Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
605
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / МАРКЕТПЛЕЙСЫ / E-COMMERCE / ОНЛАЙН-МАГАЗИНЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плаксина Валентина Сергеевна

В статье рассматриваются роли и направления развития в России электронной торговли. В современном мире электронная торговля стремительно развивается, объемы продаж увеличиваются, что указывает на перспективное развитие этой сферы экономики. В данной работе можно ознакомиться с историей возникновения электронной торговли, также в статье приведена статистика онлайн-продаж за 2021 год, приведены в пример крупные организации, использующие электронную торговлю, а также проанализирована деятельность различных маркетплейсов. В статье рассматриваются многочисленные проблемы, для решения которых необходимо пересмотреть российское законодательство в области интернет-продаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-COMMERCE: FEATURES AND DEVELOPMENT TRENDS

The article discusses the roles and directions of development of electronic commerce in Russia. In the modern world, e-commerce is rapidly developing, sales volumes are increasing, which indicates the promising development of this area of the economy. In this paper, you can get acquainted with the history of the emergence of e-commerce, the article also provides online sales statistics for 2021, gives an example of large organizations using e-commerce, and analyzes the activities of various marketplaces. The article deals with numerous problems, for the solution of which it is necessary to revise the Russian legislation in the field of Internet sales.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

Электронная торговля: особенности и тенденции развития E-commerce: features and development trends

Плаксина Валентина Сергеевна

Студент 2 курса факультет экономический Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая 6, Москва 117198 e-mail: [email protected]

Plaksina Valentina Sergeevna

2nd year student Faculty of Economics

Peoples' Friendship University of Russia 6 Miklukho-Maklaya Str., Moscow 117198 e-mail: valyaplak@mail. ru

Научный руководитель Чернышева Анна Михайловна

Доцент

Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая 6, Москва 117198 e-mail: chernysheva-am@rudn. ru

Scientific supervisor Chernysheva Anna Mikhailovna

Docent

Peoples' Friendship University of Russia 6Miklukho-Maklaya Str., Moscow 117198 e-mail: chernysheva-am@rudn. ru

Аннотация.

В статье рассматриваются роли и направления развития в России электронной торговли. В современном мире электронная торговля стремительно развивается, объемы продаж увеличиваются, что указывает на перспективное развитие этой сферы экономики.

В данной работе можно ознакомиться с историей возникновения электронной торговли, также в статье приведена статистика онлайн-продаж за 2021 год, приведены в пример крупные организации, использующие электронную торговлю, а также проанализирована деятельность различных маркетплейсов.

В статье рассматриваются многочисленные проблемы, для решения которых необходимо пересмотреть российское законодательство в области интернет-продаж.

Annotation.

The article discusses the roles and directions of development of electronic commerce in Russia. In the modern world, e-commerce is rapidly developing, sales volumes are increasing, which indicates the promising development of this area of the economy.

In this paper, you can get acquainted with the history of the emergence of e-commerce, the article also provides online sales statistics for 2021, gives an example of large organizations using e-commerce, and analyzes the activities of various marketplaces.

The article deals with numerous problems, for the solution of which it is necessary to revise the Russian legislation in the field of Internet sales.

Ключевые слова: электронная торговля, электронная коммерция, маркетплейсы, e-commerce, онлайн-магазины, цифровые технологии.

Key words: e-commerce, e-commerce, marketplaces, e-commerce, online stores, digital technologies.

В конце 20 века американским информатиком Николосом Негропонте впервые был введен термин «цифровая экономика» отражающим особенности экономической деятельности, основанная на цифровых технологиях. Цифровая экономика - это относительно новый вид отношений, которые в данный момент

развивается высокими темпами, а вместе с ним и такая категория как «электронная торговля» или же «электронная коммерция» [4]. Существует две версии о том, каким же был первый интернет магазин и когда он появился, кто-то отдает первенство всем известной американской компании Amazon принадлежащей Джеффу Безосу, домен которого датируется 1994 годом, другие же считают первым books.com, созданный Чарльзом Стэком, домен которого зарегистрирован от 1992 года. Характерно, что оба магазина начинали свою деятельность с книг. Всего на пару лет позже, чем в США в 1997 году в России был запущен первый интернет магазин, в котором также продавались книги [3]. Электронная коммерция предполагает проведение онлайн трансакций, которые на сегодняшний день имеют большое значение в жизни многих людей и обеспечивают работоспособность пластиковых карт. Первые пластиковые карты появились в Соединенных Штатах Америки в начале 50-х годов ХХ века, они были выпущены банком Los Island Bank. История пластиковых карт в России началась гораздо позже, первая трансакция по карте Visa, выпущенной Кредобанком была проведена в начале 90-х годов XX века, первой покупкой по пластиковой карте в России была упаковка пива в магазине «Калинка-Стокманн» [2].

Сегодня ритейлеры меняют привычные технологии продажи товаров магазинов: сокращают оффлайн площадки, внедряют цифровые технологии, открывают гибридные торговые пространства (например, в магазины для детей совмещают с игровым пространством, зоомагазины с услугами для животных). Все для того, чтобы удержаться на динамично меняющемся рынке и стать ближе к нашим клиентам, чтобы более полно соответствовать их потребностям. Ритейлеры обращаются к новым форматам магазинов, поскольку гигантские супермаркеты с множеством рядов полок больше не привлекают покупателей. В Интернет-магазинах клиенты в комфортной обстановке онлайн изучают цифровые каталоги, рассматривают товары, а затем заказывают понравившуюся вещь. Цель таких магазинов продать товары с минимальными затратами, максимальным удобством для клиента, что привлечь и удержать покупателей.

В настоящее время электронные продажи входят в стадию стабильного функционирования, завершая этап взрывообразного развития. Параллельно завершается формирование понятий и вводятся более-менее устоявшиеся определения. Количество пользователей интернета и покупателей в онлайн магазинах растет с каждым годом. В результате пандемии COVID-19 современное общество быстро менялось из-за невозможности выходить в магазины, в связи с чем многие магазины перешли в онлайн-формат.

В связи с активным развитием онлайн-торговли появились и законы, регулирующие ее. Значительное место в маркетинге имеют законы: онлайн площадки, так и покупатели должны действовать в соответствии с ними, осуществляя свою деятельность по продаже и покупке товаров.

В связи с чем, проведем анализ законодательной базы Российской Федерации. Так, приобретение товаров в Интернет-магазине регулируется ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» [1]. Возникшие проблемы с покупками в сети следует решать, опираясь на этот закон, однако многие статьи на практике не работают или покупатель не знает, как их применить.

К возвратам применяются статьи 18-24 Закона о защите прав потребителей. Если товар необходимо обменять, например, потому что он не подошел по размеру или является бракованным, его можно вернуть или обменять в течение двух недель. Однако транспортные расходы и несговорчивость продавца затрудняют соблюдение этих правовых норм.

1 января 2021 года было отменено Постановление от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». В большинстве случаев им руководствовались интернет-магазины. В данный момент нет отдельного нормативного акта, регулирующего интернет продажи, некоторые вопросы продажи товаров дистанционным способом затрагиваются в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 N

2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а также в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей», при нынешних условиях, когда активно развиваются онлайн площадки для покупки товаров, считаю неприемлемым отсутствие отдельного правового акта, регулирующего продажу товаров дистанционным способом. Нехватка актуальных и более четких регламентов работы отрицательно сказывается на обслуживании покупателей.

Не смотря на отсутствие многих регулирующих онлайн-торговлю законодательных актов, последние пять лет очень активно в России развивается интернет-продажа, так как она является очень удобной во взаимодействии как для покупателей, так и продавцов. По данным Mediascope, занимающейся техническими исследованиями и измеряющей аудиторию всех СМИ в России, в 2020 году в среднем 95,6 млн человек, или 78,1% населения в возрасте 12 лет и старше пользовались интернетом хотя бы раз в месяц. В среднем 87,1 млн человек, или 71,1% населения России, пользуются Интернетом в течение дня. Проникновение интернета в России в 2020 году превысило 90% среди молодежи (44 года и младше) и приблизилось к 100% среди самых молодых россиян (12-24 года); 84,2% людей в возрасте 45-54 лет пользуются интернетом хотя бы раз в месяц, а среди пожилых людей в возрасте 55 лет и старше - почти половина (49,7%) % пользуются интернетом.

Data Insight - аналитическое агентство, специализирующее на интернет-рынке, дает наиболее полную статистику Интернет-торговли в России. По последним отчетам за 2020 год, опубликованным в марте 2021 года, Россия занимает 5 место в рейтинге самых быстрорастущих рынков e-commerce. За 2020 год было совершено 1 млрд. 961 млн. заказов объем рынка составил 6,407 триллиона руб. из которых «eGrocery» (бакалея) - 69 млн заказов на сумму 130 млрд. рублей со средним чеком 1880 руб., «ePharma» (аптеки, аптечный ассортимент) - 78 млн. заказов на 131 млрд руб. со средним чеком 1679 руб. Заказы на крупнейших маркетплейсах России, к которым статистика относит такие маркетплейсы как Wildberries, Ozon, AliExpress Russia и Яндекс Маркет - 405 млн заказов на 721 млрд руб. со средним чеком 1780 руб., и иные онлайн продажи на сумму около 4 трлн руб. С каждым годом число пользователей в сети Интернет увеличивается, вследствие этого растут и объемы онлайн продаж, в среднем по всем категориям объемы рынка увеличились на 99,8% в рублях за последние 3 года. По прогнозам Data Insight, исходя из данных по росту за 2011-2019 годы, совокупный среднегодовой рост в 20202024 гг. составит 34% и достигнет суммы продаж 37,4 млрд. $. Исходя из динамики заказов с 2011 по 2020 г. количество онлайн заказов выросло в 10 раз, но несмотря на это средний чек стал ниже примерно на 14%, это представляется вполне понятным если учесть, что выросли объемы продаж в сегментах со средним и низким средним чеком, а также онлайн заказы для пользователей стали повседневной практикой, но, исходя из динамики среднего чека можно сделать вывод, что с каждым годом падение среднего чека уменьшается и представляется возможным, что к 2025 году средний чек останется на уровне 2024 года. Несомненно, с 2019 г. одним из факторов для роста количества онлайн заказов стала пандемия, под влиянием которой выросло количество заказов «до двери» и до «ПВЗ» в связи с закрытием многих магазинов, ресторанов и режимом самоизоляции.

Традиционно популярной категорией остается одежда и обувь для взрослых, а менее востребованы за последний год при заказе онлайн были детские спортивные товары. Несмотря на растущий интерес к виртуальным продажам, в электронной коммерции сегодня существует множество проблем, осложняющих проведение сделок. Такие торговые площадки выполняют многочисленные функции. Прежде всего, благодаря

им потребители могут экономить свое время при совершении покупок, поскольку не требуется посещать магазины оффлайн.

Безусловно, с интернет-магазином связана экономическая функция, поскольку, являясь формой потребления и рекламы новых товаров, магазины расширяют сбыт, активно формируют структуру потребностей.

Для повышения эффективности своей работы Интернет-магазины активно используют инструменты для выстраивания гармоничных отношений между компанией и обществом - PR-инструменты. В современном мире сложно представить реализацию PR-деятельности Интернет-магазина одежды без использования digital-коммуникаций. Они включают: разработку и контент-наполнение сайта; взаимодействие с целевыми порталами и электронными СМИ; работу с сайтами-навигаторами (Яндекс, Zoon, 2gis и другими); проведение онлайн-мероприятий (онлайн-презентации, вебинары, прямые трансляции).

SMM-деятельность играет важную роль в современной цифровой коммуникации. Социальные сети -мощный инструмент продвижения и целенаправленного влияния. Его функциональность позволяет проводить более эффективные рекламные акции, задавая параметры того, кто, скорее всего, заинтересуется рекламируемыми товарами и услугами, а искусственный интеллект выделяет пользователей по различным признакам.

Тенденции таковы, что при активном совершенствовании работы интернет-магазинов многие покупатели перейдут из физических магазинов в онлайн-магазины тем более, что в онлайн-магазинах цены зачастую ниже, а разнообразие одежды больше.

Изучая международные тенденции, мы выявили, что уже многие онлайн-магазины, например, такие крупные сети как Adidas и Gloria Jeans, ввели виртуальную примерку. При этом, необходимо отметить, что, остаются проблемы с выбором одежды и обуви онлайн, особенно на нестандартные размеры, однако они решаются установкой примерочных в пунктах доставки, чтобы при необходимости примерить товар и сразу его вернуть. Такая возможность уже есть у покупателей на таких площадках как Ozon и Wildberries, большинство их пунктов выдачи заказов оборудованы примерочными, что дает возможность покупателям экономить время и не ошибиться с выбором одежды. Удобную модель взаимодействия магазина и покупателя можно рассмотреть на примере компании Nike, которая в 2018 году в Нью-Йорке запустила Nike House of Innovation 000, для повышения удобства покупки. Особенностью данного магазина является Speed Store - это зона внутри магазина, где покупатели, оформившие заказ онлайн, могут примерить заказанные товары, которые помещаются в специальные боксы, открывающиеся с помощью смартфона, данная система позволяет покупателям избежать очередей в магазинах.

Следующей проблемой работы онлайн-магазина являются жалобы многих покупателей, а именно они отмечают небрежность почтовых служб при доставке товара, из-за чего он теряет товарное качество. Иногда повреждается не только коробка, но и товар внутри. Особенно критично это для товара, который заказывается в качестве подарка.

Данная проблема является актуальной в современных реалиях. В связи с многочисленными проблемами необходимо пересмотреть российское законодательство в области интернет-продаж с учетом международных тенденций устранение наиболее актуальных проблем.

Список используемой литературы:

1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 23.04.2022).

2. История возникновения пластиковых карт [Электронный ресурс]. - abium URL: https://abium24.ru/istoriva-vozniknoveniva-plastikovvkh-kart? (дата обращения: 25.04.2022).

3. Самые первые интернет-магазины [Электронный ресурс]. - VC.RU URL: https://vc.ru/trade/115512-samye-pervye-internet-magaziny?ysclid=l19rwze2r4 (дата обращения: 24.04.2022).

4. Цифровая экономика: современные направления, динамика развития, вызовы [Электронный ресурс]. - cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-sovremennye-napravleniya-dinamika-razvitiya-vyzovy? (дата обращения: 24.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.