Научная статья на тему 'Электронная экономика: сущность и этапы развития'

Электронная экономика: сущность и этапы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6972
1467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНКИНГ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеев Игорь Андреевич

Выделены этапы развития электронной экономики. Сформулировано авторское определение электронной экономики. Представлен анализ развития электронной экономики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронная экономика: сущность и этапы развития»

Электронная экономика: сущность и этапы развития. E-economy: nature and stages of growth

Матвеев Игорь Андреевич Аспирант

Поволжский государственный технологический университет

matveevphd@gmail.com

Аннотация. Выделены этапы развития электронной экономики.

Сформулировано авторское определение электронной экономики.

Представлен анализ развития электронной экономики Российской

Федерации.

Annotation. Identified stages growth of e-economy. Formulated the author's definition of e-economy. Provide analysis of e-economy of the Russian Federation. Ключевые слова: Электронная экономика, электронная торговля,

электронный банкинг, электронные страховые услуги, электронные деньги, электронный маркетинг.

Keywords: E-economy, e-commerce, e-banking, electronic insurance services, electronic money, e-marketing.

Введение. Во второй половине XX века человечество перешло к своей следующей стадии развития - информационному обществу. Этому способствовало быстрое развитие телекоммуникационных технологий, массовое распространение персональных компьютеров и развитие глобальной сети Интернет. Удобство в доступе к информации и скорость ее передачи послужили решающими факторами в пользу быстрого развития информационного общества. На фоне проникновения и развития информационных процессов в отраслях экономики, постепенно стали зарождаться уникальные формы хозяйственной деятельности. Основным их отличием от обычных форм хозяйственной деятельности является виртуальность. Начинают развиваться такие формы ведения хозяйственной деятельности как Интернет-магазины, Интернет-банки, платежные системы, появляться новые виды денежных знаков (виртуальные валюты). С

развитием информационного общества, данные формы хозяйственной деятельности все меньше и меньше становятся привязанными к реальному сектору экономики. По сути своей, данные технологии являются всего лишь набором электронных сигналов и сохраненной информации на жестких дисках. Однако в настоящее время данные технологии начали, оказывать огромное влияние на развитие всего информационного общества. На базе электронных сигналов и на дорожках магнитных носителей строиться целая отрасль экономики, которая в настоящее время остается малоизученной.

В 1995 году американский ученый Николас Негропонте, впервые сформулировал, концепцию электронной экономики. Он представил ее в форме перехода от движения атомов к движениям битов. Представляя понятия веса, сырья и транспорта - недостатками прошлого, ставя им в противовес понятия отсутствие веса товаров, виртуальность, мгновенное глобальное перемещение - как преимущества будущего. Современная электронная экономика является продуктом развития информационного общества за последние тридцать - тридцать пять лет (Таблица 1).

Таблица 1. Этапы развития электронной экономики

Этапы Временные периоды Характеристика этапа

Первый этап начало 80-ых годов XX века Зарождение базы электронной экономики. Появление глобальной сети Интернет. Развитие телекоммуникационных технологий, и средств связи.

Второй этап 1994 год - по настоящее время Появление, в электронной экономики, первых субъектов хозяйственной деятельности. Интернет-магазин и система Интернет-банкинга. Г лобальное проникновение сети Интернет во все сферы повседневной жизни.

Третий этап 2000-ые годы - по Массовое появление виртуальных

настоящее время. товаров и электронных денежных

средств. Развитие процессов

товарообмена, электронной

оплаты услуг. Начало отделение

электронной экономики от

реального сектора хозяйствования.

Первым этапом развития электронной экономики - стало появление глобальной компьютерной сети Интернет. Начиная с начала 80-ых годов XX века, сеть постоянно росла, увеличивая количество подключенных пользователей. За тридцати летний период развития Интернета, количество пользователей увеличилось от нескольких университетов и фирм пересылающих электронную почту, до 1,966 млрд. пользователей к 2010 году. Изначально Интернет использовался для передачи электронной почты, но, расширяясь, сеть, приобретала все большие возможности передачи данных. Данная тенденция не могла не затронуть существующие отрасли экономики, и в 1994 году был открыт первый Интернет-магазин. Это послужило началом развития электронной торговли (электронной коммерции) в мире. Начиная с этого момента крупный бизнес начал, инвестировать средства в развитие электронной коммерции. Параллельно этому в октябре 1994 года американский банк Stanford Federal Credit Union, запустил первую в мире систему Интернет-банкинга, позволяющую оплачивать счета за коммунальные услуги, Интернет, телефон, совершать платежи по кредитам и осуществлять переводы третьим лицам, не отходя от своего персонального компьютера. Появление Инетрнет-магазинов и систем Интернет-банкинга, послужили переходом электронной экономики к следующему этапу развития.

Вторым этапом развития электронной экономики - можно считать массовое дублицирование существующих в реальности хозяйствующих

субъектов экономики (фирм, магазинов, торговых сетей, банков) в виртуальный мир. Основным процессом данного этапа развития электронной экономики, является процесс создания хозяйствующими субъектами, электронных форм ведения бизнеса. За счет свободного доступа к технологии Интернет, все новые и новые формы хозяйственной деятельности открывают свои «онлайн»-представительства, получая тем самым дополнительный сбыт своей продукции, увеличивая при этом свою прибыль Электронная составляющая массово начинает появляться практически во всех крупных формах хозяйственной деятельности. Благодаря данному фактору и постоянному росту числа пользователей Интернет, резко растет общий товарооборот электронной экономики. За счет свободного доступа к технологии Интернет, все новые и новые формы хозяйственной деятельности открывают свои «онлайн»-представительства, получая тем самым дополнительный сбыт своей продукции, увеличивая при этом свою прибыль. Глобальное вовлечение новых форм хозяйственной деятельности в электронную экономику, приводит к идеям создания уникальных технологий, работающих без физического присутствия. Появляются виртуальные банки, магазины, офисы, главной особенностью которых становиться отсутствие физического отделения. Ally.com является уникальным примером, успешного развития банка, без физических отделений. Все эти факторы послужили для перехода к третьему -современному этапу развития электронной экономики.

На данном этапе появляются виртуальные товары и электронные деньги. К виртуальным товарам, относятся все виды товаров, которые не могут существовать вне виртуального мира. К ним относиться программное обеспечение, Интернет сайты, компьютерные игры и т.д. Увеличение объемов продаж в электронной экономике повлекло за собой, появление электронных денег. Закон Российской Федерации «О национальной платежной системе» содержит следующее определение электронных денежных средств - это денежные средства, которые предварительно

предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. Таким образом, электронная экономика получила, свою собственную, отличную от реальной экономики, денежную систему, что позволило резко ускорить темпы ее роста.

Виртуальные товары и электронные деньги являются уникальной особенностью электронной экономики, поскольку они не могут существовать в реальной экономике. Они способны появляться только внутри виртуальной хозяйственной деятельности, тем самым, создавая новую ступень для развития информационной экономики, внутри которой происходит глобальный переход от «движения атомов» к движению битов. Подтверждая мысль Николаса Негропонте, необходимо отметить, что полный переход от «движения атомов» к движению битов, вряд ли полностью возможен. Ограничением может послужить, физическая зависимость виртуального мира от компьютерной техники и средств телекоммуникации, так как именно они обеспечивают бесперебойную работу виртуального мира и электронной экономики.

Проанализировав этапы развития электронной экономики, можно сделать вывод - электронную экономику характеризуют высокие темпы роста. Данная тенденция несет в себе не только положительные, но и отрицательные моменты. Основной проблемой, вызванной такими быстрыми темпами роста, является отставание правовой базы электронной экономики от реальных потребностей рынка. В свою очередь, отставание развития правовой базы от реального сектора электронной экономики, привело к появлению различных трактовок базовых понятий электронной экономики. В

частности, электронную экономику часто приравнивают к понятию электронной коммерции, а его в свою очередь к понятию электронной торговли. Однако понятие электронной экономики гораздо шире понятия электронной торговли. Словарь «Qfinance.com» дает следующие определение: «Электронная экономика - это экономика, в которой главные производственные функции сосредоточены в электронной коммерции, к примеру, торговля в Интернет.»[1] В 2009 году Департамент широкополосного вещания, коммуникаций и цифровой экономики, правительства Австралии опубликовал документ «Австралийская цифровая экономика: будущее направления», в котором дается следующее определение электронной экономики. «Цифровая (электронная) экономика - это глобальная сеть экономической и социальной деятельности, которая доступна через такие платформы как Интернет, мобильные и сенсорные сети. »[2]. Опираясь на вышеприведенные определения электронной экономики, сформулируем собственное определение.

Электронная экономика — это форма ведения хозяйственной деятельности информационного общества, которая характеризует совокупность отношений, складывающихся в системе цифрового производства товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления.

Электронная экономика является сложно структурированным объектом исследования. В настоящее время, выделяют следующие отрасли электронной экономики:

1. Электронная торговля (e-trade) - Интернет-магазины (виртуальных и не виртуальных товаров и услуг)

2. Электронные деньги (e-cash) - виртуальные денежные средства

3. Электронный маркетинг (e-marketing) - рынок интернет-рекламы

4. Электронный банкинг (e-banking) - системы Интернет-банкинга, системы банк-клиент.

5. Электронные страховые услуги (e-insurance) - страхование услуг в режиме реального времени.

При этом электронная экономика имеет отличительные особенности от реальной экономики. Во-первых, виртуальность. Электронная экономика может существовать, только в виртуальном мире, представляя собой набор электрических сигналов, и данных хранимых на различных носителях информации. Данная особенность несет в себе ряд преимуществ и недостатков по сравнению с реальной экономикой. Во-вторых, зависимость от телекоммуникационных сетей и компьютерной техники. Данное отличие является ключевым между электронной экономикой и реальной. Реальная экономика способна развиваться без электронной экономики. Промышленные предприятия будут продолжать производить и продавать продукцию, даже если не будут иметь Интернет-магазинов. У них остается возможность продавать по стандартным каналам реальной экономики. В случае с электронной экономикой становиться, не возможны ее существование при исчезновении телекоммуникационных сетей и компьютерной техники, так как на их базе и строятся все формы виртуальной хозяйственной деятельности.

Исследуя особенности развития электронной экономики, можно сделать вывод - что основными преимуществами являются, высокие темпы роста и скорость распространения информации внутри электронной экономики. В свою очередь, реальная экономика служит основополагающей базой для развития электронной экономики. Следует отметить, что электронная экономика также имеет огромное влияние на реальную экономику. Данная зависимость, начала развиваться на втором этапе развития электронной экономике, с 2004 года оборот электронной экономике начал резко увеличиваться. Основным направлением деятельности, составляющими оборота электронной экономики, является электронная коммерция. В 2011 году в США объемы покупок «онлайн» составили 6.4%, от всех совершенных покупок в розничной торговли. В России же данный показатель составил 1.6%, а в Европе достиг 5.6%. По данным агентства Invesp.com, в 2011 году объем продаж в сфере электронной экономики в мире

составляет 680,6$ млрд долларов США. По прогнозам этого агентства, данная сумма будет только расти, и к 2015 году достигнет отметки в 1,5 трлн. долларов США. Таким образом, за 17 летний период электронная экономика добилось глубокой интеграции в реальную экономику.

Влияние электронной экономики на реальную можно отследить и через репутацию хозяйствующих субъектов в реальной экономике. Важным фактором при оценке репутации фирмы, за последние годы стало, наличие у нее Интернет сайта. Здесь наблюдается тенденция понижения оценки репутации фирмы, в случае отсутствия у нее Интернет сайта. Таким образом, хозяйствующие субъекты из реальной экономики вынуждены, создавать Интернет сайты, для повышения своего имиджа и репутации, что в свою очередь стимулирует развитие электронной рекламы, а как следствие и развитие электронной экономики.

Еще одним фактором для перехода реальных фирм в виртуальную среду послужило, открытие широких и главное относительно дешевых возможностей по рекламе своей продукции. Рекламируя свои товары и услуги, предприятия также развивают, динамично растущий рынок Интернет-рекламы.

Все приведенные выше факторы, служат подтверждением процесса взаимной интеграции реального сектора экономики и электронной экономики. В настоящее время процессы электронной экономики неотделимы от процессов реальной экономики, и их интеграция продолжается. Однако на фоне данной интеграции, в электронной экономике все более расширяется количество предлагаемых виртуальных товаров и электронных денег, которые недоступны для реального сектора экономики. Именно они являются новой ступенью в развитии информационной экономики.

Процессы интеграции электронной экономики в реальную экономику, наиболее понятны при сравнительном анализе отраслей электронной экономики и отраслей реального сектора экономики (Таблица 2).

Таблица 2. Соотношение объемов электронной экономики с объемами

реальной экономики Российской Федерации. По данным 2011 года*.

Отрасль электронной экономики Объем рынка электронно й экономики (млрд. руб.) Объем реального сектора экономики (млрд. руб.) Доля электронной экономики в реальном секторе экономической деятельности (в %) Изменение относитель но предыдуще го периода (2010 год)

Электронная торговля 244,6 млрд. руб. 19075,0 млрд. руб. 1.28% +39%

Электронные деньги 125 млрд. руб. Нет данных - +56%

Электронный маркетинг 41,8 млрд. руб. 263,4 млрд. руб. 15,86% +64,11%

Электронный банкинг 9.4 млн. пользовате лей Нет данных - +36.17%

Электронные страховые услуги** 853,48 млн руб. 622,70 млрд. руб. 0,13% -

* Рассчитано автором на основе, ссылок на Ассоциацию коммуникационных агентств

России, ассоциацию «Электронные деньги» (АЭД), портал Digit.ru, i-business.ru,.

** Статистика приведена за 2008 год. На основе, ссылок на http://expert.ru, Федеральную службу страхового надзора, Федеральную службу по финансовым рынкам.

Наиболее удобным способом сравнения, отраслей электронной и реальной экономики, является сравнение финансовых оборотов данных отраслей. Анализ показал, что наибольшая интеграция электронной экономики произошла в отрасли электронного маркетинга и составила 15,86%. При этом электронный маркетинг достиг темпов роста в 64,11%, показывая лучший

результат среди всех отраслей электронной экономики. Наиболее наглядно состояние рынка электронной экономики характеризует гистограмма 1.

Объемы основных отраслей электронной экономики в Российской Федерации

ю

* 150 а

І 100

50

0

1

□ Электронная торговля

□ Электронные деньги

□ Электронный маркетинг

□ Электронные страховые услуги

Г истограмма 1. Объемы основных отраслей электронной экономики в

Российской Федерации.

Выводы. Электронная экономика представляет собой динамично развивающуюся форму ведения хозяйственной деятельности информационного общества. Основными отраслями электронной экономики, являются - электронная торговля, электронные деньги и электронный маркетинг. Анализ показал, что все отрасли электронной экономики имеют положительную динамику и высокие темпы роста относительно предыдущих периодов. Таким образом, электронная экономика повсеместно проникает и занимает уверенные позиции в реальном секторе экономики.

Библиографический список.

1. QFINANCE Dictionary | Business Dictionary Online | Financial Dictionary Online - QFINANCE [Электронный ресурс] / QFinance - The Ultimate

Online Financial Resource. Business, economics, banking terms and accounting dictionary and glossary, 2012 - Режим доступа:

http://www.qfinance.com/dictionary/digital-economy, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Англ.

2. Australian Government. Department of Broadband, Communications and

the Digital Economy [Электронный ресурс] / Digital Economy: Future Directions, 2009 - Режим доступа:

http ://www.dbcde. gov. au/ digital_economy/what_is_the_digital_economy, свободный. - Загл. С экрана. - Яз. Англ.

3. Ассоциация коммуникационных агентств России [Электронный

ресурс] / Объем рынка маркетинговых коммуникаций России в 2011 году, 2011 - Режим доступа:

http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id1865, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус.

4. Ассоциация «Электронные деньги» (АЭД) [Электронный ресурс], 2011 - Режим доступа: http://npaed.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус.

5. Портал Digit.ru, проект РИА новости [Электронный ресурс] / Объем рынка электронной торговли в РФ в 2011 г. 2011 - Режим доступа: http://digit.ru/business/20120220/389429967.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус.

6. «Национальная деловая сеть» - социальная сеть для предпринимателей [Электронный ресурс] / Оборот розничной торговли в 2011 г., 2011 -Режим доступа: http://i-business.ru/blogs/17613, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус.

7. Федеральная служба страхового надзора [Электронный ресурс], 2012 -Режим доступа: http://www.fssn.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус.

8. Федеральная служба по финансовым рынкам [Электронный ресурс], 2012 - Режим доступа: http://ffms.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус.

9. Журнал Эксперт (Электронная версия) [Электронный ресурс] / Рэнкинг по взносам, полученным при обращении в страховую компанию через интернет или колл-центр, 2009 - Режим доступа:

http://expert.ru/ratings/table_576834/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.