ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ КАК НОВЫЙ СПОСОБ СОВЕРШЕНИЯ МОШЕННИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В РЕГИСТРАЦИОННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ (В ОТНОШЕНИИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА) ЛЯННОЙ Глеб Геннадьевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Восточно-Сибирского института министерства внутренних дел РФ, полковник полиции. E-mail: alwolfy@mail.ru
Краткая аннотация: Статья посвящена проблеме простаты получения электронной цифровой подписи, и это обстоятельство рассматривается как институт государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Abstract: Work is devoted problems of a prostate of obtaining the digital signature and this circumstance is considered as institute of the state registration of the property right to real estate.
Ключевые слова: электронная цифровая подпись; государственная регистрация права собственности; недвижимое имущество; the property right.
Keywords: digital signature; state registration of the property right; real estate; право собственности.
Бесспорно, развитие социальных отношений в обществе технологический прогресс, внедрение прогрессивных идей, приводит к развитию общества и государства. Государство использует законодательный механизм для регулирования процессов. Это тренд касается различных сфер жизнедеятельности общества именуемых в дальнейшем производства. Производство по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним не является исключением. Это производство достаточно динамично и технологично развивается вот уже на протяжении более 20 лет, в него постоянно внедряются технические инновации. Часть из них, можно признать достаточно успешными решениями, часть новшеств вызывает вопросы. Правовой основой, данного производства составляет Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Сам федеральный закон регулирует правоотношения между государственными органами и гражданами и юридическими лицами по вопросам государственной регистрации права собственности, им же определяется порядок действий федеральной службы после получения заявления о государственной регистрации права. Самого федерального закона №218 -ФЗ не достаточно для совершения сделок с недвижимым имуществом, правила совершения сделок, права и обязанности сторон определяются гражданским кодексом РФ. За государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом может обратиться сам собственник или лицо уполномоченное им.
Действующее гражданское законодательство представляет возможность собственнику владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимым имуществом (статья 209 ГК РФ) самостоятельно или представлять такие полномочия третьему лицу выдав на него доверенность на представление интересов.
В соответствии со статьей 185 ГК РФ: «доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами»1.
В соответствии с часть 4 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: «Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1 - 3 статьи 15 указанного Федерального закона, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом».
Законодатель, вводя в гражданский оборот норму права о возможности привлечения третьих лиц для совершении сделок, исходит из добросовестности сторон гражданского оборота. И это верно, поскольку, при помощи доверенностей могут совершаться сделки, отсутствие такого «инструмента» может привести к коллапсу гражданского оборота в стране. Поэтому вести из оборота эту норму не представляется возможным.
Использование преступниками «лазеек» «дыр» в законодательстве, не является основанием для запрета использования института доверенностей, а лишь служит толчком для совершенствования действующего законодательства, с целью исключения возможности совершения мошеннических действий в отношении недвижимого имущества.
Мошеннические действия при продаже недвижимого имущества с использованием подложной доверенности стали лазейкой, от которой пострадало большое количество людей.
Так до принятия нового Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" наиболее часто встречающимся способом совершении мошеннических действий в отношении недвижимого имущества - была подложная нотариально удостоверенная доверенность.
В 2016 году количество преступлений с недвижимым имуществом, по данным, приводимым общественными организациями со ссылкой на статистику МВД, с использованием подложной доверенностью достигало отметки в 20 тысяч2.
После вступления 1 января 2017 года Федерального
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ 2 https://notariat.ru/ru-ru/news/notarialnaya-forma-pomogaet-smi-zafiksirovali-
(ред. от 03.08.2018)// "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301. zametnoe-sokrashenie-kolichestva-moshennicheskih-sdelok
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 10(178)
закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" произошел резкий спад таких фактов. За период с 2017-2018 года число таких эпизодов уже составило около 7 тысяч, как было отмечено в эфире телеканала «Россия 1»1
Причиной тому послужило введение законодателем пункта 10 статьи 29 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в котором на орган осуществляющий государственную регистрацию была возложена обязанность по направлению межведомственных запросов, в том числе в нотариальные палаты, в целях установления подлинности нотариально удостоверенного документа и достоверность содержащихся в нем сведений. Специфика преступлений позволяет утверждать, что статистические данные максимально прозрачны, поскольку мошеннические действия в отношении недвижимости наименее латентны. Из за того, что собственнику становиться известно о выбытии недвижимости из его владения, он обращается с соответствующим заявлением в правоохранительные органы. Как мы видим - принятие нового закона возымело эффект, произошел значительный спад мошенничества с недвижимым имуществом.
С другой стороны, 7000 объектов недвижимости в отношении которых были совершены мошеннические действия -это тысячи обманутых граждан, десятки миллионов рублей убытков, а в дальнейшем это - судебно-следственные расходы на представителей, адвокатов, судебные тяжбы, потраченное здоровье и т.д.
Но, не смотря на в целом положительные моменты, на горизонте появилась новая проблема: - это мошеннические действия по переоформлению недвижимого имущества при помощи подложной электронной подписи.
В соответствии со статье 2 Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи» Электронной подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Иными словами электронной цифровой подписью понимается неповторяемое сочетание символов, при помощи которых формируется подпись. Подобные сочетания символов классифицируются на простые и усиленные.
Усиленные подписи бывают двух видов: • неквалифицированные;
квалифицированные. К примеру, квалифицированный тип усиленной ЭЦП применяется в качестве электронной подписи для взаимодействия с налоговыми и таможенными органами, для подписания
1 Там же.
электронных счетов-фактур. Простые и неквалифицированные подписи могут применяться для подписания первичной документации и т.п.
Основным отличием квалифицированной ЭЦП от простой подписи является необходимость формирования сертификата ключа проверки (так называемого «открытого ключа»). Для простой подписи такой сертификат не формируется, а для неквалифицированной он необязателен.
Для регистрации с электронной подписью на портале госуслуг понадобится именно усиленная квалифицированная подпись. Такая подпись имеет дополнительные критерии защищённости, открытый ключ проверки и подтверждённые средства ЭЦП.
По состоянию на 23.05.2019 в Российской Федерации прошло аккредитацию 493 аккредитованных удостоверяющих центров2 которые вправе выдавать ЭЦП.
Для получения ЭЦП заявителю предоставить копии следующих документов (перечень документов получен с сайта компании занимающейся выдачей ЭЦП):
3.1. Электронная подпись выпускается на физическое
лицо:
1) Заявление на изготовление сертификата ключа проверки электронной подписи;
2) Копия паспорта владельца сертификата ключа проверки электронной подписи (развороты с фотографией и регистрацией по последнему месту жительства), заверенные подписью руководителя и печатью организации, с предъявлением оригинала указанного документа или нотариально заверенной копии;
3) Копия страхового свидетельства обязательного государственного пенсионного страхования (СНИЛС) владельца сертификата ключа проверки электронной подписи), заверенные подписью руководителя и печатью организации, с предъявлением оригинала указанного документа или нотариально заверенной копии;
4) Копия Свидетельства о постановке на учет российской физического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ (ИНН), заверенные подписью руководителя и печатью организации, с предъявлением оригинала указанного документа или нотариально заверенной копии.
Примечание: Выдача подписи осуществляется по предъявлению паспорта или нотариально заверенной копии.
3.1.1. Пакет документов для аккредитации на торговых электронных площадках (предоставляется в электронном (отсканированном) виде), при покупке данной услуги:
1) Скан-копия паспорта владельца сертификата ключа проверки электронной подписи (все страницы!);
2 https://d¡g¡tal.gov.ш/ш/act¡v¡ty/govserv¡ces/2/
2) Банковские реквизиты (наименование банка, БИК банка, КПП банка, расчетный счет, лицевой счет.
Примечание: Все страницы документа должны быть читаемыми (для этого документ рекомендуется сканировать с разрешением не менее 75-100 dpi). Все отсканированные страницы документа рекомендуется размесить в одном файле в формате .doc или .docx (Word) путем помещения в открытый документ Word сканированного рисунка документа. Допустимые форматы файлов: .doc, .docx, .pdf, .txt, .rtf, .zip, .rar, .xls, .xlsx, .xps, .jpeg , .jpg, .gif, .png. Максимальный размер одного файла не должен превышать 12 Мбайт. За содержание документов УЦ ООО «_» ответственности не несет.
Как мы можем убедиться, перечень документов на столько условный, что не вызывает затруднений в сборе и получении. Причем, компания ответственности, за содержание документов, не несет. Т.е. складывается ситуация, при которой право собственности подлежит государственной регистрации, а вот распоряжаться этим правом может любое лицо, которое в состоянии получить ЭЦП от имени собственника.
Ответственность аккредитованных удостоверяющих центров. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 16 ФЗ № бЗ-ФЗ обеспечение ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой удостоверяющий центр, в сумме не менее 30 миллионов рублей и 500 тысяч рублей за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности, указанное в лицензии федерального органа исполнительной власти в области обеспече-Библиография:
ния безопасности, выданной удостоверяющему центру в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», если количество таких мест превышает десять, но не более 100 миллионов рублей.
Безусловно, ответственность определена в законе, но еще не известно как она будет работать на практике?. Сколько времени пройдет между фактом хищения недвижимого имущества и получением гражданином страховых выплат? И получаться ли выплаты вообще? По нашему мнению, для перекрытия в ближайшее время лазеек, законодателю следует направить работу по реформированию законодательства в сфере ЭЦП в сторону возложения на нотариат, дополнительных обязанностей по удостоверению документов попадающих в аккредитованные удостоверяющие центры, а на сами аккредитованные удостоверяющие центры обязанности по получению подтверждения у нотариуса о прохождении такой аккредитации лицом.
За нарушением аккредитованным удостоверяющим центром своих полномочий, выразившихся в совершении мошеннических действия с использованием ЭЦП полученной в данном аккредитованном центре вести санкцию в виде аннулирования лицензии.
И тогда собственники недвижимого имущества и обыватели будут спать спокойно, поскольку еще одна лазейка будет перекрыта.
А пока никакого контроля государства за получением электронной цифровой подписи нет.
Об использовании электронной цифровой подписи физического лица при государственной регистрации «фирм однодневок» мы рассмотрим в следующей статье.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
2. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
3. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
4. Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».