Научная статья на тему 'Элективный спецкурс «Урабанистический аспект русской поэзии наячала ХХ века» в системе филологического обучения'

Элективный спецкурс «Урабанистический аспект русской поэзии наячала ХХ века» в системе филологического обучения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
95
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТИВНЫЙ СПЕЦКУРС / УРБАНИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ГОРОДСКОЙ ТЕКСТ / СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бараханова Н. В.

Данное исследование посвящено определению места элективных спецкурсов, как инновационных форм профильного обучения, в системе филологического обучения. Основная задача исследованияразработать спецкурс, ориентированный на изучение «городского текста» русской литературы, тематика которого ориентирована на объединение культурологических, эстетических и литературоведческих проблем в единый «смысловой пучок». Данное исследование представляется актуальным, поскольку на настоящий момент весьма актуальным, методологически продуктивным и интересным является рассмотрение урбанистического аспекта русской поэзии начала ХХ века. Полученные знания и навыки анализа художественного текста нужны и в плане профильного обучения, ибо изучаемые в рамках спецкурса авторы (В. Брюсов, А. Блок, А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Маяковский) входят в обязательную программу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элективный спецкурс «Урабанистический аспект русской поэзии наячала ХХ века» в системе филологического обучения»

Бараханова Н.В.

Доцент, к.филол.н., Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный институт им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри

ЭЛЕКТИВНЫЙ СПЕЦКУРС «УРАБАНИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РУССКОЙ ПОЭЗИИ НАЯЧАЛА ХХ ВЕКА» В СИСТЕМЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Данное исследование посвящено определению места элективных спецкурсов, как инновационных форм профильного обучения, в системе филологического обучения.

Основная задача исследования- разработать спецкурс, ориентированный на изучение «городского текста» русской литературы, тематика которого ориентирована на объединение культурологических, эстетических и литературоведческих проблем в единый «смысловой пучок».

Данное исследование представляется актуальным, поскольку на настоящий момент весьма актуальным, методологически продуктивным и интересным является рассмотрение урбанистического аспекта русской поэзии начала ХХ века.

Полученные знания и навыки анализа художественного текста нужны и в плане профильного обучения, ибо изучаемые в рамках спецкурса авторы (В. Брюсов, А. Блок, А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Маяковский) входят в обязательную программу.

Ключевые слова: Элективный спецкурс, урбанистический аспект, городской текст, Серебряный век.

Концепция профильного обучения предполагает новые подходы к структурированию содержания учебных предметов и поиски новых путей их оптимального освоения учащимися.

Одним из перспективных направлений в развитии инновационных форм и методов профильного обучения является разработка программы, включающей в себя кружковую, факультативную, студийно-секционную, клубную работу, при которой «усвоение предметного учебного материала из цели становится средством такого эмоционального социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к дополнительному (дополненному) самообразованию» [5, 12].

Основополагающее место в системе профильного образования должно быть отведено, по справедливому мнению В.А.Орлова и В.А.Горского, элективным курсам [5, 12], цель которых, в отличие от общеобразовательных и профильных курсов, - соответствовать индивидуальным образовательным интересам и творческим склонностям фактически каждого учащегося. Именно элективные курсы, предполагающие свободу индивидуального выбора, должны сбалансировать и расширить достаточно узкий тематический диапазон возможностей базовых и профильных курсов и тем самым удовлетворить разнообразные образовательные потребности студентов в зависимости от их интересов, способностей, последующих жизненных планов. Именно они и лежат в основе построения индивидуальных образовательных программ, ибо в наибольшей степени связаны с выбором содержания и структуры образования.

Уже предложены разнообразные классификации типов элективных курсов по их функциональному назначению и образовательной роли. Однако, глубоко правы ученые В.А.Орлов и В.А.Горский, в своем утверждении, что наряду с элективными курсами должны быть элективные спецкурсы, в которых «углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета», или темы и

разделы, «не входящие в обязательную программу» [5, 12]. Именно такого рода спецкурсы дают возможность современному студенту реализовать и раскрыть свои творческие способности и потребность творить. Из потребителя интеллектуальных знаний он превращается в творца. Значительное место в системе элективных спецкурсов принадлежит и межпредметным курсам, задача которых интегрировать знания в разных областях, полученные учащимся в процессе освоения основных предметов.

Примером элективного спецкурса в рамках гуманитарного/ филологического профиля может служить спецкурс, ориентированный на изучение «городского текста» русской литературы, поскольку его тематика ориентирована на объединение культурологических, эстетических и литературоведческих проблем в единый «смысловой пучок».

На настоящий момент весьма актуальным, методологически продуктивным и интересным является рассмотрение урбанистического аспекта русской поэзии начала ХХ века. И в самом деле, почти каждый значительный поэт первой трети ХХ века (времени бурного развития городской цивилизации) отдал дань теме города: появляются циклы, в названии которых содержится семантика «города», пишутся стихотворения, поэмы, даже романы, в центре которых образ главных городов России - Петербурга и Москвы (например, романы Андрея белого «Петербург» и «Москва»). Складывается своеобразная философия города, творятся «городские» мифы, в которых реальность причудливо переплетается с вымыслом и традицией.

Избранный аспект темы прежде всего обязывает нас обозначить семиотический диапазон ключевого понятия. Иначе говоря, прежде чем приступать к рассмотрению «городского текста» как поэтического феномена, следует наметить культурологические координаты понятия «городского текста». Вырабатывая концептуальные представления о городе как культурологическом феномене, мы руководствовались изысканиями современных культурологов и философов, прежде всего работами Ю.М.Лотмана «Символика Петербурга и проблемы семиотики города» [3, 30] и С.П.Гурина «Образ города в культуре: метафизические и мистические аспекты» [2, 121- 132].

Итак, в широком смысле город - это способ окультуривания и структурирования масштабного пространства, введение человеческого измерения в природный мир. Город-идея [6, 121-132] преобразовывает, преображает среду обитания специфическими средствами (архитектура, планировка и др. функционально-эстетические способы градостроительства).

Город имеет особые свойства, характерные структуры, которые делают его принципиально новой, семиотически насыщенной средой человеческого обитания. В итоге город - становится культурной семиосферой, не только средоточием цивилизации и культуры, но и подчас и неким сакральным топосом, на которую накладывается сетка символико-ми-фологических представлений. Так, Вяч. Вс.Иванов описывая модель идеального «радиаль-но-концентрического» «сверх-города» великого архитектора Ле Корбюзье, проводит аналогии с геометрией древних поселений, устроенных по мифологическим архетипическим принципам [2, 407- 409].

Сакральность города связана с тем, что в городском пространстве сосредоточены материальные и духовные ценности цивилизации, там приносятся жертвоприношения, творится культура и история. В городе также находятся духовная и светская власти, которые призваны приблизить человека к Богу. Город противостоит внешним стихийным силам природы и пытается привнести внутреннюю гармонию в отношения человека и природы, он может превратиться в город-сад [4]. Город защищает от врагов и открыт для друзей. Город находится на земле, расползается в разные стороны, но всегда устремлен вверх, поднимается на холмы, возвышается высотными домами, как будто желая стать Небесным Иерусалимом [1]. Город структурирует пространство и собирает ресурсы и ценности, которые сосредотачивается в центре города.

Кроме того, город воплощает идею организации пространства обитания человека (соотносясь с понятиями род / дом /родина), включая различные формы телесности: самого человека и внешнюю «телесность» (жилища, здания, улицы). Город-тело интерпретируется В.Н.Топоровым как продолжение человека вовне, это символическое тело человека, культурное, социальное, коллективное тело [7, 121-132]. Город - это проекция сознания человека во внешнее пространство. Быть горожанином - значит "городить", определять, структурировать мир вокруг себя и самого себя, «строить храм и храм своей души» [4]. В городе происходит концентрация пространства, времени, энергии, человеческих масс и сил. Город - это сгущающееся, стягивающееся пространство, некая черная дыра, притягивающая и засасывающая в себя всё. Пространство и время сгущены до предела. И одновременно город - это разворачивающееся пространство, он расползается по поверхности земли, устремляется вверх и в глубину. Сакральный центр задает вертикаль, позволяющую соотнести земные ценности с небесными.

Блаженный Августин в своем знаменитом труде «О Граде Божьем» обосновал идею символической антиномии двух типов городов - Града земного и Града Небесного, соотнеся их бытие с двуипостасностью человеческой природы - греховной и божественной. Он писал: «Создали две любви, два Града: Град земной - любовь к себе до презрения к Богу, и Град же небесный - любовь к Богу до презрения к себе».

Исходя из вышесказанного, целесообразно предложить студентам определение «городского текста» в литературе как комплекса образов, мотивов и сюжетов, который воплощает авторскую модель городского бытия - как в общих, так и в частных его проявлениях (причем конкретный город - например, Москва или Петербург, должны репрезентировать город как таковой).

Если конкретизировать литературоведческий объект изучения элективного спецкурса «Городской текст», то предлагается ограничится тремя направлениями поэзии Серебряного века - символизмом, акмеизмом, футуризмом.

Здесь следует сделать важную оговорку: объект рассмотрения - наиболее показательные тексты, ставшие уже классикой «серебряного» века. В то же время в силу ограниченности объема часов, отведенных для чтения спецкурса, целесообразно обратиться только к трем основным направлениям модернизма, оставив в стороне поэтов, стоящих вне течений (например, М.Волошина, М.Цветаевой, В.Ходасевича и др.), с другой стороны, «городской текст», представленный в их творчестве может составить вполне самостоятельный, отдельный объект исследования, например, на следующий год.

Предмет изучения - «городской текст» русских модернистов в многогранности его аспектов (онтологическом, эстетико-культурологическом и литературно-мифологическом).

Новизна тематики и проблематики спецкурса обусловлена, во-первых, тем, что впервые будет проанализирован материал, связанный с городской семантикой ряда ведущих поэтов-модернистов начала ХХ века, что позволит говорить об основных чертах поэтики «городского текста» поэзии Серебряного века. Во-вторых, итоги этой работы позволят сделать важные выводы о функции городских образов и мотивов как важнейшего фактора организации художественного пространства модернистской лирики.

Чрезвычайно важно сразу же (на вводной лекции) представить учащимся цель спецкурса, для того чтобы они имели общее представление о том, чем им предстоит заниматься. Итак, цель элективного спецкурса - выявить общие закономерности поэтики «городского текста» как отражения новой философско-культурологической и неомифологической картины мира, сложившейся в модернистской поэзии. Чрезвычайно важно на первом же занятии сформулировать (желательно, вместе со школьниками) задачи, которые следует решить в ходе исследования городской темы.

Задачи спецкурса:

- вычленить и классифицировать ключевые образы и сюжеты, системно представляющую разноаспектную тематику города;

- определить семиотические функции «городских» мотивов в творчестве поэтов-модернистов и проследить способы и средства их воплощения;

- выявить и обобщить городские «мифы», сложившиеся в творческом контексте каждого из модернистов - в корреляции с их принадлежностью к тому или иному поэтическому направлению.

Цели и задачи спецкурса определяют и логику его построения. Трехчленная структура спецкурса связана с расчленением объекта исследования - модернистской поэзии - на символизм, акмеизм и футуризм.

Изучение поэтического материала следует начать с уяснения основных черт поэтических направлений «серебряного века», рассмотрения основных эстетических положений, представленных в манифестах и теоретических статьях основных представителей. Следующим шагом становится вычленение и анализ «городского текста» в поэзии русского модернизма.

Последовательно должны быть освещены следующие темы:

1. «Городской текст» в поэзии русского символизма.

-История и современность в «зеркале» городской темы в поэзии В. Брюсова.

- «Вавилонские» мотивы в творчестве А.Блока.

- Апокалипсические мотивы в поэзии А.Белого.

2. «Городской текст» в поэзии русского акмеизма.

- «Городской миф» в ранней поэзии О.Мандельштама.

- Эволюция «городского мифа» в поздней поэзии О.Мандельштама.

- Образ «Града обреченного» и «Града Божьего» в поэзии Ахматовой

- «Городской топос» с поэмах А.Ахматовой

- «Городское пространство» в поэзии Н.Гумилева.

3. Урбанистические мотивы и образы в поэзии русского футуризма.

- «Городской текст» в ранней поэзии В.Маяковского

- «Адище города» и «город-сад» в поэзии В.Маяковского.

- Урбанистический миф в поэзии В.Хлебникова.

Причем рассмотрение означенных тем предполагает концептуальное изложение материала (его основополагающих моментов) - на лекционных занятиях и практический анализ конкретных поэтических текстов - на семинарских занятиях.

Для анализа целесообразно предложить следующие книги, циклы и стихотворени-ия поэтов русского модернизма:

- книги «Urbi et Orbi» В.Брюсова;

- циклы «Город», «Страшный мир», «Итальянские стихи» А.Блока;

- цикл «Город» (в книге «Пепел») А.Белого;

- книги «Камень», «Tristia», раздел «Московские стихи» О.Мандельштама;

- книги «Anno Domini», «Тростник», «Нечет», «Бег времени» А.Ахматовой;

- стихотворение «Заблудившийся трамвай» Н.Гумилева;

- стихотворения «Утро», «По мостовой...», «А вы могли бы?», «Вывескам», «Кое-что про Петербург» В.Маяковского.

Отметим, заметить, что система практических занятий позволит активизировать деятельность каждого школьника с учетом его интересов и пожеланий в рамках общей темы.

Изучение элективного спецкурса завершается выявлением общих закономерностей поэтики «городского текста» как отражения новой философско-культурологической и неомифологической картины мира, сложившейся в модернистском дискурсе.

Подобный подход к преподаванию спецкурса «Городской текст» на материале поэзии русского модернизма представляется нам наиболее оптимальным, так как полученные знания впоследствии могут быть использованы студентами для более глубокого теоретического осмысления специфики русского модернизма, уяснения его типологии и закономерностей поэтики. Полученные знания и навыки анализа художественного текста нужны и в плане профильного обучения, ибо изучаемые в рамках спецкурса авторы (В. Брюсов, А. Блок, А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Маяковский) входят в обязательную программу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.