Научная статья на тему 'Электронно-виртуальная реальность: футурологический аспект'

Электронно-виртуальная реальность: футурологический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
246
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННО-ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (ЭВР) / МЕЧТА / СВОБОДА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ELECTRONIC VIRTUAL REALITY (EVR) / DREAM / FREEDOM / MORALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стерледева Тамара Дмитриевна

В статье анализируется футурологический аспект электронно-виртуальной реальности (ЭВР). Рассматриваются различные аспекты проблемы ЭВР: ее сущность, широкий потенциальный спектр применения ЭВР, а также возможные позитивные и негативные последствия взаимодействия человека с ЭВР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic virtual reality: futurologic aspect

In the article futurologiс aspect of electronic virtual reality (EVR) is analyzed. Different aspects of problem of EVR are considered: it"s essence, wide potential spectrum of application of EVR, possible positive and negative consequences of interaction between man and EVR.

Текст научной работы на тему «Электронно-виртуальная реальность: футурологический аспект»

УДК 111.7

Т. Д. Стерледева

ЭЛЕКТРОННО-ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье анализируется футурологический аспект электронно-виртуальной реальности (ЭВР). Рассматриваются различные аспекты проблемы ЭВР: ее сущность, широкий потенциальный спектр применения ЭВР, а также возможные позитивные и негативные последствия взаимодействия человека с ЭВР.

In the article futurologie aspect of electronic Virtual reality (EVR) is analyzed. Different aspects of problem of EVR are considered: it"s essence, wide potential spectrum of application of EVR, possible positiVe and negative consequences of interaction between man and EVR.

Ключевые слова: электронно-виртуальная реальность (ЭВР), мечта, свобода, нравственность.

Keyword: electronic Virtual reality (EVR), dream, freedom, morality.

Феномен компьютерной виртуальной реальности (на наш взгляд, удачнее называть эту реальность электронно-виртуальной, или сокращенно ЭВР) является одним из актуальных предметов исследования. По поводу природы ЭВР существуют различные точки зрения. Ее природу понимают как объективную, субъективную, техническую, иллюзорную и т. д.

С нашей точки зрения, ЭВР - это мир, созданный на стыке электронных устройств и человеческого сознания, иначе говоря - это дис-позиционная реальность. Различия в трактовках ЭВР и соответственно ее роли в обществе во многом объясняются неисследованностью природы ее диспозиционности. Уже сама постановка проблемы диспозиционности обусловливает выход на более фундаментальный уровень исследования человека. Предлагаемые нами диалектически связанные направления исследования -во-первых, анализ ЭВР через призму природы человека, во-вторых, анализ природы человека через призму ЭВР - позволяют получить философскую модель наиболее глубокого фундаментального уровня как природы человека, так и природы ЭВР. Этот анализ основывается на обнаружении и исследовании сходных, изоморфных структур в ЭВР и человеческом сознании. Такими структурами, на наш взгляд, являются в человеке - мечта, а в ЭВР - свойство данной реальности мгновенно меняться в зависимости от программ пользователя.

© Стерледева Т. Д., 2010

Мечта - родовое свойство человека, один из способов реализации свободы человека, раскрывающее природу человека как свободного существа. Кратко мечту можно определить как входящую во внутренний мир человека форму его самореализации на основе свободы, превышающей количество свободы человека во внешнем мире. Отсутствие в философии какого-либо серьезного внимания к человеческой мечте может быть объяснено тем, что содержание понятия «мечта» стало отчетливо проявляться только с возникновением нового типа реальности - ЭВР. В свою очередь, определение сущности мечты позволяет лучше понять значение ЭВР в жизни человечества. При этом ЭВР необходимо рассматривать не в том зачаточном состоянии, в котором она находится сегодня, а с позиций достижения ею зрелого, максимально и оптимально развитого состояния, которого она достигнет в будущем (Стерледева Т. Д. Мир человека в виртуальной реальности. Пермь, 2003).

Смысл ЭВР заключается в том, что она дает человеку новый, кроме мира природы и общества, третий мир, имеющий колоссальную информационную мощность. Этот новый, электронно-виртуальный мир впервые позволит максимально раздвинуть мир мечты человека: сами мечты и формы их реализации.

В истории человечества еще не бывало, чтобы каждый, а не избранный человек, войдя в этот виртуальный мир - мир ЭВР, получил бы то, что лично ему нужно, то есть реализовал бы всю или по крайней мере большую часть своей мечты. Суть поворотного пункта в истории человечества заключается в том, что человек вдруг, то есть внезапно, получит средства реализации многих вариантов своей мечты. Внезапность этого явления кроется в том, что современное человечество по своему духовно-нравственному развитию, на наш взгляд, не готово к нему.

Новые возможности, даваемые человеку ЭВР, могут так повлиять на людей, что для некоторых из них ЭВР может стать важнее, чем обычный внешний мир. Принципиальная новизна и привлекательность электронно-виртуального мира заключается в том, что он может удовлетворять очень многие потребности и желания человека (не реализуемые в обычном мире), причем в таком варианте, который данный человек сам хочет. Поэтому для определенной части общества ЭВР может стать нормальным, привычным, «естественным» миром, а обычный, действительный мир - ненормальным, неестественным. Это принципиально новое явление, не встречавшееся ранее в истории развития человечества. Таким образом, у некоторых групп людей XXI в. могут сформироваться принципиально новые жизнен-

но-ценностные характеристики по сравнению с ценностями человека предыдущих веков.

Ведущей характеристикой XXI в. является, по нашему мнению, формирование нового измерения человеческой жизни, которого ранее еще не было и в котором человек будет реализовывать возможности своей природы особым способом. Уникальность ситуации XXI в. заключается в том, что человечество с помощью созданной им же самим ЭВР переходит от предыдущего периода своего существования, включающего в себя всю историю Homo sapiens - от момента его формирования до первого этапа информационного общества включительно, к следующему, принципиально новому периоду своей эволюции.

На предыдущей стадии своего существования человек находился в естественном мире и естественном теле. Это означает, что субстратом человеческого сознания являлось естественное тело, которое находилось в естественном мире. На следующей, только еще зарождающейся, стадии эволюции человечества сознание человека сможет проецироваться в искусственное тело, существующее в искусственном мире (нечто подобное пытались показать создатели фильма-трилогии «Матрица»). В то же время, и это чрезвычайно важно, эти искусственное тело и искусственный мир максимально симпатичны человеку (мы расходимся в этом вопросе с создателями трилогии «Матрица»). Их симпатичность обусловлена тем, что они смогут удовлетворять большую часть человеческих желаний, в то время как обычный мир может удовлетворить их в гораздо меньшей степени. ЭВР может развиться настолько сильно и достичь такого совершенства, что по гамме ощущений и возможностей, даваемых ей человеку, она может во много раз превзойти обычную реальность. Поэтому существует высокая степень вероятности, что развитие общества может пойти в этом направлении. В связи с этим чрезвычайно важно выявить тенденции развития мира и возможные меры по их коррекции в оптимальном для развития человечества варианте. Эту задачу мы и пытаемся решить. Подчеркнем сразу, что речь идет о футуро-логической модели.

Мы вводим такой показатель, как степень возможности реальности определенного типа удовлетворять потребности человека. В этом смысле ЭВР можно рассматривать как формирование новой реальности, реальности-2, то есть такой реальности, которая в неразвитом виде выступает как дополнение к обычному миру природы и общества, то есть к реальности-1. А в дальнейшем, в будущем, ЭВР уже будет выступать как конкурент обычной реальности, поскольку сможет предоставлять людям такие переживания и такие услуги, которые обычная реальность-1 дать не может.

В этом смысле ЭВР есть условие для создания нового специфического универсального субстрата для человеческого сознания, то есть нового виртуального тела для человека в новом виртуальном мире. Представим себе, что человек может получать сто оттенков вкусовых ощущений. И диапазон их интенсивности в обычной реальности от нуля до ста условно. ЭВР же может дать человеку миллионы разнообразных ощущений, интенсивность которых варьируется от 0 до 1000 и более. Не трудно предположить, что предпочтет человек в своем выборе. Приведем еще один пример. Человек имеет пять основных сенсорных каналов: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Если к этим сенсорным каналам добавить еще 20, то можно предвидеть, в какой реальности у человека будет более интересная жизнь.

Мы считаем, что возможности ЭВР как принципиально нового измерения человеческой жизни можно обобщить в следующих моментах. Во-первых, в ЭВР все люди, а не отдельные счастливцы, если захотят, могут реализовать большую часть своих желаний. Во-вторых, в ЭВР можно удовлетворять такие желания, которые в обычном мире ни один человек, даже обладающий огромной властью и богатством, удовлетворить не может. ЭВР же дает небывалую ранее для человека свободу реализации своих желаний и самого выбора этих желаний.

В-третьих, электронно-виртуальный мир дает возможность человеку самому устанавливать себе горизонты и пределы. Это значит, что человек ставит себя в центр мира и самому себе устанавливает «цепочки необходимости», а также может менять их по своему усмотрению. У человека XX в. не возникало даже мысли о подобного рода изменении мира, ибо люди были ограничены законами природы и здравым смыслом. Например, никто не мечтал сделать океан твердым. Это было невозможно, а кроме того, такое желание нелепо с точки зрения здравого смысла. В-четвертых, ЭВР дает возможность создавать свои законы и свой тип здравого смысла. В-пятых, появление электронно-виртуальной реальности приближает человека к миру мечты, так как делает «цепочки необходимости» а) подверженными коррекции со стороны человека; б) зависимыми от данного человека.

На наш взгляд, это новый исторический тип человечности, который значительно расширяет возможности выбора человека. В-шестых, в ЭВР мечта континуальна, непрерывна в отличие от предыдущего периода человечества. Человек, таким образом, может корректировать свою мечту постоянно. А это ведет к тому, что у него не возникает опустошенности при реализации мечты. Однако, с другой стороны, этот способ не

только континуален, но и дискретен, поскольку человек всегда может уйти из ЭВР в реальный мир и вернуться обратно, когда захочет.

В ЭВР, по сравнению с обычным миром, реализация мечты выходит на более высокий уровень, обусловленный расширением творческих возможностей субъекта, связанных с появлением у него возможности менять свои телесные ощущения, свою психику, а также и отдельные черты своей личности. В этом новом мире человек сможет менять объект, свое окружение, внешний мир, как пространственные, так и временные его аспекты. Человек сможет менять мир в социальном аспекте (т. е. быть королем, нищим и т. д.). Кроме того, человек сможет менять способы воздействия объекта на себя (например, сможет создать эффект невидимости для других, быть способным менять отношение других людей к себе, создавая их образы в желательном для себя виде и т. п.). Далее, появится невозможное ранее разнообразие способов воздействия субъекта на объект. К примеру, человек может выступать как микроб, Бог, чайная ложка и т. д., изучать или описывать мир с этих позиций.

Рассматриваемая нами проблема упирается в более общую проблему - соотношение человека и его творения. Здесь возможны следующие варианты. Вариант первый: творение менее организованно, чем творец, и творец управляет творением. Например, отношения родителя и маленького ребенка. Второй вариант: творение и творец соответствуют друг другу по сложности, они примерно одинаковы. Творец управляет творением, но с большим трудом. Например, состояние современной экономики, атомные электростанции, подводная лодка. Третий вариант: творение оказывается сильнее и сложнее творца и может оказать на него сильное обратное, как положительное, так и отрицательное, влияние. ЭВР, на наш взгляд, как раз и принадлежит к этому третьему варианту, в силу чего она требует особо пристального изучения.

Некоторые виды творения могут включать такой элемент, который можно назвать «троянским конем». Такое творение может войти в мир человека и подчинить его себе. Все творения человека, существовавшие до сих пор, не имели элемента «троянского коня», то есть «не стремились» подчинить себе человека. Хотя все же отдельные творения подобного рода можно назвать: алкоголь, никотин, наркотики, азартные игры, которые подчиняли и подчиняют себе весьма многих людей. В их взаимоотношении в данном случае можно выделить две стадии. На первой стадии указанные творения подчинены человеку, а на второй подчиняют его себе. Необходимо рассмотреть суть такого «троянского коня» применительно к стадиям развития ЭВР.

Несомненно, ЭВР обладает элементом «троянского коня». На первой стадии человек управляет ЭВР, но сможет ли он дальше быть хозяином ЭВР - это большой вопрос. Принципиально важно то, что в электронно-виртуальном мире человек сталкивается с самим собой, т. е. с системой своих мечтаний, а мечтание обладает элементом «троянского коня», поскольку человек не защищен от своей собственной мечты, так как это его собственная мечта. Поэтому неконтролируемая мечта может выступить в ряде случаев против человека.

Человек, обладая мощным разумом, имеет в то же время слабое по физическим характеристикам тело, возможности которого недостаточны для преобразования природы. Поэтому история человечества и пошла по пути развития техники. Но, развивая технику, человек интуитивно понимал, что техника - его слуга, раб, подчиняющийся человеку, нечто копирующее отдельные функции человека. Это то, что не может нанести человеку «удар в спину». Появление компьютера и ЭВР человечество рассматривает сегодня тоже через призму технического видения мира, соотнося их с существующей сегодня техникой механико-энергетического типа. Подобное представление верно в том смысле, что компьютеры на данный момент действительно выполняют сугубо техническую роль, то есть облегчают человеку проведение расчетов, моделируют различные ситуации, помогают в управлении сложными процессами и т. п.

Однако, на наш взгляд, компьютер и ЭВР являются принципиально новым типом искусственно создаваемых объектов, и в какой-то части они обладают «коварством», которое заключается в том, что если техника, существовавшая до сих пор, не могла подчинить себе человека, то ЭВР помимо технической имеет еще одну функцию -функцию выполнения желаний, реализации мечты человека, то есть является «машиной исполнения желаний», машиной осуществления желаний человека в определенной области. Эта функция сейчас находится еще в зародышевом состоянии и не привлекает особого внимания исследователей. А совершенно напрасно, потому что, выполняя желания человека, его мечты, ЭВР все больше будет «привязывать» человека к себе, давая ему возможность реализовывать себя и тем самым делая человека собственно человеком. Являясь «машиной» по реализации мечты человека, нарождающаяся электронно-виртуальная реальность становится все более и более мощным средством воспитания человека в том или ином направлении, то есть средством преобразования человека.

Нереализованные желания разрушают человека, поскольку определенным образом искажа-

ют видение им себя и мира. На это указывали разные философы, психологи, писатели (фрейдизм, неофрейдизм). Осуществив какое-то свое желание, человек получает уникальный неповторимый опыт, который способствует усложнению человека в самых различных направлениях.

Человек будет неизбежно ускоренно реализовать себя в такой ситуации. Свои мечты он будет реализовывать в своем собственном внутреннем мире, а также в электронной виртуальной реальности. Таким образом, возникает принципиально новый эффект «удвоения». Человек как бы создает второго себя: свое второе виртуальное тело, второе виртуальное сознание, вторую внутреннюю виртуальную жизнь, новый способ существования. За одну жизнь человек сможет прожить массу виртуальных жизней. В этом смысле ЭВР дает невероятную ранее возможность уплотнения и расширения человеческого опыта. Таким образом, за счет «удвоения» самого человека будет расширено содержание понятия «полнота» человеческой жизни. Как нам представляется, реализация в полном объеме описанных тенденций может в корне изменить будущую человеческую историю. В этом смысле мы считаем, что третье тысячелетие станет тысячелетием становления нового человека - «человека свободного».

Чрезвычайно важно, что в ЭВР человек сможет приобретать альтернативные варианты опыта (злодей и герой), инициируя и развивая в себе различные качества. Это связано с тем, что смоделированные различные версии виртуальной жизни человека будут требовать не только различных наборов биологических характеристик, но также и различных систем нравственных качеств. И вот здесь-то и будут максимально проявляться как положительные, так и отрицательные в этическом смысле стороны людей. Поэтому естественно предположить, что ЭВР будет способствовать резкой дифференциации людей по их нравственному развитию.

Согласно логике предлагаемой футурологи-ческой модели, когда развитие ЭВР достигнет идеальной формы, наивысшего уровня, человек получит, во-первых, новый мир, такой, в кото-

ром он хочет жить. Во-вторых, он обретет самого себя таким, каким он себя хочет видеть. А главное, в-третьих, человек получит «божественную» по своим возможностям власть. Человек может захотеть быть всемогущим, но может захотеть быть и ничтожеством, которое все преследуют. Уровень притязаний человека зависит в конечном счете от высоты его духа. Духовно неразвитый человек может пожелать уничтожить человечество, разрушить что-то очень важное во вред всему человечеству или какому-то отдельному человеку. В ЭВР все это возможно.

Возникает вопрос: насколько готово человечество к этой, принципиально новой трансформационной волне, новому вызову собственному существованию? Первая трансформационная волна была связана в первую очередь с выживанием человека как биологического объекта. Вторая волна, по нашему мнению, связана с реализацией внутреннего мира человека. Поэтому вслед за электронно-виртуальной революцией может последовать технологическая контрреволюция. По нашему мнению, хорошо то, что ЭВР делает сейчас только первые шаги в своем развитии и не может пока реализовать еще многое из человеческих мечтаний. Но в дальнейшем, по мере мощного развития ЭВР человек может получить очень много возможностей в плане реализации своей мечты.

По мере развития информационного общества, совершенствования ЭВР человек все больше сможет уходить от внешнего мира, внешнего общества и самого себя таким, каким он является в этом внешнем мире, в созданный им самим мир ЭВР. Это, конечно, не означает, что человек вообще уйдет из внешнего мира навсегда и полностью. Дело будет заключаться в том, что он сможет выбирать то, что ему близко, то, что больше соответствует его сущности на данный момент. В данный же конкретный момент времени его может привлекать либо объективная физическая реальность, либо электронная виртуальная. Таким образом, следует ожидать в будущем появления ЭВР в качестве мощного средства как для позитивного саморазвития человечества, так одновременно и возможности для его саморазрушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.