Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ. ДИСТАНЦИОННОЕ И СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ С ПОЗИЦИЙ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ'

ЭЛЕКТРОННОЕ. ДИСТАНЦИОННОЕ И СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ С ПОЗИЦИЙ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1406
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / BLENDED LEARNING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / EDUCATIONAL PARADIGM / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стариченко Борис Евгеньевич, Семенова Ирина Николаевна, Слепухин Александр Владимирович

В статье рассматривается понятийный аппарат различных видов обучения в высшей школе в контексте сопоставления характеристик электронного, дистанционного и смешанного обучения и дисциплинарной матрицы современной «инфокоммуникационной» образовательной парадигмы; определяется сущность электронного обучения; анализируется влияние информационнокоммуникационных технологий на взаимодействие участников образовательного процесса вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стариченко Борис Евгеньевич, Семенова Ирина Николаевна, Слепухин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC, DISTANCE AND BLENDED LEARNING INFOCOMMUNICATION FROM THE POINT OF EDUCATIONAL PARADIGM

The article discusses the conceptual apparatus of different kinds of learning in higher education in the context of comparing the characteristics of the electronic, distance and blended learning and modern disciplinary matrix "infocomm" educational paradigm; determined by the nature of e-learning; analyzes the impact of information and communication technologies on the interaction of participants in the educational process of the university.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ. ДИСТАНЦИОННОЕ И СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ С ПОЗИЦИЙ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Б.Е. Стариченко, И.Н. Семенова, А.В. Слепухин

ЭЛЕКТРОННОЕ, ДИСТАНЦИОННОЕ И СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

С ПОЗИЦИЙ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Статья подготовлена в рамках выполнения работ по госзаданию МОиН РФ 2014/392, проекты 1942 и 2039.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционное обучение, смешанное обучение, образовательная парадигма, информационно-коммуникационные образовательные технологии.

Аннотация: В статье рассматривается понятийный аппарат различных видов обучения в высшей школе в контексте сопоставления характеристик электронного, дистанционного и смешанного обучения и дисциплинарной матрицы современной «инфокоммуникационной» образовательной парадигмы; определяется сущность электронного обучения; анализируется влияние информационно-коммуникационных технологий на взаимодействие участников образовательного процесса вуза.

Социально-политические и экономические процессы неизбежно приводят к изменениям в сфере образования. Такие тенденции мирового образования, как трансформация, непрерывность, переход к концепции развития личности, интеграция и др. [17] с одной стороны, а с другой - развитие современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и включение их в образовательный процесс обусловливают ряд принципиально новых в образовании XXI века идей реализации электронного, дистанционного и смешанного обучения. Современные педагогические технологии и, в частности, технологии электронного, дистанционного и смешанного обучения, призваны реализовать личностно ориентированный подход в обучении и направлены на развитие индивидуальных ресурсов обучающихся. При этом возникают задачи исследования дидактических возможностей рассматриваемых видов обучения, их методологических основ и условий реализации, а также построения методик и технологий обучения. Исходя из системно-деятельностного подхода, целесообразно рассмотреть соответствие электронного, дистанционного и смешанного обучения характеристикам «современной» (в терминологии [14]) «инфокоммуникационной» (в терминологии [2]) парадигмы обучения. При этом будем следовать позиции Т. Куна (автора парадигмального подхода [7]) - рассматривать образовательную парадигму как исходную концептуальную схему, модель постановки проблем и их решений, методов исследования, преобладающих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

педагогический журнпл епшиортостпнп ы 6(55). во14 &§5§Ж1

Целесообразность перехода к парадигме обучения, соответствующей запросам информационного общества обосновывается в работах российских ученых: З.И. Васильевой, Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунского, А.А. Кузнецова, В.Г. Кинелева, В.С. Меськова, В.М. Монахова, В.В. Лукина, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Л.Г. Сандаковой, Б.Е. Стариченко, А.Н. Тихонова, В.П. Тихомирова, А.П. Тряпицыной, Н.В. Чекалевой и многих других. По мнению современных исследователей, «инфокоммуникационная» парадигма обучения определяется совокупностью следующих факторов: распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на все сферы жизни и деятельности общества; увеличение информационных потоков и постоянное обновление информации -все это требует умений работы с информацией (поиск, отбор, обработка и т. д.). К тому же реализация принципа «образование в течение всей жизни», интенсивное развитие средств и способов коммуникации, расширение глобальной сети Интернет, развитие единого открытого информационного пространства предполагают также и готовность к дистанционному «инфокоммуникационному» взаимодействию как элементу конкурентоспособности будущего специалиста.

Внедрение парадигмы обучения, основанной на использовании ИКТ, подтверждается принятием решений на государственном уровне; ростом научно-педагогических исследований в области электронной, дистанционной и смешанной форм обучения; тенденцией создания прикладных программных продуктов для среднего общего и высшего образования. Вместе с тем, в теории и практике обучения в высшей школе остается нерешенным ряд педагогических, методических, технологических и организационных проблем, относящихся к «дисциплинарной матрице» современной, или «инфокоммуникационной», образовательной парадигмы (в терминологии Т. Куна [7]); при этом «матрица» образована упорядоченными элементами различного рода, а видовое отличие - «дисциплинарная» -принадлежность ученых-исследователей к определенной дисциплине.

Изложенное обусловливает необходимость уточнения понятийно-категориального аппарата рассматриваемых видов обучения с позиции методологии дисциплинарной матрицы. Для этого приведем сопоставительный обзор подходов к определению упомянутых видов обучения.

Понятийный аппарат традиционного, электронного, дистанционного, смешанного обучения. Подходы отечественных педагогов и методистов к определению понятия «обучение» характеризуются многосторонностью его представления: обучение - процесс, деятельность, вид, явление и взаимодействие; кроме того, учитываются результаты и субъекты обучения - обучающиеся и руководители. Так, например, в рамках одного из подходов обучение рассматривается как специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и

50

учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Говоря о процессе подготовки специалистов в высшей школе, уточним определение: обучение специалиста - это совместная деятельность преподавателя и студента(тов), направленная на приобретение студентом знаний, способов деятельности и умений коммуникации, соответствующих требованиям профессии и осуществляемая с помощью учебных материалов информационного и материального характера.

Данный вариант определения включает следующие компоненты процесса обучения:

• деятельностная составляющая преподавателя, студента;

• каналы (интерактивные и неинтерактивные) и правила коммуникации преподавателя и студентов;

• информационный образовательный ресурс;

• сочетание аудиторной (синхронной) и самостоятельной (асинхронной) учебной работы студента.

В таком случае, деятельность преподавателя, в свою очередь, включает:

• создание необходимого информационного ресурса - информационной образовательной среды;

• выбор оптимальных для заданных условий обучения методов и средств обучения;

• планирование процесса обучения;

• проведение интерактивных учебных занятий;

• управление самостоятельной работой студентов;

• обеспечение средствами коммуникации;

• реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

• диагностирование результатов образовательного процесса.

Организация учебно-познавательной деятельности студента предполагает

самостоятельное освоение знаний, способов деятельности; выполнение исследовательской, творческой деятельности, благодаря которой развиваются творческие профессионально значимые качества.

В рамках традиционной образовательной парадигмы реализация указанных деятельностных компонентов при организации и выполнении индивидуально ориентированных видов деятельности, а также управления ею затруднена в силу физических и информационных причин. Данные трудности преодолеваются, как полагают многие педагоги ([18]), с помощью средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

педагогический журнал Башкортостана ы 6(55). soi4 sSSSsSs

В педагогической литературе приводятся следующие технологические возможности ИКТ, значимые с точки зрения организации и обеспечения процесса обучения: представление и использование информации в различных формах (мультимедиа); хранение значительных объемов информации; оперативный доступ к удаленной информации; оперативная коммуникация заинтересованных лиц; организация совместной деятельности в виртуальном пространстве; оперативная обработка информации, компьютерное моделирование.

Опираясь на изложенное, обратимся к понятиям «электронное обучение» и «дистанционное обучение». В большинстве работ электронное обучение в сфере высшего и дополнительного профессионального образования рассматривается как синоним дистанционного обучения, при этом под электронным обучением понимается:

- использование ИКТ для обеспечения обучения в дополнение или с частичной заменой традиционных методов обучения и взаимодействия субъектов образовательного процесса (H. Дубова [3], У. Демирей), для реализации педагогических технологий (М.В. Моисеева [9], Е.С. Полат [12]);

- форма обучения (А.А. Андреев [1]) или форма организации учебного процесса, базирующаяся на самостоятельной учебной работе обучающихся с помощью развитых электронных образовательных ресурсов (А.В. Соловов [17]);

- организованный учебный процесс, который предусматривает активный обмен информацией между студентами и преподавателями, а также между самими студентами, при котором в полной мере используются современные средства новых информационных технологий и средства массовой коммуникации (Д.Р. Гаррисон, Т. Андерсон);

- обучение с помощью Интернета и мультимедиа (специалисты Юнеско);

- синхронные и асинхронные способы доставки контента (Г. Вудилл);

- передача знаний (е-материалы, е-курс) с применением среды обучения, ориентированной программными средствами обучения, компьютерами, локальными и/или глобальными сетями (О.А. Лавров, А. Сайед Бакер).

Выделенный подход к рассмотрению электронного обучения как обучения, основанного на использовании средств ИКТ, не противоречит современным нормативных документам (так, в [23] под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников).

В случае разведения понятий «дистанционное обучение» и «электронное обучение» последнее интерпретируется с различными акцентами, что связано с этапами развития электронного обучения ([17]):

- улучшенная форма дистанционного обучения, то есть вид дистанционного обучения, в котором активное применение находят различные электронные средства обучения;

- инструмент корпоративного образования, связанного с внедрением ИКТ технологий в различные экономические сферы, с процессом глобализации экономики и созданием транснациональных корпораций и компаний, менеджмент которых ставил задачи по реализации образовательных программ для сотрудников компаний независимо от их нахождения и в сжатые строки;

- процесс, предполагающий внедрение систем управления обучением, управления содержанием (контентом) обучения, управления компетенциями для отслеживания результатов обучения; систем доставки учебных материалов; систем тестирования и интерактивной поддержки обучающей среды;

- альтернатива традиционному очному обучению - проведение занятий с использованием технологий face-to-face learning (обучение лицом к лицу), которые позволяют обучающимся не просто самостоятельно знакомиться с учебной информацией, но и в реальном времени удаленно присутствовать и участвовать в реальных учебных занятиях.

Анализ трактовок понятия «электронное обучение» позволяет видеть их смысловую близость при несущественных различиях в целях (обучение, организация деятельности, передача учебной информации и др.) и видах деятельности (передача знаний, управление, поддержка, обмен информацией и др.), а также используемых средств (информационная образовательная среда, ИКТ, системы управления обучением, виртуальные среды и др.). Таким образом, приведенные определения отражают только ценностные установки, общепринятые образцы и признанные примеры дисциплинарной матрицы. При этом отметим, что рассмотренные подходы не затрагивают методологических и дидактических основ обучения, указывая на изменение средства обучения и преобладающего вида деятельности. Такие взаимозависимые компоненты дидактической системы обучения, как: предметное содержание, содержание деятельности, принципы обучения, принципы использования ИКТ, методы обучения, методы использования ИКТ, формы учебных занятий с использованием ИКТ, психолого-педагогические условия раскрываются слабо и не с позиции системного подхода, предполагающего изменения в методологии построения процесса обучения. То есть, целесообразно дополнить трактовки рассматриваемого понятия принципом

53

педагогический журнпл епшиортостпнп ы 6(55). во14 &§5§Ж1

взаимосвязи всех компонентов дидактической системы обучения как важной части дисциплинарной матрицы.

Проведем аналогичное исследование для понятия «дистанционное обучение»:

- способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически располагаются в различных местах; использование аудио, видео, Интернета и спутниковых каналов связи в учебных целях [ 8];

- целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, реализуемый в специфической дидактической системе [ 1];

- обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) создают образовательную продукцию, а дистанционное обучение осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет [ 24];

- получение образовательных услуг на расстоянии, в основном, без посещения вуза, с помощью новых компьютерных и коммуникационных технологий [ 21].

Анализ понятия «дистанционное обучение» позволяет сделать вывод, что имеет место разделенность преподавателя и обучающегося; доставка учебных материалов выполняется с помощью различных средств связи (почта, курьер, интернет-технологии, телевидение и др.), при этом способ доставки не имеет значения; сущность же дистанционного обучения большинством авторов определяется исходя из изменений средств обучения и организационных форм занятий; в то время как компоненты дидактической системы (цели, задачи, роли субъектов деятельности, виды и содержание учебной деятельности) не затрагиваются.

В плане изменения средств и формы обучения целесообразно говорить о дистанционном обучении как об образовательной технологии, которая может быть интегрирована в какую-либо форму образования. Это согласуется с нормативными документами: под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [23].

Результаты сопоставительного обзора приведены в таблице 1, при этом в качестве параметров сравнения указаны выделенные выше компоненты процесса обучения.

Таблица 1

Сопоставление подходов к определению понятий электронного и дистанционного обучения

Параметры сравнения Электронное обучение Дистанционное обучение

целевая направленность достижение целевых категорий (освоение обучающимися образовательной программы) организации взаимодействия обучающихся с другими участниками образовательного процесса

средства обучения средства ИКТ, ресурсы интернета, информационные образовательные ресурсы любые средства передачи учебной информации и организации связи (взаимодействия) участников образовательного процесса

преобладающая форма обучения, степень самостоятельности аудиторная очная самообучение, опосредованная коммуникация

режим коммуникации между участниками образовательного процесса интерактивный (неинтерактивный) неинтерактивный (интерактивный)

характер взаимодействия асинхронный (синхронный) асинхронный (синхронный)

Можно видеть, что многие авторы сопоставляют электронное и дистанционное обучение как синонимы, причем каждое из рассматриваемых понятий несет свою смысловую нагрузку: дистанционное обучение может быть не электронным, а электронное аудиторное обучение не обязательно является дистанционным; электронное обучение направленно на освоение обучающимися образовательной программы, а дистанционные технологии применяются в целях организации взаимодействия обучающихся с другими участниками образовательного процесса.

В продолжение представим некоторые подходы к определению понятия смешанного обучения:

- целенаправленный интерактивный процесс взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения инвариантен к их положению в пространстве и времени [5];

- формат учебных курсов - в дистанционные курсы встраиваются активные методы обучения, основной материал излагается в рамках дистанционного курса, предполагается самостоятельная работа учащегося, материал отрабатывается и закрепляется на очных занятиях с использованием активных методов обучения [10];

педагогический журнпл епшкортостпнп ы 6(55). яо14 &§5§ж1

- объединение «формальных» средств обучения - работы в аудиториях, изучения теоретического материала - с «неформальными», например, обсуждением посредством электронной почты и интернет-конференций [4];

- модель использования распределенных информационно-образовательных ресурсов в очном обучении с применением элементов асинхронного и синхронного дистанционного обучения [5];

- комбинация элементов очного и дистанционного обучения, одно из которых является базовым в зависимости от используемой модели [22].

Рассматривая понятие «смешанное обучение», отметим, что предполагается инвариантная составляющая - сочетание очного аудиторного и дистанционного компонентов в разных пропорциях с использованием различного инструментария (средства обучения, средства управления учебной деятельностью), а соотношение компонентов определяется либо самим обучающимся, либо в процессе совместного общения с преподавателем с учетом психолого-педагогической характеристики каждого обучающегося.

Сопоставление понятий электронного, дистанционного и смешанного обучения позволяет представить их соотношение следующим образом (рис. 1).

педагогическая коммуникация

Л

электронное обучение

опосредованная

дистанционное обучение

смешанное

смешанная

обучение

непосредственная (аудиторная)

традиционное

>

электронные средства (ЭС)

отсутс

сочетание

максимальное

ЭС

традиционных и ЭС использование ЭС

Рис. 1. Соотношение понятий электронного, дистанционного и смешанного обучения

56

Анализ сущности рассматриваемых видов обучения позволяет сделать вывод, что в них недостаточно представлены методология обучения, методическая составляющая (используемые методы и технологии), взаимосвязь изменяющихся и постоянно совершенствуемых средств обучения с другими компонентами образовательного процесса. Использование отдельных компонентов образовательного процесса и отдельных видов обучения без взаимосвязи со всеми остальными компонентами ведет к рассогласованию дисциплинарной матрицы и целостности в процессе ее функционирования. Сказанное определяет необходимость поиска системных связей, а для формирования метафизической части дисциплинарной матрицы (в современной парадигме) необходимо уточнение принципов и закономерностей установления связей, обусловленных психолого-педагогическими особенностями обучающихся.

Парадигмальный подход как основа исследования сущности электронной, дистанционной и смешанной форм обучения для решения педагогических, методических и организационных проблем. Полагаем, что основой исследования являются сущностные характеристики «современной» («инфо-коммуникационной») образовательной парадигмы. В плане названной парадигмы механизм функционирования опирается на интеграцию электронного, дистанционного и смешанного обучения в образовательном процессе высшей школы, обеспечивая студентам формирование общих и профессиональных компетентностей и достижение ими целевых категорий.

Следуя положению [14], парадигмальным объектом предметного поля исследования принимаем то, что в современной педагогической литературе называется «дидактическая система». Специальное исследование связей выделенных элементов в рамках «современной» образовательной парадигмы позволяет реконструировать как сами элементы, так и их взаимодействие (подобные исследования в настоящее время актуальны [14-16, 18, 20]). Электронное, дистанционное и смешанное обучение понимается нами в единстве как некий феномен через призму различных наук (социология, психология, педагогика, методика) с тем, чтобы получить целостное представление о данном феномене. Далее (рис. 2) рассмотрим некоторые аспекты взаимосвязи компонентов дидактической системы электронного обучения (соотношение дидактических систем частично представлено в работе [18]).

педагогический журнал Башкортостана ы 6(55). яо14 &§5§Ж1

Рис. 2. Соотношение дидактических систем рассматриваемых видов обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При раскрытии сущности электронного обучения следует уточнить цели: будем придерживаться положения, что в современных условиях целью и результатом системы образования является личность, обладающая высоким уровнем ин-фокоммуникационной культуры, инфокоммуникационной компетентности, инфо-коммуникационной грамотности, а также «соответствующим менталитетом» [2]. Именно электронное обучение в совокупности с другими рассмотренными видами обучения способно формировать инфокоммуникационную личность, так как основано на работе с информацией в информационно-образовательной среде и предполагают достижение целевой категории с использованием ИКТ. Методы, формы обучения и способы взаимодействия участников образовательного процесса при использовании рассматриваемых видов обучения существенно изменяются. В центр обучения ставится личность обучающегося и его активная учебно-познавательная деятельность, разрабатываются новые методы обучения, методы использования ИКТ [15]. В соответствии с деятельностным подходом, в условиях применения ИКТ обучающийся активно и самостоятельно осваивает содержание обучения, получая необходимые знания для формирования компетенций с помощью цифровых образовательных ресурсов и прикладных программных продуктов.

Преподаватель, не являясь основным и единственным источником знаний, превращается в тьютора, который не столько транслирует входную учебную информацию, сколько организует работу обучающихся с учебными материалами и взаимодействие обучающихся между собой в учебных целях; консультирует и оказывает поддержку в случае необходимости. Взаимосвязи при организации рассматриваемых видов обучения формируются в процессе проектирования информационно-коммуникационного взаимодействия субъектов образовательного процесса, в соответствии с психолого-педагогическими особенностями развития обучающихся (что является основой для выбора конкретного вида обучения или их сочетания).

Изменение структуры взаимодействия участников образовательного процесса при электронном обучении. Применение средств ИКТ при организации электронного, дистанционного, смешанного обучения влияет, прежде всего, на структуру взаимодействия субъектов образовательного процесса, на содержание и виды учебной деятельности. Обоснуем сформулированное положение. Согласно определению И.В. Роберт [13], под информационным взаимодействием образовательного назначения понимают деятельность, направленную на сбор, обработку, применение и передачу информации и осуществляемую субъектами образовательного процесса (обучающийся, обучаемый, средство обучения, функционирующее на базе ИКТ), а также обеспечивающую психолого-педагогическое воздействие, ориентированное на достижение образовательной цели.

Рассмотрим структуру взаимодействия субъектов образовательного процесса при электронном обучении. Как показано на рис. 3, наряду с традиционными субъектами образовательного процесса (педагог, студент) во взаимодействие вступает третий «субъект» - электронное средство обучения, которое может осуществлять обратную связь с другими объектами (интерактивная связь между объектами). Линии информационного взаимодействия, согласно [16], определены следующим образом: информационное взаимодействие через электронное средство обучения - «педагог - электронное средство обучения - студент(ы)»; информационное взаимодействие при интерактивном режиме обучения - «студент - электронное средство обучения»; информационное взаимодействие при использовании педагогом информационного ресурса электронного средства обучения - «педагог -электронное средство обучения»; информационное взаимодействие - «педагог -электронное средство - педагог»; информационное взаимодействие - «студент -электронное средство - студент». На рисунке 3 графически представлены сущность интерактивного взаимодействия при организации электронного обучения, а также новые виды педагогической коммуникации при организации учебной деятельности.

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп N 6(55). я014

та

Как было отмечено ранее, электронное обучение предполагает интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информационной образовательной среды. Именно такая среда предоставляет обучающимся возможность формирования соответствующих профессиональных умений и выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов на основе варьируемых содержания учебной деятельности, методов, форм обучения, методов использования ИКТ, средств ИКТ (также выбираемых в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучающихся). Функция среды -обеспечение реализации всех видов учебной и профессиональной деятельности, а значит, и достижение целевых категорий образовательного процесса.

Рис. 3. Структура взаимодействия субъектов образовательного процесса при электронном обучении

Информационно-образовательная среда как основа организации интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса в электронном обучении. По мнению ученых, основой для организации интерактивного взаимодействия является информационно-образовательная среда. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что понятие «среда» является многознач-

ным, разнообразным по структуре входящих компонентов и в основном связывается с понятием «пространство» (В.П. Зинченко, В.П. Марача, И.В. Шалыгина и др.). Часть пространства рассматривается как среда, если речь идет о педагогически управляемом воздействии на процесс личностного развития. Задача создания среды, основанной на ИКТ, стала предметом ряда исследований (М.И. Башмаков, С.Г. Григорьев, А.А. Кузнецов, С.В. Панюкова, С.Н. Поздняков, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.П. Тряпицына и др.), в результате чего были предложены: информационно-коммуникационная предметная (С.В. Зенкина, И.В. Роберт); образовательная информационно-коммуникационная (И.Н. Розина); информационная образовательная (Т.Г. Шмис, А.Г. Прокофьева); информационно-предметная (Т.Н. Шалкина); информационная образовательная предметная (О.А. Осипенко, Л.И. Миронова, С.Н. Поздняков и др.); креативная образовательная на основе информационных технологий (К.Г. Кречетников); учебно-информационная (И.В. Роберт, К.К. Платонов, А.И. Федоров, И.И. Косенко и др.); учебная информационная телекоммуникационного обучения (В.П. Мозолин); единая информационная образовательная (Б.Е. Стариченко); формирующая (Н.А. Деревянкина, И.В. Роберт, М. Вейсс).

В нормативных документах [23] в качестве компонентов электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, отмечаются: электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств.

Рассматривая учебные среды (среды обучения), исследователи имеют в виду взаимосвязанные процессы учения и преподавания. В большинстве работ компоненты среды обучения разделяются на две категории - субъекты и объекты: субъекты образовательного процесса - обучаемые и преподаватели; объекты - средства обучения и инструменты учебной деятельности, методики, материальная база, способы управления педагогическим процессом и коммуникации (организационно-управленческий, разъяснительно-мотивационный, ответно-поведенческий, технический, эмоциональный). Существуют и другие - функциональные подходы к определению содержания компонентов образовательной среды, когда выделяются субъекты среды, источники учебной информации, инструменты учебной деятельности и средства коммуникаций, а также учебно-методическое обеспечение (А.А. Кузнецов, И.В. Роберт и др.). Опираясь на полученные ранее результаты [14], представим соотношение основных рассматриваемых понятий (рис. 4).

педагогический журнпл епшкортостпнп ы 6(55). яо14 &§5§ж1

дидакт ическая

среда

информационное

/ пространство

1 / единая /

/ информационная инф ормационния 1

\ ( образовательная сред

\ V среда \

N. ( формирую, )

Рис. 4. Схема соотношения понятий «информационная среда», «дидактическая среда», «информационное пространство», «единая информационная образовательная среда»,

«формирующая среда»

Рассматривая в дальнейшем только единую информационную образовательную среду (ИОС) покажем, что данная среда обеспечивает индивидуальный режим обучения, определяет выбор компонентов дидактической среды и управление деятельностью обучаемых, а значит, является элементом дисциплинарной матрицы современной образовательной парадигмы. Наличие в системе учебного взаимодействия при электронном, дистанционном и смешанном обучении ИОС, включающей совокупность электронных средств обучения, с одной стороны, усложняет структуру информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса, с другой стороны, обеспечивает большую самостоятельность обучающихся и открытость системы обучения.

Изменение содержания и видов учебной деятельности в электронном, дистанционном, смешанном обучении. Использование единой ИОС обеспечивает совершенствование образовательной деятельности. Традиционное взаимодействие субъектов образовательного процесса предполагает восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение учебной информации. Электронное, дистанционное и смешанное обучение обеспечивают учебную деятельность по приему и передаче информации при реализации обратной связи, ведении интерактивного диалога; возможность поиска, сбора, накопления, хранения, обработки, продуцирования, архивирования информации об изучаемых объектах (явлениях, процес-

сах); самопроизводство информационного продукта учебного назначения. В рассматриваемых видах обучения выполняются следующие действия студентов: самостоятельный выбор учебного материала и режимов учебной работы; ответы на вопросы и выполнение упражнений; управление мультимедиа иллюстрациями (flash, видео, аудио); выбор заданий из сборника, формулировка задач и планирование этапов их решения; построение математических моделей и анализ результатов; изучение учебных текстов с иллюстрациями; ознакомление с методическими и программно-информационными средствами различных учебных дисциплин; компьютерный тренинг по теории и самоконтроль знаний; освоение приемов работы с инструментальными программными средствами. Предусматриваются также выполнение практических заданий в соответствии с профессиональным направлением подготовки студентов и специализацией преподавателей: управление моделью изучаемого объекта (явления, процесса); интерактивный диалог между субъектами процесса обучения; автоматизированный контроль за результатами учебной деятельности; автоматизированное управление учебным процессом. Отметим, что организация управления процессом учебно-познавательной деятельности в ИОС является предметом современных педагогических исследований [20].

Таким образом, анализ терминологического аппарата рассмотренных видов обучения позволяет сделать вывод о существовании различных подходов к исследованию соотношения понятий, в которых уточняются: способ передачи учебного материала (электронный); способ связи студентов и преподавателей (онлайн, сетевой, виртуальный, на основе веб, Интернет); применение новых технологий (например, новые функции мобильного телефона). Исследователями также доказано, что рассматриваемые виды обучения (особенно электронное) расширяют образовательные возможности, позволяют совершенствовать содержание и виды учебной деятельности, создают дополнительные комфортные условия для личностного развития, повышения квалификации, реализации принципа «образование через всю жизнь». Оценивая современное состояние и перспективы развития ИКТ, можно видеть, что электронные системы обучения кардинально меняют не только методы и формы образовательного процесса, но и саму систему образования как общественный феномен. Сформулированные положения позволяет рассматривать электронное обучение (в совокупности с дистанционным, смешанным) в качестве приоритетного направления развития системы российского образования.

Реальное состояние образовательного процесса в высшей школе требует дальнейшей разработки методологии и методов организации электронного, смешанного обучения, методики использования ИКТ для совершенствования рассматриваемых видов обучения и критериев результативности применения различных моделей обучения. Парадигмальный подход, как основа построения концеп-

63

педагогический журнпл епшкортостпнп ы 6(55). soi4 sssssss

ции и теории электронного, дистанционного и смешанного форм обучения, позволяет рассматривать их компоненты во взаимосвязи, а упорядочивание выполнять на основе дисциплинарной матрицы.

1. Андреев, А.А. Дидактические основы дистанционного образования в высших учебных заведениях: дис. ... д-ра пед. наук [Текст]. - М., 1999. - 289 с.

2. Артыкбаева, Е. В. Теория и технология электронного обучения в общеобразовательной школе: автореф. дис. д-ра пед. наук : 13.00.02 [Текст] / Артыкбаева Елена Викторовна. - Алматы, 2010. -47 с.

3. Дубова, Н. E-Learning - обучение с приставкой «е» [Текст] / Н. Дубова // Открытые системы. -2004. - №11. ([Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.cpk.mesi.ru/materials/articles/other08/).

4. Желнова, Е. 8 этапов смешанного обучения (обзор статьи «Missed Steps» Д. Пейнтер, журнал Training & Development, 2006). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.obs.ru/interest/publ/?thread=57.

5. Капустин, Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 [Текст] / Капустин Юрий Иванович. - М. : 2007 - 40 с.

6. Крысько, В.Г.Психология. Курс лекций [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko2/22.php.

7. Кун, Т. Структура научных революций [Текст] / Т. Кун. - М. : Прогресс, 1977. - 300 с.

8. Львовский, М.Б. О дистанционном обучении [Электронный ресурс]. - Режим доступа : onmcso.narod.ru/inf/do.htm.

9. Моисеева, М.В. Интернет-обучение : технологии педагогического дизайна [Текст] / М. В. Моисеева, Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. И. Нежурина ; под ред. М.В. Моисеевой. - М. : издат. дом «Камерон», 2004.

10. Мохова, М. Н. Активные методы в смешанном обучении в системе дополнительного педагогического образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / М.Н. Мохова. - М., 2005.

11. Нурбекова, Ж. К. Теоретико-методологические основы обучения программированию: монография [Текст] / Ж. К. Нурбекова. - Павлодар, 2004. - 225 с.

12. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения [Текст] / Е. С. Полат // Инфо. -2001. - № 5. - С. 37-43.

13. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы, перспективы использования [Текст]. - М. : Школа-Пресс, 1994. - 204 с.

14. Семенова, И. Н. Metodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm [Текст] : монография //Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2013. - 156 с.

15. Семенова, И. Н. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 2. методология использования информационных образовательных технологий: учеб. пособие [Текст] / И. Н. Семенова, А. В. Слепухин ; под ред. Б. Е. Стариченко; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 144 с.

16. Семенова, И. Н. Классификация и проектирование методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий [Текст] / И. Н. Семенова, А. В. Слепухин // Образование и наука. 2013. - № 5. - С. 95-113.

17. Соловов, А. В. Электронное обучение : проблематика, дидактика, технология [Текст] / А. В. Соловов. - Самара: Новая техника, 2006. - 464 с.

18. Стариченко, Б. Е. Теория и практика оптимизации школьного образовательного процесса средствами информационных технологий : дис. ... д-ра пед. наук [Текст]. - Екатеринбург, 1999. - 353 с.

19. Стариченко, Б. Е. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 1. Концептуальные основы компьютерной дидактики : учеб. пособие [Текст] / Б. Е. Стариченко; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 152 с.

20. Стариченко, Б. Е. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 4. Проектирование методов управления учебной деятельностью : учеб. пособие [Текст] / под ред. Б. Е. Стариченко ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 141 с.

21. Стефаненко, П. В. Теоретические и методические основы дистанционного обучения в высшей школе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 [Текст] / Стефаненко Павел Викторович. - К., 2002. - 492 с.

22. Фандей, В. А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения иностранному (английскому) языку в языковом вузе : дис. канд. пед. наук : 13.00.02 [Текст] / Фандей Виктория Александровна. - М. : МГУ, 2012. - 175 с.

23. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : минобрнауки.рф/документы/2974.

24. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учебник для вузов [Текст] / А. В. Хуторской. - СПб : Питер, 2001. - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.