Научная статья на тему 'ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
373
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОТИВЫ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гайченя Максим Иванович

Интерес к проблеме электорального поведения резко возрастает на переломных этапах развития общества, когда меняется вектор социально-экономического, политического и гражданского развития, утверждается новая система общественных отношений. В статье автором анализируется электоральное поведение граждан как форма политического поведения, выявляются причины снижения политической активности граждан в современных условиях. Актуальность изучения проблем электорального поведения населения обусловлена не только необходимостью познания их сущности, но и потребностью научного обоснования в регулировании избирательных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTORAL BEHAVIOR OF CITIZENS AS A FORM OF POLITICAL BEHAVIOR

Interest in the problem of electoral behavior increases sharply at the critical stages of development of society, when the vector of socio-economic, political and civil development changes, a new system of social relations is approved. In the article the author analyzes the electoral behavior of citizens as a form of political behavior, identifies the reasons for the decline in political activity of citizens. The relevance of studying the problems of electoral behavior of the population is due not only to the need to know their essence, but also the need for scientific justification in the regulation of electoral processes.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Гайченя М. И.

ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

2.5. ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Гайченя Максим Иванович, соискатель

Место учебы: РАНХиГС при Президенте Российской Федерации

maxes88@gmail. com

Аннотация: интерес к проблеме электорального поведения резко возрастает на переломных этапах развития общества, когда меняется вектор социально-экономического, политического и гражданского развития, утверждается новая система общественных отношений. В статье автором анализируется электоральное поведение граждан как форма политического поведения, выявляются причины снижения политической активности граждан в современных условиях. Актуальность изучения проблем электорального поведения населения обусловлена не только необходимостью познания их сущности, но и потребностью научного обоснования в регулировании избирательных процессов.

Ключевые слова: выборы, избирательный процесс, мотивы, органы власти, политическая активность, электоральное поведение, установки.

ELECTORAL BEHAVIOR OF CITIZENS AS A FORM OF POLITICAL BEHAVIOR

Gaichenya Maxim I., External PhD student

Study place: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration

maxes88@gmail.com

Abstract: interest in the problem of electoral behavior increases sharply at the critical stages of development of society, when the vector of socio-economic, political and civil development changes, a new system of social relations is approved. In the article the author analyzes the electoral behavior of citizens as a form of political behavior, identifies the reasons for the decline in political activity of citizens. The relevance of studying the problems of electoral behavior of the population is due not only to the need to know their essence, but also the need for scientific justification in the regulation of electoral processes.

Keywords: elections, electoral process, motives, authorities, political activity, electoral behavior, attitudes.

Теоретико-методологическое осмысление феномена электоральной политики, политико-правового механизма реализации, направленного на формирование выборных институтов власти, обеспечение их эффективного функционирования является одним из важнейших направлений в современной политической науке, которое невозможно без плодотворного взаимодействия с гражданами-избирателями, их объединениями, иными структурами гражданского общества.

Одним из основных аспектов изучения политической активности является исследование поведения избирателей и их политических предпочтений. С глубокой древности электоральное поведение занимает особое место среди всех форм политической активности, ибо именно оно отражает суть демократического правления, поскольку избиратели делегируют властные полномочия своим представителям.

Исследователи обозначают политическое поведение как выражение гражданского долга, совокупность действий отдельного гражданина, социальных групп, политических партий отражающаяся в многообразных формах государственной политики. Электоральное поведение всесторонне характеризует «участие граждан в выборах государственной и муниципальной власти» [6, 97]. Знание состояния, особенностей и предпочтений, политических интересов граждан позволяет выявлять закономерности, тенденции, изменения хода политических процессов.

Существует значительное число объективных и субъективных факторов, влияющих на политические предпочтения и политическое поведение граждан. В теории, описывающей политический выбор, выделяют ряд моделей политического участия, в рамках которых анализи-

руются такие факторы, как ценности, мотивы, установки. Классическая модель политического участия - ценностная модель, представленная Р. Инглхартом.

Теории электорального поведения, разработанные за рубежом, широко используются современными российскими исследователями и являются методологической основой изучения значительного спектра российского электората. При этом следует отметить, что многие зарубежные теории требуют адаптации к специфическим условиям политической жизни в Российской Федерации.

Так, ряд зарубежных исследователей таких, как Э.Г. Карминес, У.И. Миллер, Ф.У. Паппи, Р. Хакфельд выходят за пределы традиционных подходов в изучении электоральной активности населения и изучают латентные причины поведения избирателей: проблемы влияния менталитета, технических возможностей участия в голосовании, общей тенденции к индивидуализации политики. Некоторые исследователи отмечают в новейших политических тенденциях возвращение к классическим теориям «независимого избирателя», но применительно к каждому конкретному избирательному процессу.

До сих пор российские и зарубежные исследователи не пришли к единому мнению в определении категории «электоральное поведение граждан». Несмотря на широкое применение понятия на практике, оно во многих случаях интерпретируется по-разному. Так, В.Л. Римский под электоральным поведением понимает «систему взаимосвязанных реакций, действий или бездействий граждан, осуществляемых с целью приспособления к условиям проведения политических выборов. Электоральное поведение в этом смысле имеет отношение не только к избирателям, но и к тем, кто организует процесс выборов, принимает то или

Социально-политические науки

1'2019

иное участие в них, а также является заказчиком применения тех или иных технологий» [5, с. 260].

М.Н. Богданова не принимает узкое понимание электорального поведения как простой совокупности форм участия граждан в электоральном процессе и предлагает комплексный подход к его трактовке, основывающийся «на учете ценностных установок, политических ориентаций, предпочтений, интересов, мотивов, степени и характере участия граждан, а также стратификации, принадлежности к определенной среде и социальной группе, менталитете».

И.В. Охременко считает, что электоральное поведение - это «форма проявления политического поведения граждан по поводу делегирования своих полномочий. Специфика электорального поведения проявляется через участие в акциях предвыборной кампании, непосредственно в процедурах выборов, отражающихся на результатах голосования: на этапе «реализованного электорального поведения», характеризующегося связью избирателей с избранниками, отзывом и переизбранием депутатов и т.д.» [4, с. 34].

Современные политические реалии требуют комплексного подхода в изучении электорального поведения, которое предполагает исследование не только итогового выбора граждан, но и сложной иерархии факторов, оказывающих влияние на процесс голосования в разных направлениях. Многообразие факторов влияет на сохранение одной группой избирателей своих политических ориентаций, отказа от них другой группой избирателей, не имеющей устойчивой политической ориентации.

В политической науке исследователями среди факторов, определяющих электоральное поведение, принято выделять долгосрочные (возраст, уровень доходов, образование, национальность и др.) и краткосрочные (влияние политических лидеров, влияние СМИ, особенности проведения избирательной кампании).

В электоральном процессе также выделяют факторы специального воздействия на электоральное поведение граждан: «искусственно создаваемые и навязываемы имиджи, языковые формулы, стереотипы, готовые ответы на те вопросы, которые жизнь ставит постоянно перед человеком». Названные средства имеют своей целью сформировать реакции массового сознания намеренно упрощенные, унифицированные, сводимые к жестко установленным стандартам.

Вместе с тем в настоящее время появляется такой тип избирателя, который отражает «индивидуализацию» электорального выбора, что проявляется в росте влияния позиций самих граждан на выбор при голосовании. Индивидуализация политического сознания ведет к тому, что выбор осуществляется более самостоятельно и зачастую не обусловливается принадлежностью к социальной группе, политической партии или групповым восприятием.

Таким образом, в современных условиях использования «цифровой демократии» активно формируется новый способ организации политического дискурса, заключающийся в том, что невозможно со сто процентной гарантией, уверенностью «диагностировать» в полной мере модели электорального поведения граждан. В процессе диагностирования поведения электората необходимо не только комплексно исследовать процесс формирования выбора, факторов, влияющих на данный выбор, но и ряд форсайт обстоятельств, которые в конечном итоге определяют каче-

ственный итог выборов - уровень демократии, политического сознания граждан, их легитимной политической активности.

Неотъемлемой частью электорального мышления и поведения выступает политическая культура в целом, в том числе правовая культура участия в избирательном процессе граждан. Как отмечает М.Ю. Безвербная, «выборы могут выполнить свою политическую функцию только при наличии согласованного избирательного (гарантийного, отраслевого и структурного) законодательства и его исполнении всеми участниками избирательного процесса» [1, с. 65].

Выборы в законодательные органы власти в современных условиях воспринимаются как неотъемлемый элемент политической жизни, как эффективное средство влияния широких масс на процессы внутренней и внешней политики. Явка избирателей на выборы является важнейшим социально-политическим индикатором и критерием отношения к демократическому способу обеспечения народовластия. Особенно наглядно это видно на примере думской компании 2016 года, которая продемонстрировала самую низкую за всю новейшую историю парламентских выборов в России явку на выборы (см. таблицу 1).

Таблица 1

Явка населения на выборы в Государственную Думу

(в период с 1993 по 2016 гг.)

год общая явка населения (%)

1993 54,81%

1995 64,76%

1999 61,85%

2003 55,75%

2007 63,78%

2011 60,21%

2016 47,88%

В 2016 году общая явка составила 47,88%, при этом доминирующая партия «Единая Россия» набрала 54,2% голосов, то есть ее непосредственная легитимность обеспечивается 1/4 частью граждан, имеющих активное избирательное право. Таким образом, наблюдается снижение политической активности, осознанный отказ населения от традиционного типа, способа участия в выборах. Ряд исследователей связывают данный процесс с разочарованием граждан в институтах демократии, включая институт выборов [2, с. 144]. Кроме того, отметим, что по мере уменьшения количества активного электората ставится под сомнение и степень легитимности вновь избранной власти.

Однако, снижение политической активности граждан объясняется не только разочарованиями и недоверием к власти. Более глубокое изучение совокупности факторов, влияющих на электоральное поведение граждан, позволяет фиксировать две основные проблемы. Первая - это явно устаревшая, архаичная для современной цивилизация форма участия в выборах, не позволяющая гражданам, желающим в век торжества информационных технологий, голосовать по своему выбору - традиционному или инновационному. При этом традиционный вариант предполагает посещение избирательных участков, а инновационный -посредством интернет-голосования.

Вторая проблема заключается в слабой политической пропаганде укрепления в обществе чувства гражданского долга, любви к родине, заботы о своем Отечестве. Демократический способ народовластия, закрепленный в Конституции Российской Федерации, не подкреплен императивными нормами относительно

Гайченя М. И.

ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

гражданского долга в сфере обеспечения народовластия. При этом на конституционном уровне закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ), обязанность каждого платить установленные законом налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ) и др.

Таким образом, вопрос об электоральном поведении, участии в выборах является вопросом, от решения которого существенно зависит изменение в политическом сознании граждан и который может существенно изменить электоральный расклад. Именно поэтому понимание нужд, как отмечают исследователи, «пассивного», «потерянного» и в чем-то «несистемного» избирателя -это не просто вопрос политических технологий, а важнейший вопрос укрепления демократии, развития гражданской позиции населения, внедрения инновационных подходов, отражающих реальные перемены в современной политической жизни.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,01%.

Список литературы:

1. Безвербная М.Ю. Как повысить явку на выборах: устами избирателей // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 7. С. 64-67.

2. Каминский В.С. Трансформация общественно-политических воззрений в контексте электорального поведения населения // Проблемы развития территории. 2017. № 1. С. 130-144.

3. Никитина Т.А., Терентьева И.А. Теоретико-методологические основания изучения электорального поведения населения // Вестник Поволжского института управления. 2018. Т. 18. № 1. С. 98-105.

4. Охременко И.В. Электоральное поведение: теория вопроса. Волгоград, 2002. 56 с.

5. Римский В.Л. Клиентелизм как фактор электорального поведения российских граждан // Решение есть всегда: сборник трудов Фонда ИНДЕМ. М., 2001. С. 258-265.

6. Северухина Д.Д. Политическое поведение и участие. Формы и факторы участия и неучастия в политике // Вестник Удмуртского университета. 2017. Т. 27. Выпуск 1. С. 96-104.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Гайчени М.И. на тему: Электоральное поведение

граждан как форма политического поведения Актуальность заявленной в статье темы не вызывает сомнений, поскольку электоральное поведение выступает важным политическим показателем, который определяет уровень развития демократии и особенности формирования демократических институтов; характер и динамику взаимодействия государства и граждан; степень политической активности населения; особенности становления гражданского общества.

Анализируя различные точки зрения исследователей на проблемы в изучении электорального поведения граждан, автор приходит к обоснованному выводу о том, что современные политические реалии требуют комплексного подхода в изучении электорального поведения, которое предполагает исследование не только итогового выбора граждан, но и сложной иерархии факторов, обуславливающих данный выбор. Кроме того, Гайченя М.И. выделяет ряд проблем, которые, по его мнению, снижают электоральную активность населения в современных политических условиях.

Содержание статьи логически взаимосвязано, она выполнена на высоком научном уровне, содержит цитаты из ряда научных исследований, связанных с изучением важных аспектов электорального поведения. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации в научном журнале, включенном в перечень ВАК России.

Доктор политических наук, профессор кафедры культурологии РАНХиГС при Президенте РФ

А.В. Возжеников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.