Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДДЕРЖКА ТРИТ-МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ '

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДДЕРЖКА ТРИТ-МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные средства обучения / цифровой образовательный ресурс / алгоритмизация / трит-методика / трит-карточки / modern teaching tools / digital educational resource / algorithmization / trit method / trit-cards

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.В. Ткаченко, Т.А. Степанова

В статье предложен подход к созданию цифрового образовательного ресурса по изучению темы «Алгоритмизация» школьного курса информатики на основе тритметодики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.В. Ткаченко, Т.А. Степанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC SUPPORT FOR TRIT-METHODS OF TEACHING STUDENTS TO SOLVE ALGORITHMIC PROBLEMS

The article offers an approach to creating a digital educational resource for studying the topic “Algorithmization” of a school computer science course based on the trit method.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДДЕРЖКА ТРИТ-МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ »

УДК 372.862

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДДЕРЖКА ТРИТ-МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Ю. В. Ткаченко Научный руководитель - Т. А. Степанова

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Российская федерация, 660060, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 tkachenko.djuliya8@gmail.com

В статье предложен подход к созданию цифрового образовательного ресурса по изучению темы «Алгоритмизация» школьного курса информатики на основе трит-методики.

Ключевые слова: современные средства обучения, цифровой образовательный ресурс, алгоритмизация, трит-методика, трит-карточки.

ELECTRONIC SUPPORT FOR TRIT-METHODS OF TEACHING STUDENTS TO SOLVE ALGORITHMIC PROBLEMS

J. V. Tkachenko Scientific supervisor - T. A. Stepanova

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev 89 Ada Lebedeva str., Krasnoyarsk, 660060, Russian Federation tkachenko.djuliya8@gmail.com

The article offers an approach to creating a digital educational resource for studying the topic "Algorithmization" of a school computer science course based on the trit method.

Keywords: modern teaching tools, digital educational resource, algorithmization, trit method, trit-cards.

Одной из основных линий обучения в базовом курсе информатики является линия « Алгоритмизация».

Раздел «Алгоритмизация» отвечает за овладение обучающимися умениями формализации и структурирования информации, умения выбирать соответствующий способ представления данных, и, главным образом, за развитие алгоритмического мышления и структурной методики построения алгоритмов [1].

В данном разделе традиционным средством обучения являются исполнители алгоритмов, для их написания используются блок-схемы и алгоритмический язык [2].

В современной методической науке постоянно совершенствуется уже существующие методики, а также появляются новые средства и методы обучения теме «Алгоритмизация». Одна из них - трит-методика, ее существенное отличие от применяемых традиционно методических приемов обучения заключается в том, что обучение происходит с учетом когнитивных особенностей учащихся и направлено на развитие творческого мышления.

Термин ТРИТ-методика был выбран создателями методики потому, что трит - это наименьшая целая единица измерения количества информации источников с тремя

Секция «Инновационные технологии в современном образовании»

равновероятными сообщениями [3]. В основе ТРИТ-методики лежит использование в процессе обучения решению алгоритмических задач так называемых трит-карточек.

Трит- карточка представляет собой таблицу, состоящую из трех столбцов: первый отвечает за жизненную ситуацию, эмпирический опыт обучающегося и представлен в виде графического изображения, визуализирующее процесс указанный в алгоритме; второй -созданная самим обучающимся ментальная модель; третий - блок-схема алгоритма (таблица 1).

Таблица 1

Структура трит-карточки_

Текстовая формулировка алгоритмической задачи

Графическое представление условия задачи Ментальная модель (заполняется обучающимися) Блок-схема алгоритма (заполняется обу чающимися)

На практике это работает таким образом: при решении задачи обучающиеся видят наглядное представление жизненной ситуации представленной в задаче и выделяют познавательную проблему; далее они составляют собственную модель, визуализируют свое представление решение задачи; последний шаг - создание блок-схемы алгоритма решения поставленной задачи.

В рамках данного исследования был спроектирован и разработан цифровой образовательный ресурс (ЦОР), в котором в электронном виде представлены трит-карточки, представляющие решение алгоритмических задач в трех различных типах формализации с постепенным повышением уровня абстракции.

Для реализации ЦОР использован конструктор сайтов wix.com [4], позволяющий пользователю создавать сайты необходимым и приемлемым для него способом.

Главная страница сайта - это то, что посетитель видит в первую очередь, когда заходит на портал. На первой странице размещено название сайта, аннотация или краткое объяснение назначения ресурса и меню (рис.1).

Обучение легко

Каждый день мы сталкиваемся с новой инфопмацией, каждый день в наше сознание поступают новые задачи и вопросы. И каждый день мы сами спрашиваем себя как все Это решить, Как разобраться со всеми поступающими задачами.

Если вы тоже задаетесь этими вопросами, то этот сайт создан для вас. Здесь вы найдете для себя новый способ решения ваших вопросов, научитесь легко и интересно воспринимать и структурировать информацию. На этом сайте Вы научитесь новому методу решения задач алгоритмизации. Вперед и удачи!

Рис. 1. Главная страница цифрового образовательного ресурса

Трит-методика - страница, на которой описываются понятия трит-методика и трит-карточка(рис.2).

Для наполнения ЦОР использованы уже имеющиеся дидактические материалы [5], а также разработанные самостоятельно трит-карточки. Примеры представлены в виде галереи, картинки пролистываются посредством стрелок "влево" и "вправо", каждая карточка имеет свое описание, появляющееся в нижнем левом углу картинки при наведении. Галерея находится на странице сайта "Трит-карточки"(рис. 3)

Рис. 2. Страница сайта трит-методика

Рис. 3. Теоретическая часть в цифровом образовательном ресурсе

Представляется, что использование разработанного ЦОР в процессе обучения теме «Алгоритмизация» школьного курса информатики на основе трит-методики позволит повысить эффективность обучения и мотивацию школьников к изучению этой темы.

Библиографические ссылки

1. Алейникова, О.М. Методика преподавания непрерывного курса алгоритмизации в общеобразовательной школе/ О.М. Алейникова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - №45. - С.311-314

2. Босова, Л. Л. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7—9 классы./ Л.Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 88с.

3. Гаврилова, И.В. Трит-методика решения алгоритмических задач на уроках информатики в основной школе: дис. ...канд.пед.наук: 13.00.02 / Ирина Викторовна Гаврилова; Сибирский фед. ун-т. - Красноярск, 2019. - 163с.

4. Создайте свой сайт [Электронный ресурс]: URL: https://ru.wix.com

5. Гаврилова, И.В. Трит-карточки как неформальный способ представления решения алгоритмических задач// Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. - Анапа: ООО «НИЦ ЭСП» в ЮФО (Научно-исследовательский центр «Иннова»), 2019. - С. 23-27

© Ткаченко Ю.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.