УДК 324
DOI 10.25688/2078-9238.2021.38.2.04
Л. В. Королева
Электронное голосование в политическом процессе современной России: проблемы и выводы
В статье на основе анализа электронного голосования в западных странах, в Москве, исследования, проведенного на платформе ВЦИОМа и Центра политической конъюнктуры, Федерального закона «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве» предпринята попытка выделения основных проблем дистанционного волеизъявления граждан, с которыми РФ уже столкнулась и может столкнуться в будущем. К этим проблемам относятся: техническая подготовленность регионов и обеспечение безопасности электронных выборов, эмоциональная сторона голосования и постоянное информационное и идеологическое воздействие в процессе голосования, изменение самой сущности выборов.
Ключевые слова: дистанционное электронное голосование; онлайн-опрос; алгоритм онлайн-голосования; бумажный бюллетень; технология интернет-голосования; информационная безопасность.
Мировая пандемия COVID-19 заставила человечество семимильными шагами войти в новую цифровую реальность, начать быстро к ней приспосабливаться и учиться в ней выживать. За прошедший, 2020 г. мы вынуждены были освоить ранее незнакомые массовому потребителю нормы, знания и навыки, среди которых особое место принадлежит электронному голосованию на выборах любого уровня власти, поскольку именно от него зависит стабильность и мирное существование любого государства и общества. Только сейчас приходится говорить уже не о традиционном варианте гражданского волеизъявления, а об электронных выборах и о тех проблемах и последствиях, которые уже вызваны дистанционным голосованием, в частности в нашей стране. Все это и определило задачи данной статьи.
Роль избирательной системы и избирательного процесса на протяжении столетий всегда была колоссальной, ибо в результате выборов государства приходили в упадок или же стабилизировались. Однако условия изменились и вектор истории свернул в сторону виртуального цифрового пространства, заставив пересмотреть все накопленное в доселе неизменной (или почти неизменяемой с середины XIX века) системе выборов. С рождением цифрового государства родилась и новая их форма — электронные выборы. Пока еще
© Королева Л. В., 2021
сложно говорить о том, смогут ли они заменить полностью реальные выборы, однако проблемы интернет-голосования уже ясно выкристаллизовываются. По нашему мнению, их следует разделить на следующие направления:
1. Техническое оснащение выборов и возможность применять технологию интернет-голосования.
2. Правовая и информационная защита избирательных участков, избирателей, всех участников избирательного процесса, результатов выборов от внутренних и внешних вторжений.
3. Постоянное информационное и идеологическое воздействие в процессе голосования (возможность мгновенно получать онлайн-информацию об избирателях и избираемых, которая неизбежно повлияет на самого голосующего, в результате он может изменить свое мнение, отказаться от голосования и пр.).
4. Эмоциональная сторона голосования (одно дело — голосование на избирательном участке, другое — наедине с компьютером (т. е. бесконтрольно, под постоянным информационным и идеологическим воздействием социальных сетей), выборы — это определенный ритуал, а в условиях дистанционного голосования ритуал исчезает, и т. д.).
5. Изменение сущности выборов.
Остановимся на пункте 5, поскольку суть остальных в целом ясна, а указанный пункт показывает отличие реального от виртуального голосования.
Интернет является результатом глобального мироощущения, которое работает по своим особым правилам и форматам: быстро, незатратно, всеохватно, доступно, понятно, стандартно. Поэтому сейчас для получения любой информации, обратной связи используют тесты, опросы. Вполне вероятно, что и голосование будет восприниматься как цифровой опрос, а некоторые уже его так и воспринимают. При традиционном голосовании избиратель отдает свой бюллетень за конкретного человека, которому он доверяет и которому он вверяет управление государством, да и в некотором роде собой. Опрос же не влечет за собой никакой ответственности. Например, в настоящий момент граждане Эстонии в течение дня голосования могут изменить свой выбор до закрытия участков. Данное право, конечно же, отвечает вкусам либералов всех мастей, но такое положение вещей абсурдно, ибо указывает на сомнение в собственном выборе самого избирателя. А если большинство голосующих по дистанту будут сомневаться и так и не проголосуют? Тогда голосование может и вовсе не состояться. К чести европейцев хочется заметить, именно и поэтому европейские государства не желают вводить у себя электронные выборы. А еще потому, что онлайн-голосование легче фальсифицировать, чем бумажный бюллетень; наконец, данное голосование не всем понятно и доступно. В этом сполна убедились за 10 лет эксперимента ФРГ, Ирландия, Нидерланды, которые по указанным причинам вынуждены были отказаться от голосования по дистанту и вновь вернуться в своей политической практике к обычным выборам.
Превращение традиционного голосования в онлайн-опрос, по нашему мнению, может произойти и при делегировании собственного голоса третьему лицу, а сегодня все к этому идет. В таком случае можно ли говорить о демократическом волеизъявлении на выборах? Подтверждением тому становится в разных странах актуализация голосования по почте. Более того, о такой форме голосования начинают говорить и у нас. Возможно, для стран с высоким уровнем политической культуры и гражданского самосознания голосование по почте вполне уместно (Австралия, США). Но именно сфальцифицированные результаты голосования по почте на последних президентских выборах в США стали одной из главных причин неслыханных массовых волнений в этой стране.
Во-вторых, из наблюдений за очередной президентской кампанией в США в конце 2020 года выясняется следующее: в ходе постоянных разбирательств по поводу фальсификаций выборов в пользу Д. Байдена избирательный штаб Д. Трампа установил, что автоматизированные системы для подсчета голосов, предоставленные канадской компанией Dominion Voting Systems (2000 машин использовались по всей стране), были запрограммированы только на подсчет голосов, подданных за Джо Байдена. Таким образом, сами электронные системы не только не могут сохранять информацию, но и способны ее фальсифицировать.
В-третьих, дистанционное голосование постепенно девальвирует прежние способы и формы организации избирательной кампании, например уже не актуален «день тишины», вряд ли будет необходимым голосование на дому, досрочное голосование; возможно, и экзитпол постепенно потеряет всякий смысл, уже сейчас исчезает дух выборов, объединяющий граждан, реальное гражданское единение в выборный период и т. д.
Наконец, на онлайн-выборах сложно установить технический и правовой контроль за всеми участниками избирательного процесса, и прежде всего за самими избирателями. Уже есть множество примеров, когда избиратель голосует по нескольку раз (непосредственно и дистанционно) за разных кандидатов или же за одного и того же. Кроме прочего, невозможно не сказать и о самом критическом развитии ситуации, когда через социальные сети во время выборов бесконтрольно и спонтанно организуются боевые группы для создания революционной ситуации под лозунгами якобы фальсификации выборов. Так проходили и проходят все цветные революции («арабская весна» — 2011 г., Беларусь — осень 2020 г., Киргизия, Армения — 2020-2021 гг. и т. д.), обязательным пунктом подготовки которых стоит работа с населением через социальные сети во время избирательной кампании.
Из всего вышеприведенного следует, что электронное голосование несет в себе огромное количество проблем, которые либо пока нерешаемы, либо решить их можно по истечении определенного времени. Об этом постоянно напоминают как реальные политические события (президентские выборы в США в ноябре 2020 г.), так и действия политиков и вовлеченного в политические игры по всему миру населения.
Тем не менее к сегодняшнему дню уже обозначился ряд стран, активно использующих системы e-voting, предназначенные для проведения интерактивных выборов через Интернет, — это Великобритания, Эстония, Бразилия, Филиппины. Более того, в Эстонии уже треть населения на протяжении десяти лет голосует дистанционно. Благодаря мировой пандемии коронавируса число таких стран значительно возрастает. В их числе оказалась и Россия.
Самое первое онлайн-голосование на территории РФ проводилось в Москве еще в сентябре 2018 г. на выборах в Мосгордуму в трех городских округах. В федеральном же масштабе оно было внедрено во время проведения референдума по поправкам к Конституции РФ с 25 июня по 1 июля 2020 г. Первоначально такой формат был осуществлен только для жителей Москвы и Нижегородской области. Затем онлайн-голосование было апробировано в сентябре 2020 г. на дополнительных выборах депутатов Госдумы по одномандатным округам в Курской и Ярославской областях [1]. Совершенно понятно, что пандемия COVID-19 только ускорила внедрение новых электронных технологий в политический процесс современной РФ. Государство было вынуждено обратиться к онлайн-голосованию, поскольку откладывать поправки в Конституцию РФ стало просто невозможно (первоначально референдум был назначен на апрель, но эпидемиологическая ситуация осложнялась и пришлось его перенести на 1 июля 2020 г.). Для этого Президент РФ подписал 23 мая 2020 г. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения внесены в ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», они предусматривают возможность голосования через Интернет на всех уровнях выборов. В этот пакет законодательных актов также вошел Федеральный закон от 23 мая 2020 г. № 152-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве», который и позволил провести тестирование нового формата голосования в столице.
Суть этого закона заключается в следующем. Во-первых, в нем дается определение понятию «дистанционное электронное голосование», под которым понимается «голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы» [6: ст. 2]. Во-вторых, прописываются условия проведения эксперимента: гражданство РФ и регистрация в Москве, обладание активным избирательным правом (достижение 18 лет) [6: ст. 3, п. 2], подача заявления для участия в электронном голосовании [6: ст. 3, п. 5]. Закон также разрешает отозвать заявление и снова его подать в случае необходимости и не лишает избирателя его права принять участие в голосовании в общем порядке в соответствии с правилами, т. е. с использованием бумажного бюллетеня [6: ст. 3, п. 5, 7]. Указанные процедуры осуществляются «с использованием специального программного обеспечения регионального портала
государственных и муниципальных услуг города Москвы» [6: ст. 3, п. 6]. Особо закон отмечает «процедуру идентификации избирателя и обеспечения тайны голосования» [6: ст. 3, п. 10]. Так же, как и при обычном волеизъявлении, формируется участковая избирательная комиссия по дистанционному электронному голосованию, которая проводит интернет-голосование в срок не ранее чем за пять дней до дня голосования и не позднее момента окончания голосования [6: ст. 3, п. 4]. Таким образом, внешняя форма проведения электронного волеизъявления отличается от обычного голосования, но по сути пока остается прежней.
Электронный формат первоначально был применен в тестовом режиме с 18 по 19 июня 2020 г. (всего один день), и в нем приняли участие 77 тысяч жителей Москвы, хотя подали заявки 1,14 млн человек. Алгоритм голосования был следующим:
1) подача заявления об участии в онлайн-голосовании через сайт госуслуг;
2) получение сообщения — приглашения в виде СМС об участии в проверке работоспособности системы;
3) получение пятизначного цифрового кода;
4) введение кода в специальное поле;
5) получение допуска к электронному бюллетеню;
6) голосование и отправка результата;
7) появление надписи на экране: «Спасибо, ваш голос учтен».
Организаторы этого тестирования заявили, что оно прошло успешно, сбои
системы наблюдались, но не были заметны для самих участников, так как специалисты вовремя их устраняли [5]. Электронное голосование, проходившее в сентябре в Курской и Ярославской областях, также принесло положительные итоги. Форма гражданского волеизъявления тоже почти не отличалась от Москвы. Так, по данным ЦИК, явка на дистанционное электронное голосование в Курской области составила 90,59 %, в Ярославской области — 91,54 % [4].
Стоит сказать и о том, что после появления правовых документов, обеспечивающих возможность проведения дистанционных выборов, и их обсуждения в парламенте 19 мая 2020 г. ВЦИОМ и Центр политической конъюнктуры провели совместное исследование отношения россиян к возможности голосования через Интернет, а также изучили сценарии применения этой электронной технологии. В результате их исследований выяснилось, что 69 % россиян по-прежнему отдают предпочтение традиционному способу волеизъявления, 23 % респондентов выбрали бы электронное голосование, только 2 % опрошенных проголосовали бы при помощи почты [7]. Тем не менее в исследовании постоянно подчеркивалась следующая мысль: если бы представилась такая возможность, то 51 % россиян проголосовали бы через Интернет, а 46 % — не стали бы голосовать таким способом [7]. Отсюда авторы исследования делают вывод о том, что большинство населения желает участвовать в избирательной системе дистанционно.
Если брать демографический срез опроса, то выясняется, что наибольший уровень поддержки голосования через Интернет фиксируется в возрастной группе от 18 до 34 лет (понятно и ожидаемо), а те, кто против электронного голосования, — это мужчины (55 %), респонденты в возрасте от 35 до 44 лет (53 %) или же старше 60 лет (53 %), а также оценивающие свое материальное положение как плохое или очень плохое (55 %) [7].
Итоги представленного социологического опроса ожидаемы и предсказуемы; правда, организаторы исследования весьма оптимистичны в отношении молодого поколения, считая, что благодаря интернет-технологиям оно станет электорально активным, а вследствие демографических причин и смены поколений число сторонников электронного голосования будет якобы только увеличиваться. Вряд ли такое произойдет даже в ближайшее время, поскольку молодой электорат прежде всего нуждается в политическом образовании и воспитании, а не только в умении пользоваться гаджетами. Пока же по-прежнему большинство населения предпочитает выборы посредством бумажных бюллетеней и посещения избирательных участков. Стоит напомнить и о том, что от выборов к выборам постоянно снижается активность населения, принимающего в них участие, особенно это касается муниципального уровня, поэтому Россия за последние годы стала показывать практически такую же низкую электоральную посещаемость, как на Западе [2].
Большую проблему представляет и то, что 51 % опрошенных прямо указывают причину своего голосования через Интернет: если бы представилась такая возможность. К сожалению, возможность представляется не каждому и не только по поводу голосования, а по поводу школьного дистанционного обучения, электронных заявок на получение первичной медицинской помощи, элементарных социальных благ, так как обеспеченность Интернетом разительно отличается в каждом регионе страны. Поэтому весьма поспешно делать выводы о скорой победе онлайн-голосования у нас в России. Практически о том же говорила глава ЦИК Э. А. Памфилова в интервью «Российской газете» 11 февраля 2021 года: «Мы не собираемся — даже в страшном сне это не снится — заменять им (дистанционным электронным голосованием) традиционное голосование. Традиционные формы базовые, незыблемые, мы их будем совершенствовать в техническом плане, но они останутся главными. А дистанционное электронное голосование — дополнительное, мы создаем для наших избирателей возможность выбора, а не подменяем одно другим» [3]. В этом же интервью глава Центральной избирательной комиссии заявила, что на очередных выборах в Государственную думу в сентябре этого года будет расширен круг регионов, в которых могут пройти онлайн-выборы. Ориентировочно назывались: Чечня, Подмосковье, Ставрополье, Калининградская область, Москва и Севастополь. Кроме того, Элла Памфилова обозначила критерии отбора регионов для электронного голосования: количество пользователей Интернета в регионе, количество зарегистрированных на портале госуслуг, готовность региональных общественных палат обеспечить наблюдение за дистанционным голосованием, качество
интернет-связи и пр. [3]. Также глава Центризбиркома отметила большую настороженность и недоверие избирателей к новой форме голосования.
Итак, реальная жизнь уже сейчас поставила перед российским обществом множество проблем, связанных с онлайн-выборами. Главными из них, по нашему мнению, являются: техническая подготовленность регионов и обеспечение безопасности электронных выборов. Сегодня только Эстония с населением 1 329 460 человек способна обеспечить всем своим гражданам возможность дистанционного голосования. Для РФ это нереально по причине низкого качества и доступности Интернета в разных регионах, наличия компьютера и разницы в навыках работы с ним, невозможности организовать пока еще надежную информационную безопасность избирательной системы по всей стране, подготовленности самой избирательной системы и населения в целом к новой форме гражданского голосования.
Литература
1. Галимова Н., Кузнецова Е. Электронный бюллетень расширяет прописку [Электронный ресурс]. Дата публикации: 11.11.2020 // Новости дня в России и мире — РБК. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/11/12/5faaa5539a79477d4ad2e216/ (дата обращения: 23.02.2021).
2. Королева Л. В. Формы прямого участия граждан в местном самоуправлении России // Молодёжные практики в современном обществе: междисциплинарный диалог: монография. М.: МГПУ, 2018. С. 54-55.
3. Мисливская Г. Бюллетень на выбор [Электронный ресурс] // Российская газета. 2021. 11 февраля. № 8380. URL: https://rg.ru/2021/02/10/cik-nazval-kriterii-otbora-regionov-dlia-uchastiia-v-onlajn-golosovanii.html/ (дата обращения: 23.02.2021).
4. Самохин А., Мошкин М. Триединый день голосования меняет систему выборов [Электронный ресурс]. Дата публикации: 10.09.2020 // Электронное периодическое издание Взгляд.ру. URL: https://vz.rU/poHtics/2020/9/10/1059722.html (дата обращения: 23.02.2021).
5. Сибиряков И. Тестирование системы электронного голосования прошло успешно // Звездный бульвар. 2020. 25 июня № 686. С. 6.
6. Федеральный закон от 23 мая 2020 г. № 152-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве» [Электронный ресурс]. Дата публикации: 25.05.2020 // Система ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73960092/ (дата обращения: 23.02.2021).
7. Электронное голосование: новые технологии меняют электоральные привычки: блог ВЦИОМ [Электронный ресурс]. Дата публикации: 29.05.2020 // Яндекс Дзен — блоги увлеченных людей. URL: https://zen.yandex.ru/media/ id/5de646fed4f07a00ac1bed70/elektronnoe-golosovanie-novye-tehnologii-meniaiut-elektoralnye-privychki-5ed0a5a71cc2ac6b0e6ceaeb/ (дата обращения: 22.02.2021).
Literatura
1. Galimova N., Kuzneczova E. Elektronnyj byulleten' rasshiryaet propisku [Elektronnyj resurs]. Data publikacii: 11.11.2020 // Novosti dnya v Rossii i mire — RBK.
URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/11/12/5faaa5539a79477d4ad2e216/ (data obrash-heniya: 23.02.2021).
2. Koroleva L. V. Formy' pryamogo uchastiya grazhdan v mestnom samoupravlenii Rossii // Molodyozhny'e praktiki v sovremennom obshhestve: mezhdisciplinarny'j dialog: monografiya. M.: MGPU, 2018. S. 54-55.
3. Mislivskaya G. Byulleten' na vy'bor [E'lektronny'j resurs] // Rossijskaya gazeta. 2021. 11 fevralya. № 8380. URL: https://rg.ru/2021/02/10/cik-nazval-kriterii-otbora-re-gionov-dlia-uchastiia-v-onlajn-golosovanii.html/ (data obrashheniya: 23.02.2021).
4. Samoxin A., Moshkin M. Triediny'j den' golosovaniya menyaet sistemu vy'borov [E'lektronny'j resurs]. Data publikacii: 10.09.2020 // E'lektronnoe periodicheskoe izdanie Vzglyad.ru. URL: https://vz.ru/politics/2020/9/10/1059722.html (data obrashheniya: 23.02.2021).
5. Sibiryakov I. Testirovanie sistemy' e'lektronnogo golosovaniya proshlo uspesh-no // Zvezdny'j bul'var. 2020. 25 iyunya № 686. S. 6.
6. Federal'ny'j zakon ot 23 maya 2020 g. № 152-FZ «O provedenii e'ksperimenta po organizacii i osushhestvleniyu distancionnogo e'lektronnogo golosovaniya v gorode federal'nogo znacheniya Moskve» [E'lektronny'j resurs]. Data publikacii: 25.05.2020 // Sistema GARANT. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73960092/ (data obrashheniya: 23.02.2021).
7. E'lektronnoe golosovanie: novy'e texnologii menyayut e'lektoral'ny'e privy'chki: blog VCIOM [E'lektronny'j resurs]. Data publikacii: 29.05.2020 // Yandeks Dzen — blogi uvlechenny'x lyudej. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5de646fed4f07a00ac1bed70/ elektronnoe-golosovanie-novye-tehnologii-meniaiut-elektoralnye-privychki-5ed0a5a71c-c2ac6b0e6ceaeb/ (data obrashheniya: 22.02.2021).
L. V. Koroleva
Electronic Voting in the Political Process of Modern Russia: Problems and Conclusions
In the article based on the analysis of e-voting in Western countries, in Moscow, of a study conducted on the platform of the Polls and the political conjuncture, the Federal Law "On conducting an experiment on the organization and implementation of remote evo-ting in the Federal city of Moscow," an attempt to highlight the main problems of remote vote of the citizens, with whom Russia has faced and may face in the future. These problems include: the technical readiness of the regions and ensuring the security of electronic elections, the emotional side of voting and the constant informational and ideological influence in the voting process, changes in the very essence of elections.
Keywords: remote electronic voting; online poll; online voting algorithm; paper ballot; Internet voting technology; information security.