are identified, their didactic opportunities are described (from textbooks and practical works collections to special websites and training courses). The practical significance of the research lies in the identification and description of educational Internet resources with the description of their didactic potential and specifics of use: language games, online tests of various contents, exercises, textbooks, linguistic crosswords, etc. The theoretical significance is due to the expansion of ideas about the forms of organizing a training session on speech culture and business communications, taking into account the use of Internet resources.

Текст научной работы на тему «Электронное обучение культуре речи и деловым коммуникациям в техническом вузе: возможности Интернета »



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2022, № 03 (март) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221017 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11017 УДК 378.147:004.9

Электронное обучение культуре речи и деловым коммуникациям в техническом вузе: возможности Интернета

E-learning of «Culture of speech» and «Business communications» at a technical university: the possibilities of the Internet

Автор статьи

Фесенко Ольга Петровна,

доктор филологических наук, профессор кафедры русского и иностранных языков ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омск, Россия ОРСЮ: 0000-0002-2373-1880 Olga.Feseko2015@yandex.ru

Конфликт интересов

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Фесенко О. П. Электронное обучение культуре речи и деловым коммуникациям в техническом вузе: возможности Интернета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 03. С. 51-65. URL: http://e-koncept.ru/2022/221017.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11017

Author of the article Olga P. Fesenko,

Doctor of Filological Sciences, Professor, Department of the Russian and Foreign Languages, Omsk State Transport University, Omsk, Russia ORCID: 0000-0002-2373-1880 Olga.Fesenko2015@yandex.ru

Conflict of interest statement

I Conflict of interest is not declared For citation

O. P. Fesenko, E-learning of «Culture of speech» and «Business communications» at a technical university: the possibilities of the Internet // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2022. No. 03. P. 51-65. URL: http://e-koncept.ru/2022/211017.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11017

Поступила в редакцию Received 31.01.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 01.02.22

Принята к публикации Accepted for publication 01.02.22 Опубликована Published 31.03.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Фесенко О. П., 2022

Аннотация Abstract

Актуальность исследования обусловлена постоянно увеличивающимся объемом учебных часов, которые студенты вынуждены в условиях пандемии проводить за компьютером, обучаясь дистанционно. Кроме того, развитие компьютерных технологий, неуклонно идущее вперед, привело к их активному использованию в рамках учебного процесса в вузовском обучении. И педагог, двигаясь в ногу со временем, обязан отслеживать эти изменения и овладевать новыми дидактическими средствами и формами обучения. Всё это определило цель нашей работы - описать возможности электронной дидактики с использованием ресурсов Интернета для оптимизации и систематизации обучения по языковым дисциплинам (культуре речи и деловым коммуникациям) студентов технических специальностей. В процессе исследования был проведен обзор ресурсов Интернета, позволяющих оптимизировать и разнообразить процесс освоения родного языка в вузе. При обзоре использовалась система общенаучных методов (анализ, синтез, обобщение, сопоставление и т. д.), а также метод статистического подсчета. При описании теоретических положений статьи авторы опирались на общедидактические принципы (научности, доступности, целесообразности, сознательности и т. д.), определяющие выбор формы и средства обучения студентов. Также был проведен опрос студентов на предмет знакомства в рамках изучаемых языковых курсов с ресурсами Интернета (метод анкетирования). В результате были классифицированы различные бесплатные учебные материалы, размещенные в Интернете и расширяющие возможности вузовского обучения при преподавании культуры речи и деловых коммуникаций; выявлены наиболее удачные ресурсы, описаны их дидактические возможности (от учебников и практикумов до специальных сайтов и обучающих курсов). Практическая значимость исследования заключается в выявлении и описании обучающих интернет-ресурсов с указанием их дидактического потенциала и особенностей использования: языковых игр, онлайн-тестов различного содержания, упражнений, учебников, лингвистических кроссвордов и т. д. К теоретической значимости можно отнести расширение представлений о формах организации учебного занятия по культуре речи и деловым коммуникациям с учетом использования ресурсов Интернета. The relevance of the study is due to the ever-increasing volume of study hours that students are forced to spend at the computer during the pandemic, studying remotely. In addition, the development of computer technologies, steadily moving forward, has led to their active use as a part of the educational process in university education. So, the teacher, moving in step with the times, is obliged to monitor these changes and master new didactic means and forms of teaching. All this determined the purpose of our work - to describe the possibilities of electronic didactics using Internet resources to optimize and systematize teaching language disciplines (speech culture and business communications) to students of technical specialties. In the course of the study, a review of the Internet resources was carried out, allowing to optimize and diversify the process of learning the native language at the university. This reviewing used a system of general scientific methods (analysis, synthesis, generalization, comparison, etc.), as well as a method of statistical calculation. When describing the theoretical provisions of the article, the authors relied on general didactic principles (scientific character, availability, expediency, deliberateness, etc.) that determine the choice of the form and means of teaching students. A survey of students was also conducted to find their awareness of Internet resources within the framework of the studied language courses (questionnaire method). As a result, various free educational materials posted on the Internet and expanding the possibilities of university education in teaching the culture of speech and business communications are classified; the most successful resources are identified, their didactic opportunities are described (from textbooks and practical works collections to special websites and training courses). The practical significance of the research lies in the identification and description of educational Internet resources with the description of their didactic potential and specifics of use: language games, online tests of various contents, exercises, textbooks, linguistic crosswords, etc. The theoretical significance is due to the expansion of ideas about the forms of organizing a training session on speech culture and business communications, taking into account the use of Internet resources.

Ключевые слова Key words

культура речи, деловые коммуникации, электронное обучение, обучающий потенциал Интернета, электронная лингводидактика culture of speech, business communications, e-learning, Internet learning potentials, electronic linguistic didactics.

Благодарности Acknowledgements

Автор выражает благодарность Алене Викторовне Агеевой и Елизавете Алексеевне Фесенко за помощь в организации анкетирования студентов. The author expresses her gratitude to Alyona V. Ageeva and Elizaveta A. Fesenko for their help in organizing the survey of students.

Введение / Introduction

Электронное обучение уже привычное для нас терминологическое словосочетание, поскольку развитие компьютерных технологий привело к тому, что они активно используются в процессе преподавания большинства учебных дисциплин на всех уровнях образования: от школы и до вуза. Пандемия заставила пересмотреть методику преподавания практически по всем дисциплинам учебных планов.

В рамках методики преподавания языковых курсов технология электронного обучения прочно вошла в педагогическую практику. Наиболее активно к ней обращаются при изучении иностранных языков и русского языка как иностранного, причем делают это как отечественные, так и зарубежные специалисты по всему миру: в Казахстане [1], Канаде [2], Китае [3], Норвегии [4] и т. д.

Особое место в электронном обучении играет Интернет. Его ресурсы безграничны. Это одновременно и положительный, и отрицательный фактор, поскольку педагогу не всегда удается в бесконечном потоке информации найти то, что действительно можно использовать на занятиях.

Именно поэтому цель нашей статьи - описать возможности электронного обучения с использованием ресурсов Интернета для оптимизации и систематизации обучения по русскому языку студентов нефилологических специальностей.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности использования электронных ресурсов сети Интернет при обучении русскому языку как родному в вузах нефилологического профиля (провести опрос студентов).

2. Систематизировать интернет-ресурсы, позволяющие оптимизировать и разнообразить процесс обучения русскому языку как родному в рамках вузовских учебных дисциплин («Культура речи», «Деловые коммуникации и т. п.), выделив теоретические ресурсы; ресурсы, ориентированные на практику; фрагментарно отражающие содержание языковых дисциплин и целостно представляющие весь учебный предмет.

3. Соотнести полученные результаты с запросом студентов и реальной педагогической практикой.

Объект исследования - различные интернет-сайты и порталы, тематически связанные с содержанием учебных дисциплин, направленных на освоение русского языка как родного в различных его аспектах в нефилологических вузах. Объектом нашего исследования не стали онлайн-словари по русскому языку и справочные порталы, ориентированные на орфографические и пунктуационные нормы. Их в Интернете достаточное количество. Задача педагога - сориентировать обучающихся в этом неисчерпаемом источнике информации.

Предмет исследования - лингводидактический потенциал таких сайтов.

Обзор литературы / Literature review

Сегодня ученые предлагают новую терминологию, отражающую специфику современного языкового образования, связанного с электронными ресурсами и IT-технологиями. Среди наиболее устоявшихся можно отметить термин «электронная лингводидактика», авторство которого приписывают А. Д. Гарцову [5]. Этот термин активно функционирует в новейших исследованиях, причем в работах и по методике преподавания русского языка как родного [6] и как иностранного [7]. Данным термином пользуются и зарубежные лингвисты. Так, он встречается в исследованиях греческих методистов Георгия Павлидиса, Фотиса Нанопоулуса и их соавторов [8]. Достаточно частотен термин «компьютерная дидактика в обучении языку», предложенный А. И. Архиповой [9]. В последних работах по методике преподавания языков наблюдается расширение проблематики электронного обучения до проблем «философии электронной языковой образовательной среды», представленных в статьях Ю. А. Ляско [10].

В начале XXI столетия методисты и педагоги при обучении русскому языку как родному не менее активно стали обращаться к электронному обучению. Оно сегодня охватывает все уровни языковой подготовки. Электронным обучением младших школьников активно занимается Г. А. Болокина [11], среднее звено представлено в работах Д. А. Берзиной [12]. Электронная лингводидактика в старших классах общеобразовательной школы описана в исследованиях Н. И. Прутко [13]. Специфика электронного обучения русскому языку как родному рассматривается и на уровне колледжа [14].

Если говорить об использовании электронного обучения в школе, то уже разработаны методические рекомендации по применению электронных учебных изданий в практике изучения русского языка, например работы Т. И. Павельевой [15]. Отметим, что исследования в данном направлении активно ведутся с начала 2000-х годов. Наиболее интересными и емкими представляются методические рекомендации Н. Е. Щепаки-ной, разработанные еще в 2007 году [16]. Чаще всего к электронному обучению прибегают школьные учителя при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. В этом случае педагоги говорят о технологии электронного обучения [17]. В Интернете имеется достаточное количество сайтов, содержащих как теоретические сведения по вопросам экзаменов, так и тесты для тренировки. Специфика их использования на уроках рассматривалась в работах Т. Е. Баженовой [18]. Кроме того, поднимаются вопросы, связанные со сложностью восприятия школьниками электронных текстов [19], с умалением роли учителя-словесника в системе электронного школьного обучения [20], с использованием игровых мобильных приложений в рамках школьной программы по русскому языку [21]. Кроме того, имеются работы по использованию отдельных видов электронных ресурсов при обучении русскому языку: электронных плакатов [22], «1С: Школа» [23].

Вузовское образование не осталось в стороне от электронного обучения. Этой проблемой интересуются как педагоги филологических специальностей, так и те, кто преподает русский язык в техническом вузе. Так, А. Г. Кротова рассматривает электронный формат обучения в рамках специальных дисциплин «История и методика обучения русскому языку как иностранному» [24] (работа посвящена анализу электронных ресурсов при обучении учителей соответствующего профиля). Встречаются исследования, проблематика которых ограничивается лингводидактическими вопросами обучения конкретных родных языков, например башкирского [25]. Но нас интересует электронное обучение по учебным курсам «Русский язык и культура речи» и «Русский язык и деловые коммуникации», поскольку именно эти учебные предметы охватывают сегодня наибольшее число студентов в России, получающих неязыковое образование. Педагоги активно разрабатывают по ним электронные образовательные ресурсы (учебники и учебно-методические комплексы) и методические рекомендации к ним. Среди таких рекомендаций наиболее интересными можно считать работы Е. Ю. Тимофеевой, подробно описывающей структуру и содержание электронного образовательного курса по культуре речи [26]. В рамках вузовского обучения педагогами разрабатываются модели информационно-образовательной среды [27], используются электронные платформы (чаще всего Мооё1е) [28]. К. А. Кузьмина предложила новую форму организации обучения - онлайн-форум [29], С. М. Пометелина разработала методику проведения электронных диктантов в рамках онлайн-курсов [30]. Однако, как показывает опыт, системной работы в использовании электронного обучения пока не ведется. А она необходима, поскольку, согласно результатам нашего опроса, студенты сталкиваются с некоторыми трудностями в процессе освоения данных учебных предметов в электронном формате.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Методы исследования:

1) Анкетирование, в котором приняло участие 100 студентов разных омских вузов (Омский государственный университет путей сообщения, Сибирский юридический университет, Омский государственный технической университет); тест был составлен в Google-формах (https://docs.google.eom/forms/d/e/1FAIpQLScGVgg MuzL1xXiMiX5Oq7nHnLToSns30c6AWqQhwHlmglOS3g/viewform) и включал в себя 10 вопросов разного характера:

а) При изучении русского языка/культуры речи/ деловых коммуникаций и т. д. предлагают ли вам педагоги использовать электронные платформы Moodle, Disrard, Яндекс.учебник, Я-Класс и др. Если да, то какие?

б) При изучении русского языка предлагают ли вам педагоги использовать различные информационные сайты, посвященные русскому языку? Если да, то какие?

в) Для каких целей чаще всего используется электронный формат обучения по русскому языку (освоение теории, тестирование, выполнение упражнений)?

г) В рамках каких видов занятий педагог вам рекомендует обращаться к электронным ресурсам?

д) При выполнении заданий в электронном формате каким средством связи вы чаще всего пользуетесь? и т. д.

2) Система общенаучных методов (синтез, анализ, обобщение, сопоставление, классификация) при описании результатов исследования.

3) Метод статистического подсчета (при анализе ответов студентов).

Результаты исследования / Research results

Опишем результаты проведенного анкетирования.

По итогам тестирования было выявлено, что при изучении русского языка (в самых разных вариантах учебных дисциплин) 73% педагогов предлагают студентам использовать электронные платформы, среди которых преобладающими стали Discord (Омский государственный университет путей сообщения) и Moodle (остальные вузы). Возможно, такая картина объясняется приоритетом вузов или отдельных педагогов. При этом преподаватели гораздо реже предлагают студентам пользоваться тематическими сайтами Интернета (всего 58% из 100). Студенты смогли вспомнить только портал «Грамота.ру» (!!!). Электронный формат обучения используется, по мнению студентов, чаще всего для освоения теории (знакомства с лекциями на платформах) -75%. Чуть реже - для выполнения упражнений (68%), еще реже - для тестирования (50%) (представим результаты в виде диаграммы - см. рисунок).

При этом педагоги сочетают в 53% случаев работу с интернет-источниками в аудитории и при выполнении домашнего задания. Студенты, выполняя задания по Интернету, пользуются в основном телефонами (67%), реже - компьютерами (33%). Объясняют они это удобством, возможностью быстрого доступа в любом месте в любое время. Треть опрошенных, тем не менее, отмечает, что с телефона иногда электронный ресурс работает некорректно, не всю информацию можно увидеть, не все функции сайта использовать. Формулируя пожелания по оптимизации использования электронных ресурсов, студенты высказались в пользу видеоуроков и игр, которых крайне мало или вообще нет в процессе обучения.

Цели, с которыми педагоги рекомендуют студентам обращаться к ресурсам Интернета

при освоении языкового курса

Что же в данном вопросе предлагает нам Интернет? Прежде всего, в качестве самого доступного электронного ресурса Интернет предлагает видеоуроки по различным темам учебных курсов. Выбор здесь богатейший: от школьных коротких и простых занятий, которые можно использовать для повторения вопросов как в аудитории, так и в формате выполнения домашних заданий и самостоятельной работы, до лекций педагогов различных вузов. Для студентов можно подобрать уроки по расширению словарного запаса1, по языковой норме2, по вопросам определения культуры речи3 и т. д. В этом отношении возможности Интернета практически безграничны, особенно если учитывать, что видеоматериалы постоянно обновляются.

Не менее разнообразно представлены учебники и учебные пособия по названным выше учебным дисциплинам (речь идет об изданиях в формате pdf, выложенных в открытом доступе). Сразу скажем, что эти учебники в большинстве своем не новые. Новейшие издания в свободном доступе отсутствуют по понятным коммерческим причинам. Однако даже то, что имеется, может быть использовано весьма продуктивно при правильном подходе педагога. К числу новых наиболее удачных вариантов можно отнести электронную версию учебного пособия свердловского автора А. А. Евтюгиной [31]. Это редкий случай, когда издание 2019 года доступно в полнотекстовом варианте в Сети. В учебном пособии - 21 лекция по разным видам норм литературного языка и особенностям функциональных стилей, а также по разновидностям национального языка, особенностям речевой деятельности, некоторым аспектам публичного выступления и речевому этикету. Учебное пособие весьма полезно, поскольку в тексах лекций много примеров, есть вопросы для самоконтроля, схемы и таблицы, что позволяет использовать его при организации самостоятельного изучения вопросов курса.

1 https://www.youtube.com/watch?v=msJGfuJKM_M&list=PLtVb_Aw7bQu603ZtJ K-v1Aly7RzhKqEac&index=1

2 https://yandex.ru/video/preview/?text=изучаем%20культуру%20речи%20онлайн&path=wizard&parent-reqid=1639133258764729-2986719482894447247-vla1-4636-vla-l7-balancer-8080-BAL-6837&wiz_type=vital&filmId=15122808164256715371

3 https://yandex.ru/video/preview/?text=изучаем%20культуру%20речи%20онлайн&path=wizard&parent-reqid=1639133258764729-2986719482894447247-vla1-4636-vla-l7-balancer-8080-BAL-6837&wiz_type=vital&filmId=6977088666315727930

Из более ранних пособий в Интернете можно найти «Русский язык и культуру речи» В. Н. Руднева (2012), Б. Г. Бобылева (2014), Т. А. Воронцовой (2011), Е. А. Путиловой (2018), лекции по русскому языку и культуре речи Л. М. Райской (2008) и, конечно, ставшие уже классикой учебник И. Б. Голуб (2003) и «Справочник по русской орфографии и пунктуации» В. В. Лопатина. Последний представлен в виде электронного справочника с системой поиска и ссылок4.

Электронная библиотека E-library тоже дает возможность обращения к текстам электронных изданий. Из 1635 источников по запросу «культура речи»5 в открытом полнотекстовом доступе оказалось всего 55 (с 1997 по 2021 год). Среди них есть один учебник, один словарь терминов, один учебно-методический комплекс, один сборник тестов, рабочая тетрадь, 11 практикумов и сборников упражнений и 38 учебных и учебно-методических пособий для самых разных направлений подготовки. В этом перечне - новейшие работы как центральных, так и периферийных изданий: шесть учебных изданий за 2021 год, пять - за 2020-й и пять - за 2019 год.

Если говорить о дисциплине «Деловые коммуникации» (о ее языковом аспекте), то из 429 изданий по соответствующему запросу6 в E-library всего 17 в открытом полнотекстовом доступе и лишь пять - за последние три года. Среди общего перечня изданий 13 учебных пособий, одна рабочая тетрадь и три практикума.

Таким образом, выбор для педагога весьма солидный, чтобы максимально разнообразить учебный процесс и подобрать тексты для освоения теории и выполнения упражнений.

Теоретическую составляющую по вузовским учебным предметам, рассматривающим русский язык как родной в различных его аспектах, можно найти на некоторых сайтах и порталах сети Интернет. Интересен в этом смысле образовательный журнал «ТекстоЛогия.ру»7. На его сайте несколько тематических блоков, в числе которых -«Русский язык» и «Языкознание». Внутри каждого из этих разделов имеются темы, изучаемые в вузе. Так, в разделе «Русский язык» рассматриваются следующие темы: стилистика, культура речи (качества речи, речевой этикет, культура деловой речи, культура делового письма и т. д.), ономастика, диалектология, лексикология и фразеология и т. д. В разделе «Языкознание» есть вопросы, посвященные литературному языку и норме, этимологии, языку и коммуникации, лингвокультурологии.

К числу «теоретических» сайтов можно отнести сайт «Ошибкариум»8. На нем в открытом доступе даются теоретические сведения с изумительно подобранными примерами на разные типы ошибок, возникающих при составлении текстов. Ошибки названы особым образом, чтобы любой читатель (особенно не имеющий специального языкового образования, но стремящийся создавать хорошие тексты) мог разобраться в сути феномена: неясен смыл фразы, падежные цепи, дефисные промахи, неуместное значение, проблемы с кавычками, громоздкий предлог, речевой штамп, ложная сочетаемость и т. д. Под названием ошибки расположено краткое содержание рассматриваемого вопроса, например: тиреит - воспаление синтаксиса, вызванное нехваткой или избытком тире; кривая прямая речь - иногда может запутать, но чаще просто портит впечатление от текста и т. д. Внутри каждого раздела - теория с примерами ошибок и вариантами их исправлений, рекомендации по устранению

4 http://orthographia.ru/orfografia.php

5 https://www.elibrary.ru/query_results.asp

6 https://elibrary.ru/query_results.asp?pagenum=1

7 https://www.textologia.ru/

8 https://lapsus.timuroki.ink/

ошибки; перечень источников, в которых можно о ней еще что-нибудь почитать; небольшого объема задания для самопроверки.

Справочную теоретическую информацию можно найти на сайте «RusskiPro.ru»9. К спорным вопросам орфографии, грамматики, орфоэпии (в т. ч. нормам ударения) приводится подробное объяснение правила и достаточное количество примеров.

Некоторые теоретические вопросы изучения культуры речи отражены на сайте «Профессор Знаев». Сайт содержит информацию по следующим темам: «Орфоэпические нормы», «Морфологические нормы», «Синтаксические нормы», «Социальные варианты русского языка», «Стили русского литературного языка», «Точность речи и лексика русского языка», «Текст и его основные признаки»10. Теория представлена в достаточном объеме. В дополнение к ней на сайте есть две языковые игры: «Шесть таинственных слонов»11 и «Найди общий конец»12. Обе игры направлены на активизацию лексикона и могут разнообразить процесс обучения, если использовать их в качестве домашнего задания или примера для составления аналогичных упражнений.

Кроме теоретического материала и упражнений, достаточно часто Интернет позволяет организовать тестирование в рамках вузовских учебных предметов, связанных с освоением русского языка и культуры речи, в самых разных вариантах. Прежде всего, скажем о сайте "Online Test Pad"13, на котором предлагается целая серия тестов по темам рассматриваемых дисциплин: «Стили речи» (19 вопросов на время, вопросы теоретического и практического плана), «Речевые нормы» (10 вопросов на лексические нормы, ответов всегда несколько в пределах одного вопроса, дается по 30 секунд на каждый ответ), «Русский язык и культура речи» (в тесте 20 вопросов, ответы на которые можно давать в течение 40 минут), «Зачет по дисциплине "Русский язык и культура речи"» (в тесте 20 вопросов с одним вариантом ответов, вопросы и по теории и практического плана), «Интерактивный тест по русскому языку и культуре речи» (20 вопросов с одним правильным вариантом ответа), «Русская лексика с точки зрения употребления» (всего восемь вопросов с тесте на поиск архаизмов, историзмов, неологизмов, профессионализмов, диалектизмов; тест выполняется на время, строго отведенное для ответа на каждый вопрос), «Словообразовательные нормы» (семь вопросов), «Практическая работа по теме "Лексика"» (10 вопросов, большинство из которых предполагает множественный выбор и соотнесение различных вариантов, в инструкции к тесту отмечено, что он адресован студентам СПО, однако его можно применять и в вузе, поскольку рассматриваются такие явления, как паронимы, тавтология, плеоназм, неологизмы, фразеологизмы, лексические ошибки, синонимы), «Язык и культура» (10 вопросов с одним вариантом ответа по темам «Средства выразительности», «Эмоционально-оценочная лексика», «Антропонимика» и «Топонимика»), «Славянские языки: такие похожие и такие разные» (тест на расширение кругозора, требует дополнительных знаний не только русскому языку, но и по другим славянским языкам: польскому, белорусскому, чешскому, болгарскому), «Говори правильно!» (11 вопросов по орфоэпическим и акцентологическим нормам). Итак, в тестах от 7 до 20 вопросов, которые предполагают и только один, и несколько вариантов ответов. Часть тестов ограничена во времени (ограничивается и ответ на каждый вопрос, и работа над тестом в целом). По итогам выполнения тестов можно получить результаты на свою электронную почту, увидеть ошибки и узнать свое место среди всех выполнивших тест.

9 https://russkiypro.ru/

10 http://znaew.ru/teoreticheskie-znaniya/kultura-rechi

11 http://znaew.ru/index.php/yazykovye-igry/2784-golovolomka-shest-tainstvennykh-slonov

12 http://znaew.ru/index.php/yazykovye-igry/2786-igra-najdite-obshchij-konets

13 https://onlinetestpad.com/ru/tests/culture-of-speech

Большой тест по культуре речи есть на сайте «ОНЛАЙН ТЕСТЫ»14. В тесте имеется возможность выбора уровня сложности (очень легкий, легкий, средний, тяжелый, очень тяжелый), количества вопросов (до 121) и количества вариантов ответов (до семи). На этом же сайте есть тесты «Стилистика русского языка», «Русский язык и культура речи», «Культура речи и деловое общение». Все тесты снабжены описанными возможностями. Здесь же на странице можно ознакомиться со всеми вариантами ответов и даже скачать их. Поэтому работа с этими тестами продуктивна в плане самоподготовки и самопроверки.

Интересные возможности для тестирования дает сайт "Gee Test"15. На нем есть тесты для тренировки и для контроля. Есть возможность предварительного просмотра вопросов и правильных ответов, выбора количества вопросов (до 100) и времени выполнения каждого из них (можно выбрать вариант «без ограничений» или установить время от 10 секунд до 10 минут).

Самый большой тест размещен на сайте "Testserver.pro". В нем 257 вопросов, из которых программа произвольно выбирает только 20. При этом на странице сайта можно посмотреть все вопросы базы (без ответов!!!), что повышает дидактические возможности теста. Его можно очень продуктивно использовать для контроля по дисциплине. При решении теста программа позволяет сразу увидеть, ошиблись ли вы или нет, отвечая на каждый вопрос последовательно (а не в финале теста). Отметим, что часть вопросов - на орфографические нормы и определение частей речи. Это несколько осложняет выполнение заданий, поскольку обычно орфография и морфология (в школьном варианте) не входят в вузовский стандарт.

Кроме учебников и тестов, Интернет предлагает сайты, на которых можно найти весь комплекс материалов по русскому языку и культуре речи: и теорию, и задания для самоконтроля, и тесты. В этом отношении интересен портал "RusOlimp"16. Авторы ресурса разработали информационные блоки по различным темам: история языка, фонетика, орфография, морфемика, лексика, морфология, синтаксис, пунктуация. Внутри каждого блока 1) теория, разбитая на микротемы и снабженная электронным содержанием и гиперссылками; 2) задания (с ответами) для самопроверки; 3) контрольные вопросы, оформленные в виде теста. Кроме того, на сайте есть блок олимпиадных заданий. Использовать его можно при условии, что педагог будет самостоятельно проверять ответы обучающихся. Сайт прекрасно структурирован, и, хотя рассчитан на школьников, на нем есть информация, востребованная в рамках вузовских языковых курсов.

К числу подобных сайтов можно отнести сайт «Культура письменной речи. Русский язык и литература»17. На нем расположен солидный теоретический материал по различным проблемам культуры речи (государственный язык Российской Федерации, виды норм, стилистика, орфоэпия, лексикология и фразеология, статьи по вопросам языкового пуризма, созданию неологизмов, заимствованиям и т. д.). Отдельно рассматриваются виды ошибок: речевые (лексические, фразеологические, употребление устаревших и диалектных слов, многословие и неполнота высказывания), фактические, логические, грамматические и синтаксические. Представлен большой блок тестов и заданий по паронимам, омонимии частей речи, стилистике, лексике. При

14 https://oltest.ru/tests/russkiy_yazyk/russkiy_i_kultura_rechi/

15 https://geetest.ru/tests/russkiy_yazyik_i_kultura_rechi/testing

16 http://rusolimp.kopeisk.ru/

17 http://gramma.ru/

выполнении теста сразу можно проверить каждый ответ, а значит, такой тест можно использовать как обучающий, а не только как контрольный. Кроме того, разработаны кроссворды по синонимам и антонимам (в пяти вариантах каждый). Бланки кроссвордов можно скачать вместе с ответами. На сайте имеется интересный раздел «Зона отдыха», в котором рассматриваются различные темы и вопросы:

- «Язык мой...» - собраны примеры ошибок, приводящих к двусмысленности или каламбуру: начинаем заканчивать, ловкость рук и никакого мошенства, витязь в тигровой шубе и т. д.

- «Что написано пером» - представлены ошибки из школьных сочинений. Ошибки этих двух разделов можно использовать в качестве материала для анализа или контрольной работы.

- Онлайн-конкурсы, например конкурс на создание собственных афоризмов.

В разделе «Словари» отражены редкие лексикографические ресурсы: словари имен и фамилий, географических названий, названий жителей и слов с прописной буквы. Внутри словаря фамилий даются правила склонения и возможность, применив эти правила в специальной мини-программе, узнать, склоняется фамилия или нет. Это великолепная тренировка одного из сложных вопросов русской грамматики.

Еще один сайт, содержащий самые разные ресурсы по русскому языку - «Культура - здесь и сейчас». Внутри раздела «Русский язык» можно найти сведения о роли русского языка как языка межнационального общения, о функциях русского языка в современном мире, о заимствованиях в русском языке, о ненормативной лексике, структуре текста, о риторике18. В архиве рубрики - статьи о функциональных стилях, деловой беседе, о тропах и фигурах речи, о качествах правильной речи, о норме и ее разновидностях. На сайте среди множества кроссвордов есть несколько интереснейших на языковые темы. Первый посвящен нормам и ошибкам в речи, другой называется «Русский язык: функции, изменения и заимствования», остальные - в архиве: «Определите троп, фигуру», «Разговорный стиль речи», «Публицистический стиль речи», «Официально-деловой стиль речи», «Научный стиль речи», «Культура речи», «Риторика». Все кроссворды заполняются онлайн, что делает их удобными в использовании и на занятии, и в качестве домашней работы. Крое того, среди ресурсов сайта обнаруживается видеокомикс «Как Костя публицистический стиль учил»19. Комикс одновременно юмористический и информативный. Он адресован школьникам, но содержательно может быть использован и в рамках вузовских курсов.

Стоит сказать о сайтах, предлагающих для обучающихся различные учебные курсы по русскому языку (как родному). Обычно такие курсы коммерческие, однако мы нашли те, которые любой желающий может пройти бесплатно. Так, на сайт «Верные слова» есть бесплатный урок «Как работать в национальном корпусе русского языка?»20, диктанты с автоматической проверкой на разные правила орфографии. Но самое важное, что позволяет разнообразить обучение родному языку и культуре речи, на сайте есть языковые игры: 1) игра для школьников и студентов «Всегда вместе» (в игре необходимо подбирать существительные к прилагательным так, чтобы одно существительное сочеталось сразу со всеми прилагательными) - это игра на значение слов, на соблюдение лексических норм; в нее можно играть вдвоем; 2) «Канареечный,

18 http://velikayakultura.ru/category/russkiy-yazyk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 http://velikayakultura.ru/v-pomozsh-uchitelu/videokomiks-publiczisticheskij-stil

20 https://vsrussian.com/courses

сумасшедший, дешевы» - игра на подбор синонимов, она расширяет словарный запас и предполагает двух игроков; 3) «Найди ключ» - игра на развитие логики, активизацию пассивного словарного запаса, на знание омонимов и развитие лингвокреа-тивности21. Все игры бесплатные.

Среди бесплатных и качественно сделанных курсов по культуре речи - одноименный курс Елены Васильевны Динер, размещенный на портале "Stepik"22. Внутри курса, который сама автор называет электронным учебником, текстовые и видеоматериалы, презентации, набор контрольных заданий и тестов для отработки изученного материала. Курс имеет положительные отзывы пользователей, в нем 33 урока, три часа видео и 45 текстов.

Кроме всего перечисленного, обратим внимание на имеющиеся в Интернете языковые онлайн-игры. Двадцать несложных, но интересных языковых игр предложено на сайте «Русский ONLINE». Среди них есть такие, которые можно использовать в курсе «Русский язык и культура речи»23. Это игры на определение значения фразеологизмов и восстановление их формы («Восстанови значение фразеологизма», «Значение фразеологизма», «Помогите Незнайке разобраться с русскими фразеологизмами», «Сломанные фразеологизмы»), игра на поиск несклоняемых существительных («Слова-шпионы»).

Заключение / Conclusion

В целом, как показал наш анализ, Интернет богат на материалы, которые можно использовать при электронном обучении русскому языку в рамках вузовских дисциплин. Это и теоретические информационные сайты, и блоки внутри порталов, и тесты, упражнения, игры, кроссворды, обучающие бесплатные курсы по культуре речи. В большинстве своем студенты и не подозревают о таких возможностях, что, к сожалению, обедняет процесс изучения учебного предмета, делая его шаблонным и скучным. Интернет-ресурсы можно использовать как на занятии, так и при выполнении домашнего задания и самостоятельной работы. Тематические информационные материалы можно применять в качестве источника лекционной информации. Разработанные на сайтах тесты - использовать как для самоконтроля и самопроверки, так и для итогового контроля по темам или дисциплине в целом. Разнообразить обучение можно обращением к языковым играм (одиночным и командным), решением кроссвордов, составлением по аналогии собственных игровых контекстов и кроссвордов. Иными словами, ресурсы Интернета позволяют максимально разнообразить процесс обучения, оптимизировать его, расширить представление студентов о родном языке, заинтересовать их. Пока, как показали результаты опроса, возможности электронного обучения педагоги используют очень ограниченно и однообразно, замыкаясь в обращении к образовательным платформам для выкладывания лекционного материала и тестирования студентов.

Ссылки на источники / References

1. Ossokina D. O. Smith O. On the experience of English e-learning terminology frame modeling // Humaniti Space.

- 2021. - Т. 10. - № 7. - P. 939-949.

21 https://vsrussian.com/games

22 https://stepik.org/course/57294/promo

23 https://russkiyonline.com/balalayka/intellektualnye-igry/

2. Saad S. Alamri. The Use of OUP E-learning System in Teaching English Language in the Preparatory Year at the University of Dammam, Issues and Challenges // Design, User Experience, and Usability: Novel User Experiences. 5th International Conference, DUXU 2016, Held as Part of HCI International 2016, Toronto, Canada, July 17-22, 2016, Proceedings, Part II. - Toronto, 2016.

3. Chia-ling Hsu, Ai-ling Wang, Yuh-chang Lin. Remedial English e-Learning Study in Chance Building Model // Computational Collective Intelligence. Technologies and Applications. Second International Conference, ICCCI 2010, Kaohsiung, Taiwan, November 10-12, 2010, Proceedings, Part II. - Kaohsiung, 2010.

4. Simonova I. Autonomous Collaborative e-Learning in English for Specific Purposes // Digital Transformation for a Sustainable Society in the 21st Century. 18th IFIP WG 6.11 Conference on e-Business, e-Services, and e-Society, I3E 2019, Trondheim, Norway, September 18-20, 2019, Proceedings. - Trondheim, 2019.

5. Гарцов А. Д. Электронная лингводидактика в системе инновационного языкового образования: дис. ... д-ра пед. наук. - M., 2009. - 398 с.

6. Хаджиев Р. M. Электронная лингводидактика в обучении русскому языку // EUROPA SCIENCE. - 2020. - № 3 (52). - С. 42-44.

7. Альджалут К. В. Электронная лингводидактика в обучении русскому языку как иностранному // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2018. - № 2 (98). - С. 141-148.

8. Kalita O., Gartsov A., Pavlidis G., Nanopoulos P. Supporting and Consulting Infrastructure for Educators during Distance Learning Process: The Case of Russian Verbs of Motion // Engineering Applications of Neural Networks 14th International Conference, EANN 2013, Halkidiki, Greece, September 13-16, 2013 Proceedings, Part II. - Halkidiki, 2013.

9. Архипова А. И., Кратова Т. Ю. Структура электронного образовательного ресурса «Технологии инновационной компьютерной дидактики в обучении русскому языку» // Школьные годы. - 2013. - № 49. - С. 37-44.

10. Ляско Ю. А., Mаслова А. M., Смирнова Л. Ю. MOODLE как средство обучения русскому языку как иностранному: философия и принципы построения электронной образовательной среды // Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного: материалы Mеждунар. науч.-практ. конф. - M.: Mmy, 2019. - С. 252-256.

11. Болокина Г. А. Mетодические аспекты использования электронных пособий в обучении младших школьников русскому языку // Hаука и образование: проблемы и тенденции развития: материалы Mеждунар. науч.-практ. конф. (20-21 декабря 013 г., Уфа). - Уфа: Исследовательский центр информационно-правовых технологий, 2013. - С. 307-312.

12. Берзина Д. А. Использование электронных образовательных ресурсов в обучении русскому языку и литературе // Педагогическое образование на Алтае. - 2013. - № 1. - С. 90-96.

13. Прутко H. И. Электронные учебные пособия по русскому языку как эффективные формы обучения // Вопросы педагогики. - 2019. - № 7-1. - С. 92-98.

14. Тимофеева Е. Ю. Электронный образовательный курс «Русский язык и культура речи» как форма интерактивного обучения: структура и содержание // Инновационное развитие профессионального образования. -2019. - № 4 (24). - С. 40-44.

15. Павельева Т. И. Электронная форма учебника как средство обучения русскому языку // XVIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященная 25-летию со дня образования Технического института (филиала) СВФУ. - Hерюнгри: Изд-во ТИ СВФУ, 2017. - С. 372-376.

16. Щепакина H. Е. Mетодические рекомендации по использованию электронных учебно-методических комплексов в процессе обучения русскому языку // Ученые записки ИИО РАО. - 2007. - С. 76-82.

17. Логинова H. Э., Боринос H. В. Технологии электронного обучения в работе учителя русского языка при организации подготовки к единому государственному экзамену // Mодели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества: сб. X Hикулинских чтений (Омск, 17 марта 2016 г.). - Омск: ОмГА, 2016. - С. 56-61.

18. Баженова Т. Е. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку с использованием электронных средств обучения // Русская словесность. - 2006. - № 1. - С. 61-67.

19. Гац И. Ю. Электронные тексты - средство оценивания уровня читательской грамотности обучающихся // Теоретические и методологические проблемы обучения современному русскому языку: материалы Mеж-регион. конф. - M.: Mro^ 2020. - С. 14-17.

20. Скрябина О. А. Цифровые технологии и настоящее и будущее урока русского языка // Современные технологии в преподавании русского языка: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - M.: MПГУ, 2020. - С. 88-93.

21. Mаев И. А., Жильцов В. А. К вопросу об использовании учебно-игровых мобильных приложений как вида тренажера в обучении русскому языку // Филологический класс. - 2021. - № 1. - Т. 26. - С. 293-307.

22. Калымбетова H. П. Использование электронного плаката в процессе обучения русскому языку // Сборник конференций HИЦ Социосфера. - 2013. - № 9. - С. 335-337.

23. Раёва Электронный ресурс «1С: Школа» как средство обучения на уроках русского языка // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - Т. 1. - № 5. - С. 69-72.

24. Кротова А. Г. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «История и методика обучения русскому языку как иностранному»: структура и содержание // Языковое образование в вузе: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (03-04 марта 2016 г., Новосибирск). - Новосибирск: НГТУ, 2016. - С. 193-198.

25. Валиева Г. Д. Электронное учебно-методическое пособие «Методика обучения родному (башкирскому) языку», предназначенное для студентов по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» профилям: «Родной (башкирский) язык и литература, русский язык», «Родной (башкирский) язык и литература, иностранный язык», «Родной (башкирский) язык и литература, история» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образования». - 2016. - № 12 (91). - С. 162.

26. Тимофеева Е. Ю. Указ. соч.

27. Пиневич Е. В., Скорикова Т. П., Орлов Е. А., Петрова Г. М. К проблеме моделирования высокоэффективной информационно-образовательной среды обучения русскому языку // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в неязыковом вузе: материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конф. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2021. - С. 221-228.

28. Магомедова Т. И. Методический потенциал электронной образовательной платформы MOODLE в процессе формирования русскоязычной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургской академии МВД России. - 2019. - № 3 (57). - С. 117-121.

29. Кузьмина К. А. Онлайн форум как интерактивная форма обучения и контроля // Влияние новейших технологий Влияние новейших технологий, СМИ и Интернета на образование, язык и культуру: материалы II Все-рос. (с междунар. участием) науч.-практ. студ. конф. - М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2021. - С. 260-271.

30. Пометелина С. М. О возможности использования «Онлайн-курса по русскому языку с электронными диктантами» в преподавании дисциплин «Русский язык и культура речи» студентам нефилологических специальностей // #ТОТСБОРНИК: сб. науч. тр. по материалам Тотального диктанта. - Новосибирск: СибГУПС, 2018. - С. 207-210.

31. Евтюгина А. А. Русский язык и культура речи: курс лекций: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. - 269 с. - URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/28751/1/978-5-8050-0669-3.pdf.

1. Ossokina, D. O. & Smith, O. (2021). "On the experience of English e-learning terminology frame modeling", Humaniti Space, t. 10, № 7, pp. 939-949 (in English).

2. Saad S. Alamri (2016). "The Use of OUP E-learning System in Teaching English Language in the Preparatory Year at the University of Dammam, Issues and Challenges", Design, User Experience, and Usability: Novel User Experiences. 5th International Conference, DUXU 2016, Held as Part of HCI International 2016, Toronto, Canada, July 17-22, 2016, Proceedings, Part II (in English).

3. Chia-ling Hsu, Ai-ling Wang, Yuh-chang Lin (2010). "Remedial English e-Learning Study in Chance Building Model", Computational Collective Intelligence. Technologies and Applications. Second International Conference, ICCCI2010, Kaohsiung, Taiwan, November 10-12, 2010, Proceedings, Part II (in English).

4. Simonova, I. (2019). "Autonomous Collaborative e-Learning in English for Specific Purposes", Digital Transformation for a Sustainable Society in the 21st Century. 18th IFIP WG 6.11 Conference on e-Business, e-Services, and e-Society, I3E 2019, Trondheim, Norway, September 18-20, 2019, Proceedings (in English).

5. Garcov, A. D. (2009). Elektronnaya lingvodidaktika v sisteme innovacionnogo yazykovogo obrazovaniya [Electronic lin-guodidactics in the system of innovative language education]: dis.... d-ra ped. nauk, Moscow, 398 p. (in Russian).

6. Hadzhiev, R. M. (2020). "Elektronnaya lingvodidaktika v obuchenii russkomu yazyku" [Electronic linguodidactics in teaching the Russian language], EUROPA SCIENCE, № 3 (52), pp. 42-44 (in Russian).

7. Al'dzhalut, K. V. (2018). "Elektronnaya lingvodidaktika v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu" [Electronic linguodidactics in teaching Russian as a foreign language], Vestnik CHuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta im. I. Ya. Yakovleva, № 2 (98), pp. 141-148 (in Russian).

8. Kalita, O., Gartsov, A., Pavlidis, G. & Nanopoulos, P. (2013). "Supporting and Consulting Infrastructure for Educators during Distance Learning Process: The Case of Russian Verbs of Motion", Engineering Applications of Neural Networks 14th International Conference, EANN 2013, Halkidiki, Greece, September 13-16, 2013 Proceedings, Part II (in English).

9. Arhipova, A. I. & Kratova, T. Yu. (2013). "Struktura elektronnogo obrazovatel'nogo resursa "Tekhnologii innovacion-noj komp'yuternoj didaktiki v obuchenii russkomu yazyku" [The structure of the electronic educational resource "Technologies of innovative computer didactics in teaching the Russian language"], Shkol'nye gody, № 49, pp. 37-44 (in Russian).

10. Lyasko, Yu. A., Maslova, A. M. & Smirnova, L. Yu. (2019). "MOODLE kak sredstvo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu: filosofiya i principy postroeniya elektronnoj obrazovatel'noj sredy" [MOODLE as a means of teaching Russian as a foreign language: philosophy and principles of building up an electronic educational environment], Sovremennaya paradigma prepodavaniya i izucheniya russkogo yazyka kak inostrannogo: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., MGPU, Moscow, pp. 252-256 (in Russian).

11. Bolokina, G. A. (2013). "Metodicheskie aspekty ispol'zovaniya elektronnyh posobij v obuchenii mladshih shkol'nikov russkomu yazyku" [Methodological aspects of electronic manuals use in teaching Russian to primary school children], Nauka

i obrazovanie: problemy i tendencii razvitiya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (20-21 dekabrya 013 g., Ufa), is-sledovatel'skij centr informacionno-pravovyh tekhnologij, Ufa, pp. 307-312 (in Russian).

12. Berzina, D. A. (2013). "Ispol'zovanie elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v obuchenii russkomu yazyku i literature" [The use of electronic educational resources in teaching Russian language and literature], Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae, № 1, pp. 90-96 (in Russian).

13. Prutko, N. I. (2019). "Elektronnye uchebnye posobiya po russkomu yazyku kak effektivnye formy obucheniya" [Electronic textbooks on the Russian language as effective forms of learning], Voprosy pedagogiki, № 7-1, pp. 92-98 (in Russian).

14. Timofeeva, E. Yu. (2019). "Elektronnyj obrazovatel'nyj kurs "Russkij yazyk i kul'tura rechi" kak forma interaktivnogo obucheniya: struktura i soderzhanie" [Electronic educational course "Russian language and speech culture" as a form of interactive learning: structure and content], Innovacionnoe razvitieprofessional'nogo obrazovaniya, № 4 (24), pp. 40-44 (in Russian).

15. Pavel'eva, T. I. (2017). "Elektronnaya forma uchebnika kak sredstvo obucheniya russkomu yazyku" [Electronic form of the textbook as a means of teaching the Russian language], XVIII Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya mo-lodyh uchenyh, aspirantov istudentov, posvyashchennaya 25-letiyu so dnya obrazovaniya Tekhnicheskogo instituta (filiala) SVFU, Izd-vo TI SVFU, Neryungri, pp. 372-376 (in Russian).

16. Shchepakina, N. E. (2007). "Metodicheskie rekomendacii po ispol'zovaniyu elektronnyh uchebno-metodicheskih kom-pleksov v processe obucheniya russkomu yazyku" [Guidelines for the use of electronic educational and methodological complexes in the process of teaching the Russian language], Uchenye zapiski IIO RAO, pp. 76-82 (in Russian).

17. Loginova, N. E. & Borinos, N. V. (2016). "Tekhnologii elektronnogo obucheniya v rabote uchitelya russkogo yazyka pri organi-zacii podgotovki k edinomu gosudarstvennomu ekzamenu" [E-learning technologies in the work of a Russian language teacher in the organization of preparation for the unified state exam], Modeli uchastiya grazhdan vsocial'no-ekonomicheskoj zhiznirossijskogo obshchestva: sb. XNikulinskih chtenij (Omsk, 17marta 2016 g.), OmGA, Omsk, 2016, pp. 56-61 (in Russian).

18. Bazhenova, T. E. (2006). "Podgotovka k EGE po russkomu yazyku s ispol'zovaniem elektronnyh sredstv obucheniya" [Preparation for the Unified State Exam in Russian using electronic learning tools], Russkayaslovesnost', № 1, pp. 61-67 (in Russian).

19. Gac, I. Yu. (2020). "Elektronnye teksty - sredstvo ocenivaniya urovnya chitatel'skoj gramotnosti obuchayushchihsya" [Electronic texts as a means of assessing the level of reading literacy of students], Teoreticheskie i metodologicheskie problemy obucheniya sovremennomu russkomu yazyku: materialy Mezhregion. konf., MGOU, Moscow, pp. 14-17 (in Russian).

20. Skryabina, O. A. (2020). "Cifrovye tekhnologii i nastoyashchee i budushchee uroka russkogo yazyka" [Digital technologies and the present and future of the Russian language lesson], Sovremennye tekhnologii vprepodavanii russkogo yazyka: sb. materialovmezhdunar. nauch.-prakt. konf., MPGU, Moscow, pp. 88-93 (in Russian).

21. Maev, I. A. & Zhil'cov, V. A. (2021). "K voprosu ob ispol'zovanii uchebno-igrovyh mobil'nyh prilozhenij kak vida trenazhera v obuchenii russkomu yazyku" [On the use of educational and gaming mobile applications as a type of simulator in teaching the Russian language], Filologicheskij klass, № 1, t. 26, pp. 293-307 (in Russian).

22. Kalymbetova, N. P. (2013). "Ispol'zovanie elektronnogo plakata v processe obucheniya russkomu yazyku" [Using an electronic poster in the process of teaching the Russian language], Sbornik konferencij NICSociosfera, № 9, pp. 335-337 (in Russian).

23. (2016). "Rayova Elektronnyj resurs "1S: Shkola" kak sredstvo obucheniya na urokah russkogo yazyka" [Electronic resource "1C: School" as a means of teaching in Russian language lessons], Razvitie sovremennogo obrazovaniya: teoriya, metodika ipraktika, t. 1, № 5, pp. 69-72 (in Russian).

24. Krotova, A. G. (2016). "Elektronnyj uchebno-metodicheskij kompleks po discipline "Istoriya i metodika obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu": struktura i soderzhanie" [Electronic educational and methodological complex on the subject "History and methods of teaching Russian as a foreign language": structure and content], Yazykovoe obrazovanie v vuze: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (03-04 marta 2016 g., Novosibirsk), NGTU, Novosibirsk, pp. 193-198 (in Russian).

25. Valieva, G. D. (2016). "Elektronnoe uchebno-metodicheskoe posobie "Metodika obucheniya rodnomu (bashkirskomu) yazyku", prednaznachennoe dlya studentov po napravleniyu podgotovki 44.03.05 "Pedagogicheskoe obrazovanie" profi-lyam: "Rodnoj (bashkirskij) yazyk i literatura, russkij yazyk", "Rodnoj (bashkirskij) yazyk i literatura, inostrannyj yazyk", "Rodnoj (bashkirskij) yazyk i literatura, istoriya" [Electronic educational and methodological manual "Methods of teaching native (Bashkir) language", for students in the area of training 44.03.05 "Pedagogical education" specialization: "Native (Bashkir) language and literature, Russian language", "Native (Bashkir) language and literature, foreign language", "Native (Bashkir) language and literature, history"], Hroniki ob"edinennogo fonda elektronnyh resursov "Nauka i obrazovaniya", № 12 (91), p. 162 (in Russian).

26. Timofeeva, E. Yu. (2019). Op. cit.

27. Pinevich, E. V., Skorikova, T. P., Orlov, E. A. & Petrova, G. M. (2021). "K probleme modelirovaniya vysokoeffektivnoj infor-macionno-obrazovatel'noj sredy obucheniya russkomu yazyku" [On the issue of modeling a highly effective information and educational environment for teaching the Russian language], Aktual'nye problemy lingvistiki i lingvodidaktiki v neyazy-kovom vuze: materialy 4-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Moscow MGTU im. N. E. Baumana, pp. 221-228 (in Russian).

28. Magomedova, T. I. (2019). "Metodicheskij potencial elektronnoj obrazovatel'noj platformy MOODLE v processe formiro-vaniya russkoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov yuridicheskogo profilya" [Methodological potential of MOODLE electronic educational platform in the process of Russian-language communicative competence formation among Law majors], Vestnik KaliningradskogofilialaSankt-Peterburgskoj akademii MVD Rossii, № 3 (57), pp. 117-121 (in Russian).

29. Kuz'mina, K. A. (2021). "Onlajn forum kak interaktivnaya forma obucheniya i kontrolya" [Online forum as an interactive form of training and control], Vliyanie novejshih tekhnologij Vliyanie novejshih tekhnologij, SMIiInternetana obrazovanie, yazykikul'turu: materialy II Vseros. (s mezhdunar. uchastiem) nauch.-prakt. stud. konf., Moscow REUim. G. V. Plekhanova, pp. 260-271 (in Russian).

30. Pometelina, S. M. (2018). "O vozmozhnosti ispol'zovaniya "Onlajn-kursa po russkomu yazyku s elektronnymi diktantami" v prepodavanii disciplin "Russkij yazyk i kul'tura rechi" studentam nefilologicheskih special'nostej" [On the possibility of using the "Russian language online course with electronic dictations" in teaching the disciplines "Russian language and culture of speech" to students of non-philological specialties], #TOTSBORNIK: sb. nauch. tr. po materialam Total'nogo dik-tanta, SibGUPS, Novosibirsk, pp. 207-210 (in Russian).

31. Evtyugina, A. A. (2019). Russkij yazyk i kul'tura rechi [Russian language and culture of speech]: kurs lekcij: ucheb. posobie, Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, Ekaterinburg, 269 p. Available at: https://elar.rsvpu.ru/bit-stream/123456789/28751/1/978-5-8050-0669-3.pdf (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.