Научная статья на тему 'Электричество в техноландшафтах русских фантастических и утопических романов XIX в.'

Электричество в техноландшафтах русских фантастических и утопических романов XIX в. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
134
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электричество / технотопия / утопия / научная фантастика / пространственный поворот / electricity / technotopia / science fiction / utopia / spatial turn

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Наталия Владимировна Никифорова

Статья посвящена В фантастических и утопических произведениях, опубликованных на русском языке в XIX в., места действия и территориальные характеристики задают координаты для интерпретации различных культурных явлений и переживаний. Образы прогресса, возможного будущего помещаются в экзотические южные страны, в Арктику и Антарктиду, на другие планеты, дно океана, в иные временные периоды. Пространства в романах не являются нейтральным фоном, но задают рамку рассуждений о специфичном положении России между Западом и Востоком, проблемах колонизации, о возможностях альтернативного «незападного» прогресса, о роли науки и технологий в социальных преобразованиях. С опорой на подходы пространственного анализа, разработанные в литературоведении, в статье рассмотрены локусы концентрации технонаучных практик, связанных с исследованием и применением электричества (роль электричества в социальном благополучии утопических сообществ; электротехнические приспособления как средства достижения искомых территорий и состояний; места презентации и актуализации возможностей электричества; аффективные и иррациональные коннотации «мест электричества»). Возможные сценарии общественного, политического и материального развития в рассмотренных художественных текстах поставлены в зависимость от технологий – именно электроэнергетика и электротехника способны автоматизировать, освободить руки, привнести справедливость и спокойствие. Таким образом, утопии трансформируются в «технотопии», а пространственный код задает рамку рассуждений о векторах прогресса. В поле зрения также попадут вопросы технологической интервенции в природные ландшафты, роль транспорта в пространственном анализе литературных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electricity in Technolandscapes of Russian Science Fiction and Utopian Novels of the Nineteenth Century

In science fiction and utopian novels published in Russia in the nineteenth century locations and territorial characteristics set certain coordinates to interpret various cultural phenomena and ideas. Ideas about the progress, development, evolution and possible future are located in exotic countries, remote regions, on other planets, at the bottom of the ocean, other temporal periods. Spaces in the novels are not a stable static background or a container for the narrative, rather they set a framework for reflection on the problems of colonization, specificity of the status of Russia in terms of its relation to the West and to the East, about alternative possibilities of “non-western” progress, about the role of science and technology in social change. Basing on the approaches of spatial analysis, developed within literary studies, the paper looks at loci of concentration of technoscientific practices linked with study and usage of electricity (the role of electricity in social wellbeing of the utopian communities; electrotechnical devices that become the means to reach certain territories and states of mind; places of presentation and exposure of electrical technology; affective and irrational connotations of the “places of electricity”). Possible scenarios of social, political and material development in the examined novels are dependent on technology – electricity is capable of automation of labor and liberation, as well as of bringing justice and tranquility. Thus utopias turned into “technotopias” where spatial code defined the framework of perception of progress. The paper also analyzes the questions of technological intervention into natural landscapes, the role of transportation in spatial analysis of literary works, temporal characteristics of science fiction and utopian novels.

Текст научной работы на тему «Электричество в техноландшафтах русских фантастических и утопических романов XIX в.»

Наталия Владимировна НИКИФОРОВА / Natalia NIKIFOROVA

| Электричество в техноландшафтах русских фантастических и утопических романов XIX в. / Electricity in Technolandscapes of Russian Science Fiction and Utopian Novels of the Nineteenth Century |

Наталия Владимировна НИКИФОРОВА / Natalia NIKIFOROVA

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия Институт гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева Кандидат культурологии Научный сотрудник-постдок

National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia Poletayev Institute for Theoretical and Historical Studies in the Humanities PhD in Culturology, Postdoctoral Researcher nvnikiforova@hse. ru

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО В ТЕХНОЛАНДШАФТАХ РУССКИХ ФАНТАСТИЧЕСКИХ

И УТОПИЧЕСКИХ РОМАНОВ XIX В.*

Статья посвящена В фантастических и утопических произведениях, опубликованных на русском языке в XIX в., места действия и территориальные характеристики задают координаты для интерпретации различных культурных явлений и переживаний. Образы прогресса, возможного будущего помещаются в экзотические южные страны, в Арктику и Антарктиду, на другие планеты, дно океана, в иные временные периоды. Пространства в романах не являются нейтральным фоном, но задают рамку рассуждений о специфичном положении России между Западом и Востоком, проблемах колонизации, о возможностях альтернативного «незападного» прогресса, о роли науки и технологий в социальных преобразованиях. С опорой на подходы пространственного анализа, разработанные в литературоведении, в статье рассмотрены локусы концентрации технонаучных практик, связанных с исследованием и применением электричества (роль электричества в социальном благополучии утопических сообществ; электротехнические приспособления как средства достижения искомых территорий и состояний; места презентации и актуализации возможностей электричества; аффективные и иррациональные коннотации «мест электричества»). Возможные сценарии общественного, политического и материального развития в рассмотренных художественных текстах поставлены в зависимость от технологий - именно электроэнергетика и электротехника способны автоматизировать, освободить руки, привнести справедливость и

спокойствие. Таким образом, утопии трансформируются в «технотопии», а пространственный код задает рамку рассуждений о векторах прогресса. В поле зрения также попадут вопросы технологической интервенции в природные ландшафты, роль транспорта в пространственном анализе литературных произведений.

117

Ключевые слова: электричество, техното- -

пия, утопия, научная фантастика, пространственный поворот.

ELECTRICITY IN TECHNOLANDSCAPES

OF RUSSIAN SCIENCE FICTION AND UTOPIAN NOVELS OF THE NINETEENTH CENTURY

In science fiction and utopian novels published in Russia in the nineteenth century locations and territorial characteristics set certain coordinates to interpret various cultural phenomena and ideas. Ideas about the progress, development, evolution and possible future are located in exotic countries, remote regions, on other planets, at the bottom of the ocean, other temporal

* Публикация подготовлена в результате проведения исследования в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5100».

| 2 (39) 2020 |

Наталия Владимировна НИКИФОРОВА / Natalia NIKIFOROVA

| Электричество в техноландшафтах русских фантастических и утопических романов XIX в. / Electricity in Technolandscapes of Russian Science Fiction and Utopian Novels of the Nineteenth Century |

periods. Spaces in the novels are not a stable static background or a container for the narrative, rather they set a framework for reflection on the problems of colonization, specificity of the status of Russia in terms of its relation to the West and to the East, about alternative possibilities of "non-western" progress, about the role of science and technology in social change. Basing on the approaches of spatial analysis, developed within literary studies, the paper looks at loci of concentration of technoscientific practices linked with study and usage of electricity (the role of electricity in social wellbeing of the utopian communities; electro-technical devices that become the means to reach certain territories and states of mind; places of presentation and exposure of electrical technology; affective

and irrational connotations of the "places of electricity"). Possible scenarios of social, political and material development in the examined novels are dependent on technology - electricity is capable of automation of labor and liberation, as well as of bringing justice and tranquility. Thus utopias turned into "technotopias" where spatial code defined the framework of perception of progress. The paper also analyzes the questions of technological intervention into natural landscapes, the role of transportation in spatial analysis of literary works, temporal characteristics of science fiction and utopian novels.

Key words: electricity, technotopia, science fiction, utopia, spatial turn.

Пространственный поворот в гуманитарных исследованиях техники

Гуманитарные исследования в последние десятилетия обратились к потенциалу пространственных категорий, и арсенал географических и пространственных понятий был адаптирован для критического рассмотрения истории науки, идей и технологий1. «Пространственный поворот» в исследованиях науки и техники выразился в анализе социальной специфики пространства и его влияния на произ-

Например, Livingstone D. The Spaces of Knowledge: Contributions Towards a Historical Geography of Science // Environment and Planning D: Society and Space. 1995. № 13. P. 5-34; Jenkins A. Space and the "March of Mind": Literature and the Physical Sciences in Britain, 1815-1850. Oxford: Oxford University Press, 2007.

118

2 _

водство технонаучного знания2, в трактовке

технологических артефактов и систем как пространственных проектов самих по себе3. Фантастические и утопические произведения XIX века представляют богатый материал для пространственного анализа. Метафоры пространства становятся способом рассуждения об отношениях власти, проблемах идентичности, взаимодействии центра и периферии, прогрессе и модерности. В утопических текстах представления об идеальном обществе формируются в пространственных терминах. Жизнь в пространстве, опыт взаимодействия с ним отражают представления сообщества о себе, соб-

2 Livingstone D. Putting Science in Its Place: Geographies of Scientific Knowledge. Chicago: University of Chicago Press, 2010.

3 Nordmann A. Design Choices in the Nanoworld: A Space Odyssey // Nano Researchers Facing Choices. The Dialogue Series. Vol. 10 /Ed. M. Deblonde, L. Goorden. Antwerpen: Universitair Centrum Sint-Ignatius, 2007. P. 13-30.

| 2 (39) 2020 |

Наталия Владимировна НИКИФОРОВА / Natalia NIKIFOROVA

| Электричество в техноландшафтах русских фантастических и утопических романов XIX в. / Electricity in Technolandscapes of Russian Science Fiction and Utopian Novels of the Nineteenth Century |

ственных границах, путях и стратегиях развития4. Утопическая пространственность может считываться как идеологический смысл5.

Нарративное оформление ландшафта в художественных и публицистических текстах можно трактовать как социальное производство, в рамках которого пространство - это не просто резервуар, но гибридная зона конструирования, кодирования и освоения мест, связанных с символической репрезентацией6. «Рассказанное пространство» художественного произведения фиксирует формы интерпретации пространства, связанные с ним привычки и практики, его превращение в «воображаемое место»7. Так, художественный текст способен осмыслить и оформить местоположение как проблему, задать границы для культурных представлений о странах, регионах, о своем и чужом, о соотношении техники и национальной идентичности8. В настоящей статье на материале художественных текстов XIX века (материал статьи охватывает так называемый «долгий XIX век» вплоть до 1910-х как обобщенное поле культурных представлений о перспективах технологического развития) предпринята попытка проанализировать символику

4Pordzik R. Futurescapes: Space in Utopian and Science Fiction Discourses. Amsterdam-N.-Y.: Rodopi, 2009.

5 Каспэ И.М. В союзе с утопией: смысловые рубежи позднесоветской культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2018.

6 Бахманн-Медик Д. Культурные повороты: новые ориентиры в науках о культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2017.

7 Там же. С. 935.

8 Топографии популярной культуры: Сборник ста-

тей / Ред.-сост. А. Розенхольм, И. Савкина. М.: Но-

вое литературное обозрение, 2015.

ландшафта как компонента культурного кода, описывающего технологии и прогресс. Безусловно, романы не могут служить достоверным источником по истории техники, но позволяют выявить механизмы, с помощью которых формировался дискурс о технике и социо-техническое воображение - представления о границах, возможностях и смыслах технологий.

Тема пространственного анализа российской фантастики XIX века уже становилась предметом историко-культурного анализа. А. Баннерджи рассмотрела специфику формирования представлений о национальном пространстве и модерности в связи с транспортной революцией на материале художественных текстов и научно-популярных журналов9. М. 119 Суслов проанализировал российские дореволюционные утопии с точки зрения формирования воображаемого пространства империи10. Настоящая же статья концентрируется на взаимодействии репрезентаций пространства и социокультурных смыслах электротехники и электричества.

Электричество как преображение общества и пространства

В качестве материала для анализа была выбрана русская беллетристика XIX века, в которой электрические технологии выступают значимым компонентом развития сюжета. Не-

9 Banerjee A. We Modern People: Science Fiction and the Making of Russian Modernity. Middletown: Wes-leyan University Press, 2013.

10 Суслов М. По ту сторону империи: Пространственные конфигурации идентичностей в российских литературных утопиях рубежа XIX-XX вв. // Ab Imperio. 2011. Vol. 2011. No. 4. C. 325-356.

| 2 (39) 2020 |

Наталия Владимировна НИКИФОРОВА / Natalia NIKIFOROVA

| Электричество в техноландшафтах русских фантастических и утопических романов XIX в. / Electricity in Technolandscapes of Russian Science Fiction and Utopian Novels of the Nineteenth Century |

которые произведения можно отнести к научной фантастике, многие имеют черты утопии, поскольку описывают другую - лучшую жизнь, преобразованную техникой, другой -справедливый социальный порядок, установившийся, во многом, благодаря научно-техническим системам. Иная социотехниче-ская реальность в этих произведениях - не просто набор курьезных или удивительных изобретений, но пространство, где сама социальная ткань преобразована и гармонизирована благодаря технологиям. Электроэнергия выступает в роли, своего рода, «мета-технологии», организующей пространство знания, материальной культуры, морали, политики, природы.

В романе В. Одоевского «4338-й год: Петербургские письма» (1835) электричество -это не только источник комфорта (освещение, транспорт, производство), но также и нравственного благополучия. Например, жители Петербурга укрепляют здоровье с помощью магнетических ванн (напоминающих лечебные практики А. Месмера). Эти ванны лишают человека возможности говорить неправду: «распространение магнетизации совершенно изгнало из общества всякое лицемерие и притворство: оно, очевидно, невозможно»11. В мире, описанном Одоевским у электричества двойная роль - преобразования материальной среды недостаточно без нравственного обновления, которое также достигается за счет электричества.

Похожим образом в романе конца XIX века Н. Шелонского «В мире будущего» (1892)

описывается Россия третьего тысячелетия, где сплоченность и душевное спокойствие поддерживаются электротехнологиями. Тут ежедневно принимают ванны, в которые «распущенно электричество», пользуются электровозбудителями и даже употребляют электричество в пищу. Это дает укрепление, бодрость, а также «спокойное настроение духа»12. Кроме того, здесь электричество позволяет обмен мыслями, избавление от болезней, и даже производство любых вещей и веществ (включая золото) из «первичной материи», источаемой солнцем.

Люди будущего у Одоевского и Шелон-ского также, как и жители Марса (а Марс можно считывать как размышление о будущем) в романе П. Ифнатьева «На другой планете» 120 (1901) интересуются и занимаются наукой и техникой13. На Марсе, описанном Ифнатье-вым, техническая компетентность является гражданским долгом, а честь и достоинство соотносятся с умственными способностями. В «Красной Звезде» А. Богданова (1908) жизнь на Марсе организована равноправно и размеренно, во многом благодаря электроэнергии и электросвязи, которые используются в транспорте, на производстве и для работы Центрального статистического механизма, распределяющего трудовые потоки14.

Во всех указанных романах электричество организует социальную жизнь и географическое пространство - электролеты, элек-

11 Одоевский В.Ф. Повести и рассказы [Подготовка текста Е.Ю. Хин]. М.: Гослитиздат. 1959. С. 432.

12 Шелонский Н.Н. В мире будущего. М.: Престиж Бук, 2014. С. 425.

13 Инфантьев П.П. На другой планете. Новгород: Губ. тип., 1901.

14 Богданов А. А. Красная звезда. СПб.: Т-во ху-

дож. печати, 1908.

| 2 (39) 2020 |

Наталия Владимировна НИКИФОРОВА / Natalia NIKIFOROVA

| Электричество в техноландшафтах русских фантастических и утопических романов XIX в. / Electricity in Technolandscapes of Russian Science Fiction and Utopian Novels of the Nineteenth Century |

тронефы, железные дороги охватывают сетью страны и планеты, электроплуги преобразуют ландшафты. Мир будущего - это мир подвластного пространства, герои Шелонского даже говорят, что у них «расстояния не существует», поскольку они могут быстро перемещаться и моментально обмениваться мысля-ми15. В текстах Одоевского, Шелонского и Ифнатева электротехника позволяет управлять природой и климатом.

Схожее видение электричества как организующего начала характерно для философ-ско-космологической концепции Николая Федорова. В рамках своей «Философии общего дела» (1910-е) он размышляет о том, что природа и весь земной шар должны восприниматься как единое тело, единый организм, жизненная сила которого - электричество, это позволит победить голод, наводнения и любые катаклизмы, сделать ненужными войны и приблизиться к бессмертию. Он размышляет о создании некоего гигантского универсального электрического аппарата или пояса. По мысли Федорова, первым таким аппаратом - электромагнитным кольцом вокруг земного шара -станет линия телеграфа. А множество таких колец или спиралей смогут оказывать действие на «грозовое, или облачное, кольцо» и лягут в основу целого «метеорического аппарата (обнимающего всю Землю для регуляции метеорическим процессом земной планеты)». Война станет не нужна, поскольку «урожай в каждой стране будет зависеть от действия аппарата, обнимающего всю Землю и управляемого все-

ми»16. Федоров также предполагает, что электрический ток, способный передавать голос и движение, должен передавать физиологические и психологические явления17. В идее спасения Федорова главную роль играет электричество, поэтому его философия общего дела по сути - христианско-технологическая утопия.

Во второй половине XIX века, когда в России и мире электричество уже применялось для освещения и передачи силы, для коммуникации на расстоянии, для освещения городских пространств и массовых мероприятий - отношение к электричеству все же было окутано аффективными обертонами, было эмоциональным и часто даже иррациональным. Электричество казалось мистическим неуловимым агентом неизвестной природы без веса, цвета 121 или запаха. Для обычного потребителя использование электричества в собственном доме («одомашнивание электричества», термин Г. Гудэя18) вызывало интерес, но не казалось обязательным и уж тем более чем-то неизбежным. Преимущества электричества для освещения, движения, отопления и приготовления пищи не были очевидными, их нужно было уточнять, выявлять. Представление об электричестве как бытовой и общедоступной технологии формировалось немногими энтузиастами, как правило, инженерами-электротехниками. Этот процесс происходил в перекличке между публицистикой, научно-популярной журналистикой и фантастической литературой. Именно в

15 Шелонский Н.Н. В мире будущего. М.: Престиж Бук, 2014. С. 415.

16 Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М.: Экс-мо, 2008. С. 38.

17 Там же. С. 230.

18 Gooday G. Domesticating Electricity: Technology, Uncertainty and Gender, 1880-1914. London: Pickering & Chatto, 2008.

| 2 (39) 2020 |

Наталия Владимировна НИКИФОРОВА / Natalia NIKIFOROVA

| Электричество в техноландшафтах русских фантастических и утопических романов XIX в. / Electricity in Technolandscapes of Russian Science Fiction and Utopian Novels of the Nineteenth Century |

литературе проговаривалась тема неизбежности электрификации в будущем и конструировались убедительные сценарии электрификации, обещающие гармонию и безопасность.

В России наиболее яркий пример инженера-литератора - Владимир Чиколев, инженер, изобретатель, основатель и редактор журнала «Электричество», популяризатор науки и техники. Ему принадлежит несколько рассказов и один большой роман, в которых он рассуждает о преимуществах электричества перед другими технологиями и размышляет о возможных сценариях будущего развития электротехники. В романе «Не быль, но и не выдумка» (1895) он описывает сбор единомышленников - ученых и инженеров в грандиозном дворце, который богатый эксцентричный граф превратил в международный институт элек-тричества19. Роскошный дворец оборудован новейшими лабораториями, содержит передовое электротехническое оборудование, вместо прислуги - различные электрические устройства. Дворец служит еще и, выражаясь современным языком, творческой резиденцией -инженеры и ученые из разных стран могут останавливаться там для разработки своих идей. Роман описывает съезд участников большого собрания или конгресса, основная часть текста - стенограммы выступлений о новых технологических разработках, о новых теориях о социальном значении электричества и его будущем. Во дворце электричества, кроме сугубо функциональных пространств есть просторная и роскошно отделанная парадная часть («лестница света», зал с аллегорически-

19 Чиколев В.Н. Не быль, но и не выдумка. СПб.: Типо-лит. и фототип. П.И. Бабкина, 1895.

ми статуями наук и изобретений), призванная восхитить и вызвать благоговейный трепет у тех, кто допущен в храм прогресса. Оформление Института электричества напоминает визуальную организацию всемирных промышленных и научных выставок, где научно-технические объекты нередко представлялись в аллегорической или эстетической «упаковке», и перед посетителямми разыгрывались «мифы происхождения» тех или иных идей.

В романе описаны несколько спектаклей и представлений с применением электричества - передача игры оркестра с помощью телефонов и микрофонов, визуальные проекции, дистанционный запуск фейерверков, электрохимические опыты - все это в действительности отражает то, как публика сталкива- 122 лась с электрическими технологиями в реальности. В романе проговаривается последовательное развитие и накопление техники, которая будет служить человечеству, линейный прогресс. Применяется довольно частый троп - сравнение электричества с ребенком, а его развитие - с взрослением. Это нивелировало страх перед новинкой и представляло ее в роли сущности, которую нужно пестовать и о которой нужно заботиться, а не чего-то пугающего и опасного, чего следует сторониться. Выступления электротехников в романе напоминают реальные материалы съездов электротехнического отдела Императорского технического общества, где также обсуждались изобретения и возможное будущее электричества как «современного культурного фактора», способного оказать благотворное влияние на жизнь народов и влиять на постепенное мирное улучшение социальных отношений.

| 2 (39) 2020 |

Наталия Владимировна НИКИФОРОВА / Natalia NIKIFOROVA

| Электричество в техноландшафтах русских фантастических и утопических романов XIX в. / Electricity in Technolandscapes of Russian Science Fiction and Utopian Novels of the Nineteenth Century |

Представления о прогрессе: Россия в пространстве модерности

Фантастические произведения в основе сюжета часто имели далекое и сложное путешествие с помощью продвинутого или диковинного транспорта (например, путешествие на Марс с помощью гипноза у П. Ифнатьева, дирижабль с двигателем из золота у Н. Шелонского). При этом сами художественные произведения часто помещались на страницах научно-популярных журналов (наиболее распространенные - «Природа и люди», «Вокруг света», «Нива»), которые уделяли внимание современным технологиям и удаленным уголкам страны и планеты. Журналы формировали представление о пространстве - репрезентации удаленных мест связывались с новейшими технологиями - транспортом, телеграфом и телефоном, техниками картографирования, визуальными технологиями.

Через материалы журналов конструировалось и национальное воображаемое. Скажем, о телеграфе писали, что благодаря этой технологии незнакомые, дикие, заброшенные окраины империи становятся заметными, связываются с имперской сетью, и получают «культурное оживление». Жители России теперь имеют представление о Камчатке и Туркестане. Почтово-телеграфный вестник указывал, что теперь, благодаря возможностям мгновенной передачи мыслей на расстояние, редакция получает сведения о самых разных местах, может рассказать о них и сопоставить. Например, в статье «Два мира» сопоставляются две противоположные окраины России (противоположные в пространственном и

культурном смыслах) Туркестан и Финлян-

20

дия20.

Телескопические и обычные фотографии предлагали читателям изображения дальних стран и даже планет. Реальные изображения и репортажи о далеких территориях переплетались на страницах журналов с вымышленными сюжетами фантастических романов и рассуждениями о будущем, формируя некий общий нарратив о социальной роли техники. Иллюстрированные научно-популярные журналы приглашали членов «воображаемого сообщества» представить себе будущее, место и роль России в нем.

Пространства страны, планеты и космоса, описываемые в российских романах, не являлись нейтральным фоном для развития сю- 123 жета. Они задавали рамку рассуждений о специфичном положении России по отношению к Западу и Востоку, преломляли представления о прогрессе и предлагали образ альтернативной версии (незападного) прогресса, пробле-матизируя взаимоотношения различных сообществ и тему колонизации.

В ряде текстов указывается, что технологические достижения обеспечат России превосходство над странами Запада. У Одоевского выстраивается связь между электрификацией, модернизацией и геополитическим доминированием - в этом мире будущего два центра силы - Россия и Китай. И, как отмечает главный герой студент Цунгиев, западные страны рухнули в тот момент, когда России удалось открыть и подчинить силу, питающую и маши-

20 Два мира // Почтово-телеграфный вестник. СПб: Типография министерства внутренних дел. 1910. №20. С. 8-10.

| 2 (39) 2020 |

Наталия Владимировна НИКИФОРОВА / Natalia NIKIFOROVA

| Электричество в техноландшафтах русских фантастических и утопических романов XIX в. / Electricity in Technolandscapes of Russian Science Fiction and Utopian Novels of the Nineteenth Century |

ны, и человеческий разум21. У Ф. Булгарина («Правдоподобные небылицы, или Странствования по свету в двадцать девятом веке», 1824), благодаря электричеству, Сибирь становится академическим и культурным центром мира22. Россия в будущем у Н. Шелонского развивается в альянсе с Францией. Этим странам удалось продуктивно применить электричество в промышленности и быту, в то время, как остальные европейские государства и Америка безнадежно отстали, теперь это дикие и нецивилизованные народы. В этом мире православие обеспечивает одухотворенное развитие технического прогресса23. В комментарии к своему рассказу «Восстание машин» (1908), где электроприборы начинают убивать людей, В. Брюсов пишет, что это размышление на тему того, как может выглядеть технический прогресс, основанный на «германском символе веры» - техническом превосходстве, указывая на национальные стили технологического раз-

24

вития24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Есть сюжеты, которые обыгрывают тему европеизации и модернизации России, предполагая, что эти явления могут оцениваться негативно или отвергаться. В произведении

21 Одоевский В.Ф. Повести и рассказы [Подготовка текста Е.Ю. Хин]. М.: Гослитиздат. 1959.

22 Булгарин Ф. Правдоподобные небылицы, или Странствования по свету в двадцать девятом веке // Сочинения Фаддея Булгарина. Ч. 6. СПб.: Типография Александра Смирдина, 1830. С. 74-169.

23 Шелонский Н.Н. В мире будущего. М.: Престиж Бук, 2014.

24 Брюсов В.Я. Восстание машин. Летопись XXX

века // Вечное солнце: Русская социальная утопия и

научная фантастика (вторая половина XIX - начало XX в.) [Сост. авт. предисл. С. Калмыков]. М.: Молодая гвардия, 1979. С.228-235.

Л. Афанасьева «Путешествие на Марс» (1901) путешественники с земли (студент Шведов, профессор Русаков; обрусевший профессор Лессинг; богатая американка Мэри и изобретатель космического корабля Краснов) приносят на Марс цивилизацию - железные дороги, фабрики, технологии. Вместе с промышленностью начинают развиваться борьба, соперничество, хитрость, недоверие, прежде не знакомые марсианам. Профессор Лессинг отмечает, что «счастливая Аркадия простых людей исчезала и заменялась борьбой просвещенных эгоистов... Очарованные успехами техники, марсиане устремились к ним со всею страстью. Лессинг уже видел в перспективе борьбу разных имущественных классов и капиталистический строй»25. В результате разгневанные жи- 124 тели Марса прогоняют пришельцев, которые улетают и позже приземляются в Сибири. Один из героев произносит «Однако, хотя мы и в России, до Европы нам еще далеко»26. Так, в этой повести переигрывается тема привнесенного западного технологического развития.

Сюжетное построение ряда романов можно трактовать как осмысление проблем колонизации, европейской гегемонии и возможных путей прогресса. Примером может служить «Дневник Андре. Путешествие на воздушном шаре к Северному полюсу» (анонимный фантастический рассказ-утопия, мистификация дневника реальной экспедиции Саломона Андре на воздушном шаре к Северному полюсу, погибшая в 1897 г.), в котором путешественники обнаруживают на Северном

25 Афанасьев Л.Б. (Богоявленский Л.А.) Путешествие на Марс: фантастичесая повесть. [Б. м.]: Salamandra P.V.V., 2015. С. 96.

26 Там же. С. 105.

| 2 (39) 2020 |

Наталия Владимировна НИКИФОРОВА / Natalia NIKIFOROVA

| Электричество в техноландшафтах русских фантастических и утопических романов XIX в. / Electricity in Technolandscapes of Russian Science Fiction and Utopian Novels of the Nineteenth Century |

полюсе не безжизненную суровую пустыню, а цветущий край, населенный людьми. В этой республике ликвидировано социальное неравенство и развиты технологии. Герои испытывают страх оказаться более диким и неразвитым, чем обитатели Северного полюса27. В «Красной звезде» А. Богданова отношения Земля - Марс воспроизводят идеологическое противостояние России и Запада. Дискурс о юности, варварстве и колоссальных возможностях Земли по сравнению со спокойной старостью Марса параллелен аналогичному противопоставлению России и Европы в славянофильской традиции.

Таинственные технологии в экзотических локациях

Художественное осмысление технологий в XIX веке нередко было романтизированным. Технические системы воспринимались как что-то возвышенное, грандиозное, таинственное. Для электричества это отношение было особенно актуально, поскольку его природа была неясна, и в культурном восприятии присутствовали отголоски натурфилософских и мистических представлений об электричестве как организующем начале природы и таинственном источнике жизни. В серии романов В. Крыжановской28 речь идет о магах, чле-

27 Дневник Андре: путешествие на воздушном шаре к Северному полюсу. СПб.: Издание Л.В. Коло-тилова, 1897.

28 Крыжановская В.И. На соседней планете. СПб.:

Книгоиздательское товарищество, 1912; Крыжановская В.И. Смерть планеты. СПб.: Паровая тип. Л.В. Гутмана, 1911; Крыжановская В. И. Маги // Свет: Сб. романов и повестей. Ежемесячный журн. 1902. Т. 3 (март).

нах тайного сообщества, которые наблюдают жизнь разных планет и параллельных миров. Эти маги носят имена, напоминающие индийские (например, Супрамати) и работают в помещениях, напоминающих храмы, где находятся удивительные электрические машины, способные оживлять мертвых и сообщаться, как по телеграфу, с другими планетами.

Для нескольких текстов характерно использование заброшенных среди тропических лесов храмов в качестве места обнаружения продвинутых технологий будущего, причем связанных с древними цивилизациями. Так, в самом начале романа герои Н. Шелонского находят в Индии пещеру с гробницей древнего мудреца, где узнают, что ему уже 40000 лет назад были известны секреты обращения с 125 электричеством, обретения с его помощью бессмертия и сообщения с другими планетами. В романе «Ариасвати» (1904) русский дворянин с помощью построенного им «гиппогри-фа» (аэростата с электромоторами), попадает на остров в Тихом океане, где открывает следы давно погибшей цивилизации - храмы, башни, мощеные камнем дороги, обширный подземный лабиринт29. В одном из заброшенных храмов в тропиках он находит тело красавицы, сохранившееся нетленным, благодаря ныне утерянным знаниям, а рядом - алюминиевые таблички с письменами, содержащими инструкции по её оживлению, а также историю этой древней цивилизации. Выясняется, что это письмена алфавита ариев - общих предков индийцев и славян. Тропические «тайники» -

29 Соколов Н.Н. Ариасвати. СПб.: П.П. Сойкин. 1904.

| 2 (39) 2020 |

Наталия Владимировна НИКИФОРОВА / Natalia NIKIFOROVA

| Электричество в техноландшафтах русских фантастических и утопических романов XIX в. / Electricity in Technolandscapes of Russian Science Fiction and Utopian Novels of the Nineteenth Century |

места, где время остановилось, сохранив древние высокотехнологичные секреты.

Еще одно воображаемое место, где прошлое соединяется с будущим, а технологии обретают своего рода импульс силы - Северный и Южный полюса. В некоторых произведениях («В мире будущего» Н. Шелонского, «Дневник Андре») Северный полюс оформляется как место, где особым образом работает время. Это точка, где путешественникам доступен прямой доступ к древнейшему прошлому, это место не подвержено изменениям. Здесь льды работают как консервант времени (тут, к примеру, находят давно вымершие растения, животных; или «замороженные» сообщества, иногда это более ранние эволюционные стадии). При этом, Северный полюс (представлен одновременно как древнее и современное место - часто тут находят обитателей, которые технически значительно превосходят путешественников. Героям Шелонского путешествие на север указано древним индийским мудрецом, и именно на Северном полюсе они обнаруживают технологии будущего и способ в это будущее переместиться. В рассказе «Капитан Немо в России» К. Случевского (1898) Немо навещает австралийского ученого, поселившегося на русском Севере на берегу Белого моря, в «царстве мрака и сальных свечей». Там с использованием электрических технологий ему удалось создать высокотехнологичный оазис с небольшой Африкой в миниатюре. Южный полюс также становился местом действия романов. В «Республике Южного Креста В. Брюсова» (1905) В Антарктиде построена сеть промышленных городов.

Так, в рассмотренных произведениях далекие льды и тропики - экзотические места,

связанные со стереотипическим представлениями (чувственный и таинственный восток, наполненный древней мудростью, и холодный север, способный останавливать время), характеризуют электрические технологии как нечто мистическое, нерукотворное, могущественное. В публичном дискурсе и популярной культуре XIX века было характерно отношение к техническим артефактам как одновременно функциональным и сакрализованным, рациональным и романтизированным. Для характеристики этого комплексного отношения к технологиям в западной гуманитаристике был предложен термин «технологическое возвышенное» (Л. Маркс)30 - представление о безграничных возможностях техники и человеческого гения, сравнимый с прежним трепетом человека перед природной стихией. Это отношение к возвышенному воплотилось в аллегорической иконографии науки и технологий31.

Заключение. Утопия как технотопия

Возможные сценарии общественного, политического и материального развития в рассмотренных художественных текстах поставлены в зависимость от технологий - именно электроэнергетика и электротехника способны автоматизировать, освободить руки, привнести справедливость и спокойствие. Таким образом, утопии трансформируются в

126

30Marx. L. The Machine in the Garden: Technology and the Pastoral Ideal in America. Oxford University Press, 2000.

31 Никифорова Л.В., Никифорова Н В., Васильева А. Л. Итальянский балет-феерия и «технологическое возвышенное». Реабилитация «Эксцельсио-ра» // Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. № 3 (50) 2017. С. 52-66.

| 2 (39) 2020 |

Наталия Владимировна НИКИФОРОВА / Natalia NIKIFOROVA

| Электричество в техноландшафтах русских фантастических и утопических романов XIX в. / Electricity in Technolandscapes of Russian Science Fiction and Utopian Novels of the Nineteenth Century |

«технотопии», а пространственный код задает рамку рассуждений о векторах прогресса. Пространства в романах не являются стабильным фоном или контейнером для сюжета, но задают рамку рассуждений о проблемах колонизации, специфичном положении России по отношению к западу и востоку, о возможностях альтернативного «незападного» прогресса, о роли науки и технологий в социальных преобразованиях. Технологизированное пространство в сюжете маркирует геополитическое развитие, указывает на оппозицию цивилизаци-онной продвинутости и отсталости.

Литературные «технотопии» были частью популярной культуры, связанной с освоением и осмыслением пространства и технических новинок. Фантастическая литература была включена в «кампанию» по конструированию сценариев развития и представления о неизбежности электрификации. Фантастико-утопические романы размышляли о положении России между Западом и Востоком и искали возможные пути развития. Электричество в романах многофункционально - оно обеспечивает контроль над природой, связность пространства, комфорт социальных взаимодействий, здоровье, душевное благополучие и даже бессмертие. При этом, электричество окутано романтизированными обертонами и может характеризоваться как мистическая сила и представать в сакрализованных формах.

Список литературы

1. Афанасьев Л.Б. (Богоявленский Л. А.) Путешествие на Марс: фантастическая повесть. [Б. м.]: Salamandra P.V.V., 2015. 107 с.

2. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты: новые ориентиры в науках о культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 502 с.

3. Богданов А. А. Красная звезда. СПб.: Т-во ху-дож. печати, 1908. 156 с.

4. Брюсов В.Я. Восстание машин. Летопись XXX века // Вечное солнце: Русская социальная утопия и научная фантастика (вторая половина XIX - начало XX в.) [Сост. авт. предисл. С. Калмыков]. М.: Молодая гвардия, 1979. С. 228235.

5. Булгарин Ф. Правдоподобные небылицы, или Странствования по свету в двадцать девятом веке // Сочинения Фаддея Булгарина. Ч. 6. СПб.: Типография Александра Смирдина, 1830. С.74-169.

6. Два мира // Почтово-телеграфный вестник. СПб: Типография министерства внутренних дел. 1910. № 20. С. 8-10.

7. Дневник Андре: Путешествие на воздушном шаре к Северному полюсу. СПб.: Издание Л.В. Колотилова, 1897. [Б.п.]

8. Инфантьев П.П. На другой планете: Повесть из жизни обитателей Марса: [С подробной картой планеты Марса]. Новгород: Губ. тип., 1901. 142 с.

9. Каспэ И.М. В союзе с утопией: Смысловые рубежи позднесоветской культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 431 с.

10. Крыжановская В. И. Маги // Свет: Сб. романов и повестей. Ежемесячный журн. 1902. Т. 3 (март).

11. Крыжановская В.И. На соседней планете. СПб.: Книгоиздательское товарищество, 1912. 234 с.

12. Крыжановская В.И. Смерть планеты. СПб.: Паровая тип. Л.В. Гутмана, 1911. 287 с.

13. Никифорова Л.В., Никифорова, Васильева А.Л. Итальянский балет-феерия и «технологическое возвышенное». Реабилитация «Эксцельсиора» // Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. 2017. № 3 (50). С. 52-66.

| 2 (39) 2020 |

Наталия Владимировна НИКИФОРОВА / Natalia NIKIFOROVA

| Электричество в техноландшафтах русских фантастических и утопических романов XIX в. / Electricity in Technolandscapes of Russian Science Fiction and Utopian Novels of the Nineteenth Century |

14. Одоевский В.Ф. Повести и рассказы [Подготовка текста Е.Ю. Хин]. М.: Гослитиздат, 1959. 495 с.

15. Соколов Н.Н. Ариасвати. СПб.: П.П. Сойкин, 1904. 484 с.

16. Суслов М. По ту сторону империи: Пространственные конфигурации идентичностей в российских литературных утопиях рубежа XIX-XX вв. // Ab Imperio. 2011. Vol. 2011 no. 4. C. 325-356.

17. Топографии популярной культуры: Сборник статей /Ред.-сост. А. Розенхольм, И. Савкина. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 402 с.

18. Федоров Н. Ф. Философия общего дела. М.: Эксмо, 2008. 750 с.

19. Чиколев В.Н. Не быль, но и не выдумка. СПб.: Типолитография и фототипия П.И. Бабкина, 1895. 227 с.

20. Шелонский Н.Н. В мире будущего. М.: Престиж Бук, 2014. 524 с.

21. Banerjee A. We Modern People: Science Fiction and the Making of Russian Modernity. iddletown: Wesleyan University Press, 2013. 206 p.

22. Gooday G. Domesticating Electricity: Technology, Uncertainty and Gender, 1880-1914. London: Pickering & Chatto, 2008. 292 p.

23. Jenkins A. Space and the "March of Mind": Literature and the Physical Sciences in Britain, 18151850. Oxford: Oxford University Press, 2007. 257 p.

24. Livingstone D. Putting Science in Its Place: Geographies of Scientific Knowledge. Chicago: University of Chicago Press, 2010. 244 p.

25. Livingstone D. The Spaces of Knowledge: Contributions Towards a Historical Geography of Science // Environment and Planning D: Society and Space. 1995. No 13. P. 5-34.

26. Marx.L. The Machine in the Garden: Technology and the Pastoral Ideal in America. Oxford: Oxford University Press, 2000. 368 p.

27. Nordmann A. Design Choices in the Nanoworld: A Space Odyssey // Nano Researchers Facing Choices. The Dialogue Series. Vol. 10 /Ed. M. Deblonde, L. Goorden. Antwerpen: Universitair Centrum Sint-Ignatius, 2007. P. 13-30.

28. Pordzik R. Futurescapes: Space in Utopian and Science Fiction Discourses. Amsterdam- N.-Y.: Rodopi, 2009. 368 p.

References

1. Afanas'ev L.B. (Bogojavlenskij L.A.) Puteshestvie na Mars: fantasticheskaja povest'. (Journey to Mars: A Fantastic Tale ). [Bez mesta]: Salamandra P.V.V., 2015. 107 s. (in Russian).

2. Bahmann-Medik D. Cultural Turns. New Orientations in the Study of Culture. Berlin, Boston: de Gruyter, coll.«de Gruyter Textbook», 2016. 302 p.

128

3. Banerjee A. We Modern People: Science Fiction -

and the Making of Russian Modernity. Mid-dletown: Wesleyan University Press, 2013. 206 p.

4. Bogdanov A. A. Krasnaya zvezda (Red Star). Sankt-Peterburg: Tovarishchestvo hudozhestven-noj pechati Publ., 1908. 156 s. (in Russian).

5. Brjusov V.Ja. Vosstanie mashin. Letopis' XXX veka (The Rise of the Machines. Chronicle of the XXX century). Vechnoe solnce: Russkaja so-cial'naja utopija i nauchnaja fantastika (vtoraja polovina XIX - nachalo XX v.) (The Eternal Sun: Russian Social Utopia and Science Fiction (Second half of the 19th - beginning of the 20th centuries). [Sostavitel' i avtor Predislovija S. Kal-mykov]. Moskva: Molodaja gvardija Publ., 1979. S. 228- 235. (in Russian).

6. Bulgarin F. Pravdopodobnye nebylicy, ili Stranstvovanija po svetu v dvadcat' devjatom veke (Credible Fables, or Wanderings in the World in the Twenty-Ninth Century). Sochinenija Faddeja Bulgarina (Works of Thaddeus Bulgarin). Glava 6. Sankt-Peterburg: Tipografija Aleksandra Smirdina Publ., 1830. S. 74-169. (in Russian).

7. Chikolev V.N. Ne byl', no i ne vydumka (Not real, but not fiction). Sankt-Peterburg: Tipolitografija i

| 2 (39) 2020 |

Наталия Владимировна НИКИФОРОВА / Natalia NIKIFOROVA

| Электричество в техноландшафтах русских фантастических и утопических романов XIX в. / Electricity in Technolandscapes of Russian Science Fiction and Utopian Novels of the Nineteenth Century |

fototipija P.I. Babkina Publ., 1895. 227 s. (in Russian).

8. Dva mira (Two worlds). Pochtovo-telegrafnyj vestnik (Post and Telegraph Bulletin). Sankt-Peterburg: Tipografija ministerstva vnutrennih del Publ.. 1910. №20. S. 8-10. (in Russian).

9. Dnevnik Andre: Puteshestvie na vozdushnom share k Severnomu poljusu (Andre's Diary: Hot Air Balloon Journey to the North Pole). Sankt-Peterburg: Izdanie L.V. Kolotilova, 1897. (in Russian).

10. Gooday G. Domesticating Electricity: Technology, Uncertainty and Gender, 1880-1914. London: Pickering & Chatto, 2008. 292 p.

11. Fedorov N. F. Filosofija obshhego dela (The Philosophy of the Commn Task). Moskwa: Eksmo Publ., 2008. 750 s. (in Russian).

12. Infant'ev P.P. Na drugoj planete: Povest' iz zhizni obitatelej Marsa (On another planet: A story from the life of the inhabitants of Mars). Novgorod: Gu-bernskaja tipografija Publ., 1901. 142 s. (in Russian).

13. Jenkins A. Space and the "March of Mind": Literature and the Physical Sciences in Britain, 18151850. Oxford: Oxford University Press, 2007. 257 p.

14. Kaspje I.M. V sojuze s utopiej: Smyslovye rubezhi pozdnesovetskoj kul'tury (In alliance with utopia: The semantic frontiers of late Soviet culture). Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2018. 431 s. (in Russian).

15. Kryzhanovskaja V. I. Magi (Magicians). Svet: Sbornik romanov i povestej. Ezhemesjachnyj zhurnal (Light. Collection of novels and posts. Monthly magazine). 1902. T. 3 (mart). (in Russian).

16. Kryzhanovskaja V.I. Na sosednej planete (On a neighboring planet). Sankt-Peterburg: Knigoiz-datel'skoe tovarishhestvo Publ., 1912. 234 c. (in Russian).

17. Livingstone D. Putting Science in Its Place: Geographies of Scientific Knowledge. Chicago: University of Chicago Press, 2010. 244 p.

18. Livingstone D. The Spaces of Knowledge: Contributions Towards a Historical Geography of Science. Environment and Planning D: Society and Space. 1995. No 13. P. 5-34.

19. Marx.L. The Machine in the Garden: Technology and the Pastoral Ideal in America. Oxford: Oxford University Press, 2000. 368 p.

20. Nikiforova L.V., Nikiforova, Vasil'eva A.L. Ital'janskij balet-feerija i «tehnologicheskoe vozvyshennoe». Reabilitacija «Jekscel'siora» (Italian spectacular ballet and "technological sublime". Rehabilitation of Excelsior. Vestnik Akademii Russkogo baleta imeni A.Ja. Vaganovoj (Bulletin of Vaganova Ballet Academy). 2017. No 3 (50) S. 52-66. (in Russian).

21. Nordmann A. Design Choices in the Nanoworld: A Space Odyssey. Nano Researchers Facing Choices. The Dialogue Series. Vol. 10 / Ed. M. Deblonde, L. Goorden. Antwerpen: Universitair Centrum Sint-Ignatius, 2007. P. 13-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Odoevskij V.F. Povesti i rasskazy (Tales and Sto-ries)[Podgotovka teksta E.Ju. Hin]. Moskva: Gos-litizdat Publ., 1959. 495 s. (in Russian).

23. Pordzik R. Futurescapes: Space in Utopian and Science Fiction Discourses. Amsterdam- N.-Y.: Rodopi, 2009. 368 p.

24. Shelonskij N.N. V mire budushhego (In the World of the Future). Moskva: Prestizh Buk Publ., 2014. 524 s. (in Russian).

25. Sokolov N.N. Ariasvati (Ariasvati). Sankt-Peterburg: P.P. Sojkin, 1904. 484 s. (in Russian).

26. Suslov M. Po tu storonu imperii: Prostranstvennye konfiguracii identichnostej v rossijskih literaturnyh utopijah rubezha XIX-XX vv. (Beyond the Empire: Spatial configurations of identities in Russian literary utopias of the turn of the XIX - XX centuries). Ab Imperio. 2011. Vol. 2011. No. 4. S. 325356.

129

| 2 (39) 2020 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.