УДК 321.7
RA. Бронников ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И
ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. В России, в силу политической культуры, электронная демократия, с одной стороны, оказалась особенно важна, а с другой - не имеет практически никакого публичного освещения. Между тем события последних лет показали политическую значимость эффективной реализации электронной демократии в современном обществе. В статье предложена научная идентификация электронной демократии.
Ключевые слова: политические технологии, электронное правительство, электронная демократия, краудсорсинг.
Ivan Bronnikov E-DEMOCRACY: TRENDS AND PROBLEMS
Abstract. In Russia, because of the political culture, e-democracy, on the one hand, proved to be particularly important, and on the other - and with almost no public lighting. Meanwhile, the events of recent years have shown the political importance of the effective implementation of e-democracy in modern society. The paper proposes a scientific identification of e-democracy.
Keywords: Political technologies, e-government, e-democracy, crowdsourcing.
Современные сетевые технологии сделали информационную коммуникацию между властью и обществом возможной в масштабах реального времени, и, в какой-то степени создали предпосылки для реализации прямой демократии.
Развитие информации и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) оказало серьезное влияние на структуры и процессы государственного управления. Если вначале это влияние выразилось в повышении эффективности сбора, обработки и использования информации в процессе принятия решений, то в дальнейшем начали происходить заметные трансформации в институтах и методах организации всей системы государственного управления. Это привело к тому, что к началу XXI в. инициатива по созданию электронного правительства (ЭП) становится глобальной и охватывает практически все страны с развитыми демократиями. Теоретические аспекты ЭП развиваются вместе с практикой его внедрения и с учетом национальных, глобальных и культурных особенностей.
Ведь ЭП в его идеальном значении подразумевает не только новую управленческую цель, но и новый способ решения социально-политических задач, посредством активных взаимодействий субъектов политики.
В основе общей концепции ЭП положены три руководящих принципа:
1. ориентация ресурсов и услуг на рядовых граждан, а не на чиновников;
2. высокая отдача проектов по результатам использования;
3. рыночная система внедрения технологий и инвестирования проектов.
Реализация данной концепции позволит в будущем сократить время обслуживания
граждан при их обращениях в правительственные инстанции до нескольких часов и даже минут, например, для получения справочной информации. Государственные интернет-порталы позволят применить к правительству бизнес-концепт «7 х 24 х 365» (доступность 7 дней в неделю, 24 часа в день, 365 дней в году).
Среди исследователей-теоретиков [4, 7, 9, 12], которые говорят о необходимости «качественного управления» в моду вместо децентрализации вошел целостный подход и утверждения о важности интеграции всех звеньев управления и «единой точке входа» для граждан, обращающихся в госорганы. Ключевую роль в процессах интеграции призваны сыграть информационные технологии.
Такой проект уже создан и называется «Будущее государства». Проект был подготовлен в 2011 г. по заказу Мирового экономического форума экспертами из 17 стран мира. Экспертами была предложена модель государства будущего (аббревиатура - FAST). Согласно это модели, в будущем государство должно быть следующим.
1) «Плоским» («Flat»). Речь идет о «сплющивании» иерархических структур, развитии системы межведомственного взаимодействия, упрощении принятия решений и что самое
© Бронников И. А., 2014
важное - налаживании взаимодействия с гражданами с использованиям социальных медиа и цифровых устройств.
2) «Гибким» («Agile»), то есть оперативно отвечать на вызовы, в случае необходимости перестраивая всю систему управления.
3) «Стройным» («Streamlined»), что предполагает тщательно спланированное сокращение штатов в сочетании с организационной и технологической модернизацией и переходом на стратегии сотрудничества внутри управленческих структур, ставшие возможными благодаря Web 2.0.
4) «Технически подкованным» («Tech-savvy»): новая модель управления требует формирования соответствующей технологической инфраструктуры.
В итоге должен сформироваться новый социальный контракт между государством и гражданами, основанный на расширении прав и возможностей граждан и приобретении ими власти/влияния над органами управления.
В этом смысле электронная демократия, является перспективным направлением использования ИКТ, предполагающая участие людей в обсуждении и принятии решений, а также разработку, нормативно-правовую поддержку и внедрение систем для электронного голосования на выборах, референдумах, при опросах общественного мнения, выдвижения кандидатов и т.п. Бесспорно, электронная демократия развивает положения статьи 3 Конституции Российской Федерации.
Сам термин «электронная демократия» впервые появился в США и Великобритании и обозначает возможность приобщения граждан к более активному участию в делах общества посредством использования компьютеров и сетей телекоммуникации [14].
Западные авторы, определяют электронную демократию, как «использование интернет-технологий правительством, политическими партиями и группами защиты интересов населения для того, чтобы предоставить информацию, обеспечить коммуникации, предоставить услуги или повысить возможности для участия, что позволяет осуществлять более плодотворные обсуждения среди граждан» [13].
Электронная демократия - это использование методов и инструментов прямой демократии пользователями телекоммуникационных сетей в процессе взаимодействия с органами государственной (муниципальной) власти и управления, а также внутри виртуальных сетевых сообществ [1, с. 165].
Соглашаясь с этой дефиницией, отметим, что, по сути, электронная демократия представляет собой особую форму политического участия граждан, основанную на партнерстве, при котором граждане активно вовлекаются в процессы разработки и принятия решений. Отличительной особенностью данного вида участия является то, что окончательное решение в том или ином вопросе остается за властными структурами.
В этом отношении площадки электронной демократия необходимо рассматривать в контексте применения ИКТ и стратегий по вопросам, затрагивающим широкий круг интересов общества в рамках политических процессов управления государством.
В.И. Дрожжинов и А.А. Штрик разрабатывая интегрированную модель электронной демократии, выделяют четыре основные технологии:
• онлайновая информация и коммуникация;
• онлайновые услуги;
• онлайновое участие граждан в деятельности органов власти разных уровней;
• экономическое обеспечение электронной демократии [6].
Также существуют определенные опасности и барьеры на пути становления электронной демократии:
• технологическая гибкость (появление множества системно-аппаратных платформ, используемых для предоставления услуг, доставки информации и для поддержки участия граждан);
• доступ и цифровое расслоение (проблема цифрового неравенства);
• сохранение секретности и безопасность (отсутствие достаточной защиты данных в сфере использования информационных технологий);
• высокая сложность инструментов (инструменты требуют использования программного обеспечения и Интернета);
• низкая пропускная способность (если люди не могут получить информацию быстро, соответственно, она не будет использована в нужное время);
• лень («лень прежде нас родилась») [6].
Тем самым становление электронной демократии напрямую зависит от степени участия граждан и количества таких граждан во властно-управленческом процессе, от их желания и способности перейти к формам прямой демократии.
В принципе любой тип участия можно достичь посредством электронной демократии:
• обеспечение информацией;
• общение, консультация, дискуссия;
• взаимодействие, уполномоченное участие, совместная разработка и принятие решений.
В современных условиях крайне сложно совмещать развитие науки, высоких технологий и архаичные способы общественной координации. Необходим пересмотр базиса становления правового государства и гражданского общества.
Переломить ситуацию и добиться необходимых перемен можно за счет повышения активности граждан в формировании гражданского общества за счет использования ИКТ в сфере социальных коммуникаций.
Не случайно электронная демократия в России признана крайне важной для современных условий развития мира и страны. Указом Президента Российской Федерации от 30.06.2012 №918 «Об Управлении Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии» в составе Администрации Президента Российской Федерации образовано Управление Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии.
Минкомсвязи России разработана «Концепция развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года» . Она предусматривает качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами.
Концепция определяет основные приоритеты, направления и этапы развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии на период до 2020 г. Целями развития в Российской Федерации электронной демократии являются:
• повышение общественно-политической активности граждан;
• повышение эффективности и скорости публичного взаимодействия граждан с органами власти;
• укрепление горизонтальных и транспарентных связей между гражданами, органами власти и другими субъектами общественно политической деятельности;
• снижение административных барьеров и уровня коррупции;
• поддержка институтов и процедур публичной самоорганизации граждан;
• популяризация среди населения законных практик применения ИКТ в политической процессе.
Таким образом, электронная демократия характеризуются использованием ИКТ как основного средства для коллективных мыслительных (краудсорсинг) и административных процессов на всех уровнях, начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным.
Согласно Рекомендациям Комитета министров Совета Европы СМ/Яее (2009) государствам-участникам Совета Европы по электронной демократии понятие «электронная демократия» включает:
Электронный парламент - это использование ИКТ избранными собраниями представителей, их членами, а также политическими и административными служащими с целью активного вовлечения граждан. В то время как электронный парламент поддерживает принципы представительной демократии, он может предлагать инструменты для изменения культуры представительства таким образом, чтобы обеспечить более инклюзивную, дискуссионную и коллективную форму демократии.
*
Концепция «электронной демократии» разработана в соответствии с законодательством РФ, включая Стратегию развития информационного общества в РФ, утвержденную Президентом РФ от 07.02.2008. №Пр-212, государственную программу РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденную распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 №1815-р, с учетом международных соглашений РФ.
Электронное законодательство - это использование ИКТ для комментирования, обсуждения, составления, структурирования, форматирования, отправления, исправления, голосования и издания законов, принятых избранными собраниями.
Электронное голосование - это выборы или референдум, которые предполагают использование электронных средств как минимум при подаче голоса.
Электронные ходатайства - это электронная доставка возражений или рекомендаций для демократического института: граждане подписывают ходатайство и могут участвовать в обсуждении данной темы в режиме онлайн.
Электронная агитация - это вовлечение скоординированным образом и при помощи электронных средств, а также побуждение людей к вовлечению других людей с целью мобилизации индивидов в выборных и других кампаниях и/или убеждения их продвигать конкретную идею в попытке прямо или косвенно воздействовать на формирование или реализацию общественной стратегии.
Помимо этого существуют: Э-голосование, Э-опросы, Э-консультации, Э-выборы, Э-референдумы, Э-инициативы, Э-среда, Э-посредничество, Э-правосудие. Из рекомендуемых Советом Европы инструментов в Концепции Минкомсвязи предлагается реализовать: Э-подсчет, Э-опросы, Э-консультации (общественные обсуждения), Э-ходатайства (коллективные обращения). За пределами проекта Концепции остаются: Э-голосование, Э-референдум, Э-выборы, Э-инициатива, Э-законодательство, Э-посредничество, Э-правосудие, Э-парламент.
Итак, если электронную демократию необходимо разрабатывать должным образом, она должна основываться на следующих понятиях:
• активное предоставление всеобъемлющей, сбалансированной и объективной информации, призванной помочь общественности понимать проблемы, альтернативы, возможности и/или решения демократических проблем (это понятие тесно связано со свободой информации и свободой слова);
• широкое понимание гражданства, охватывающее лица и группы лиц, которые постоянно проживают и интегрированы в политическую реальность, независимо от национальности;
• гражданское участие - т.е. вовлечение граждан и групп граждан, например, групп по интересам, корпораций, объединений и некоммерческих организаций (НКО) в общественные дела, чтобы они могли оказывать влияние и улучшать качество и приемлемость результатов демократических процессов;
• предоставление полномочий - в частности, стратегии и меры по поддержанию гражданских прав и предоставлению ресурсов для участия;
• включение - т.е. политическое и технологическое вооружение граждан независимо от возраста, пола, образования, социально-экономического положения, языка, особых потребностей и места проживания; такое включение требует способность пользоваться электронными инструментами (знания, электронные навыки, электронная готовность), имеющихся и доступных инструментов и сочетания электронных и неэлектронных подходов;
• дискуссия - в частности, рациональные дебаты на равных, где люди публично обсуждают, одобряют и критикуют точки зрения друг друга в ходе содержательного, конструктивного обсуждения вопроса и действия, необходимого в его отношении.
Более того, благодаря развитию ИКТ акторы могут осуществлять контролирующую функцию над деятельностью правительств своих стран.
Однако как это ни парадоксально, но развитие электронной демократии следует сравнительно предсказуемой модели (рис.): сначала происходит односторонняя коммуникация, целью которой является простое информирование общественности, затем наблюдается консультационная составляющая, связанная с предоставлением услуг, и только после этого может начаться полноценное функционирование электронной демократии на уровне «активного участия».
В идеальном варианте - электронная демократия - одна из инновационных форм развития гражданского общества и самоуправления.
Приведем только один пример таких процессов. Ещё вчера краудсорсинг и привлечение значительной части общества к решению проблем управления были смелой фантазией исследователей, но уже сегодня у нас есть опыт краудсорсинговой конституции Исландии 2011 г., когда власти Исландии скоординировали и мобилизовали население страны для принятия новой конституции через Интернет. Конечно, принять участие в обсуждении мог
любой, но участвовали только эксперты из специально созданных групп профессионалов. А сами экспертные группы формировались путем открытого голосования в Сети [2].
Л г
информирование общественности
Л Г
предоставление услуг
электронная демократия
Рис. Стадии развития электронной демократии
Таким образом, краудсорсинг не создает ничего принципиально нового, пока люди не поймут, чего от них хотят. Пользователи '^Ире&а знают, что делать, потому что понимают, как надо писать статьи для энциклопедии. Все они имеют представление об общей цели. Но, несмотря на растущую популярность совместной работы в Сети, опыт такой работы достаточно невелик, когда речь заходит об участии в принятии решений на государственном уровне [10, с.40]. Существующим государственным институтам не хватает стимулов и плана для пересмотра парадигмы политического управления. Если бы дело было только в широком внедрении технологий и широкополосном доступе в Интернет, методы управления на принципах электронной демократии давно применялись бы правительствами многих страх. Поэтому и в наше время рано говорить о том, что этот процесс зашел достаточно далеко, чтобы обеспечить удовлетворение потребностей людей в информационных и материальных продуктах, а также оперативное согласование интересов различных групп.
Библиографический список
1. Бондаренко С.В. Особенности создания и функционирования площадок «электронной демократии» // Полис. - 2011. - №5. - С. 164-178.
2. Бронников И.А. Будущее политических интернет-технологий: два сценария развития // Власть. - 2014. - №1. - С. 46-49.
3. Бронников И.А. Интернет как ресурс государства // N5: Проблемы общества и политики. -2013. - №8. - С. 210-248.
4. Буренко В.И. Политическая оппозиция: история идей и современный политический процесс // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2013. - № 8. - С. 228232.
5. Горбачев А.А., Сковиков А.К. Тенденции и противоречия в процессе формирования российского парламента // Право и политика. - 2011. - № 5. - С. 752-761.
6. Дрожжинов В., Штрик А. Электронная демократия и поддерживающие ее технологии // Материалы VI Всероссийской объединенной конференции «Технологии информационного общества -Интернет и современное общество», Санкт Петербург, 2003, 3-6 ноября. [Электр. ресурс]: http://infosoc.ru/03-rGOVf01.html.
7. Знаменский Д.Ю. Государственная научно-техническая политика России (проблема публичности) // Власть. - 2009. - № 10. - С. 38-40.
8. Иванов В.К. К вопросу о роли свободы слова в политическом процессе // Вопросы гуманитарных наук. - 2012. - № 3. - С. 104-106.
9. Иванов В.К. Особенности региональной прессы современной России // Молодой ученый. -2012. - № 10. - С. 228-230.
10. Новек Б. Wiki-правительство: Как технологии могут сделать власть лучше, демократию -сильнее, а граждан - влиятельнее. - М.: Альпина Паблишер, 2012.
11. Омельченко Н.А., Гимазова Ю.В. Территория власти или власть территории (к вопросу о соотношении автократических и этнократических начал в истории российской государственности) // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2012. - № 4. - С. 289-294.
12. Соколов Н.Н. Разработка и принятие эффективных управленческих решений // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2012. - № 4. - С. 167-171.
13. Bruecher H., Baumberger P. Using mobile technology to support eDemocracy // Proceedings of the 36th Hawaii International Conference on System Sciences. 2003.
14. Digital Democracy: Policy and Politics in the Wired World. Ed. by Cynthia J. Alexander and Leslie A. Pal. Oxford University Press, 1988. P. XII.