Научная статья на тему 'Электромиостимуляция в комплексной терапии нарушения венозного кровообращения нижних конечностей, возникающего у высококвалифицированных спортсменов вследствие длительного авиаперелета'

Электромиостимуляция в комплексной терапии нарушения венозного кровообращения нижних конечностей, возникающего у высококвалифицированных спортсменов вследствие длительного авиаперелета Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
73
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ВЕНОЗНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ / АВИАПЕРЕЛЕТ / ELITE ATHLETES / VENOUS INSUFFICIENCY OF THE LOWER EXTREMITIES / AIR TRAVEL

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Сафонов Л.В., Козловский А.П., Шурыгин С.Н.

В статье рассмотрен вопрос повышения эффективности существующей программы терапии нарушения венозного кровообращения нижних конечностей у высококвалифицированных спортсменов в результате воздействия на венозную гемодинамику комплекса неблагоприятных факторов, связанных с длительным авиаперелетом. Проведено исследование эффективности использования метода электромиостимуляции нижних конечностей высококвалифицированных спортсменов во время длительного авиаперелета. На основании результатов проведенных исследований представлена программа эффективной коррекции гемодинамических и гиперкоагуляционных нарушений, развивающихся у высококвалифицированных спортсменов вследствие неблагоприятного влияния факторов длительного авиаперелета на венозную гемодинамику нижних конечностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Сафонов Л.В., Козловский А.П., Шурыгин С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electromyostimulation in complex therapy of venous circulation of lower limbs caused by highly qualified athletes for effects of a long-term flight

The article is devoted to the improvement of the existing program of therapy of venous blood circulation disorders of the lower extremities in elite athletes, which is a consequence of the effect on the venous hemodynamics of the lower extremities of a complex of unfavorable factors associated with a long flight. A study was made of electromyostimulation of the lower extremities of highly qualified athletes in quality during a long flight. Based on the results of the studies, a program for the effective correction of hemodynamic and hypercoagulable disorders developing in highly qualified athletes due to the adverse effect of long flight factors on the venous hemodynamics of the lower extremities is presented.

Текст научной работы на тему «Электромиостимуляция в комплексной терапии нарушения венозного кровообращения нижних конечностей, возникающего у высококвалифицированных спортсменов вследствие длительного авиаперелета»

электромиостимуляция в комплексной терапии нарушения венозного кровообращения нижних конечностей, возникающего у высококвалифицированных спортсменов вследствие длительного авиаперелета

Л.В. САФОНОВ, А.П. КОЗЛОВСКИЙ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, Москва, Россия;

ШУРЫГИН С.Н., ГКБ им. В.М. Буянова, Москва, Россия

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос повышения эффективности существующей программы терапии нарушения венозного кровообращения нижних конечностей у высококвалифицированных спортсменов в результате воздействия на венозную гемодинамику комплекса неблагоприятных факторов, связанных с длительным авиаперелетом. Проведено исследование эффективности использования метода электромиостимуляции нижних конечностей высококвалифицированных спортсменов во время длительного авиаперелета. На основании результатов проведенных исследований представлена программа эффективной коррекции гемодинамических и гиперкоагуляционных нарушений, развивающихся у высококвалифицированных спортсменов вследствие неблагоприятного влияния факторов длительного авиаперелета на

венозную гемодинамику нижних конечностей.

Ключевые слова: высококвалифицированные спортсмены, венозная недостаточность нижних конечностей,

авиаперелет.

electromyostimulation in complex therapy of venous circulation of lower limbs caused by highly qualified athletes for effects of a long-term flight

L.V. SAFONOV, A.P. KOZLOVSKY, FSBIFSC VNIIFK, Moscow, Russia;

S.N. SHURYGIN, CCH named V.M. Buyanov, Moscow, Russia

Abstract

The article is devoted to the improvement of the existing program of therapy of venous blood circulation disorders of the lower extremities in elite athletes, which is a consequence of the effect on the venous hemodynamics of the lower extremities of a complex of unfavorable factors associated with a long flight. A study was made of electromyostimulation of the lower extremities of highly qualified athletes in quality during a long flight. Based on the results of the studies, a program for the effective correction of hemodynamic and hypercoagulable disorders developing in highly qualified athletes due to the adverse effect of long flight factors on the venous hemodynamics of the lower extremities is presented.

Keywords: elite athletes, venous insufficiency of the lower extremities, air travel.

Введение

По мере развития авиационной техники и увеличения длительности авиаперелетов как единственного оптимального по времени способа связи между разными странами и континентами все более острой становится проблема нарушения венозного кровообращения нижних конечностей и связанных с ним осложнений, развивающихся вследствие воздействия ряда специфичных неблагоприятных факторов гиподинамии в условиях длительного авиаперелета [1].

В результате их воздействия развиваются как функциональные нарушения венозного кровообращения нижних конечностей, проявляющиеся в основном отеком

и комплексом субъективных ощущений (тяжестью в ногах, болью, парестезией нижних конечностей и др.), так и гиперкоагуляционными нарушениями, способствующими развитию тромбоза глубоких и поверхностных вен и наиболее грозному осложнению - тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА) [2].

Частота случаев венозных тромбозов нижних конечностей и ТЭЛА неуклонно увеличивается за последние 30 лет. Если в 90-х годах прошлого века регистрировалось до 1,5 случаев на миллион человек, совершивших длительный авиаперелет, то по данным флебологической ассоциации США, только в 2013 г. было зарегистри-

É*)

ровано более 35 тысяч случаев венозных тромбозов и тромбоэмболических осложнений вследствие авиаперелета [3, 4].

Также возросла смертность от венозных тромбоэмболических осложнений - по данным медицинских служб аэропортов, в 80-е годы XX века она составляла в среднем 18% от общего числа случаев внезапной смерти, а за последние годы, по мнению ряда авторов, этот показатель увеличился до 24-28% [5, 6].

Наиболее распространенным нарушением венозного кровообращения нижних конечностей, вызванным длительным авиаперелетом, является развитие венозного застоя, приводящего к появлению комплекса субъективных ощущений и симптомов: отеку нижних конечностей; чувству тяжести и другим ощущениям дискомфорта в нижних конечностях; усилению сосудистого рисунка ретикулярных подкожных вен; набуханию магистральных венозных сосудов нижних конечностей. Эти симптомы сохраняются от нескольких часов до нескольких суток и более (в отдельных случаях), что является причиной снижения функционального состояния высококвалифицированных спортсменов и способствует ухудшению их психоэмоционального статуса, а также отрицательно сказывается на физической и спортивной работоспособности [7].

Одним из наиболее важных компонентов программы предупреждения венозного застоя в нижних конечностях является повышение двигательной активности во время длительного авиаперелета путем активации мышечно-венозной помпы голени, что и явилось целью исследования.

Организация и методы исследования

Для решения поставленной задачи проведено исследование эффективности применения электромио-стимуляции мышц нижних конечностей в комплексной программе терапии нарушения венозной недостаточности нижних конечностей у высококвалифицированных спортсменов, совершающих длительный авиаперелет (средняя продолжительность 6,3 ч) в салоне эконом-класса. Было обследовано 49 высококвалифицированных спортсменов мужского пола скоростно-силовых видов спорта (вольная борьба, дзюдо) средней весовой категории и спортивной квалификацией мастер спорта, средний возраст составил 26,3 ± 4,3 года.

Спортсмены были разделены на две группы. В первой группе, контрольной, во время авиаперелета была использована следующая программа терапии: профилактика дегидратации (употребление не менее 1 л жидкости в течение каждых 4-х часов авиаперелета); разминка мышц

голени руками и хождение по салону самолета не менее 5 минут каждый час авиаперелета; прием препарата Венарус по 2 табл. за 4 часа до авиаперелета и через 4 часа от начала авиаперелета и препарата Флогэнзим по 2 табл. 3 раза в день за сутки до авиаперелета и в день авиаперелета.

Во второй группе спортсменов , исследуемой, вместо стандартных рекомендаций по режиму двигательной активности применялись сеансы электромиостимуляции мышц нижних конечностей с помощью аппарата Compex Mi-sport 500 с использованием датчика Mi-sensor. Использовалась программа Vascular (Lymphatic derange или Heavy legs - по выбору спортсмена) в режиме - 1 сеанс каждые два часа авиаперелета. Остальные компоненты программы полностью соответствовали используемым средствам и методам в контрольной группе спортсменов.

На основании специально разработанной анкеты анализировались результаты субъективной оценки состояния спортсменов. Анкета оценки выраженности венозного застоя нижних конечностей содержит 9 вопросов, оцениваемых по 5-балльной шкале. Более высокий балл соответствует более выраженным проявлениям венозного застоя. Результаты количественной оценки выраженности отека нижних конечностей анализировались на основании данных биоимпедансометрии (с использованием аппарата Ohmniscan, Франция) и непрямой волюметрии путем сравнения диаметра нижних конечностей в трех точках - на 1 см выше голеностопного сустава, в самом широком месте голени и под коленной чашечкой на 4 см ниже коленного сустава (критерием оценки эффективности являлась разница между суммой измеряемых областей более чем на 0,5 см у спортсменов исследуемых групп до и после длительного авиаперелета). Для количественных признаков с нормальным распределением рассчитывались среднее значение (Хср) и стандартное отклонение (с) с применением непараметрического [/-критерия Манна-Уитни. Различия считались достоверными при р < 0,05.

Результаты исследования

Перед началом исследования спортсмены обеих групп проходили медицинское обследование с целью выявления противопоказаний и ограничений к использованию исследуемых средств и методов. Результаты био-импедансометрии и оценки выраженности венозного застоя нижних конечностей на основании анкетирования высококвалифицированных спортсменов скоростно-силовых видов спорта после длительного авиаперелета

представлены в табл. 1. г Таблица 1

Результаты биоимпедансометрии и субъективная балльная оценка выраженности венозного застоя нижних конечностей у высококвалифицированных спортсменов скоростно-силовых видов спорта

после длительного авиаперелета

Метод исследования Исследуемая группа (n = 25) Контрольная группа (n = 24)

Биоимпеданс (Ом) 499,1 ± 15,1 461,1 ± 12,4*

Анкетирование (балл) 19,5 ± 2,4 25,3 ± 2,9*

* Различия достоверны (р < 0,01).

Полученные результаты свидетельствуют о значительной эффективности электромиостимуляции в качестве средства предотвращения венозного застоя в нижних конечностях высококвалифицированных спортсменов, совершающих длительный авиаперелет. У спортсменов исследуемой группы, применявших электромиостимуля-цию, выявлено достоверное увеличение значения биоимпеданса на 8,2% и значительное (на 29,7%) уменьшение среднего балла по результатам анкетирования по сравнению со спортсменами контрольной группы, не применявшими электромиостимуляцию.

При проведении непрямой волюметрии после длительного авиаперелета у спортсменов исследуемой группы, применявших электромиостимуляцию, увеличение суммы размеров измеряемых областей более чем на 0,5 см выявлено у трех спортсменов, что составило 12% случаев от общего числа обследованных спортсменов,

в то время как в контрольной группе количество данных случаев было в 3,5 раза больше и составило 41,7% от числа обследованных спортсменов.

Результаты субъективной оценки спортсменами обеих групп эффективности проводимых мероприятий по терапии венозного застоя в нижних конечностях в процессе длительного перелета представлены в табл. 2.

Полученные результаты свидетельствуют, что применение комплексной программы с использованием элект-ромиостимуляции мышц нижних конечностей в качестве метода активизации мышечно-венозной помпы голени в условиях длительного авиаперелета не имело отрицательной субъективной оценки высококвалифицированными спортсменами. Положительную оценку дали 76% обследованных спортсменов, а в 24% случаев спортсмены затруднялись с ответом.

Таблица 2

Результаты субъективной оценки спортсменами эффективности исследуемых программ предупреждения венозного застоя в нижних конечностях

вследствие длительного авиаперелета

Субъективная оценка спортсменами проведенного курса Исследуемая группа (п = 25) Контрольная группа (п = 24)

Положительная 19 12

Затрудняюсь ответить 6 10

Отрицательная - 2

В контрольной группе спортсменов, использовавших комбинированную программу, включающую стандартные рекомендации по двигательному режиму во время длительного авиаперелета, положительную оценку программе терапии венозного застоя в нижних конечностях дали 50% обследованных спортсменов, тогда как затруднялись с ответом и дали отрицательную оценку 41,7 и 8,3% спортсменов соответственно.

Полученные результаты свидетельствуют о значительно большей эффективности использования электро-миостимуляции нижних конечностей в качестве средства, способствующего оптимизации двигательной активности и терапии венозного застоя в нижних конечностях у высококвалифицированных спортсменов во время длительного авиаперелета, по сравнению со стандартными рекомендациями по повышению двигательной активности, входящими в основу большинства программ предупреждения развития венозного застоя в нижних конечностей во время длительного авиаперелета.

Выводы

Длительный авиаперелет продолжительностью свыше 4-х часов в салоне эконом-класса является непосредственной причиной формирования нарушения венозного кровообращения нижних конечностей у высококвалифи-

цированных спортсменов, проявляющегося развитием венозного застоя, который характеризуется комплексом симптомов и субъективных проявлений, являющихся потенциальной причиной снижения функционального состояния организма высококвалифицированных спортсменов.

Наиболее значимой в ряду неблагоприятных факторов, способствующих развитию венозного застоя нижних конечностей у высококвалифицированных спортсменов во время длительного авиаперелета, является вынужденная гиподинамия, обусловленная техническими сложностями сохранения высокого уровня двигательной активности в салоне самолета.

Применение метода электромиостимуляции мышц нижних конечностей у высококвалифицированных спортсменов является наиболее эффективным средством повышения двигательной активности во время длительного авиаперелета, способствующим значительному снижению выраженности венозного застоя в нижних конечностях, практически не имеющим технических сложностей в его реализации и обеспечивающим повышение уровня пассивной безопасности спортсмена во время авиаперелета за счет максимального увеличения длительности нахождения в кресле с пристегнутым ремнем безопасности.

Литература

1. Российские клинические рекомендации по диагностике и лечению хронических заболеваний вен // Флебология. - 2013. - Т. 2. - № 2. - C. 6-47.

2. Belcaro, G. Prevention of venous thrombosis and thrombophlebitis in long-haul flights with Pycnogenol / G. Belgaro, M.R. Cesaron, P. Rodewalt et al. // Clin Appl Thromb Hemost. - 2004. -Vol. 10. - Pp. 373-377.

3. Symington, I.S. Pulmonary thromboembolism after travel / I.S. Symington, B.H. Stack // Br. J. Dis. Chest. -1977. - Vol. 71. - Pp. 138-140.

4. Clerel, M. Syndrome thrombo-embolique de la station assise prolongée et vols de longue durée: l'expérience du Service Médical d'Urgence d'Aéroports De Paris / M. Clerel, G. Caillard // Bull Acad Natl Med. - 1999. - 183. -Pp. 985-1001.

5. Sarvesvaran, R. Sudden natural deaths associated with commercial air travel / R. Sarvesvaran // Med. Sci. Law. -1986. - Vol. 26. - Pp. 35-38.

6. Tabatabaeifar, S. Varicose veins in the lower extremities in relation to occupational mechanical exposures: a longitudinal study / S. Tabatabaeifar, P. Frost, J.H. Andersen, L.D. Jensen, J.F. Thomsen, S.W. Svendsen // Occup Environ Med. - 2015. - May; 72 (5). - Pp. 330-337.

7. Сафонов, Л.В. Влияние длительных авиаперелетов на гемореологические показатели крови и венозную гемодинамику нижних конечностей у спортсменов / Л.В. Сафонов // Теория и практика физической культуры. - 2017. -№ 2. - С. 27-29.

References

1. Russian Clinical Recommendations for the Diagnosis and Treatment of Chronic Venous Diseases (2013), Phle-bologiya, vol. 2, no. 2, pp. 6-47.

2. Belcaro, G., Cesaron, M.R., Rodewalt, P., et al. (2004), Prevention of venous thrombosis and thrombophlebitis in long-haul flights with Pycnogenol, Clin. Appl. Thromb. He-most, vol. 10, pp. 373-377.

3. Symington, I.S. and Stack B.H. (1977), Pulmonary thromboembolism after travel, Br. J. Dis. Chest., vol. 71, pp. 138-140.

4. Clerel, M. and Caillard. G. (1999), Syndrome thrombo-embolique de la station assise prolongée et vols de longue durée: l'expérience du Service Médical d'Urgence d'Aéroports De Paris, Bull Acad. Natl. Med, 183, pp. 985-1001.

5. Sarvesvaran, R. (1986), Sudden natural deaths associated with commercial air travel, Med. Sci. Law., vol. 26, pp. 35-38.

6. Tabatabaeifar, S., Frost, P., Andersen, J.H., et al. (2015), Varicose veins in the lower extremities in relation to occupational mechanical exposures: a longitudinal study, Occup. Environ. Med, no. 72 (5), pp. 330-337.

7. Safonov, L.V. (2017), The effect of long-haul flights on haemorheological indices of blood and venous hemodynamics of lower extremities in athletes, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi, no. 2, pp. 27-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.