Экспедиции
Свешникова
Надежда Владиславовна,
учитель ГБОУ «Школа № 1553 имени В.И. Вернадского», Заслуженный учитель РФ, руководитель Фонда поддержки традиционной русской культуры «Электронная энциклопедия истории и культуры русских сел и деревень», г. Москва
e-mail: sveshnikova@ gmail.com
Nadezhda
Sveshnikova,
teacher at V.I. Vernadsky School 1553 , Honored Teacher of the Russian Federation, Head of the Foundation for the Support of the Traditional Russian Culture "The Electronic Encyclopedia of the History and Culture of Russian Villages", Moscow
Электронная энциклопедия истории и культуры русских сел и деревень
Electronic Encyclopedia of the History and Culture of Russian Villages
Аннотация. В статье представлен проект электронной энциклопедии истории и культуры русских сел и деревень. Описана история его появления и генезис, определены перспективы развития. Ключевые слова: традиционная культура, история и культура, русские села и деревни, электронная энциклопедия, экспедиции, исследовательская деятельность
Abstract. The article presents a project of the electronic encyclopedia of the history and culture of Russian villages. The history of its appearance and genesis are described and the development prospects are determined.
Keywords: traditional culture, history and culture, Russian villages, electronic encyclopedia, expeditions, research
В 1993 году в составе комплексных юношеских исследовательских экспедиций «Школы № 1553 им. В.И. Вернадского» (тогда школа носила название «Донская гимназия») появилась группа «Комплексное исследование истории и культуры российских деревень», в задачи которой входила фиксация элементов традиционной культуры и повседневной истории людей, живущих в селах и деревнях. Организаторы работы старались все результаты представить жителям и сотрудничали с сельскими школами, где оставляли материалы экспедиции. В 2001 году появилась первая электронная версия результатов нашей работы. Постепенно в ежегодных экспедициях сложилась традиция оформления собранного материала в форме электронной энциклопедии, которую можно расширять, добавляя материалы как в Москве, так и в школах региона, где проходила экспедиция соответствующего года.
В течение всех лет нашей работы развивались разные формы электронных проектов и формировалась активная гражданская позиция участников, направленная на взаимодействие с местными жителями и активизацию идей возможного развития регионов, где проходила наша работа. Участники наших программ представляли результаты работы на научных конференциях разного уровня, в 2015 году с помощью руководства Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Свешникова Надежда Владиславовна
Таблица 1. Перечень мест проведения экспедиций в 1993-2019 гг.
Год Селение Регион Год Селение Регион
1993 Черная Река Русский Север 2006 Юшкозеро Русский Север
1994 Байкальское Сибирь (Бурятия) 2007 Кага Урал
1995 Калгалакша Русский Север 2009 Азаполье Русский Север
1996 Першлахта Русский Север 2010 Адамово Сибирь (Бурятия)
1997 Рыжково Русский Север 2011 Колодозеро Русский Север
1998 Орлово Русский Север 2014 Кузомень Русский Север
1999 Труфаново Русский Север 2015 Адамово Сибирь (Бурятия)
2000 Талое Сибирь (Бурятия) 2016 Чаваньга Русский Север
2001 Лямца Русский Север 2017 Усть-Утка Урал
2004 Варзуга Русский Север 2018 Нёнокса Русский Север
2005 Макаринино Сибирь (Бурятия) 2019 Чарышское Сибирь (Алтай)
была организована фотовыставка, представляющая материалы экспедиции на Терский берег Белого моря, в 2016 и 2017 гг. участники экспедиций выступали на круглых столах в этом и других московских музеях и вузах. Проект 2017 года chavanga.ru включал информацию о социально-активных жителях села, мы планируем оказывать в дальнейшем помощь в организации туристических программ по истории и культуре поморов.
Аналогов нашей программе на данном этапе в экспедиционных проектах не существует. При этом электронные продукты нуждаются в дополнении и постоянной технической поддержке. Именно благодаря такой программе можно восстановить историческую память и поднять уровень самосознания людей, постоянно проживающих в селах и деревнях. К нашему уже существующему архиву можно прикреплять материалы
Места экспедиций 1993-2019 гг. Более 20 экспедиций в Архангельскую, Мурманскую, Свердловскую области, Республику Башкортостан, Алтайский край, Республику Бурятия, Республику Карелия
Экспедиции
фольклорных и этнографических экспедиций прошлых лет, лежащие в архивах научных институтов и музеев. Таким образом «оживут» представители крестьянских родов, с потомками которых мы работаем сейчас, и в научную работу отечественных ученых войдут недоступные сейчас тексты. Наши проекты могут стать постоянно действующей формой общения людей, заинтересованных в сохранении и развитии русских сел и деревень. Пробуждение интереса к своей истории и культуре может стать толчком к созданию музеев по инициативе самих жителей и появлению совершенно новых экскурсионно-туристических маршрутов. Наша программа может обеспечить качественное сопровождение и развитие внутреннего туризма, основанного на постижении истории и культуры России. Направления деятельности:
сохранение и популяризация культурного наследия; исследовательское; информационно-технологическое; педагогическое;
экскурсионно-просветительское. С целью развития этих идей и расширения нашей деятельности в мае 2017 года организована НКО «Фонд поддержки традиционной русской культуры "Электронная энциклопедия русских сел и деревень"». Мы видим свою миссию:
• в развитии уже хорошо апробированной за четверть века программы, которая может стать основой для глобального проекта, объединяющего материалы по истории и культуре русских сел и деревень не только в диахронических, но и синхронических процессах;
• в поиске возможных вариантов включения в активную социальную деятельность по развитию внутреннего туризма местных жителей;
• в обеспечении историко-патриотического содержания новых туристических программ;
• в организации методической помощи региональным учреждениям образования и культуры;
• в привлечении к нашей экспедиционной деятельности учителей, учащихся региональных и сельских школ и их родителей;
• в обучении специалистов, готовых принимать участие в создании электронных проектов и наполнении их контентом;
• в привлечении общественного внимания к программе и в популяризации ее результатов.
На данном этапе по итогам работы уже созданы:
• архив этнографических и фольклорных материалов в цифровом виде;
• 8 мультимедийных проектов (сайтов деревень и сел);
• команда единомышленников;
• методическая база;
Свешникова Надежда Владиславовна
• секции «История и культура российских деревень», «Народная культура» Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского;
• фонд поддержки традиционной русской культуры «Электронная энциклопедия истории и культуры русских сел и деревень».
Мы надеемся при финансовой поддержке (благотворительной или грантовой) обеспечить постоянную техническую поддержку проектов, организовать пополнение материалов местных архивов и музеев и методическую помощь региональным специалистам, редактирование проектов, активизировать возможные самостоятельные проекты жителей сел и деревень. Будем признательны за любое содействие нашей работе. щ
Исследовательская экспедиция
Презентация в регионе Популяризация наследияг форм ирова ни е координирующего ядра
Регион Школы Музеи Клубы Краеведы Администрация
Развитие историко-патриатическопо содержания туристических маршрутов
Эпе ктронный продукт
Исследовательские работы Краеведческие работы
Работа по пополнению Активизация деятельности по
сбору историко-этнографических материалов
/Участие в разработке, использование результатов Активизация проектно-исследовательской деятельности Поддержка педагогической и воспитательной деятельности
Схема 1. Значение проекта для региона
Свешникова Н.В.
• Руководитель
проекта ■ Заслуженный учитель РФ
Федосова К, А,
■ Научный
руководитель • Ученый-фольклорист, к.ф.н,
Демин И.С.
• Специалист по информационным
Петров И. М>
• Специалист по обработке цифровой информации
• Творческие музыкальные проекты с детьми
Егоров И. М.
* Специалист по диалектологии
• Творческие театральнье проекты с детьми
Команда проекта
н
Модели исследовательского обучения
Универсальные компетенции и навыки
Сайт проекта «Электронная энциклопедия истории и культуры русских сел и деревень» (http://derevni-sela.ru/)
Литература
Бирич et al. 2003 - Бирич В.Г., Горелов А.С., Зосимова Л.П., Свешникова Н.В. Экспедиции школьников по комплексному исследованию к.ультуры русских деревень // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 49-61.
Дёмин 2001 - Дёмин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. С. 48-63.
Дёмин 2002 - Дёмин И.С. Использование компьютерных средств в экспедиционной деятельности (на примере программы «Комплексное исследование деревни») // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 64-79.
Методика исследовательской деятельности 2006 - Методика исследовательской деятельности учащихся в области гуманитарных наук / Ред.-сост. А.С. Обухов. М.: МИОО; журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. 160 с.
Свешникова 1995 — Свешникова Н.В. Собирательская работа старшеклассников Донской гимназии // Материалы международной конференции «Фольклор и современность», посвященной памяти профессор Н. И. Савушкиной (20-22 октября 1994 г.) / Науч. ред. О.Б. Балашовой. М., 1995. С. 123-125.
Свешникова 2001а — Свешникова Н.В. Обоснование программы «Комплексного исследования истории и культуры российских деревень» // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 140-144.
Свешникова 2001б — Свешникова Н.В. Программа курса «Введение в фольклористику и этнографию» (для 8-11 классов) // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. С. 243-245; // Школьные технологии. 2002. № 2. С. 177-178.
Федосова 2012 — Федосова К.А. Принципы организации информации в электронном архиве экспедиций комплексного исследования деревень (на примере архива Лицея № 1553 «Лицей на Донской» // Исследователь/Researcher. 2012. № 3-4. С. 72-79.