DOI: 10.26105/SSPU.2019.56.5.014 YAK 316.346.32-053.6:316.621 ББК 60.542.15-425
B.A. ГРИБАНОВА
V.A. GRIBANOVA
ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ПАССИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ELECTORAL INACTIVITY OF YOUTH: CAUSES AND WAYS OF OVERCOMING
Данная статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных
исследований (проект №18-013-00136 «Развитие созидательной гражданской активности студенческой молодежи») The article is made with support of Russian Foundation for Basic Research (project №18-013-00136 "Development of creative civil activity of student youth")
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами электоральной пассивности молодежи. Определены авторы, изучающие проблемы избирательного права в России, а также описаны предположения студентов о причинах политической пассивности молодежи (недоверие к результатам выборов, слабое информационное просвещение молодежи, виртуализация политики, исторические факторы и др.). Предложены пути решения вопросов, связанных с повышением уровня гражданской активности молодежи: актуализировать и внедрять программы по вопросам электорального просвещения студентов, внедрять формы активной включенности в процесс (дебаты, молодежные форумы, работы на избирательных участках и др.).
The article deals with the issues related to the problems of electoral inactivity of young people. The authors studying the problems of electoral law in Russia are defined as well as students' assumptions about the reasons for the political inactivity of young people (distrust of election results, poor information education of young people, virtualization of politics, historical factors, etc.). The ways of solving the problems connected with the increase of the level of civil activity of youth are suggested.
Ключевые слова: гражданская активность, студенческая молодежь, воспитательная работа.
Key words: civil activity, student youth, educational work.
Гражданская активность молодежи, желание участвовать в принятии государственных решений на сегодняшний день является залогом национальной безопасности страны. Как отмечает исследователь С.И. Беленцов, «...успешному решению задач, связанных с возрождением России, преодолением ее нынешних бед и невзгод, будут способствовать активная гражданская позиция, патриотические чувства, высокая духовность и социальная ответственность молодежи» [2, с. 2]. Однако в последнее время мы наблюдаем, что практика проведения выборов различных уровней указывает на электоральную пассивность молодого избирателя.
Проблемы электоральной пассивности молодежи поднимают в своих работах А.В. Бетехтина, Н.В. Олухова [3], М.Н. Бычковой, А.Ф. Лопатиной [4], М.Ю. Садыровой [11] и др. Многие авторы (Т.С. Болховитина, С.А. Мартынов, Д.Ю. Устинов, В.А. Ваньков [5], А.Б. Воронцова [6], В.Б. Звоновский, Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян [9], В.А. Федосеева [12]) исследуют особенности избирательного процесса в России (анализ конкретных избирательных кампаний, политический механизм выборов в России, нормативно-правовую базу избирательного процесса).
В статье «Отношение студенческой молодежи к политике» [8] мы рассмотрели мнение студентов о важности участия молодежи в политике (табл. 1).
Таблица 1
Мнение студентов о месте и роли молодёжи в политике
(% от общего числа опрошенных)
Варианты ответов Всего
Молодёжь должна участвовать в политике, участвовать в избирательных кампаниях, т.к. это возможность высказываться, отстоять свои права 38,5
Будущее страны строить молодым, они должны быть политически активны, участвовать в выборных кампаниях 27,7
Молодежи не хватает жизненного опыта, политикой должны заниматься зрелые люди 12,3
Молодёжь должна учиться, а не заниматься политикой, в которой плохо разбирается 8,3
Молодёжь некомпетентна в вопросах политики 7,9
Современную молодежь легко подкупить, использовать в своих целях, управлять ею 4,2
Мне все равно 0,2
Опрос показал, что многие респонденты отмечают необходимость активного участия молодежи в жизни страны, но на деле статистика указывает на низкий процент электоральной активности молодого поколения.
Отметим, что «сегодня выборы различных органов государственной и муниципальной власти представляют форму участия граждан в политике, представительства их интересов, а также оказывают воздействие на множество других сфер жизни» [7, с. 168]. С 1995 года действует Федеральная целевая программа, согласно которой молодежь воспринимается как активный участник политического процесса. Данная возрастная группа наследует степень развития общества, формирует образ будущего и поэтому вопросы участия молодежи в избирательном процессе становятся все более актуальными на сегодняшний день [11, с. 1]. Согласимся с точкой зрения С.И. Белен-цова, который отмечает важность «формирования у подрастающего поколения готовности взять на себя ответственность за будущее Родины, закладки основ осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине, свободной и честной приверженности нравственным нормам и ценностям» [1, с. 1].
Многие ученые, проводя анализ электорального поведения молодежи, выделяют следующие типы: «комформист» (мотивами служит пример родителей, желание быть «как все»); протестный тип (среди мотивов выделяют недовольство ситуацией в стране, юношеский максимализм, стремление заявить о себе); рациональный тип (мотивы - стремление изменить ситуацию к лучшему, взять на себя ответственность за принятое решение), апатичный тип (политическая пассивность, мнение о том, что «все равно все предопределено») [10, с. 10].
В декабре 2017 года на базе Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) прошел круглый стол по вопросам и противоречиям избирательного права, в работе которого приняли участие представители администрации вуза, студенты и преподаватели.
В ходе встречи была представлена общая характеристика выборной системы, отмечена важность электоральной активности молодежи. Особый интерес к мероприятию проявили члены «Электорального клуба» института - студенты групп ЮР-631, ЮР-641, изучающие различные аспекты избирательного права. Помимо этого состоялся конструктивный обмен мнениями по вопросам и проблемам, которые возникали в рамках прошедших выборов, а также могут возникнут в ходе избирательной кампании (18 марта 2018 года - Выборы Президента России), в отношении электоральной активности, социальной ответственности и необходимости создания условий для реализации осознанного волеизъявления молодого избирателя.
Отметим 5 причин политической пассивности молодежного электората, которые студенты выделили в процессе общения.
1. Недоверие к результатам выборов.
Среди основных причин участники круглого стола подчеркнули предопределенность результатов выборов: «Зачем голосовать, если результат очевиден?», «На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит».
Электоральная пассивность аргументируется обстоятельством, согласно которому результат очевиден и на политической арене отсутствуют силы, способные представить интересы молодежи, что неизбежно ведет к неверию молодых людей в избирательный процесс. Поэтому молодежь не видит необходимости что-либо кардинально менять в сложившейся политической ситуации, и, вследствие, отказывается от участия в выборах.
Приведем результаты исследования, проведенного в октябре 2017 года отделом воспитательной работы и трудоустройства Таганрогского института имени А.П. Чехова, по вопросу изучения взгляда студенческой молодежи на участие в избирательных кампаниях (в исследовании приняли участие 123 человека). На вопрос, принимают ли студенты участие в выборах (голосуют) респонденты в большинстве ответили положительно (около 80%). В продолжение исследования мы попросили респондентов выразить предположение о том, повлияет ли их участие в выборах на ситуацию в стране? К сожалению, опрос показал, что «факт» голосования не означает доверие студентов к избирательным кампаниям, респонденты голосуют, однако сомневаются, что это сможет повлиять на раскладку политических сил в стране (табл. 2).
Таблица 2
Мнение студентов о том, что их участие в выборах повлияет на ситуацию в стране (% от общего числа опрошенных)
Варианты ответов %
Нет, мое участие не повлияет на результаты выборов 49,2
Да, мое участие повлияет на результаты выборов 24,8
Затрудняюсь ответить 26
2. Слабое информационное просвещение молодежи.
Студенты отмечают проблему информированности молодежи: «В России большое количество политических партий, но в информационном поле одни и те же лица», «Молодежь выпадает из просветительских программ», «На данный момент функционирует порядка 76 партий, однако в поле зрения не более 10-ти».
Вопросы, связанные с информационным и правовым просвещением студентов, являются довольно актуальными, ведь теоретическое и практическое разрешение этих проблем позволит сформировать уважение к закону, обеспечит «доверие к избирательному праву», а также увеличит электоральную активность молодежи.
3. Виртуализация политики.
Сегодня очевидно, что молодежь большое количество времени проводит в социальных сетях. Следствием чего является то, что политическая активность носит поверхностный характер (просвещение происходит на уровне «лайкнул», «репостнул»).
Мы наблюдаем, что политические технологии, направленные на формирование имиджа тех или иных политических деятелей, получают в современном интернет-пространстве все большее распространение. К сожалению, это приводит к тому, что в виртуальной политике сопоставляются не деловые качества реальных политических лидеров и их предвыборные программы, а лишь искусственно сформированные образы, которые тиражируются и пропагандируются на телевидении и в интернет-ресурсах.
Безусловно, виды социальной рекламы в сети играют важную роль в вопросах информационного разъяснения, но они в большей степени направлены на воспроизводство эмоций, а не содержания. Вследствие происходит превалирование некомпетентного большинства, молодежь голосует, не отдавая отчет за последствия, не вдумываясь в сам процесс избирательного участия. Так, например, «в Гватемале на выборах мэра города Пахапита произошел поистине анекдотический случай: победу одержал местный учитель, который на момент выборов уже два года был... покойником» [13].
4. Неудобство территориальной принадлежности (для иногородних студентов).
Проблема связана с затруднением возможности голосовать по месту жительства: «Проходят местные выборы, но интерес слабый, так как проживание по месту обучения временное», «Нет возможности проголосовать в родном городе, так как далеко от дома».
5. Исторические факторы.
Советская эпоха сформировала комплекс гражданских чувств у людей, выборы воспринимались как долг. Однако смена советской эпохи повлекло реакцию отторжения электоральной активности как отголосков советских времен; молодежь убеждена, что жить по моральным принципам, по которым жили родители и родители родителей, уже нельзя. Люди «насытились» политикой, происходит уход в частную жизнь.
В вопросе активизации электорального участия молодежи участники круглого стола отметили также «семейные традиции» (необходимость принятие выборов как обязательства прежде всего в каждой семье), «ощущение праздника» (важность создания положительного настроя, ощущения удовлетворения от участия в выборах; сейчас эпоха «шоу», нельзя не использовать этот инструмент в наше время).
Круглый стол обозначил очевидность проблемы электоральной пассивности молодежи, необходимости развития «политического доверия» у студентов. Сегодня высшая школа играет важную роль в этом процессе, так как решение вопросов формирования гражданской активности студенческой молодежи государство и общество во многом возлагают именно на учреждения высшего образования. Поэтому следует усилить работу, направленную на повышение гражданской активности молодежи: прививать новые общественные ценности молодым избирателям не манипулированием, а «открытым разговором» на добровольных началах, актуализировать и внедрять программы по вопросам электорального просвещения студентов, выстраивать диалог между молодым поколением и органами государственной власти и др.
На наш взгляд, в данном вопросе следует сочетать как личностные формы работы со студентами (создавать возможность для самостоятельного поиска информации, что существенно повышает интерес к политическому участию, расширять формы политического просвещения и др.), так и формы активной включенности в процесс (дебаты, молодежные форумы, работы на избирательных участках и др.). При этом мы выделяем важность субъект-субъектного общения между участниками процесса, сотрудничества в совместном решении воспитательных задач и проблем. Считаем, что важно организовывать такую работу, в рамках которой конечная цель воспитания заключается в превращении смысла и ценностей избирательной системы через их рефлексию, одобрение и принятие молодым гражданином во внутренние регуляторы его поведения.
Литература
1. Беленцов С.И. Проблема гражданского воспитание в русской педагогике и школе в конце XIX - начале ХХ веков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2000. 22 с.
2. Беленцов С.И. Социально-гражданское воспитание в России в конце XIX -начале XX веков. Курск: Юмэкс, 2002. 64 с.
3. Бетехтина А.В., Олухов Н.В. Электоральное поведение молодежи: почему молодежь не ходит на выборы? Режим доступа: http://www.studfiles.ru/ preview/3961969/ (дата обращения: 10.01.2017).
4. Бычкова М.Н., Лопатина А.Ф. Электоральная пассивность молодежи: причины и пути преодоления. Режим доступа: http://pr.tsu.ru/articles/145 (дата обращения: 10.01.2017).
5. Ваньков В.А. Поселенческая структура в электоральном поведении (По материалам парламентских выборов в России) // ПОЛИС. 2003. № 6. С. 124142.
6. Воронцова А.Б., Звоновский В.Б. Административный ресурс как феномен российского избирательного процесса // ПОЛИС. 2003. № 6. С. 114-124.
7. Грибанова В.А. Взгляд студенческой молодежи на участие в избирательных кампаниях // Научная мысль Кавказа. № 4 (72) 2012. С. 168-172.
8. Грибанова В.А. Отношение студенческой молодежи к политике // Вестник Северо-Кавказского гуманит. ин-та: ежекварт. науч.-практ. журнал. 2013. № 2 (6). С. 352-356.
9. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Сер. Высшее образование. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. 864 с.
10. Кострова Е. Молодежное парламентское движение как одна из форм молодежного самоуправления // О выборах. 2008. № 4. С. 54-60.
11. Садырова М.Ю. Проблема избирательной активности российской молодежи // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 667-669.
12. Федосеева В.А. Выбираем с комплексами обработки избирательных бюллетеней // Журнал о выборах. 2005. Спец. выпуск. С. 23-25.
13. Что век грядущий нам готовит? // Планета Internet. 2001. № 42. С. 16-17.
References
1. Belentsov S.I. The Problem of civil education in the Russian pedagogics and school of the late XIX - early XX centuries: avtoref. dis. ... kand. ped.sciences' [Extended abstract of Ph.D. of Education thesis]. Kursk, 2000. 22 p.
2. Belentsov S.I. Social and civil education in Russia in the late XIX - early XX centuries. Kursk: Yumex, 2002. 64 p.
3. Betehtina A.V, Oluhov N.V The electoral behavior of the youth: why do young people not go to the polls? Available at: http://www.studfiles.ru/preview/3961969/ (date accessed: 10.01.2017.).
4. Bychkova M.N., Lopatina A.F. Electoral passivity of young people: causes and cures. Access mode: http://pr.tsu.ru/articles/145 (circulation date: 10.01.2017).
5. Vankov V. Settlement structure in electoral behavior (based on the materials of parliamentary elections in Russia) // POLIS. 2003, N 6, pp. 124-142.
6. Vorontsov A.B., Zvonovsky VB. Administrative resource as phenomenon of Russian electoral process, POLIS. 2003, No. 6, pp. 114-124.
7. Gribanova VA. Student youth's View on participation in election campaigns, Scientific thought of Caucasus. 2012, N 4 (72), pp. 168-172.
8. Gribanova VA. The Relationship of students to the policy, Bulletin of North Caucasus Institute for the Humanities. 2013, N 2 (6), pp. 352-356.
9. Dmitriev A.Yu., Nalbandyan VB. Election law and Election process in Russian Federation. Series "Higher education". Rostov-on-Don: Phoenix publishing House, 2004. 864 p.
10. Kostrova E. Youth parliamentary movement as a form of youth self-government, About elections. 2008. No. 4, pp. 54-60.
11. Sadyrova M. The Problem of electoral activity of Russian youth, Young scientist. 2014, N 3, pp. 667-669.
12. Fedoseev VA. Selected by complexes of processing of ballots, Journal of elections, 2005. Special issue, pp. 23-25.
13. Century what next? Planet Internet. 2001, N 42, pp. 16-17.