Научная статья на тему 'Электромеханические переходные процессы в асинхронном электроприводе при импульсном регулировании'

Электромеханические переходные процессы в асинхронном электроприводе при импульсном регулировании Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
181
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электромеханические переходные процессы в асинхронном электроприводе при импульсном регулировании»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ , И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА -им. С. М. КИРОВА

Том 301 1975

ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В АСИНХРОННОМ ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ ПРИ ИМПУЛЬСНОМ

РЕГУЛИРОВАНИИ

О. Г. МАКАРЧЕНКО, Ю. П. КОСТЮКОВ

(Представлена научным семинаром кафедр электрических маши« и общей электротехники)

В электроприводах с импульсным регулированием [1] возможна работа асинхронного двигателя с частыми ¡пусками и торможением при повторно нкратшвремшном режиме, набросе или сбросе нагрузки и .изменении относительной продолжительности -включения. В зависимости от типа механизма и характера технологического процесса для этих, электроприводов характерен тот или иной переходный режим.

При наследовании динамики асинхронных электроприводов наибольшее распространение ¡получили экспериментальный метод и математическое моделирование, основанное на использовании аналоговых или цифровых вычислительных машин.

В настоящей работе исследование динамики пуока асинхронных двигателей с импульсным регулированием скорости проводилось методом математического моделирования на аналоговой вычислительной машине.

Зл-ектромеханикчвск-ие переходные процессы -в асинхронном двигателе с импульсным преобразователем и добавочными сопротивления,ми в роторной цепи переменного тока описываются следующей системой диффер енци ал ьн ых ур аинений:

^т5 - ив8 - 4- ^ + кг ^ + чу,

а - х 5 х 5

^ = и„. - + кг-4- ЧГ* -

и ^ А £ А ^

^ - к, - Г* + ЬКД Таг + (1 - ;

т х;' х/

^ = к5 Тр.' - Г2 + ЬНд - (1 - с) ; (1)

а х V/

л Г

где Чга5; — составляющие обобщенного вектора потокосцеплений статора;

х¥7Л: >Ррг — составляющие обобщенного ¡вектора потакосдеплений ротора;

ияз; Цзз — составляющие обобщенного вектора напряжения статора;

ш — угловая скорость вращения ротора;

Мс — 'момент статической нагрузки;

к5 ; кг — — — коэффициенты связи статора и ротора;

Х5 - ХГ

^ 2

Гь = ХЭ ~~ V- ' ХГ ^ хг — ~~~ 5 ХЭ ~ Х! "Ь Хш! ХГ ~ Х2 хш-

Г Б

г2—¡параметры Т-образной схемы замещения асинхронного двигателя в относительных единицах;

— добавочное сопротивление роторной цепи;

Ь—логический коэффициент, принимающий значения 0, 1; Ь—1 при выключенных тиристорах импульсного .преобразователя;

Ь=0 при включенных тиристорах.

По дифференциальным уравнениям (1), записанным относительно потокосцеплений в синхронно вращающейся системе ¡координат, составлялась электронная -модель асинхронного двигателя с импульсным преобразователем и добавочными сопротивлениями в роторной цепи. Проводящее состояние вентилей импульсного преобразователя имитировалось на модели замыканием контактов реле. Схема управления этого реле набиралась на моделирующей установке и состояла из генератора импульсов и широтно-импульсного модулятора.

Параметры асинхронного двигателя изменяются в зависимости от скольжения и токов. В рассматриваемых системах импульсного регулирования [2[ ток ротора имеет непрерывный характер. При повышенной частоте коммутации содержание высших гармонических в токе двигателя ничтожно мало. Поэтому учет влияния эффектов вытеснения тока и насыщения магнитной цепи при моделировании асинхронного двигателя может быть осуществлен специальными методами [3[.

¡Проведенные расчеты электромеханических переходных процессов в асинхронном электроприводе с импульсным регулированием показали, что в кривой электромагнитного момента появляются дополнительные пульсации, частота которых раина частоте коммутации.

На электронной модели проведено исследование (влияния частоты коммутации 1К на величину и характер электромагнитного ¡момента асинхронного двигателя. Исследования показали, что с увеличением частоты коммутации при ¡прочих равных условиях пульсации электро-ляагнитного момента, обусловленные влиянием импульсной системы, уменьшаются. По данным обработки большого количества расчетных осциллограмм, полученных на модели при номинальной .нагрузке и вариации частоты коммутации, на рис. 1 построена зависимость коэффициента ¡пульсаций электромагнитного момента М2/1М1. в области ударного значения от частоты коммутации. Эта зависимость показывает, что при !к>1000 Гц коэффициент пульсаций момента изменяется незначительно.

Пульсации момента зависят от относительной продолжительности включения вентилей импульсного преобразователя у и при постоянной в ¡процессе пуска частоте коммутации имеют максимальное значение при у='0,5. Причем с уменьшением частоты коммутации этот максимум смещается в сторону меньших у (рис. 2). С уменьшением относительной продолжительности включения у величина электромагнитного момента двигателя снижается. Это позволяет осуществить синтез заданной динамической характеристики при импульсном регулировании.

Исследования показали, что при управлении изменением относительной продолжительности включения у происходит заметное уменьшение пиков ударных моментов. В этом случае момент двигателя мо-

Рис, 1

Рис. 2

жет быть ограничен до определенного' наперед заданного значения, поддерживаться неизменньим в течение в(саго времени пуска или регулироваться по величине.

Возможность управления переходными электромашитны-ми моментами и осуществления управляемого пуска двигателя с заданной динамической характеристикой расширяют область практического применения рассматриваемых импульсных систем регулирования.

На модели были исследованы также переходные процессы при на-бросе и сбросе нагрузки, скачке управляющего воздействия, изменении момента инерции электропривода, повторном включении с разных начальных скоростей.

С увеличением момента инерции электропривода время пуска возрастает, поэтому скорость изменения скольжения двигателя снижается, что создает условия для большего числа пульсаций переходного электромагнитного момента двигателя.

При. возрастании начальной скорости в момент включения величина электромагнитного момента двигателя уменьшается. .

'Проведенные исследования электромеханических переходных процессов позволяют сделать вывод о том, что импульсная, система вызывает появление в кривой электромагнитного момента двигателя' дополнительных .пульсаций, частота которых равна частоте .коммутации. Величина этих пульсаций при высокой частоте .коммутаций незначительна и не оказывает существенного влияния на ^характер переходного процесса. Качественно переходные процессы в этом случае аналогичны переходным. процессам при реостатном регулировании скорости...,.

Эти обстоятельства позволяют производить расчеты электромеханических переходных процессов на АВМ в случае у = const и fK = const без модели импульсной системы. Для этого в системе дифференциаль- *

ных уравнений следует .брать эквивалентную величину сопротивления роторной цепи r2 = r2/+iRfl/(l—у).

Основные выводы подтверждены экспериментами на. асинхронном двигателе типа МТ-112-6. Расхождение расчетные и опытных аначаний электромагнитного момента асинхронного двигателя составляет 10—116%:

Выводы

1. Импульсное регулирование приводит к появлению в кривой эл ектром аннитного мом ента асинхронного двигателя дополнительных пульсаций, частота которых равна частоте коммутации. С увеличением частоты коммутации дополнительные пульсации момента уменьшаются.

2. -€ уменьшением относительной продолжительности включения величина электромагнитного момента асинхронного двигателя ■ снижается . ■

3. При повышенной частоте коммутации и неизменной у качественно электромаханичеокие переходные процессы аналогичны таковым в асинхронном электроприводе с реостатным регулированием.

■4. При изменении у по определенному закону возможен управляемый. пуск асинхронного двигателя с заданной динамической характеристикой.

ЛИТЕРАТУРА '

1: Ю. П. К о с тюко в, О. Г. М а ка р ч ен к о. Регулирование скорости асинхронного^, двигателя импульсным изменением активного сопротивления . .роторной цепи. Сб.: «Доклады VIII научно-технической конференции. Статические преобразователи в автоматике и электроприводе». Томск, 1971.

"2.--0. Р. Макарченко. Разработка и исследование асинхронных/Электроприводов с импульсным регулированием скорости вращения. Автореферат кандидатской диссертации. Томск, 1972.

'3. By Ж а X ань. Исследование влияния насыщения на динамику пуска асинхронного двигателя. «Электротехника», 1967, № 8. '

С—293

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.