Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ PRICING INTELLIGENCE'

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ PRICING INTELLIGENCE Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PRICING INTELLIGENCE / BUSINESS MODEL / INTERNET / E-COMMERCE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стеблюк И.Ю.

В работе рассмотрены основные подходы к определению содержания и сущности электронной коммерции, охарактеризованы предыстория и предпосылки развития электронной коммерции, а также рассмотрены основные бизнес-модели электронной коммерции. В работе использованы методы анализа и синтеза, а также системного подхода в процессе изучения феномена электронной коммерции как системы, включающей в себя совокупность субъектов и объектов взаимодействия, методы обобщения и группировки при формировании выводов по результатам исследования, метод сравнительного анализа при изучении международного опыта организации бизнес-моделей электронной коммерции. В работе рассмотрены особенности применения перспективной технологии организации работы в сфере электронной коммерции как Pricing Intelligence - активно применяемой зарубежными крупными компаниями, специализирующимися на электронной коммерции, и которая только получает свое развитие в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-COMMERCE IN THE MODERN WORLD. USING PRICING INTELLIGENCE

The paper discusses the main approaches to defining the content and essence of e-commerce, characterizes the background and preconditions for the development of e-commerce, and also considers the main business models of e-commerce. The paper uses methods of analysis and synthesis, as well as a systematic approach in the process of studying the phenomenon of e-commerce as a system that includes a set of subjects and objects of interaction, methods of generalization and grouping when forming conclusions based on the research results, the method of comparative analysis when studying the international experience of business organization - e-commerce models. The paper discusses the features of the application of a promising technology for organizing work in the field of e-commerce as Pricing Intelligence, which is actively used by large foreign companies specializing in e-commerce.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ PRICING INTELLIGENCE»

Электронная коммерция в современном мире. Использование Pricing intelligence

Стеблюк Илья Юрьевич,

аспирант, Финансовый Университет при правительстве Российской Федерации, i 89265373978@ yandex.ru

В работе рассмотрены основные подходы к определению содержания и сущности электронной коммерции, охарактеризованы предыстория и предпосылки развития электронной коммерции, а также рассмотрены основные бизнес-модели электронной коммерции. В работе использованы методы анализа и синтеза, а также системного подхода в процессе изучения феномена электронной коммерции как системы, включающей в себя совокупность субъектов и объектов взаимодействия, методы обобщения и группировки при формировании выводов по результатам исследования, метод сравнительного анализа при изучении международного опыта организации бизнес-моделей электронной коммерции. В работе рассмотрены особенности применения перспективной технологии организации работы в сфере электронной коммерции как Pricing Intelligence - активно применяемой зарубежными крупными компаниями, специализирующимися на электронной коммерции, и которая только получает свое развитие в России.

Ключевые слова: интернет, электронная коммерция, бизнес-модель, информационно-коммуникационные технологии, Pricing Intelligence

CSI

0

CSI

01

п

S I-О ш m х

<

m о х

X

Актуальность работы. Актуальность разработки теоретико-методических подходов к решению задач разработки бизнес-моделей в электронной коммерции обусловлена, прежде всего, изменениями в основных производственных ресурсах, которые произошли в последнее полвека в ведущих экономиках мира и ожидаются в конце квазипостиндустриальних экономик, в том числе, в российской. Кроме того, такие подходы крайне необходимы для учета доминирующей роли ноосферы знаний и информации как производственного ресурса развитой социально-экономической системы для корректировки национальных стратегий экономического развития стран в целом и поддержки их бизнеса, в частности. Бифуркация глобального экономического развития, высокая степень изменчивости информационных технологий и рискованности ведения бизнеса требуют учета многих факторов при обосновании деятельности бизнес-моделей в электронной коммерции.

Целью исследования является исследование специфики и особенностей современных бизнес-моделей в электронной коммерции, а также перспективных инструментов организации электронной коммерции.

Анализ исследований и публикаций. Основы теории электронной коммерции представлены в работах Д. Эймори, Г. Минса, Д. Шнайдера, В. Царева, А. Канторовича, И. Балабанова, В. Быкова и др. Однако сфера электронной коммерции стабильно развивается, и сегодня актуальны новые вопросы, в частности, интеграция в электронную коммерцию предприятий производственных отраслей, развитие так называемого В2В-сегмента. Учеными доказано, что электронная коммерция способна повышать экономическую эффективность предприятия [1, с. 63], результативность усилий по продвижению товаров, расширять рынки сбыта [2, с. 10], развивать взаимоотношения с клиентами при одновременном сокращении и затрат и времени на обслуживание клиентов и обработку их запросов [3, с. 263].

Такие преимущества использования электронной коммерции в деятельности организаций и предприятий способствуют повышению инновационного уровня и получению больших результатов, как производителями, так и потребителями.

Выделение нерешенных ранее частей. Анализ отечественного и зарубежного рынка электронной коммерции [4, 5, 6] свидетельствует о быстрых темпах его развития, но преимущественно в отдельных группах товаров.

Учет международного опыта при разработке принципов, методов принятия решений и моделей электронной коммерции, надлежащей практики их внедрения будет способствовать ускорению становления электронной коммерции в других отраслях экономики РФ.

Методы исследования. В работе были применены методы: анализа, синтеза, системного подхода, обобщения, группировки и классификации, сравнительного анализа.

Основная часть. Как отмечал И. Шумпетер, без постоянного развития нет предпосылок для получения прибыли, а без прибыли нет развития [7, с. 304]. В современных условиях внедрение ИКТ придает импульс развитию экономики в целом и торговли в частности. Информатизация обусловила формирование систем электронной коммерции.

Сегодня электронная коммерция может обеспечивать такой объем продаж, как и магазины. В развитых странах е-коммерция демонстрирует двузначные темпы ежегодного роста, и, по мнению специалистов, подобная тенденция сохранится в последующие пять лет [4].

В последние десятилетия проникновения Интернета в жизнь и бизнес по всему миру происходит весьма активно. Информационные технологии, электронная коммерция и другие понятия стали синонимами процессов коммуникации, стратегического управления и деловой практики предприятий. Конкурентоспособность современными предприятиями достигается в результате широкого внедрения инноваций на базе Интернет, в частности, в формах организации бизнеса, сотрудничества с партнерами, клиентами, поставщиками.

Можно выделить следующие модели электронной коммерции (рис. 1)

В2В (бизнес -бизнесу)

В2С (бизнес -государству)

G2B (государство - бизнесу)

С2С (клиент -клиенту)

В2С (бизнес -клиенту)

взаимодействие бизнес-структур в сфере электронной коммерции (предо ставление маркетинговых, информационных услуг интернет-тендеры. продажа оборудования для бизнеса ит.д.)

взаимодействие го сударстван бизнес-структур (разнообразные электронные решения. которые предлагают предприниматели государственной власти, например FedCenter.com является электроннымрынкомдля федерального правительства США. Powei-Tmst.com- электронный оператор ни энергетическом рынке США)_,

набор программных и аппаратных средств для взаимодействия онлайн исполнительной власти н коммерческих структур с целью поддержки и развития бизнеса. К системам С2В можно отнести информационные сайты органов власти

• система электронной коммерции, которая формируе1сяна основе взаимодействия людей между собой(прнмер- интернет-аукцион

eBay)

* система электронной торговли, ориентире ванная на конечного потребителя (интернет-магазины рознтпной торговли)

Рисунок 1 - Модели электронной коммерции

Одной из перспективных технологий работы в сфере электронной коммерции является Pricing Intelligence, включающая следующие основные элементы (рис. 2)

Необходимость использования Pricing Intelligence определяется рядом факторов (рис. 3)

Рисунок 3 - Факторы применения технологии Pricing Intelligence в электронной коммерции

Посредством системы данных, полученных Pricing Intelligence компании получают такие возможности (рис. 4)

Рисунок 2 - Основные элементы системы Pricing inteiiigence

Рисунок 4 - Возможности, предоставляемые Pricing Intelligence в системе электронной коммерции [8]

Учитывая текущее состояние электронной коммерции и тенденции ее развития, можно рекомендовать для эффективной деятельности компаний, активно работающих в интернет-пространстве, использовать технологию Pricing Intelligence. Отталкиваясь от опыта других стран можно сформировать схожую модель, усовершенствовав ее функциональные качества и использовать в дальнейшем для формирования оптимальной маркетинговой стратегии. Объективный интеллектуальный мониторинг конкурентов даст возможность сэкономить время, избегая ненужных расходов в будущем.

Выводы. Проведенный анализ позволил обобщить тенденции современного существования сложных экономических систем. Они заключаются в следующем:

• в последнее десятилетие произошло окончательное нивелирование разницы между успешными Интернет-проектами (Yahoo!, Amazon.com, E-Bay) и традиционными компаниями по основным рыночным показателям (прибыли, стоимости акций и т.д.);

• транснациональные корпорации часть своего бизнеса массово перенесли в Интернет-пространство;

X X

о го А с.

X

го m

о

м о

M

сч о сч

о ш m

X

<

m О X X

• хозяйственные Web-практики превратились в знаковое явление. Распространение Web-технологий способствовало и изменению методов управления в некоммерческих организациях и в государственной власти, появлению электронных правительств;

• в информационно развитых странах в настоящее время быстро происходит развитие бизнес-моделей электронной коммерческой взаимодействия в межфирменной торговле по направлению В2В;

• в направлении С2В (consumers-to-business) укрепили позиции известные торговые бренды, перехватив инициативу у чисто виртуальных Интернет-магазинов, происходит раскрутка спроса методами управления рефлексией потребителей в социальных сетях;

• активизировались тенденции развития информационной экономики и растет удельный вес пользователей Сети.

С другой стороны, говорить о серьезных игроках на рынке российской электронной коммерции не приходится: торговых электронных точек с годовым товарооборотом более миллионов долларов в РФ около сотни. И все же финансовые кризисы 2008-2011 и 2014-2015 годов привели к массовому привлечению рядовых россиян к закупкам в Интернете.

Развитие электронной коммерции целесообразно для лучшего взаимодействия и эффективных коммуникаций как внутри, так и за пределами отрасли, путем сокращения времени и усилий. Е-коммерция позволит сократить географическое расстояние и сделать мгновенным доступ к информации и новейшим разработкам, улучшит обслуживание пользователей и обогатит сообщество в целом. Мировыми тенденциями электронной коммерции являются:

- высокий уровень контроля и регулирования отрасли предполагает принятие различных маркетинговых стратегий продаж в сети в зависимости от категории товаров;

- критическим аспектом для развития электронной коммерции является В2С сегмент, то есть продажа конкретному пользователю;

- наибольший потенциал для В2В коммерции имеет продажа промышленного оборудования и др. для предприятий отрасли;

- основными препятствиями для электронной коммерции в В2С сегменте является нормативно-правовая защита и время ожидания заказа, а для В2В сегмента — это нехватка специалистов, отсутствие опыта применения общих маркетинговых стратегий в сфере электронной коммерции. Именно по этой причине приоритетными являются вопросы общего обеспечения нормативно-правовых, технических, организационных возможностей осуществления электронной торговли, а со временем возможно определение инновационных стремлений развития узкоспециализированных сегментов е-коммерции. Учитывая осуществленную выше оценку, считаем целесообразным предложить порядок перехода к электронной коммерции, который предусматривает три шага:

- гармонизация правового поля с обеспечением условий деятельности в соответствии с законодательством;

- приведение правил деятельности со стандартами развитых стран;

- предоставление возможности рынку саморегулироваться.

Литература

1. Патраманская Л.Ю. Электронная коммерция: преимущества и недостатки / Л.Ю. Патраманская // ЕНФВ «Эффективная экономика». - 2015. - № 11. - С. 63-68

2. Буй Т. Развитие электронной коммерции как инструмент повышения конкурентоспособности компаний / Т.Г. Буй, И.Я. Гаврилов // Научные записки НаУКМА / Экономические науки. - Т. 172. - 2015. - С. 8-14

3. Воробьева А. Зарубежный опыт обеспечения развития электронной коммерции / А. Воробьева // Эффективность государственного управления. -2011. - Вып. 29. - С. 262-268.

4. Skorupa J. Pricing Intelligence Goes to War / J.Skorupa, 2014. - стр. 21 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://risnews.edgl.com/retail-research / Pricing-Intelligence-Goes-to-War90346.

5. Маловичко С. В. Анализ состояния и особенностей развития международной электронной торговли / С. В. Маловичко // Экономический журнал-ХХ1. - 2015. -№ 7-8 (1). - С. 17-19.

6. Showrooming Uncovers a New World of Retail Opportunities [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apnmo.com/tdresources/102301%20aprimo%2 0showrooming%20uncovers%20a% 20new% 20world% 20of% 20retail% 20opportunities% 20wp.pdf.

7. Шумпетер Й. Теория экономического развития / И. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982. - 455 с.ТОР 10 ECommerce solutions [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://top10-ecommerce-solutions.com/.

8. Competera [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://competera.ru/.

E-Commerce in the modern world. Using Pricing intelligence Steblyuk I.Yu.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The paper discusses the main approaches to defining the content and essence of e-commerce, characterizes the background and preconditions for the development of e-commerce, and also considers the main business models of e-commerce. The paper uses methods of analysis and synthesis, as well as a systematic approach in the process of studying the phenomenon of ecommerce as a system that includes a set of subjects and objects of interaction, methods of generalization and grouping when forming conclusions based on the research results, the method of comparative analysis when studying the international experience of business organization - e-commerce models. The paper discusses the features of the application of a promising technology for organizing work in the field of e-commerce as Pricing Intelligence, which is actively used by large foreign companies specializing in e-commerce. Keywords: business model, Internet, Pricing Intelligence, ecommerce, information and communication technologies References

1. Patramanskaya L. Yu. E-Commerce: advantages and disadvantages / L. Yu. Patramanskaya / / ENFV "Effective economy". - 2015. - No. 11. - Pp. 63-68

2. Bui T. Development of e-Commerce as a tool for improving the

competitiveness of companies / T. G. Bui, I. Ya. Gavrilov / / Nauchnye Zapiski NaUKMA / Ekonomicheskie nauki. - Vol. 172. - 2015. - P. 8-14

3. Vorobyova A. Foreign experience in ensuring the development of

e-Commerce / A. Vorobyova / / Efficiency of public administration. -2011. - Issue 29. - Pp. 262-268.

4. Skorupa J. Pricing Intelligence Goes to War / J. Skorupa, 2014. -

p. 21 [Electronic resource]. - Access mode: http://risnews.edgl.com/retail-research / Pricing-Intelligence-Goes-to-War90346.

5. Malovichko S. V. Analysis of the state and features of the development of international electronic Commerce / S. V. Malovichko // Economic journal-XXI. - 2015. - № 7-8 (1). - Pp. 17-19.

6. Showrooming Uncovers a New World of Retail Opportunities

[Electronic resource]. - Access mode: http://www.aprimo.com/tdresources/102301%20aprimo%20sh owrooming%20uncovers%20a% 20new% 20world% 20of% 20retail% 20opportunities% 20wp. pdf.

7. Schumpeter, J. A.. Theory of economic development / I. Schumpeter. - Moscow: Progress, 1982. - 455 p.TOP 10 ECommerce solutions [Electronic resource]. - Mode of access : http://top10-ecommerce-solutions.com/.

8. Competera [Electronic resource]. - Mode of access: http://competera.ru/.

X X O OD A C.

X

OD m

o

ho o lo

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.