Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА КАК ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ВУЗА'

ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА КАК ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронно-библиотечная система / ЭБС / база данных / электронная библиотека / информационно-образовательная среда / electronic library system / data base / electronic library / information and educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Елена Олеговна

В статье раскрыто понятие Электронно-библиотечной системы, как обязательного элемента библиотечно-информационного обеспечения учащихся вузов. Перечислены требования ГОС ВПО к обеспеченности обучающихся доступом к электронно-библиотечной системе. Описаны некоторые внешние ЭБС, к которым предоставляется тестовый доступ на территории Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC LIBRARY SYSTEM AS AN INFORMATION AND EDUCATIONAL RESOURCE OF THE UNIVERSITY

The article reveals the concept of Electronic library system as a mandatory element of library and information support for students. The requirements of state educational institution to provide students with access to the electronic library system are listed. Some of the outer Electronic library systems are described, that provides a test access to the territory of the Republic.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА КАК ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ВУЗА»

Сидорова Елена Олеговна

ассистент кафедры документоведения и библиотековедения ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 02:004:378

ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА КАК ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ВУЗА

ELECTRONIC LIBRARY SYSTEM AS AN INFORMATION AND EDUCATIONAL RESOURCE OF THE UNIVERSITY

В статье раскрыто понятие Электронно-библиотечной системы, как обязательного элемента библиотечно-информационного обеспечения учащихся вузов. Перечислены требования ГОС ВПО к обеспеченности обучающихся доступом к электронно-библиотечной системе. Описаны некоторые внешние ЭБС, к которым предоставляется тестовый доступ на территории Республики.

Ключевые слова: электронно-библиотечная система, ЭБС, база данных, электронная библиотека, информационно-образовательная среда.

The article reveals the concept of Electronic library system as a mandatory element of library and information support for students. The requirements of state educational institution to provide students with access to the electronic library system are listed. Some of the outer Electronic library systems are described, that provides a test access to the territory of the Republic.

Key words: electronic library system, data base, electronic library, information and educational environment.

Современный этап развития системы высшего профессионального образования связан с переходом на новую образовательную модель подготовки специалистов, основанную на компетенциях, которыми должен обладать выпускник вуза. Формирование новых моделей выпускников, оценивание их компетенций возможно только при условии создания новой образовательной среды вуза, что предусматривает, во-первых, развитие профессорско-преподавательского состава в направлении овладения новыми методами и образовательными технологиями, во-вторых, усиление роли самостоятельной работы учащихся. Поэтому библиотека вуза должна чётко представлять и найти своё место в этой новой образовательной модели, при этом необходимо учитывать не только требования к инновационным процессам, но и постоянно анализировать внешнюю и внутреннюю ситуацию как на информационном, так и на образовательном рынке услуг. Традиционные задачи в деятельности библиотеки, такие как:

■ учебно-методическое и информационное обеспечение учебных дисциплин;

■ формирование информационной культуры пользователей;

■ эффективное использование собственных и удаленных информационных ресурсов;

■ инфраструктура

и другие требуют сегодня иных подходов к системе управления [1].

Вот уже почти 10 лет, как на рынок учебной и научной литературы вышел новый вид технологичного информационно-образовательного продукта - электронно-библиотечные системы.

На данный момент существует несколько определений специфики ЭБС:

ЭБС - это электронные информационные ресурсы в сети Интернет или электронные библиотеки, содержащие учебную и научную литературу для обеспечения учебного процесса в высшем образовании. Их возникновение -естественное следствие цифрового развития информационных ресурсов. Тем не менее, из логики цифрового развития невозможно вывести конкретные нормы и структуры, которые служили бы эталоном для образовательной сферы [2].

Электронно-библиотечная система (ЭБС) - это предусмотренный государственными образовательными стандартами высшего

профессионального образования (ГОС ВПО) обязательный элемент библиотечно-информационного обеспечения учащихся вузов, представляющий собой базу данных, содержащую издания учебной, учебно-методической и иной литературы, используемой в образовательном процессе, и соответствующую содержательным и количественным характеристикам [7].

Требования к обеспеченности обучающихся доступом к электронно-библиотечной системе установлены ГОС ВПО и лицензионными нормативами.

В Законе Донецкой Народной Республики «Об образовании» в статье 16 п. 1 говорится, что «в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)» [6].

В Требованиях к условиям реализации программы бакалавриата каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), как на территории организации, так и вне ее.

«Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Донецкой Народной Республики» [6].

Согласно требованиям к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста, ООП должна обеспечиваться «учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательной организации. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного

индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными странами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства об интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочникам и поисковым системам» [6].

Поэтому создание и использование ЭБС в вузе на данное время -немаловажная задача.

Организация еп: Ве1оБ, разработавшая образцовую модель электронной библиотеки, определяет электронную библиотечную систему как информационную систему, основанную на заданной архитектуре и предоставляющую пользователю всю функциональность, определяемую задачами данной электронной библиотеки. Пользователи взаимодействуют с электронной библиотекой через соответствующую информационную систему.

С организационной точки зрения электронно-библиотечные системы можно разделить на внутренние и внешние в зависимости от источника и принципа их формирования. Внутренняя электронная библиотечная система разрабатывается библиотекой самостоятельно. В данном случае информационная система принадлежит библиотеке, что позволяет ей беспрепятственно пополнять свою электронную библиотеку, разрабатывать дополнительную функциональность, интегрировать её с другими информационными системами, например, АБИС, сайтом библиотеки, вести сквозные поиски и т.д. Наполнение материалами в такой библиотеке может осуществляться как собственными фондами, например, трудами преподавателей института в случае вузовской библиотеки, так и внешними, если имеются соответствующие договоры.

Внешняя электронная библиотечная система работает на основе прямых договоров с правообладателями, агрегируя в одном месте большое количество изданий и сотрудничая одновременно с несколькими издательствами. Конечному пользователю необходимые материалы доставляются посредством платных онлайн-подписок разной длительности. В таких сервисах разработана своя собственная функциональность. Доступ может предоставляться не только библиотекам, но и отдельным пользователям.

На сегодняшний день крупнейшими в России ЭБС, по общему мнению экспертов, являются: - «^НЬ» (www.iqlib.ru); - «КнигаФонд»

(www.knigafund.ru); - «Университетская библиотека онлайн» (www.biblioclub .ru).

Но в данное время у наших библиотек и вузов нет достаточно средств, чтобы делать подписку, поэтому остается только договариваться о бесплатном тестовом доступе. В основном нам идут навстречу:

• НЭБ elibrary.ru - крупнейшая в России электронная библиотека научных публикаций, обладающая богатыми возможностями поиска и анализа научной информации. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ) - созданным по заказу Минобрнауки РФ бесплатным общедоступным инструментом измерения публикационной активности ученых и организаций. eLIBRARY.RU и РИНЦ разработаны и поддерживаются компанией "Научная электронная библиотека".

• Znanium.com - Электронно-библиотечная система, предоставляет зарегистрированным пользователям круглосуточный доступ к электронным изданиям из любой точки мира посредством сети Интернет.

Фонд ЭБС Znanium.com постоянно пополняется электронными версиями изданий, публикуемых Научно-издательским центром ИНФРА-М, коллекциями книг и журналов других российских издательств, а также произведениями отдельных авторов.

• http://www.knigafund.ru - коллекция из 180357 изданий. В собрании «КнигаФонда» десятки тысяч актуальных электронных учебников, учебных пособий, научных публикаций в журналах ВАК, учебно-методических материалов. Тысячи книг в бесплатном доступе. Классическая художественная литература, а также букинистические издания по истории, религии, культуре и искусству бесплатно доступны всем пользователям.

• https://e.lanbook.com - электронно-библиотечная система (ЭБС) представляет собой платформу, на которой размещены коллекции книг ведущих издательств учебной литературы, сгруппированные по основным областям знаний. Стратегией развития ресурса является обеспечение вузов доступом к научной и учебной литературе по максимальному количеству профильных направлений. На данный момент в системе размещено более 40000 книг, из которых около 30 000 составляют бесплатные коллекции. Бесплатный доступ открыт и к периодическим изданиям, количество которых, равно как и количество книжных изданий, постоянно увеличивается. Бесплатные коллекции ЭБС Издательства «ЛАНЬ» - это классические труды по истории, философии, социологии, литературоведению, экономике, праву, психологии, педагогике и другим наукам. А также художественная, в том числе зарубежная литература на языке оригинала.

• BOOK.ru - лицензионная библиотека, которая содержит более 6000 наименований учебных и научных изданий от преподавателей ведущих вузов России. Фонд электронной библиотеки комплектуется на основании новых ФГОС ВО, СПО. Библиотека регулярно пополняется новыми изданиями. На сайте размещаются книги до выхода их печатных аналогов. Чтение электронной версии книг доступно в постраничном режиме, возможно цитирование до 10% содержания книги, а также создание конспекта на основе нескольких изданий. Доступ рассчитан на неограниченное количество читателей из любой точки мира по сети «Интернет». Онлайн-тестирование в BOOK.ru - эффективный инструмент проверки знаний учащихся. Колоссальная база тестовых вопросов, содержащая более 25000 тестовых заданий по всем учебным дисциплинам. Тесты разработаны ведущими российскими учеными и экспертами и будут полезны как преподавателям, так и студентам различных форм обучения.

• Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки. Российская государственная библиотека является уникальным хранилищем подлинников диссертаций, защищенных в стране с 1944 года по всем специальностям. Свыше 900 тысяч диссертаций хранится в библиотеке в единственном экземпляре. Ежегодно в РГБ поступает около 30 тысяч диссертаций (20 тыс. кандидатских и 10 тыс. докторских). Для обеспечения широкой доступности и сохранности фонда диссертаций с 2003 года была создана Электронная библиотека диссертаций, формирование которой началось с оцифровывания и перевода диссертаций в электронный вид. В настоящее время Электронная библиотека диссертаций РГБ содержит около 913.000 полных текстов диссертаций и авторефератов по всем отраслям знаний.

• Университетская библиотека online - Библиоклуб - это Электронная библиотека и Интернет-магазин, а также сообщество читателей и ценителей электронной книги. Задача библиотеки - предоставление доступа к образовательной, научной, интеллектуальной, деловой литературе на основе лицензионных договоров с правообладателями. Библиоклуб - это система сайтов и платформ, ориентированных на разные аудитории и различные способы использования контента.

Вот тот небольшой перечень баз данных, которые доступны с ограниченными возможностями для наших вузов. Поэтому остро стоит вопрос о создании ЭБС собственной генерации, которая будет наполняться трудами наших преподавателей, и не только.

Важно понимать, что ЭБС не служат цифровой заменой книги в учебном процессе, поскольку очевидных причин для этого нет. Книгу никто не отменял,

и она себя никак не дискредитировала. ЭБС - это новый фактор информационно-образовательной среды, аппаратно-программный комплекс. Его призвание, как и у каждой платформы, - организация и новый информационный порядок, который модернизирует привычные практики. В области образования, где любой шаг должен быть методически осмыслен, опробован и обобщён, включение в него ЭБС должно стать элементом новых методологических стратегий образования, а не просто созданием ещё одного типа интернет-ресурса. В то же время методологическая специфика ЭБС не сводится к достоинствам интернет-ресурса. Напротив, ЭБС, как ресурсы закрытого доступа, выпадают из общезначимой области Сети, трактуемой как свободное информационное пространство. ЭБС образует островок надёжно защищённого авторского права и тем самым сохраняет условия работы традиционных учебных издательств [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бесклинская Л.П. Библиотека - это умный дом для читателя: взгляд на «Открытую библиотечную систему» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: flle:///F:/ЭБС/ЫЫюteka-eto-umnyy-dom-dlya-cЫtatelya-vzglyad-na-otkrytuyu-biЫюtechnuyu-sistemu-elektronnye-resursy-i-uslugi-dlya-obrazovaniya-i.pdf

2. Костюк К.Н. Принят ГОСТ по электронно-библиотечным системам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/8016-prinyat-gost-po-ellektronno-bibliotechnym-sistemam.html

3. Палкевич О.Я. Электронно-библиотечные системы как средство информационного обеспечения учебного процесса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronno-bibliotechnye-sistemy-kak-sredstvo-informatsionnogo-obespecheniya-uchebnogo-protsessa

4. Семячкин Д.А., Кисляк Е.В., Сергеев М.А. Научные электронные библиотеки: актуальные задачи и современные пути их решения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-elektronnye-biblioteki-aktualnye-zadachi-i-sovremennye-puti-ih-resheniya

5. Шварцман М.Е., Козлова Н.В. Электронная библиотека нашей мечты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unkniga.ru/electron/4170-elektronnaya-biblioteka-nashey-mechty.html

6. http://mondnr.ru/dokumenty

7. https://ш.wikipedia.org/wiki/Электронная_библиотечная_система

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.