Научная статья на тему 'Электроэнцефалографическая функциональная проба произвольного усиления мощности ритма мозга в альфа диапазоне и ее результаты у спортсменов, прошедших курс нейробиоуправления'

Электроэнцефалографическая функциональная проба произвольного усиления мощности ритма мозга в альфа диапазоне и ее результаты у спортсменов, прошедших курс нейробиоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
201
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Еремеева Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электроэнцефалографическая функциональная проба произвольного усиления мощности ритма мозга в альфа диапазоне и ее результаты у спортсменов, прошедших курс нейробиоуправления»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2008 г. Выпуск 3 (]0). С. 39-47

УДК: 616.8+615.214

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБА ПРОИЗВОЛЬНОГО УСИЛЕНИЯ МОЩНОСТИ РИТМА МОЗГА В АЛЬФА ДИАПАЗОНЕ И ЕЁ РЕЗУЛЬТАТЫ У СПОРТСМЕНОВ, ПРОШЕДШИХ КУРС

НЕЙРОЬИОУПРАВЛЕНИЯ

О.В. Еремеева

Описана методика проведения электроэнцеф ал о графической функциональной пробы произвольного усиления мощности ритма мозга в а диапазоне. Приводятся результаты сравнения эффектов ложного (плацебо) и истинного курсов нейробиоуправления по протоколу а усиления на фоновую электроэнцефалограмму и электроэнцефалограмму предлагаемой функциональной пробы у спортсменов. Описываются топические, временные, спектральные особенности электроэнцефалограммы спортсменов после курса и особенности реактивности электроэнцефалограммы на функциональную пробу с открыванием глаз и на функциональную пробу «усиление мощности а ритма».

Актуальность. В настоящее время считается возможным и необходимым оказывать содействие спортсменам в их работе по преодолению множества стрессоров [3]. Одним из вспомогательных средств в такой работе считается тренинг с адаптивной биологической обратной связью (БОС тренинг, нейробиоуправление (НБУ). НБУ используется с 1967 года для повышения производительности здоровых людей преимущественно в трёх областях: спортивная, когнитивная и артистическая производительность [2].

Среди многочисленных публикаций, главным образом зарубежных, посвященным изучению эффектов НБУ, лишь единичные исследования предоставляют доказанный эффект курса НБУ в отношении производительности спортсмена. Опубликованы результаты рандомизированного исследования влияния тренинга с биологической обратной связью на специальную работоспособность спортсменов - танцоров [3]. Опубликованы данные о позитивном влиянии, которое оказала регуляция средством НБУ функционального состояния центральной нервной системы участников сборной команды по биатлону на результативность их стрельбы [4]. Одним из немногих хорошо спланированных исследований влияния БОС тренинга на спортивную производительность и физиологические показатели является работа, в которой был применен сложный дизайн исследования на контингенте студентов спортивного колледжа при институте Вингейта. НБУ оказало выраженное усиливающие действие как по физиологическим показателям, так и по показателям спортивной производительности. Спортивная производительность оценивалась по результатам в беге на 100 м [5].

Многие авторы полагают, что еще не получено достаточно свидетельств о связи НБУ, биоэлектрической активности мозга и производительности спортсмена. Физиологические механизмы влияния НБУ также остаются мало изученными [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13]. Американская Ассоциация прикладной психофизиологии и биоуправления (ААРВ) на своем 35-м съезде в 2004 году среди наиболее важных вопросов рассматривала следующий вопрос: «С чем связана высокая лечебная и реабилитационная эффективность биоуправления? Каковы его механизмы?» [14].

Рассматривая НБУ как средство нефармакологической регуляции функционального состояния спортсмена, следует признать, что методика НБУ не изучалась в связи с этапами тренировочного процесса и особенностями функционального состояния спортсмена.

Биологическая обратная связь это «использование инструментария для отражения психофизиологических процессов, которые могут не осознаваться человеком и протекать непроизвольно» [15]. Нельзя сказать, что биологическая обратная связь - это получение информации о том, что происходит в теле в конкретный промежуток времени, и способ контроля этих процессов. Подобное утверждение не совсем верно. Биологическая обратная связь - всего

лишь инструмент для измерения процессов в том участке тела, который вас интересует больше всего [16].

Биологическая обратная связь также рассматривается и как процесс. Было показано, что люди могут контролировать процессы, происходящие в их организме, в частности, влиять на характер доминирующего ритма головного мозга [17, 18, 19, 20, 21]. В соответствии с этими данными было предложено другое определение биологической обратной связи. Биологическая обратная связь - это процесс, в результате которого человек учится оказывать относительное влияние на физиологические реакции двух видов: те, которые неподвластны произвольному контролю, и те, которые можно легко регулировать, но процесс регуляции нарушен в результате травмы или заболевания [22].

Процесс влияния БОС тренинга обычно рассматривается как процесс, протекающий в три стадии. Во-первых, измерение физиологического параметра. Во-вторых, перевод результатов измерения в понятную форму. В-третьих, собственно обратная связь - передача информации человеку, обучающемуся контролировать процессы в своем организме [23].

Из сказанного выше вытекает вывод о том, что процессу применения НБУ необходимо обучать, а само это умение можно тренировать. Видимо поэтому одним из часто используемых синонимов НБУ является «тренинг с электроэнцефалографической обратной связью» (ЭЭГ-БОС тренинг). Однако ряд исследователей считают: «Фактически не существует такого понятия, как тренировка регуляции волновой активности мозга. Есть лишь тренировка выработки определенных субъективных состояний... Объектом манипуляции (некоторым неизвестным способом) являются субъективные чувства, фокус внимания и мыслительный процесс» [24]. Здесь еще раз демонстрируется связь тела и сознания. Изменение состояния - результат физиологических изменений в процессе биологической обратной связи [23, 24].

В России изучение влияния НБУ на функциональное состояние спортсменов проводилось по доэкспериментальным планам [25, 26, 27] со всеми вытекающими из этой методологии ограничениями в интерпретации данных.

Проблема. Физиологические механизмы процесса биоуправления остаются недостаточно изученными. Прослеживается недостаточная теоретическая обоснованность методики биоуправления по адаптивной обратной связи, что объясняется фрагментарностью знания механизмов нервной регуляции, определяющей динамику и взаимодействие физиологических функций в процессе тренинга по адаптивной обратной связи. Изменения в фоновой биоэлектрической активности головного мозга, связанные с НБУ и улучшением производительности спортсменов, всё ещё не установлены [8, 9, 10, 31]. Возможно, что спонтанная биоэлектрическая активность мозга после курса НБУ и не изменяется, поскольку она отражает функциональное состояние нервной системы, адаптированной к текущему уровню внешних воздействий. Результатом курса НБУ может быть не изменение уровня активности головного мозга на длительный период времени, а формирование умения изменять функциональное состояние нервной системы произвольно. Для доказательства такого умения необходим специальный тест, но методика тестирования умения управлять функциональным состоянием нервной системы в литературных источниках не обнаружена. Отсутствие методики доказательства эффективности курса НБУ и составляет проблему, решаемую в данной статье.

Объект. Закономерности физиологических функций, свойств, процессов, состояний, механизмов адаптации нервной системы у спортсменов к процессу управления по адаптивной биологической обратной связи.

Предмет. Методика тестирования умения произвольного управления мощностью ритма мозга в а диапазоне.

Целью исследования была проверка эффективности функциональной пробы произвольного усиления мощности ритма мозга в а диапазоне.

Задачами исследования были разработка электроэнцефалографической функциональной пробы произвольного усиления мощности ритма мозга в а диапазоне, её апробация на тесто-

вой выборке участников, впервые проходящих курс НБУ, оценка эффективности разработанной функциональной пробы.

Цель применения функциональной пробы произвольного усиления мощности ритма мозга в а диапазоне заключается в получении доказательства того, что после курса НБУ, построенного на протоколе усиления а ритма ЭЭГ, пациент действительно может произвольно управлять функцией (мощность а ритма), которая в обычных условиях регулируется бессознательно. Иначе говоря - в получении доказательства того, что курс НБУ завершился достижением продекларированной цели - формированием способности произвольно увеличивать мощность ритма мозга в а диапазоне.

Критерием достижения цели курса НБУ участником предлагается считать выполнение двух условий. Во-первых, до курса НБУ попытка пациента ввести себя в состояние спокойного бодрствования не сопровождается достоверными изменениями пространственных, временных и частотных характеристик ЭЭГ, отражающих усиление мощности биоэлектрической активности головного мозга в а диапазоне. Во-вторых, после курса попытка пациента ввести себя в состояние спокойного бодрствования сопровождается достоверными (по параметрическим статистическим критериям) изменениями пространственных, временных и частотных характеристик ЭЭГ, отражающих усиление мощности биоэлектрической активности головного мозга в а диапазоне по сравнению с фоновой записью.

Контроль последействия сеанса управления мощностью а ритма проводится по показателям ЭЭГ с открытыми глазами до и после сеанса. Учитываются пространственные, временные и частотные характеристики ЭЭГ и показатели реактивности зрительной коры головного мозга.

Описание методики. Эл ектроэнцефал о графическая функциональная проба (ФП) произвольного усиления мощности ритма мозга в а диапазоне (ФПУМА) проводится после регистрации электроэнцефалограммы в стандартных условиях ограничения световых, звуковых, тактильных и проприоцептивных раздражителей. Ограничение сенсорной стимуляции достигается затенением и звукоизоляцией лабораторного помещения, и исследованием обследуемого пациента в положении сидя в удобном кресле с опорой головы на подголовник, с минимально достаточным давлением конструктивных элементов шлема и электродов на голову. Регистрация ЭЭГ и ФП может проводиться при использовании от 8 до 21 электрода (чашечного или мостового), формирующих монополярные монтажи с референтными отведениями на мочках ушей или с общим референтным электродом.

Зарегистрировав фоновую ЭЭГ и ЭЭГ функциональной пробы с открыванием глаз, можно перейти к выполнению собственно функциональной пробы произвольного усиления мощности ритма мозга в а диапазоне.

Первый этап ФПУМА заключается в проведении инструктажа пациента о сути ФП и методике ее проведения. Все пациенты получают в одинаковой форме идентичную инструкцию о тех командах, которые пациенту надо будет выполнить в ходе ФП и его действиях по этим командам.

На втором этапе пациенту предлагается в течение 60 - 80 секунд (зависит от наличия или отсутствия артефактов на записи) спокойно сидеть с глазами, закрытыми веками без особого мышечного усилия, как в фоновой пробе.

На третьем этапе пациент, находящийся в положении сидя с закрытыми глазами, по команде исследователя должен произвольно увеличить мощность биоэлектрической активности головного мозга в а диапазоне. Команда к началу усиления а ритма может звучать, например, так: «введите себя в состояние спокойного бодрствования». Состояние спокойного бодрствования (повышенной мощности в а диапазоне) пациент должен поддерживать в течение 60 - 80 секунд (так же зависит от наличия или отсутствия артефактов на записи).

На четвертом этапе пациент по команде исследователя открывает глаза и фиксирует взгляд на однотонной светло-серой поверхности, расположенной перед ним на расстоянии 2 - 6 метров. Запись ЭЭГ при открытых глазах осуществляется 30 секунд.

Сравнение параметров ЭЭГ в фоновой записи и в функциональной пробе произвольного усиления мощности ритма мозга в а диапазоне проводится по качественным и количественным критериям, характеризующим пространственные, временные и частотные особенности ЭЭГ.

Методы и организация исследования. Оценка биоэлектрической активности мозга и сеансы НБУ проводились при помощи 21-канального электроэнцефалографа «Мицар-ЭЭГ 201» по стандартной методике. Постоянная времени составляла 0,3 с, полоса пропускания по высоким частотам - 30 Гц. В качестве референта (А) использовались электроды на мочке ушей. Электроды располагались по международной схеме 10-20. Запись ЭЭГ проводилась в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами (фоновая ЭЭГ) и при воздействии функциональных нагрузок. Регистрация ЭЭГ производилась в условиях ограничения мощности световых и звуковых раздражителей, после разъяснения сути процедуры, убеждения в ее безопасности и безболезненности.

НБУ было направлено на увеличение спектральной мощности ЭЭГ в диапазоне а ритма. Управляемый параметр для ЭЭГ-БОС тренинга представлял собой спектральную мощность а ритма в монополярном канале СЗ-А1, полученную при помощи преобразования Фурье. Расчет спектра (или спектральной плотности мощности) производился с использованием метода Уэлча при 50 % перекрытии сегментов. Ширина окна была задана равной 4 секундам. Использовали окно Хемминга. Формирование обратной связи производилось с использованием акустического сигнала в виде серии щелчков. Пороговый уровень управляемого параметра устанавливался для каждой сессии в зависимости от исходной спектральной мощности а ритма. Вводная часть сеанса тренинга подразумевала ознакомление с пороговым уровнем регулируемого параметра [25, 28]. Цель тренинга заключалась в поддержании состояния спокойного бодрствования, повышенного уровня мощности спектра в диапазоне а ритма независимо от наличия или отсутствия раздражителей.

Курс НБУ имел микроцикловую организацию, что было вызвано необходимостью решать различающиеся задачи на начальном этапе курса и в последующем. Курс НБУ складывался из обучающего первого микроцикла и последующих за ним 2-4 тренирующих микроциклов. Микроцикл имел продолжительность неделю. В течение 5 суток без перерывов проводились сеансы тренинга, по одному сеансу в день. Затем следовало 2 суток отдыха. Длительность сеансов достигала 45 минут в обучающем и 36 минут в тренирующем микроцикле. Сеанс тренинга проводился в первой половине дня и предшествовал спортивным тренировкам. Каждому пациенту проводилось от 15 до 25 сеансов НБУ. Сеанс состоял из двух циклов записи фоновых значений в начале и конце исследования по 120 с каждый и цикла тренинга (основная часть сеанса). Тренинг имел интервальное построение: 3 минуты активного управления параметром, затем 1 минута отдыха. Длительность основной части сеанса в обоих случаях составляла 32 минуты. Пациенту давалось задание изменять свое внутреннее состояние таким образом, чтобы сигнал обратной связи прерывался как можно реже. Такой режим обратной связи мог достигаться только при увеличении интенсивности a-ритма. При оценке успешности подсчитывался результат по сеансу и по курсу в целом. Кроме того, успешность подсчитывалась по индексу и амплитуде, при этом успешными считали те циклы, в которых мощность или амплитуда регулируемого параметра в циклах обучения изменялась в нужном направлении менее чем на 10% от фоновых значений.

Все ЭЭГ оценивались визуально, в соответствии с классификацией, предложенной [29], которая позволяла определять нормальные корково-подкорковые взаимоотношения и преимущественный уровень их нарушения: корковый, таламический, гипоталамический и стволовой. Количественный анализ ЭЭГ проводился по показателям амплитуды, мощности и доли (%) карты спектров по диапазонам ЭЭГ.

В группе плацебо контроля приняли участие 8 спортсменов со спортивной специализацией лыжные гонки - 1 человек, волейбол - 4 человек, рукопашный бой - 1 человек, минифутбол - 1, плавание - 1. Спортивная квалификация участников была следующей: КМС - 4, 1-й

разряд - 4. Возраст участников исследования был 20 ± 1,4 года. Лица мужского пола - 4, женского - 4.

В экспериментальной группе приняли участие 15 спортсменов. Спортивная специализация лыжные гонки была у 5, биатлон - 2, бокс - 2, рукопашный бой - 1, хоккей с шайбой - 2, минифутбол - 2, плавание - 1. Спортивная квалификация участников была следующей -МСМК - 1, МС - 7, КМС - 4, 1-й разряд - 3. Возраст участников исследования был 20 ± 1,7 года. Лица мужского пола - 11, женского - 4. Обследование в подготовительном периоде выполнялось в августе - сентябре. Обследование в соревновательном периоде выполнялось в ноябре - феврале. Курс НБУ участники исследования проходили в течение декабря - января месяцев. Участники экспериментальной группы проходили истинный, участники контрольной группы - плацебо курс НБУ. В случае плацебо контроля сигнал обратной связи не был связан с мощностью а ритма.

Полученные результаты. До курса НБУ ЭЭГ участников характеризовалась паттернами коркового типа электроэнцефалограмм. Реакция на свет была сохранена. При проведении пробы с открыванием глаз отмечалась реакция десинхронизации - полная одномоментная депрессия а ритма во всех отведениях. На участке десинхронизации регистрировалась р активность. При закрывании глаз исходный паттерн активности восстанавливался полностью. Особенностью реактивности головного мозга представителей группы с исходной низкой мощностью а ритма было замедленное восстановление исходного паттерна активности. Медленные волны не были выражены или были представлены низкоамплитудной медленноволновой активностью с амплитудой до 30 мкВ. У всех участников тренинга в начале курса а ритм в полосе частот от 8 до 13 Гц регистрировался в задних отделах головного мозга с наиболее высокой амплитудой в затылочных областях, а ритм был регулярный, доминировал на ЭЭГ. Амплитуда варьировала от 20 до 50 мкВ. Была выражена амплитудная модуляция, что проявлялось формированием а - «веретен». Форма а волн не искажена. Билатерально синхронные вспышки а ритма не наблюдались.

р] ритм в полосе частот от 13 до 20 Гц регистрировался в виде отдельных элементов в передних отделах головного мозга или был редуцирован. р2 ритм в полосе частот от 20 до 30 Гц также регистрировался в виде отдельных элементов в передних отделах головного мозга или был редуцирован, у ритм в полосе частот от 30 до 40 Гц также регистрировался в виде отдельных элементов в передних отделах головного мозга или был редуцирован. Паттерн фоновой ЭЭГ устойчивый. Топическая характеристика биоэлектрической активности головного мозга по времени существования определенного ритма, как и качественный анализ ЭЭГ, показала малую выраженность в фоновой записи или полное отсутствие медленных (5 и 0) ритмов практически во всех отведениях. Величина индекса а ритма демонстрировала нормальный ростро-каудальный градиент. В наибольшей мере индекс а ритма был выражен в отведениях РЗ, Pz, Р4, 01, 02. Индекс а ритма был низкий, варьировал от 15 до 50%. Средняя частота была 10-13 Гц, устойчивая. Индекс р ритма варьировал от 30 до 50%. Пароксизмальной, очаговой активности не выявлено. Таким образом, в подготовительном периоде ЭЭГ имела корковый тип и отмечалась организованная ритмическая активность головного мозга.

Выполнение ФПУМА до проведения истинного эффективного курса НБУ сопровождалось топическими, временными и амплитудными изменениями ЭЭГ. В частности, отмечалось асимметричное усиление мощности активности в 5 и, особенно, в 0 диапазоне. Альфа ритм имел типичный ростро-каудальный градиент, индекс и амплитуду мощности, не отличающиеся от таковых в фоновой записи (рис. 1).

352,9

27.3

52.9

27,8

«■52.9

27.8

й^52,9

27.8

5)2,6

Альфа [8-13 Гц]

Бета [13-25 Гц]

Рис. ]. Функциональная проба усиления мощности а ритма до истинного курса НБУ

Выполнение ФПУМА после проведения истинного эффективного курса НБУ сопровождалось уже иными топическими, временными и амплитудными изменениями ЭЭГ. Особенностью являлось то, что отмечавшееся до курса усиление мощности в 5 диапазоне по сравнению с уровнем фоновой активности более не выявлялось. Отмечавшееся до курса усиление мощности в 0 диапазоне по сравнению с уровнем фоновой активности приобрело более симметричную локализацию в лобных отведениях при сохранении параметров мощности ритма в 0 диапазоне, а ритм стал более мощным, в 2 и более раза, изменил топические характеристики, распространившись в ростральном направлении до теменных долей. Наметилась асимметрия мощности а ритма с большей его выраженностью в отведении, служившем источником управляемого параметра. Более равномерным стало распределение активности в (3 диапазоне (рис. 2). Увеличился а индекс, что отражает изменение временных параметров генерации а ритма, и, возможно, функциональное состояние нейронов пейсмекера а ритма.

392,6

46,3

0.0

92.6

46,3

..ч 92.6

46.3

Альфа [6-13 Гц]

Бета [13-25 Гц|

Рис. 2. Функциональная проба усиления мощности а ритма после истинного курса НБУ

Выполнение ФПУМА до проведения плацебо курса НБУ сопровождалось, как и в экспериментальной группе, асимметричным изменением топических характеристик и усилением мощности активности в 5 и, особенно, в 0 диапазоне, а ритм имел ростро-каудальный градиент, индекс и амплитуду мощности, не отличающиеся от таковых в фоновой записи.

После проведения плацебо курса НБУ выполнение ФПУМА сопровождалось, по прежнему, асимметричным изменением топических характеристик и усилением мощности активности в 5 и, особенно в 0 диапазоне, а ритм имел ростро-каудальный градиент, индекс и амплитуду мощности, не отличающиеся от таковых в фоновой записи (рис. 3).

Дельта Бета Н Дельта Бета Н

Рис. 3. Функциональная проба усиления мощности а ритма до и после истинного курса НБУ

Выводы

Плацебо курс НБУ не вызывает изменения фоновой ЭЭГ спортсменов.

Плацебо курс НБУ не вызывает изменения ЭЭГ спортсменов в функциональной пробе усиления мощности а ритма.

Истинный курс НБУ не вызывает изменения фоновой ЭЭГ спортсменов по качественным и количественным показателям.

Истинный курс НБУ вызывает изменения ЭЭГ спортсменов в функциональной пробе усиления мощности а ритма.

Изменения ЭЭГ ФПУМА представлены изменениями временных, топических и спектральных характеристик, но не изменениями реактивности ЭЭГ по данным пробы с открыванием глаз.

Предложенная функциональная проба оказалась эффективным средством разрешения проблемы доказательства эффекта от курса НБУ.

Вероятно, что подача ложного сигнала биологической обратной связи нарушает формирование умения регулировать функциональное состояние.

ЛИТЕРАТУРА

]. Clark, Т. P. The sport psychiatrist and golf / T. P. Clark, I. R. Tofler, М. T. Lardon. - Clin. Sports Med. - 2005. - V. 24. - N 4. - P. 959-971.

2. EEG neurofeedback: a brief overview and an example of peak alpha frequency training for cognitive enhancement in the elderly / E. Angelakis, S. Stathopoulou, J. L. Frymiare, D. L. Green, J. F. Lubar, J. Kounios. - Clin. Neuropsychol., 2007. - V. 21. ~N 1. - P. 110-129.

3. Raymond, J. Biofeedback and dance performance: a preliminary investigation / J. Raymond, I. Sajid, L. A. Parkinson, J. H. Gruzelier. - Appl. Psychophysiol. Biofeedback, 2005. - V. 30. - N 1. - P. 64-73.

4. Effects of autogenic and imagery training on the shooting performance in biathlon / A. Gro-slambert, R. Candau, F. Grappe, B. Dugue, J. D. Rouillon. - Res. Q. Exerc. Sport., 2003. - V. 74. -N 3. - P. 337-341.

5. Blumenstein, B. The augmenting role of biofeedback: effects of autogenic, imagery and music training on physiological indices and athletic performance / B. Blumenstein, M. Bar-Eli, G. Tenenbaum. - J. Sports Sci., 1995. - V. 13. - N 4. - P. 343-354.

6. The effect of training distinct neurofeedback protocols on aspects of cognitive performance / D. J. Vernon, T. Egner, N. Cooper, T. Compton, et al. - Int. J. Psychophysiol., 2003. - V. 47. - N

I.-P. 75-85.

7. Egner, T. Ecological validity of neurofeedback: modulation of slow wave EEG enhances musical performance / T. Egner, J. H. Gruzelier. - Neuroreport., 2003. - V. 14. - N 9. - P. 1221-1224.

8. Egner, T. EEG biofeedback of low beta band components: frequency-specific effects on variables of attention and event-related brain potentials / T. Egner, J. H. Gruzelier. - Clin. Neurophysiol., 2004.-V. 115.-N l.-P. 131-139.

9. Egner, T. The effects of neurofeedback training on the spectral topography of the electroencephalogram / T. Egner, T. F. Zech, J. H. Gruzelier. - Clin. Neurophysiol., 2004. - V. 115. - N

II.-P. 2452-2460.

10. Vernon, D. J. Can neurofeedback training enhance performance? An evaluation of the evidence with implications for future research / D. J. Vernon. - Appl. Psychophysiol. Biofeedback, 2005. -V. 30.-N4.-P. 347-364.

11. Gruzelier, J. H. Critical validation studies of neurofeedback / J. H. Gruzelier, T. Egner. - Child Adolesc. Psychiatr. Clin. N. Am., 2005. - V. 14. -N l.-P. 83 - 104.

12. The effects of alpha/theta neurofeedback on personality and mood / J. Raymond, C. Varney, L. A. Parkinson, J. H. Gruzelier. - Brain Res. Cogn. Brain Res., 2005. - V. 23. -N 2-3. - P. 287-292.

13. Gruzelier, J. H. Validating the efficacy of neurofeedback for optimizing performance / J. H. Gruzelier, T. Egner, D. J. Vernon. -Prog. Brain Res., 2006. - V. 159. -P. 421- 431.

14. Association for Applied Psychophysiology and Biofeedback. Template for developing guidelines for the evaluation of the clinical efficacy of psycho physiological interventions. - Appl. Psychophysiol. Biofeedback, 2002. - V. 27. - N4.-P. 273-281.

15.Fuller, G. D. Biofeedback: Methods and Procedures in Clinical Practice / G. D Fuller. - San Francisco: Biofeedback Press, 1977. - 264 p.

16. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. - СПб. : Питер, 2004. - 496 с.

17. Kimmell, Н. D. Operant Conditioning of the GSR / H. D. Kimmell, F.A. Hill. - Psychological Reports, 1960. -V. 7.-P. 555-562.

18. Shearn, D. W. Operant Conditioning of Heart Rate / D. W. Shearn. - Science, 1962. - V. 137. -P. 530-531.

19. Frazier, T. W. Avoidance Conditioning of Heart Rate in Humans / T.W. Frazier. - Psychophysi-

ology, ] 966. - V. 3. - P. 188-202.

20. Kimmell, H. D. Instrumental Conditioning of Autonomically Mediated Behavior / H. D. Kimmell. - Psychological Bulletin, 1967. - V. 67. - P. 337-345.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Kamiya, J. Conscious control of brain waves / J. Kamiya. - Psychology Today, 1968. - № 1. -P. 57-60.

22. Blanchard, E. B. A Biofeedback Primer / E. B. Blanchard, L. H. Epstein. ~ Reading, Mass. : Ad-

dison-Wesley, 1978. - 162 p.

23. Greenberg, J. S. Comprehensive stress management / J. S. Greenberg. - N.Y. : McGraw-Hill,

1999. -506 p.

24. Greene, W. A. Operant Conditioning of the GSR Using Partial Reinforcement / W. A. Greene. -Psychological Reports, 1976. - V. 19. - P. 571-578.

25. Тристан, В. Г. НБУ в спорте / В. Г. Тристан, О. В. Погадаева. - Омск : Изд-во СибГАФК, 2001. - 136 с.

26. Тристан, В. Г. Использование НБУ в спорте / В. Г. Тристан, О. В. Погадаева, В. В. Тристан. // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, 2004. - Т. 90. - №8. - 41 с.

27. Черапкина, J1. П. Влияние повторного курса ЭЭГ-биоуправления на электроэнцефало-графическую и хронобиологическуго характеристики функционального состояния спортсменов / Л. П. Черапкина, В. Г. Тристан, С. И. Еремеев // Бюлл. СО РАМН, 2004. - № 3. ~ С. 105-111.

28. Биоуправление в психоневрологической практике (обзор литературы) / А. Б. Скок, О. В. Филатова, М. Б. Штарк, О. А. Шубина. - Бюлл. СО РАМН, 1999. - Т. 91. - № 1. - С. 30-35.

29. Святогор, И. А. Нейрофизиологические, психологические и клинические аспекты биоуправления потенциалами мозга у больных с дезадаптационными расстройствами / И. А. Святогор, И. А. Моховикова // Биоуправление-4: теория и практика. - Новосибирск : ЦЭРИС, 2002.-С. 44-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.