Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННАЯ ПРОГРАММА AUTOPLAY MENU BUILDER КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ЭЛЕКТРОННАЯ ПРОГРАММА AUTOPLAY MENU BUILDER КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / AUTOPLAYMENUBUILDER / INDEPENDENT STUDY / WAYS TO ORGANIZE INDEPENDENT LEARNING / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / AUTOPLAY MENU BUILDER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Елена Юрьевна, Бояршинова Дарья Александровна

Раскрывается понятие «самостоятельная работа», рассматриваются информационно-коммуникационные технологии как средства ее организации, а также дается характеристика электронной программы AutoPlayMenuBuilder и описание созданного на ее основе приложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER PROGRAM AUTOPLAY MENU BUILDER AS A WAY TO ORGANIZE INDEPENDENT LEARNING IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

The article provides an overview of the meaning of “independent study”, considers Information and Communication Technologies as a way to organize it, characterizes the computer program AutoPlay Menu Builder and describes an application created on its base.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННАЯ ПРОГРАММА AUTOPLAY MENU BUILDER КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

3. Никитенко З.Н., Аитов В.Ф., Аитова В.М. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе // ИЯШ. - 1996. - №4.

4. [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2014/11/24/integratsiya-mobilnykh-prilozheniy-v-protsess (дата обращения: 19.05.2019).

5. [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/shkola/mostrannye-yazyki/library/2015/11/06/obuchenie-kulture-pri-izuchenii-yazyka (дата обращения: 19.05.2019).

ЭЛЕКТРОННАЯ ПРОГРАММА AUTOPLAY MENU BUILDER КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Панина Елена Юрьевна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: epanina@,list. ru

Бояршинова Дарья Александровна

студентка 741 группы факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: dardar. etka@,mail. ru

COMPUTER PROGRAM AUTOPLAY MENU BUILDER AS A WAY TO ORGANIZE INDEPENDENT LEARNING IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Elena Panina, Ph.D

Associate Professor, Methods of teaching foreign languages department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: epanina@list.ru

Daria Boyarshinova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: dardar.etka@mail.ru

Аннотация: раскрывается понятие «самостоятельная работа», рассматриваются информационно-коммуникационные технологии как средства ее организации, а также дается характеристика электронной программы AutoPlay Menu Builder и описание созданного на ее основе приложения.

Ключевые слова: самостоятельная работа, средства организации самостоятельной работы, информационно-коммуникационные технологии, AutoPlay Menu Builder.

Abstract: the article provides an overview of the meaning of "independent study", considers Information and Communication Technologies as a way to organize it, characterizes the computer program AutoPlay Menu Builder and describes an application created on its base.

Key words: independent study, ways to organize independent learning, Information and Communication Technologies, AutoPlay Menu Builder.

Информатизация современного общества обусловливает необходимость постоянного самообразования, выдвигая все новые и новые требования к учащимся. Это напрямую касается таких навыков и качеств, как самоконтроль, самодисциплина, анализ и синтез полученной информации. В качестве необходимого инструмента поиска информации выступает интернет, доступ к которому, согласно статистике пользователей в России за 2019 г., есть почти у 76 % людей [4]. Однако в этом и заключается главная проблема - из-за быстрого развития технологий и популярности всемирной паутины становится сложно отделять нужную информацию от бесполезной.

В настоящее время самостоятельность и информационные технологии тесно переплетаются друг с другом, и именно поэтому еще на ранних этапах учителю необходимо создать условия для комфортной самостоятельной деятельности и самостоятельной работы учащихся.

На первый взгляд, эти два термина ничем не отличаются и зачастую по ошибке используются как взаимозаменяемые. Однако, несмотря на то, что изначально так и было, в современной педагогике принято разделять эти понятия. Самостоятельная деятельность направлена на развитие личностных качеств учащихся и включает в себя самостоятельную работу как способ достижения поставленных в процессе обучения целей, тем самым оказываясь гораздо шире и глубже по своей сущности [1].

Но как объединить ИКТ и самостоятельную работу учащихся в иноязычном образовании? Один из возможных способов решения этого проблемного вопроса - электронная программа под названием AutoPlay Menu Builder. Эта программа позволяет создавать множество различных приложений, стиль и наполненность которых могут ограничиваться только воображением учителя.

Удобный интерфейс AutoPlay делает возможным легкое освоение программы и, как следствие, ее использование. Она обладает следующими характеристиками:

Совместимость: Windows 7, Windows 8, Windows 10.

Язык: английский, русский и другие.

Разработчик: LinaSoft.

Размер: 8,4 Мб [2].

Как видно из характеристик данной программы, она не занимает слишком много оперативной памяти и может быть использована на любых современных компьютерах как на русском, так и на английском языке, что делает ее достаточно универсальной и простой в использовании.

Согласно описаниям приложения на сайте разработчика, AutoPlay Menu Builder - многофункциональный инструмент по формированию автоматически запускающегося меню для авторских оптических компактных и цифровых дисков, а также иных подобных проектов. И именно о других проектах, которые можно создавать на этой платформе, мы и поговорим [3].

В нашем случае AutoPlay Menu Builder нужен нам для создания сборника сайтов, используя которые, учащиеся проходят своеобразный квест по общей теме и выполняют задания. Стоит отметить, что тему можно выбирать любую, потому как все ограничивается лишь желанием и фантазией автора данного сборника.

Для создания интерфейса учитель может использовать как стандартные функции программы, так и заранее созданные шаблоны или эскизы из других.

Рассмотрим в качестве примера созданное нами электронное сопровождение к учебнику Solutions. Intermediate. Дизайн был создан с помощью программы Adobe Photoshop CS6 и добавлен в готовом виде в AutoPlay.

Тема для сборника была выбрана сразу, так как учащиеся на момент создания данного проекта изучали In the Wild и The World of Work по учебнику Solutions. Intermediate. Для того чтобы объединить обе эти темы, было принято решение создать следующую проблему: «Alice хочет стать ветеринаром, но очень мало знает о животных. Помогите ей познакомиться с животными из разных уголков мира и построить ее собственную ветеринарную клинику». Данное сообщение озвучивается сразу, когда учащиеся запускают приложение и наводят курсор на Alice, что позволяет им ознакомиться с целями данной работы.

Однако данный сборник направлен не только на тренировку лексико-грамматических навыков, но и на развитие умений речевой деятельности, потому как приложение сопровождается аудиоматериалами, видеопособиями, а также в него добавлено задание на написание истории, что позволяет ученикам в свободной манере развивать умения письменной речи.

Главная страница нашего приложения состоит из 3 пунктов, нажав на которые, учащиеся попадают в места, где нужна их помощь:

1. Theory.

2. Animals.

3. Jobs.

4. FAQ.

Последний, но самый важный пункт расшифровывается как frequently asked questions и содержит в себе пояснительную записку, которая помогает учащимся получить ответы на вопросы, возникающие у них в процессе игры,

151

а также системные требования для приложения и ссылки на использованные материалы.

Пункт Theory содержит в себе ссылки на видео, размещенные на платформе YouTube, которые помогут учащимся повторить или ознакомиться с грамматикой, упражнения с данными грамматическими явлениями будут появляться в нашем приложении. Все видео аутентичны, они отсмотрены и подобраны специально под уровень учащихся. В них также содержатся примеры с визуальными вставками, таблицами и т.д., которые облегчают понимание и запоминание материала.

Далее учащийся имеет право выбрать любой из двух пунктов, чтобы начать игру, так как порядок выполнения заданий не влияет на исходный результат: animals и jobs в нашей игре равны по значимости.

Помимо этого в правом верхнем углу всегда находится помощник, при наведении на который учащийся получает советы по выполнению заданий. Так, впервые попав на страницу Animals, пользователь может растеряться, не зная, что делать дальше. Помощник содержит все необходимые инструкции для того, чтобы учащийся знал, что ему делать дальше: «All the countries are connected with the tasks. Click on any and one of the animals from the country will help you». Более того, при наведении на страну приложение озвучивает ее название на английском.

Как только учащийся выбирает страну, он переходит на новую страницу, на которой изображено животное, живущее в этой стране (наведя курсор на которое, учащийся услышит его название на английском). Там же есть помощник, объясняющий задание, небольшое обращение от животного к игроку и ссылка на упражнение.

Ниже представлен список сайтов, с которых были взяты упражнения:

• https://www.eslgamesplus.com,

• http://learnenglishteens.britishcouncil.org,

• http://www.english-time.eu,

• https://learningapps.org,

• https://storybird.com,

• https://www.learnenglish.de.

Упражнения на всех сайтах, кроме learningapps и storybird, созданы разработчиками, поэтому были добавлены нами в приложение только после проверки на подходящую уровню и теме лексику, а также динамичность и интересный дизайн. Грамматическое упражнение на платформе learningapps было создано нами с учетом все тех же характеристик, упомянутых выше.

Storybird - это ресурс, позволяющий ученикам придумывать истории на английском с иллюстрациями. Данный сайт помогает использовать английский язык творчески и с желанием поделиться какой-то историей со всеми. Его плюс состоит в создании классов и домашних заданий. Ученик, прикрепившись к классу, делает продукт, в нашем случае - историю, по алгоритму, который оставил учитель. Там также есть возможность создавать истории по тэгам,

которые указываются создателем класса, или по работам одного конкретного художника. Безграничное поле для вдохновения и работы [5].

Ученик, выполнив все задания в пункте Animals, возвращается в главное меню и выбирает пункт Jobs, где архитектор Josh рассказывает, что он собирается помочь Alice построить ветеринарную клинику, но для этого нужно собрать инструменты, чтоб начать работу.

Список сайтов, использованных в разделе Jobs:

• https://quizlet.com,

• https://www.learnenglish.de,

• http://www.letshavefunwithenglish.com,

• https://web2.uvcs.uvic.ca,

• https://www.eslgamesplus.com,

• https://learningapps.org.

Как можно отметить, здесь появляются новые сайты с новыми упражнениями. Упражнения были созданы нами на платформах learningapps и quizlet. Говоря о сайте quizlet, необходимо отметить, что данная платформа создана для запоминания лексики. В ней разрабатываются примеры карточек, по которым учащиеся тренируют лексику как с помощью визуальных опор, так и произношению и написанию. Помимо этого очень удобна функция игры, где учащиеся соревнуются на время, кто быстрее введет больше слов [6].

Таким образом, программа AutoPlay является одним из доступных и легких в использовании способов организовать самостоятельную работу учащихся. Гибкий интерфейс позволяет добавлять любую информацию, тут же просматривать ее и исправлять, экономя время. Готовое приложение можно отправлять как с помощью USB-карты, так и посредством интернета. Оно не требует дополнительных приложений для запуска и не занимает много оперативной памяти. Все, что нужно ученику для стабильной игры, - доступ в интернет. Это и помогает нам утверждать, что с помощью данной программы можно сделать самостоятельную работу интересной, познавательной и интерактивной.

Список литературы

1. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся [Текст]: учебник для вузов. - М.: Педагогика, 1972. - 183 с.

2. Сайт программы AutoPlay Menu Builder [Электронный ресурс]. -http://autoplay-menu-builder.findmysoft.com (дата обращения: 07.04.2019).

3. Сайт разработчика программы AutoPlay Menu Builder [Электронный ресурс]. - URL :http://www.linasoft.com/apmbuilder.php (дата обращения: 07.04.2019).

4. Сергеева Ю.В. Вся статистика интернета на 2019 год - в мире и в России [Электронный ресурс]. - URL : http://journal.kuzspa.ru/articles/17/ (дата обращения: 07.04.2019)

5. Сервис Storybird [Электронный ресурс]. - URL: https://storybird.com/about (дата обращения: 07.04.2019)

6. Сервис Quizlet [Электронный ресурс]. - URL: https://quizlet.com/ru/help/2444083/what-is-quizlet-and-how-can-i-use-it (дата обращения: 07.04.2019).

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ

Панина Елена Юрьевна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранного языка, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: epanina@list.ru

Лейберова Валерия Алексеевна

студентка 748 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: leyberovav@mail.ru

THE FORMATION OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE THROUGH THE USAGE OF VIDEO MATERIALS IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES

Elena Panina, Ph.D Associate Professor, Methods of Teaching Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: epanina@list.ru

Valeria Leiberova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 748, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: leyberovav@mail.ru

Аннотация: раскрывается сущность и компонентный состав социокультурной компетенции, рассматриваются средства ее формирования на уроках иностранного языка, в первую очередь видеоматериалы. Предлагается методика работы и типология упражнений для каждого этапа работы с видеоматериалами.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, формирование социокультурной компетенции, аутентичные материалы, видеоматериалы, преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный этап работы над видео.

Abstract: the article reveals the essence and component composition of the sociocultural competence. The authors discuss the means of the sociocultural competence formation in foreign language classes and video materials in particular.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.