ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
А.А. Кузнецов, канд. юрид. наук, доцент Е.А. Дубинец, студент
Российский государственный университет правосудия, Северо-Кавказский филиал (Россия г. Краснодар)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-4-3-91-95
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы электронного голосования. Описывается дистанционное электронное голосование, как голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения. Делается вывод, что электронное голосование значительно упростит проведение выборов, но это не значит, что цифровая система заменит государственные выборы в традиционном понимание, она станет дополнением к сложившейся системе.
Ключевые слова: электронное голосование, демократия, выборы, референдум, система электронного голосования.
Право граждан избирать и быть избранными установлено в статье 32 Конституции РФ [1]. Референдум является одним из способов выражения власти россиян, также к институтам непосредственной демократии, прописанных в важнейшим законе государства, относят свободные выборы. Через данные институты демократии граждане страны могут выразить свое мнение по политическим и организационным вопросам, вершить будущее свое и страны.
В статье пятнадцатой Конституции РФ закреплено превосходство действия международного права над нашей системой законодательства. В международных актах данное политическое право выражено в ч. 3 ст. 21 Всеобщей декларация прав человека, путем провозглашения волеизъявление народа основой власти правительства.
Право участвовать во всенародном голосовании конкретизировано нормами Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации, законов субъектов РФ о референдумах в них и местных референдумах [2].
Право свободного волеизъявления (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) развивается также в Федеральном законе № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который закреп-
ляет основы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, а также принцип состязательности граждан при реализации пассивного избирательного права [3]. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Нельзя оказывать влияние на российского гражданина, с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, либо какими-либо действиями воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Сегодня для выборов и референдума могут быть использованы информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг», иные государственные информационные системы, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, а также дистанционное электронное голосование. В ст. 2 ФЗ №-67 описывается дистанционное электронное голосование, как голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения. По изменениям, одобренными в первом чтении, внесенными в ФЗ №-67, на всех уровнях дистанционное электронное голосование будет осуществляться только с использованием ГАС «Выборы» или других сертифицированных государственных ин-формсистем [4]. В качестве эксперимента впервые технология была опробована на
выборах в 2016 г. в Государственную Думу, а во всероссийском масштабе - во время общероссийского голосования по поправкам в Конституцию в июне - июле 2020 г. [5].
Существуют несколько проблем применения онлайн-голосования повсеместно. Одной из важнейших является то, что не вся территория России окутана сетью интернет и не у всех граждан есть возможность приобрести технику (компьютеры, телефоны), а ведь главное условие демократии - реализация всеобщего избирательного права. По данным Федеральная служба государственной статистики (Рос-стат) в городской местности доступ к интернету отсутствует у 24% домохозяйств, а в сельских населенных пунктах - у 43,5% [6]. Конечно, правительство РФ знает об этой проблеме и активно ее решает. По национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ от 4 июня 2019 г. №7, к 2024 г. доступ к сети интернет будет иметь 97% домохозяйств страны [7]. Поэтому можно сделать вывод, что в скором времени все граждане страны смогут реализовать право избирать дистанционно.
Но становление России «цифровым государством» не прекращает дискуссии о необходимости введения повсеместно электронного голосования. У большинства противников «электронной демократии» опасения вызывает нарушение правовых принципов на тайное голосование, поскольку будет невозможность проследить, как происходит процесс голосования, и контроль за волеизъявлением избирателей, закрепленных в ст. 7 ФЗ-67 [3].
Большие сомнения вызывает вопрос контроля системы на всей территории страны. Вопрос избегания ситуаций «двойного голосования» также насущен. Ведь необходимо проследить, чтобы никто не голосовал с разных устройств. Так, например, Коломейцев Н.В., депутат государственной думы от КПРФ, яростный противник электронного голосования, настаивает, что данная система открывает возможность неконституционного захвата
власти, так как невозможно полностью проконтролировать электронную систему, вся власть у разработчиков. Иными словами, электронные голоса можно назвать несуществующими, так как их легко исправить. Депутат этой же фракции Бессонов В.И. преподносит нам очень интересный тезис. Система интернет разработана в США - значит влияние на выборы Америки будет 100%, в плоть до блокировки системы. Также не исключается возможность массовых фальсификация итогов голосования. Конечно, все эти опасения есть, но программисты пытаются найти выход из ситуации.
Например, когда было апробирование системы электронного голосования по поправкам в Конституцию РФ, правительство предоставило возможность взлома системы, счастливчикам, которым это удалось, получили бы 2 млн рублей. Но система была настолько хорошо защищена, что никто не смог взломать ее [8]. Опасения Коломейцева и Бессонова реальны, но разработчики системы онлайн-
голосования смогут не допустить данного вида вторжения.
Говоря о соблюдении принципов тайного голосования, стоит упомянуть мысль Антонова, которая заключается в том, что при недостаточно развитом уровне демократической и правовой культуры возникает потребность в создании тайны голосования. Когда-нибудь у нас в стране будет открытое голосование, в котором будет участвовать граждане активные и сознательные, способные брать ответственность за свои решения, определяющие судьбу государства [9].
Немаловажной проблемой является вопрос доверия избирателей к электронной системе. Не все граждане России «хорошо знакомы с цифровыми технологиями», поэтому довольно сложно объяснить «рядовому избирателю» процесс электронного голосования. Данную проблему можно решить путем трансформации информации в общедоступную, чтобы не только официальные документы («пассивная прозрачность»), но и сведения о процедурах и предстоящих событиях в демократической жизни государства («активная прозрач-
ность») мог каждый гражданин России прочитать [9].
Поскольку Россия огромная страна, простирается на огромных просторах, в разных часовых поясах, то проблема координации стоит остро. Например, на выборах в 2021 в Государственную Думу при подсчете онлайн-голосов возникла задержка, поэтому результаты не опубликовали вовремя. В мэрии данную оплошность объяснили существованием опции отложенного голосования, что затормозило процесс. Данные оплошности необходимо решить для успешной реализации достоверности и оперативности выборов и референдума.
Существует опасность агитации в социальных сетях, что приведет к изменению политических сил в стране. Определенные партии будут набирать голоса за счет тех субъектов Федерации, где сосредоточено наибольшее число активных пользователей дистанционного голосования. Данная проблема трудно решается и требует четкого контроля за социальными сетями, который осуществлять практически невозможно.
Следующей проблемой является сомнения избирателей, что они что-то решают в стране, в значимости их политического мнения. Данные о явке избирателей свидетельствуют о низкой активности населения. По данным Российской газеты явка граждан на выборы в Госдуму составила 45,15 процента [10]. На парламентские выборы в 2016 году явка составила 47,77% [11]. Как видим с каждым годом желание граждан участвовать на выборах снижается. Электронное голосование может изменить данную тенденцию путем внесения изменений в избирательный процесс. Из данных известно, что системой электронного голосования пользуется в основном молодежь, которая не очень сознательно ходит на выборы, поэтому популяризация системы электронной демократии поможет точнее представить соотношение политических сил в стране.
Не смотря на проблемы и недостатки системы электронного голосования в ней
заложены огромные перспективы развития. Ученные Постникова А.Е. и Павлуш-кина А.В. высказывают мнение, что внедрение системы дистанционного электронного голосования может привести к весьма значительной экономии бюджетных средств [12], но на первичных этапах развития системы будут огромные затраты. Например, известно из закона о федеральном бюджете на 2021-2023 гг., что для предстоящих выборов президента выделено 19,8 млрд. руб. [13]. Сегодня эту сумму предлагают повысить, теперь она составит 33,2 млрд. руб. Из этого можно сделать вывод, что правительство поддерживает идею развития электронного голосования, и планируется расширение формата электронного голосования в 2024 г.
Онлайн-голосование удобно тем, что можно не ходить на избирательные участки, а реализовать свое право избирать, находясь, где угодно. Особенно комфортно будет гражданам, проживающих в труднодоступных и отдаленных местах России.
Электронное голосование - экологично. Например, согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии для выборов Президента РФ было изготовлено 111 425 443 бюллетеней [14]. Это огромное количество.
Таким образом, электронное голосование значительно упростит проведение выборов - процесс голосования, подсчет голосов, но это не значит, что цифровая система заменит государственные выборы в традиционном понимание, она станет дополнением к сложившейся системе.
Дистанционное голосование только первый шаг к грандиозному проекту внедрения новых демократических процедур: «электронное правительство», «электронный парламент», принятие политических решений путем электронного голосования. Установление электронной демократии поспособствует развитию гражданского общества и политической активности граждан в решении различных социально важных вопросов.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, №31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.07.2004, № 27, ст. 2710.
3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, № 24, ст. 2253.
4. Федеральный закон "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" от 10.01.2003 № 20-ФЗ (последняя редакция). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_40419/
5. Электронная газета «Ведомости». Матвиенко оценила возможность электронного голосования на выборах президента от 22 сентября 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2021/09/22/887771-matvienko-otsenila-vozmozhnost-elektronnogo-golosovaniya-na-viborah
6. Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 25 октября 2017 г. № 107/890-7 «О количестве и сроках изготовления избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71699350/
7. Паспорт национального проекта Национальная программа Цифровая экономика Российской Федерации (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_328854/
8. Электронная Российская газета. Собянин рассказал о попытках взлома системы электронного голосования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2020/06/30/reg-cfo/sobianin-rasskazal-o-popytkah-vzloma-sistemy-elektronnogo
9. Антонов Я.В. Электронная демократия и электронное голосование: конституционно-правовое измерение // Российский юридический журнал. - 2016. - №5 (110). - С. 106.
10. Электронная Российская газета. Выбрали вместе. № 214 (8565). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.profkiosk.ru/922528
11. Официальный сайт Газеты Интерфакс. ЦИК обнародовала последние на понедельник результаты выборов в Госдуму. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.Interfax.ru/russia/528954
12. Павлушкин А.В., Постников А.Е. Правовой механизм дистанционного электронного голосования // Журнал российского права. - 2009. - №11 (155). - С. 5-13.
13. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 08.12.2020 № 385-ФЗ (последняя редакция) / Российская газета, №280 // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pravo.gov.ru.
14. Официальный сайт Газеты Интерфакс. ЦИК обнародовала последние на понедельник результаты выборов в Госдуму. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.Interfax.ru/russia/528954
ELECTRONIC VOTING: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
A.A. Kuznetsov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor E.A. Dubinets, Student
Russian State University of Justice, North Caucasian branch (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article deals with the problems and prospects of electronic voting. Remote electronic voting is described as voting without the use of a ballot, made on paper, using special software. It is concluded that electronic voting will greatly simplify the conduct of elections, but this does not mean that the digital system will replace state elections in the traditional sense, it will become an addition to the existing system.
Keywords: electronic voting, democracy, elections, referendum, electronic voting system.