УДК 342.849(2+5) DOI 10.24411/2073-0454-2019-10376
ББК 67.400.8 © К.М. Ященко, 2019
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право
ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ
Кирилл Михайлович Ященко, аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин школы права Института права и управления
Московский городской педагогический университет (129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается возможность проведения предвыборной агитации посредством ресурсов сети Интернет, приводится известная практика применения данного средства агитации. Раскрыто понятие электронной предвыборной агитации и предложено ввести его в правовой оборот; выявлены преимущества её использования, проанализированы виды электронной предвыборной агитации, отдельные элементы правового режима выделенных видов (форм) электронной предвыборной агитации.
Ключевые слова: выборы, предвыборная агитация, электронная предвыборная агитация, сеть Интернет, сайт, социальная сеть, мессенджер, агитационный материал.
ELECTRONIC СAMPAIGNING: ^NCEPTUAL FRAMEWORK FOR UNDERSTANDING AND CLASSIFICATION
Kirill M. Yashchenko, postgraduate of Department of state and civil disciplines of Institute of law and management Moscow State Pedagogical University (129226, Moscow, 2-nd Sel'skokhozyaystvenniy proezd, 4) E-mail: [email protected]
Abstract. Considered the possibility of conducting election campaigning through the Internet resources, gives a well-known practice of using this means of campaigning. The concept of electronic election campaigning is disclosed and it is proposed to introduce it into the legal circulation, advantages of its use are considered, types of electronic election campaigning, separate elements of the legal regime of the selected types (forms) of electronic election campaigning are analyzed.
Keywords: elections, pre-election promotion, electronic pre-election promotion, Internet, website, social network, messenger, campaign material.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Ященко К.М. Электронная предвыборная агитация: концептуальные основания понимания и классификации. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(7):53-7.
Стремительный рост качества и количества разрабатываемых информационных технологий влияет на жизнь современного человека: появляются новые способы создания и передачи информации, изменяется понятие, внешнее выражение и назначение самой информации. Идущий таким образом процесс построения информационного общества затрагивает все стороны и сферы общественной и
частной жизни. Не остается в стороне и область политических отношений. Политические отношения серьезным образом основываются на передаче информации. Внедрение информационных технологий в политику может качественно преобразовать политические отношения. Важнейшие аспекты наблюдаемого нами процесса трансформации политической сферы должны стать предметом научно-
го осмысления. К числу таких явлений относится предвыборная агитация, осуществляемая в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет). С учетом тех свойств, которые сеть Интернет сообщает информации, есть все основания ставить вопрос о появлении нового вида предвыборной агитации — электронной предвыборной агитации, которая является предметом настоящего исследования. Электронная предвыборная агитация в сети Интернет нуждается в надлежащем правовом регулировании, учитывающем специфику данного вида агитации.
Базовый нормативный правовой акт в сфере выборов и референдумов — Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон об основных гарантиях)1 в подп. «г» п. 3 ст. 48 устанавливает, что предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться иными не запрещенными законом методами. Предусматривая открытый перечень форм предвыборной агитации, данное положение закона, на первый взгляд, легализует возможность применения не только сети Интернет, но и самого широкого набора современных средств коммуникации и передачи информации. Многие ученые признают возможность уже сегодня использовать предвыборную агитацию таким образом. Так, Я.В. Зелинский отмечает, что разрешены любые методы предвыборной агитации, не запрещенные законом. К их числу ученый относит агитацию посредством рассылки SMS-сообщений, агитацию в сети Интернет на сайтах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации, и т.п. Самостоятельной, четвертой формой предвыборной агитации в выработанной им классификации названа агитация путем размещения агитационных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях Интернет, электросвязи, мобильной (сотовой) связи в виде статей, заметок, обращений к читателям, предвыборных программ, интернет-форумов, рассылки агитационных сообщений, иных не запрещенных законом способов [5, с. 38, 40].
С другой стороны, в отличие от других упомянутых в данном положении Закона форм предвы-
1 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253. и посл.
борной агитации применение современных средств передачи информации (прежде всего, Интернет) не получило в избирательном законодательстве столь подробного регулирования, как это сделано в ст.ст. 52-54 Закона об основных гарантиях применительно к предвыборной агитации в периодических печатных изданиях, предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий, выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
Данный подход законодателя вполне объясним с точки зрения перспектив развития информационного поля: подп. «г» п. 3 ст. 48 был закреплен в Законе об основных гарантиях в его первоначальной редакции. Законодатель оставил за собой право расширения круга этих форм, поскольку в 2002 году представить пути дальнейшего развития сети Интернет было затруднительно. Законодатель не мог сделать данный перечень закрытым, поскольку предвыборная агитация, с рядом известных оговорок, является формой распространения информации, а потому на неё распространяется действие конституционных положений о свободе слова и обороте информации (ст. 29 Конституции РФ). Свободе слова, равно как и другим правам человека свойственен общедозволительный способ правового регулирования. Соответственно, законодатель имел право лишь запретить какие-либо общественно опасные формы распространения информации, оставив свободу действий субъектов права относительно других форм оборота информации. Обосновать однозначный вывод о какой бы то ни было потенциальной опасности сети Интернет не представляется возможным.
Таким образом, предвыборная агитация с использованием сети Интернет правомерно присутствует в реальной жизни, хотя она и не урегулирована в должной мере соответствующими нормативными правовыми актами. Свидетельством тому является богатый опыт использования Интернета в предвыборной агитации. Как отмечает С.А. Хвалёв, впервые Интернет был применен в целях агитации в ходе кампании по выборам Президента США в 1992 году [8, с. 23]. Далее все страны — с нарастанием темпов информатизации — познали достоинства и недостатки применения сети Интернет. К примеру, Консервативная партия Великобритании размещала свою рекламу на главной странице портала YouTube [3, с. 49].
В России проблема использования Интернета в предвыборной агитации изначально встала на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации в 1999 году. Возникший вопрос о юридической природе интернет-агитации тогда разрешился путем признания интернета глобальным СМИ [1, с. 116]. В ходе президентской кампании 2012 и 2018 годов создавались и функционировали сайты кандидата в Президенты России В.В. Путина1, а также иных кандидатов.
Имелись и более оригинальные и сложные формы. В преддверии президентских выборов в марте 2018 г. в Южно-Сахалинске на остановках транспорта были расклеены плакаты со сценами из известных советских и российских художественных фильмов. На каждом изображении был напечатан QR-код, ведущий на сайт действующего Президента России [6, с. 536].
Вышеприведенные примеры (их перечень может быть весьма объемным) убедительно показывают не только возможность, но и потребность в правовом регулировании предвыборной агитации с применением новых информационных технологий. Для надлежащего правового регулирования необходимо определиться с нормативным содержанием понятия «электронная предвыборная агитация», его признаками и видами.
Принципиально важным является уточнение понятия предвыборной агитации с применением новых информационных технологий. Ранее большинство юристов ставили вопрос большей частью о применении в ходе предвыборной агитации сети Интернет. К данному вопросу следует подойти более широко. Сеть Интернет является основным качественно новым способом передачи информации, кардинально отличающимся от традиционной и привычной так называемой бумажной или аналоговой формы фиксации, хранения и передачи информации. Однако сеть Интернет не единственное подобное средство передачи информации. Применение Интернета и иных информационно-телекоммуникационных технологий принципиально меняет и дополняет многие стороны жизни людей.
1 В Интернете появился предвыборный сайт кандидата в
Президенты РФ, премьер-министра РФ Владимира Путина // Сайт
Первого канала. 2012. 12 янв. URL: https://www.1tv.ru/news/2012-01-
12/101807-v_intemete_poyavilsya_predvybornyy_sayt_kandidata_v_
prezidenty_premier_ministra_rf_vladimira_putma (Дата обращения:
6 октября 2019 г.); Заработал официальный сайт избирательного штаба Путина // Сайт РИА Новости. 2018. 15 января. URL: https:// ria.ru/20180115/1512626363.html (Дата обращения: 6 октября 2019 г.).
В силу данных обстоятельств юридической науке следует задаться вопросом о влиянии на предвыборную агитацию всех информационно-телекоммуникационных технологий2. Разнообразие технологий, которые существуют сейчас и появятся в будущем, обусловит лишь разнообразие форм (видов, методов) предвыборной агитации, само же явление можно определить и описать уже в настоящее время.
Предвыборная агитация, осуществляемая с помощью названных выше технологий, может именоваться электронной предвыборной агитацией. Эпитет «электронный» в данном понятии означает не какой-либо один конкретный способ передачи информации, а совокупность всех небумажных способов передачи информации.
Понятие и признаки электронной предвыборной агитации в целом совпадают с понятием и признаками предвыборной агитации в привычной форме. В литературе предложена трактовка Интернет-агитации на выборах как деятельности, осуществляемой в период избирательной кампании с применением современных информационно-коммуникационных технологий, основанных на возможностях сети Интернет, и побуждающей избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) [2, с. 12]. С данным определением в целом стоит согласиться, ибо оно производно от сегодняшнего легального определения предвыборной агитации (ст. 2 Закона об основных гарантиях). Отличие состоит в указании метода распространения информации в рамках электронной предвыборной агитации. Данный метод (способ) распространения информации предопределяет преимущества применения электронной предвыборной агитации в конкретной политической практике, а также влияет на признаки электронной предвыборной агитации.
Преимущества использования электронной предвыборной агитации вытекают из особенностей распространения информации с применением современных информационно-коммуникационных технологий. К числу ключевых преимуществ можно отнести:
1) максимально широкий охват получателей
2 Данный вопрос был поставлен еще в 2005 году В.Н. Фальковым. См.: Фальков В.Н. Использование новых средств массовых коммуникаций в предвыборной агитации: политико-правовой аспект // Формула права. 2005. № 1 (4). С. 58-65. Однако, ответ на него до сих не предложили ни законодатель, ни ученые.
информации: просмотреть электронный агитационный материал в период агитационной компании может практически любой человек на планете, у которого есть телефон, смартфон или компьютер с доступом в сеть Интернет;
2) быстрота (оперативность) распространения информации: для публикации электронного материала в сети Интернет или рассылки смс-сообщений достаточно нескольких минут или даже секунд, а для изготовления печатных или аудиовизуальных материалов — гораздо более длительное время;
3) относительная дешевизна изготовления и распространения материалов: сегодня стоимость изготовления Интернет-контента становится дешевле изготовления печатных материалов, услуг теле- или радиовещания.
Как к достоинствам, так и к недостаткам может быть отнесена объективная сложность контроля за распространением данных материалов. В условиях свободного характера Интернета отслеживание круга лиц, посетивших конкретный сайт или получивших смс-сообщения, весьма затруднительно, а применительно к идентификации конкретных пользователей, ознакомившихся с данной информацией, — практически невозможно, поскольку возможно будет установить только №-адрес, но не фамилию, имя и отчество конкретного человека.
Признаки электронной предвыборной агитации: специальная цель, вынесенная в определение предвыборной агитации; специальный период распространения информации; специальный источник финансирования; специальный субъект распространения; специальная маркировка агитационных материалов. Проецируя данные признаки на конкретные виды электронной предвыборной агитации, мы можем понять суть правового режима данных конкретных видов.
К числу видов (форм) электронной предвыборной агитации мы можем отнести следующее:
1) создание и ведение в сети Интернет специальных тематических сайтов с агитационным содержанием;
2) создание и ведение в социальных сетях акка-унтов с информацией о кандидате и прочими агитационными материалами;
3) размещение аудиовизуальных агитационных материалов на видео-хостингах;
4) рассылка текстовых сообщений, аудио- и видеофайлов агитационного содержания в мессен-
джерах и смс-сообщений;
5) размещение контекстной (таргетированной) текстуальной и визуальной рекламы с агитационным содержанием на сайтах сети Интернет;
6) размещение роликов агитационного содержания на видео-хостингах.
Все данные виды (формы) должны иметь агитационную цель, определяющее их содержание, быть оплаченными из избирательного фонда, распространяться в агитационный период силами кандидата или его доверенных лиц. Данные обстоятельства составляют общие признаки электронной предвыборной агитации, роднящие её с предвыборной агитацией в обычной форме. Содержание агитационных материалов, с помощью которых осуществляется электронная предвыборная агитация, вполне может быть (и наверняка будет) идентично агитационным материалам, размещаемым в других, ныне юридически урегулированных формах.
Специфика образования и распространения информации предопределяет специальные требования к электронной предвыборной агитации. Так, рассылка текстовых сообщений, аудио- и видеофайлов агитационного содержания в мессенджерах и смс-сообщений, размещение контекстной (тарге-тированной) текстуальной и визуальной рекламы с агитационным содержанием на сайтах сети Интернет и размещение роликов агитационного содержания на видео-хостингах в так называемый «день тишины», очевидно, должны быть не допустимы. Однако открытый в ходе предвыборной кампании сайт кандидата или его специальный аккаунт в социальной сети вряд не прекращать своё существование. Напротив, он должен работать, обеспечивать доступ пользователей с тем, чтобы они имели возможность ознакомиться с предвыборной программой кандидата, списка кандидатов.
Подводя итог, отметим, что законодателю вряд ли следует применительно к электронной предвыборной агитации устанавливать развернутую систему требований и ограничений — многие из них выводятся из общих положений Закона об основных гарантиях либо положений о предвыборной агитации. На наш взгляд, достаточно введения в главу VII «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах» вышеназванного Закона одной статьи, определяющей особенности электронной предвыборной агитации.
Литература
1. Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. 300 с.
2. Борисов И.Б., Головин А.Г., Игнатов А.В. Выборы в мире: агитация в сети Интернет / Под общ. ред. И.Б. Борисова. М.: Российский общественный институт избирательного права, 2017. 268 с.
3. Вакунов С. Агитация в Интернете: мировой опыт и перспективы законодательного регулирования // Журнал о выборах. 2011. № 3. С. 44-49.
4. Гуменникова Е.М., Бекезин К.А. Как действующее законодательство регулирует предвыборную агитацию в сети Интернет // Вестник науки и образования. 2018. Т. 2. № 5 (41). С. 91-94.
5. Зелинский Я.В. Формы и методы предвыборной агитации: проблемы идентификации // Научный вестник Омской академии МВД России. 2013. № 2 (49). С. 37-40.
6. Мархгейм М.В., Никонова Л.И. Предвыборная агитация в сети Интернет: версии доктрины и динамизм практики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2018. Т. 43. № 3. С. 532-538.
7. Фальков В.Н. Использование новых средств массовых коммуникаций в предвыборной агитации: политико-правовой аспект // Формула права. 2005. № 1 (4). С. 58-65.
8. Хвалёв С.А. Предвыборная агитация в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» // Избирательное право. 2013. № 2 (22). С. 23-27.
9. Шапова А.А., Куликова С.А. Правовое регулирование предвыборной агитации в сети Интернет // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16. № 4. С. 472-480.
References
1. Bolshakov S.V., Golovin A.G. Information support of elections and referenda in the Russian Federation. Volgograd: VolSU Publishing House, 2006.300 p.
2. Borisov I.B., Golovin A.G., Ignatov A.V. Elections in the World: Campaigning on the Internet / Ed. ed. I.B. Borisov. M .: Russian Public Institute of Electoral Law, 2017.268 p.
3. Vakunov S. Agitation on the Internet: world experience and the prospects of legislative regulation // Journal of Elections. 2011. No. 3. P. 44-49.
4. Gumennikova E.M., Bekesin K.A. How the current legislation regulates the election campaign on the Internet // Herald of science and education. 2018.Vol. 2. No. 5 (41). S. 91-94.
5. Zelinsky Y.V. Forms and methods of campaigning: problems of identification // Scientific Herald of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 2 (49). S. 37-40.
6. Markheim M.V., Nikonova L.I. Campaigning on the Internet: doctrine versions and the dynamism of practice // Scientific reports of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Right. 2018.Vol. 43. No. 3. P. 532538.
7. Falkov V.N. The use of new means of mass communication in the election campaign: political and legal aspect // Formula of law. 2005. No. 1 (4). S. 58-65.
8. Khvalev S.A. Election Campaigning in the Internet Information and Telecommunication Network // Electoral Law. 2013. No. 2 (22). S. 23-27.
9. Shapova A.A., Kulikova S.A. Legal regulation of election campaigning on the Internet // News of Saratov University. New series. Series: Economics. Control. Right. 2016.V. 16. No. 4. P. 472-480.