ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭЛЕКТРОННАЯ СДАЧА ОТЧЕТНОСТИ -ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ Лопастейская Л.Г.1, Рыбалкина Ю.А.2
1Лопастейская Людмила Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент;
Рыбалкина Юлия Андреевна - магистрант, направление: бухгалтерский учет, контроль и управление экономическим субъектом, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Ульяновский государственный технический университет,
г. Ульяновск
Аннотация: данная статья раскрывает порядок формирования и сдачи электронной отчетности. В работе раскрываются особенности ведения отчетности в электронном виде, ее преимущества и недостатки. Ключевые слова: электронная отчетность, электронная цифровая подпись, ФНС.
Информационные технологии ежедневно покоряют все больше пространства во всех сферах социума. Неоспоримые достоинства всемирной сети Интернет придали глобальной паутине огромную популярность, причем не только среди обычных пользователей, но и среди официальных представителей государственной власти.
Так, электронная отчетность подарила российским госслужащим и налогоплательщикам возможность значительно экономить свое свободное время, которое раньше уходило на заполнение всевозможных формуляров.
Благодаря современной технологии снизилось и количество бумажных документов, потому как теперь бухгалтерская отчетность и налоговые декларации передаются в соответствующие органы в электронном виде, посредством сети Интернет. Согласно п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ налогоплательщик сам выбирает способ подачи отчетности.
Бухгалтерская отчётность - это систематизированные и группированные данные, которые наиболее полно раскрывают финансовое положение предприятия.
Отчетность представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи [3].
Сдавать отчетность в электронной форме могут все фирмы, которые подключены к Интернету. Представлять электронные декларации фирма сможет посредством специализированного оператора связи, который подписал соглашение с ФНС на право оказывать такие услуги.
Оператор установит на компьютер бухгалтера специальную компьютерную программу, через которую и будут подаваться декларации. В настоящее время большим спросом пользуется программа СБИС. Она имеет вид электронной почты. В данной программе установлены все форматы бухгалтерской и налоговой отчетности, а при изменении бланков они автоматически обновляются.
Кроме того программа дает возможность получать выписки о состоянии расчетов с бюджетом, данные о бюджетных счетах, кодах бюджетной классификации и иную справочную информацию.
Отчёты перед подачей формируются в программе 1С Бухгалтерия, затем они загружаются в специализированную программу и на них накладывается электронная подпись и печать организации. Весь процесс занимает несколько минут. Затем отчёт направляется в предварительно указанную электронную почту налоговой службы.
После отправки документов, налогоплательщик получает уведомление о получении документации, квитанцию об её приёме и извещение о вводе. Это делается для того, чтобы удостоверить факт отправки отчётности и принятия её налоговой службой.
В случае если в документах присутствуют ошибки или неточности, то проверяющие органы должны проинформировать об этом налогоплательщика. Кроме того
извещение обязано включать в себя полный перечень ошибок. После получения подобного уведомления отправитель должен в предельно приемлемые сроки откорректировать все ошибки и вновь отправить документацию на проверку.
На законодательном уровне предусмотрено, что заверять электронные документы можно при помощи ЭЦП (электронно-цифровой подписи). Она не только обеспечивает заверку документа, но и защищает его от несанкционированного взлома, кроме того дает возможность определить, что сведения в электронном документе не были искажены. В некотором смысле аналогом электронной подписи является цифровой ключ. Электронный ключ приобрести можно в местном отделении Федеральной налоговой службы (ФНС) по месту регистрации налогоплательщика.
К преимуществам сдачи отчетности в электронной форме относят:
1. Экономия времени - концепция электронной отчетности дает возможность отправлять данные, не покидая рабочее место. Отсутствует потребность дублировать документы на бумажных носителях, посещать налоговую инспекцию или другое государственное учреждение.
2. Повышение грамотности документов - электронные файлы отчетности проходят контроль на верность заполнения, что уменьшает вероятность погрешностей и неточностей при подготовке данных.
3. Конфиденциальность - документы передаются в зашифрованном варианте с использованием средств криптографической защиты информации.
4. Высокий темп обработки информации.
5. Возможность получения нужной информации от органов государственной власти.
6. Обновление форм отчетности и средств контроля при изменении форматов совершается в оперативном режиме.
Недостатками электронной отчетности являются:
1. Электронная отчетность полностью зависит от наличия интернета, если он есть, то отчетность ушла, а вот если его нет, то сдать не получится.
2. Дополнительные затраты на оператора.
3. Нельзя представлять в электронном виде отчетность в Пенсионный фонд РФ.
4. Не исключена вероятность утери информации и ее доступа для третьих лиц, что также связано со сбоями в системе.
5. Финансовая сторона. За установку программы электронной отчетности и за услуги по передачи данных посредством специализированного оператора связи необходимо платить. Хотя эти затраты нельзя назвать существенными, все же не все имеют возможность позволить себе дополнительные расходы.
Таким образом, невзирая на многие недостатки, многие фирмы оценили удобство предоставления годовых отчетов в электронной форме. Подаваемые через специальные организации, с которыми заключен договор о сотрудничестве, электронные документы имеют значимость и конфиденциальность. Данному содействует и электронная подпись, которая придает им юридическую силу.
С появлением финансовой отчетности в электронном виде бюрократический процесс стал более ускоренным, прозрачным, простым и понятным, а удобный интерфейс программы, не требующий наличия каких-либо специальных знаний и навыков, позволяет создавать грамотные отчеты.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ от 25.12.2018 года № 146-ФЗ.
2. Вдовин В.М. Информационные технологии в налогообложении: учебное пособие; М.: «Дашков и К», 2015.
3. Лопастейская Л.Г., Захарченко Е.В. Информационные технологии в бухгалтерском учете // Актуальные вопросы права, экономики и управления: XI Международная научно-практическая конференция: сборник статей в 3 частях. Пенза, 2017. 156-158 с.