Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, ТЕХНОЛОГИИ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ'

ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, ТЕХНОЛОГИИ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Китновская Ольга Валерьевна

Электронное голосование является новым, активно развивающимся направлением избирательного процесса в современной России, так как в настоящее время возрастает интерес к применению информационно-коммуникационных технологий при проведении голосования. В данной статье рассматриваются организационно-правовые основы введения данного вида голосования, а также особенности проведения эксперимента по применению дистанционного электронного голосования на региональных выборах в современных условиях развития цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, ТЕХНОЛОГИИ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ»

Библиографический список

1. Выборы в местные Советы депутатов Республики Беларусь двадцать восьмого созыва (сборник электоральной статистики) [Электронный ресурс]. - URL: https://rec.gov.by/uploads/folderForLinks/ elections-ms28-itogi.pdf.

2. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11.02.2000 № 370-3 (ред. от 04.06.2015) [Электронный ресурс]. - URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk0000370.

3. Сведения о результатах голосования 9 августа 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: https://rec.gov.by/files/2020/gol_itog.pdf.

4. Об утверждении Устава города Минска: решение Минского городского Совета депутатов от 26.06.2001 № 193 [Электронный ресурс]. - URL: https://minsk.gov.by/ru/freepage/minsk/ustav/.

5. Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-3 (ред. от 17.07.2020). - URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h11100300.

6. О нормативных правовых актах: Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З [Электронный ресурс]. - URL: https ://pravo .by/document/?guid=3871&p0=H 11800130.

УДК 342.843.5

Ольга Валерьевна Китновская

Электронное голосование в современной России: правовые основы, технологии и эксперименты

Аннотация. Электронное голосование является новым, активно развивающимся направлением избирательного процесса в современной России, так как в настоящее время возрастает интерес к применению информационно-коммуникационных технологий при проведении голосования. В данной статье рассматриваются организационно-правовые основы введения данного вида голосования, а также особенности проведения эксперимента по применению дистанционного электронного голосования на региональных выборах в современных условиях развития цифровых технологий.

Ключевые слова: цифровизация, электронное голосование, дистанционное электронное голосование, комплексы для электронного голосования.

Активное внедрение информационно -коммуникационных технологий в различные демократические процессы и институты на современном этапе сформировало общественный запрос на модернизацию

избирательного процесса и расширение возможностей реализации избирателями своего активного избирательного права. Одним из важных направлений совершенствования электоральных процедур является введение электронного голосования.

В современной научной литературе понятие электронного голосования является многоаспектным и рассматривается в двух смыслах: широком и узком. Электронное голосование в широком понимании определяется как «совокупность информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих процесс волеизъявления граждан, основанных на принципах электронного управления» [1], а также как «средство для осуществления (правовая форма реализации) демократии в электронной форме» [2]. В узком смысле электронное голосование рассматривается как «средство или способ проведения голосования на выборах» [1].

Впервые термин «электронное голосование» был введен в российское избирательное законодательство Федеральным законом от 21.07.2005 № 93-Ф3 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты» [3]. Под электронным голосованием понимается «голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием технического средства» [4].

Вместе с тем в научной литературе в зависимости от места проведения различают два вида электронного голосования: удаленное (дистанционное) электронное голосование (онлайн-голосование), а также неудаленное (стационарное) электронное голосование [5], которое характеризуется тем, что выборы проводятся в помещении для голосования, как и при традиционном голосовании, но с использованием специальных технических средств - без применения бумажного избирательного бюллетеня.

Такой вид электронного голосования достаточно давно знаком российской практике проведения выборов. В качестве электронного устройства для голосования на избирательных участках применяется специальное техническое средство - комплекс для электронного голосования (КЭГ). В России применение опытных образцов комплексов для электронного голосования началось с октября 2006 г. при проведении региональных выборов в Новгородской области и Саратовской области [6].

Новым этапом развития комплексов для электронного голосования стало включение в конце 2018 г. Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в реализацию федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», результатом которой

является цифровизация избирательного процесса в срок до декабря 2021 г. [7].

Центральной избирательной комиссией Российской Федерации был разработан инновационный проект - создание цифровых избирательных участков - специальных площадок для голосования избирателей с применением комплексов электронного голосования.

Федеральным законом от 23.05.2020 № 154-ФЗ в законодательство был введен термин «дистанционное электронное голосование» (ДЭГ), под которым понимается «голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения» [8].

Эксперимент по проведению ДЭГ начался в 2019 г. на выборах, проводимых в городе Москве. Федеральным законом от 29.05.2019 № 103-Ф3 «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» было предусмотрено тестовое использование современных технологий по ДЭГ на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва в нескольких одномандатных избирательных округах [9]. ДЭГ осуществлялось избирателями с помощью специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы, без использования бюллетеня на бумажном носителе.

Первые успешные результаты проведения электронного голосования позволили продолжить проведение эксперимента. 23 мая 2020 г. был принят Федеральный закон № 152-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве» [11], которым предусматривается проведение эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления в 2020-2021 г. в городе федерального значения Москве.

Кроме того, постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27.07.2020 № 261/1924-7 было определено проведение в единый день голосования 13 сентября 2020 г. дистанционного электронного голосования на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в Курской и Ярославской областях [12]. Порядок дистанционного электронного голосования был также утвержден Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Для участия в дистанционном электронном голосовании был создан специальный портал в сети Интернет, где избиратель проходил процедуры идентификации и аутентификации.

Таким образом, в современных условиях особую актуальность приобретает вопрос разработки правовых и организационных основ дистанционного электронного голосования, позволяющего обеспечить реализацию избирателями своего активного избирательного права вне зависимости от их места жительства, фактического места нахождения или иных обстоятельств, оказывающих влияние на их участие в выборах.

В настоящее время правовое регулирование ДЭГ в России в основном осуществляется на подзаконном уровне с использованием методики эксперимента. Кроме того, введение нового способа голосования вызвало активное практическое и научное обсуждение в среде научной общественности, политологов, электоральных юристов, организаторов выборов. В целом, данный механизм оценивается положительно, так как он имеет значительные преимущества: возможность выбора данной формы голосования как альтернативы традиционному порядку голосования; способ замены институтов досрочного голосования и открепительного удостоверения; создание наиболее комфортных условий голосования для избирателя вне зависимости от места его нахождения, в любое удобное для него время с использованием различных мобильных устройств.

Библиографический список

1. Антонов Я.В. Электронное голосование и электронная демократия: правовые основы развития и взаимодействия [Электронный ресурс]. -URL: http://www.st-petersburg.izbirkom.ru/etc/5a.doc.

2. Антонов Я.В. Конституционно-правовые перспективы развития электронной демократии в современной России // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 9.

3. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2005 № 93-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 30. - Ст. 3104.

4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru.

5. Матренина К.Ю. Проблемы сопровождения электронного голосования на выборах: российский и зарубежный опыт // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 1.

6. О результатах применения Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при подготовке и

проведении выборов в субъектах Российской Федерации 8 октября 2006 года: Постановление ЦИК России от 21.11.2006 № 190/1194-4 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cikrf.ru/activity/docs/ posta-novleniya/23660/.

7. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление», утвержденный президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9 [Электронный ресурс]. - URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-tsifrovoe-gosudarstvennoe-upravlenie.pdf.

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.05.2020 № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 21. - Ст. 3233.

9. О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва: Федеральный закон от 29.05.2019 № 103-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2019. -№ 22. - Ст. 2659.

10. О готовности избирательных комиссий к проведению выборов в единый день голосования 13 сентября 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cikrf.ru/news/cec/47346/.

11. О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве: Федеральный закон от 23.05.2020 № 152-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 21. - Ст. 3231.

12. О проведении дистанционного электронного голосования на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам 13 сентября 2020 года: Постановление ЦИК России от 27.07.2020 № 261/1924-7 [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЦИК России.

13. Постников А.Е. Конституционная модель политической системы России в условиях развития «цифрового общества» // Журнал российского права. - 2020. - № 5.

14. Goldsmith, B., Ruthrauff, H. Implementing and overseeing Electronic voting and counting technologies. - USA: The National Democratic Institute, 2013. - 310 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.