Научная статья на тему 'Электронная демократия и участие «Сетевой толпы» в системе государственного управления'

Электронная демократия и участие «Сетевой толпы» в системе государственного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
936
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ ПУБЛИЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ПРАВИТЕЛЬСТВО 2.0 / «СЕТЕВАЯ ТОЛПА» / КРАУДСОРСИНГ / GOVERNMENT 2.0 / «NETWORK CROWD» / MANAGEMENT OF PUBLIC VALUES / ELECTRONIC DEMOCRACY / ELECTRONIC GOVERNMENT / CROWDSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тютин Дмитрий Васильевич

Общественный надзор за деятельностью государства в системе менеджмента публичных ценностей заменяет функцию прямого контроля партисипативностью вовлечением представителей гражданского общества в решение социальных проблем, управление значимыми процессами. Развитие web-технологий и сетевого взаимодействия определяет возможности общественного участия в процессах государственного управления. Электронная демократия позволяет вовлекать ресурсы «сетевой толпы» в решение общественных проблем. Модель «Правительство 2.0» обеспечивает возможности обратной связи в системе «власть гражданин» с использованием краудсорсинговых технологий сетевых действий. Инициативы «сетевых граждан» становятся ключевым элементом формирования демократических форм управления, основанных на возможностях использования сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public control over activity of the state in system of management of public values replaces function of direct control with a participation involvement of representatives of civil society in the solution of social problems, management of significant processes. Development of web technologies and network interaction defines possibilities of public participation in processes of public administration. The electronic democracy allows to involve resources of «network crowd» in the solution of public problems. The Government 2.0 model provides possibilities of feedback in system «the state the citizen» with use of crowdsourcing technologies of network actions. Initiatives of «network citizens» become a key element of formation of the democratic forms of government based on opportunities of use of networks.

Текст научной работы на тему «Электронная демократия и участие «Сетевой толпы» в системе государственного управления»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-2-38 УДК 334.021.1

ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ И УЧАСТИЕ «СЕТЕВОЙ ТОЛПЫ» В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Тютин Д.В.

Общественный надзор за деятельностью государства в системе менеджмента публичных ценностей заменяет функцию прямого контроля партисипативностью - вовлечением представителей гражданского общества в решение социальных проблем, управление значимыми процессами. Развитие web-технологий и сетевого взаимодействия определяет возможности общественного участия в процессах государственного управления. Электронная демократия позволяет вовлекать ресурсы «сетевой толпы» в решение общественных проблем. Модель «Правительство 2.0» обеспечивает возможности обратной связи в системе «власть - гражданин» с использованием краудсорсинговых технологий сетевых действий. Инициативы «сетевых граждан» становятся ключевым элементом формирования демократических форм управления, основанных на возможностях использования сетей.

Ключевые слова: менеджмент публичных ценностей; электронная демократия; электронное правительство; Правительство 2.0; «сетевая толпа»; краудсорсинг.

ELECTRONIC DEMOCRACY AND PARTICIPATION OF «NETWORK CROWD» IN SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION

Tyutin D.V.

Public control over activity of the state in system of management ofpublic values replaces function of direct control with a participation - involvement of representatives of civil society in the solution of social problems, management of significant processes. Development of web technologies and network interaction defines possibilities of public participation in processes of public administration. The electronic democracy allows to involve resources of «network crowd» in the solution of public problems. The Government 2.0 model provides possibilities of

feedback in system «the state - the citizen» with use of crowdsourcing technologies of network actions. Initiatives of «network citizens» become a key element of formation of the democratic forms of government based on opportunities of use of networks.

Keywords: management of public values; electronic democracy; electronic government; Government 2.0; «network crowd»; crowdsourcing.

В современных обществах традиционная бюрократия, наделенная признаками «плохого управления» («maladministration») начинает постепенно замещаться новой моделью New Public Management, в которой присутствуют элементы рыночных механизмов. Дональд Кетл (D. Kettl) дает шесть основных характеристик New Public Management, таких как продуктивность, маркетизация, ориентация на клиентов, децентрализация, ориентация на цели, заданные политиками, и отчетность по результатам [1, с. 30-33]. Трансформация государственного управления усиливает роль гражданина как получателя государственных услуг (customers role), придавая самой системе клиентоориентированные очертания. Гражданин рассматривается как клиент, потребитель услуг: «правительство не правит, а предоставляет услуги населению», выполняя роль производителя общественных благ. Население выступает в роли потребителя государственных сервисов, что формирует необходимость обеспечить индивидуализирован-ность услуг, повысить их качество, а, следовательно, качество самого государственного управления на основе отхода от простого администрирования и перехода к менеджменту публичных ценностей.

С точки зрения общественного контроля за деятельностью государства, менеджмент публичных ценностей смещает функцию прямого оценивания, заменяя ее партисипативностью -вовлечением представителей гражданского общества в решение социальных проблем, управление значимыми процессами. Для современных обществ существенное значение приобретает не только сам факт возможности общественной оценки результатов деятельности государственных организаций, но и возможность самостоятельно инициировать отдельные решения, корректируя характер деятельности государственных институтов [2].

Клиентоориентированные подходы «Good governance» в управлении общественным сектором предполагают превращение государства в поставщика услуг и участника контракта, а также делегирование ответственности за принятие оперативных решений на уровень непосредственных исполнителей (frontline bureaucracy). Менеджмент публичных ценностей, по сути, является таким клиентоориентированным подходом, ставящим во главу угла степень удовлетворенности потребителя качеством оказываемых услуг. Коллективное открытое формирование публичных ценностей социально значимых товаров и услуг в рамках менеджмента пу-

бличных ценностей означает, что общественная ценность больше, чем сумма индивидуальных предпочтений потребителей и производителей. Решение о сути и форме публичной ценности должно приниматься коллективно через обсуждение с участием выборных или назначаемых должностных и ключевых заинтересованных сторон [3].

При этом важно учесть, что подходы «Good governance», формирующие механизмы представительской демократии неизбежно будут порождать определенный бюрократический аппарат, в котором внутренне заложены признаки «плохого управления» («maladministration»), ослабляющие преимущества демократического правления. Развитие электронных web-технологий радикально изменило формы социального взаимодействия и механизмы общественного участия. Таким образом, ограничения, возникающие перед современными демократиями, могут быть в значительной степени нивелированы технологиями электронного участия, обеспечивающими возможности партисипативности. Возможности электронного web-взаимодействия больших групп интересантов в принятии ключевых решений в общественном секторе порождает феномен «сетевой толпы» («цифровой толпы», «умной толпы»), привлекающий все больше внимание социологов. Не предполагая в качестве основной цели данной публикации изучение феномена «сетевой толпы», представим наиболее общие аспекты данного понятия. Опубликованная 2002 году книга Говарда Рейнгольда (Howard Rheingold) «Умная толпа: новая социальная революция» определяет начало распространения новых форм социальной организации, основанных на массовом использовании информационных технологий [4]. Формирование «сетевой толпы» происходит в результате продолжительного одновременного интерактивного взаимодействия в сетевых ресурсах и средствах массовой коммуникации большого числа заинтересованных участников. Сетевое общество, согласно М. Кастельсу, «созданное сетями производства, власти и опыта, которые образовывают культуру виртуальности в глобальных потоках времени и пространства» [5, с. 39].

Суть этих механизмов в создании альтернативной, параллельной легитимности среди широких групп политически активных граждан на основе современных технологий электронной демократии. Эффективно функционирующая система демократического принятия решений, вовлекающая в себя сотни, тысяч или миллионы людей, сможет очень быстро подчеркнуть и сделать неизбежным окончательное банкротство традиционных, устаревших методов принятия политически значимых решений [6]. Посредством сетевой толпы происходит частичное замещение представительной демократии прямым волеизъявлением народа, выраженным через технические средства коммуникаций, закладываются предпосылки развития электронной демократии (e-democracy).

Электронная демократия предполагает организацию политических процессов на уровне местных сообществ, регионов, государств и на глобальном уровне на основе компьютерных технологий [7]. Важной частью системы становится «государственная сеть» - основной инструмент сетевой демократии, «сеть сетей», публичная сеть, интегрирующая функции социальной сети, системы электронного голосования и системы поддержки принятия решения, а также доступа к государственным электронным сервисам (информационным ресурсам, базам данных и т.п.).

Сетевая форма политического самоуправления граждан строится на повсеместном использовании облачных интернет-технологий и предполагает наличие «эксперта» - гражданина, который обнародует круг вопросов, в которых он считает себя экспертом, и начинает вести публичную деятельность в рамках системы, для того чтобы привлечь максимальное количество частично делегированных голосов по этим вопросам. Фактически эксперт - это человек, который нацелен на профессиональную политическую деятельность и осознанно набирает сторонников, чтобы в итоге оказаться в каком-то топе или получить приглашение на работу в исполнительный орган [8].

Феномен, получивший название «Правительство 2.0» определяет две составляющие управления в общественном секторе: «Электронное правительство», связанное со стремлением использовать современные технологии в развитии своих процессов и сервисов, и «Электронная демократия», идущая от инициатив, предпринимаемых самими гражданами и общественными организациями и направленная на реформирование институтов представительской демократии [9].

Организация взаимодействия граждан и правительства в модели «Правительство 2.0» характеризуется двумя уровнями коммуникаций в системе «власть - гражданин». Первый уровень отражает традиционную модель взаимодействия характерен для Правительства 1.0: предоставление гражданам услуг электронного правительства и обратная связь в виде оценки качества этих услуг гражданами, являющимися их потребителями. Второй уровень присущий Правительству 2.0 предполагает не только потребление услуг, но и участие граждан в процессах предоставления этих сервисов. Данный уровень взаимодействия основан на вовлечении населения в государственное управление, формировании обратной связи и использовании потенциала «сетевой толпы» (крауд-демократия) в совершенствовании сервисов правительства.

В этой части интересны организационные модели взаимодействия с «сетевой толпой» в рамках Правительства 2.0. Вследствие информационной революции появляются новые воз-

можности использования обратных связей в коммуникациях. Впервые становится возможным вести речь о циркуляции любых видов социальной информации, то есть о движении информационных потоков по любой траектории. Субъект распространения информации может рассчитывать на ответ в реальном времени, практически тогда, когда распространяются сообщения. При этом адресат сам становится источником информации [10, с. 56-58]. Инициативы «сетевых граждан» становятся ключевым элементом формирования демократических форм управления, основанных на возможностях использования сетей. Трансформация коммуникативных практик современного информационного общества приводит к появлению новых форм демократического социального влияния с одной стороны, и новых возможностей информационного давления, с другой. Среди таких форм выделяют краудсорсинг (crowdsourcing), который означает использование ресурсов толпы. Данная инициатива предполагает передачу некоторых производственных функций неопределённому кругу «сетевых граждан», решение общественно значимых задач силами экспертов, координирующих свою деятельность с помощью сетевых технологий. Краудсорсинг позволяет агрегировать информацию, опыт, мнения, прогнозы, предпочтения и оценки.

В зависимости от используемой технологии сетевых действий выделяют [11]:

• краудголосование - предполагает простое голосование за различные варианты предлагаемых решений, без объяснения своего выбора и предложения других вариантов;

• краудсторминг предполагает комментирование экспертами и гражданами действий правительства, нормативных актов или конкретных представителей власти. Краудстормин-говыми являются большинство проектов в виде электронных предложений по улучшению деятельности государственных организаций;

• краудвоутинг представляет голосование, осуществляемое гражданами через web-интерфейс. Сетевые эксперты голосуют за тот или иной проект, общественно значимый проект, не объясняя своего выбора и не предлагая своих вариантов. Возможно сочетание, когда для краудсторминга используется определенный пул экспертов, а для крауд-воутинга - неограниченный круг;

• краудслаппинг выражается в выплескивании негативных эмоций, возникающих по поводу неправильных, с точки зрения комментатора, действий («выпустить пар»), но при этом без предложения чего-либо конкретного;

• краудпроизводство направлено на создание продукта, имеющего некий сетевой вес (фото и видеозаписи, фиксирующие правонарушения, производство рекламного видео-

ролика, сбор информации). В более сложных случаях краудпроизводство предполагает собственные проекты нормативных актов, оценки работы государственных организаций, проекты территориального развития, программные продукты, построенные на использовании открытых данных, на основе которых принимаются управленческие решения и т.д.;

• краудфандинг - народное финансирование, сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои ресурсы, как правило, через сетевое взаимодействие, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.

Список литературы

1. Kettl D. The Global Public Management Révolution. Pp. 30-33.

2. Федорова И.М. Избирательные системы на муниципальном уровне: вопросы теории и практики в условиях современного российского общества // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. №2. 2014. С. 10-16.

3. Сморгунов Л.В. Государство и политика модернизации // Вестник философии и социологии Курского государственного университета. 2010. № 2. С. 132-139.

4. Rheingold H. Smart Mobs: The Next Social Révolution. 2002.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

6. Волков Л., Крашенниников Ф. Облачная демократия. - Екатеринбург, 2011. 64 с. http:// fyodor.su/

7. Clift S. E-democracy, E-governance & public network / S. von Clift // Open Source Jahrbuch 2004. - Berlin: Lehmanns Media, 2004. Рр. 317-331.

8. Волков Л., Крашенниников Ф. Облачная демократия. - Екатеринбург, 2011. 64 с. http:// fyodor.su/

9. Eggers W. Government 2.0: Using technology to improve education, Cut Red Tape, Reduce Gridlock, and Enhance Democracy. - Lanham: Rowman & Littlefield, 2007. 299 p.

10. Дука С.И. Информационное общество. Социогуманитарные аспекты. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. 172 с.

11. Howe J. The Rise of Crowdsourcing. - WIRED, 2006. - http://www.wired.com/wired/archive/ 14.06/crowds.html.

References

1. Kettl D. The Global Public Management Revolution. Pp. 30-33.

2. Fedorova I.M. Izbiratel'nye sistemy na munitsipal'nom urovne: vo-prosy teorii i praktiki v us-loviyakh sovremennogo rossiyskogo obshchestva // Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriya obshchestvennykh i gumanitarnykh nauk. №2. 2014. Pp. 10-16.

3. Smorgunov L.V. Gosudarstvo i politika modernizatsii // Vestnik filosofii i sotsiologii Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 2. Pp. 132-139.

4. Rheingold H. Smart Mobs: The Next Social Revolution. 2002.

5. Kastel's M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura. - M.: GU VShE, 2000. 608 p.

6. Volkov L., Krashenninikov F. Oblachnaya demokratiya. - Ekaterinburg, 2011. 64 p. http://fyodor. su/

7. Clift S. E-democracy, E-governance & public network / S. von Clift // Open Source Jahrbuch 2004. - Berlin: Lehmanns Media, 2004. Pp. 317-331.

8. Volkov L., Krashenninikov F. Oblachnaya demokratiya. - Ekaterinburg, 2011. 64 p. http://fyodor. su/

9. Eggers W. Government 2.0: Using technology to improve education, Cut Red Tape, Reduce Gridlock, and Enhance Democracy. - Lanham: Rowman & Littlefield, 2007. 299 p.

10. Duka S.I. Informatsionnoe obshchestvo. Sotsiogumanitarnye aspekty. - SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2004. 172 p.

11. Howe J. The Rise of Crowdsourcing. - WIRED, 2006. - http://www.wired.com/wired/archive/ 14.06/crowds.html.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Тютин Дмитрий Васильевич, заместитель диpектоpа по научной pa6oTe, заведующий ка-федpой экономики и менеджмента, кандидат экономических наук, доцент

Калужский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

ул. Окружная, д. 4, корп. 3, г. Калуга, Калужская область, 248021, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Tyutin Dmitriy Vasil'evich, deputy director for scientific work, head of the department of economy and management, Ph.D. in Economical Sciences, associate professor.

Kaluga branch of the Russian Presidential Academy ofNational Economy and Public Administration

4/3, Okruzhnaya street, Kaluga, Kaluga Region, 248021, Russia

e-mail: [email protected]

SPIN-code: 2467-2707

ORCID:0000-0002-6403-2525

Researcher ID: B-6621-2015

Рецензент:

Перерва О.Л., заместитель директора по учебной работе, доктор экономических наук, профессор, Калужский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.