Научная статья на тему 'Электрические свойства композитов на основе поливинилового спирта с сегнетоэлектрическими включениями'

Электрические свойства композитов на основе поливинилового спирта с сегнетоэлектрическими включениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / СЕГНЕТОЭЛЕКТРИКИ / ЭМИССИЯ ЭЛЕКТРОНОВ / COMPOSITE MATERIALS / FERROELECTRICS / THE ELECTRON EMISSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плаксицкий А. Б., Бочаров А. И.

В настоящей работе приведены результаты диэлектрических измерений композитов на основе поливинилового спирта с сегнетоэлектрическими включениями. Показано смещение максимумов в температурных зависимостях ёмкости в сторону более высоких температур по сравнению с объёмными кристаллами. Во всех исследованных композитах наблюдается увеличение значений емкости по сравнению с объемными материалами. Исследованы эмиссионные свойства композита поливиниловый спирт нитрит натрия. Проведенные исследования указывают на возможность создания сегнетоэлектрического состояния в композитах на основе полимеров с сегнетоэлектрическими включениями и сохранении этого состояния до температур, на десятки градусов превышающих температуру Кюри объемных образцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRICAL PROPERTIES OF COMPOSITES BASED ON POLYVINYL ALCOHOL WITH FERROELECTRIC INCLUSIONS

In this paper we present the results of dielectric measurements of composites based on polyvinyl alcohol with ferroelectric inclusions. Shows the shift of the maxima in the temperature dependence of the capacitance of to higher temperatures compared to the bulk crystals. In all the investigated composites, an increase of the capacity in comparison with bulk materials. Investigated the emission properties of the composite polyvinyl alcohol sodium nitrite. Studies suggest the possibility of creating a ferroelectric state in polymer-based composites with ferroelectric inclusions and maintaining this state to temperatures tens of degrees above the Curie temperature of bulk samples.

Текст научной работы на тему «Электрические свойства композитов на основе поливинилового спирта с сегнетоэлектрическими включениями»

ИТОГИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТГУ ЗА 1997 ГОД (Доклад на Ученом совете университета 20 февраля 1998 года)

Научная деятельность университета в 1997 году осуществлялась в соответствии с основными направлениями развития научно-исследовательской и научно-методической работы на основе Тематического плана НИР университета и с учетом приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий, утвержденных правительством России. Работа охватывала одновременно несколько блоков научных мероприятий, которые традиционно составляют основу научно-исследовательской деятельности университета:

- научно-исследовательские работы по планам кафедр и лабораторий, в том числе по единому и разовым заказ-нарядам Минобразования России;

- исследования и мероприятия в рамках федеральной целевой программы "Интеграция" и научно-технических программ министерства;

- хоздоговорные исследования;

- научные исследования и мероприятия при поддержке различных фондов и международных организаций;

- студенческие научные исследования и мероприятия.

В выполнении НИР в той или иной мере принимали участие 56 кафедр и 19 научно-исследователь-ских центров и лабораторий, в том числе 48 докторов наук, профессоров, 228 кандидатов наук, доцентов, 7 научных сотрудников, кандидатов наук, среди которых 14 заслуженных деятелей науки и культуры, 23 действительных члена и члена-коррес-пондента различных российских и международных академий.

По плану НИР в университете выполнялось 48 тем, из которых 29 фундаментальные, 17 тем завершены. Над их реализацией успешно трудились коллективы различных научных школ университета, которые возглавляют профессора В.Ф. Молчанов,

A.И. Булгаков, Ю.И. Головин, В.А. Федоров,

B.И. Вигдорович, Л.Е. Цыганкова, Т.Н. и Ю.Е. Ма-ляренко, В.М. Юрьев, Л.Г. Протасов, В.Н. Окатов, Л.В. Полякова, В.Г. Руделев, М.И. Старое, Е.В. Милосердова и другие. Эти школы и научные коллективы - ядро нашего университета. Благодаря их работе университет растет и развивается в научном плане, и итоги научно-исследовательской работы за 1997 год, о которых можно сегодня говорить, -это также результат их работы.

Необходимо заметить, что научно-исследовательская работа университета оценивается не только по качеству и результатам выполненных работ, но и, в основном, по достигнутым объемам финансирования и другим количественным показателям.

Остановимся подробнее на анализе количественных показателей полученных результатов. Общий объем финансирования научных исследований университета в 1997 году составил 1395,0 млн. руб. Это ровно в 1,5 раза больше, чем в 1996 году

(925,3 млн. руб.) и в 3,4 раза больше, чем в 1995 году (405,3 млн. руб.). Данное увеличение достигнуто за счет роста финансовых показателей по всем перечисленным выше разделам научно-исследовательской работы. При этом рост финансирования по единому и разовым заказ-нарядам в 1997 г. по сравнению с 1996 и 1995 гг. составил 230 % и 280 %, по грантам - 436 % и 476 % (в основном, за счет увеличения количества грантов по различным международным фондам), по научно-техническим и федеральным программам - 568 % и 465 %, по хоздоговорным исследованиям - 160 % и 402 % соответственно.

Так, в 1997 г. из средств федерального бюджета по линии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации на научные исследования получено 329,2 млн. руб., в том числе финансировались 8 тем по единому и разовым заказ-нарядам, два гранта Министерства: по математике (рук. В.Ф. Молчанов) и физике (рук. Р.Б. Моргунов), 4 научно-технические и 1 федеральная программы.

Можно констатировать, что активизация, начиная с 1996 года, участия преподавателей университета в самых различных конкурсах грантов, конкурсах на участие в НТ и федеральных программах принесла положительные результаты. Финансирование научных исследований по этой линии составило в 1997 году 553,5 млн. руб. (т.е. в 5 раз больше, чем в 1996 или 1995 году). Нашим ученым удалось войти в 4 НТП: "Конверсия и высокие технологии", "Автоматизированные системы медико-биологичес-кого назначения", "Переработка растительного сырья и утилизация отходов", "Пропаганда достижений в сфере научных исследований, общего и профессионального образования в России и за рубежом" (руководители - профессора д.х.н. В.И. Вигдорович, д.мед.н. Ю.Е. Маляренко, д.филол.н. Л.В. Полякова, доцент, к.х.н. O.A. Ермаков), а также в Президентскую Федеральную целевую программу "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы" (рук. - докладчик).

Финансирование по грантам Российского фонда фундаментальных исследований составило 37,4 млн. руб. Это два гранта по исследовательским проектам: по физике (рук. проф. Ю.И. Головин) и по лингвистике (рук. докладчик), и грант на поездку на конференцию в Германию для аспиранта кафедры общей физики И.В. Ушакова (рук. проф. В.А. Федоров).

Получено два гранта Российского гуманитарного научного фонда на издание двух монографий: Л.Г. Протасова «Всероссийское Учредительное собрание: история рождения и гибели» и С.Б. Каверина «Мотивация труда».

Из других источников финансирования получено 146,7 млн. руб. Это поддержка конференций, гранты на научную стажировку за рубежом, на издание научной литературы. В том числе 130 млн.руб. - это гранты различных международных фондов: различные структуры Фонда Сороса, Фонд Форда, Немецкая служба академических обменов (ДААД), Общество Гете (Германия), Демократическая программа ТАСИС и др. Получили эти гранты научные коллективы под руководством профессоров Л.В. Поляковой, P.M. Куличенко, В.В. Помогаева, Е.В. Милосердовой и др.

Научную стажировку в Голландии прошла преподаватель экономического факультета Т.Г. Осад-чая, в Германии - преподаватели кафедр немецкой филологии и иностранных языков доц. Т.А. Фесенко и Н.В. Ушкова, аспиранты кафедры немецкой филологии С. Анфимова и И. Безукладова.

Большое значение для качественной характеристики существующих в университете научных школ и проводимых ими исследований имеет также их признание в ведущих научных центрах России и за рубежом. Это признание проявляется не только в виде государственного финансирования и различных грантов, но и в виде почетных званий, различных стипендий, премий, членства в общественных академиях, в престижных публикациях.

В частности, в 1997 году званий Соросовского профессора удостоены В.А. Федоров (повторно) и Ю.И. Головин, Соросовского доцента - A.A. Арзамасцев (повторно), Соросовского студента Т. Машкова (рук. Л.Е. Цыганкова).

Стипендию для поддержки молодых ученых России по постановлению РАН получил старший преподаватель кафедры теоретической физики Р.Б. Моргунов. Государственную президентскую стипендию для аспирантов - аспирант кафедры немецкой филологии О. Карнаухов.

Несколько персональных грантов получено преподавателями университета от Международного научного фонда. (К сожалению, у нас нет полной информации по персональным грантам, поскольку не все преподаватели сообщают о них в научную часть).

Отдельные научные коллективы нашего университета были включены в состав ведущих научных школ России, получивших государственную поддержку совместно с Российским университетом дружбы народов (коллектив, руководимый проф. В.Ф. Молчановым); Пермским государственным техническим университетом (коллектив, руководимый проф. А.И. Булгаковым), однако финансирование этих школ в отчетном году не проводилось.

В прошедшем году проведена значительная работа по привлечению коллективов и отдельных преподавателей университета к участию в различных конкурсах на получение финансирования на научные исследования. Направлено более 40 проектов в Головные советы конкурсов Минобразования, РФФИ, РГНФ, РАН, дирекцию ФЦП "Интеграция", Международную ассоциацию "ИНТАС", Фонды Сороса, различные научно-технические программы, другие фонды и организации.

Студенты и аспиранты участвуют в конкурсах на гранты российского, регионального и местного уровней. Две студентки (И. Васильева и Л. Саяпина) получили стипендии Президента для обучения за границей, в Индианаполисе (США) и Гейдельберге

(Германия) соответственно. Стипендии и гранты областной администрации получили четыре студента (О. Ивлева - химико-биологический факультет, Л. Спирина - филологический факультет, О. Левин -исторический факультет, Е. Бочарова - факультет культуры и искусств) и два аспиранта (А. Кучин -кафедра математического анализа и И. Безукладова - кафедра немецкой филологии) университета.

Студентка факультета информационных ресурсов Е. Окорокова (рук. В.П. Зорина) стала лауреатом Всероссийского конкурса студенческих научных работ по библиотековедению и библиографии, а студентки И. Авдеева и Т. Каширских (рук.

В.П. Зорина) получили благодарственные письма за участие в этом же конкурсе.

Престижные научные награды в 1997 г. получили:

- В.М. Тютюнник - избран действительным членом Нью-Йоркской академии наук;

- Ю.И. Головин и В.А. Федоров отмечены званием "Человек-1997" Американским биографическим институтом США;

- В.А. Федоров и М.А. Куракин избраны члена-ми-корреспондентами Академии естествознания;

- В.Н. Окатов, A.A. Слетков, P.M. Куличенко, Р.П. Мильруд избраны действительными членами Академии социального образования;

- Л.В. Полякова стала лауреатом областной премии имени А.К. Воронского как литературный критик;

- М.И. Старов избран действительным членом Международной академии педагогических наук;

- Ю.И. Головин, В.А. Федоров избраны действительными членами, а A.A. Арзамасцев, Б.В. Борисов, Г.П. Пирожков и A.A. Соболева - членами-корреспондентами Академии естественных наук.

Одним из самых важных показателей научно-исследовательской работы университета и его рейтинга в целом являются хоздоговорные исследования. По хоздоговорам в 1997 году выполнено 17 НИР на общую сумму 731,4 млн. руб. Среди хоздоговорных исследований следует выделить темы, тесно связанные с решением проблем высшей школы, в том числе разработки программ и методических материалов для многоуровневой подготовки специалистов различных сфер деятельности, их экспериментальную оценку и внедрение (руководители тем - профессора В.Н. Окатов, В.И. Вигдорович, Л.В. Полякова, С.Б. Каверин, H.A. Придворов), разработку и переиздание атласа города и области (рук. - доц. А.М. Кириллов), составление экологических карт земель России (рук. - доц. О.И. Дубровин). В выполнении хоздоговорных исследований принимали участие 96 человек - сотрудников, аспирантов и студентов университета.

В рамках разработки проблем высшей школы осуществлялась издательская деятельность университета, этим же проблемам посвящены и многие научные публикации наших преподавателей. В прошедшем году преподавателями университета издано 19 монографий, среди которых исследования по экономике, лингвистике, философии, психологии, истории; 33 сборника научных трудов; 95 учебников и учебных пособий, среди которых три с рекомендательным грифом министерства. Всего опубликовано 1298 различных научных изданий общим объемом более 650 печатных листов.

Среди опубликованных работ, в том числе вне университета, следует отметить монографии В.М. Юрьева "Транзитарное хозяйство России: детерминизм экономических интересов", "200 лет Тамбовской губернии и 60 лет Тамбовской области. Историко-статистический сборник" (соавторы

B.В. Канищев и Ю.А. Мизис); учебник "Теоретическая экономика", в числе авторов которого Т.А. Гостилович; комплект учебных пособий по английскому языку O.A. Денисенко в соавторстве; продолжается издание учебника по физиологии, среди авторов которого Т.Н. и Ю.Е. Маляренко; уже упомянутые монографии Л.Г. Протасова и

C.Б. Каверина; продолжение многолетнего труда Л.В. Поляковой по изданию очередных сборников материалов "Замятинские чтения"; статьи в центральных и зарубежных научных изданиях профессоров Ю.И. Головина, В.Ф. Молчанова, В.А. Федорова, А.И. Булгакова, В.И. Вигдоровича, Л.Е. Цыганковой, Ю.Е. и Т.Н. Маляренко и др.

Во Всероссийском конкурсе "Искусство книги" учебник проф. Н.Г. Агарковой из федерального комплекта учебников для начальной школы получил диплом второй степени. На 4-й международной конференции Ассоциации "Развивающее обучение" Н.Г. Агаркова провела также авторскую мастерскую по своим учебникам.

Признание и известность университета в научном мире невозможны также без участия наших ученых в научных конференциях. В 1997 году преподаватели и аспиранты университета приняли участие в 192 научных конференциях, в том числе 67 международных. 30 научных конференций и других научных мероприятий (почти в 2 раза больше, чем в

1996 г.) проведено на базе университета, в том числе 5 - международного уровня. Среди них можно отметить: Международный симпозиум "Слово в словаре" (рук. проф. В.Г. Руделев), "Третьи международные Замятинские чтения" (рук. проф. Л.В. Полякова), Международная конференция "Актуальные проблемы подготовки кадров для социальной работы на региональном уровне" (рук. проф. P.M. Куличен-ко), Международная конференция "Филология и культура" (рук. доц. O.A. Артемьева, Т.А. Фесенко) и Школа Британского Совета и Манчестерского университета по проблеме "Подготовка учителя иностранных языков" (рук. проф. Р.П. Мильруд). Две из проведенных конференций получили финансовую поддержку Института "Открытое Общество" Фонда Сороса. Проведена также ежегодная конференция преподавателей университета по итогам научной работы в 1997 году - III Державинские чтения. Несмотря на материальные трудности, нам удалось издать к началу конференции запланированные программы и тезисы, за что следует поблагодарить всех ответственных редакторов, наше издательство и первого проректора университета В.Н. Окатова. Хотелось бы особенно подчеркнуть, что за всеми проведенными на базе университета конференциями стоит огромный труд не только их организаторов, но и работников издательства, которые всегда своевременно обеспечивают выпуск необходимых материалов.

Постепенно налаживается работа в университете и по подготовке кадров высшей квалификации. В настоящее время в университете работают четыре совета по защите кандидатских диссертаций: по русскому языку и литературе (председатель проф.

В.Г. Руделев), по физике твердого тела (председ. проф. Ю.И. Головин), по электрохимии и защите металлов от коррозии (председатель проф. В.И. Ви-гдорович) и по методике преподавания иностранных языков (председатель проф. Р.П. Мильруд). К сожалению, один диссертационный совет - по политэкономии (председатель проф. В.М. Зубец, ученый секретарь доц. Т.А. Гостилович) - у нас так и не заработал, и поэтому был закрыт. В то же время у нас есть в этом плане и нереализованные возможности. Так, в настоящий момент существуют все необходимые предпосылки для того, чтобы открыть диссертационные советы по математике, российской истории, педагогике, философии, германским языкам, докторский совет по филологическим специальностям. Требуются только соответствующие усилия со стороны наших ученых - докторов наук, представляющих данные специальности.

Лучше, по сравнению с прошлым годом, в отчетном году выглядят показатели по защите диссертаций, хотя и они пока еще недостаточно высоки. В

1997 году сотрудниками университета в различных диссертационных советах защищены четыре докторские диссертации (В.М. Юрьев "Экономические интересы и их реализация в транзитарной экономике" - 08.00.01 Политическая экономия; H.A. Коваль "Психология духовности личности" - 19.00.11 Психология личности; О.В. Ромах "Провинциальная культурная среда как фактор формирования досуга молодежи" - 24.00.01 Теория культуры;

А.Г. Айрапетов "Венгерские рабочие на рубеже XIX-XX веков: исследование социально-культурного развития" - 07.00.03 Всеобщая история), 14 кандидатских диссертаций и три магистерских, в том числе 9 кандидатских диссертаций защищено в диссертационных советах университета.

В докторантуру университета в 1997 году принято 6 докторантов, еще 7 преподавателей обучаются в докторантурах других вузов России, 7 преподавателей работали над докторскими диссертациями в должности научного сотрудника. Практика перевода на должность научного сотрудника для завершения работы над докторской диссертацией, как показывает опыт, в целом себя оправдывает. Целый ряд наших преподавателей, в том числе упоминавшиеся выше доктора наук 1997 года, смогли завершить работу над диссертациями и успешно их защитить именно благодаря переводу на данные должности. В то же время кафедры и Ученые советы факультетов должны повысить требовательность ко всем кандидатурам, претендующим на эту должность, и особенно к тем, у кого прошло много времени с тех пор, как они использовали данную возможность, а завершенных диссертаций так и не представили.

В аспирантуре университета по 24 специальностям в 1997 году обучалось 247 аспирантов, выпущено - 14, в том числе с защитой диссертации - 8. Как видим, последний показатель в университете еще очень низкий, и научным руководителям и кафедрам здесь многое предстоит сделать, чтобы наша аспирантура работала результативнее.

Несмотря на то, что финансирование на научные исследования Минобразованием России производилось практически только по статьям "зарплата" и "начисления на зарплату", университету удалось изыскать некоторые возможности укрепления материально-технической базы за счет самостоятельно зарабатываемых, в том числе хоздоговорных

средств. В частности, в отчетном году приобретено научных и учебных приборов и оборудования более, чем на 500 млн. руб. Без дальнейшего укрепления материально-технической базы кафедр, созданных лабораторий и центров наука в нашем университете развиваться не сможет, а следовательно, не сможем мы обеспечить и должный уровень университетского образования. И понимать это должны не только профессора и доценты, но и все вспомогательные службы, которые часто не осознают, с какой целью они созданы и кого призваны обслуживать. Атте-стовывать нас будут в том числе и в значительной мере именно по научным показателям, поскольку уровень развития научных исследований свидетельствует и о качестве обеспечиваемого университетского образования.

Важной составной частью научно-исследо-вательской работы любого университета является подготовка научной смены в своем собственном вузе, обеспечение преемственности поколений. Без передачи научного опыта студентам и аспирантам трудно вести речь о научных школах, их развитии и укреплении. В университете наряду с ежегодной конференцией преподавателей проводится конференция молодых ученых, а также студенческая научная конференция с изданием программ и материалов конференций. Такие конференции прошли и в отчетном году.

Традицией стали ежегодные конкурсы студенческих научных работ, по итогам которых на Ученом совете университета вручаются дипломы и премии победителям, благодарственные письма научным руководителям. Буквально два месяца назад на заседании Ученого совета университета были вручены денежные премии, дипломы и благодарственные письма победителям прошлогоднего конкурса. Сложившаяся в университете система руководства научно-исследовательской работой студентов в основном соответствует требованиям университетской подготовки специалистов. Система включает в себя изучение студентами научных публикаций, обучение выполнению научного эксперимента, его описанию, написание курсовых и дипломных работ, выступление с научными сообщениями и докладами, участие в работе научных коллективов.

Как видно из доклада, в университете наметился определенный рост по всем показателям и разделам научно-исследовательской работы. Пусть по отдельным видам работы этот рост пока еще незначительный, но все-таки - это движение вперед. Положительным моментом является также и определенная стабильность в плане публикации научных и научно-методических работ, в том числе в престижных научных изданиях России и за рубежом. Тем не менее наши возможности еще далеко не исчерпаны, и нам предстоит много сделать, чтобы выйти на действительно университетский уровень научной работы.

Для сравнения с другими вузами нашего региона приведу некоторые статистические данные. Среди 10 вузов Центрального Черноземья, вошедших в статистический сборник министерства за 1996 год, наш университет занимает 5-е место по количеству кандидатов наук и 9-е (опережая лишь ТГТУ) по количеству докторов наук. В то же время по количеству студентов мы занимаем 1-е место, опережая даже ВГУ, а по количеству аспирантов и докторантов 2-е место (1-е место занимает ВГУ). По количе-

ству диссертационных советов мы делили последнее место с ЛипГТУ и Воронежской лесотехнической академией. С теми же вузами мы делим 5-7 места по количеству защит. По общему объему финансирования мы - на 7 месте. После нас только КурГТУ и Воронежские лесотехническая и технологическая академии, 1-е место у ВГТУ (около 10 млрд. руб., из них около 8 по хоздоговорам), на 2-м месте ВГУ (4,3 млрд. руб., из них 1,9 по хоздоговорам, ТГТУ -на 6 месте (2 млрд. руб., из них 850 млн. по хоздоговорам). По НТП наш университет на последнем месте (ТГТУ - на 1-м), по грантам Минобразования мы на 9-м месте (ТГТУ на 7-м). Таковы данные статистики, и они говорят сами за себя.

Проблем остается много. Кроме перечисленных выше проблем с подготовкой кадров, материально-техническим обеспечением, открытием диссертационных советов и защитой диссертаций, хотелось бы также обратить особое внимание на следующие моменты.

Несмотря на достигнутый рост, объем финансирования научных исследований в университете пока еще недостаточно высок, и многое здесь зависит от усилий конкретных ученых. Возможности увеличения финансирования: различные гранты, НТ и федеральные программы, хоздоговорные исследования. Практика показывает, что у нас есть неиспользованные резервы. К сожалению, практически не имеют хоздоговорных тем физико-математический, экономический, исторический, библиотечный факультеты, факультет физкультуры и спорта. Слабо используют свои возможности в этом плане филологический факультет, факультет романо-гер-манской филологии, факультет культуры и искусств. Многие, вероятно, помнят хоздоговорные темы, которые в свое время выполнялись под руководством A.A. Слеткова, В.А. Федорова, В.И. Вигдо-ровича, Н.Л. Белика и др.

Большой проблемой в университете являются научные командировки. Вроде бы всем понятно, что без научных контактов с другими вузами и научными центрами России и зарубежья невозможно проводить научные исследования на должном уровне и обеспечивать преподавание современных научных знаний, без которых нельзя говорить об университетском образовании. В то же время вопрос оплаты научных командировок если и решается, то с большим трудом, не говоря уже о том, что огромное количество научных командировок так и остаются неоплаченными. Вероятно, необходимо предусмотреть обязательное выделение какого-то определенного процента внебюджетных средств университета (хотя бы в объеме 5 %) именно на научные командировки.

Как уже говорилось выше, в университете создано 19 научно-исследовательских центров и лабораторий. С одной стороны, это хорошо, поскольку свидетельствует о расширении научной базы университета. В то же время, вероятно, не все эти подразделения действительно оправдывают себя и с точки зрения эффективности их работы и в плане получения отдельного финансирования в виде грантов, программ или хоздоговоров, а некоторые, возможно, просто дублируют соответствующие кафедры и существуют лишь на бумаге. Поэтому необходимо проанализировать работу созданных лабораторий по названным показателям (и некоторые из них, может быть, закрыть), а также учитывать

имеющийся задел и перспективы самофинансирования при открытии новых центров и лабораторий.

Много проблем в университете и с обеспечением научной литературой, но поскольку на прошлом заседании Ученого совета была принята концепция развития научной библиотеки, то я не буду сегодня специально останавливаться на этом вопросе и задерживать ваше внимание. Остается только пожелать скорейшей реализации этой концепции.

Среди ближайших задач, стоящих перед университетом в области развития научных исследований, можно также назвать:

- укрепление международных научных связей и установление постоянных контактов с ведущими научными центрами за рубежом, в том числе участие в международных научных программах и проведение научных мероприятий международного уровня на базе университета;

- целенаправленное включение в выполнение межвузовских научно-технических программ по профилю наиболее результативных научных направлений университета;

- усиление координации научных исследований сотрудников вуза и интеграция, где это возможно, различных исследований в единое направление с целью преодоления мелкотемья, с одной стороны, и создания научной базы для формирования собст-

венной межвузовской научно-технической программы, с другой стороны;

- корректировка, где это необходимо, научных исследований университета в соответствии с перечнем приоритетных научных направлений и критических технологий.

Конечно, это лишь основные проблемы и задачи, которые нам предстоит решать в будущем. Тем не менее они определяют в целом концепцию и направления развития научных исследований в университете.

О том, что коллектив нашего университета способен решать эти задачи, свидетельствуют и первые итоги НИР 1998 года. Так, стало известно, что по результатам конкурса 1997 года четыре научных коллектива университета получили гранты Министерства образования на 1998 - 1999 годы: один грант в области естествознания в размере 5 тыс. руб. (руководитель проф. В.А. Федоров) и 3 гранта по 5 тыс.руб. каждый по гуманитарным наукам (руководители: доц. Л.И. Дмитриева, проф. А.Л. Шарандин и проф. Р.П. Мильруд).

Болдырев H.H.,

д.филол.н., проф., проректор по научной работе и международным связям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.