Педагогический ИМИДЖ
Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html УДК 372.8:82
Элективный курс «Жизнь и творчество И. А. Бунина»
М. В. Ким
Политехнический колледж СахГУ, г. Южно-Сахалинск
АннотациЯ. В статье рассматривается возможность изучения творчества лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина в 11 классе средней общеобразовательной школы в рамках элективного курса, ориентированного на углубление знаний о жизни и творчестве писателя, внёсшего огромный вклад в развитие мировой художественной культуры. При этом данный курс направлен на развитие исследовательской деятельности обучающихся посредством создания проектов.
Ключевые
слова: исследовательская деятельность, внеклассная работа, элек-
тивный курс, творчество И. А. Бунина.
Современные тенденции развития общества повысили требования к уровню ожидаемых результатов образования. Сегодня важнейшими факторами успешного и устойчивого развития личности обучающегося являются мобильность, самостоятельность, способность творчески подходить к решению проблем. В связи с этим школьная система образования переживает период реформ, обусловленных переходом к новой образовательной парадигме, приоритетами которой, безусловно, являются особенности и интересы личности. Данный подход позволяет решать перспективные задачи образования и способствует созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Основными результатами обучения и воспитания становится формирование у обучающихся ключевых компетенций в интеллектуальной, творческой, исследовательской и других сферах деятельности.
Не вызывает сомнения, что одна из эффективных форм обучения - это проведение тематических элективных курсов, ведь они дают возможность педагогам существенно расширить объём учебного материала, позволяют обучающимся с разными интересами и уровнем подготовки выбирать те области знаний и направления, в которых им необходимо конкретизировать и углубить знания.
То, что содержание тематических элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. В связи с этим
основными принципами обучения должны являться индивидуальность, доступность, преемственность, результативность.
По мнению учёного-методиста Р. В. Якименко, содержание элективных курсов по литературе не должно носить «формальный характер», напротив, оно должно отличаться оригинальностью и новизной материала и, несомненно, допускать различные формы учебной деятельности [3].
Освоение содержания элективных курсов является уникальным творческим процессом, который обеспечивает условия для саморазвития, самообразования, самовоспитания личности, и идеальной моделью для формирования представлений о роли творчества писателей в истории литературы.
На наш взгляд, творческое наследие И. А. Бунина даёт широкие возможности для решения современных воспитательных и образовательных задач, стоящих перед школой. Его творчество открывает перед обучающимися богатый мир высоких моральных качеств, нравственной глубины чувств и переживаний. Знакомство с лучшими произведениями классика, умение вдумчиво читать и понимать художественную литературу способствуют целостному развитию школьников, становлению их духовного мира, созданию условий для формирования потребности в непрерывном самосовершенствовании.
Изучение жизни и творчества Ивана Алексеевича Бунина - лауреата Нобелевской премии в области литературы, первым из пяти отечественных писателей удостоенного этой награды в 1933 году («За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы») - в рамках элективного курса по литературе обуславливает двуаспектную характеристику обучения. Во-первых, конкретизирует и углубляет знания обучающихся, полученные на обзорном уроке; во-вторых, освещает некоторые явления из биографии и творчества классика, которые оказались за рамками основного школьного курса литературы.
Поэзия и проза И. А. Бунина представляет собой своеобразный синтез традиций классической литературы XIX столетия и художественных исканий литературы XX века; творческий мир писателя, богатый чувствами и переживаниями, нравственной глубиной близок современному читателю.
Творчество И. А. Бунина только в 1954 году вернулось в русскую литературу. Большая часть наследия писателя прочно вошла в состав литературного чтения, по ряду произведений сняты отечественные и зарубежные художественные фильмы [1]. Однако, даже несмотря на то, что Бунин является одним из ярчайших представителей не только русской, но и мировой литературы, его творчество крайне скромно представлено в школьных программах по литературе. Поэтому мы посчитали целесообразным разработать тематический элективный курс «Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина», рассчитанный на 10 учебных часов и предусматривающий разнообразные виды ученической деятельности: читательскую, литературно-критическую, творческую.
I. Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина, первого отечественного писателя - лауреата Нобелевской премии в области литературы. Жизненные перипетии и творческий путь классика.
Виды деятельности обучающихся: выбор индивидуальных заданий для проектного исследования творчества И. А. Бунина; сообщения школьников; работа со словарями литературоведческих терминов.
II. Творчество И. А. Бунина в оценке критиков и литературоведов.
Анализ основных проблем, связанных с изучением творчества И. А. Бунина, предполагает постановку и осмысление целого ряда вопросов:
- оценка писателями и критиками творчества И. А. Бунина до эмиграции;
- оценка писателями и критиками произведений И. А. Бунина в эмиграции;
- современное литературоведение о творчестве И. А. Бунина.
Педагогический ИМИДЖ
Виды деятельности обучающихся: анализ стихотворений И. А. Бунина, выразительное чтение и комментирование произведений; сопоставительный анализ стихотворений И. А. Бунина до и после эмиграции; решение проблемных вопросов.
III. Творческое наследие И. А. Бунина - круг проблем, исследуемых современными литературоведами: писатель и традиции русской реалистической прозы; философская проблематика творчества писателя - лауреата Нобелевской премии; поэтика художественной прозы; художественное пространство и время.
Виды деятельности обучающихся: выразительное чтение и комментирование отрывков из художественных произведений, их анализ; фольклорно-мифологи-ческие образы в поэтике стихотворений и прозы; решение проблемных вопросов.
IV. Бунин в кинематографе: самые известные экранизации прозы Ивана Алексеевича; рецензия как жанр художественной критики; беседа-рассуждение по проблемным вопросам; место писателя в мировой художественной культуре.
Виды деятельности обучающихся: выразительное чтение и комментирование отрывков из художественных произведений; просмотр отрывков из кинофильмов; сопоставительный анализ художественного текста с его экранизацией (недостатки и достоинства); решение проблемных вопросов.
V. Презентация мультимедийных проектов обучающихся.
VI. Музыкально-литературная композиция «Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена»: совместная деятельность обучающихся и учителя в написании музыкально-литературной композиции, организации и проведении литературного вечера.
Итак, предложенный элективный курс по изучению жизни и творчества лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина является эффективной формой, которая позволит расширить и углубить знания обучающихся по теме исследования.
Список литературы
1. Богданова, О. Ю. Бунин в школе. Книга для учителя / О. Ю. Богданова. - М. : «ДРОФА», 2003. - 336 с.
2. Методика преподавания литературы : учебник для пед. вузов / ред.: О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. - М. : Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - Ч. 2. - 276 с.
3. Якименко, Р. В. Методика изучения поэзии XX века на заключительном этапе школьного литературного образования : автореф. дис. на соиск. уч. степени докт. пед. наук : 13.00.02 / Р. В. Якименко ; науч. рук. О. Ю. Богданова ; Сахалинский гос. ун-т. - М. : 2005. - 244 с.
4. Якименко, Р. В. Поэтический бум ХХ века : изучение отечеств. поэзии XX в. в вып. кл. / Р. В. Якименко. - М. : МГОПУ, 2006. - 335 с.
The Elective Course "I. A. Bunin's life and oeuvre" M. V. Kim
Polytechnic college, Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk
Abstract. The article considers the possibility of studying the Nobel prize winner I. A. Bunin's oeuvre during the elective course in the 11th form of secondary school. The course is to increase knowledge about life and oeuvre of the writer, who made outstanding contribution to the development of the world literature. Also this course aims to the development of the students' research skills by means of project work.
Keywords: research activities, extracurricular activities, elective course, I. A. Bunin s oeuvre.
Ким Майя Викторовна Kim Maya Viktorovna
преподаватель Teacher Lecture
Политехнический колледж, Сахалин- Polytechnic college, Sakhalin State ский государственный университет University
693010, г. Южно-Сахалинск, ул. Лени- 290 Lenin St, Yuzhno-Sakhalinsk, 693010 на, 290
тел.: 8(4242)460155 tel.: 8(4242)460155
e-mail: k.i.m_m.a.y.a_1987@mail.ru e-mail: k.i.mm.a.y.a_1987@mail.ru