Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ: НАСКОЛЬКО СИЛЬНО РАЗВИТО ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ?'

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ: НАСКОЛЬКО СИЛЬНО РАЗВИТО ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
договорное право / электронная коммерция / маркетплейсы / e-commerce / нормотворчество / contract law / e-commerce / marketplaces / rulemaking

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябенко Елизавета Михайловна

В статье исследуется «электронная коммерция» и ее влияние на договорные отношения в современной экономике. Приводится статистика, отражающая современное положение данного сегмента на рынках Российской Федерации в целом, анализируется действующее законодательство в данной сфере, а также раскрывается потенциал дальнейшего нормотворчества. Отдельно рассматривается феномен маркетплейсов в рамках электронной коммерции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

-

This paper examines the phenomenon of «e-commerce» and its impact on contractual relations in the modern economy. The statistics reflecting the current situation of this segment in the markets of the Russian Federation as a whole are given, the current legislation in this area is given, and the potential for further rulemaking in this area is revealed. The phenomenon of marketplaces in the framework of e-commerce is considered separately.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ: НАСКОЛЬКО СИЛЬНО РАЗВИТО ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ?»

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 346 ББК 67.404

Елизавета Михайловна Рябенко

студентка

Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

inferno80.02@mail.ru

125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, д.51/1

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ: НАСКОЛЬКО СИЛЬНО РАЗВИТО ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ?

Аннотация. В статье исследуется «электронная коммерция» и ее влияние на договорные отношения в современной экономике. Приводится статистика, отражающая современное положение данного сегмента на рынках Российской Федерации в целом, анализируется действующее законодательство в данной сфере, а также раскрывается потенциал дальнейшего нормотворчества. Отдельно рассматривается феномен маркетплейсов в рамках электронной коммерции.

Ключевые слова: договорное право, электронная коммерция, маркетплейсы, e-commerce, нормотворчество.

EM. RYABENKO, student of the Faculty of Law Financial University under the Government of the Russian Federation,

inferno80.02@mail.ru 51/1 Leningradsky Ave., Moscow, 125993, Russia

E-COMMERCE: HOW WELL DEVELOPED IS THIS AREA IN RUSSIA?

Annotation. This paper examines the phenomenon of «e-commerce» and its impact on contractual relations in the modern economy. The statistics reflecting the current situation of this segment in the markets of the Russian Federation as a whole are given, the current legislation in this area is given, and the potential for further rulemaking in this area is revealed. The phenomenon of marketplaces in the framework of ecommerce is considered separately.

Key words: contract law, e-commerce, marketplaces, rulemaking.

В современном мире, благодаря техническому прогрессу, различный обмен информацией с помощью разнообразия рода электронных носителей все больше и больше влияют на все сферы общественной жизни. Так, возможности спутниковой связи и использования сети «Интернет» широко применяются в различных макро и микроэкономических процессах, информационные технологии активно внедряются в сферу государственного управления и даже при ведении боевых действий. Поэтому не удивительно, что и в таких бытовых вещах как приобретение одежды, техники и даже продуктов питания технологии также применяются.

Теперь практически у каждого магазина существует свой сайт в сети «Интернет», на котором можно заказать товары в нужном количестве и ассортименте. В любом, даже самом маленьком магазине или даже на рынке есть специальные терминалы, позволяющие оплатить свои покупки безналичным способом.

Все это можно объединить в рамках одного понятия — «электронная коммерция» (от аналогичного английского e-commerce или electronic commerce) — это сфера цифровой экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций [3]. Данное определение представляется чрезмерно широким, однако оно позволяет полностью отразить все аспекты данного явления. Электронная коммерция — это не только про продажи товаров и услуг через интернет, но и про инфраструктуру, обеспечивающую возможность их осуществления.

Электронная коммерция в узком понимании (покупка и продажа через интернет) развивается огромными темпами, как в целом во всем мире, так и в России в частности. Так, согласно отчету сервиса Data Insight, за один только первый квартал 2022 г., со всей его турбулентностью в отечественной экономике, рынок e-commerce вырос на 56% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году1. Здесь свою роль сыграла и пандемия новой коронавирусной инфекции, и санкционные ограничения, и общий тренд на цифровизацию жизненных процессов. Вместе с тем вопрос об уровне развития данного направления в России по-прежнему остается предметом дискуссий.

Так, согласно данным сервиса Hootsute, Россия, несмотря на высокие темпы развития электронной коммерции, по-прежнему не входит в лидеры по

1 Маркетинговое исследование «Российский e-commerce между весной и летом 2022» // DataInsight. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

https://datainsight.ru/Ecommerce_in_Russia_between_spring_and_summer_2022 (дата

обращения: 09.12.2022).

количеству онлайн-продаж. Наша страна находится только на 42 месте1. В некоторой степени это связано с отсутствием в России профильных законов, непосредственно регулирующим эту отрасль. Так, единственным правовым актом данного типа, прямо регулирующим электронную торговлю, сейчас является Модельный закон об электронной торговле, распространяющий свое действие на все страны-участницы СНГ [3, с. 170]. Там раскрываются основные понятия, например, электронная сделка и электронная торговля.

Если рассматривать подзаконные акты, то отдельно стоит выделить Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463. В них электронная торговля прямо относится к дистанционному способу продажи товаров, что в целом является верным. Кроме того, на данный момент разработан проект Федерального закона, который предполагает создание платформы для электронной торговли, связанной с урегулированием споров между потребителями и коммерсантами.

Таким образом, на данный момент законодатель ведет активную работу над созданием необходимой правовой базы, которая может стать основой для регулирования электронной коммерции в будущем. В настоящее время он пока ограничивается разработкой базовых правил, но уже сейчас принимаются активные меры по окончательному введению в правовое поле так называемых маркетплейсов — мест, где собраны товары от разных производителей на продажу (по сути, своего рода «электронный рынок»). Вместе с тем, принят закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы», регулирующий деятельность маркетплейсов, но только финансовых. Представляется, необходимо дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в этой сфере, поскольку маркетплейсы — основные участники электронной коммерции, их доля в общем рынке e-commerce составляет 69%2.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что сфера электронной торговли и коммерции в Российской Федерации, несмотря на имеющиеся проблемы, связанные в первую очередь с западными санкциями, продолжает активно развиваться. По мере развития технологий данный сегмент

1 Weekly Online Purchases // HootSite. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wearesotial.com/wp-content/uploads/sites/2/2022/01/41-Ecommerce-weekly-purchases-DataReportal-20220124-Digital-2022-Global-Overview-Report-v01-Slide-239- 1024x576- 1-1.png (дата обращения: 09.12.2022).

2 Маркетинговое исследование «Селлеры на российских маркетплейсах 2022» // DataInsight. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://datainsight.ru/SellersOnMarketplaces_2022?disableGlobalInfoCollect=false(дата обращения: 09.12.2022).

будет пользоваться только большей популярностью за счет усиления персонализации и ориентации на клиента. «Алиэкспресс», «Вайлдберриз» и «Ламода» — крупнейшие участники электронной торговли в России, например, добавили опцию поиска товара по фото, что привлекает большое количество потребителей. Представляется, что данная тенденция будет только нарастать. Вместе с тем есть определенные риски, связанные, в первую очередь, с закрытием России доступа к новым технологиям. Кроме того, видятся проблемы из-за отсутствия единой правовой базы, регулирующей указанную отрасль. Представляется необходимым создание единого правового акта, регулирующего в том числе и деятельность маркетплейсов.

Также важно помнить, что электронная коммерция, как указывалось в начале работы, это не только торговля товарами и услугами через интернет, это целая система, включающая в себя и платежную, и банковскую инфраструктуру, и различного рода сетевые подключения, и даже в определенной мере космическую отрасль. Для гармоничного развития e-commerce необходимо последовательное развитие во всех указанных сферах.

В заключение можно сделать вывод, что электронная коммерция в России активно развивается, несмотря на все невзгоды и препятствия, с которыми сталкивается Российская экономика в целом. Даже если российский рынок ecommerce и остается далеко не на самых лидирующих позициях в мире, потенциал роста у него сохраняется.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Прикладная информатика» и другим специальностям / А.В. Юрасов. — М.: Горячая линия-Телеком, 2008. — 480 с.

2. Беседкина Н.И., Васильева О.Н., Григорович Е.В., Дахненко С.С., Иксанов И.С., Кулешова И.А., Якимова Е.С. Торговое право. - М.: Кнорус, 2022, 190 с. Сер. Бакалавриат и магистратура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.