Научная статья на тему 'Электрогрузовик Tesla Semi'

Электрогрузовик Tesla Semi Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электрогрузовик Tesla Semi»

Мировой газомоторный рынок

к\\\\\\\\\\\\\\\\

\

Электрогрузовик Tesla Semi

^^ Е.Н. Пронин, координатор проекта «Голубой коридор»

П у

I d

«F Л

Компания Tesla показала варианты электрического грузовика. В области электромобильности компания имеет амбициозные планы во всех основных сегментах: легковой, грузовой и пассажирский транспорт большой пассажировместимости.

После нескольких лет работы в конце прошлого года Илон Маск, генеральный директор компании Tesla, и Жером Гийен, вице-президент компании по инженерным разработкам, представили профессиональной общественности две модели грузовика класса 8 (грузоподъемность более 15 т) Tesla Semi и частично раскрыли их характеристики. Шоу для нескольких сотен гостей прошло в ангаре аэропорта Хоторн недалеко от Лос-Анджелеса.

По утверждению Гийена, коэффициент аэродинамического лобового сопротивления электрогрузовика (0,36) даже меньше чем у скоростного болида Bugatti Chiron (0,38), не говоря уже о традиционном дизельном грузовике (0,65...0,70).

Tesla Semi оборудован четырьмя независимыми электромоторами на задних осях, обеспечивающими при полной нагрузке разгон от 0 до 60 миль за 20 сек. Пустой грузовик развивает эту скорость за 5 сек. Кроме того, машина поднимается по склону крутизной 5 % со скоростью 65 миль/ч, что почти в два раза быстрее обычного грузовика этого класса.

Компания Tesla предполагает комплектовать грузовик двумя вариантами аккумуляторных батарей (АКБ): на 300 и 500 миль пробега на одну зарядку. Расчетная емкость АКБ на 500 миль может составлять 1000 кВт-ч, если, конечно, принять утверждение компании, что расход энергии у автомобиля Tesla Semi составляет менее 2 кВт-ч на милю. Вопрос АКБ очень непростой: стоимость батареи на 400.600 кВт-ч может достигать 100 тыс. долл. США.

Также важный вопрос, волнующий автоперевозчиков, - это время зарядки грузовика. Компания Tesla представила устройство Megacharger мощностью 1,6 МВт (на базе предыдущей модели Supercharger V3), которое за 30 мин заряжает АКБ грузовика для пробега дальностью в 400 миль.

Про цену грузовика (рынок ожидает примерно 250 тыс. долл., что более чем в два раза выше, чем цена дизельного грузовика -120 тыс.) и стоимость пробега руководители компании Tesla практически ничего не сказали, ограничившись заявлением, что общая стоимость владения дизельным грузовиком составляет 1,51 долл. на милю пробега, а в случае с электрогрузовиком Tesla Semi она составит 1,26 долл. на милю. Показатель рассчитан при следующих условиях: пробег 100 миль; скорость 60 миль/ч; общая масса автомобиля 36 т; цена ДТ 2,50 долл./галлон; цена электроэнергии 0,07 долл./кВт-ч.

«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (61) / 2018 г.

чЧШШШШШШШ

Илон Маск упомянул также, что грузовик Tesla Semi будет иметь ряд функций беспилотного управления (автоматическое экстренное торможение, автоматический контроль рядности, предупреждение о столкновении), что может быть полезным для проводки караванов из трех машин в полуавтоматическом режиме управления: один лидер с водителем плюс два беспилотника. В этом случае стоимость владения при прочих равных условиях может снизиться до 0,85 долл./милю. Есть подозрение, что стоимость владения могла быть рассчитана в беспилотном варианте. Едва ли эта информация обрадует тысячи водителей.

Поскольку технико-экономические подробности не представлены, можно предположить, что компания Tesla должна была значительно повысить эффективность новой машины. В противном случае применение электричества вместо дизельного топлива не имеет экономического смысла. Исходя из принятого в Евросоюзе эквивалента 1 л ДТ = 10 кВт, при нынешних ценах в США получается, что электроэнергия на 6 % дороже дизельного топлива.

Производство грузовика Tesla Semi начнется только в 2019 г. Однако подписка на него стоимостью 5000 долл. уже объявлена. Среди подписчиков известная компания Wall-Mart. Она возьмет 15 грузовиков: пять для своих магазинов в США и 10 для канадских. Транспортная компания J.B. Hunt также подтвердила намерение купить несколько электрогрузовиков. Канадская сеть продовольственных супермаркетов Loblaws купит 25 машин.

Компания Tesla планирует выдавать гарантию на 1 млн миль, тогда как для обычного дизельного грузовика гарантия ограничена 300 тыс. миль.

Tesla не единственная компания, разрабатывающая грузовики на электричестве. Свои концепт-траки уже показали компании Cummins и Daimler. Однако дальше этого они пока не продвинулись.

Президент Североамериканской газомоторной ассоциации NGVAmerica Дэниэл Гейдж (Daniel Gage) так прокомментировал сообщение компании Tesla о ее будущем электрическом грузовике:

«Такие заявления хороши для газетных заголовков и не более. А вот чистые грузовики на природном газе уже меняют к лучшему наш воздух и сокращают наш углеродный след. Компании, члены NGVAmerica, выпускают безопасные, эффективные, доступные по цене, экологически чистые автомобили и силовые агрегаты уже на протяжении десятилетий. Самый чистый в мире двигатель для грузовика работает на природном газе... Не ждите завтрашнего дня, чтобы начать очищать наш воздух. Начните сегодня с помощью доступных технологий природного газа».

С Дэниэлом Гейджем можно согласиться. Проблема выбора для России также актуальна.

Пока не ясно, когда электрические магистральные тягачи станут интересны российскому рынку автоперевозчиков, если вообще станут. Не раньше того времени, когда будут решены институциональные (нормы, квоты, тарифы, страхование, занятость и т.д.) и инфраструктурные (ресурсы, производство, заправка, сервис, утилизация и т.д.) вопросы. Без поддержки коммерчески непривлекательные новации обречены на отторжение. Пусть конкурентоспособные технологии развиваются и внедряются там, где это оправданно и востребовано.

В настоящее время в части развития альтернативных видов моторного топлива нужно сосредоточиться на максимальном использовании российского ресурса -природного газа. Пока этот ресурс у России есть, переносить иностранные стратегии на нашу почву (в том числе перевод транспорта на электричество) нужно крайне осторожно.

Для Российской Федерации наилучшей альтернативой дизельному топливу является природный газ. Его запасы, наличие развитой инфраструктуры, накопленный опыт по производству и применению КПГ и СПГ, обученный персонал, совершенствующаяся нормативная база, расширяющееся отечественное производство всей гаммы техники, наличие государственной поддержки позволяют в ближайшие годы использовать природный газ в качестве моторного топлива, а не в качестве топлива для производства электроэнергии, чтобы заряжать ею аккумуляторы грузовиков.

По материалам: http://www.usgasvehicles.com; https://electrek.co; http://gazpronin.ru/; European Commission. Directorate-General for Mobility and Transport

10 лет

журналу

73

АОГМТ «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА) 4У////////////////////

"^еоци»^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.