Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА / ИНТЕРНЕТ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / МАСШТАБНОСТЬ / ГИБКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алибеков С.А., Назаров И.У.

В статье рассмотрены направления современной системы образования с применением электронного обучения и рассматриваются современное состояние электронного обучения в нашей стране, его законодательное оформление и перспективы развития. Выявляются причины, препятствующие развитию электронного обучения и факторы, способствующие его распространению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC FORM OF LEARNING: FEATURES AND PROSPECTS

The article considers the directions of the modern education system with the use of e learning and examines the current state of e learning in our country, its legislative design and development prospects. The reasons that hinder the development of e learning and the factors that contribute to its spread are identified.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 371.31

Алибеков С.А.

доцент кафедры «Информационные технологии» Ташкентский педагогический университет имени Низами

Назаров И. У.

старший преподаватель кафедры «Информационные технологии» Ташкентского педагогического университета имени Низами

Республика Узбекистан

ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье рассмотрены направления современной системы образования с применением электронного обучения и рассматриваются современное состояние электронного обучения в нашей стране, его законодательное оформление и перспективы развития. Выявляются причины, препятствующие развитию электронного обучения и факторы, способствующие его распространению.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционное образование, электронная почта, Интернет, технические средства, масштабность, гибкость обучения, электронные учебники, электронные учебные пособия.

ELECTRONIC FORM OF LEARNING: FEATURES AND PROSPECTS

Alibekov S.A.

Associate Professor of the Department of Information Technologies Tashkent Pedagogical University named after Nizami

Nazarov I. U.

Senior Lecturer of the Department of Information Technologies Tashkent Pedagogical University named after Nizami

Republic of Uzbekistan

Abstract. The article considers the directions of the modern education system with the use of e learning and examines the current state of e learning in our country, its legislative design and development prospects. The reasons that hinder the development of e learning and the factors that contribute to its spread are identified.

Key words: e-learning, distance education, e-mail, Internet, technical means, scale, flexibility of training, electronic textbooks, electronic textbooks.

В «Стратегии действий» по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы определены важнейшие задачи по обновлению методики, созданию условий для подготовки квалифицированных специалистов на уровне международных стандартов.

Постановление Президента Республики Узбекистан № 2909 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» направлено на повышение уровня проводимых в этом направлении реформ70.

Развитие современного Узбекистана требует выработки новых инновационных технологий в преподавании предметов системы высшего педагогического образования. Совершенствование образования невозможно без широкого применения современных информационно-коммуникационных технологий. В свете этих требований современная система высшего образования выдвигает задачи использования информационно -коммуникационных технологий как необходимого компонента профессиональной деятельности будущих специалистов.

Современный период развития общества характеризуется влиянием на него информационных и компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования. В настоящее время в нашей республике идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению учащегося в информационное общество.

Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным звеном в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Не так давно в педагогической среде появился термин «Электронное обучение» (от английского Electronic Learning, или просто e-Learning).

Определение электронного обучения появилось из концепции электронной почты. Электронную почту описывают как процесс передачи индивидуальных сообщений посредством компьютеров и компьютерных сетей. В данном случае под компьютерными сетями понимаются Интернет. Электронное обучение соотносится с деятельностью, включающей одновременное использование компьютеров и сетей интерактивной диалоговой связи. Компьютер и компьютерная сеть должны быть значительными элементами образовательного процесса.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с использованием информационных технологий, технических средств, включая телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по

70 Постановление Президента Республики Узбекистан №2909 от 20.04.2017 года «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования». www.lex.uz/pages/

каналам связи необходимой информации, взаимодействие обучающихся и преподавателя.

И.В. Роберт71, под электронным обучением понимает организацию образовательной деятельности с применением хранящейся в базах, данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие учащихся и преподавателей.

Такая организация обучения опирается на применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), таких как компьютерные технологии обучения, интерактивные мультимедиа, обучение на основе веб -технологий, онлайн обучение, и т.п. Термин «электронное обучение» вытесняет ранее широко используемый термин «дистанционное обучение». Связано это с тем, что массовое применение ИКТ в образовательных организациях приводит к размытию граней между дистанционным и традиционным обучением внутри образовательного учреждения.

Наиболее существенными достоинствами электронного обучения являются:

- своевременное обеспечение обучающихся учебной информацией, предоставление им электронных учебных материалов.

- самостоятельную работу обучающихся с электронными учебными материалами, с использованием технических средств обучения;

- получение консультаций, рекомендаций, разъяснений у преподавателя путем дистанционного взаимодействия;

- экономия времени - получение образования дистанционно, в любом удобном месте, в пути с использованием мобильного Интернета;

- экономия расходов - процесс обучения включает в себя обмен информацией через современные средства коммуникации;

- масштабность - возможность одновременно проводить обучение больших групп, проводить обучение в рамках одного курса;

- гибкость обучения - учащийся сам выбирает последовательность и продолжительность изучения материалов, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности;

- архивность - возможность повторно изучить материал и более углубленно в удобное для себя время;

- возможность определять критерии оценки знаний72.

В настоящее время для электронного обучения используется большой

73

диапазон различных средств73:

71 Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты). - М.: ИИО РАО, 2007. - 234 с.

72 Сатунина А.Е. Современные проблемы науки и образования. Научный журнал. ISSN 2070-7428. №1 2006. Режим доступа: http://www. science-education.ru/9-103

73 Габай. Т.В. Учебная деятельность и её средства - М.: 2005

- электронные учебники являются основным средством электронного обучения. Представляют собой мультимедийный ресурс, структура которого (в отличие от обычного учебника) выражается в виде «ветвящиеся файлы-страницы», оснащённой гиперссылками;

- электронные учебные пособия создаются по тому же принципу, что и электронные учебники, но электронные учебные пособия используются как вспомогательные учебные средства;

- электронные книги являются компьютерным аналогом бумажного издания той или иной книги. Они незаменимы, когда недоступны соответствующие печатные издания;

- сервисные программные средства общего назначения используются для оформления учебной документации, автоматизации утомительных вычислений, обработки данных экспериментов;

- образовательные сайты Интернета оснащены большим количеством информации, графическими файлами, приложениями, тестами, мультимедиа;

- информационно-поисковые справочные программные системы (учебные базы данных, словари, электронные энциклопедии, справочники);

- аудио- и видеоконференции применяются при проведении семинаров, на которых обсуждаются отдельные темы;

- электронные тренажеры рассчитаны для отработки практических умений и навыков; они обеспечивают обретение информации по теории, тренировку на различных уровнях сложности, контроль и самоконтроль;

- интеллектуальные обучающие системы осуществляют управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска метода решения и оканчивая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности учащихся.

Благодаря своей специфике, средства электронного обучения в разы повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится красочнее, ярче, динамичнее. Если традиционная наглядность обучения предполагает конкретность изучаемого объекта, то с использованием компьютерных технологий стала доступной динамическая интерпретация существенных свойств не только реальных объектов, но и научных закономерностей, понятий, теорий74.

На сегодняшний день, средства электронного обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

В систему электронного обучения необходимо включить не только электронные учебные пособия и работу обучающихся с ними, но и образовательные услуги и технологии. Тогда, система электронного обучения должна включать и обеспечивать:

Электронный учебник. Режим доступа: http: //www. ido. rudn.ru/nfpk/tech/t 1. html.

- стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, их разработку, контроль, внедрение;

- освоение и популяризация инновационных педагогических технологий с использованием ИКТ;

- возможность развивать и создавать новые электронные ресурсы учебного назначения, корректировать уже используемые.

Необходимо отметить, что использование электронного обучения в образовательном процессе влечёт за собой изменение подходов к методам обучения, представления учебного материала, характера взаимодействия между учащимся и преподавателем, и на методику проведения занятий в целом.

В целях обеспечения общественного развития, открывающиеся возможности электронного обучения должны быть реализованы. Именно электронное обучение позволяет перейти к реализации основных принципов современного образования - «образование для всех» и «образование через всю жизнь».

Однако, при всех выявленных возможностях и достоинствах электронного обучения ряд проблем остается нерешенными и требуют дальнейшего рассмотрения75. К основным проблемам развития электронного обучения можно отнести:

- технические неисправности компьютерного оборудования;

- временные затраты (так как нет персонального наставника);

- наличие у обучающегося самодисциплины и мотивации к самообучению;

- трудности с обменом информации, так как диалог с преподавателем не постоянен;

- обучение в свободное время рассматривается как дополнительная нагрузка;

- «Экранное обучение» психологически более утомительно, чем традиционное;

- повышенное нагрузка на зрение;

- сложность с внесением оперативных изменения по организации обучения;

- отсутствие достаточного числа преподавателей e-learnmg;

- высокие расходы по созданию и обслуживанию среды e-learnmg.

Трудно подготовить персонал, компетентный одновременно и в

предметной области, и в разработке и применении 1Т технологий, и в оформлении материалов. Для создания качественных мультимедийных элементов нужна команда из специалиста в предметной области (программист и т.д.). Эти специалисты должны уметь работать с обучаемыми в режиме онлайн, иметь желание и способности разрабатывать.

75 Сатунина А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы // Современные проблемы науки и образования. — 2006. — № 1. — С. 89-90

Электронное обучение в системе образования будет развиваться и совершенствоваться и в части развития Интернет технологий и за счет совершенствования методов электронного обучения.

Выводы. Таким образом, для дальнейшего развития электронного обучения в нашей стране необходимо сформировать методологическую базу, организационно-управленческую структуру дистанционного образования, разработать нормативно-правовой аппарат, развивать теоретические, научно-психологические подходы в сотрудничестве с системой традиционного образования. и, конечно же, необходима финансовая поддержка материально -технической базы электронного образования.

REFERENCES

1. Постановление Президента Республики Узбекистан №2909 от 20.04.2017 года «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования». www.lex.uz/pages/

2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты). - М.: ИИО РАО, 2007. - 234с

3. Габай. Т.В. Учебная деятельность и её средства - М.: 2005

4. Гулбаев, Н. А., Кудратиллоев, Н. А. (2020). Состояние проблем управления систем с рассредоточенными объектами (на примере электрических сетей). Science and World, 6(82), 29-32.

5. Гулбаев, Н. А., Кудратиллоев, Н. А. (2020). Моделирование и управление территориально-распределенными системами. Science and World, 6(82), 25-28.

6. Гулбаев, Н. А., Кудратиллоев, Н. А. (2020). Модели упорядочивания структур управления систем с рассредоточенными объектами. Евразийский Союз Ученых (ЕСУ), 6(75), 46-48.

7. Kudratilloev, N. A., Akhmedov, B. A. (2021). Application of communication-cluster technologies in pedagogical institutions: interactive methods of processing graphic data. Scientific Progress, 1(5), 191-198.

8. Kudratilloev, N. A., Akhmedov, B. A. (2021). Methods of use of web-applications on the basis of innovative methods. Ekonomika i sotsium, 3(82).

9. Akhmedov, B. A. (2021). Innovative cluster model for improving the quality of education. Academic Research in Educational Sciences, 2(3), 528-534.

10. Ахмедов, Б. А. (2021). Динамическая идентификация надежности корпоративных вычислительных кластерных систем. Academic Research in Educational Sciences, 2(3), 495-499.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.