Столыпинский вестник №9/2022
Научная статья Original article УДК 65.011.46
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ - ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА
ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
E-COMMERCE IS AN INNOVATIVE FORM OF DOING BUSINESS
Яо Яцзе, магистрантка Высшей школы управления и инноваций ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (119991, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 51), тел. 8 (495) 932-80-73, [email protected]
Yao Yajie, Master student, Master student, Higher School of Management and Innovation of Lomonosov Moscow State University (119991, Russia, Moscow, Leninskiye Gory, 1, building 51), tel. 8 (495) 932-80-73, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы развития инновационных форм электронной коммерции. Электронная коммерция является динамично развивающейся отраслью отечественной экономики. Она базируется на передовых достижениях в проведении коммерческих сделок, стандартизации, совершенствовании правовой базы, инновационных информационных технологиях. В результате этого наблюдается непрерывный рост рынка электронной коммерции, как в мировом масштабе, так и в России.
Столыпинский вестник
5433
Цель статьи - рассмотреть инновационные формы электронной торговли.
Актуальность статьи заключается в том, что электронная коммерция набирает обороты с каждым годом. Расчет число потребителей, постоянно появляются какие-то новшества. По прогнозам, этот рынок будет только расти. Поэтому ни один бизнес не может работать без использования Интернет в своих деловых операциях. Технологии электронной коммерции позволяют каждому покупать или продавать практически все в Интернете. Abstract. The article discusses the main issues of the development of innovative forms of e-commerce. E-commerce is a dynamically developing branch of the domestic economy. It is based on advanced achievements in conducting commercial transactions, standardization, improvement of the legal framework, innovative information technologies. As a result, there is a continuous growth of the ecommerce market, both globally and in Russia.
The purpose of the article is to consider innovative forms of electronic commerce.
The relevance of the article lies in the fact that e-commerce is gaining momentum every year. The number of consumers is calculated, some innovations are constantly appearing. According to forecasts, this market will only grow. Therefore, no business can operate without using the Internet in its business operations. E-commerce technologies allow everyone to buy or sell almost anything on the Internet.
Ключевые слова: электронная коммерция, электронный бизнес, электронная торговля, инновации, инновационное развитие, веб-киоски, интерактивное телевидение.
Keywords: e-commerce, e-business, e-commerce, innovation, innovative development, web kiosks, interactive television.
5434
Термин «электронная коммерция» относится к любому виду деловых операций, связанных с передачей информации через Интернет.
Электронная коммерция может происходить во многих формах, таких как заказ товаров, покупка услуги, покупка подписки на источник информации или даже настройка онлайн-графика оплаты счетов.
Большинству из нас трудно представить современную жизнь без электронной коммерции. Тем не менее, как бы ни укоренилась электронная коммерция в нашей жизни, это было не так давно, когда ее даже не существовало. Мы можем проследить истоки электронной коммерции около 40 лет назад, когда «телешопинг» впервые появился как предшественник современной версии.
Конечно, электронная коммерция, какой мы ее знаем сегодня, действительно началась, когда гигант розничной торговли Amazon создал один из первых веб-сайтов электронной коммерции еще в начале 1990-х годов. С тех пор бесчисленное количество компаний последовали его примеру.
Компании используют компьютерные сети для ведения бизнеса еще с 1960-х годов, но сегодня эта версия электронной коммерции для нас почти неузнаваема.
В 1968 году ARPA (Агентство перспективных исследовательских проектов) ввело в эксплуатацию первые в мире маршрутизаторы. В течение года была создана сеть под названием ARPANET, чтобы обеспечить сохранение важных линий связи в случае ядерной атаки.
Три года спустя исследователи разработали новый метод подключения к ARPANET с помощью всего лишь компьютерного терминала. Процессор терминального интерфейса (TIP) в конечном итоге привел к протоколу управления передачей и интернет-протоколу (TCP/IP), знакомой комбинации даже в наше время. Эта технология помогла перенести Интернет с военных баз и университетских лабораторий в бизнес-офисы.
5435
Компании использовали его для обмена деловыми документами друг с другом, полагаясь исключительно на электронный обмен данными (EDI) -технологию цифровой передачи информации, которая могла заменить почту и факс для обмена документами. Эта технология позволила беспрепятственно передавать информацию с компьютера на компьютер без участия человека.
Только в 1979 году Американский национальный институт стандартов (ANSI) наконец вмешался и представил стандарт для обмена деловыми документами. Он назывался ASC X12 и давал компаниям надежный стандарт обмена документами по электронным сетям.
1979 также стал свидетелем еще одного новшества в эпоху Интернета: зарождение электронной коммерции. В этом году английский изобретатель Майкл Олдрич представил и впервые применил то, что в конечном итоге стало известно как электронная коммерция, путем соединения телевизионных и телефонных линий.
Вскоре после этого он изобрел систему, которая рекламировала товары и услуги по телевидению, давая зрителям возможность звонить в процессинговый центр для размещения заказов. Олдрич назвал свою систему «телешоппингом». Электронная коммерция родилась.
На протяжении 80-х и в начале 90-х годов Интернет продолжал развиваться, поскольку новые технологии, такие как SSL, делали его чем-то, что все большему количеству людей было удобно использовать.
В 1982 году французские новаторы запустили Minitel, сервис, который был предшественником Всемирной паутины. Эта услуга была бесплатной для телефонных абонентов и использовала терминал Videotex и телефонные линии для соединения миллионов людей. Minitel расширился, и к 1999 году более 9 миллионов терминалов соединили около 25 миллионов человек.
Однако вскоре всемирная паутина настигла его. Дебютировав на публике в 1991 году, его быстрый рост быстро затмил Minitel. В 2012 году France Telecom официально прекратила предоставление услуги Minitel.
5436
Технически первой компанией электронной коммерции была Boston Computer Exchange, которая была запущена еще в 1982 году. В первую очередь это был онлайн-рынок, который обслуживал людей, которые хотели продать свои подержанные компьютеры.
С появлением Интернета дебютировал другой, более привычный вид магазина. Book Stacks Unlimited, открывший свои виртуальные двери в 1992 году, был книжным онлайн-магазином, который на целых два года предшествовал компании, которая быстро стала синонимом этого термина, на целых два года: Amazon. В конце концов, Book Stacks Unlimited была приобретена Barnes & Noble.
Электронную торговлю можно разделить на три части: B2B, B2C и C2C [5].
Бизнес для бизнеса (B2B)
Как следует из названия, бизнес для бизнеса (B2B) - это когда компания продает свои продукты или услуги напрямую другим предприятиям. Электронную торговлю B2B можно разделить на две методологии: вертикальную и горизонтальную.
Вертикально ориентированные предприятия продают товары клиентам из определенной отрасли. При горизонтальном подходе мы продаем клиентам из множества отраслей. У каждого подхода есть свои плюсы и минусы, такие как отраслевой опыт и глубина рынка (по вертикали) по сравнению с широким охватом рынка и диверсификацией (по горизонтали).
И то, и другое может быть прибыльным путем, но стратегия предприятия будет зависеть от его продуктов и клиентов.
Исторически сложилось так, что предприятия B2B всегда были на несколько шагов позади своих коллег, работающих напрямую с потребителем, особенно когда речь шла об инновациях в коммерции и цифровых продажах. Проблема заключалась в переговорах о цене и сотрудничестве, и
5437
многие компании привыкли использовать торговых представителей в качестве основного канала получения дохода.
Однако современный покупатель B2B стал довольно технически подкованным и теперь разделяет многие из тех же требований и покупательских привычек, что и средний покупатель. Удобство, гибкость, персонализация и интегрированный опыт ожидаются и теперь критически важны для бизнеса.
Несмотря на медленное внедрение цифровых стратегий, бренды B2B все больше внимания уделяют электронной коммерции, чтобы не отставать от потребителей. Недавний отчет Gartner выявил недавний резкий сдвиг, когда инициативы в области цифровой коммерции B2B превзошли B2C. Gartner предполагает, что «к 2025 году 75% производителей B2B будут продавать напрямую своим клиентам через цифровую коммерцию».
Бизнес для потребителя (B2C)
Как следует из названия, бизнес для потребителя (B2C) - это когда компания продает свои продукты или услуги непосредственно конечным пользователям. Это наиболее широко известная форма торговли. Электронная коммерция B2C довольно проста. Покупатель совершает транзакцию B2C каждый раз, когда покупает еду в продуктовом магазине, ужинает в ресторане, смотрит фильм в кинотеатре или делает стрижку. Он является конечным пользователем продуктов и услуг, которые продают эти компании.
В электронной коммерции существует пять различных бизнес-моделей B2C: прямые продажи, онлайн-посредники, реклама, сообщество и оплата.
Прямые продажи являются наиболее распространенной моделью. Это когда потребители покупают товары в интернет-магазинах.
Онлайн-посредники - это онлайн-бизнес, который объединяет продавцов и потребителей и получает долю от каждой совершенной транзакции.
5438
В рекламной модели информация предоставляется бесплатно, а деньги зарабатываются на рекламе на сайте.
Facebook - это пример сайта, основанного на сообществе, который зарабатывает деньги на таргетинге рекламы на пользователей в зависимости от их демографических данных и местоположения.
Наконец, в платной модели участвуют компании, которые продают информацию или развлечения потребителям за определенную плату, например, Netflix или газеты по подписке.
В последние годы онлайн-продажи В2С имеют тенденцию к росту. Многие традиционные розничные продавцы либо закрываются, либо разворачиваются и добавляют цифровые каналы к своей стратегии, поскольку покупатели выходят в интернет за нужными им вещами.
Этот гибридный подход заключается в том, что компании имеют как традиционное физическое присутствие, так и онлайн-платформу для покупок. Многие компании интегрируют эти подходы со стратегией многоканальной электронной коммерции, чтобы максимально повысить качество обслуживания клиентов. Например, некоторые компании теперь позволяют заказывать товары онлайн и забирать их в одном из местных магазинов. Многие компании также позволяют клиентам возвращать товары, которые они купили в Интернете, в местные магазины для быстрого и простого возврата денег или обмена.
Для успешного внедрения модели электронной коммерции В2С предприятия должны полагаться на платформу, которую можно быстро настроить и адаптировать к новым потребностям клиентов, не вызывая задержек в обслуживании.
B2B2C расшифровывается как Busmess-to-Busmess-to-Consumer. Это бизнес-модель, при которой компания продает свой продукт или услугу в партнерстве с другой организацией конечному потребителю.
5439
В отличие от использования белой этикетки для продукта, когда компания меняет товарный знак, чтобы представить его как свой собственный, конечный покупатель понимает, что покупает продукт или пользуется услугой оригинальной компании.
Кроме этих распространенных моделей, имеются еще и другие. Они рассмотрены далее.
Business-to-government (B2G) - это модель электронной коммерции, при которой бизнес продает и продает свою продукцию государственным организациям или органам государственной власти - будь то местные, окружные, государственные или федеральные.
Эта модель основана на успешном проведении торгов по государственным контрактам. Государственное учреждение обычно размещает запрос предложений (RFP), и предприятия электронной коммерции должны будут участвовать в торгах по этим проектам.
Будучи более безопасной бизнес-моделью, B2G отличается от других предприятий или потребителей. Бюрократический характер государственных учреждений часто приводит к гораздо более медленному темпу работы, что может ограничивать потенциальные потоки доходов.
Потребитель для бизнеса (C2B)
Как правило, когда мы думаем о коммерческих стратегиях, мы склонны думать о них с точки зрения отправной точки бизнеса. Однако модели, ориентированные на потребителя, такие как «От потребителя к бизнесу», становятся все более популярными.
В бизнес-модели электронной коммерции C2B физические лица продают товары и услуги напрямую компаниям. Чаще всего мы видим это на веб-сайтах, которые позволяют отдельным лицам (подрядчикам или фрилансерам) делиться работой или услугами, в которых они разбираются. Часто компании размещают запрос или предложение на время этого человека и платят ему через эту платформу.
5440
Одним из самых узнаваемых примеров бизнеса C2B является Upwork , платформа для фрилансеров, которая напрямую связывает организации с талантами. Он позиционируется как «рынок для работы» и дает предприятиям возможность находить и получать поддержку проектов, начиная от разработки программного обеспечения и создания контента до дизайна UX и даже финансовых потребностей для таких вещей, как бухгалтерский учет или подача налоговых деклараций.
Еще один интригующий, более новый пример - это маркетинговые платформы влияния, такие как Upfluence или GRIN. Подобно Upwork, обе эти платформы связывают предприятия с частными лицами, продающими услуги. В этом случае люди в конечном итоге продают возможность расширить охват и узнаваемость бренда, поделившись информацией в своих социальных сетях.
Одним из ключевых преимуществ этой бизнес-модели является то, что она позволяет потребителям устанавливать свои собственные цены, а также часто может помочь расширить их индивидуальный охват за счет большей наглядности.
D2C - прямой доступ к потребителю. Бизнес, ориентированный на потребителя, продает свой собственный продукт напрямую конечным покупателям, без помощи сторонних оптовиков или интернет-магазинов.
В отличие от других бизнес-моделей, таких как B2B2C, между потребителем и бизнесом нет посредника.
Потребитель к потребителю (C2C)
Другая модель, о которой большинство людей обычно не думают, - это бизнес-модель «потребитель для потребителя». Рост цифрового ландшафта действительно позволил этой концепции стать популярной, и такие компании, как eBay, Craigslist и Esty, лидируют.
В электронной коммерции C2C потребители продают товары или услуги напрямую другим потребителям. Чаще всего это становится возможным
5441
благодаря сторонним веб-сайтам (таким как примеры, которые мы упоминали ранее) или торговым площадкам, которые упрощают транзакции от имени покупателей и продавцов.
Эти торговые площадки для электронной коммерции позволяют малым предприятиям или даже любителям продавать свои продукты по их собственным ценам без необходимости поддерживать собственный интернет -магазин.
Интернет-компании, такие как Craigslist, Walmart, Alibaba и eBay, первыми использовали эту модель на заре Интернета [10].
Бизнес получает несомненную выгоду от сайта электронной коммерции, которая заключается в следующем [7]:
1. Расширение доли рынка. На сегодняшнем конкурентном рынке электронная коммерция является наиболее эффективным и действенным способом расширения и получения максимальной доли рынка, поскольку потребители все больше полагаются на онлайн-покупки и услуги. По оценкам, к 2040 году 95% покупок будет совершаться в Интернете.
2. Экономия времени и денег. Одним из самых важных преимуществ электронной коммерции является эффективность времени и денег; не нужен какой-либо физический магазин, созданный для ведения бизнеса. Все, что нужно, - это хороший веб-сайт электронной коммерции для ведения бизнеса, поскольку потребители все больше полагаются на онлайн-покупки.
3. Повышение имиджа. Электронная коммерция играет важную роль в брендинге бизнеса. Электронная коммерция выводит бизнес на глобальный уровень, каждую секунду подключаясь к большему количеству людей, увеличивая продажи и доходы.
4. Круглосуточная доступность. Ни одному покупателю, посещающему магазин, не нравится видеть доску «ЗАКРЫТО». Только электронная
5442
коммерция позволяет бизнесу осуществлять свою деятельность без ограничения времени в течение 365 дней.
5. Удобство для клиентов. В современном быстро меняющемся мире каждый хочет, чтобы все было под рукой. Электронная коммерция позволяет клиентам испытать это удобство, предоставляя им любую информацию в любой момент времени.
6. Помощь в понимании модели потребительских покупок. Электронная торговля помогает бизнесу внимательно следить за покупательскими привычками потребителей и вести учет его покупок за период, что помогает ремаркетингу продуктов и услуг.
7. Повышение уровня обслуживания клиентов и лояльности. Клиенты всегда рады, когда им предоставляются лучшие в своем классе услуги, а благодаря электронной коммерции бизнесу становится легко предоставлять клиентам лучшие в своем классе услуги и легко добиваться лояльности клиентов для долгосрочных деловых отношений.
Электронная коммерция уже превзошла изобретение железных дорог и авиакомпаний с точки зрения социального воздействия. Железные дороги и авиалинии могли бы успешно контролировать расстояния, но электронная коммерция стала более продвинутой, полностью устранив расстояние. В этом поколении электронной коммерции стало обычным явлением, когда любой бизнес или клиент находится на расстоянии, даже если они находятся в разных мирах, и при этом позволяет беспрепятственно выполнять бизнес-транзакции. Электронная коммерция управляет значительной частью роста розничной торговли во многих странах, и темпы роста не показывает никаких признаков уменьшения, и вся заслуга принадлежит новым технологическим тенденциям.
Технологическое развитие электронной коммерции в ближайшие годы будет связано с развитием облачных вычислений, повышением проникновения Интернета и внедрением мобильных технологий связи
5443
четвертого поколения по стандарту LTE. Появление новых форм продаж в электронной коммерции, по всей видимости, будет обусловлено новыми технологическим возможностями интернет-коммуникаций (т. е. скоростью и доступностью соединений). Среди внедряемых уже сегодня инновационных форм электронной коммерции можно отметить веб-киоски и интерактивное телевидение [8].
Веб-киоски - форма интернет-торговли, основанная на применении интерактивных экранов, расположенных в местах скопления людей. Покупка совершается путём сканирования смартфоном QR-кода под изображением товара. Затем товар доставляется курьером по указанному покупателем адресу.
Интерактивное телевидение - разновидность услуг платного телевидения, основанная на системе контроля доступа пользователей. Суть её заключается в том, что пользователь имеет возможность интерактивно взаимодействовать с местным провайдером услуг, в том числе заказывая через него товары и услуги с доставкой на дом. Отличие от обычной интернет-торговли состоит в локальности использования сети. Например, покупатели оставляют предварительные заказы для поставки товара из ближайшего магазина [8].
Прогнозируемое развитие и рост индустрии электронной коммерции по-прежнему будет в значительной степени зависеть от достижений в области технологий и некоторых социокультурных влияний [2].
ИИ и машинное обучение
Amazon прокомментировал, что его система рекомендаций обеспечивает 35% продаж, демонстрируя преимущества машинного обучения компаниям электронной коммерции. Действительно, iAI может стать мощным двигателем роста и удовлетворенности клиентов.
AR/VR
5444
Виртуальная реальность позволяет потребителям посещать виртуальные магазины. В случае с eBay с помощью австралийского ритейлера Myer покупатели могут совершать покупки в универмаге виртуальной реальности с помощью гарнитуры VR.
Есть виртуальные острова, которые они могут просматривать, и только своим взглядом или взглядом на них в течение нескольких секунд - то, что компания называет «поиском eBay Sight Search» - предмет может быть выбран для покупки или проверки. Они также могут перемещаться по проходам, при этом 100 лучших товаров можно просматривать в 3D, а остальные - в 2D.
Криптовалютные платежи
Ожидается, что цифровые валюты, такие как биткойн, станут новым способом оплаты, поскольку они не требуют посредника для обмена между продавцом и покупателем, что позволяет обеим сторонам иметь больший контроль над тем, как они ведут бизнес. Кроме того, комиссия за транзакцию практически отсутствует, в отличие от традиционной обработки платежей, где комиссия за транзакцию может быть намного выше.
Таким образом, несмотря на то, что электронная коммерция есть уже несколько десятилетий, она не перестает быть инновационной формой ведения бизнеса, так как расчет число потребителей. Появляются новые формы электронной коммерции, постоянно появляются какие-либо новшества.
Литература
1. Авдеева Е.А. Проблемы развития электронной коммерции в России // Молодой ученый. 2016. № 13. - С. 363-365.
2. Бородин В.А. Перспективы развития электронной торговли (на примере России и Китая) // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. №11. - С. 125-127.
5445
3. Бочкова Е.В. Анализ рынка интернет-торговли в России и за рубежом и пути его совершенствования // Вестник ИрГТУ. 2014. № 10. - С. 225229.
4. Максиянова Т.В. Развитие интернет-коммерции в Китае // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 1. - С. 135-139.
5. Милонова М.В., Арбатов Д.К. Электронная коммерция в России: некоторые проблемы и пути их решения // Международная торговля и торговая политика. 2015. № 3. - С. 100-111.
6. Полевой А.А. Интернет-торговля как конкурентная стратегия российских розничных сетей. Современная конкуренция. 2013. № 3. - С. 106-112
7. Томтосов А.Ф. Тенденции развития интернет-торговли в России. Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2018. № 3. - С. 161-166.
8. Савченко Н.К., Шакирова Ю.К. Электронная коммерция - инновационная форма ведения бизнеса // Молодой ученый. 2017. № 5 (139). - С. 235238.
9. Kannan P., Hongshuang L. Digital marketing: a framework, review and research agenda // International Journal of Research in Marketing. 2017. № 1. - С. 22-45.
10. Pineiro-Otero T., Martinez-Rolan X. Understanding digital marketing - basic and actions // MBA Theory and application of business and management principles. 2016. № 5. - P. 37-74.
References
1. Avdeeva E.A. Problems of e-commerce development in Russia // Young scientist. 2016. № 13. - P. 363-365.
2. Borodin V.A. Prospects for the development of electronic commerce (on the example of Russia and China) // Economics and management: problems, solutions. 2016. № 11. - P. 125-127.
5446
3. Bochkova E.V. Analysis of the e-commerce market in Russia and abroad and ways to improve it // Bulletin of ISTU. 2014. № 10. - P. 225-229.
4. Maksyanova T.V. The development of Internet commerce in China // Humanitarian and socio-economic sciences. 2013. № 1. - P. 135-139.
5. Milonova M.V., Arbatov D.K. Electronic commerce in Russia: some problems and ways to solve them // International trade and trade policy. 2015. № 3. - P. 100-111.
6. Polevoy A.A. E-commerce as a competitive strategy for Russian retail chains. Modern competition. 2013. № 3. - P. 106-112
7. Tomtosov A.F. Trends in the development of Internet commerce in Russia. Infrastructural sectors of the economy: problems and development prospects. 2018. № 3. - P. 161-166.
8. Savchenko N.K., Shakirova Yu.K. E-commerce is an innovative form of doing business // Young scientist. 2017. № 5 (139). - P. 235-238.
9. Kannan P., Hongshuang L. Digital marketing: a framework, review and research agenda // International Journal of Research in Marketing. 2017. № 1. - P. 22-45.
10. Pineiro-Otero T., Martinez-Rolan X. Understanding digital marketing - basic and actions // MBA Theory and application of business and management principles. 2016. № 5. - P. 37-74.
© Яо Яцзе, 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 9/2022.
Для цитирования: Яо Яцзе ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ -ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 9/2022
5447