Научная статья на тему 'Электронная демократия: новые возможности влияния НКО на политические процессы'

Электронная демократия: новые возможности влияния НКО на политические процессы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
77
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шадрикова Арина Петровна

The paper focuses on the study of non-profit organizations' potentialities to influence and contribute in the process of decision-making. The potentialities provided by the e-democracy concept include the assessment and the new strategic view for non-profit organizations' goodwill. It is considered as the key factor in the Internet era for strategy planning and policy making in the virtual space. As the activity of the citizens expands in the virtual space, non-profit organizations need to focus also their virtual activity and to construct the own strategy. It may be done by the organizing strategic sessions in Web based on the information technologies that would simplify the process of e-consultation and civil engagement in the political process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-democracy: non-profit organizations' potentialities to influence the political development

The paper focuses on the study of non-profit organizations' potentialities to influence and contribute in the process of decision-making. The potentialities provided by the e-democracy concept include the assessment and the new strategic view for non-profit organizations' goodwill. It is considered as the key factor in the Internet era for strategy planning and policy making in the virtual space. As the activity of the citizens expands in the virtual space, non-profit organizations need to focus also their virtual activity and to construct the own strategy. It may be done by the organizing strategic sessions in Web based on the information technologies that would simplify the process of e-consultation and civil engagement in the political process.

Текст научной работы на тему «Электронная демократия: новые возможности влияния НКО на политические процессы»

А.П. ШАДРИКОВА

ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ НКО НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ARINA SHADRIKOVA E-democracy: non-profit organizations' potentialities to influence the political development

The paper focuses on the study of non-profit organizations' potentialities to influence and contribute in the process of decision-making. The potentialities provided by the e-democracy concept include the assessment and the new strategic view for non-profit organizations' goodwill. It is considered as the key factor in the Internet era for strategy planning and policy making in the virtual space. As the activity of the citizens expands in the virtual space, non-profit organizations need to focus also their virtual activity and to construct the own strategy. It may be done by the organizing strategic sessions in Web based on the information technologies that would simplify the process of e-consultation and civil engagement in the political process.

Обсуждение проблем электронной демократии в России неизбежно сопряжено с дискуссиями о демократии как таковой. Действительно, если вопрос о сущности и перспективах демократии в России остается открытым, то насколько уместно говорить о российской «электронной демократии»? И может быть, более оправданно вести речь об «информационной демократии», как это предлагают некоторые специалисты, занятые разработкой системы «электронного правительства»?

Абстрагируясь от российского контекста, стоит подчеркнуть зарубежное происхождение термина «электронная демократия» и его тесную связь с концепцией е^оуегпапсе (электронного управления)1, согласно которой уровень развития электронной демократии относится к числу основных критериев оценки зрелости информационного общества, демократичности политического режима и степени участия граждан в политических процессах. Одним из наиболее важных аспектов дискуссий об электронной демократии являются те возможности, которые она открывает для гражданского общества и его ядра - некоммерческих организаций (НКО). Каким образом гражданское общество благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способно влиять на таких акторов, как государство, бизнес, отчасти - СМИ и население в целом? В настоящей статье предпринимается попытка дать ответ на этот вопрос, а также рассмотреть некоторые общие проблемы развития электронной демократии.

Основные черты электронной демократии

Информация и информационные обмены на протяжении всей истории человечества имели важнейшее значение для власти и сферы материального производства2. Но, говоря об информационном обществе, не следует абсолютизировать технологическую составляющую, хотя последствием прогресса информационных и коммуникационных технологий является качественное изменение взаимоотношений общества и власти. При исследовании тенденций развития информационного общества и электронной демократии важно также обращать внимание на так называемые непредвиденные обстоятельства и сложность инфраструктуры, необходимой для внедрения ИКТ в сферу управления. Непредвиденные обстоятельства включают в себя такую ситуацию, когда ни рынок, ни правительство не способны преодолеть сопротивление новым средствам взаимной коммуникации. В этих условиях возникает необходимость создания альянса между инновато-рами в различных секторах общества, в первую очередь - в НКО.

1 Подробнее о происхождении и различных интерпретациях этих понятий см.: Сморгунов Л.В. От электронного государства к электронному правлению: смена парадигмы // Политическая наука. - М., 2007. - № 4.

2 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. -М.: ГУ - ВШЭ, 2000. - С. 42-43.

Эффективное управление предполагает взаимный диалог между обществом и государством, который может быть посвящен деятельности органов власти, процессам оказания государственных услуг и способам удовлетворения жалоб и просьб граждан. Интернет и другие информационные технологии являются средством, способствующим интенсификации взаимного диалога между государством и его гражданами. При этом интенсивность содержательного взаимодействия общества и органов власти растет с включением все новых информационно-технологических инструментов поддержки процессов самоорганизации населения1. Как отмечает Р. Даль, институты должны быть обогащены новыми методами, способствующими развитию гражданского самосознания, участию граждан в политической жизни, получению информации и обсуждению проблем2.

В общем смысле под электронной демократией большинство зарубежных исследователей понимают использование ИКТ в демократическом политическом и управленческом процессах3. Соответственно, роль ИКТ состоит в том, чтобы способствовать вовлечению граждан в политические процессы и принятие государственных решений в рамках открытого обмена информацией4. Предоставление инструментов для электронного участия граждан и их объединений является показателем политической открытости власти, тогда как наличие адекватной информационной системы служит критерием прозрачности деятельности органов власти5. При этом прозрачность следует понимать как наличие свободного (за исключением специально оговоренных случаев) доступа к правительственной информации, возможность ее получения в понятной для жителей форме, а

'См.: Райков А.Н. Самоорганизация в информационном обществе // Информационные и телекоммуникационные технологии. - М., 2006. - № 1.

2 Даль Р. О демократии. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 179.

3 См.: HackerK.L., Dijk J. van. Digital democracy. Issues of theory & practice. - L.: Sage publications, 2000; Hague B.N., Loader B.D. Digital democracy: Discourse and decision making in the information age. - London: Routledge, 1999; Macintosh A. Characterizing e-participation in policy-making // Proceedings of the thirty-seventh annual Hawaii international conference on system sciences (HICSS-37). - Hawaii: Big Island, 2004.

4 Parvez Z. Information of local democracy: A structuration perspective // Information polity: An international journal of government and democracy in the information age. - Amsterdam: IOS Press, 2006. - N 11. - P. 67-83.

5 Rose R. A Global diffusion model of e-governance // Journal of public policy. - Cambridge: Cambridge university press, 2005. - N 25. - P. 5-27.

также наличие реальных механизмов общественного влияния на принятие властных решений.

В демократическом обществе власть должна быть нацелена на решение проблем жителей, удовлетворение их потребностей и запросов. Именно в этом должны видеть свою миссию властные структуры различных уровней, а не в «реализации государственной политики в той или иной области». Достижение этой цели требует перестройки самой структуры исполнительной власти и признания в качестве политического приоритета постоянного диалога и сотрудничества с местным сообществом. Одновременно в центре внимания власти должно быть развитие сотрудничества с уже существующими организациями третьего сектора, с бизнес-сообществом и т.д.

Концепция электронной демократии предполагает действенную систему консультаций с организациями гражданского общества, оформленную в виде постоянно действующих структур (консультативные советы, общественные палаты и т.д.). При этом необходимо максимально избегать имитационных технологий, учитывать общий политический контекст, внутренние и внешние цели гражданских объединений, вступающих во взаимодействие с органами власти. Учет конкретных особенностей, целевых установок и технологических возможностей позволяет наладить более эффективный обмен информацией между акторами политического процесса, выбрать оптимальную модель дискуссий и консультаций. С внедрением ИКТ появляются новые возможности не только для интенсификации диалога между гражданами и властью, но и для более ощутимого влияния гражданского общества на процесс принятия решения и реализацию политики.

Нематериальные ресурсы как фактор политического влияния

Стремительный прогресс ИКТ приводит к смещению политического участия граждан и организаций в информационную плоскость. Особая роль в этом процессе принадлежит Интернету. Причем в наибольшей степени его возможности акцентируются в тех странах, где институты гражданского общества - новое явление. Во многих из этих стран развитие институтов гражданского общества и широкомасштабное применение ИКТ сталкиваются с серьезными трудностями.

Согласно исследованию, проведенному в 2004 г. Центром демократии и технологий, основным барьером в использовании ИКТ является недостаточно развитая инфраструктура. В частности, большинство граждан и НКО зависят от телефонного соединения dial-up1. Многие некоммерческие организации пользуются поддержкой зарубежных фондов из более успешных индустриально развитых демократических государств. Такая поддержка нацелена, в частности, на увеличение возможностей доступа к информационным технологиям, поскольку для перехода на современные средства коммуникации требуются значительные финансовые вложения. Этот аспект деятельности НКО актуален и в условиях Российской Федерации. Именно по этой причине многие НКО не представлены в информационном пространстве. Между тем в некоторых странах именно гражданские объединения выступают в качестве локомотива движения к электронной демократии. Например, в Бразилии первый интернет-провайдер, обеспечивающий открытый доступ к сетевым ресурсам, был создан неправительственной организацией. Взаимодействие в условиях электронной демократии предполагает готовность к диалогу не только между представителями органов власти в рамках процесса принятия управленческих решений, но и с внешними участниками (отдельные граждане, СМИ и другие агенты)2. Такой переход затрагивает проблемы становления электронных пространств доверия, развития человеческого капитала, оценки нематериальных ресурсов, образования и наличия стратегии деятельности. Остановимся более подробно на взаимосвязанных аспектах нематериальных ресурсов и стратегии деятельности НКО, приобретающих особую актуальность в условиях электронной демократии.

Стратегия и планирование деятельности НКО подразумевает проведение анализа всего спектра политических, экономических, социальных и технологических факторов; существенное влияние на статус и эффективность деятельности в условиях электронной демократии оказывает обеспеченность ресурсами. Перед НКО, так же как и

1 Centre for Democracy and Technology. Bridging the Digital Divide: Internet Access in Central and Eastern Europe. 2004. - Режим доступа: http://www.cdt.org/ international/ceeaccess/report.shtml

2 Cardoso G. Ministers of parliament and ICT // Information polity: An international journal of government and democracy in the information age. - Amsterdam: IOS Press, 2004. - N 9. - P. 29-40.

перед другими организациями, встают, прежде всего, вопросы создания и оценки собственных ресурсов1. Целью НКО не является получение коммерческой выгоды. Большинство из них ориентированы на создание интеллектуального капитала, связанного, например, с достижением более глубокого осмысления социальных и политических процессов. Поэтому создание нематериальной ценности может проявляться в форме более тесных взаимоотношений с потребителями тех или иных публичных услуг или в удовлетворенности населения процессом принятия решения по какой-либо общественно значимой проблеме. В условиях виртуальной среды ценность временной обработки информации возрастает в разы, увеличивая тем самым риск возникновения конфликта в случае отсутствия консенсуса.

Некоммерческие организации для повышения своих нематериальных активов используют как внутренние, так и внешние показатели. Применительно к НКО вклад нематериальных (можно даже сказать - интеллектуальных) ресурсов рассчитывается на основе учета общей суммы затрат на достижение конечных результатов, к числу которых могут относиться программы (например, молодежной политики), идеи, концепции и т.д. Отдача измеряется отношением предоставленных социальных благ к величине затраченных средств. Уменьшение затрат на получение одних и тех же результатов увеличивает отдачу, отдача растет также при увеличении благ, полученных при равных затратах.

Актуальной проблемой как для организаций гражданского общества, так и для органов власти является выбор механизмов развития и регулирования деятельности. Экономические механизмы регулирования далеко не всегда успешно стимулируют деятельность некоммерческих организаций, в том числе по поиску, привлечению и рациональному управлению нематериальными ресурсами. В реальном мире интеллектуальная собственность НКО, как правило, имеет незначительную, подчас приближающуюся к нулю, величину. Однако наряду с формальными показателями, традиционно закладываемыми в основу организации деятельности гражданских инициатив, в условиях развития информационного общества, становления экономики знаний и роста сетевых коммуникаций значительно возрастает значение нематериальных харак-

1 Бримсон Дж. Процессно-ориентированное бюджетирование. Внедрение нового инструмента управления стоимостью компании. - М.: Вершина, 2007. - С. 336.

теристик. Когда в информационном пространстве НКО (гражданское объединение) представляет свою визитную карточку в виде сайта, оно автоматически формирует характеристики, отражающие качественные параметры его работы. К их числу относятся деловая репутация, уровень доверия, корпоративная культура, командный дух, эмоциональный потенциал и др.

В последние годы исследователи стали уделять большее внимание проблемам гражданского участия на основе использования возможностей информационно-коммуникационных технологий в странах, осуществляющих переход от централизованной экономики и однопартийного правления к свободному рынку и плюралистической демократии. В частности, одно из таких исследований проводилось в регионе Центральной и Восточной Европы при поддержке Национального научного фонда США и Института «Открытое Общество» (г. Будапешт, Венгрия). Авторы исследования1 предприняли попытку исследовать механизм создания социотехни-ческой платформы гражданского участия. По мнению исследователей, веб-сайты являются отражением гражданского участия общественных объединений благодаря своеобразному синтезу технологий, индивидуальному вкладу представителей гражданского общества и тактике их действий. Недостатками методологии данного исследования являются элементы технократизма и чрезмерное доверие результатам статистического подсчета, основанного на кластеризации представленной в онлайновом режиме информации о деятельности, совершаемой в реальном пространстве. При этом игнорировалась качественная сторона деятельности, не учитывался потенциал информационного влияния через организацию в Интернете форумов и открытых публичных обсуждений с последующим обращением к правительству или коммерческим структурам. Изучение и анализ веб-сайтов как компонента информационных коммуникаций могут иметь значение для организаций гражданского общества; в определенной степени они могут быть полезны и для создания электронных ресурсов и систем. Однако основную роль играют разработка

1 Bruszt L., Vedres B., Stark D. Shaping the web of civic participation: civil society websites in Eastern Europe // Journal of public policy. - Cambridge: Cambridge university press, 2005. - N 25. - P. 149-163.

стратегии и механизма деятельности НКО и ее представление в виртуальном пространстве электронной демократии.

В настоящее время в органах государственной власти большинства регионов России накоплен большой объем информации о финансово-экономическом состоянии, деятельности и перспективах развития организаций, участвующих в социально-политических процессах соответствующего субъекта Федерации. Вместе с тем становится все более очевидным, что традиционные подходы к оценке деятельности организаций на основе статистической отчетности, их финансово-экономического состояния и хозяйственных показателей не могут в полной мере определить величину материальных и нематериальных ресурсов. Для адекватной оценки последних требуется применение методик, позволяющих определять значения деятельности, не фиксируемые в традиционной отчетности.

Следует также учитывать ограничения, возникающие по причине неготовности некоторых НКО брать ответственность по предоставлению всей полноты информации о своей реальной деятельности. Реализация Федерального закона о целевом капитале некоммерческих организаций1, устанавливающего в качестве обязательного условия поиска финансирования наличие адреса сайта в сети Интернет, используемого некоммерческой организацией для размещения информации, вероятно, должна повысить уровень прозрачности работы НКО. Однако для выполнения требований Федерального закона НКО придется самостоятельно овладевать информационными технологиями поддержки и принятия решений, реализации и мониторинга результатов, включая и технологии предоставления электронных услуг населению.

В данном случае мы имеем дело с ситуационным фактором многоаспектного взаимодействия с окружающим политическим сообществом. В связи с этим в литературе достаточно широко обсуждаются проблемы доверия, рассматриваемые, в том числе, и через призму развитости институтов гражданского общества. Но здесь стоило бы отдельно сделать акцент на таком нематериальном ресурсе или - используя категорию менеджмента - активе, как репутация. Традиционные финансовые и материально-технические

1 Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ. «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/01711/пко-карйа1-(!ок.Ыт1

показатели не позволяют оценить репутацию гражданских объединений, особенно в контексте виртуального пространства. Однако благодаря возможностям ИКТ и методикам когнитивного моделирования удается выявить множество других факторов, влияющих на деловую репутацию.

Когнитивное моделирование рассматривается как компьютерное моделирование ментальных или познавательных (когнитивных) процессов. Речь идет о поиске познавательных базовых конструкций в мышлении, в рамках которых происходит осмысление реальной информации1. Когнитивный подход является междисциплинарным и используется для изучения политических ситуаций с позиции прикладного моделирования, анализа проблем управления мотивацией в политике, исследования стратегического процесса и ситуационного моделирования групповой деятельности. Иначе говоря, когнитивный подход вполне применим к анализу ситуации и поиску оптимальной стратегии в условиях электронной демократии.

Когнитивное моделирование позволяет не только обрисовать тенденции влияния информационных потоков на процесс формирования решения и последующей выработки стратегии деятельности, но и рассмотреть особенности распространения влияния соответствующей организации на население. Реакция населения на осуществляемую активность и предоставляемые услуги становится, таким образом, важнейшим фактором определения деловой репутации.

Нематериальные ресурсы, как было уже отмечено, в контексте электронной демократии представляют собой не только основу возможностей влияния, но и продукт деятельности человека. Источником создания такого продукта является неявная, латентная, скрытая информация, к которой относятся мысли, чувства, интуиция, эмоции, идеи и т.п. Конечно, электронная среда не всегда позволяет прочувствовать эмоциональный контекст. Но с другой стороны, использование дополнительных символов (например, так называемых смайликов) способно вызвать эмоции. К латентной информации могут также относиться замысел руководителя, скрытый смысл сообщения, неявная связь событий, мотивации сотрудников НКО, интересы участников взаимодействия.

1 Боришполец К.П. Методы политических исследований. - М.: Аспект-пресс, 2005. - С. 90-92.

Вместе с тем каждый человек или организация обладают определенным стилем поведения, динамика которого может сигнализировать о значении тех или иных характеристик их нематериального потенциала. Один из путей оценки нематериального потенциала -исследование коммуникационного поведения организаций. Для этого может быть проведен анализ неявной информации, обращающейся в сетевом сообществе, даже без оценки содержания передаваемых сообщений1 и степени их влияния на окружающих.

Принципиальное значение для репутации имеют позиционирование НКО, правила игры, культура работы, этические нормы, которых она придерживается. Об их характере свидетельствует конкретная деятельность НКО. Чем более она стратегически продумана, тем отчетливее становится впечатление об организации.

В качестве критериев оценки нематериального потенциала можно использовать следующие две группы. Во-первых, предлагается определять все большую целостность формирования с помощью информационных технологий представления деятельности НКО, включая качество предоставляемых услуг, компетентность руководства, способность формировать социальные партнерства и электронные (сетевые) сообщества. Во-вторых, принципиальное внимание следует уделять роли сотрудников НКО, их мотивационным особенностям в процессах принятия управленческих решений, касающихся, в первую очередь, выбора технологии влияния, компетентности руководства.

Заключение

Сам факт обсуждения такой темы, как участие граждан в политических процессах при помощи ИКТ, косвенно свидетельствует не только о снижении индивидуальной политической активности граждан в реальной жизни и в электоральном процессе, но и о слабом влиянии различных гражданских объединений. В то же время в условиях информационной революции правительства признают необходимость создания новых каналов коммуникации с обществом и бизнесом, экономичных по стоимости и времени, но эффективных с точки зрения информационного обмена. Поэтому развитие электронной демократии дает дополнительные возможности для объединения людей. Это, в

1 Бугаев А.С., Логинов Е.Л., Райков А.Н., Сараев В.Н. Латентный синтез решений // Экономические стратегии. - М., 2007. - № 1. - С. 52-60.

свою очередь, способствует снижению популярности таких типичных и привычных форм взаимодействия, как митинги, встречи и пр. Многие граждане, преимущественно представители молодого поколения, принимают новый подход и добровольно объединяются в некие виртуальные сообщества. Такие объединения, созданные в виртуальном (электронном) пространстве, являются своеобразным аналогом НКО, действующих в физическом пространстве.

Если для социологов и психологов роль и функции виртуальных сообществ представляют отдельную проблему с точки зрения изучения духовных связей, эмоций, доверия и общения, то политологи могут рассматривать их в контексте продвижения и защиты интересов граждан в информационную эпоху. Для наиболее полного анализа стратегий деятельности организаций необходимо учитывать как можно больше характеристик среды, в которой они действуют.

Значение новых возможностей, которые получают НКО при внедрении ИКТ в политические процессы, состоит в определении новых информационных технологий влияния не только на субъект, ответственный за принятие решения, но и отчасти на свою же «группу поддержки». Проведение такой электронной политики позволяет мобилизовать население на акции по отстаиванию своих интересов, поддержку того или иного политика или общественного лидера, открытое обсуждение значимых проблем. Поэтому возникает необходимость совершенствования стратегии выбора технологии с учетом развития информационной инфраструктуры и технической грамотности населения.

Основой такого процесса для гражданских объединений могут стать известные информационные технологии поддержки проведения стратегических совещаний, обеспечивающих ускорение процессов достижения согласия относительно целей и путей действий людей в малых, средних и больших группах. Существуют возможности создания на региональном уровне локальных ситуационных центров по стратегическим совещаниям. Кроме того, использование практики электронного консультирования позволяет организовывать виртуальные ситуационные центры, которые являются более прозрачными, более экономичными в плане ресурсных затрат и более эффективными с точки зрения поиска новых мнений, позиций и идей. Они также способствуют укреплению репутации, которая выступает важной предпосылкой роста доверия, взаимного диалога и достижения согласия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.